Методические указания к практическим занятиям Красноярск сфу 2011 - страница №1/1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
Логика и методология науки
Методические указания к практическим занятиям
Красноярск
СФУ
2011
Разработчик: А.Н. Остыловский
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Логика и методология науки». Пособие содержит тематический план занятий, представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий. В пособие даны рекомендации для подготовки к практическим занятиям, промежуточному и итоговому контролю.
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400.68 «Биология», магистерская программа 020400.68.03 «Биофизика».
1 Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является освоение студентами основ логики и методологии науки, усвоение основных понятий и методов формальной и математической логики и их приложений в естественных науках.
Задачи изучения дисциплины:
- создание у студента целостного системного представления естественнонаучной картины мира;
- формирование и развитие философского подхода к проблемным вопросам естествознания;
- развитие умения постановки решения общих философско-методологических проблем.
2 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Всего
зачетных единиц
(часов)
|
Семестр
|
9
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
2 (72)
|
2 (72)
|
Аудиторные занятия:
|
0,88 (32)
|
0,88 (32)
|
лекции
|
0,28 (10)
|
0,28 (10)
|
практические занятия (ПЗ)
|
0,6 (22)
|
0,6 (22)
|
Самостоятельная работа:
|
1,12 (40)
|
1,12 (40)
|
изучение теоретического курса (ТО)
|
0,56 (20)
|
0,56 (20)
|
задачи
|
0,56 (20)
|
0,56 (20)
|
Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)
|
зачет
|
зачет
|
3 Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины
№
п/п
|
Модули и разделы дисциплины
|
1
|
Формальная логика
|
2
|
Математическая логика
|
3
|
Методы математического моделирования
|
3.2 Практические занятия
№
п/п
|
№ раздела
дисциплины
|
Наименование практических занятий,
объем в часах
|
11
|
1. Формальная логика
|
1. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон (проблема) достаточного обоснования.
2. Непосредственные умозаключения. Силлогистика и круговые схемы. Превращение, обращение и противопоставление предикату.
3. Общие правила силлогизма. Фигуры и модусы. Ограниченность силлогистики.
4. Индуктивные умозаключения. Общее определение индукции. Виды индукции. Индуктивные методы установления причинных связей. Аналогия. Причинно-следственная связь и корреляция. Понятие взаимодействия факторов; нелинейность. Хаос и самоорганизация. Синергетика.
5. Неклассическая логика. Основные идеи интуиционизма. Многозначная логика. Модальности. Верифицируемость, фальсифицируемость, доказуемость, опровержимость. Логика оценок и логика норм. Сбалансированность, полнота, непротиворечивость. Логика квантовой механики. Паранепротиворечивая логика. Логика причинности. Логика изменения.
6. Вопрос. Предпосылка вопроса. Подмена вопроса. Логически корректные и некорректные вопросы. Открытые и закрытые вопросы. Виды ответов. Парадоксы и логика. Варианты парадокса лжеца. Язык и метаязык. О теории типов Рассела.
(аудиторные часы - 0,22(8 ч))
|
12
3
|
2. Математическая логика
|
7. Логика предикатов. Предметные переменные. Одноместные предикаты. Многоместные предикаты и отношения. Кванторы. Формулы. Основные тождества. Проблема разрешимости. Семантические таблицы. Языки высших порядков.
8. Неполнота и неформализуемость. Теорема Тарского о невыразимости истины. Неполнота. Вокруг теоремы Геделя. О формализации неформализуемых понятий.
9. Системы аксиом и модели. Требования к системе аксиом. Теорема о существовании модели. Элементарная эквивалентность и изоморфизм. Категоричность. Аксиоматизируемость. Понятие «существование» в физике, математике, философии. Счетные и несчетные множества. Диагональный метод Кантора. Скала мощностей. Континуум-гипотеза. Парадоксы теории множеств. Основы теории определений. Определения в математике. Сокращающие определения. Теорема Крэйга об интерполяции. Теорема Бета об определимости.
(аудиторные часы - 0,22 (8 ч))
|
13
|
3. Методы математического моделирования
|
10. Регрессионные модели. Полиномиальные линейные и нелинейные модели. Метод наименьших квадратов в матричной форме. Взаимодействие факторов. Обратный спектральный анализ. Воспрозводимость. Адекватность. Математизация глупостей.
(аудиторные часы - 0,17 (6 ч))
|
4 Учебно-методические материалы по дисциплине
Основная литература
-
Пенроуз Р. Путь к реальности, или законы, управляющие Вселенной. Полный путеводитель. – М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2007 (3 экз.)
-
Павлов А. В. Логика и методология науки: современное гуманитарное познание и его перспективы : учеб. пособие/А. В. Павлов; Тюмен. гос. ун-т. – 2010. - 343 с. (1 экз.)
-
Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки : учебник для вузов : рекомендовано Учебно-методическим центром "Классический учебник"/Е. В. Ушаков. – 2008 (1 экз.)
-
Философия науки в вопросах и ответах : учебное пособие для аспирантов/В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич [и др.] ; отв. ред. В. П. Кохановский. – 2007 (4 экз.)
-
Рассел Б. Введение в математическую философию. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007 (1 экз.)
Дополнительная литература
-
А. Д. Гетманова. Логика: учебник для студентов вузов : Рекомендовано Учебно-методическим объединением Министерства образования РФ / А. Д. Гетманова. - 8-е изд. - Москва : Омега-Л, 2005 (32 экз.)
-
Современная логика: теория и практика [Текст] : монография / А. Н. Шуман. - Минск : Экономпресс, 2004 (1 экз.)
-
Г.Г.Копылов. Методология: вчера, сегодня, завтра / ред.-сост.: Г.Г. Копылов, М.С.Хромченко - М.: Школа культурной политики, 2005, Т.1,2,3 (7 экз.)
-
Ивин А.А Логика. Учебное пособие. – М.: Знание, 1997.
-
Непейвода Н.Н. Прикладная логика: Учеб. Пособие. – Новосибирск, 2000.
-
Никифоров А.Л. Книга по логике. – М., Гнозис, 1995.
-
Клайн М. Математика. Утрата определенности. М.: Мир 1984.
-
Остыловский А.Н. Логика высказываний: Учеб. пособие для юридич. ф-та/ Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 1997, 59 с.
-
Налимов В.В. Вероятностная модель языка. – Наука, 1979
-
Пенроуз Р. Путь к реальности, или законы, управляющие Вселенной. Полный путеводитель. – М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2007. – 912 с.
Электронные издания
1. Методология науки и организация предпринимательства [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. комплекс дисциплины / И. С. Багдасарьян [и др.] ; Сиб. федерал. ун-т. - Электрон. дан. (PDF ; 6889 Кб). - Красноярск : СФУ, 2008. - (Электронная библиотека СФУ. УМКД - 2008, Учебно-методические комплексы дисциплин в авторской редакции).
Режим доступа: http://catalog.sfu-kras.ru/cgi-bin/irbis64r_91/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&P21DBN=UMKD&I21DBN=UMKD&S21REF=1&S21CNR=5&S21STN=1&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21P03=I=&S21LOG=1&S21ALL=%28%3C.%3EI%3D-270221%3C.%3E%29
2. Логика : учебник/[С. С. Гусев и др.]; под ред. А. И. Мигунова, И. Б. Микиртумова, Б. И. Федорова. – 2011.
Режим доступа: http://www.book.ru/view/900015/
Информационные ресурсы
1. Сайт Института философии РАН http://iph.ras.ru/
2. Библиотека Института философии и права Сибирского отделения РАН http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/Library.htm
3. ЭБС «ИНФРА-М». – Режим доступа : http://www.znanium.com/.
4. Научная электронная библиотека российских научных журналов. – Режим доступа :http://elibrary.ru.
5. Springer, Kluwer. – Режим доступа : http://www.springerlink.com.
6. Oxford University Press (Oxford Journals). – Режим доступа : http://www.oxfordjournals.org.
7. http://newasp.omskreg.ru/tdis
8.
http://iph.ras.ru/page50774540.htm