Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению... 1 205.46kb.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... 3 409.61kb.
Методические рекомендации по разработке требований к проведению муниципального... 1 77.79kb.
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного... 1 186.57kb.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа... 1 183.81kb.
Результаты победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской... 1 129.77kb.
Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного... 1 328.55kb.
Требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады... 1 91.76kb.
Всероссийская олимпиада школьников по праву 1 66.58kb.
Результаты I (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников... 1 50.47kb.
Всероссийская олимпиада школьников по праву 1 87.65kb.
Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного... 1 328.55kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального - страница №1/1





ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010/2011 учебном году
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010/2011 учебном году

Москва 2010
Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по праву и направлены для оргкомитетов, предметно-методических комиссий соответствующих этапов для разработки требований к проведению и составления заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010/2011 уч.г.

Требования к проведению и составлению олимпиадных заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву 2010/2011 учебного года должны быть составлены на основе Положения о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02.12.2009 № 695 (далее – Положение) с учетом данных рекомендаций (см. пп. 21, 22. 30. 31 Положения).


Председатель центральной С.И.Володина

предметно-методической комиссии

по праву
СОДЕРЖАНИЕ




  • Форма и порядок проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву

  • Материально-техническое обеспечение проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву

  • Подведение итогов школьного и муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по праву

  • Составление заданий школьного и муниципального этапов Олимпиады, их проверка и оценивание

    1. Общие положения

    2. Принципы формирования олимпиадных заданий

    3. Типы олимпиадных заданий

    4. Проверка и система оценивания олимпиадных заданий

    5. Рекомендуемая литература и сайты Интернета

  • Приложение. Положение об апелляции, реализованное на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по праву 2009-2010 уч.г.


  • Форма и порядок проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву

1.1. Участниками школьного этапа Олимпиады по праву могут быть на добровольной основе все учащиеся 9-11-х классов1 образовательного учреждения. Квоты на участие в школьном этапе Олимпиады не устанавливаются (п. 8 Положения).

1.2. Участники муниципального этапа Олимпиады по праву (обучающиеся 9-11-х классов2) определяются в соответствии с п. 32 Положения.

1.3. Требования к проведению школьного этапа Олимпиады разрабатываются предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады и утверждаются оргкомитетом школьного этапа Олимпиады (п. 21 Положения).

1.4. Требования к проведению муниципального этапа Олимпиады разрабатываются предметно-методической комиссией регионального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады и утверждаются оргкомитетом муниципального этапа Олимпиады (п. 31 Положения).

1.5. «В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге муниципальный этап Олимпиады проводится с учетом установленных в указанных субъектах Российской Федерации особенностей организации местного самоуправления» (п. 38 Положения).

1.6. В требования, составляемые раздельно для школьного и муниципального этапов Олимпиады, рекомендуется включить следующие общие позиции:

1) Дата проведения этапа Олимпиады на основании пп. 20,29 Положения.

2) Время проведения Олимпиады для каждой параллели (см. данные рекомендации ниже).

3) Функции Оргкомитета и Жюри школьного и муниципального этапов Олимпиады, предметно-методической комиссии муниципального этапа Олимпиады, разрабатывающей требования к проведению этапа и задания школьного этапа, предметно-методической комиссии регионального этапа, разрабатывающей требования к проведению муниципального этапа и задания этого этапа, распределение их полномочий и зоны ответственности (см. пп. 11, 17. 18. 19. 21, 30, 31 Положения).

4) Порядок регистрации участников.

5) Материально-техническое обеспечение этапа Олимпиады (см. данные рекомендации ниже).

6) Форма проведения Олимпиады (выполнение письменных заданий на проштампованных листах для ответов, указание на время выполнения заданий – см. данные рекомендации ниже).

7) Проведение шифровки и дешифровки работ (для муниципального этапа Олимпиады).

8) Порядок проверки работ и их оценивание (см. данные рекомендации ниже).

9) Порядок сообщения об итогах проверки олимпиадных заданий (сроки, указание места и способа ознакомления с результатами).

10) Порядок разбора заданий.

11) Порядок показа работ с комментариями проверяющих.

12) Порядок проведения апелляций (рекомендуется составить на основе приложения к данным рекомендациям с учетом специфики этапа Олимпиады).

13) Порядок подведения итогов этапа (см. данные рекомендации ниже).




  • Материально-техническое обеспечение проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву

2.1. Задания каждой возрастной параллели составляются в одном варианте, поэтому участники должны сидеть по одному за столом (партой).

2.2. Для каждого участника этапа необходимо подготовить распечатанный комплект заданий (для школьного этапа допускается запись заданий на доске или их отображение на экране).

2.3. Для выполнения заданий учащиеся обеспечиваются проштампованными школьными тетрадными листами или листами А4 в количестве, которое определит предметно-методическая комиссия, формировавшая олимпиадные задания этапа.

2.4. Участники этапов должны быть обеспечены листами для черновиков.

2.5. Участники должны иметь собственные авторучками с синими или фиолетовыми чернилами. Оргкомитету рекомендуется иметь для участников запасные авторучки того же цвета.

2.6. Оргкомитет, жюри, предметно-методическая комиссия этапа должны быть обеспечены необходимыми для выполнения их функций канцелярскими принадлежностями и оргтехникой.
3. Подведение итогов школьного и муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по праву
Общий подход в определении победителей и призеров всех этапов Олимпиады дается в п. 9 Положения.

В п. 10 Положения определяется порядок утверждения образцов дипломов победителей и призеров этапов Олимпиады.

Порядок определения победителей и призеров школьного этапа Олимпиады и их награждения определяются пп. 24-28 Положения.

Порядок определения победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады и их награждения определяются в Положении пп. 33-37.




  1. Составление заданий школьного и муниципального этапов Олимпиады, их проверка и оценивание


4.1. Общие положения
1.1. Содержание заданий Олимпиады по праву определяются:

- обязательными минимумами содержания и уровня подготовленности учащихся по предмету, сформулированные в документах Минобразования России: по основному общему образованию (приказ от 19 мая 1998 г. №1236) и по среднему (полному) общему образованию (приказ от 30 июня 1999 г. №56);

- Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по праву (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 с дальнейшими изменениями ).

При подготовке заданий необходимо учитывать принципиальные установки учебного стандарта нового поколения, который готовится для внедрения в образовательные учреждения РФ.

2. Олимпиада по праву является предметной и проводится «по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования…» (п.7 «Положения о всероссийской олимпиаде школьников»).

3. С учетом особенностей требований к олимпиадным заданиям, которые в своей совокупности отличаются от традиционных форм контроля, текущей и итоговой аттестации учащихся в них должны найти отражение:

- нормативные требования к уровню подготовленности учащихся по предмету;

- творческий характер соревнований;

- общая культура участников, их эрудированность.
4.2. Принципы формирования олимпиадных заданий
Предлагаются следующие принципы формирования олимпиадных заданий на школьном и муниципальном уровнях:

1.Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий с ее нарастанием по мере увеличения возраста соревнующихся.

2. Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащихся и этапов Олимпиады.

Конкретные число заданий и время на их выполнение на школьном и муниципальном этапах Олимпиады определяет муниципальная и региональная предметно-методическая комиссии в зависимости от сложившейся традиции проведения Олимпиад, организационных возможностей и санитарных норм с учетом рекомендаций центральной предметно-методической комиссии.

3. Отражения в заданиях различных содержательных линий курса и степени, глубины их рассмотрения на уроках ко времени проведения этапа Олимпиады с возможным в условиях соревнований обращением к максимально большому количеству этих содержательных линий.

4. Проверка соответствия готовности участников Олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.

5. Сочетание заданий с кратким ответом (тесты) до развернутого текста (решение правовых задач).

6. Представление заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.).

7. Опора на межпредметные связи в части заданий.

Возможен следующий алгоритм подготовки заданий Олимпиады по праву для каждой параллели участников школьного и муниципального этапов:

В основе работы – определение целей проведения этапа на основе общего целеполагания всероссийской олимпиады школьников;


  • определение того, какие содержательные линии, в какой степени и на основе какого учебно-методического комплекса изучены школьниками данной параллели к началу этапа Олимпиады;

  • вычленение дидактических единиц, вынесение которых в олимпиадные задания наиболее целесообразно;

  • выделение типов заданий, доступных для выполнения учащимися данной параллели, позволяющих в наибольшей степени выявить уровень их подготовленности, творческие задатки;

  • определение ориентировочного времени выполнения каждого из предлагаемых заданий для вывода о возможном наборе комплекта для параллели.


4.3. Типы олимпиадных заданий.

Наиболее распространенными типами заданий Олимпиады по праву являются (примеры для каждого типа задания даны в соответствующих изданиях, о которых сказано ниже):



1. Определение правильности или ошибочности утверждений («да» – «нет»).

2. Соответствие элементов из двух или нескольких перечней

(напр.: Право собственности - это право: А. вещное;

Б. обязательственное;

В. исключительное;

Г. относительное).

3. Работа с таблицами и схемами, например:

1) составьте таблицу, используя все предложенные понятия и термины, отразив их соотношение (напр.: Установите соответствие: А. Гипотеза;

Б. Диспозиция;

В. Санкция.

1. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив;

2. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет;

3. Влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

А –

Б –

В –)

2) начертите схему, которая, например, отражает принципы построения правовой нормы.



4. Задания по работе с правовыми понятиями:

4.1. Правильность написания правовых терминов (раскройте содержание понятий (напр.: аллонж) или перечислите признаки или гарантии (напр.: местного самоуправления)).

4.2. Замена выделенного фрагмента правовым термином.

5. Работа с правовыми текстами:

5.1. Заполнение пропущенных слов и словосочетаний (напр. Конституция Российской Федерации и ____________ ___________ имеют__________ на всей территории Российской Федерации).

5.2. Задания к тексту по его анализу, поиску примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте.

5.3. Поиск и исправление ошибок в тексте.



6. Правовые задачи (например: правовая ситуация… необходимо ответить кратко или с обоснованием ответа):

6.1. Какое решение вынесет суд?

6.2. Правомерны ли действия (требования) Х.? Кто прав в этой ситуации?

6.3. Какой из законов подлежит применению? К какому нормативному акту нужно обратиться для решения спора? Какой нормативный акт регулирует этот вопрос?

6.4. Будет ли Х. привлечен к ответственности? К какому виду ответственности будет привлечен Х.?

6.5. Может ли Х. обратиться в суд за защитой своих прав?

6.6. Правомерен ли отказ Х. от исполнения обязательств по договору?

6.7. Кто должен разрешить конфликт?

6.8. Возможно ли обжалование решения?

(Напр. Собственник 3-х комнатной квартиры гражданин Костромин, являясь индивидуальным предпринимателем, организовал в одной из комнат своей квартиры пошив женской одежды. Жалоб от соседей Костромина никуда не поступало, поскольку деятельность Костромина им не мешала. Однако сотрудники ДЭЗ потребовали у Костромина прекратить заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью на дому и арендовать для этого нежилое помещение. Кто прав в споре? Ответ обоснуйте?)



7. Расшифруйте аббревиатуры (например МКАС при ТПП РФ; УПК РФ)

8.Переведите или соотнесите латинское выражение (напр.:

  1. Nemo judex in propria causa

  2. Obligatio est juris vinclum

  3. Imperitia pro culpa habetur

  4. Jus est ars boni et aequi

А) Право – это искусство добра и справедливости

Б) Неведение вменяется в вину

В) Никто не может быть судьёй в собственном деле

Г) Обязательства – это оковы права.)


4.4. Проверка и система оценивания олимпиадных заданий
Предметно-методическая комиссия каждого этапа Олимпиады обеспечивает ее проведение не только соответствующим комплектом заданий, но и системой их оценивания.

Необходимо создание ее дифференцированной шкалы, позволяющей учитывать различные нюансы ответов участников соревнований. В значительном числе случаев итог выполнения задания не подводится через дихотомию: «решил – не решил», а требуют оценивать отдельные их стороны, нередко автономно.

Количество олимпиадных заданий в каждом комплекте (на каждую параллель учащихся – один комплект) зависит от сложности отдельных заданий, трудоемкости их выполнения. Ниже дается таблица, которая содержит рекомендации по времени, отводимому для работы школьников на этапе Олимпиады.
Сравнительная характеристика школьного и муниципального этапов Олимпиады


Вопросы для сравнения

Школьный этап

Муниципальный этап

Параллели участников.

9 – 11 классы

9 -11 классы

Рекомендуемое время для проведения.

1 час. (астрономический) для 9 классов.

1 час. 20 мин. для 10 –11 классов.



1 час. 20 мин. для 9классов.

1 час. 30 мин. для 10 –11 классов.


При оценивании олимпиадных работ рекомендуется каждую из них проверять двум членам комиссии с последующим подключением дополнительного члена жюри (председателя) при значительном расхождении оценок тех, кто первоначально проверил работу. Это особенно важно при обращении к творческим заданиям, требующим развернутого текста.


4.5. Рекомендуемая литература и сайты Интернета

Ниже приведены издания, в которых собраны олимпиадные задания по праву. Данный банк заданий может напрямую использоваться при формировании комплектов заданий, или быть основой для создания собственных заданий (переделки предложенных) муниципальными и региональными предметно-методическими комиссиями.



    1. Основы правовых знаний. В 2-х кн. Учеб. для 8-9 классов /С.И. Володина, А.М.Полиевктова, В.В.Спасская – изд. 6-е испр. и доп. – М.: Новый учебник, 2008

    2. Всероссийская олимпиада школьников по праву: материалы и комментации /Под ред. С.И.Володиной, В.В. Спасской – М.: Школа-пресс, 2003

    3. Всероссийская олимпиада школьников по праву: Методическое пособие /Пож ред. С.И.Володиной – М. : АПКиППРО, 2005

    4. С.И.Володина, А.М.Полиевктова, В.В. Спасская. Всероссийская олимпиада школьников по праву в 2006 г. :Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006

* * *

http://www.president.kremlin.ru – официальный сайт Президента РФ.

http://www.medvedev-da.ru/ – сайт Президента РФ Д.А. Медведева.

http://premier.gov.ru/ – официальный сайт Председателя Правительства РФ В.В. Путина.

http://www.gov.ru/ – сервер органов государственной власти РФ.

http://www.edu.ru/ федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.

http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.

http://www.mioo.ru – сайт Московского институт открытого образования.

http://ecsocman.edu.ru/ – федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.

http://www.philos.msu.ru/library.php – библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

http://www.philososophe.ru/ – философский портал «Философия в России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы.



http://www.garant.ru/ – «Гарант» (законодательство с комментариями).


  1. Приложение


Положение об апелляции, реализованное на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010-2011 уч.г. с незначительными сокращениями
Порядок проведения апелляции по результатам проверки заданий
1. Апелляция проводится в случаях несогласия участника Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы или нарушения процедуры проведения Олимпиады. Заявление на апелляцию принимаются в течение 1-го астрономического часа после окончания разбора заданий и показа работ.

2. Порядок проведения апелляции доводится до сведения участников Олимпиады, их сопровождающих лиц перед началом проведения разбора заданий и показа работ.

3. Для проведения апелляции Оргкомитет Олимпиады создает апелляционную комиссию из членов Жюри (не менее трех человек), один из которых избирается Председателем апелляционной комиссии, а другой – ее секретарем.

4. Во время апелляции стороны не имеют право вести аудио- и видео- записи.

5. Рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке. Участнику Олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с критериями и методикой, разработанными Центральной предметно-методической комиссией.

(…)


7. Для проведения апелляции участник Олимпиады подает письменное заявление на имя председателя Жюри в установленной форме (…).

8. При рассмотрении апелляции присутствует только участник Олимпиады, подавший заявление, имеющий при себе документ, удостоверяющий личность.

9. По результатам рассмотрения апелляции апелляционная комиссия выносит одно из следующих решений:


  • об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;

  • об удовлетворении апелляции и изменении оценки в баллах.

10. Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат.

11. Решения апелляционной комиссии принимаются простым большинством голосов от списочного состава комиссии. В случае равенства голосов председатель комиссии имеет право решающего голоса.

12. Решения апелляционной комиссии являются окончательными и пересмотру не подлежат.

13. Работа апелляционной комиссии оформляется протоколами (…), которые подписываются председателем и всеми членами комиссии.

14. Протоколы проведения апелляции передаются председателю Жюри для внесения соответствующих изменений в отчетную документацию.

15. Официальным объявлением итогов Олимпиады считается вывешенная на всеобщее обозрение в месте проведения Олимпиады итоговая таблица результатов выполнения олимпиадных заданий, заверенная подписями председателя и членов жюри.



16. Документами по основным видам работы апелляционной комиссии являются:

  • письменные заявления об апелляциях участников Олимпиады;

  • журнал (листы) регистрации апелляций (…)

17. Окончательные итоги Олимпиады утверждаются Жюри с учетом результатов работы апелляционной комиссии.


1 По Положению в школьном этапе могут принимать участие учащиеся 5-11-х классов

2 По Положению в муниципальном этапе могут принимать участие учащиеся 7-11-х классов