Методические рекомендации по построению и оформлению Г. Орск, 2011 г - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовых работ 1 130.03kb.
Методические рекомендации по оформлению отчётной документации по... 2 1069.58kb.
Методические рекомендации к оформлению пакета контрольно измерительных... 1 148.46kb.
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите для... 1 51.03kb.
Контрольная работа по иностранному языку (немецкому) для заочного... 1 138.39kb.
Рекомендации к оформлению информационно-просветительских материалов 1 107.01kb.
Методические рекомендации Предисловие Глава Методические рекомендации... 5 3060.6kb.
Методические рекомендации по проектированию и выпуску плакатов по... 2 806.75kb.
Методические рекомендации волгоград 2004 2 707.54kb.
Система менеджмента качества 3 637.13kb.
Методические рекомендации по изложению и оформлению результатов психологического... 4 1254.96kb.
Из оперы >Дж. Россини 1 13.61kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические рекомендации по построению и оформлению Г. Орск, 2011 г - страница №1/1

МДОУ «Детский сад № 38 «Солнышко» комбинированного вида

Портфолио специалиста

Методические рекомендации

по построению и оформлению

Г.Орск, 2011 г.

В условиях модернизации российского образования возникла необходимость использования портфолио как технологии, позволяющей помочь решить проблему, связанную с объективным оцениванием результатов педагогической деятельности.

Создание портфолио учителя позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности учителя. Портфолио – одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания, - это один из наиболее современных методов профессионального развития. С его помощью можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности. Ведь, чтобы подтвердить уровень своего профессионализма, учителю приходится писать самоанализ за последние три года. Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый специалистом, его знания, четче определить направления его развития, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня.



Портфолио (от франц. porter - излагать, формулировать, нести и folio -лист, страница) - досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов).
Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». Это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога; это комплекс документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности. Позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: методической, творческой, исследовательской. Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение учителя предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику. Ведь не секрет, что в деятельности педагога приходит такой момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он желает делать это.

Основная цель Портфолио: оценивание работы педагога по теме самообразования, характера деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста педагога, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:

1) это “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости учителя и отражающая его успехи (грамоты, дипломы, сертификаты детей и пр.);

2) рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития учителя, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (напр., года, нескольких лет);

3) проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции;

4) тематический, создаваемый в процессе работы по определённому проекту, теме, разделу;

5) методический, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, и которые собраны или созданы им самим;

6) комбинированный тип, в нём можно найти компоненты всех вышеупомянутых типов.
 Основными подходами  к  разработке и  ведению  Портфолио являются:


  •  Компетентностный  подход (оценка  по  результатам реализации  педагогом  основных профессиональных  функций  и  компетенций);

  •  Деятельностный  подход (оценка  по  выполнению основных  видов  деятельности: воспитательно-образовательной,  конструктивной  и  оценочной,  здоровьесберегающей  и  здоровьеформирующей,  учебно-методической,  инновационной,  социально-педагогической);

  •  Системный подход  (оценка  уровня  совокупности  профессиональных  достижений:  структурный  анализ,  способствующий выявлению  системообразующих  связей  и отношений, функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио  в  целом  и  отдельных его  компонентов). 


Основными принципами  формирования  и  ведения  Портфолио являются: 

  •  Принцип непрерывности  (постоянное  систематичное  и  последовательное  пополнение Портфолио);

  •  Принцип  диагностико-прогностической  направленности  (отражение состояния  профессионального  роста, наличие  параметров  профессиональной  деятельности);

  •  Принцип интеракции  (обеспечение  эффективной обратной  связи  с  субъектами  образовательного  пространства);

  •  Принцип научности  (обоснование  целесообразности  построения  Портфолио  на  основе компетентностного,  деятельностного,  системного подходов);

  •  Принцип индивидуально-дифференцированной  направленности  (оценку  профессионализма  в  соответствии с  требованиями  результативности  воспитателя ДОУ).


Особенности  Портфолио педагога ДОУ  как  формы  аттестации:

В том случае, если Портфолио  представляет собой  рабочую  папку, использующуюся как форму  аттестации или как критерий определения размера определения стимулирующих выплат к нему применяется система  оценки индивидуальных  достижений. Основными  требованиями к  оценке  Портфолио являются:



  • единые  процедура  и  технология  оценивания;

  • наличие  динамики  профессионального  роста  и  результатов деятельности  воспитателя;

  • достоверность используемых  данных;

  • соблюдение морально-этических  норм  при  сборе  и  оценивании  предоставляемой  информации, критериев  их  оценки, которые  находят  отражение в  формализованных  подтверждающих  и  иных  документах (экспертный  лист);

  • художественное оформление портфолио не оценивается.


Алгоритм работы над портфолио:

  1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

  2. Определить вид портфолио.

  3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.

  4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.

  5. Презентация портфолио.


Структура Портфолио

Портфолио целесообразно вести параллельно по следующим разделам.



Раздел 1. Общие сведения о педагоге. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога, включает материалы, отражающие достижения специалиста в различных областях:

  • фамилия, имя, отчество, год рождения; (Фамилия Имя и Отчество должны быть обозначены ярко и чётко, что бы с первых секунд просмотра сайта учителя или бумажного портфолио они хорошо запомнились, должны быть прописаны достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым шрифтом - постарайтесь создать чёткую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что говорит о Вас. Подберите хороший шрифт и цвет, тогда появится шанс, что портфолио вызовет положительные эмоции, а его автор не останется безымянным. Помните! Ваше ФИО - это ваш логотип!).

  • образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому); Диплом.

  • трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;

  • повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов); Удостоверение о прохождении курсов. Аттестационный лист.

  • копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

  • наиболее значимые правительственные или общественные награды, грамоты, благодарственные письма; дипломы различных конкурсов; Грамоты, благодарственные письма, дипломы. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога. Можно размещать представленные документы как в хронологическом порядке, так и в порядке значимости. Последние строки раздела обычно получают меньше внимания, поэтому самое важное можно поместить под №1.

  • другие документы по усмотрению специалиста (например, резюме).

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности. В этот раздел помещаются: материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности специалиста за определенный период.

  • Начать данный раздел рекомендуется с эссе  «Я  и  моя  профессия» или «Моя педагогическая философия», в котором в  свободной форме  можно  отразить следующие  аспекты:  мотивы выбора  профессии,  представления о качествах, необходимых  для  успешной  профессиональной  деятельности, этапы профессионального становления, личностные и профес-сиональные интересы, перспективы и достижения, изложить  педагогическое  кредо,  дать  самоанализ  профессиональной  компетентности,  обозначить  темы инновационной и экспериментальной деятельности,  отразить творческие  достижения.  Цель такого эссе - выявить ценностные ориентации и направленность специалиста, его мотивацию и основные содержательные цели в работе. Эссе поможет педагогу точно и полно формулировать свои мысли. Точная формулировка мыслей сделает позицию человека более выигрышной в глазах администраторов всех уровней.

  • Далее дается сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании: контрольных срезов знаний; результатов обследования детей; аналитических справок и т.д. с приложением данных документов и материалов.

Раздел 3.* Научно-методическая деятельность. В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:

  • материалы, в которых обосновывается выбор специалистом используемых образовательных программ и технологий;

  • информация о работе в методическом объединении, сотрудничестве с методическим центром, вузами и другими учреждениями;

  • информация об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;

  • информация об организации и проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов, презентаций и т.д.

  • информация о проведении научных исследований, подготовке и проведении творческого отчета, реферата, доклада, статьи;

  • другие документы.

Раздел 4.* Дополнительная творческая деятельность специалиста. Раздел содержит документы:

  • список творческих работ, рефератов, авторских программ и пособий, выступлений на педсоветах, мероприятий, проведенных с родителями и педагогами;

  • публикации специалиста и о специалисте.

Раздел 5.* Размещаются документы, отражающие официальную оценку работы педагога.

  • рейтинг социально-профессионального статуса (СПС);

  • экспертное заключение на Портфолио;

  • представление заверенное руководителем образовательного учреждения и подписью аттестуемого;

  • отзывы о работе в соответствии с проведенными мероприятиями (администрации, коллег);

Раздел 6. * Учебно-материальная база:

В этом разделе помещается выписка из паспорта кабинета или группы (при его наличии). В паспорте кабинета/группы указывается материально-техническая база учебного процесса, помогающая в достижении положительных результатов:



I. Сведения о кабинете/группе и работающих специалистах - ФИО; стаж работы в должности, категория /разряд/; сроки функционирования кабинета/группы, должностные инструкции.

II. Направления деятельности кабинета/группы (контингент воспитанников: диагнозы, возраст).

III. Техническое оснащение кабинета/группы :

  • наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);

  • наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы контроля знаний, мультимедийные электронные пособия и т.п.);

  • аудио- и видеопособия;

IV. Методическое оснащение кабинета/группы:

  • список образовательных и альтернативных программ;

  • список словарей и другой справочной литературы по предмету;

  • список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);

  • наличие дидактического материала, игр, пособий;

  • материалы для обследования детей и измерения качества образования;

  • авторские программы, игры, пособия;

  • другие документы.

V. План развития кабинета/группы.

Наличие и практическое использование данных материалов и пособий может быть подтверждено и проиллюстрировано фото- и видеоматериалами.

Паспорт кабинета/группы может быть оформлен как отдельная папка, а может служить одним из разделов портфолио специалиста.
* Материалы, разделов, обозначенных * не являются обязательными, однако их наличие позволит создать более полную и целостную картину о специалисте.

Приложение

В Приложения могут быть помещены следующие материалы:

1) автобиография,

2) публикации,

3) фотоприложение;

4) «педагогическая копилка»;

5) список литературы;

6) каталоги и картотеки дидактических материалов (наглядных, раздаточных);

7) глоссарий специальных терминов;

8) образцы творческих работ и проектов воспитанников;

9) пояснения педагога к составленному портфолио.
В качестве рекомендаций хочу посоветовать коллегам следующее:


  1. после титульного листа с фотографией можно включить оглавление с тематикой разделов;

  2. в Портфолио может быть включено всё, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога, каждый отдельный материал должен датироваться, копии представленных документов должны быть заверены;

  3. в Портфолио включается только информация о проводимых мероприятиях, а конспекты этих материалов помещаются в папку «методическую копилку», поэтому готовясь к выступлению на педсовете или семинаре, делайте записи; заведите тематические папки-накопители, в которые можно поместить созданные вами материалы;

4) составляйте картотеки имеющихся материалов и информации, что позволит вам качественно готовиться к запланированной деятельности;

5) учитывайте и контролируйте процесс и результаты своего труда, так как без этого немыслимо своевременное исправление работы, её оценка и совершенствование; составьте план по самообразованию; это поможет вам своевременно вносить в образовательный процесс элементы нового, прогрессивного и обеспечит систематический рост педагогического мастерства. Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельства профессионализма аттестуемого;

6) используйте любую возможность поделиться опытом работы, имеющим наилучший результат, независимо от того, будет ли это устное выступление или в печатном издании; если вам есть что сказать – говорите;

7) тематика разделов в Портфолио может варьироваться и иметь достаточно свободные названия, например: 1-й раздел с общими сведениями может называться: «Введение», «Будем знакомы!», «Рада знакомству», 2-й раздел: «Портрет», «Я – педагог!»; материалы по самообразованию могут звучать: «Мне это интересно!», «Мои достижения», «Профессиональная автобиография»; методические материалы: «Методические находки» или «Творческий репортаж», главное, чтобы эти разделы были содержательно наполнены.


Кто может вести портфолио:
ПОРТФОЛИО ДОУ

Цель – обеспечить информацией об эффективности деятельности ДОУ сотрудников, родителей, детей, членов аттестационной комиссии. Периодичность заполнения – не менее 1 раза в квартал, место хранения – кабинет заведующего или методкабинет.


ПОРТФОЛИО СЕМЬИ

Портфолио семьи – один из новых видов, но именно он позволяет ребёнку почувствовать себя частью большой дружной семьи, родителям – систематизировать и обобщить положительный опыт семейного воспитания, обратить внимание на проблемы и трудности и своевременно найти пути их решения. Структура может содержать такие разделы, как «Генеалогическое древо», «История семьи в картинках», «Семейные традиции», «Наши увлечения», «Мы путешествуем» и многое другое.



ПОРТФОЛИО КОЛЛЕКТИВА

Портфолио коллектива – один из новых и перспективных видов портфолио. Коллектив – это группа дошкольников, педагогов, кружок, методобъединение, творческий коллектив и пр.


Целью создания портфолио коллектива (например, портфолио группы) является представление достижений, результатов труда коллектива, разработка комплексного подхода, системы работы по реализации отдельной задачи, создание и обобщение опыта по определённой проблеме, подготовка к конкурсу, смотру и т.д.
ПОРТФОЛИО ВОСПИТАННИКА

В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио», которое применяется как портфолио творческой личности. Портфолио - личная книга ребенка, в которую фиксируются все достижения и успехи малыша вне зависимости от направленности. Это могут быть фотографии творческих работ, достижения в области физической нагрузки, победы в детских конкурсах и соревнованиях. В эту книгу (или папку) заносятся также интересные выражения ребенка, которые хотелось бы запомнить, мероприятия и памятные даты. По сути - получается такая своеобразная книга-дневник, где главным героем является малыш.



Портфолио позволит идти в ногу со временем, меняться вместе со всем образовательным сообществом. Удачи всем!