страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Методические рекомендации по преподаванию специальности Учебный план Учебная программа - страница №1/7
Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: № 040122.07 «Нефрология» Москва - 2001 Образовательный стандарт послевузовского профессионального образования по специальности «нефрология», разработан сотрудниками кафедры нефрологии и гемодиализа ФППО ММА им. И.М.Сеченова:
Член-корр. РАМН, профессором И.Е. Тареевой
кандидатом медицинских наук С.О. Андросовой
кандидатом медицинских наук М.Ю. Швецовым СОДЕРЖАНИЕВведение Пояснительная записка Квалификационная характеристика специалиста- нефролога Методические рекомендации по преподаванию специальности Учебный план Учебная программа по нефрологии Тестовые задания Список обязательной и рекомендуемой литературы ВведениеВ учебных программах высших учебных медицинских учреждений вопросам нефрологии отводится малое количество учебных часов. Выпускники медицинских институтов недостаточно ориентированы в нефрологических проблемах. В то же время постоянно увеличивается число факторов риска развития нефропатий, к которым относят вредное воздействие вирусов, токсических веществ (в т.ч. алкоголя), лекарственных препаратов (особенно при полипрагмазии), неблагоприятных экологических условий. Четко прослеживается тенденция к нарастанию почечной патологии у больных, страдающих сахарным диабетом, системными васкулитами. Часто присоединение поражения почек у данных больных определяет их прогноз. Больным нефрологического профиля, как правило, проводится активная иммуносупрессивная терапия, требующая постоянного контроля специалиста-нефролога. Кроме того, больные с исходом в терминальную почечную недостаточность должны быть под постоянным наблюдением врачей отделений гемодиализа, перитонеального диализа, т.к. это лечение проводится пожизненно. Таким образом, существует необходимость подготовки для нужд практического здравоохранения специалиста-нефролога. Быстрое развитие новых медицинских технологий, необходимость их внедрения в практическое здравоохранение требует от любого специалиста, в том числе и врача-нефролога, постоянного совершенствования своих знаний и умений. Повышение квалификации должно проводиться на всех этапах пост дипломного непрерывного образования. В основу данной программы положена квалификационная характеристика "врача-нефролога" приказ МЗ РФ от 05.05.97 № 131). Пояснительная запискаПосле получения диплома врача выпускник не готов к самостоятельной деятельности. Ему необходимо пройти дополнительную подготовку по специальной образовательно-профессиональной программе. Первым этапом данной программы является первичная специализация, что может быть осуществлено в клинической ординатуре сроком в 2 года по специальности нефрология. В программе для ординаторов используются их базисные знания и умения (общеврачебные), которые они получили в вузе и специальные знания, изложенные в учебных планах. Врач должен знать теоретические основы нефрологии, владеть современными достижениями фундаментальных исследований в области физиологии, морфологии почек, генетики, биохимии, фармакологии. Он должен быть ориентирован в смежных специальностях и субспециальностях (терапия, урология, ревматология, эндокринология, акушерство), вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины. Обучение в клинической ординатуре по нефрологии должно проходить на базе крупных клиник или нефрологических центров, где помимо нефрологического отделения имеются отделения гемодиализа, перитонеального диализа, трансплантации почки. Обязательным является работа в поликлиническом отделении клиники или центра. По окончании обучения и сдачи экзамена врач получает сертификат нефролога (приказ МЗ РФ № 286 от 19.12.94). Данный специалист может быть допущен до работы в нефрологическом кабинете поликлиники, отделении больницы, центрах хронического и острого гемодиализа, перитонеального диализа. Кроме того, стажированные врачи других специальностей (терапевты, хирурги, реаниматологи), которые работают врачами отделений гемодиализа, должны проходить обучение на циклах общего усовершенствования (переподготовки) по нефрологии по специальной программе, по овладению которой и сдаче экзамена, врач получает документ, удостоверяющий прохождение им первичной специализации по нефрологии. В последующем данный специалист проходит сертификационный цикл по нефрологии (очный, очно-заочный) и после сдачи экзамена получает сертификат нефролога. В дальнейшем предусматривается для стажированных специалистов система повышения квалификации. Она предусматривает помимо сертификационных циклов, циклы тематического усовершенствования по нефрологии продолжительностью от 72 до 144 часов. Данные циклы также проводятся на базе крупных клиник, больниц, нефрологических центров. Квалификационная характеристика специалиста- нефрологаНаименование врачебной должности – врач-нефролог; наименование врачебной специальности – нефрология. Первым этапом подготовки по образовательно-профессиональной программе по нефрологии является первичная специализация- ординатура сроком 2 года (Приказ МЗ РФ № 23 от 17.02.93 г.). Цель программы – подготовка врачей, окончивших высшее медицинское учебное заведение по специальности «лечебное дело» или «педиатрия», для работы по специальности «нефрология» в учреждениях практического здравоохранения. Общеврачебные навыки: Управление здравоохранением – законодательство о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; правовые вопросы; организация работы лечебно-профилактического учреждения, в котором работает; взаимодействие в работе отдельных служб, организация диспансеризации прикрепленных контингентов; учебно-отчетная документация деятельности нефрологического отделения, кабинета (центра); статистические методы оценки показателей этой деятельности; экономические аспекты деятельности больнично-поликлинических учреждений; вопросы страховой медицины и ее формы; цель и основные задачи медицинского страхования; объект медицинского страхования; формы страхования – обязательное, добровольное, источник финансирования здравоохранения в РФ; вопросы временной и стойкой нетрудоспособности при заболеваниях почек; организация медико-социальной экспертизы; организация, формы и методы санитарно- просветительной работы, особенности проведения этой работы среди разных возрастных групп (пожилых больных, пациентов детского возраста). По специальности знать: основы топографической анатомии органов брюшной полости и забрюшинного пространства; эмбриология мочеполовой системы; анатомические особенности мочеполовой системы в возрастном аспекте; основы водно-электролитного обмена; кислотно-щелочного баланса; возможные типы их нарушения и принципы терапии у взрослых пациентов и в детском возрасте; показатели гомеостаза в норме и патологии; клиническая симптоматика и патогенез основных заболеваний почек у взрослых и детей; их профилактика и лечение; общие и функциональные методы исследования в нефрологии; специальные методы исследования в нефрологии (рентгенологические, радиологические, ультразвуковые и другие); основы фармакотерапии в нефрологической клинике; механизм действия основных групп лекарств; особенности действия лекарств при нарушении функции почек в различных возрастных группах; клиническая симптоматика пограничных состояний в нефрологии; внепочечные методы очищения крови (гемодиализ и другие); организация службы интенсивной терапии и реанимации в нефрологии; применение физиотерапии, климатотерапии и лечебной физкультуры в нефрологической клинике; Владение алгоритмом постановки диагноза и проведение необходимого лечения при основных нозологических формах в нефрологии Перечень знаний и практических навыков, необходимых в работе врача-нефролога Программа подготовки по специальности «нефрология» состоит из перечня профессиональных знаний и практических навыков, которыми должен овладеть ординатор. Данная программа разделена на две части: 1 часть – общеврачебные диагностические и лечебные манипуляции 2 часть – по специальности «нефрология» Предусмотрены 3 уровня усвоения материала: 1-й уровень (+) - профессионально ориентируется по данному вопросу; 2-й уровень (++) - может использовать приобретенные знания под руководством специалиста; 3-й уровень (+++) - может самостоятельно применить приобретенные знания и навыки.
В разделе:«Основы структуры и функции почки» Уметь: - определять на обзорных снимках почек и урограммах: 1 .местоположение почек 2. размеры почек 3. состояние чашечно-лоханочной системы 4. наличие аномалий развития мочевой системы - 25 - рассчитывать величину скорости КФ по клиренсу эндогенного креатинина 20 - интерпретировать полученные данные, сопоставляя их с другими показателями азотвыделительной функции почек - 20 - определять относительную плотность мочи -15 - оценивать мочевой синдром : 1. определять протеинурию -15 2. рассчитывать суточную протеинурию -15 3. проводить ортостатическую пробу - определить сахар в моче -15 - клинически интерпретировать изменения осадка мочи - 25 -. определять характер солей при 1 осмотре осадка мочи - 25 2. микроскопии осадка мочи - 30 Владеть : микроскопическим исследованием осадка мочи - В разделе«Основные нозологические формы» Уметь: - получить объективную информацию о заболевании - 50 - выявить ведущий синдром - 50 - выявить этиологию болезни - 50 - определить объем необходимых дополнительных методов исследования -50 - оценить степень активности нефропатии - 50 - оценить функциональное состояние почек - 50 - оценить показания для госпитализации - 50 - выработать план ведения пациента в амбулаторных условиях, стационаре -50 - обосновать выбор назначенных медикаментов - 50 - оценить трудоспособность и прогноз больного - 50 - определить показания и противопоказания для проведения биопсии почки-20 - определить наличие показаний и противопоказаний для проведения аортографии -20 Уметь: - обосновать показания к назначению различных модификаций малобелковой диеты - 30 - рассчитать необходимую суточную квоту белка, фосфора, калия, общего калоража - 30 - рассчитать дозы различных лекарств в зависимости от степени хронической почечной недостаточности - 50 - рассчитать дозы бикарбоната натрия для коррекции метаболического ацидоза - 30 - определить срочные показания к проведению гемодиализа - 30 - определить клинические и лабораторные тесты оценки состояния почечного трансплантата- 30 -определить показания для биопсии почечного трансплантата – 30 Уметь: - наложить артерио-венозный шунт - 30 - сформировать фистулу - 30 - определить индивидуальный режим хронического гемодиализа -20 - приготовить ацетатный диализный концентрат -15 - провести сеансы гемодиализа - 25 Владеть: - техникой наложения хронического сосудистого доступа для ГД (шунта Скрибнера) и установки перитонеального катетера Тенкхоффа -20 методами подключения и отключения к аппарату «искусственная почка», принципами ведения сеанса гемодиализа, мониторинга за больным – 25 В разделе «Неотложные состояния» Неотложные состояния у нефрологических больных (гипергидратация, дегидратация, гиповолемический шок, бактериемический шок, эклампсия, гиперкалиемия, гиперкальциемия, ДВС-синдром, дистресс-синдром, острый тромбоз почечных вен, острый криз отторжения трансплантата, макрогематурия., почечная колика Уметь оказывать помощь при следующих неотложных состояниях: - краш-синдром и множественная травма - 5 - гиперкальциемия, гипокальциемия - 10 - гиперкалиемия, гипокалиемия -10 - гипертонический криз и почечная эклампсия - 15 - почечная колика - 5 - макрогематурия -10 - гиповолемический шок -10 - бактериемический шок - 10 - острая почечная недостаточность -10 - криз отторжения трансплантата - 5 - острая дыхательная недостаточность - 5 - респираторный дистресс-синдром -10 - острая сердечная недостаточность -10 - декомпенсированный метаболический ацидоз -10 - гипергидратация, соледефицитные состояния -10 - острый ДВС-синдром -10 Уметь: -проводить изолированную ультрафильтрацию - 15
Владеть: -техникой пункции перикарда и дренирования полости перикарда –10 - техникой парацентеза с реинфузией концентрированной асцитической жидкости-1 Уметь в своей практической работе учитывать особенности течения различных болезней, в том числе и почек; у пациентов пожилого и старческого возраста; особенности фармакотерапии, реабилитации данных пациентов (геронтологические аспекты). Кроме того, необходимо иметь навыки общения с детьми, особенности лечения в разных возрастных группах (педиатрические аспекты). Владеть деонтологическими навыками при работе с пациентами и их родственниками; коллегами по профессии. следующая страница >> |
|