Методические рекомендации для педагогов и психологов по психолого-педагогическому сопровождению учащихся с повышенной образовательно - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Подготовка к психолого-педагогическому сопровождению учащихся в... 1 36.65kb.
Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными... 1 54.99kb.
Методические рекомендации по проектированию и выпуску плакатов по... 2 806.75kb.
Система оказания психолого-психиатрической помощи пострадавшим в чс 2 1406.57kb.
Методические рекомендации волгоград 2004 2 707.54kb.
Методические рекомендации для педагогов групп раннего возраста Составлено... 1 225.78kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 1 257.59kb.
Методические рекомендации по дисциплине математические методы в историческом... 3 643.66kb.
Методические рекомендации по организации цеховых и межцеховых оздоровительных... 2 1220.41kb.
Памятка для учителя по психолого-педагогическому наблюдению за деятельностью... 1 174.4kb.
Методические рекомендации для учителей предметников по использованию... 5 611.78kb.
К вопросу о педагогической креативности. Крупко А. И. Моу гимназия... 1 105.32kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические рекомендации для педагогов и психологов по психолого-педагогическому - страница №1/1



Департамент образования города Москвы

ГОУ Гимназия № 1526 Южного окружного управления образования

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ Гимназия № 1526

_____________ /Т.Г.Болдина/

«___»_____________2009 г.


РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с повышенной образовательной мотивацией

.32453246.00161-01 99 01


Листов 7

Разработчик:


_______________/ Савченко О.А./
16.05.2009>

1. Функциональное назначение и актуальность разработки

Данная работа представляет собой методические рекомендации для педагогов и психологов по психолого-педагогическому сопровождению учащихся с повышенной образовательной мотивацией.

Целью данной работы является разработка системы поддержки одаренных учащихся. Так же в разработке описываются методы изучения особенностей развития творческих способностей детей с повышенной учебной мотивацией.

Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. При осуществлении работы с одаренными детьми в педагогическом процессе, существуют три основные задачи:

а) способствовать развитию каждой личности;

б) довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;

в) способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.

Все эти задачи тесно взаимосвязаны, но доминирующей является первая, поскольку она основывается на фундаментальном этическом правиле для любого профессионала, который работает с детьми.

В данной разработке утверждается, что изучение особенностей развития одаренных детей вносит значимый вклад в распознавание всех детей. Оно позволяет более отчетливо и выпукло увидеть формы и факторы успеха мыслительного процесса, который в других случаях кажется интуитивным или даже не анализируемым. Вот почему так важно знать об особенностях развития познавательной деятельности одаренных учащихся, специфических истоках их творческого ума.

В последние годы наблюдается повышенный интерес к проблемам выявления и объяснения неординарных потенциальных возможностей человека. Это связано с возрастанием сложности и интенсивности социальной жизни, предъявляющей более высокие требования к деятельности специалистов различного профиля. Креативность является неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы человека, выступает в качестве фактора, влияющего на прогрессивное развитие общества.

Существует несколько направлений в понимании и исследовании креативности. Одно направление изучает творчество по продуктивности и выделяют ее основные характеристики: количество, качество, значимость. Представителями этого подхода являются Д. Тейлор, М. Фейсон и др. Другим направлением является изучение креативности как процесса. В нем выделяются и рассматриваются различные стадии, уровни и типы. Изучение креативного процесса тесно связано с психоаналитическим направлением в психологии. В третьем направлении креативность рассматривается как заданная способность. Ведущими исследователями в этой области признаны Дж. Гилфорд и Э. Торренс. Четвертое направлено на исследование личностных особенностей творческих людей. К. Роджерс, А. Маслоу связывали творческий процесс с «самоактуализацией» личности.

Научное изучение особых возможностей людей начиналось с исследования умственного развития. Основанием для этого служило представление о том, что необыкновенные способности являются неизменной на протяжении всей жизни характеристикой человека, являясь однородной, часто сводимой к одному фактору – интеллекту. И поэтому исследователями в первую очередь рассматривался вопрос о связи креативности с уровнем интеллекта.

«Двухфакторная теория интеллекта» Ч. Спирмена : «умственная одаренность» определяется количеством «умственной энергии».

«Кубическая модель структры интеллекта» Дж. Гилфорда: отрицание общей основы интеллекта и утверждение существования множества независимых способностей.

Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей.

Первая точка зрения заключается в том, что как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Вторая точка зрения состоит в том, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет.

Согласно третьему подходу, творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. Но наиболее развитой концепцией является теория «интеллектуального порога» Е.Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

Дж.Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией.

Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. Конкретных решений может быть несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено.

Соответственно Дж.Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом.



Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях». Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Дж. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности.

В разработке приводятся этапы психолого-педагогического исследования соотношения креативности и особенностей интеллекта учащихся. Цель данного исследования – выявление и анализ индивидуальных особенностей развития когнитивных характеристик учащихся с различным творческим потенциалом.

Задачи исследования:

1)Выявление детей с высоким уровнем развития творческого мышления.

2)Определение индивидуальных особенностей когнитивных характеристик у детей с различным уровнем креативности.

В разработке приведен полный перечень методик и организационных психолого-педагогических мероприятий, необходимых для определения особенностей развития творческих способностей учащихся:



  1. Комплексное обследование творческого потенциала детей с помощью теста творческого мышления П. Торренса (фигурная форма «Незавершенные фигуры»).

  2. Методика «Предложения» на изучение дивергентной продуктивности мышления при операциях с символическим материалом.

  3. Методика «Две линии» на изучение дивергентной продуктивности мышления на образном материале.

  4. Методика «Классификация» на изучение дивергентной продуктивности мышления на семантическом материале.

  5. Методика Вартега «Круги».

  6. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

  7. Школьный тест умственного развития.

  8. Групповой интеллектуальный тест для младших подростков.

  9. Наблюдения за детьми.

  10. Анализ творческих работ учащихся, выполненных в процессе игры «Одаренный ребенок».

  11. Беседа с детьми, педагогами.

В разработке приводятся основные показатели и структурные компоненты творческого мышления, анализ которых необходим для получения более полного представления о структуре творческого мышления одаренных детей.

В разработке представлены креативные методы обучения. Обучение должно быть направлено на развитие творческих качеств личности учащихся и основываться на открытых заданиях, которые не имеют однозначных результатов их выполнения. Открытые задания предполагают лишь возможные направления ответа, задавая его структуру или отдельные элементы. Разработанные задания креативного типа, а также технологическая карта для конструирования системы заданий поможет педагогам и психологам эффективно построить работу по развитию творческих способностей учащихся.

Наиболее значимым в разработке является определение критериев эффективности обучения творчеству. Приведена таблица по результатам уровня развития креативных (творческих) качеств учащихся, заполнив которую можно получить итоговую оценку развития креативности. Анализ производится по трем уровням: «высокий», когда положительные изменения творческих качеств ученика в течение учебного года признаются как максимально возможные для него; «средний», когда изменения произошли, но ученик потенциально был способен к большему; «низкий», когда изменения не замечены.

В разработке также выделены качества, служащие основой для планирования, организации и контроля эффективности обучения творчеству.

Важнейшим условием плодотворной умственной работы, как ребенка, так и взрослого является вера в себя и в свои возможности. В сфере науки известен так называемый «закон накапливаемых преимуществ», который состоит в том, что продуктивность ученого возрастает после того, как он совершает открытия, высоко оцениваемые научным сообществом. У детей же даже частный успех может заставить его поверить в свои силы и обрести творческие способности.

При наличии мотива достижения ученик нацелен на результат, стремится к нему, готов для этого на определенный интеллектуальный риск. Такая мотивация очень плодотворна для творческого развития.

Задача педагогов и психологов заключается в том, чтобы поддерживать мотивацию достижения учеников, их готовность идти на творческий риск.

2. Область применения, рекомендации

В образовательных учреждениях для работы психологов и педагогов с категориями детей с повышенной образовательной мотивацией. Данная разработка позволяет специалистам психологам и педагогам осуществлять психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся, посредством изучения особенностей развития их творческих способностей, а также применения комплекса диагностических, развивающих и обучающих методик.


3. Используемые технические средства

Для использования данной разработки по психолого-педагогическому сопровождению в электронном виде потребуется ПЭВМ типа Pentium-III и выше, операционная система Windows - XP и выше, дисковод CD.



4. Специальные условия применения и требования
организационного, технического и технологического характера

Для подготовки продукта к работе пользователь должен совершить следующие действия:

-включить компьютер;

-загрузить соответствующий файл с разработкой.



5. Условия передачи документации на разработку или ее
продажи

Продукт поставляется компакт-диске или CD-R диске держателями или авторами продукта (в качестве образца).


Москва 2009