Методические рекомендации по преподаванию специальности Учебный план Учебная программа по нефрологии - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа утверждена на 10 3232.84kb.
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной... 1 313.86kb.
Методические рекомендации сд. 12 Социология безопасности основная... 1 183.96kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 1 257.59kb.
Программа и методические рекомендации проведения педагогической практики... 1 212.23kb.
Першиков Валерий Павлович, доцент рабочая программа дисциплины 1 59.59kb.
Учебная программа для специальности 4 1386.3kb.
Учебная программа для специальности: 1-31 03 01 Математика 1 200.61kb.
Учебный план №2 с русским (неродным) языком обучения на 2012 2013... 1 218.21kb.
Методические рекомендации по выполнению дипломной работы по специальности... 1 350.61kb.
Учебная программа для специальности 1-31 03 01 Математика 1 52.82kb.
Тестовые задания по с специальности «Нефрология» 1 217.44kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические рекомендации по преподаванию специальности Учебный план Учебная программа - страница №1/7

Министерство здравоохранения Российской Федерации
Учебно-методическое объединение медицинских
и фармацевтических вузов

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

«СОГЛАСОВАНО»


Руководитель департамента образовательных

медицинских учреждений

и кадровой политики

МЗ РФ


Н.Н. Володин



«УТВЕРЖДАЮ»


Зам. председателя

учебно-методического

объединения медицинских

и фармацевтических вузов


И.Н. Денисов

27 апреля 2001 г.




24 апреля 2001 г.


Образовательный стандарт послевузовской
профессиональной подготовки специалистов


Специальность:
№ 040122.07 «Нефрология»

Москва - 2001

Образовательный стандарт послевузовского профессионального образования по специальности «нефрология», разработан сотрудниками кафедры нефрологии и гемодиализа ФППО ММА им. И.М.Сеченова:


  • Зав. кафедрой нефрологии и гемодиализа,

Член-корр. РАМН,

профессором И.Е. Тареевой




  • Доцентом кафедры

кандидатом медицинских наук С.О. Андросовой


  • Ассистентом кафедры

кандидатом медицинских наук М.Ю. Швецовым

СОДЕРЖАНИЕ

Введение


Пояснительная записка

Квалификационная характеристика специалиста- нефролога

Методические рекомендации по преподаванию специальности

Учебный план

Учебная программа по нефрологии

Тестовые задания

Список обязательной и рекомендуемой литературы

Введение


В учебных программах высших учебных медицинских учреждений вопросам нефрологии отводится малое количество учебных часов. Выпускники медицинских институтов недостаточно ориентированы в нефрологических проблемах. В то же время постоянно увеличивается число факторов риска развития нефропатий, к которым относят вредное воздействие вирусов, токсических веществ (в т.ч. алкоголя), лекарственных препаратов (особенно при полипрагмазии), неблагоприятных экологических условий. Четко прослеживается тенденция к нарастанию почечной патологии у больных, страдающих сахарным диабетом, системными васкулитами. Часто присоединение поражения почек у данных больных определяет их прогноз.

Больным нефрологического профиля, как правило, проводится активная иммуносупрессивная терапия, требующая постоянного контроля специалиста-нефролога. Кроме того, больные с исходом в терминальную почечную недостаточность должны быть под постоянным наблюдением врачей отделений гемодиализа, перитонеального диализа, т.к. это лечение проводится пожизненно. Таким образом, существует необходимость подготовки для нужд практического здравоохранения специалиста-нефролога.

Быстрое развитие новых медицинских технологий, необходимость их внедрения в практическое здравоохранение требует от любого специалиста, в том числе и врача-нефролога, постоянного совершенствования своих знаний и умений. Повышение квалификации должно проводиться на всех этапах пост дипломного непрерывного образования. В основу данной программы положена квалификационная характеристика "врача-нефролога" приказ МЗ РФ от 05.05.97 № 131).

Цель программы – подготовка врачей, окончивших высшее медицинское учебное заведение по специальности «лечебное дело» или «педиатрия», для работы по специальности «нефрология» в учреждениях практического здравоохранения.

Пояснительная записка


После получения диплома врача выпускник не готов к самостоятельной деятельности. Ему необходимо пройти дополнительную подготовку по специальной образовательно-профессиональной программе. Первым этапом данной программы является первичная специализация, что может быть осуществлено в клинической ординатуре сроком в 2 года по специальности нефрология. В программе для ординаторов используются их базисные знания и умения (общеврачебные), которые они получили в вузе и специальные знания, изложенные в учебных планах. Врач должен знать теоретические основы нефрологии, владеть современными достижениями фундаментальных исследований в области физиологии, морфологии почек, генетики, биохимии, фармакологии. Он должен быть ориентирован в смежных специальностях и субспециальностях (терапия, урология, ревматология, эндокринология, акушерство), вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины.

Обучение в клинической ординатуре по нефрологии должно проходить на базе крупных клиник или нефрологических центров, где помимо нефрологического отделения имеются отделения гемодиализа, перитонеального диализа, трансплантации почки. Обязательным является работа в поликлиническом отделении клиники или центра. По окончании обучения и сдачи экзамена врач получает сертификат нефролога (приказ МЗ РФ № 286 от 19.12.94).

Данный специалист может быть допущен до работы в нефрологическом кабинете поликлиники, отделении больницы, центрах хронического и острого гемодиализа, перитонеального диализа.

Кроме того, стажированные врачи других специальностей (терапевты, хирурги, реаниматологи), которые работают врачами отделений гемодиализа, должны проходить обучение на циклах общего усовершенствования (переподготовки) по нефрологии по специальной программе, по овладению которой и сдаче экзамена, врач получает документ, удостоверяющий прохождение им первичной специализации по нефрологии.

В последующем данный специалист проходит сертификационный цикл по нефрологии (очный, очно-заочный) и после сдачи экзамена получает сертификат нефролога. В дальнейшем предусматривается для стажированных специалистов система повышения квалификации. Она предусматривает помимо сертификационных циклов, циклы тематического усовершенствования по нефрологии продолжительностью от 72 до 144 часов. Данные циклы также проводятся на базе крупных клиник, больниц, нефрологических центров.

Квалификационная характеристика специалиста- нефролога


Наименование врачебной должности – врач-нефролог; наименование врачебной специальности – нефрология.

Первым этапом подготовки по образовательно-профессиональной программе по нефрологии является первичная специализация- ординатура сроком 2 года (Приказ МЗ РФ № 23 от 17.02.93 г.).

Цель программы – подготовка врачей, окончивших высшее медицинское учебное заведение по специальности «лечебное дело» или «педиатрия», для работы по специальности «нефрология» в учреждениях практического здравоохранения.

Общеврачебные навыки:

Управление здравоохранением – законодательство о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; правовые вопросы;

организация работы лечебно-профилактического учреждения, в котором работает; взаимодействие в работе отдельных служб, организация диспансеризации прикрепленных контингентов;

учебно-отчетная документация деятельности нефрологического отделения, кабинета (центра); статистические методы оценки показателей этой деятельности;

экономические аспекты деятельности больнично-поликлинических учреждений;

вопросы страховой медицины и ее формы; цель и основные задачи медицинского страхования; объект медицинского страхования; формы страхования – обязательное, добровольное, источник финансирования здравоохранения в РФ;

вопросы временной и стойкой нетрудоспособности при заболеваниях почек; организация медико-социальной экспертизы;

организация, формы и методы санитарно- просветительной работы, особенности проведения этой работы среди разных возрастных групп (пожилых больных, пациентов детского возраста).

По специальности знать:

основы топографической анатомии органов брюшной полости и забрюшинного пространства; эмбриология мочеполовой системы; анатомические особенности мочеполовой системы в возрастном аспекте;

основы водно-электролитного обмена; кислотно-щелочного баланса; возможные типы их нарушения и принципы терапии у взрослых пациентов и в детском возрасте;

показатели гомеостаза в норме и патологии;

клиническая симптоматика и патогенез основных заболеваний почек у взрослых и детей; их профилактика и лечение;

общие и функциональные методы исследования в нефрологии;

специальные методы исследования в нефрологии (рентгенологические, радиологические, ультразвуковые и другие);

основы фармакотерапии в нефрологической клинике; механизм действия основных групп лекарств; особенности действия лекарств при нарушении функции почек в различных возрастных группах;

клиническая симптоматика пограничных состояний в нефрологии;

внепочечные методы очищения крови (гемодиализ и другие);

организация службы интенсивной терапии и реанимации в нефрологии;

применение физиотерапии, климатотерапии и лечебной физкультуры в нефрологической клинике;

Владение алгоритмом постановки диагноза и проведение необходимого лечения при основных нозологических формах в нефрологии

Перечень знаний и практических навыков, необходимых в работе

врача-нефролога

Программа подготовки по специальности «нефрология» состоит из перечня профессиональных знаний и практических навыков, которыми должен овладеть ординатор. Данная программа разделена на две части:

1 часть – общеврачебные диагностические и лечебные манипуляции

2 часть – по специальности «нефрология»

Предусмотрены 3 уровня усвоения материала:

1-й уровень (+) - профессионально ориентируется по данному вопросу;

2-й уровень (++) - может использовать приобретенные знания под руководством специалиста;

3-й уровень (+++) - может самостоятельно применить приобретенные знания и навыки.


Наименование раздела, темы, элемента

Степень
освоения

I. Общеврачебные диагностические и лечебные манипуляции


Методы обследования больных (анамнез, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)

+++

Ведение медицинской документации (в стационаре, поликлинике, врачебном участке)

+++

Правила и техника переливания крови, препаратов крови и кровезаменителей

+++

Расшифровка и оценка ЭКГ

+++

Временная остановка наружных кровотечений

+++

Неотложная помощь при острых отравлениях

+

Неотложная помощь при синдроме дегидратации (пероральный, внутривенный)

+++

Неотложная помощь при острой задержки мочи

+++

Неотложная помощь при эпилептическом статусе

+++

Экстренная помощь при неотложных состояниях:

- шок (кардиогенный, анафилактический, токсический, травматический).



+++


- приступ бронхиальной астмы, астматический статус

+++

- пневматоракс

+++

-острая дыхательная недостаточность, тромбоэмболия легочной артерии

++

- острая сердечная недостаточность, обморок, сердечная астма, отек легких

+++

- нарушение ритма сердца

+++

- гипертонический криз

+++

- острые аллергические состояния

+++

- почечная колика

+++

- кома (диабетическая, гипогликемическая, гиперосмолярная)

+++

-ожоги, отморожения, поражение электрическим током, тепловой и солнечный удар, утопление, внезапная смерть

+++

- печеночная недостаточность

+

- острая надпочечниковая недостаточность

+++

II. По специальности» нефрология»


Владеть методами обследования нефрологических больных (микроскопические исследования осадка мочи, определение суточной протеинурии и глюкозурии, расчет суточной протеинурии, величины скорости клубочковой фильтрации по клиренсу эндогенного креатинина

+++

Уметь оценить показания и противопоказания для проведения биопсии почки, почечного трансплантата

+++

Определить срочное показание для проведения гемодиализа

+++

Уметь рассчитать необходимые дозы лекарственных средств в зависимости от степени хронической почечной недостаточности

+++

Уметь определить индивидуальный режим хронического гемодиализа

++

Уметь провести сеанс гемодиализа, мониторинга за больным

++

Уметь провести сеанс ультрафильтрации, гемосорбции

++

Уметь контролировать состояние сосудистого доступа, остановить кровотечение

+++

Уметь трактовать тест перитонеального равновесия (PET- тест)

++

Уметь своевременно диагностировать и назначить терапию перитонита при перитонеальном диализе

+++

Экстренная помощь при неотложных состояниях в нефрологии:




- краш-синдром при множественной травме

++

- острые водно-электролитные нарушения

+++

- гипер- и гипокалиемия

+++

- гипер- и гипокальциемия

+++

- гипер- и гипофосфатемия

+++

- почечная эклампсия

+++

- макрогематурия

+++

- нефротический криз

+++

- острая мочекислая блокада

+++

- бактериемический шок

+++

- декомпенсированный метаболический ацидоз

+++

- острый ДВС-синдром

+++

-острый криз отторжения почечного трансплантата

+++

- острые осложнения экстракорпоральных методов лечения

++

- тромбоз артериовенозного шунта

+++

В разделе:«Основы структуры и функции почки»

Уметь:


- определять на обзорных снимках почек и урограммах:

1 .местоположение почек

2. размеры почек

3. состояние чашечно-лоханочной системы

4. наличие аномалий развития мочевой системы - 25

- рассчитывать величину скорости КФ по клиренсу эндогенного креатинина 20

- интерпретировать полученные данные, сопоставляя их с другими показателями азотвыделительной функции почек - 20

- определять относительную плотность мочи -15

- оценивать мочевой синдром :

1. определять протеинурию -15

2. рассчитывать суточную протеинурию -15

3. проводить ортостатическую пробу

- определить сахар в моче -15

- клинически интерпретировать изменения осадка мочи - 25

-. определять характер солей при

1 осмотре осадка мочи - 25

2. микроскопии осадка мочи - 30

Владеть :

микроскопическим исследованием осадка мочи -

В разделе«Основные нозологические формы»

Уметь:

- получить объективную информацию о заболевании - 50



- выявить ведущий синдром - 50

- выявить этиологию болезни - 50

- определить объем необходимых дополнительных методов исследования -50

- оценить степень активности нефропатии - 50

- оценить функциональное состояние почек - 50

- оценить показания для госпитализации - 50

- выработать план ведения пациента в амбулаторных условиях, стационаре -50

- обосновать выбор назначенных медикаментов - 50

- оценить трудоспособность и прогноз больного - 50

- определить показания и противопоказания для проведения биопсии почки-20

- определить наличие показаний и противопоказаний для проведения аортографии -20
В разделе «Хроническая почечная недостаточность» для врача нефролога

Уметь:


- обосновать показания к назначению различных модификаций малобелковой диеты - 30

- рассчитать необходимую суточную квоту белка, фосфора, калия, общего калоража - 30

- рассчитать дозы различных лекарств в зависимости от степени хронической почечной недостаточности - 50

- рассчитать дозы бикарбоната натрия для коррекции метаболического ацидоза - 30

- определить срочные показания к проведению гемодиализа - 30

- определить клинические и лабораторные тесты оценки состояния почечного трансплантата- 30

-определить показания для биопсии почечного трансплантата – 30
В разделе «Хроническая почечная недостаточность» врачей отделения
гемодиализа

Уметь:


- наложить артерио-венозный шунт - 30

- сформировать фистулу - 30

- определить индивидуальный режим хронического гемодиализа -20

- приготовить ацетатный диализный концентрат -15

- провести сеансы гемодиализа - 25

Владеть:


- техникой наложения хронического сосудистого доступа для ГД (шунта Скрибнера) и установки перитонеального катетера Тенкхоффа -20

методами подключения и отключения к аппарату «искусственная почка», принципами ведения сеанса гемодиализа, мониторинга за больным – 25


В разделе «Неотложные состояния»

Неотложные состояния у нефрологических больных (гипергидратация, дегидратация, гиповолемический шок, бактериемический шок, эклампсия, гиперкалиемия, гиперкальциемия, ДВС-синдром, дистресс-синдром, острый тромбоз почечных вен, острый криз отторжения трансплантата, макрогематурия., почечная колика

Уметь оказывать помощь при следующих неотложных состояниях:

- краш-синдром и множественная травма - 5

- гиперкальциемия, гипокальциемия - 10

- гиперкалиемия, гипокалиемия -10

- гипертонический криз и почечная эклампсия - 15

- почечная колика - 5

- макрогематурия -10

- гиповолемический шок -10

- бактериемический шок - 10

- острая почечная недостаточность -10

- криз отторжения трансплантата - 5

- острая дыхательная недостаточность - 5

- респираторный дистресс-синдром -10

- острая сердечная недостаточность -10

- декомпенсированный метаболический ацидоз -10

- гипергидратация, соледефицитные состояния -10

- острый ДВС-синдром -10

Уметь:


-проводить изолированную ультрафильтрацию - 15

  • проводить гемосорбцию –15

Владеть:

-техникой пункции перикарда и дренирования полости перикарда –10

- техникой парацентеза с реинфузией концентрированной асцитической жидкости-1
Навыки социальной деятельности

Уметь в своей практической работе учитывать особенности течения различных болезней, в том числе и почек; у пациентов пожилого и старческого возраста; особенности фармакотерапии, реабилитации данных пациентов (геронтологические аспекты).

Кроме того, необходимо иметь навыки общения с детьми, особенности лечения в разных возрастных группах (педиатрические аспекты).

Владеть деонтологическими навыками при работе с пациентами и их родственниками; коллегами по профессии.



следующая страница >>