Методические рекомендации по изучению курса курс «Социология» в плане гуманитаризации высшего образования обеспечивает понимание осн - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по изучению дисциплины по дисциплине Экология... 1 104.71kb.
Электронное научное издание «Труды мэли: электронный журнал» 1 43.98kb.
Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов... 1 252.1kb.
Методические рекомендации по использованию корпусов в исследованиях. 1 136.8kb.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации... 1 353.86kb.
Методические рекомендации по изучению основных разделов социологии 1 65.57kb.
Методические рекомендации для студентов и преподавателей высших учебных... 6 1120.08kb.
Министерство экономического 1 71.04kb.
Наименование дисциплины: Социология образования Рекомендуется для... 1 92.04kb.
Методические рекомендации по изучению курса «оффшоринг» для студентов... 1 128.14kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) История высшего образования... 1 174.44kb.
Т. Н. Кандаурова «биографика» иколлективный портрет российских коллекционеров... 1 121.58kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические рекомендации по изучению курса курс «Социология» в плане гуманитаризации - страница №1/2



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

____________________________________________________________________________________________________________________

Кафедра гуманитарных и социально-политических наук


Е.В. Степаненко

СОЦИОЛОГИЯ



ПОСОБИЕ


к изучению дисциплины


для студентов II курса

специальности 350400

дневного обучения


Москва - 2004




ББК 301

С79

Рецензент канд. филос. наук А.С. Козлов


Степаненко Е.В.
С79 Социология: Пособие к изучению дисциплины. – М.: МГТУ ГА, 2004. – 40 с.
Данное пособие издается в соответствии с учебным планом и требованиями Госстандарта по курсу «Социология» для студентов II курса специальности 350400 дневного обучения.

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры 02.03.04г.



1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА


Курс «Социология» в плане гуманитаризации высшего образования обеспечивает понимание основных процессов социального развития современного общества.

Основными формами изучения курса являются лекции, самостоятельная работа студентов, семинарские занятия. Курс лекций позволяет студентам получить представление о зарождении, истории становления и современном состоянии социологии. В лекциях излагаются основные социальные теории среднего уровня, методологические и методические основы организации социологических исследований.

Залогом успешного освоения курса является самостоятельная работа студентов. Ее успешность обеспечивается мероприятиями, основными из которых являются следующие:



  • предварительное изучение учебной программы дисциплины;

  • внимательное прослушивание лекций и их осмысленное конспектирование;

  • изучение и анализ рекомендованной литературы;

  • выяснение неясных вопросов и терминов с помощью справочной литературы и словарей;

  • активное обсуждение теоретических и практических вопросов на семинарских занятиях;

  • подготовка докладов и выступлений.

Семинары способствуют закреплению и углублению знаний студентов, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы, формированию диалектического мышления и умения изложить устно свое видение проблемы, применить методологию предмета к анализу актуальных вопросов социальной действительности. Важно научиться излагать свои мысли планом, тезисами выступления. В процессе изучения курса важно приобрести умение изложения своего видения обсуждаемых на семинарских занятиях вопросов, применяя методологию предмета к анализу проблем общественного развития, а также делать умозаключение или выводы, пользуясь планом или тезисами выступления.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА ЛЕКЦИЙ

Таблица 1





№ п/п

Наименование тем лекций

Количество часов

1.

Объект, предмет и метод социологии

2

2.

История становления и развития социологии

4

3.

Общество как социокультурная система

2

4.

Социальная структура и стратификация

2

5.

Личность в системе общественных отношений

2

6.

Социальные институты

2

7.

Социальные организации


2

8.

Социальные конфликты

2

9.

Культура как система ценностей и норм


2

10.

Методология и методы социологического исследования








Всего по курсу: лекции

Семинары



22

12




3. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ»

Тема 1. Объект, предмет и метод социологии.

[2, 4, 5, 7, 12, 13]


Определение социологии, ее предмета и метода. Место социологии в системе наук: социология и математика, социология и информатика, социология и статистика. Социология в системе гуманитарных наук: история, социальная философия, социальная психология, политология, экономика, культурология. Категория «социальное». Структура и функции социологического знания. Уровни знания и отрасли социологии. Экономическая социология. Метод социологии и ее функции. Роль социологии в социальной ориентации личности. Место социологии в преобразовании России.
Тема 2. История становления и развития социологии.

[2, 4, 5, 7, 12, 18]

Научные и социальные предпосылки возникновения социологии как науки. Становление научной социологии в 1840-е годы. О. Конт – родоначальник социологии.

Развитие социологического знания во взглядах Г. Спенсера. Натуралистические школы в социологии. Теория социальной эволюции. Идея закономерности общественного развития. Социология марксизма. Социология Э Дюркгейма. Концепция социологизма. Социальные факторы. Теория общественного разделения труда. Понятие аномии. Социология М. Вебера. Концепция социального действия. Теория рационализации. Феномен бюрократии. Теория циркуляции элит.

Социология в России. Социологические традиции и направления. Особенности ее формирования и развития. Основные этапы развития русской социологической мысли. Классический период русской социологии (с 1850-х годов до 1917 года). Социологические идеи теоретиков анархизма (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин). Психологическое направление (Е.В. де Роберти, Л.И. Петражицкий). Субъективная школа в русской социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев, С.Н. Южаков). Марксистское направление в русской социологии. Эмпирическая социология (К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин). Исторические судьбы отечественной социологии после 1917 г.

Западная социология в ХХ веке. Чикагская школа. Доктрина «человеческих отношений». Э. Мейо. Институт исследования общественного мнения Дж. Гэллапа. Теория социальной стратификации и социальной мобильности П.А. Сорокина. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона. Теория социального конфликта (Р. Дарендорф). Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер, Т. Стоун), Феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер). Теории социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау).

Современный этап развития социологии. Д. Белл и его концепция постиндустриального общества. Социологическая концепция Э. Гидденса. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Постмодернизм в социологии. Социологические школы 80-90 годов. Структурно-функциональный анализ (Дж. Александер), феноменологическая социология.


Тема 3. Общество как социокультурная система.

[1, 2, 3, 5, 7, 8, 12, 15]

Понятия об обществе как системном образовании.

Единство и различие законов природы и общества. Социальные проблемы взаимосвязи природы и общества. Основные признаки общества. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм. Объективные закономерности функционирования и развития общества как социокультурной системы.

Социальные взаимодействия и социальные отношения. Социальные изменения и социальный прогресс. Типы общества. Проблемы социокультурных отношений современного общества, социокультурные особенности развития российского общества.



Тема 4. Социальная структура и стратификация.

[2, 3, 5, 11, 12]

Социальная структура и социальная стратификация, причины их возникновения. Теория классовой структуры общества К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Дарендорфа и др. Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Понятия: социальный класс, социальная группа, социальный слой (страта), социальный статус.

Многообразие моделей стратификации. Процедура формирования многомерных слоев, индекс социальной позиции. Факторы и механизмы стратификационного деления. Теория элит как особое направление стратификационных делений. Правящий класс и властвующая элита. Социальная мобильность в России. Проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном российском обществе.
Тема 5. Социальные общности. Нация как социальная общность.

[2, 4, 9, 10, 22]

Понятия социальной общности и их характерные черты. Виды социальных общностей. Территориальная общность и поведение личности. Понятия урбанизации. Тенденция ослабления межличностных связей. Понятия «этнос» и «нация». Типы этносов. Свойства нации. Гражданство и национальность. Анализ становления русской нации и ее основные социально-психологические характеристики. Этнические субкультуры и расизм. Тенденции развития наций и национальных отношений в современный период. Этническая дифференциация и этническая интеграция. Особенности решения национальных проблем в современной России. Принципы взаимной адаптации этносов. Культура межнационального общения. Этнопсихологические особенности и их учет в социальных отношениях.

Понятие «социальная группа». Различные виды социальных групп. Факторы, влияющие на их формирование. Типология социальных групп по степени внутригруппового контроля. Большие и малые группы, изучение сплоченности малой группы (социометрический метод Дж. Морено). Первичные и вторичные группы, референтные группы. Коммуникативные связи в группах. Определение и функции лидерства в группах. Группообразующие процессы в современном обществе. Духовная атмосфера в малой группе.
Тема 6. Личность в системе общественных отношений.

[2, 5, 6, 10, 17, 24]

Человек как биосоциальная система. Понятия о биологической и культурной эволюции. Личность как объект и субъект общественных отношений: социальная среда, активность и социализация личности. Социализация как социокультурный процесс, его особенности и стадии. Формы социализации. Десоциализация и ресоциализация. Ценностные ориентации личности. Понятие социального статуса и социальной роли. Менталитет отклонений: теории физических типов (В. Шелдон, Ч. Ломброзо), психоаналитические теории, понятия аномии у Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона.


Тема 7. Социальные институты.

[2, 5, 9, 12, 17, 28]

Понятие «социальный институт». Институт как элемент социальной системы общества. Общие показатели, отражающие основные компоненты социальных институтов. Структура социальных институтов и их типология. Функции, цели и задачи социальных институтов. Закономерности функционирования институтов. Источники развития (или кризиса) социальных институтов, условия их эффективного функционирования. Признание и престиж социального института. Социологический анализ основных технологий социальных институтов. Основные институты: семья, производство, государство, образование и сферы их влияния. Дифференциация и специализация социальных институтов в современном российском обществе.

Семья как социальный институт. Возникновение семьи и ее исторические типы. Понятия «брак» и «семья». Отличительные признаки семьи как малой социальной группы. Семья и связь поколений. Проблема лидерства в семье. Функции семьи. Семья в современном обществе: изменения состава, основных функций, новый морально-психологический климат. Современные формы брачных отношений. Возрастная структура, динамика вступления в брак. Формальное и реальное равенство полов. Социальные последствия «сексуальной революции». Положение женщины в обществе и семье. Проблема одиночества. Социология рождаемости и демографическая ситуация в России. Студенческая семья и ее характеристика. Пути укрепления семьи.
Тема 8. Социальные организации.

[2, 3, 5, 7, 16]

Понятия «социальная организация». Причины образования социальных организаций и их черты. Эффект синергии. Структура организаций, их типология и функции как социальных групп. Формальные и неформальные организации. Соотношение социологии организации, социологии управления и социологии труда.

Бюрократия как социальное явление. Теории социальной организации в западной социологии: организация – машина (А. Файоль, Л. Урвик); бюрократическая модель (М. Вебер); организация – община (Э. Мейо). Исследования проблем социальных организаций в отечественной социологии.

Тема 9. Социальные конфликты.

[2, 3, 12, 15]

Возникновение теории социальных конфликтов. Теоретические разработки проблемы социальных конфликтов К. Марксом и Г. Зиммелем. Конфликтная парадигма Р. Дарендорфа, функциональная теория конфликта Л. Ковера. Элементы теории социального конфликта. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия. Основные этапы возникновения и развития социального конфликта. Возникновение и причины конфликтной ситуации. Характеристика и острота конфликта. Факторы, влияющие на возникновение и длительность социального конфликта. Последствия социального конфликта. Возникновение новых социальных структур в период протекания конфликтов. Социология национальных конфликтов в России. Причины обострения и основные направления решений национального и территориального вопросов.


Тема 10. Культура как система ценностей.

[2, 5, 21, 25]

Культура как социальное явление. Многообразие подходов к определению культуры, их особенности и предмет анализа. Культурные парадигмы. Способы организации общества и типы культур. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника. Специфика отдельных культур. Типы культур, функции культуры, духовное производство и духовное потребление.

Понятия культурного развития и культурной деградации. Социальная культура и культура социальной жизни. Культура социальной организации, социального управления, социальной деятельности, социального образования и воспитания. Выделение нормативной культуры. Типология социальных норм. Субкультуры и контркультуры. Распределение культуры. Усвоение культурных норм и замена устаревших. Культура как фактор социальных изменений. Причины и особенности кризисного состояния современной культуры. Профессионализм и культурность.
Тема 11. Методология и методы социологического исследования.

[2, 5, 8, 14, 31]

Социологическое исследование как средство познания социальной реальности. Основные характеристики социологического исследования, его структура, функции и виды. Органические части социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура. Понятие метода в социологическом исследовании.

Классификация методов сбора первичной социологической информации и их характеристика. Количественные и качественные методы сбора социологической информации. Выборочный метод. Программа социологического исследования – основной научно-методологический документ. Структура программы социологического исследования: теоретико-методологический и методико-процедурный раздел программы. Планирование и проведение комплекса организационно-подготовительных мероприятий исследования. Элементы программы социологических процедур на всех этапах исследования. Измерения социальных явлений. Этапы исследования: пилотажный, полевой, обработка первичной информации, анализ вторичных данных, подготовка и обработка информации, формулирование выводов и рекомендаций, подготовка отчета о результатах исследования и прогнозирование.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


Основная


  1. Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 1991.

  2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Попов А.В. Социология. – М., 2000.

  3. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. – С.-Пб., 1996.

  4. Гидденс Э. Социология. – М., 1999.

  5. Козлов А.С. Социология. Тексты лекций. Ч.1. – М.: МГТУ ГА, 1998. Ч.2.- М.: МГТУ ГА, 2001.

  6. Левада Ю.А. Лекции по социологии. – М., 1994.

  7. Осипов Г.В. Социология. – М., 2003.

  8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

  9. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

  10. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 1999.

  11. Тернер Р. Структура социологической теории. – М., 1990.

  12. Фролов С.С. Социология. – М., 1999.

  13. Энциклопедический социологический словарь. – М., 1995.

  14. Ядов В.В. Социологическое исследование: методология, проблемы, методы. – Саратов, 2002.

Дополнительная

  1. Вебер М. Избранные произведения. – М., 2000.

  2. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX в.в. – М., 1995.

  3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М., 1997.

  4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1999.

  5. Кравченко А.И. Введение в социологию. – М., 2002.

  6. Козлов А.С. Культура как фактор социальных изменений. – М., 2000.

  7. Козлов А.С. Личность в системе человеческих отношений // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, №9, 1998.

  8. Козлов А.С. Духовная атмосфера малой группы// Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, №5, 1998.

  9. Парсонс Т. Система современных обществ. – М. 2000.

  10. Социология; Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2000.

  11. Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 2002.

  12. Харчева Г.В. Основы социологии. – М., 1997.

  13. Ядов В.В. Стратегия социологического исследования. – М., 2002.
4. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Становление социологии в России


Вопросы

  1. Зарождение социологической мысли в России.

  2. Социология эпохи XIX в.

  3. Социология накануне радикальных преобразований в России. Начало XXв.

  4. Исторические судьбы отечественной социологии после 1917 г.



Литература


  1. Галактионов А.А. Русская социология XI-XX веков: Учебник. – С.-Пб.: Изд-во «Лань», 2002.

  2. Иванова В.Ф. Социология: Учебное пособие. – М.: МИИТ, 2003.

  3. Козлов А.С. Социология: Тексты лекций. Ч. I. – М.: МГТУ ГА, 2000.

  4. Социология; Под ред. В.Н. Лавриненко. Гл. 3-6. – М., 2000.

  5. Фирсов Б.М. История советской социологии 1950-1980-х годов: Курс лекций. – С.-Пб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2001.


Первый вопрос. Данный вопрос охватывает весьма длительный период – семь веков, - на протяжении которого очень существенно менялась общественная жизнь, социальные структуры, политика, место России в системе народов и государств. Русь превращалась в Россию. Самая ранняя социологическая концепция, представленная в литературных памятниках времен Киевской Руси, принадлежит митрополиту Илариону, который был современником и сподвижником Ярослава Мудрого. В сочинении Илариона «Слово о Законе и Благодати» содержится обоснование сильной княжеской власти и духовных стимулов спасения и великого будущего русского народа, раскрыты социальные основания исторических событий. Проблема изменения социальной структуры в XVI веке принадлежит И.С. Пересветову – идеологу дворянства, стороннику абсолютизма и политики централизации. Подобно всем социологам XVII в. Юрий Крижанич от государства переходит к проблемам структуры общества – выявляет общественные классы полезные и заражающие общество.

Наиболее яркими выразителями интересов дворянства и проводниками новых научно-философских идей стали те государственные деятели и ученые, которые объединились в кружке Феофана Прокоповича, получившего название «Ученой дружины Петра I». В кружок входили Василий Никитич Татищев, Антиох Дмитриевич Кантемир, Алексей Михайлович Черкасский. Георгий Валентинович Плеханов отмечал, что Прокопович первым в русской социологической мысли выдвигает в защиту царской власти доводы от естественного права. Феофан Прокопович завершает религиозно-философский рационализм и создает предпосылки для возникновения новой светской философии и социологии, обособления их от религии. С середины XVIII в. обозначается оппозиция самодержавию справа (Михаил Михайлович Щербатов) и слева (Яков Павлович Козельский, Семен Ефимович Десницкий, Александр Николаевич Радищев).

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) вошел в историю общественной мысли как решительный противник самодержавно-крепостнического строя. По мере накопления социального материала Радищев все более высвобождается из тесных рамок абстрактной теории и глубже вторгается в исследование самой жизни. «Путешествие из Петербурга в Москву» показывает мыслителя, который в большей части выводов идет не от теории, а от осмысления реальной русской действительности. В трудах Радищева выделяются три основные социальные проблемы:


  • осмысление социальных отношений, быта и психологии различных классов, составляющих русское общество;

  • поиск путей и средств освобождения крестьян;

  • достижение общества, действительно соответствующего потребностям трудящихся.

Но русское освободительное движение на каждом этапе своеобразно оформляло общие задачи и решало их применительно к условиям эпохи. Радищев явился связующим звеном в переходе от дворянского просвещения к дворянской революционности.

Оппозиция последней трети XVIII в. перерастает в формирование радикальных убеждений части образованного общества и в политическое движение, рассчитанное на революционные средства. Осмысление поражения декабрьского восстания наиболее своеобразно отразилось в мировоззрении Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856). В своих оценках истории он впервые в истории социологической мысли обратился к проблемам социального пространства и времени и к методологии социального развития. Роль Чаадаева в истории русской общественно-политической и философской мысли двойственна. С одной стороны, голос этого мыслителя действовал пробуждающе на общественное мнение России, онемевшей после декабрьских событий 1825 г. С другой – он пропагандировал религиозно-идеалистические взгляда в социологии и философии. Особое значение имела социология автора «Философских писем», которая оказала влияние на противоположные идейные направления.



Второй вопрос. В начале XIX в. в социологии сохраняются следы теории естественного права и договорного происхождения государства, но возникают и совершенно оригинальные концепции Тимофея Николаевича Грановского, Алексея Степановича Хомякова, Александра Ивановича Герцена.

С этого периода начинается распространение позитивистской философии и социологии. Зарождается субъективистская социология. Общая система социологии в России впервые представлена в трудах Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904), который рассматривал ее как часть курса государственной политики. Б.Н. Чичерин предмет социологии видит в изучении общества, в многообразных отношениях и противоречиях с государством. Б.Н. Чичерин выделяет специальные разделы: природа и люди, экономический быт, духовные интересы.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) является последователем органической теории. Органическая теория в России имеет длинную историю, захватывая весь XIX в., и представлена именами Николая Ивановича Надеждина, Александра Степановича Хомякова, Константина Сергеевича Аксакова, Тимофея Николаевича Грановского, Николая Константиновича Михайловского, Льва Ильича Мечникова, Петра Алексеевича Кропоткина, Максима Максимовича Ковалевского. Главный тезис Н.Я. Данилевского состоит в том, что реальным объектом истории следует считать не человечество (то есть абстрактное понятие), а культурно-исторические типы, реальным аналогом которых являются народности (племена и племенные союзы) в прошлом, а в настоящем – нации. Культурно-исторические типы он различал по своеобразию четырех основополагающих видов деятельности: религиозной – европейский тип, культурной – греческий, политической – римский, экономической – романо-германский. Славянскому типу, по мнению Н.Я. Данилевского, с его православием, крестьянской общиной, самобытной культурой, предначертано стать ведущим культурно-историческим типом. Н.Я. Данилевский выступал как идеолог самодержавия, защитник национальной вражды. Основная его работа – «Россия и Европа. Взгляд на культурное и политическое отношение Славянского мира к Германо-Романскому».

Пореформенный период XIX в., ставший переходным от помещичье-крепостнического строя к капитализму, еще сильнее обострил имеющиеся противоречия. Структура общества стала более сложной: к классам прежней России добавились буржуазия и рабочий класс. Стрежневым направлением социологии стали народнические теории, отражающие интересы крестьянства – наиболее многочисленного класса России. Идеологи народничества, практики и теоретики Петр Лаврович Лавров, Михаил Александрович Бакунин, Петр Никитич Ткачев, Николай Константинович Михайловский создали учение об обществе, имеющее прямой выход на политику. Одним из главных событий в духовной жизни страны является начавшееся распространение марксизма (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).

Петр Лаврович Лавров (1823-1990) полагал, что «органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием, стремлением к изменению застывших общественных форм». Он определил такие фазы борьбы за прогресс в обществе, как появление отдельных новых идей, открытое выступление против царящего зла героических одиночек – эпоха мученичества и жертв; организация партий, позволяющих одиноким критически мыслящим личностям превратиться в реальную силу путем завоевания на свою сторону союзников – широких народных масс.

В поздних работах П.Л. Лаврова на место общегуманистических принципов истинности и справедливости выдвигается требование коренного преобразования экономического и политического строя, без чего не может осуществиться «солидарное развитие человечества в других направлениях» повседневной жизни. Социалистический идеал Лавров считает не плодом свободного творчества критически мыслящей личности, а итогом изучения опыта классовой борьбы и законов социально-экономического развития общества.

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) представитель русского общинного коллективистского анархизма. Государство считал олицетворением тирании, эксплуатации. Будущее общество видел как строй ничем не ограниченной свободы, независимости от всякой власти. Высказывался против любой государственности. Бакунин, создатель принципа федерализма, занимался социологией образования. Его основной труд «Государственность и анархия» оказал значительное влияние на движение народников.

Петр Никитич Ткачев (1844-1885) – виднейший теоретик революционного народничества, идеолог его наиболее крайнего направления. Анархия (то есть безгосударственность) есть идеал довольно отдаленного будущего, осуществление которого непременно предполагает достижение социального равенства, в конечном счете – братства. Весьма существенной частью социологии П.Н. Ткачева является идея о соотношении постепенности и скачков в общественном развитии. В процессе развития общества постепенно назревает потребность преобразований. Таким образом, П.Н. Ткачев увязывает свою социологию с революционной программой, обращенной к русскому освободительному движению.

Как выдающийся социолог мира вошел в историю Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921). Свое учение об обществе П.А. Кропоткин назвал анархичным коммунизмом, посвятив ему ряд работ: «Речи бунтовщика», «Хлеб и воля», «Анархия, ее философия, ее идеал», «Современная наука и анархия».

Анархистская доктрина П.А. Кропоткина связана с его естественно-научными представлениями. Установив, что все биологические формы жизни существуют на взаимной помощи и поддержке, он перенес это положение на общественную жизнь.

Рассмотрев теорию П.А. Кропоткина, ответьте на вопросы:

Какой закон, сформулированный П.А. Кропоткиным, лег в основу его этического учения?

В чем он видел основу человеческой нравственности?

Какую роль отводил семье?

Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) – теоретик марксизма, философ и социолог, виднейший деятель русского и международного социалистического движения. Отдавая предпочтение социологии, Г.В. Плеханов исходил из формулы: марксистская социология – исторический материализм, или материалистическое понимание истории, есть диалектический материализм, распространенный на объяснение общества. Эта формула выражает методологическое и теоретическое единство марксизма, что Г.В. Плеханов особенно подчеркивал. Марксистскую социологию он считал принципиально новой концепцией и ее изложение осуществил в предисловии «К критике политической экономии».

В своих трудах по социологии Г.В. Плеханов уделяет большое внимание проблемам базиса и надстройки, которые в русской социологии исследовались впервые. Категория базиса, экономических отношений, ставила на повестку дня проблему собственности на средства производства, а обращаясь к надстройке, ученый объяснял классовую структуру общества, государства и все, что связано с идейной жизнью.

Работы Г.В. Плеханова многочисленны. Вот главные: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Очерки по истории материализма», «История русской общественной мысли», «К вопросу о личности в истории».

В трудах В.И. Ленина можно выделить три уровня развития марксистской социологической мысли: 1) дальнейшая разработка марксистской теории общества (прежде всего российского); 2)применение этой теории для анализа различных сфер жизни общества; 3)систематическое проведение исследований прикладной характера. Вместе с тем, в результате деятельности Ленина марксистская социология в России превратилась в основу политической практики и серьезно себя дискредитировала.

Третий вопрос. Накопившееся в течение полутора сотен лет социальное напряжение достигло своего пика в начале XX в. и взорвалось на исходе второго десятилетия, начав новую эпоху в истории страны. Возникает «новое религиозное сознание» и соответствующие философско-социологические концепции (П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев). Большое влияние приобретают социологические построения крупных русских историков (Милюков, Ковалевский).

Известное влияние на развитие социологической мысли в России оказал Петр Бернгардович Струве (1870-1944), который в начале своей научной деятельности был последователем взглядов Карла Маркса, а после поражения революции 1905г. стал его ярым противником. П.Б. Струве отверг диалектику и теорию социального развития К. Маркса и считал, что преобразовать общество может образованный индивид, а не классовая борьба и революции.1

При рассмотрении социологических теорий Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) и Николая Александровича Бердяева (1874-1948) можно отметить, что, пройдя школу марксизма, они поняли, что теория, построенная на строгой логике, ведет к нежелательным последствиям. В своих трудах они обращаются к религиозной метафизике.

Николай Иванович Кареев (1850-1931) является представителем школы русского позитивизма, или психологического направления в социологии. Н.И. Кареев выдвигал на первый план значимость психических основ формирования социального самосознания индивида и группы.

Российская социологическая мысль XIX- начала XX в. по своим методологическим установкам и теоретическим достижениям не уступала зарубежной. Вместе с тем отличалась историческим и культурным своеобразием: тесной связью с гуманистическими идеалами российской философии; синтетическим подходом, сочетающим социологию с экономикой, правоведением, политологией, психологией, исторической перспективой и тревогой за Отечество.

Четвертый вопрос. Основное внимание следует уделить раскрытию социологических идей Питирима Александровича Сорокина (1889-1968) и Александра Александровича Богданова (1873-1928), выяснению причин упадка социологии в России с середины 20-х до конца 50-х годов XX в., ее последующего возрождения и современного состояния.

Примерная тематика докладов



  1. Особенности исторического развития социологии в России.

  2. П.А. Сорокин как русский социолог.

  3. Постмарксистская социальная философия С.Н. Булгакова.

  4. Субъективная школа в русской социологии.

  5. Социологические идеи теоретиков анархизма (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин).

6. Социологические идеи Н.А. Бердяева.

Тема 2. Социальная стратификация.


Вопросы

  1. Социальное неравенство как атрибут социальной жизни.

  2. Структурные элементы общества.

  3. Специфика структуры российского общества.

  4. Социальная мобильность населения.

  5. Теория стратификации в западной социологии.

Литература


  1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. – М.: Гардарики, 2001.

  2. Кравченко А.И. Общая социология. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001.

  3. Козлов А.С. Социология. Тексты лекций. Ч. 2. – М.: МГТУ ГА, 2001.

  4. Социология. Учебное пособие. – Саранск: Из-во Мордов. ун-та, - 2003.

  5. Социология и современная Россия; Под ред. А.Б. Гофмана. – М.: ГУВШЭ, - 2003.

  6. Курбатов В.И. Современная западная социология (аналитический портрет). – Экономический вестник Рост. Ун-та. – 2003. – Т.1, №1. – С. 135-139.


Первый вопрос. Любое общество всегда структурировано по многим основаниям – национальным, социально-классовым, демографическим, поселенческим и т.п. Структурирование, то есть принадлежность людей к тем или иным социальным, профессиональным, социально-демографическим группам, может порождать социальное неравенство. Другими словами, неравенство – это результат социальной стратификации, которая представляется как иерархическое группирование членов общества. Но главное в обществе – те различия, те объективные факторы, которые порождают социальное неравенство людей: разделение труда, уклад жизни, социальные роли, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы. Социальные различия между людьми определяют социальную структуру. В ней проявляется в первую очередь экономическая структура общества. Основные элементы этой структуры – классы, социальные и профессиональные группы, страты.

Самое крупное социально-стратификационное образование общества – класс. Научная концепция класса появилась в XIX в. Автором научной концепции класса является К. Маркс. Всю историю общества он видел в конфликте классов. Отсюда идея бесклассового общества. К. Маркс разделял современное ему общество на два основных класса (эксплуататоров и эксплуатируемых), в первую очередь по отношению к частной собственности.

Фундаментальной теоретической основой социального неравенства, стратификации является само развитие цивилизации. Каждая отдельная личность не может овладеть всеми достижениями материальной и духовной культуры. Возникает специализация людей и вместе с ней – более или менее ценные виды деятельности. Люди не равны по своим способностям, воспитанию, образованию. Такова объективная основа стратификации.

Второй вопрос. В социальной структуре общества принято выделять следующие подструктуры: социально-поселенческую, социально-классовую, социально-этническую, социально-демографическую.

Основными элементами социальной структуры являются: социальные общности (большие и малые группы); профессиональные группы; социально-демографические группы; социально-территориальные общности.

Самая крупная единица в социальном структурировании общества – класс. В.И. Ленин дал такое определение этому понятию: классы – это большие группы людей, различающиеся по своему месту в системе производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Социально-классовая структура общества всегда подвижна. Исчезают одни классы и социальные группы, появляются новые.

В обществе всегда имеется класс, который выполняет функции ведущего. В условиях научно-технической революции, наметившегося перехода к постиндустриальному обществу таковыми становятся те социальные группы, в которых накапливается потенциал для качественного прорыва в развитии общества. Также можно сказать, что с развитием общества его социальная структура все более усложняется и отдельные группы людей находятся как бы на стыках разных классов и социальных групп.

Третий вопрос. Специфика российской действительности заключается в том, что в условиях переходного состояния общества групп, находящихся на стыках различных социальных классов, появляется все больше.

Российское общество отличается еще и тем, что в его формировании большую роль занимают идеолого-политические факторы. Здесь следует рассмотреть появление новых социальных групп на базе перераспределения собственности, а также более подробно остановить внимание на дискуссии современных социологов по поводу социальной стратификации в нашей стране (М.Н. Руткевич, Т.И. Заславская, Р.Г. Громова).



Четвертый вопрос. Важное место в изучении социальной структуры занимают вопросы социальной мобильности населения, то есть перехода человека из одного страта в другой, из одной внутриклассовой группы в другую, социальные перемещения между поколениями. Такие перемещения могут носить позитивный и негативный характер, поощряться или, наоборот, сдерживаться. Вслед за П.А. Сорокиным будем различать два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой на том же уровне. Но наиболее важной представляется вертикальная мобильность – изменение положения, которое вызывает повышение или понижение статуса.

В социальных перемещениях выделяются групповая и индивидуальная социальная мобильность. Групповая мобильность наблюдается тогда, когда в силу крупных изменений в обществе, часто в условиях нестабильности, большие социальные группы быстро перемещаются, меняется политическая и экономическая элита. Конечно, групповая социальная мобильность состоит из индивидуальных перемещений, но последняя всегда имеет свои особенности. Эти перемещения регулируют социальные институты, устанавливая определенные правила игры. В результате социального перемещения человек попадает в новую социальную группу, что часто означает и новую социально-культурную среду, адаптироваться к которой он не всегда сможет. Именно в результате неспособности адаптироваться к новой социально-культурной среде образуются маргинальные группы.



Пятый вопрос. Западная социология традиционно рассматривает социальную структуру общества с точки зрения теории стратификации (страты – пласты). Стратификация, по мнению западных социологов, такая организация общества, при которой одни индивиды, социальные группы имеют больше, вторые – меньше, а третьи могут не иметь совсем ничего. Разрешить этот конфликт практически невозможно, т.к. он основывается на двух несовместимых истинах. С одной стороны, стратификация общества чревата многими негативными последствиями, в том числе и социальными конфликтами, вплоть до революций. С другой, стратификация заставляет людей, социальные группы проявлять инициативу, предприимчивость, обеспечивать прогресс.

Основателем теории стратификации является Макс Вебер. В отличие от К. Маркса он считал, что общественное положение не всегда сводится лишь к владению собственностью, стратификацию следует определять по трем параметрам: собственность, престиж, власть. Именно они создают статус любого человека или социальной группы. По ним можно выделить три группы: низшую, среднюю и высшую.

После М. Вебера наиболее существенный вклад в разработку стратификационной модели общества сделал П. А. Сорокин. Он выделил три вида стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация существует и в недемократическом обществе, и в обществе «процветающей демократии».

Основополагающим принципом современных стратификационных концепций является функционализм Толкотта Парсонса, Лойда Уорнера, Питера Баргера. Они воспринимали социальное неравенство как функционально необходимое для сохранения общества, части которого рассматривались как объединенные и взаимозависимые в системе, находящиеся в равновесии.



Далее в развитие данной темы предлагается рассмотреть концепции К. Девиса и Баррингтона Мура, а также американского социолога Элтона Джонсона.
Примерная тематика докладов

  1. Социальная структура российского общества и тенденции ее развития.

  2. Система современных обществ: тенденции и перспективы развития.

  3. Общественное неравенство: основные подходы к его изучению.

  4. Средний слой российского общества: проблемы обретения социального статуса.

  5. Бедность как социальный феномен российского общества.

  6. Проблемы социальной интеграции в трансформирующемся обществе.

  7. Теория социальной адаптации в изменяющемся обществе.

Тема 3. Социальные группы


Вопросы

  1. Характеристика и виды социальных групп.

  2. Групповое взаимодействие. Лидерство в социальных группах.

  3. Социальный конфликт в группе.

  4. Малая социальная группа и групповая динамика.

Литература


  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник. –М.: Инфра-М, 2003.

  2. Козлов А.С. Духовная атмосфера малой группы // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, № 5, 1998.

  3. Козырев Т.И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2000.

  4. Кравченко А.И. Социология. – М.: Проспект, 2003.

  5. Охотникова М.М. Социология согласия. – Тюмень, 2000.


Первый вопрос. Самым общим образом социальная группа может быть определена как собрание людей, взаимодействующих определенным, упорядоченным образом на базе согласованных, взаимных ожиданий соответствующего поведения друг друга. Характеристика объективных, формальных данных о них включает в себя сведения о демографической структуре, о профессиональном составе социальных групп, образовании, социальном статусе их членов и т.д. С содержательной точки зрения такие образования характеризуются направленностью действий их членов на достижение целей.

Для того чтобы социальная группа могла функционировать, она должна быть в состоянии:



  • стимулировать желание ее членов добиться участия в деятельности группы и сохранять свое членство;

  • обеспечить эффективную систему внутригрупповой коммуникации, систему обмена информацией;

  • контролировать действия членов группы, чтобы направлять их к достижению групповых целей;

  • приспосабливаться к условиям социальной среды, угрожающим существованию группы или ее деятельности, обеспечивая безопасность группы.

В ходе взаимодействия между людьми складываются первичные социальные группы. В первичной группе индивиды находятся в непосредственных тесных личных взаимодействиях друг с другом. Простая совокупность людей (пассажиры автобуса) группой не являются, так как они не взаимодействуют между собой. Но, если они реагируют на какое-либо событие совместно, они складываются (на время такого взаимодействия) в социальную группу. Наряду с первичными люди объединяются и в многочисленные вторичные социальные группы, создаваемые в силу необходимости объединения усилий людей для достижения желаемой цели. Здесь возникновение, характер и направленность действий групп предопределяются их функциональным предназначением. Сказанное позволяет отнести первичные социальные группы к числу неформальных групп, а вторичные группы – к числу формальных социальных групп. Формальная социальная группа характеризуется следующими признаками:

  • наличие разделения труда. Устанавливается обязательный порядок передачи сообщений, команд по установленным каналам (высший уровень связан со средним, средний с низшим и в обратном порядке);

  • обеспечение координации деятельности. Поскольку структура социальной группы складывается из системы социальных ролей, предписанных к исполнению членам группы, то выполнение требование социальной роли требует дисциплины ее членов.

Формальные группы включают в себя также группы неформальные, члены которых находятся между собой в особых, неофициальных отношениях (дружеские, отношения лидерства, симпатии и т.д.)

Поведение человека и система разделяемых им моральных ценностей могут быть направлены на достижение соответствия своего поведения нормам, разделяемым группой, к которой индивид фактически не принадлежит, но куда он стремится быть включенным. Референтные группы – это социальные единицы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. Определить референтную группу индивида – значит установить существенную социальную характеристику его личности. Концепция референтной группы имеет также значение для объяснения отклоняющегося поведения.

По способу организации и регулирования взаимодействия социальные группы бывают формальные и неформальные. Формальная группа – это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой определяется системой формализованных норм и правил. Эти группы имеют нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно установленному административно-правовому порядку. Неформальная группа – это не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных взаимодействий. Подобные группы лишены официальной регламентации и скрепляются общностью взглядов и интересов индивидов.

Второй вопрос. Основные характеристики социальной среды так или иначе воплощаются в людях. Социально-психологические структуры таких социальных групп, как семья; производственная группа; группа совместного проведения досуга; учебная группа; воинское подразделение; группа, связанная общностью совместного проживания и другие формы непосредственного взаимодействия людей в случае реального включения индивида в систему межличностных отношений в таких группах обусловливают возникновение серьезного влияния на соответствующее лицо, направленного на обеспечение желаемого (с точки зрения данной социальной группы) поведения.

Структура социальной группы представляет собой сложную сеть социальных и психологических взаимосвязей и взаимозависимостей. Такая структура производства и может выражаться в определенных видах взаимоотношений, возникающих между индивидами в повседневном общении. В каждой группе неизбежно выделяются из своей среды те, кому члены группы отдают наибольшее предпочтение. Тот из числа членов группы, по отношению к кому проявляется наибольшее число предпочтений, становится лидером социальной группы. Лидер социальной группы тот, кто инициирует действия, отдает приказы, решает споры между ее членами и выносит по ним обязывающие решения.



Определите качества формального лидера и рассмотрите возможность появления в социальной группе неформального лидера.

Третий вопрос. Социальный конфликт – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели (распределение ценностей, ресурсов, власти и т.д.) Он возникает, когда одна сторона стремится к осуществлению своих интересов и целей в ущерб интересам других.

Социальные конфликты могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие. С одной стороны, они являются источником социально-политических изменений, предотвращая стагнацию общественных систем, стимулируя модификацию социальных отношений, структур и институтов. В этом смысле конфликты выступают в качестве формы регулирования противоречивых интересов различных групп общества, способствуют разрядке напряженности, ведут к повышению эффективности организации, так как помогают выявить альтернативу в решении определенных задач и называются функциональные. С другой стороны, социальные конфликты приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации, а также несут в себе угрозу дестабилизации общества и могут привести к катастрофическим последствиям – революциям, войнам, анархии. Такие конфликты называют дисфункциональными.

Социальные конфликты вызываются самыми различными причинами. Это экономическое и социальное неравенство, дефицит жизненных благ (материальных, духовных, престижных и т.д.), неодинаковое положение по отношению к власти, несовпадение интересов и целей различных социальных групп и т.д.

Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. Рассмотрите динамику развития, а также функциональные и дисфункциональные последствия таких конфликтов. Определите типы конфликтов, порождаемые в сферах жизни общества в современных условиях. На основании материалов лекции, изученной Вами литературы по данному вопросу определите условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов.



Четвертый вопрос. Малая группа – малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что служит основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Кроме того, малая группа – это непосредственное социальное окружение индивида. В этом смысле она выполняет функцию связующего звена в системе «личность – общество». Минимальный размер малой группы – два человека, максимальный – десять - пятнадцать человек. Виды малой группы: формальная, неформальная, первичная.

Изучение структуры малой группы, выявление в ней лидера осуществляется методом социометрии, который позволяет дать количественную оценку реальных связей между членами группы по признакам симпатии – антипатии (каждого члена группы в анонимной форме просят указать, с кем он хотел бы вместе работать, провести досуг, и т.д.; тот, кто получает наибольшее число выборов и является неформальным лидером).

Вопросы лидерства тесно связаны с групповой динамикой, которая отражает происходящие в группе процессы, подверженные определенным закономерностям. Под групповой динамикой понимается процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов. Групповая динамика предполагает: формирование структуры группы; изменение статуса группы (прогресс или регресс); флуктуацию, т.е. возможное неоднократное изменение позиции индивида в структуре группы; руководство и лидерство; формирование групповых ценностей и группового мнения; возникновение конфликтов и их разрешение; воздействие на членов группы с целью их сплочения.

Одна из важных характеристик групповой динамики – способы коммуникации в малой группе (т.е. как осуществляется непосредственное взаимодействие и обмен информацией между членами группы). Способы коммуникации подразделяются на два основных типа: централизованные и децентрализованные. Первые эффективны при выполнении оперативных заданий, вторые – в творческой работе.

С динамической точки зрения жизнь малой группы представляет собой чередование состояний равновесия и его нарушения. Поэтому особое значение имеют выявление конфликтов и их разрешение. Конфликт преодолевается различными средствами, и успех его разрешения зависит от характера противоборства, стратегии и тактики конфликтующих сторон. При всех условиях важно научиться управлять конфликтами. Считается, что конструктивное разрешение конфликта определяют следующие факторы: 1) адекватность восприятия конфликта; 2) открытость и эффективность общения, готовность к всестороннему обсуждению проблемы; 3) создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничество.
Примерная тематика докладов


  1. Социальные общности и группы в урбанизированном обществе.

  2. Духовная атмосфера в малой группе.

  3. Конфликт как свойство социальных систем.

  4. Конфликты в современном российском обществе.

  5. Социальный конфликт и социальная стабильность.
следующая страница >>