Методические рекомендации по дисциплине для преподавателей 23 Методические рекомендации по дисциплине для студентов 25 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по дисциплине математические методы в историческом... 3 643.66kb.
Методические рекомендации для студентов и преподавателей высших учебных... 6 1120.08kb.
Методические рекомендации волгоград 2004 2 707.54kb.
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной... 1 313.86kb.
Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов... 4 631.09kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 1 257.59kb.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Математика» предназначено... 1 194.6kb.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации... 1 353.86kb.
Методические рекомендации по проектированию и выпуску плакатов по... 2 806.75kb.
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов... 1 353.55kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 1 91.92kb.
Программа дисциплина информационный менеджмент в здравоохранении... 1 98.66kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические рекомендации по дисциплине для преподавателей 23 Методические рекомендации - страница №1/1

Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»

Кафедра прикладной информатики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Информационный менеджмент

Специальность:

080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»




Барнаул 2010


Содержание

Аннотация 3

Учебная программа 4

Пояснительная записка 5

Конспект лекций теоретического курса 9

Структура конспекта лекций 10

Вопросы на семинарские занятия 11

Вопросы для самостоятельной работы студента 14

Вариант экзаменационного билета 16

Вопросы к экзамену 17

Темы рефератов 20

Методические рекомендации по дисциплине для преподавателей 23

Методические рекомендации по дисциплине для студентов 25



Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»

Кафедра прикладной информатики

Учебно-методический комплекс дисциплины
Информационный менеджмент

Аннотация


1. Минимальные требования к содержанию дисциплины/модуля/спецкурса

Понятие информационного менеджмента. Управленче­ская роль ИТ-менеджера на различных этапах жизненного цик­ла информационного продукта. Соотношение понятий ИТ, ИС и управленческая структура объекта. Распределение ИТ между лицами, принимающими решения в зависимости от типа управленческой структуры. Параметры эффективного распре­деления ИТ в ЭИС. Стратегическое планирование развития ИТ и ИС на объекте управления. Типы ИС, тенденция их развития и возможности их применений на объекте управления: управ­ленческие информационные системы, информационные систе­мы поддержки принятия решений и информационные системы поддержки исполнения. Организация управления. Оценка пре­имуществ и недостатков закупки готовых или разработки но­вых ИТ и ИС. Организация управления для различных этапов организации ИТ и ИС: разработка, внедрение и эксплуа­тация, состав и содержание работ. Приемы менеджмента для каждого этапа на фирмах-производителях и на фирмах-потребителях. Создание временных коллективов для внедрения ИТ и ИС и их менеджмент. Мониторинг внедрения ИТ и ИС; мониторинг их эксплуатации. Оценка и анализ их качества.



2. Взаимосвязь дисциплины/модуля/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО).

Курс информационного менеджмента тесно взаимосвязан с вузовскими курсами: информатика, информационные системы, теория систем и системный анализ.



3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • Нормативный блок: аннотация, рабочая учебная программа дисциплины.

  • Теоретический блок: содержание лекций.

  • Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень вопросов к экзамену, образец экзаменационного билета, образец практического задания к экзамену/зачету, Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.

4. Список авторов элементов УМК: ст. преподаватель Атаманова Т.Г.

5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины/модуля/спецкурса:

- ГОС ВПО по специальности.



Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра прикладной информатики

Учебная программа



по дисциплине

Информационный менеджмент
Специальность

080801.65 «Прикладная информатика (в менеджменте)»


Курс обучения II

Семестр IV

Всего часов по учебному плану: 74

В том числе по формам обучения: очная и заочная– 36

- лекции 18

- практика 18

Срс 38


Формы итогового контроля знаний:

- экзамен IV сем.

Барнаул

2010

Пояснительная записка



Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования специальности 080801.65 «Прикладная информатика(в менеджменте)» информатик в большей степени имеет дело с профессионально-ориентированной оболочкой (которую он проектирует, создаёт и применяет), в состав которой также входят операционные системы. Информатик должен знать об общей характеристике процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; о технических и программных средствах реализации информационных процессов; современные операционные среды и области их и эффективного применения. Информатик должен уметь использовать современные системные программные средства: операционные системы, операционные оболочки, обслуживающие сервисные программы.

1.Целями преподавания дисциплины "Информационный менеджмент " являются:

  • углубление понятий информации; информационная система, информационные ресурсы управления информационная технология;

  • формирование навыков различения значимой информации в информационных системах;

  • закрепление и расширение знаний студентов по основам управления информационными ресурсами;

  • формирование алгоритмического, логического и системотехнического мышления;

  • воспитание у студентов личных качеств , ответст­венности и активности в

изучении и использовании средств вычислительной техники.

Задачи изучения дисциплины соответствуют целям ее преподавания и заключаются в формировании у студентов следующих знаний:

  • что представляют собой информационные ресурсы по существу;

  • как и из чего формируется технологическая среда информационных систем;

  • как сопровождаются процессы развития информационных систем;

  • каковы субъекты, действующие на рынке информатизации, какова их роль, как определить технические характеристики их продукции.

2.Требования к исходному уровню подготовки:
Изучение дисциплины "Информационный менеджмент"
базируется на знаниях изученных дисциплин

«информационного» цикла, естественного цикла, а также на знаниях основ теории управления. Дисциплина изучается в тесной взаимосвязи с учебным материалом других дисциплин по практическому использованию аппаратных средств информатизации.



2.1 В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • как эффективно использовать созданные информационные системы к конкретной предметной области;

  • как осуществляются основные функции управления информационными системами;

  • принципы формирования, поддержания, развития технологической среды информационных систем.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

  • эффективно эксплуатировать информационные системы в своей предметной области;

  • формировать организационную структуру на основе конкретной области обработки информации



3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение дисциплины

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

74

Аудиторные занятия

36

Лекции

18

Семинары (С)

18

Самостоятельная работа

38

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экз.


4. Содержание дисциплины.


n/n

Раздел дисциплины

Лекции

СЗ

СРС

1

Сущность и виды информационных систем менеджмента (ИСМ) Основные виды информационных систем

4

4

6

2

Управленче­ская роль ИТ-менеджера на различных этапах жизненного цик­ла информационного продукта.

4

4

6

3

Типы ИС, тенденция их развития и возможности их применений на объекте управления: управ­ленческие информационные системы, информационные систе­мы поддержки принятия решений

4

2

6

4

Стратегическое планирование развития ИТ и ИС на объекте управления. и информационные системы поддержки исполнения.

4

4

6

5

Особенности контрактов на закупку и разработку ИТ и ИС.

2

4

8

6

Управление эксплуатацией и сопровождением ИС


4

2

6




Всего

18

18

38
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

4.2. Содержание разделов дисциплины

1. Содержание курса

Тема 1. Сущность и виды информационных систем

Сущность информационных систем менеджмента (ИСМ).Основные виды информационных систем и их пользователи

Сущность систем поддержки принятия решений

В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые орга­низацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.. Ресурсы информации используются непрерывно для связи и координирования каждой фазы процесса преобразования.



Тема 2 Управленче­ская роль ИТ-менеджера на различных этапах жизненного цик­ла информационного продукта

Стратегии внедрения ИС: параллельная, "скачок", "узкое место", "пилотный проект". Управление проектом, проблемы внедрения ИС, перспективы реорганизации и реинжиниринга действующей системы управления. Методы преодоления сопротивления инновациям. Управление качеством. Организация бесконфликтного внедрения ИС. Создание единого коллектива. Обучение пользователей ИС (персонала фирмы-потребителя ИС). Проблемы выбора и контроля проекта по внедрению ИС.


Тема 3. Типы ИС, тенденция их развития и возможности их применений на объекте управления: управ­ленческие информационные системы, информационные систе­мы поддержки принятия решений

Системный анализ информационно-вычислительных комплексов и технологий. Жизненный цикл информационных систем. Создание и обслуживание информационных систем. Использование и поддержка информационных систем.

Развитие информационных систем. Особенности задачи выбора платформы системы. Сущность систем поддержки принятия решения (СППР)

Компоненты СППР. Основные виды СППР. Общенаучные основы исследования систем. Основные определения и свойства систем



Тема 4. Функции управления в среде информационной системы

Стратегическое планирование информационной системы. Фазы управления информационной системой. Анализ окружения. Анализ внутренней структуры. Общенаучные основы теории систем и системного подхода Основы разработки информационных систем



Тема 5. Особенности контрактов на закупку и разработку ИТ и ИС.

Организационная структура в едином информационном пространстве.Цикл разработки ИСМ.Общенаучные основы теории систем и системного подхода Понятие организации, конструирование организации. Факторы влияния на информационный менеджмент. Информационные потоки на предприятии.

Тема 6. Управление эксплуатацией и сопровождением ИС

Деятельность IT-менеджера ФПР по мониторингу соответствия IT-процессов требованиям бизнеса, управлению эксплуатацией ИС и ее сопровождением. Понятие горячей линии, «скорой помощи». Распространение новых версий. Работа IT-менеджера ФПТ по поддержанию информационной системы в рабочем состоянии, проблемы эксплуатации и сопровождения ИС. Метод качественной оценки инвестиций в ИТ.

Поставка и поддержка: управление услугами третьей стороной, управление качеством обслуживания, IT-план непрерывного обслуживания ИС, обеспечение безопасности системы, управление издержками, постоянное обучение пользователей, поддержка и консультирование клиентов, управление конфигурацией аппаратных и программных средств, управление проблемами и инцидентами управления данными, управление изменениями.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

5.1. Рекомендуемая литература

Основная.


  1. Костров В.А. Основы информационного менеджмента. -209.

  2. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. - 2003.

  3. Костров В.А. Основы информационного менеджмента. -2001.

  4. Компьютерное моделирование менеджмента: Учебное пособие М.: Издатель­ство «Экзамен», 2007. — 528 с.

  5. Костров А.В. Введение в информационный менеджмент. - Вла­димир: Владим. гос. техн. ун-т, 2004. - 132 с.

 Дополнительная.

  1. Концепция формирования и развития единого информацион­ного пространства России и соответствующих государственных ин­формационных ресурсов. - М.: Информрегистр, 1996. - 40 с.

  2. Костров А.В. Системный анализ и принятие решений. - Владимир: Владим. гос. техн. ун-т, 2004. - 68 с.

  3. Костров А.В. Динамика мирового рынка средств информати­зации. Владимир: Владим. гос. ун-т, 1998. - 136 с.

  4. Международные стандарты ИСО по качеству (семейство
    ИСО 9000). - СПб: Инженерный центр «АРГУС- СТАНДАРТ»,2000.-44 с.

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Компьютерные классы.


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Вопросы и задачи к зачёту

Представлены далее.



8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

Компьютерное тестирование.

Экзамен.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)».

Программу составила:

Атаманова Т.Г. ст. преподаватель каф. ПИ

Программа одобрена и утверждена на заседании кафедры прикладной информатики Протокол № от 2010 г.


Заведующий кафедрой: ____________ Ю.И. Колюжов

Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»
Кафедра прикладной информатики

Учебно-методический комплекс дисциплины
Информационный менеджмент


Специальность: 080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»

Конспект лекций теоретического курса


Ведущий лектор

Атаманова Т.Г. ,ст. преподаватель

Барнаул


2010

Структура конспекта лекций



по дисциплине «Информационный менеджмент»

Тема 1. Сущность и виды информационных систем

Сущность информационных систем менеджмента (ИСМ).Основные виды информационных систем и их пользователи. Сущность систем поддержки принятия решений. В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые орга­низацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.. Ресурсы информации используются непрерывно для связи и координирования каждой фазы процесса преобразования.



Тема 2 Управленче­ская роль ИТ-менеджера на различных этапах жизненного цик­ла информационного продукта

Стратегии внедрения ИС: параллельная, "скачок", "узкое место", "пилотный проект". Управление проектом, проблемы внедрения ИС, перспективы реорганизации и реинжиниринга действующей системы управления. Методы преодоления сопротивления инновациям. Управление качеством. Организация бесконфликтного внедрения ИС. Создание единого коллектива. Обучение пользователей ИС (персонала фирмы-потребителя ИС). Проблемы выбора и контроля проекта по внедрению ИС.



Тема 3. Типы ИС, тенденция их развития и возможности их применений на объекте управления: управ­ленческие информационные системы, информационные систе­мы поддержки принятия решений

Системный анализ информационно-вычислительных комплексов и технологий. Жизненный цикл информационных систем. Создание и обслуживание информационных систем. Использование и поддержка информационных систем.

Развитие информационных систем. Особенности задачи выбора платформы системы. Сущность систем поддержки принятия решения (СППР)

Компоненты СППР. Основные виды СППР. Общенаучные основы исследования систем. Основные определения и свойства систем



Тема 4. Функции управления в среде информационной системы

Стратегическое планирование информационной системы. Фазы управления информационной системой. Анализ окружения. Анализ внутренней структуры. Общенаучные основы теории систем и системного подхода Основы разработки информационных систем



Тема 5. Особенности контрактов на закупку и разработку ИТ и ИС.

Организационная структура в едином информационном пространстве. Цикл разработки ИСМ. Общенаучные основы теории систем и системного подхода Понятие организации, конструирование организации. Факторы влияния на информационный менеджмент. Информационные потоки на предприятии.

Тема 6. Управление эксплуатацией и сопровождением ИС

Деятельность IT-менеджера ФПР по мониторингу соответствия IT-процессов требованиям бизнеса, управлению эксплуатацией ИС и ее сопровождением. Понятие горячей линии, «скорой помощи». Распространение новых версий. Работа IT-менеджера ФПТ по поддержанию информационной системы в рабочем состоянии, проблемы эксплуатации и сопровождения ИС. Метод качественной оценки инвестиций в ИТ.

Поставка и поддержка: управление услугами третьей стороной, управление качеством обслуживания, IT-план непрерывного обслуживания ИС, обеспечение безопасности системы, управление издержками, постоянное обучение пользователей, поддержка и консультирование клиентов, управление конфигурацией аппаратных и программных средств, управление проблемами и инцидентами управления данными, управление изменениями.

Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»
Кафедра прикладной информатики

Учебно-методический комплекс дисциплины
Информационный менеджмент
Специальность: 080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»

Вопросы на семинарские занятия


Барнаул 2010



Семинарское занятие 1

ТЕМА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КАРКАС ДИСЦИПЛИНЫ.

  1. Задача управления и самоуправления.

  2. Вектор целей управления. Вектор состояния контрольных параметров. Вектор ошибки управления.

  3. Устойчивость системы управления в смысле предсказуемо­сти.

  4. Полная функция управления.

  5. Вектор управляющих воздействий.

  6. Структурное и бесструктурное управление.

  7. Режимы балансировки и маневра

Семинарское занятие № 2

ТЕМА: УПРАВЛЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

  1. Последствия изменения соотношения частот биологическо­го и социального времени.

  2. Особенности вхождения в управление.

  3. Основа высокой цены за управленческий труд.


Семинарское занятие № 3

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

  1. Технические средства технологической среды информационной системы.

  2. Телекоммуникационные средства.

  3. Программные средства информационной системы.

Семинарское занятие № 4

ТЕМА. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

  1. Системный анализ информационно-вычислительных комплексов и технологий.

  2. Жизненный цикл информационных систем.

3. Создание и обслуживание информационных систем.

  1. Использование и поддержка информационных систем.

  2. Развитие информационных систем. Особенности задачи выбора платформы системы.



Семинарское занятие № 5

ТЕМА. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СРЕДЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

  1. Стратегическое планирование информационной системы.

  2. Фазы управления информационной системой.

  3. Анализ окружения.

  4. Анализ внутренней структуры.

.

Семинарское занятие № 6

  1. Факторы влияния на информационный менеджмент.

  2. Информационные потоки на предприятии.

3. Рекомендуемая литература



  1. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. - 1989.

  2. Костров В.А. Основы информационного менеджмента. -2001.

  3. Концепция формирования и развития единого информацион­ного пространства России и соответствующих государственных ин­формационных ресурсов. - М.: Информрегистр, 1996. - 40 с.

  4. Копылов В.А, Информационное право. - М.: Юристъ, 1997. -472 с.

  5. Костров А.В. Системный анализ и принятие решений. - Владимир: Владим. гос. техн. ун-т, 2004. - 68 с.

  6. Костров А.В. Введение в информационный менеджмент. - Вла­димир: Владим. гос. техн. ун-т, 2004. - 132 с.

  7. Костров А.В. Динамика мирового рынка средств информати­зации. Владимир: Владим. гос. ун-т, 1998. - 136 с.

  8. Кузьминский М. Краткий путеводитель по «интелпроцессорным джунглям» // Соmрuterworld Россия. - 2002. - №37. -С. 10,12; №38.-С. 12,13.

  9. Кутер М. И. Эксплуатация ЭВМ в условиях хозяйственного рас­чета. - М.: Финансы и статистика, 1990. - 143 с.

  10. Марка Д. А., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. - М.: МетаТехнология, 2006. - 240 с.

  11. Международные стандарты ИСО по качеству (семейство
    ИСО 9000). - СПб: Инженерный центр «АРГУС-

  12. СТАНДАРТ»,1995.-44 с.

  13. Мельников В.В. Защита информации в компьютерных сетях. -М.: Финансы и статистика; Электроинформ, 1997. - 368 с.

  14. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.:ДЕЛО, 2003.-702 с.

  15. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: Инфра-М, 1998. -336 с.

  16. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжини­ринг бизнеса и информационные технологии. - М.: Финансы и ста­тистика, 2004. - 336 с.

  17. Попков В. П. Интенсификация использования и обновления средств вычислительной техники. - Л.: Машиностроение. Ленингр.-отделение, 1990. - 152 с.

  18. Советов Б.Я. Информационная технология. - М.: Высш.шк., 1994.-200с.

  19. Горшков А.Ф., Евтеев Б.В., Коршунов В.А. и др. Компьютерное моделирование менеджмента: Учебное пособие М.: Издатель­ство «Экзамен», 2004. — 528 с.

Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»
Кафедра прикладной информатики

Учебно-методический комплекс дисциплины
Информационный менеджмент


Специальность: 080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»

Вопросы для самостоятельной работы студента

Барнаул 2010




  1. Понятие информационного менеджмента.

  2. Управленче­ская роль ИТ-менеджера на различных этапах жизненного цик­ла информационного продукта.

  3. Соотношение понятий ИТ, ИС и управленческая структура объекта.

  4. Распределение ИТ между лицами, принимающими решения в зависимости от типа управленческой структуры.

  5. Параметры эффективного распре­деления ИТ в ЭИС.

  6. Стратегическое планирование развития ИТ и ИС на объекте управления. Типы ИС, тенденция их развития и возможности их применений на объекте управления: управ­ленческие информационные системы, информационные систе­мы поддержки принятия решений и информационные системы поддержки исполнения.

  7. Организация управления.

  8. Оценка пре­имуществ и недостатков закупки готовых или разработки но­вых ИТ и ИС.

  9. Критерии оценки рынка ИТ и ИС; критерии и технология их выбора.

  10. Особенности контрактов на закупку и разработку ИТ и ИС.

  11. Организация управления для различных этапов организации ИТ и ИС: разработка, внедрение и эксплуа­тация, состав и содержание работ.

  12. Приемы менеджмента для каждого этапа на фирмах-производителях и на фирмах-потребителях.

  13. Создание временных коллективов для внедрения ИТ и ИС и их менеджмент.

  14. Мониторинг внедрения ИТ и ИС; мониторинг их эксплуатации.

  15. Оценка и анализ качества.


Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»
Кафедра прикладной информатики

Учебно-методический комплекс дисциплины
Информационный менеджмент


Специальность: 080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»

Вариант экзаменационного билета

Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств»


Экзаменационный билет № 1

по предмету : «Информационный менеджмент »




  1. .Сущность и виды информационных систем менеджмента (ИСМ)

  2. Сущность CASE-технологий

Утверждаю

Заведующий кафедрой

________________ Ю.И. Колюжов

1 сентября 2010 г.


Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»
Кафедра прикладной информатики

Учебно-методический комплекс дисциплины
Информационный менеджмент


Специальность: 080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»


Вопросы к экзамену


Барнаул 2010


Вопросы к экзамену

  1. Сущность и виды информационных систем

  2. Сущность и виды информационных систем менеджмента (ИСМ)

  3. Основные определения и особенности ИСМ

  4. Основные виды информационных систем

  5. Некоторые аспекты представления экономической информации

  6. Основы разработки информационных систем

  7. Общенаучные основы теории систем и системного подхода

  8. Системный подход к решению деловых проблем

  9. Цикл разработки ИСМ

  10. Процесс принятия решений по Г. Саймону

  11. Информационные требования на различных уровнях менеджмента Функции менеджмента

  12. Основные виды информационных систем

  13. Сущность систем поддержки принятия решения (СППР)

  14. Компоненты СППР

  15. Основные виды СППР

  16. Общенаучные основы исследования систем

  17. Основные определения и свойства систем

  18. Теоретические основы системного подхода

  19. Цикл развития информационных систем менеджмента (ИСМ)

  20. Системный анализ

  21. Сущность CASE-технологий

  22. Сущность метода прототипирования

  23. Ресурсы и коммуникации

  24. Системы электронных банковских услуг

  25. Системы электронных банковских услуг

  26. Информационные системы маркетинга

  27. Ресурсы базы данных

  28. Системные исследования

  29. Системный анализ

  30. Системное проектирование (стандарты, средства проектирования. CASE-тсхнологии, прототипированис)

  31. Внедрение и сопровождение

  32. Ресурсы информационных систем

  33. Система основных определений ресурсов ИС

  34. Ресурсы телекоммуникаций

  35. Основные направления развития телекоммуникаций

  36. Компоненты и типы телекоммуникаций

  37. Приложения телекоммуникаций в деловой сфере

  38. Ресурсы баз данных

  39. Основные понятия по БД

  40. Сущность реляционной модели данных


Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»
Кафедра прикладной информатики

Учебно-методический комплекс дисциплины
Информационный менеджмент


Специальность: 080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»


Темы рефератов



Барнаул 2010

  1. Концептуальное содержание понятия информационный менеджмент.

  2. Стратегические и оперативные аспекты информационного менеджмента.

  3. Основные определения и понятия.

  4. Область и основные задачи информационного менеджмента.

  5. Соотношение целей и задач ИМ с целями и задачами управления основной деятельностью предприятия.

  6. Информационный менеджмент как важнейшая составляющая стратегии формирования конкурентоспособного предприятия.

  7. Принципы управления информационными ресурсами.

  8. Уровни, объекты и субъекты информационного управления.

  9. Техническая, технологическая и информационные среды предприятия.

  10. Потенциальные поля для приложения информационного менеджмента.

  11. Интегрированная модель управления ИМ/ИТ.

  12. Организация стратегического планирования развития информационных ресурсов.

  13. Формирование моделей проектирования ИС.

  14. Условия для начала проектирования.

  15. Открытые системы, профили информационных систем, международные стандарты построения открытых систем.

  16. Определение профиля информационной системы.

  17. Модель проектирования ИС.

  18. Реинжиниринг бизнес-процессов как необходимое условие успешной разработки и внедрения ИТ/ИС-технологий.

  19. Базовые правила проведения реинжиниринга.

  20. Схема реинжиниринга бизнес-процесса.

  21. Отображение и моделирование бизнес-процессов.

  22. Базовые положения методологии IDEF.

  23. Примеры функциональных моделей "Как есть" "Как будет".

  24. Принципы проектирования ИС, управление проектированием.

  25. Методологические основы проектирования информационных систем организаций на базе системы развивающихся статических и динамических интеллектуальных моделей.

  26. Анализ эффективности информационных проектов.

  27. Принципы проектирования информационной системы.

  28. Основные этапы жизненного цикла ИС.

  29. Стадии построения модели информационной системы.

  30. Управление проектами информатизации.

  31. Экономические аспекты информатизации банковских услуг.

  32. Показатели эффективности информатизации предприятия.

  33. Анализ затрат в сфере информатизации.

  34. Анализ и планирование ценообразования.

  35. Стоимость сопровождения и развития КИС.

  36. Формирование структуры цены на информационные средства и услуги.

  37. CASE-технологии анализа и проектирования системы управления информационными подсистемами предприятия.

  38. CASE-технологии анализа и проектирования ИС.

  39. Парадигма и достоинства CASE-средств.

  40. Условия для успешного внедрения CASE-средств.


Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»
Кафедра прикладной информатики

Учебно-методический комплекс дисциплины
Информационный менеджмент


Специальность: 080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»

Методические рекомендации по дисциплине для преподавателей

Барнаул 2010

Дисциплине «Информационный менеджмент» отводится существенная роль в профессиональной подготовке будущего специалиста.

Лекционный курс должен строиться таким образом, чтобы, приступая к изучению каждой новой темы, студенты знали, какие вопросы ранее изученного материала будут использованы при изучении нового. Каждая лекция должна носить проблемный характер. Студенты должны привлекаться к постановке проблемы, к поиску путей ее решения, обоснованию каждого утверждения. Используемые методы должны ориентировать будущего специалиста на их усвоение и применение в будущей профессиональной деятельности.

В начале каждой лекции необходимо уяснить цель, которую лектор ставит перед собой и перед студентами. Необходимо ориентировать студентов на сравнение того, что он слышит на лекции с тем, что им было изучено ранее, укладывать новую информацию в собственную, уже имеющуюся у него систему знаний. По ходу лекции целесообразно подчеркивать новые понятия, выяснять их смысл. Разъяснять как основные положения дисциплины находят практическое применение в обеспечении безопасности бизнеса при решении конкретных задач.

Важная роль должна быть отведена на лекции дискуссии. С этой целью в процессе подготовки к лекции целесообразно продумать систему вопросов, на которые должны ответить студенты, с полным обоснованием своих утверждений.

В конце лекции вместе со студентами целесообразно подвести ее итоги и убедиться, что поставленная цель достигнута.

Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала, который будет использован на нем. Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые студент должен приобрести в течение занятия.

Содержание задания должно отражать проблемные и значимые вопросы рассматриваемой темы. Каждая работа должен быть направлена на отработку определенных теоретических положений и умений их использования в процессе выполнения конкретных заданий, и тесно взаимосвязано с вопросами, выносимыми на занятия. Решение заданий должно происходить студентами самостоятельно под контролем преподавателя, во время выполнения которого студент может обратиться к преподавателю с вопросом, получить на него ответ.

В отличие от дневного, на заочном отделении читаются только лекции, которые носят обзорный характер. Здесь должны быть четко выделены вопросы, выносимые на самостоятельное изучение и требования к уровню их усвоения.


Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»
Кафедра прикладной информатики

Учебно-методический комплекс дисциплины
Информационный менеджмент


Специальность: 080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»

Методические рекомендации по дисциплине для студентов

Барнаул 2010

Осваивая курс «Информационный менеджмент», студенту необходимо научиться работать на лекциях, на семинарских занятиях и организовывать самостоятельную внеаудиторную деятельность.

В начале лекции необходимо уяснить цель, которую лектор ставит перед собой и студентами. Важно внимательно слушать лектора, отмечать наиболее существенную информацию и кратко записывать ее в тетрадь. Сравнивать то, что услышано на лекции с прочитанным и усвоенным ранее, укладывать новую информацию в собственную, уже имеющуюся, систему знаний. По ходу лекции важно подчеркивать новые термины, устанавливать их взаимосвязь с изученными ранее понятия.

Необходимо очень тщательно вслед за лектором делать записи, таблицы. Если лектор приглашает к дискуссии, необходимо принять в ней участие.

Если на лекции студент не получил ответа на возникшие у него вопросы, необходимо в конце лекции задать их лектору.

В ходе самостоятельной подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать записанную лекцию, подчеркнуть наиболее важные моменты, составить словарь новых терминов, составить план ответа на каждый из предлагаемых для изучения вопросов. Для более глубокого усвоения темы необходимо прочесть рекомендованный преподавателем материал из учебной литературы.

При подготовке выступления по реферату необходимо не только воспользоваться литературой, рекомендованной преподавателем, но и проявить самостоятельность в отыскании новых источников, интересных фактов, статистических данных, связанных с обеспечением безопасности бизнеса.

В процессе подготовки к занятиям необходимо воспользоваться материалами учебно-методического комплекса дисциплины.

Важнейшей особенностью обучения в высшей школе является высокий уровень самостоятельности студентов в ходе образовательного процесса. Эффективность самостоятельной работы зависит от таких факторов как:

- уровень мотивации студентов к овладению конкретными знаниями и умениями;

- наличие навыка самостоятельной работы, сформированного на предыдущих этапах обучения;

- наличие четких ориентиров самостоятельной работы.

Приступая к самостоятельной работе, необходимо получить следующую информацию:

- цель изучения конкретного учебного материала;

- место изучаемого материала в системе знаний, необходимых для формирования специалиста;

- перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент;

- порядок изучения учебного материала;

- источники информации;

- наличие контрольных заданий;

- форма и способ фиксации результатов выполнения учебных заданий;

- сроки выполнения самостоятельной работы.

Эта информация представлена в учебно-методическом комплексе дисциплины.

При выполнении самостоятельной работы рекомендуется:

- записывать ключевые слова и основные термины,

- составлять словарь основных понятий,

- писать краткие рефераты по изучаемой теме.

Результатом самостоятельной работы должна быть систематизация и структурирование учебного материала по изучаемой теме, включение его в уже имеющуюся у студента систему знаний.

После изучения учебного материала необходимо проверить усвоение учебного материала с помощью предлагаемых тестов текущего контроля и при необходимости повторить учебный материал.

В процессе подготовки к экзамену необходимо систематизировать, запомнить учебный материал, научиться применять его при решении конкретных задач по обеспечению безопасности бизнеса.

Основными способами приобретения знаний, как известно, являются: чтение учебника и дополнительной литературы, рассказ и объяснение преподавателя, решение тестов, поиск ответа на контрольные вопросы.

Известно, приобретение новых знаний идет в несколько этапов:

знакомство;

понимание, уяснение основных закономерностей строения и функционирования изучаемого объекта, выявление связей между его элементами и другими подобными объектами;

фиксация новых знаний в системе имеющихся знаний;

запоминание и последующее воспроизведение;

использование полученных знаний для приобретения новых знаний, умений и навыков и т.д.

Для того, чтобы учащийся имел прочные знания на определенном уровне (уровень узнавания, уровень воспроизведения и т.д.), рекомендуют проводить обучение на более высоком уровне.

Приобретение новых знаний требует от учащегося определенных усилий и активной работы на каждом этапе формирования знаний. Знания, приобретенные учащимся в ходе активной самостоятельной работы, являются более глубокими и прочными.

В ходе обучения студент сталкивается с необходимостью понять и запомнить большой по объему учебный материал. Запомнить его очень важно, так как даже интеллектуальные и операционные умения и навыки для своей реализации требуют определенных теоретических знаний.

Важнейшим условием для успешного формирования прочных знаний является их упорядочивание, приведение их в единую систему. Это осуществляется в ходе выполнения учащимся следующих видов работ по самостоятельному структурированию учебного материала:

-     запись ключевых слов,

-     составление словаря терминов,

-     составление классификаций по различным признакам,

-     выявление причинно-следственных связей,

-     составление коротких рефератов, учебных текстов,

-     составление опорных схем и конспектов,

-     составление плана рассказа.



  Информация, организованная в систему, где учебные элементы связаны друг с другом различного рода связями (функциональными, логическими и др.), лучше запоминается. При структурировании учебного материала помощь учащемуся приходит содержание самой учебной дисциплины. Поэтому учащемуся остается только найти элементы (компоненты) этих систем и выявить существующие между ними связи и отношения, после чего визуализировать все это в виде схемы, конспектов и т.д. Студент фактически творит, сам создает новую информацию, что существенно облегчает запоминание этой информации.