Методические рекомендации по использованию корпусов в исследованиях. Место курса в общей системе подготовки специалиста - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации для учителей предметников по использованию... 5 611.78kb.
Методические рекомендации сд. 12 Социология безопасности основная... 1 183.96kb.
Методические рекомендации для студентов по курсу «Психология рекламы» 1 227.13kb.
Методические рекомендации по использованию учебников Сахаров А. 1 179.8kb.
Методические рекомендации по использованию 2009 1 1 207.51kb.
Методические рекомендации к выполнению выпускной квалификационной... 1 349.01kb.
Методические рекомендации по использованию учебника 1 132.17kb.
Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов... 1 252.1kb.
Программа подготовки к зачёту по дисциплине тмфвс для студентов 3... 1 67.25kb.
Программа семинарских занятий и методические рекомендации по подготовкек ним 3 1121.77kb.
Место дисциплины в системе подготовки специалистов на факультете... 1 77.07kb.
Программа дисциплины «Античная литература» 1 122.16kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические рекомендации по использованию корпусов в исследованиях. Место курса - страница №1/1

Методические рекомендации по изучению дисциплины ФТД.7 Корпусные технологии в преподавании русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (4 курс, 8 семестр)
1.1 Автор программы:

Антошина С.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии МГГУ.
1.3 Пояснительная записка:
Цели освоения дисциплины познакомить обучающихся с общими принципами построения с помощью компьютерных технологий лингвистических корпусов (корпусов текстов) и их использованием в научных и прикладных целях.
Задачи курса:

1) рассмотреть категориально-понятийный аппарат дисциплин,

2) познакомить студентов с современной научной литературой, связанной с проблемой;

3) способствовать совершенствованию умения студентов проводить филологические исследования с помощью корпусных технологий;

4) учить анализировать разнообразные языковые факты с опорой на корпуса;

5) дать конкретные методические рекомендации по использованию корпусов в исследованиях.


Место курса в общей системе подготовки специалиста

Факультатив знакомит студентов с ролью национальных языковых корпусов в современном информационном обществе и способами их использования в филологических исследованиях и углубляет их знания в области современных информационных технологий.

Особенностью курса является синтез информационной составляющей с изложением основных методических приемов использования корпусных данных в научных разработках и преподавании русского языка.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать: основные понятия корпусной лингвистики, принципы создания и способы использования языковых (лингвистических) корпусов;

2) Уметь: использовать те или иные методы и приемы в процессе обучения филологическим дисциплинам,

3) Владеть: важнейшими для профессиональной деятельности методами и приемами использования различных корпусов текстов в научной и прикладной сферах.

При подготовке программы использовались программы, учебно-методические пособия и научные статьи Всеволодовой А.В., Захарова В.П. и др.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)




Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1.

050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература

4

8

56

36

20

16

-

20

зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

1.

Введение в корпусную лингвистику.

8

4

4

-

4
















2.

Создание корпусов.

10

6

4

-

6
















3.

Использование корпусов.

10

6

4

-

6
















4.

Лингвистические корпуса в Интернете.

8

4

4

-

4















1.6.2 Содержание разделов дисциплины.



Введение в корпусную лингвистику. Основные понятия и определения корпусной лингвистики. Лингвистические (языковые) и нелингвистические корпусы. История лингвистических корпусов: от картотеки к корпусу. Корпусная лингвистика: современное состояние. Корпусная лингвистика в России. Классификация (типология) корпусов по различным основаниям. Типы корпусов по задачам. Типы корпусов по формальным признакам.
Создание корпусов. Предварительные работы по созданию корпуса: проблемы репрезентативности, отбор источников, внешние и внутренние критерии отбора. Нормализация файлов. Графематический анализ. Средства создания и разметки корпусов: понятие разметки, типы разметки. Автоматический морфологический и синтаксический анализ. Металингвистическая разметка. Параллельные корпусы. Проблема выравнивания. Стандартизация в корпусной лингвистике. Языковые средства представления размеченных текстов. Международные стандарты и проекты (TEI, EAGLES, CDIF, XCES).
Использование корпусов. Обзор существующих корпусов различных типов. Зарубежные национальные корпусы. Корпусы русского языка. Специальные корпусы. Корпусные менеджеры. Корпус как поисковая система. Языки запросов. Выходные интерфейсы. Сравнительный анализ. Корпусные исследования. Лексические исследования, базирующиеся на корпусах. Грамматические исследования, базирующиеся на корпусах. Семантические исследования, базирующиеся на корпусах. Использование корпусов в социологии, исторической науке и др.

Корпуса в Интернете. Британский национальный корпус. Чешский национальный корпус. Польский национальный корпус. Национальный корпус русского языка. Мангеймский корпус немецкого языка. Русско-английский корпус С. Шарова. Корпус языка А.С. Грибоедова. Корпус русского языка 19 века.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Введение в корпусную лингвистику.

Аннотирование ЭОР по теме, подготовка докладов

4

Проверка списков ЭОР, обсуждение докладов

2.

Создание корпусов.

Работа с поисковыми системами корпусов, подготовка презентаций

6

Обсуждение результатов поиска и презентаций

3.

Использование корпусов.

Аннотирование ЭОР по теме, подготовка докладов

6

Проверка списков ЭОР, обсуждение докладов

4.

Лингвистические корпуса в Интернете.

Работа с поисковыми системами корпусов, подготовка презентаций

4

Обсуждение результатов поиска и презентаций


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу


Практическое занятие № 1-2.

Тема: Введение в корпусную лингвистику.
Вопросы:

  1. Основные понятия и термины корпусной лингвистики.

  2. История лингвистических корпусов: от картотеки к корпусу.

  3. Корпусная лингвистика: современное состояние.

Задания для самостоятельной работы:

- рассмотреть различные классификации корпусов4

- описать основные этапы развития корпусной лингвистики в России.

Литература:

1. Захаров В.П. Корпусная лингвистика: Учебно-метод. пособие. – СПб., 2005.

2. Зубов А. В. Основы искусственного интеллекта для лингвистов : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Теоретическая и прикладная лингвистика"] / Зубов А. В., Зубова И. И. - М. : Логос, 2007.
Практическое занятие № 3-4.

Тема: Создание корпусов.
Вопросы:


  1. Проблемы отбора источников корпусов: внешние и внутренние критерии отбора.

  2. Средства создания и разметки корпусов.

  3. Стандартизация в корпусной лингвистике.

Задания для самостоятельной работы:

- особенности и назначение морфологической и синтаксической разметки корпусов;

- описать языковые средства представления в корпусах размеченных текстов.

Литература:


  1. Захаров В.П. Корпусная лингвистика: Учебно-метод. пособие. – СПб., 2005.

  2. Фуфаев Э. В. Разработка и эксплуатация удаленных баз данных : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Фуфаев Э. В., Фуфаев Д. Э. - М. : Академия, 2008.


Практическое занятие № 5-6.

Тема: Использование корпусов.
Вопросы:

  1. Обзор зарубежных и национальных корпусов.

  2. Типология лингвистических исследований, базирующихся на корпусных данных.

  3. Использование корпусов в социологии, исторической науке и др.

Задания для самостоятельной работы:

- провести сопоставление идеологий создания зарубежных и отечественных корпусов;

- как корпуса используются в поисковых системах и социальными платформами в Интернете.

Литература:


  1. Захаров В.П. Корпусная лингвистика: Учебно-метод. пособие. – СПб., 2005.

  2. Всеволодова А. В. Компьютерная обработка лингвистических данных : учеб. пособие / Всеволодова А. В. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта, 2007.


Практическое занятие № 7-8.

Тема: Лингвистические корпуса в Интернете.
Вопросы:

  1. Зарубежные корпуса русского языка.

  2. Национальный корпус русского языка на платформе «Яндекс».

  3. Специализированные корпуса на русском языке: газетный корпус, корпус русского языка 19 в. параллельные корпуса.

Задания для самостоятельной работы:

- каковы различия в менеджерах национального и специализированных корпусов на русском языке;

- какие виды исследований можно проводить с использованием параллельных корпусов.

Литература:


  1. Библиотека в электронной среде: рецепты продвинутого пользователя : науч.-практ. пособие / [под общ. ред. Б. Р. Логинова ; сост. Л. В. Новинская]. - М. : Либерея-Бибинформ, 2011.

  2. Захаров В.П. Корпусная лингвистика: Учебно-метод. пособие. – СПб., 2005.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:


Основная литература

1. Библиотека в электронной среде: рецепты продвинутого пользователя : науч.-практ. пособие / [под общ. ред. Б. Р. Логинова ; сост. Л. В. Новинская]. - М. : Либерея-Бибинформ, 2011. - 191 с.

2. Овчинникова И. Г. Компьютерное моделирование вербальной коммуникации : учебно-методич. пособие / Овчинникова И. Г., Угланова И. А. - М. : Флинта, 2009 ; Наука. - 134, [1] с.
Дополнительная литература

1. Захаров В.П. Корпусная лингвистика: Учебно-метод. пособие. – СПб., 2005. – 48 с.

2. Хомоненко А. Д. Базы данных : учебник для вузов / Хомоненко А. Д., Цыганков В. М., Мальцев М. Г. ; под ред. А. Д. Хомоненко. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: КОРОНА принт, 2002. - 665 с.

3. Когаловский М. Р. Энциклопедия технологий баз данных: Эволюция технологий. Технологии и стандарты. Инфраструктура. Терминология / Когаловский М. Р. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 800 с.

4. Кузнецов С. Д. Основы баз данных. Курс лекций : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. в области информационных технологий / Кузнецов С. Д. - М. : Интернет-Ун-т Информ. Технологий, 2005. - 488 с.

5. Копотев М.В., Мустайоки А. Принципы создания Хельсинкского аннотированного корпуса русских текстов (ХАНКО) в сети Интернет // Научно-техническая информация. Сер. 2. 2003. № 6. С. 33–36.

6. Баранов А.Н. Корпусная лингвистика // Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М., 2001. С.112– 137.

7. Вербицкая Л.А., Казанский Н.Н., Касевич В.Б. Некоторые проблемы создания национаьлного корпуса русского языка // Научно-техни­ческая информация. Сер. 2. 2003. № 6. С. 2–8.

8. Андрющенко В.М. Концепция и архитектура машинного фонда русского языка / Отв. ред. А.П. Ершов. М., 1989.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Библиотека Гумер. http://www.gumer.info/,

Большой толково-фразеологический словарь Михельсона [Электронный ресурс] : 216 тыс. рус. слов, 44 тыс. иностр.слов, [свыше 11 тыс. ст.] : в 3 т. / подготов. текста Е. Ачеркан. - Электрон. дан. - М. : Си ЭТС, 2004. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв. - Систем. требования : Pentium II-400 ; 64 Мб ОЗУ ; видеокарта 4Мб ; CD-ROM. - Загл. с контейнера. - 250-00.

Библиотека словарей. Т. 1 [Мультимедиа] : [17 т. текста, 390 иллюстраций, 14585 словарных статей] / подготовка Е. Ачеркан. - Дан. и прогр. - М. : ЭТС, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. - Систем. требования : Pentium II 400 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; Internet Explorer ; CD-ROM ; зв. карта Sound Blaster совместимая, видеокарта 4 Мб. - Загл. с контейнера. - Содерж. : Реальный словарь классических древностей / Ф. Любкер. Библейский словарь : в 4 вып. Дипломатический словарь : в 2 т. / под ред. А.Я. Вышинского, С.А. Лозовского. - ISBN 5-86460-137-3 : 250-00,

Библиотека словарей. Т. 2 [Мультимедиа] : [19 т. текста, 19319 словарных статей] / подготовка Е. Ачеркан. - Дан. и прогр. - М. : ЭТС, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. - Систем. требования : Pentium II 400 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; Internet Explorer ; CD-ROM ; зв. карта Sound Blaster совместимая, видеокарта 4 Мб. - Загл. с контейнера. - Содерж. : Словарь древне-русских личных собственных имен / Н.М. Тупиков. Исторический словарь российских государей, царей, императоров и императриц / И. Нехачихин. Словарь писателей среднего и нового периодов русской литературы XVII-XIX в. / А.В. Арсеньев. Популярный политический словарь. Краткий словарь мифологии и древностей / М. Корш. - ISBN 5-86460-147-3 : 250-00.
Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ;

- «Рубрикон» — крупнейший энциклопедический ресурс Интернета. http://www.rubricon.com/,

- Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU — полнотекстовая база данных научных периодических изданий. http://www.elibrary.ru/,

- Электронная библиотечная система «Университетская библиотека» http://www.biblioclub.ru,

- Полнотекстовая библиотека МГГУ, http://www.mspu.edu.ru/index.php?option=com_wrapper&Itemid=527.
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1.9.1 Перечень используемых технических средств:

а) мультимедийный проектор,

б) телевизор видеомагнитофоном,

в) магнитофон.

1.9.2 Перечень используемых пособий.

1. Библиотека в электронной среде: рецепты продвинутого пользователя : науч.-практ. пособие / [под общ. ред. Б. Р. Логинова ; сост. Л. В. Новинская]. - М. : Либерея-Бибинформ, 2011. - 191 с.

2. Всеволодова А. В. Компьютерная обработка лингвистических данных : учеб. пособие / Всеволодова А. В. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта, 2007 ; Наука. - 96 с.

3. Захаров В.П. Корпусная лингвистика: Учебно-метод. пособие. – СПб., 2005.

4. Овчинникова И. Г. Компьютерное моделирование вербальной коммуникации : учебно-методич. пособие / Овчинникова И. Г., Угланова И. А. - М. : Флинта, 2009.



1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов, программного обеспечения.
1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Нет.
1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.


  1. Основные термины и понятия корпусной лингвистики.

  2. Лингвистические (языковые) и нелингвистические корпусы.

  3. История лингвистических корпусов: от картотеки к корпусу.

  4. Корпусная лингвистика: современное состояние. Корпусная лингвистика в России.

  5. Классификация (типология) корпусов по различным основаниям: по задачам, по формальным признакам.

  6. Предварительная работа по созданию корпуса: проблемы репрезентативности, отбор источников, внешние и внутренние критерии отбора.

  7. Средства создания и разметки корпусов: понятие разметки, типы разметки.

  8. Автоматический морфологический и синтаксический анализ.

  9. Параллельные корпусы. Стандартизация в корпусной лингвистике.

  10. Корпусы русского языка. Специальные корпусы.

  11. Корпус как поисковая система. Языки запросов. Выходные интерфейсы.

  12. Корпусные исследования, базирующиеся на корпусах: лексические исследования, грамматические исследования, семантические исследования.

  13. Использование корпусов в социологии, исторической науке и др.

  14. Зарубежные национальные корпусы. Британский национальный корпус. Чешский национальный корпус. Польский национальный корпус. Мангеймский корпус немецкого языка.

  15. Национальный корпус русского языка. Русско-английский корпус С. Шарова. Корпус языка А.С. Грибоедова. Корпус русского языка 19 века.


1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии). Нет.

1.13 Примерная тематика рефератов. Нет

1.14 Примерная тематика курсовых работ. Нет

1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Нет

1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Нет

1.16 Методика исследования (если есть). Нет

1.17 Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Нет
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий)
РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации). Студенты производят 3 исследования на основе поиска слов в лингвистических корпусах и анализа полученной информации.