Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 23 1 Самостоятельная работа студента 23 2 Оценочные средства для контроля у - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины История образования и педагогической мысли б 2 1 307.44kb.
Контрольно-измерительные материалы по учебной дисциплине История... 4 623.8kb.
Рабочая программа дисциплины общая психология: психология познавательных... 6 1927.39kb.
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 17 1 322.11kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» 1 370.39kb.
Рабочая программа учебной дисциплины гражданский процесс Civil Procedure... 6 2141.06kb.
Рабочая программа учебной дисциплины 1 63.39kb.
Рабочая программа учебной дисциплины деловой этикет business Etiquette... 1 277.59kb.
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 13 Дисциплина... 1 260.18kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 4 937.94kb.
Курсовая работа является заключительным этапом изучения учебной дисциплины... 1 107.1kb.
Лингвистика Дисциплина: Основы языкознания 1 280.58kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 23 1 Самостоятельная работа - страница №1/2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Рубцовский институт (филиал)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ


Специальность - 030501.65 Юриспруденция

Курс – 1

Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе ВПО, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе СПО



Кафедра общественных дисциплин


Рубцовск –2011

При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:


1) ГОС ВПО по специальности 030501.65 Юриспруденция, утвержденный Министерством образования РФ «27» марта 2000 г., № 260 гум/сп.

2) Учебный план по специальности 030501.65 Юриспруденция, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол №12.


УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол №6


СОДЕРЖАНИЕ


Занятие 1. Язык и речь. Литературный язык как основа культуры речи 20

Занятие 2. Смысловая точность речи 20

Занятие 6. Официально-деловой стиль 21

Занятие 8. Культура речи оратора 22

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 23

4.1 Самостоятельная работа студента 23

4.2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 25

5. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 27

Терминологический минимум 27

Примерные задания по практической стилистике 28

Орфоэпические упражнения 42

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 46





1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УМК учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030501.65 «Юриспруденция», составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по данной специальности, утвержденным приказом Министерством образования РФ от 27.03.2000 г.

Значение дисциплины «Русский язык и культура речи» определяется тем, что она направлена на обучение умению грамотно общаться в учебной и профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

Главной целью изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.

Задачи, стоящие перед студентами в процессе изучения дисциплины:



  • сформировать основные навыки, необходимые для успешной коммуникации в различных сферах;

  • закрепить и совершенствовать навыки владения нормами современного русского литературного языка;

  • научиться способам трансформации несловесного материала, в частности, изображений и цифровых данных, в словесный, а также различным возможностям перехода от одного типа словесного материала к другому;

  • развить речевое мастерство для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Очная форма обучения

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.










Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы




1

2

3

4

5

6

7

ДЕ 1 (Стили современного русского литературного языка)

(20 баллов)



1.Язык как система. Литературный язык - основа культуры речи. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

8

2

2

-

4

Промежуточный контроль

Коллоквиум

ДЕ 2 (Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения)

( 30 баллов)



2. Культура речи. Стилистика современного русского литературного языка. Лексическая стилистика. Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика

18

4

6

-

8

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ 3(Функциональные стили современного русского литературного языка)

(20 баллов)



3. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорная речь.

20

8

4

-

8

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ 4 (Речевое взаимодействие)

(10 баллов)



4.Речевое общение. Организация вербального взаимодействия.

8

2

2

-

4

Промежуточный контроль

Коллоквиум

ДЕ 5 (Особенности устной публичной речи)

(20 баллов)



5.Основы ораторского искусства.

14

2

2

-

10

Промежуточный контроль

Публичное выступление

Итоговый контроль

Зачет

Итого часов

68

18

16

-

34


Заочная форма обучения

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при заочной форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.










Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы




1

2

3

4

5

6

7

ДЕ 1 (Стили современного русского литературного языка)

1.Язык как система. Литературный язык - основа культуры речи. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

24

2

2

-

20

Промежуточный контроль

Коллоквиум

ДЕ 2 (Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения)

2. Культура речи. Стилистика современного русского литературного языка. Лексическая стилистика. Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика

26

-

2

-

24

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ 3(Функциональные стили современного русского литературного языка)

3. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорная речь.

24

2

2

-

20

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ 4 (Речевое взаимодействие)

4.Речевое общение. Организация вербального взаимодействия.

22

2

-

-

20

Промежуточный контроль

Коллоквиум

ДЕ 5 (Особенности устной публичной речи)

5.Основы ораторского искусства.

38

2

2




34

Промежуточный контроль

Публичное выступление

Итоговый контроль

Зачет

Итого часов

134

8

8




118


Заочная (сокращенная) на базе ВПО форма обучения

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при заочной (сокращенной) на базе ВПО форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.










Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы




1

2

3

4

5

6

7

ДЕ 1 (Стили современного русского литературного языка)

1.Язык как система. Литературный язык - основа культуры речи. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

24

2

2

-

20

Промежуточный контроль

Коллоквиум

ДЕ 2 (Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения)

2. Культура речи. Стилистика современного русского литературного языка. Лексическая стилистика. Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика

26

-

2

-

24

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ 3(Функциональные стили современного русского литературного языка)

3. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорная речь.

24

2

2

-

20

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ 4 (Речевое взаимодействие)

4.Речевое общение. Организация вербального взаимодействия.

22

2

-

-

20

Промежуточный контроль

Коллоквиум

ДЕ 5 (Особенности устной публичной речи)

5.Основы ораторского искусства.

38

2

2




34

Промежуточный контроль

Публичное выступление

Итоговый контроль

Зачет

Итого часов

134

8

8




118


Очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе СПО форма обучения

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при очно-заочной (вечерней) сокращенной на базе СПО форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.










Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы




1

2

3

4

5

6

7

ДЕ 1 (Стили современного русского литературного языка)

1.Язык как система. Литературный язык - основа культуры речи. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

10

2

-

-

8

Промежуточный контроль

Коллоквиум

ДЕ 2 (Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения)

2. Культура речи. Стилистика современного русского литературного языка. Лексическая стилистика. Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика

14

-

2

-

12

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ 3(Функциональные стили современного русского литературного языка)

3. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорная речь.

18

4

2

-

12

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ 4 (Речевое взаимодействие)

4.Речевое общение. Организация вербального взаимодействия.

12

-

2

-

10

Промежуточный контроль

Коллоквиум

ДЕ 5 (Особенности устной публичной речи

5.Основы ораторского искусства.

14

-

2

-

12

Промежуточный контроль

Публичное выступление

Итоговый контроль

Зачет

Итого часов

68

6

8

-

54

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



(дидактические единицы)
3.1 Обязательный минимум содержания образовательной программы

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.


3.2 Содержание разделов учебной дисциплины
ДЕ 1 Стили современного русского литературного языка
Тема 1. Язык как система. Литературный язык – основа культуры речи

Аудиторное изучение:

Язык и речь. Системность языка. Функции языка. Национальный язык. Литературный язык. Устная и письменная разновидности литературного языка. Речевая деятельность. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Система норм русского литературного языка (нормы орфоэпические, акцентные, словообразовательные, лексические, грамматические). Коммуникативные качества литературной речи.



Самостоятельное изучение:

Из истории русского языка. Наука о языке. Единицы языка. Языковые уровни. Разделы языкознания.


ДЕ 2 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения

Тема 2. Стилистика современного русского литературного языка

Аудиторное изучение:

Культура речи. Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова. Лексическая сочетаемость. Речевая недостаточность. Речевая избыточность.

Стилистическое использование в речи синонимов, антонимов, многозначных слов и омонимов. Паронимия и парономазия.

Стилистика частей речи.

Согласование подлежащего и сказуемого. Варианты форм, связанных с управлением.

Самостоятельное изучение:

Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Окказионализмы. Заимствованная лексика. Фразеологизмы.

Стилистика имени существительного. Стилистика имени числительного. Стилистика глагола. Стилистика имени прилагательного. Стилистика местоимения. Стилистика наречия.

Параллельные синтаксические конструкции. Сложное предложение. Словосочетание. Простое предложение. Порядок слов в предложении. Главные члены предложения. Определение и приложение. Однородные члены предложения. Обращение. Вводные и вставные конструкции.
ДЕ 3 Функциональные стили современного русского литературного языка
Тема 3. Функциональные стили современного русского литературного языка

Аудиторное изучение:

Стиль. Функциональный стиль. Особенности функционального стиля. Нормы функционального стиля. Функционально-стилевая классификация. Условия функционирования и языковые особенности книжных стилей. Устная и письменная формы литературной речи. Понятие стилистической нормы, стилистической ошибки и стилистического недочета. Коммуникативное качество уместности речи (уместность ситуативная и уместность стилистическая). Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Сфера применения. Возникновение и развитие научного стиля. Стилевые особенности языка науки. Подстили и жанры. Устная и письменная форма научной речи. Лексика научной речи. Словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Публицистический стиль. Сфера применения. Возникновение и развитие. Языковые функции. Особенности словообразовательные, лексические, грамматические. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи. Языковые особенности разговорной речи. Произношение. Словообразование Лексика. Фразеология. Морфология Синтаксис. Роль внеязыковых факторов.



Самостоятельное изучение:

Языковые единицы общеупотребительные (нейтральные) и ограниченные в употреблении (стилистически окрашенные). Виды стилистической окраски. Система стилистических помет в словарях русского языка.

Жанры научного стиля. Авторское «я» в научной речи.

Из истории русского делового письма. Речевой этикет в документе. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи. Унификация языка деловых бумаг. Языковые формулы официальных документов. Реклама в деловой речи.

Язык рекламы.
ДЕ 4 Речевое взаимодействие
Тема 4. Речевое общение. Организация вербального взаимодействия

Аудиторное изучение:

Основные единицы речевого общения. Речевое взаимодействие. Организация вербального взаимодействия.



Самостоятельное изучение:

Проявление категории вежливости в русском языке.

Культура поведения и этические нормы общения. Речевой этикет. Этикет и международные отношения. Социальные аспекты культуры речи. Проявление вежливости в невербальных средствах общения.
ДЕ 5 Особенности устной публичной речи
Тема 5. Основы ораторского искусства

Аудиторное изучение:

Оратор. Аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.



Самостоятельное изучение:

Ораторское искусство как социальное явление. Ораторское искусство-Риторика-Красноречие. Причины возникновения ораторского искусства. Ораторское искусство – явление историческое. Античная риторика. Развитие риторических традиций в России. Виды ораторского искусства. Требования к речи оратора. Проблема стиля ораторской речи.



3.3 Содержание практических занятий

Занятие 1. Язык и речь. Литературный язык как основа культуры речи


  1. Язык и речь.

  2. Функции языка.

  3. Речевая деятельность.

  4. Ортологический компонент культуры речи.

  5. Система норм русского литературного языка (нормы орфоэпические, акцентные, словообразовательные, лексические, грамматические).

  6. Коммуникативные качества литературной речи.

Занятие 2. Смысловая точность речи


  1. Слово - основа для понимания текста. Поиск нужного слова.

  2. Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова.

  3. Лексическая сочетаемость.

  4. Речевая недостаточность.

  5. Речевая избыточность.

  6. Лексическая синонимия. Стилистические функции синонимов.

  7. Лексическая антонимия. Стилистические функции антонимов.

  8. Полисемия.

  9. Омонимия и смежные с ней явления. Стилистические функции многозначных слов и омонимов.

  10. Паронимия и парономазия. Стилистические функции паронимов и сходных по звучанию разнокоренных слов.


Занятие 3. Стилистика частей речи.

  1. Стилистика имени существительного.

  2. Стилистика глагола.

  3. Стилистика местоимения.

  4. Стилистика имени числительного.

  5. Стилистика имени прилагательного.

  6. Стилистика наречия.


Занятие 4. Синтаксическая стилистика

1. Стилистика простого предложения

2. Стилистика сложного предложения




Занятие 5. Функциональные стили современного русского литературного языка

  1. Сфера применения научного стиля

  2. Функции научного стиля

  3. Подстили научного стиля

  4. Лексические, грамматические особенности научного стиля

  5. Сфера применения публицистического стиля.

  6. Языковые функции публицистического стиля.

  7. Словообразовательные, лексические, грамматические особенности публицистического стиля.

  8. Жанровое своеобразие публицистического стиля.



Занятие 6. Официально-деловой стиль


  1. Подстили и разновидности официально-деловой речи.

  2. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.

  3. Унификация языка деловых бумаг.

  4. Языковые формулы официальных документов.

  5. Требования к языку и стилю документов.

  6. Речевой этикет в документе.


Занятие 7. Речевое общение. Организация вербального взаимодействия

  1. Основные единицы речевого общения.

  2. Организация вербального взаимодействия.

  3. Проявление категории вежливости в русском языке.

  4. Культура поведения и этические нормы общения.

  5. Речевой этикет.

  6. Этикет и международные отношения.

  7. Социальные аспекты культуры речи.

  8. Проявление вежливости в невербальных средствах общения.



Занятие 8. Культура речи оратора


  1. Ораторское искусство как социальное явление.

  2. Проблема стиля ораторской речи.

  3. Требования к речи оратора.

  4. Орфоэпическая правильность ораторской речи.

  5. Публичное выступление


следующая страница >>