Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 1 323.34kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 1 91.92kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 1 243.34kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 1 91.88kb.
Методические рекомендации волгоград 2004 2 707.54kb.
Методические рекомендации для студентов и преподавателей высших учебных... 6 1120.08kb.
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной... 1 313.86kb.
Методические рекомендации по дисциплине математические методы в историческом... 3 643.66kb.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации... 1 353.86kb.
Методические рекомендации по проектированию и выпуску плакатов по... 2 806.75kb.
Методические рекомендации по дисциплине для преподавателей 23 Методические... 1 333.86kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «технологии визуальных... 2 444.93kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИФМИП_________

Е.Ю.Булыгина



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ


«Введение в фотожурналистику»
Специальность: 030601.65 Журналистика

Специализация: Средства массовой информации


Статус дисциплины: ОПД.Ф.3.22

Новосибирск 2010


Одобрено: кафедрой журналистики

Протокол № 1 от «9» сентября 2010 г.

Зав. кафедрой: Евдокимова Е.В., к.п.н., доцент

Рекомендовано: Советом ИФМИП

Председатель Совета:____________Е.Ю.Булыгина

« » 2010 г.
Аннотация
УМКД по курсу «Введение в фотожурналистику » составлен на основе ГОС ВПО по специальности «Журналистика», утвержденному 10.03.2000, и учитывает требования СМК ГОУ ВПО НГПУ.

В основу курса положена модель проблемного обучения


УМКД по курсу «Введение в фотожурналистику» предназначен для студентов 4 курса, обучающихся по специальности «Журналистика»



Составитель: Е.В.Евдокимова, к.п.н., доцент

Рецензент: М.Ю. Маркасов, к.ф.н., доцент

СОДЕРЖАНИЕ

Программа дисциплины…………………………………………………………4

Материалы к практическим и лабораторным занятиям………………………15

Методические рекомендации для преподавателя……………………………..18

Методические рекомендации для студентов…………………………………..19

Фонды контроля…………………………………………………………………21

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДЕНА


Советом факультета ИФМИП

Председатель_____________Е. Ю. Булыгина

«____ » _____________ 2010 г.

Обсуждена на заседании кафедры

журналистики

Протокол № 1 от « 9 » сентября 2010 г.

Зав.кафедрой_______________Е.В.Евдокимова




ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОПД.Ф.3.22 Вспомогательные (прикладные) дисциплины: введение в фотожурналистику

Специальность 030601.65. Журналистика

Специализация: Средства массовой информации

Составитель: Е. В. Евдокимова, канд. пед. наук, доцент

Новосибирск 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Введение в фотожурналистику» – дисциплина базового курса университетской программы по подготовке кадров для средств массовой информации, призванная дать общее представление о предмете для всех будущих журналистов, так как каждый работник СМИ в той или иной мере регулярно в работе сталкивается с иллюстративным материалом. Возможно, несколько человек из общего потока студентов, кто уже владеет фотографией, имеет определённые навыки и, (обязательное условие), художественный вкус, выберут фотожурналистику своей основной профессией. Данный курс системно встраивается в общую программу специальности «Журналистика» и дополняет другие дисциплины.

Курс включает в себя ознакомление с отечественной и импортной фотографической аппаратурой, правилами выполнения основных видов фоторабот, обработки фотоматериалов и применения вспомогательного оборудования.

В структуру курса включены практические задания для отработки навыков выполнения основных фотографических приемов.

Завершением изучения курса является зачет, предусматривающий просмотр выполненных фоторабот и сдачу отчетов по практическим заданиям.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФОТОЖУРНАЛИСТИКА»

Цель курса: познакомить студентов с основными понятиями и категориями теории фотографии и фотожурналистики, а также осветить важнейшие практические аспекты этой специальности.

Задачи курса:

– раскрыть современное понятие «фотожурналистика», её природу, принципы, функции, место в структуре СМИ и общества, предпосылки возникновения и развития;

– ознакомить с понятиями и категориями, жанрами фотожурналистики;

– сформировать представление о правовых и этических нормах в работе фотожурналиста;

– ознакомить с практическими навыками работы с иллюстративным материалом, доступа к фотоинформации через Интернет, работой по заданию редакции и выработкой собственного стиля.

– ознакомить с техникой фотографии, современной фотоаппаратурой и научить рабираться и пользоваться во время съёмок.



В результате освоения курса студенты должны:

– владеть основами бильдредактора: работа с изображением в «Фотошопе», умение отправлять изображения через Интернет и отбирать из него нужный материал;

– творчески мыслить при выборе объекта материала и фотосъёмки;

– составлять короткие и образные подписи к фотографиям;

– знать авторское право и нормативные документы о праве фотосъёмок.

Достижение поставленных задач предполагается через содержание курса, специальную организацию учебной деятельности студентов, проведение семинарских и практических занятий, выполнение студентами творческих и самостоятельных работ.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


По окончанию курса студенты должны знать:

  • Жанры фотожурналистики.

  • Основные способы съемки.

  • Способы размещения в кадре человека.

  • Как правильно выбрать освещение и управлять цветом.

  • В каких случаях рекомендуется использовать штатив.

В результате изучения курса студенты должны уметь:



  • Выстаивать композицию, выбирать ракурс, фон, точку съемки.

  • Избегать эффекта «красных глаз».

  • Снимать пейзажи, портреты, натюрморты, владеть техникой ночной, репортажной и экстремальной съемки.

  • Анализировать фотографии.



ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

92

Лекции

10

Практические занятия

26 и 10 ЛЗ

Реферат и (или) другие виды самостоятельной работы

46

Вид итогового контроля

зачет








ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема

Аудит.

СР

1. Предмет и значение дисциплины

2

2

2. История фотожурналистики

2

2

3. Жанры фотожурналистики.


2

2

4. Сочетание слова и изображения

2

2

5. Изобразительные и выразительные средства фотожурналистики

2

2

6. Фотографическая техника и правила ее эксплуатации

4

4

7. Практическая фотосъемка


7

7

8. Авторское право, смежные права и ответственность

2

2



















Всего

46

46

ОЗО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема

Аудит.

СР



















1. Жанры фотожурналистики.


2

20

2. Изобразительные и выразительные средства фотожурналистики

2

20

3. Фотографическая техника и правила ее эксплуатации

2

16

4. Практическая фотосъемка


4

26

Всего

10

82


СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и значение дисциплины «Введение в фотожурналистику». История фотографии: камера-обскура, гелиография, дагерротипия, калотипия, диапозитив.

2. История фотожурналистики. 1839 г. – открытие фотографии (“светописи”) на серебряной пластинке (дагеротипия) и на светочувствительной бумаге (калотипия). Первооткрыватели фотографии – Ж. Ньепс, Л. Дагер, Ф. Тальбот. Видовая фотосъемка географов и этнографов. Англичанин Ф. Фрит и его коллеги. Индивидуальные и групповые фотопортреты, снятые в частных, бытовых целях, как научное и документальное свидетельство эпохи. Всемирная выставка 1851 г.: фотография в отделе “Философские инструменты,1862 г. – в отделе “Машиностроение”. Российская и сибирская фотожурналистика – И. Гамель, А. Греков, С. Левицкий, А. Деньер, М. Дмитриев, Е. Буринский, И. Болдырев, С. Лобовиков. Фотография и изобразительное искусство: общие и отличительные принципы и черты. Реальное и идеальное, субъективное и объективное – споры о мере их соотношения в произведениях изобразительного искусства. Известные фотокорреспонденты. СМИ, рассказывающие о фотографии: «Фотографический вестник», «Фотограф-любитель», «Вестник фотографии» и др.

3. Жанры фотожурналистики. Жанры фотожурналистики с точки зрения способа фиксации материалов действительности, соотношения в них ценностных и количественных параметров информации: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Информационно-публицистические жанры (фотоинформация, фотозаметка, фотоотчет, фоторепортаж, фотоиллюстрация). Фотоинформация, фоторепортаж, фотокорреспонденция, фотоиллюстрация, фотозаметка как способы структурной организации сообщения (коммуникативного действия), позволяющие дать наглядное представление о событии, факте, явлении и с помощью минимального текста сформулировать их суть. Различие жанров по конкретному назначению, по целевому и ценностному использованию зрителем заложенной в них информации.

Фотоинформация как наиболее оперативная форма отображения положительных и отрицательных сторон действительности. Единичный факт как основа фотоинформации. Разновидности фотоинформации: некомментированная, комментированная и развернутая. Фоторепортаж как развернутое коммуникативное действие, направленное коммуникатором (фоторепортером, журналистами, органом СМИ) на зрителя и читателя с целью освещения многосоставного события. Требования к фоторепортажу: фабула, четко очерченные пространственные и временные координаты изображения. Разновидности жанра: хроникальный фоторепортаж, фоторепортаж-отчет, фоторепортаж с оценочным началом. Фотокорреспонденция: осмысливание сложившегося положения дел в ходе тех или иных событий и явлений действительности, подводится результат определенных действий, дается их оценка и возможный прогноз. Фотоиллюстрация как вторичный по отношению к тексту визуальный жанр отображения действительности, дающий ее зримый образ на момент осуществления вербального коммуникативного действия.



Художественно-публицистические жанры. Типологические признаки, особенности изобразительных и выразительных средств. Фотозарисовка, фотоочерк, фотопортрет, фотоплакат, фотосериал, фотомонтаж, фотоколлаж. Фотозарисовка как предтеча фоторепортажа. Фотографии нижегородца М.Дмитриева: быт бурлаков, босяков, странников, крестьян. Передача настроения в снимке. Отображение драмы жизни лирическими, мелодраматическими, комедийными средствами. Разновидности фотозарисовок: лирические, пейзажные, информационно-познавательные. Фотоочерк как жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к человеку, “очерчивающий” основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем. Разновидности фотоочерка как жанра: портретный, проблемный и путевой. Многокадровый изобразительный ряд как типологическая общность фоторепортажа и фотоочерка. Фотомонтаж, фотоплакат и фотоколлаж: жанры фотожурналистики, соединяющие в одном кадре несколько сюжетов с целью достижения художественного и пропагандистского эффекта. Фотомонтаж: исполнение сюжетов фотоспособом, фотоколлаж и фотоплакат – синтетическим изобразительным способом, с помощью рисунка, компьютерной графики. Синтетизм фотомонтажа, фотоколлажа и фотоплаката: активная работа визуального изображения и емкого, экспрессивного вербального текста. Основные этапы современного “знакового” мышления фотохудожников и дизайнеров электронной верстки, создателей печатной и электронной рекламы.

Декоративно-прикладные жанры: пейзаж, этюд, натюрморт, портрет, репортажный снимок; их журналистическая классификация: пейзаж, этюд, фотозарисовка, репортажный снимок, портрет. Фотография как самоценный эстетический объект и как иллюстрация к слову. Фотоснимок как наглядное пособие, неопровержимое доказательство, улика, наконец, яркое пятно, призванное расцветить полосу. Доверие к подлинности человеческого в человеке. Ставка “качественных” изданий на визуальную коммуникацию. “Западный” стиль оформления полос. Роль фотографии: открытие полосы, всего номера газеты и журнала, постановка в центр статьи или очерка, усиление впечатления от текстовых колонок. Натюрморт как “чистый” декоративно-прикладной жанр. “Фотографический андеграунд”.

Примеры фотоизобразительного оформления периодических изданий в разных его стилях (реализм, романтизм, модернизм, эклектика, приемы буржуазной массовой культуры - кич, поп-арт, молодежной контркультуры и т.д.) и разных жанрах.



4. Сочетание слова и изображения. Родовая сущность технических визуальных форм творчества – фотографии, кино и телевидения, их отличие от родовой сущности изобразительного искусства и литературы. Использование кадра как рамки или одной сцены. Новая техника образного творчества, его психология, культура художественного мышления. Преимущество фотокадра и документальных кино- и видеокадра перед художественным изображением и литературным текстом: одновременное изображение действительности, содействие ее восприятию, документирование и сохранение действительности в драматизме и поэтичности, воплощение и запечатление этого восприятия. “Кадро-слово”, его публицистический и художественный эффект. Фотожурналистика как союз изображения и слова. Три направления журналистики в аспекте соединения слова с изображением: материалы, готовящиеся журналистом, творческой группой (от текста создается фоторепортаж, фотоочерк, политический комментарий); материалы, когда текст подверстывается под готовые фотографии, поступившие в редакцию от информационных агентств или отдельных фотожурналистов; тематические подборки фотографий под готовящиеся публикации. Использование текста как вербального знака непосредственно в плоскости кадра. Зависимость результативности вербально-визуальной коммуникации от творческого подхода к сочетанию слова и изображения. Оперирование в фотожурналистике светом, цветом, рисунком, словами.

5. Изобразительные и выразительные средства фотожурналистики.

Понятие картинной (изобразительной) плоскости и “рамки” кадра, композиции и линейной композиции. Возможности кадрирования. Картинная плоскость как материальное пространство (прямоугольник видоискателя и бумаги), в пределах которого скомпонованы портрет, пейзаж, жанровая сцена. Кадр как пространство, ограниченное прямоугольной рамкой матового стекла или видоискателя фотоаппарата. Кадр как плоскость снимка, пространство, включенное в его рамку. “Рамка” кадра, “поле кадра”, “кадровое пространство”, “кадрирование”. Выбор фотографом темы и объекта для съемки, обозначение главного центра события, расположение его в рамке кадра. Фотоснимок как фотокартина, созданная с помощью объектива и света на картинной плоскости. Композиция, линейная композиция, прямая и обратная перспектива, роль линии и рисунка, света и цвета. Композиция кадра как основополагающая формальная характеристика фотоснимка. Включение в композицию снимка трех композиционных структур: линейной, тональной и цветовой. Требование законченности фотографического отображения действительности с точки зрения линейного, светового и тонального строя. Распределение линейных, световых и цветовых масс в рамке кадра: организацией объекта в пространстве кадра, выбором точки съемки перед ее объектом.

Понятие общего, среднего и крупного плана. Роль точки съемки и ракурса. Выбор точки съемки в оперативной фотожурналистике как способ композиционного решения. Выбор места для установки фотоаппарата и его положения по отношению к объекту. Определение положения точки в пространстве тремя координатами: удаленность от объекта; высота установки фотоаппарата; направление съемки (смещение по горизонтали, вертикали и диагонали). Понятия крупности плана и ракурса как центральные в композиционном решении фотоизображения. Общие, средние и крупные планы. Сверхкрупный план и ракурс: высота точки съемки и направленность объектива относительно оси координат. Общее правило съемки с нормальных точек зрения. Верхние и нижние точки съемки. Выразительные возможности применения названных технических приемов, приводящих к новой художественной реальности.

Световой, цветовой и тональный рисунок в фотографии. Свет как главное изобразительное средство фототворчества. Интенсивность, направленность, насыщенность света и эмоционально-образное качество фотоснимка. Режимная съемка. Выбор направления и точки съемки по отношению к вектору основного светового потока. Эффект освещения при съемке с осветительными приборами. Реалистическая и формотворческая тенденции в получении наибольшей выразительности кадра. Тональный рисунок изображения. Колорит как согласованность цветов и их оттенков, которая выражается в живописности и красочности цветовых сочетаний.

6. Фотографическая техника и правила ее эксплуатации.

Фотографическая аппаратура. Общая классификация фотоаппарата. Шкаль­ные, дальномерные и зеркальные фотоаппараты. Принцип действия центральных и шторно-щелевых затворов. Искажения, возникающие при работе затворов. Скорость срабатывания затвора. Базовая выдержка.

Малоформатная, среднеформатная и специальная фотоаппаратура. Обзор отечественной и импортной фотоаппаратуры. Любительская фотоаппаратура. Компакт-камеры. Правила ухода, хранения и эксплуатации аппаратуры.

Лабораторное оборудование. Фотоувеличители. Универсальные увеличители. Увеличители для цветной фотопечати. Фотореле, цветоанализаторы. Оборудование для обработки негативных и позитивных материалов.

Фотографическая оптика. Основные характеристики. Виды оптических систем. Аберрации и их исправление. Классификация объективов. Угол зрения и фокусное расстояние. Гиперфокальное расстояние и глубина резкости. Диафрагма. Шкала глубины резкости. Разрешающая способность объектива. Частотно-контрастная характеристика. Просветление объективов. Уход за объективами. Вспомогательная аппаратура и принадлежности: фотовспышки, штативы, экспонометры, бленды, светофильтры, насадки, кофры.

7. Практическая фотосъемка.

Основные приемы фотографирования. Правила работы с рук и со штатива. Повороты фотографа с камерой. Ракурсная съемка и съемка движущихся объектов. Применение сменной оптики.

Съемка пейзажа. Задачи, правила и приемы. Выбор оптики и светофильтра. Перспектива пейзажа. Линейная, тональная перспектива. Архитектурная съемка. Съемка панорам. Фотосъемка пейзажа. Использование штатива. Тросик спуска. Применение поляризационных фильтров (устраняют блики от отражающих поверхностей и делают цвета более насыщенными). Боковое или задне-боковое освещение (тени хорошо подчеркивают структуру ландшафта). Учет времени суток и факторов погоды (снимки перед заходом или после восхода солнца). Светофильтры. Правило золотого сечения.

Портретная съемка. Способы размещения в кадре человека. Съемка дома. Съемка на улице. Съемка в студии. Освещение. Эффект «красных глаз». Размещение в кадре.

Освещение. Техника освещения. Блики. Тень. Полутень. Рефлекс. Свет (направленный, рассеянный, комбинированный, общий, рисующий, моделирующий, фоновый). Световое оборудование. Установка источников света. Управление цветом.



Репортажная съемка. Виды фотографического репортажа. Съемка официальных мероприятий, массовых собраний и манифестаций. Производственный репортаж. Индивидуальная репортажная съемка. Приемы репортажной работы, репортерский стиль.

Спортивная, театральная, концертная съемка. Съемка «скрытой» камерой. Жанровая съемка. Техническая съемка. Репродуцирование. Понятие о фотомонтаже.



Съемка натюрмортов. Световое и колористическое решение, тональность, композиционные приемы. Освещение. При фотографировании фарфора может быть использован белый или черный фон. Основа тонального построения изображения - контраст между светлой посудой и неконкретным темным фоном.  Для четкой обрисовки контуров сервиза можно использовать задне-боковой верхний свет, а спереди предметы осветить источниками рассеянного света.

8. Авторское право, смежные права и ответственность. Разрешение на использование изображения собственности «property reliz». Темы, пользующиеся спросом в стоковой фотографии, в журналах и в фотобанках. Закон об авторских и смежных правах. Нюансы авторского права.

Литература

Основная




  1. Березин В.М. Фотожурналистика: учебное пособие для вузов: рек. УМО вузов РФ / В. М. Березин. - Москва: РУДН, 2006. - 159 с.: ил. - Библиогр.: с. 140-144. - Словарь: с. 130-139. - Указ. имен: с. 157-159. - ISBN 5-209-01859-8.

  2. Ефремов А. А. Фотография и Photoshop: секреты мастерства / Александр Ефремов. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 192 с.: ил. - ISBN 5-469-00799-5.

  3. Беленький А. И. Фотография: школа мастерства / Александр Беленький. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 184 с.: ил. - ISBN 5-469-010-31-7.

  4. Газаров А. Ю. Цифровая фотография без Photoshop / А. Ю. Газаров ; оформ. Н. Биржакова. - Москва: Эксмо, 2009. - 224 с. : ил., фот. - (Секреты цифровой фотографии). - ISBN 978-5-699-343

  5. Данилова Т. Цифровая фотография: популярный самоучитель / Т. Данилова. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2005. - 256 с. : ил., табл., схемы - (Популярный самоучитель). - ISBN 5-469-00472-4. 6

Дополнительная

  1. Абсолютно ясно о цифровой фотографии. СПб, 2004.

  2. Билл Флеминг. Фотореализм. Профессиональные приемы работы. Уроки мастерства. М.: ДМК, 1999.

  3. Булатов О. Улыбайтесь, сейчас вылетит цифра!// Софт Маркет, №18-19, 11 мая 1998 г., с. 14-17.

  4. Волкова Е. Photoshop CS2. Художественные приемы и профессиональные хитрости. СПб, 2006.

  5. Ворон Н.И. О жанрах фотожурналистики.// Журналистика в 1997 г. Тезисы Международной научно-практической конференции. Ч.2., М., МГУ, 1998.

  6. Дворжак К. О характере фоторепортажа.

  7. Кляйнс В. Фотография и журналистика. Тезисы доклада. Рига, 1998.

  8. КурскийЛ.Д. Фотографическая периодика России на рубеже веков//ФотоМагазин, М., 1996, №2.

  9. Никитин В.А. Внешний облик российской прессы и фотожурналистика. // Невский наблюдатель, Спб, 1997, №1, с.33-36.

  10. Никитин В.А Фотография и фотожурналистика эпохи компьютера (некоторые проблемы современного этапа).// Средства массовой информации в современном мире. Тезисы научно-практической конференции 23,24 апреля 1997 г. Спб, 1997, с.123-124.


Электронные издания


  1. Захаров С. В. Жанры региональной фотожурналистики [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс для вузов / С. В. Захаров, И. Ю. Мясников ; Томск. гос. ун-т, Ин-т дистанционного образования. - CD с автозапуском: электрон. текстовые, граф.. - Томск : ТГУ, 2010. - Систем. требования: Intel Celeron 1.8 GHz ; 512 Мb RAM ; SVGA ; SB ; 8-х DVD-ROM ; Windows XP. 1

  2. МедиаТренды [Электронный ресурс]: электронный информационно-аналитический бюллетень

Интернет-сайты:

  1. www.photographer.ru

  2. www.photoweb.ru

  3. www.photo.ru

  4. www.goo.ru

  5. www.torama.ru

  6. www.photoline.ru

  7. www.photohistory.ru


Журналы:

  1. «Цифровое фото»

  2. «Фотодело»

  3. «Фото. Сибирский успех»


МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ И ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ

Практическое занятие 1

Жанры фотожурналистики


  1. Какие жанры фотожурналистики вам известны?

  2. Подготовьте к занятию фотоматериалы разных информационных жанров

  3. Приведите примеры фотоизобразительного оформления периодических изданий в разных его стилях (реализм, романтизм, модернизм, эклектика, приемы буржуазной массовой культуры - кич, поп-арт, молодежной контркультуры и т.д.).


Литература:


  1. Березин В.М. Фотожурналистика: учебное пособие для вузов: рек. УМО вузов РФ / В. М. Березин. - Москва: РУДН, 2006. - 159 с.: ил. - Библиогр.: с. 140-144. - Словарь: с. 130-139. - Указ. имен: с. 157-159. - ISBN 5-209-01859-8.

  2. Захаров С. В. Жанры региональной фотожурналистики [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс для вузов / С. В. Захаров, И. Ю. Мясников ; Томск. гос. ун-т, Ин-т дистанционного образования. - CD с автозапуском: электрон. текстовые, граф.. - Томск : ТГУ, 2010. - Систем. требования: Intel Celeron 1.8 GHz ; 512 Мb RAM ; SVGA ; SB ; 8-х DVD-ROM ; Windows XP.


Практические занятия 2-3
Сочетание слова и изображения


  1. Какие направления журналистики в аспекте соединения слова с изображением вам известны?

  2. Как готовятся тематические подборки фотографий под публикации?

  3. Понятие картинной (изобразительной) плоскости и “рамки” кадра, композиции и линейной композиции. Возможности кадрирования.

  4. Понятие общего, среднего и крупного плана. Роль точки съемки и ракурса.

  5. Подберите и проанализируйте фотографии с разной точкой съемки и ракурса.

  6. Сделайте фотоснимки с разной точкой съемки и ракурса.


Литература:


  1. Березин В.М. Фотожурналистика: учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / В. М. Березин. - Москва: РУДН, 2006. - 159 с. : ил. - Библиогр.: с. 140-144. - Словарь: с. 130-139. - Указ. имен: с. 157-159. - ISBN 5-209-01859-8.

  2. Захаров С. В. Жанры региональной фотожурналистики [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс для вузов / С. В. Захаров, И. Ю. Мясников ; Томск. гос. ун-т, Ин-т дистанционного образования. - CD с автозапуском: электрон. текстовые, граф.. - Томск : ТГУ, 2010. - Систем. требования: Intel Celeron 1.8 GHz ; 512 Мb RAM ; SVGA ; SB ; 8-х DVD-ROM ; Windows XP. 1


Практические занятия 4-5


Изобразительные и выразительные средства фотожурналистики


  1. Понятие картинной (изобразительной) плоскости и “рамки” кадра, композиции и линейной композиции. Возможности кадрирования.

  2. Выберите тему и объект для съемки, обозначьте главный центр события, расположите его в рамке кадра.

  3. Световой, цветовой и тональный рисунок в фотографии.

  4. Проанализируйте тональный рисунок Вашего изображения.


Литература:


  1. Березин В.М. Фотожурналистика: учебное пособие для вузов: рек. УМО вузов РФ / В. М. Березин. - Москва: РУДН, 2006. - 159 с.: ил. - Библиогр.: с. 140-144. - Словарь: с. 130-139. - Указ. имен: с. 157-159. - ISBN 5-209-01859-

  2. Захаров С. В. Жанры региональной фотожурналистики [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс для вузов / С. В. Захаров, И. Ю. Мясников ; Томск. гос. ун-т, Ин-т дистанционного образования. - CD с автозапуском: электрон. текстовые, граф.. - Томск : ТГУ, 2010. - Систем. требования: Intel Celeron 1.8 GHz ; 512 Мb RAM ; SVGA ; SB ; 8-х DVD-ROM ; Windows XP. 1

Лабораторные занятия (10 часов)





  1. Основные приемы фотографирования.

  2. Съемка пейзажа.

  3. Портретная съемка.

  4. Репортажная съемка.

  5. Съемка натюрмортов.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

А) Рекомендации по проведению лекций, семинаров и лабораторных занятий

Дисциплина «Введение в фотожурналистику» изучается студентами на 1 параллельно с курсами «Основы журналистики», «Выпуск учебных СМИ».

Основными формами работы являются: практические задания, лабораторные занятия, деловые игры.

Студентам предлагается выполнение творческих заданий (создание материалов в разных фотожанрах и на различные темы).

Общение студентов с преподавателем осуществляется и в режиме он-лайн.



Б) Порядок решения задач, обсуждение ситуаций

В качестве домашнего задания студентам предлагается проанализировать фотоматериалы разных жанров, подготовить свои фотосъёмки.



В) Рекомендации по использованию оборудования и программного обеспечения

Часть материала может предоставляться студентам в виде электронных презентаций.



Г) Описание критериально-оценочного аппарата

Оценивание выполнения самостоятельных заданий осуществляется по 3-х бальной шкале.



Д) Рекомендации по организации контроля

Задания для самостоятельной работы проверяются на занятии. Итоговое задание – организация фотовыставки.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

А) Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины

Для выполнения всего объема работы необходимо распределить время на подготовку к практическим занятиям (анализ прочитанной литературы, анализ публицистических текстов), к созданию собственных текстов.



Б) Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы, требования к представлению результатов СР, критерии оценки результатов

Студентам необходимо разбираться в основных терминах и фотожанрах. Часть материала проверяется в аудитории на практических занятиях, все практические навыки студенты получают в ходе лабораторных занятий.



В) Рекомендации по использованию материалов УМК

В начале изучения курса необходимо ознакомиться с программой изучаемой дисциплины для получения общего представления о предмете. Подготовке к занятиям помогут сформулированные вопросы к темам, списки литературы по каждой теме.



Г) Рекомендации по работе с различными информационными источниками

Помимо выполнения заданий на практических занятиях, студентам рекомендуется анализировать фотоизображения, выставленные на сайтах известными фотографами



Д) Рекомендации по подготовке к зачету/экзамену

Зачет можно получить по итогам практических занятий, для чего необходимо все их посещать, готовиться к каждому занятию, выполнить все задания, активно участвовать в обсуждении на занятии.



Е) Рекомендации по подготовке к лекциям/ практическим занятиям

При подготовке к практическим занятиям необходимо ответить на все поставленные вопросы, прочитать предлагаемую литературу, выполнить все задания.



Для студентов ОЗО

Объем часов для самостоятельного изучения составляет 82 часа. В течение этого времени студенты изучают необходимую литературу, анализируют фотоснимки коллег, самостоятельно создают серию фотоматериалов в разных жанрах.



ФОНДЫ КОНТРОЛЯ



Итоговый и промежуточный контроль


Промежуточный контроль представляет выполнение студентами анализа собственных фотографий и фото в СМИ, определение недочетов и их исправление; написание рефератов.

Темы рефератов


  1. Патриарх русской светописи Сергей Львович Левицкий

  2. Сергей Александрович Лобовиков

  3. Мастер фоторепортажа Роджер Фентон (светописец Крымской войны)

  4. Военный репортер Мэтью Бреди

  5. Фоторепортер Карл Булла

  6. Съемка фейерверков

  7. Водные пейзажи. Подводная съемка.

  8. Съемка стекла и предметов за стеклом

  9. Создание панорам

  10. Съемка архитектурных сооружений

  11. Фотографирование животных

  12. В чем особенности фотографирования детей?

  13. Фото на заказ (свадьбы, юбилеи) – на что обратить внимание?

  14. Этика фотожурналистики


Итоговый контроль: зачет

Вопросы к зачету

  1. Важнейшие открытия в области фотографии.

  2. Жанры фотожурналистики

  3. Фотокомпозиция и ее виды.

  4. Способы размещения в кадре человека.

  5. Техника освещения. Как правильно фотограф должен устанавливать источники света?

  6. Точка съемки.

  7. Световое оборудование.

  8. Портрет. Съемка портрета дома, на улице, в студии.

  9. Съемка водных пейзажев и фейерверков.

  10. В чем особенности съемки стекла и предметов за стеклом?

  11. Панорама: техника, методы, секреты.

  12. Съемка архитектурных сооружений

  13. Рекомендации по фотографированию животных

  14. Особенности фотографирования детей

  15. Фото свадеб – на что обратить внимание?

  16. Экстремальная фотография: как добиться желаемого эффекта?

  17. Ночная съемка – особенности и приспособления.

  18. Особенности репортажной съёмки.

  19. Назовите несколько современных изданий, в которых преобладают информационные фотожанры. Объясните, почему.

  20. Назовите несколько изданий, в которых преобладают художественно-публицистические. Объясните, почему.

  21. Назовите известных фотографов, фотохудожников, фотокорреспондентов и их работы.

  22. Этические и правовые аспекты фотожурналистики.