Методические рекомендации для написания научно-исследовательской работы по историческому краеведению - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания к выполнению дипломной работы 1 322.95kb.
Методические указания по написанию курсовой работы по дисциплине... 1 191.46kb.
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите для... 1 51.03kb.
Методические рекомендации по написанию дипломных работ для студентов... 3 490.83kb.
Организация исследовательской работы по краеведению 1 170.5kb.
Методические рекомендации по выполнению, оформлению и защите курсовых... 1 115.53kb.
Методические рекомендации по дисциплине математические методы в историческом... 3 643.66kb.
Методические рекомендации для написания рефератов по дисциплине охрана... 1 120.15kb.
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной... 1 313.86kb.
Методические рекомендации по проектированию и выпуску плакатов по... 2 806.75kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы 3 Варианты... 1 238.26kb.
Курсовая работа Провинциальный город в творчестве Н. В. Гоголя 36 1 41.06kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические рекомендации для написания научно-исследовательской работы по историческому - страница №1/1

Макарова Надежда Николаевна

к.и.н., доцент

заведующая кафедрой общественных наук

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»

учитель истории и обществознания

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Магнитогорский городской лицей»

Челябинская область, г. Магнитогорск


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ НАПИСАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ
Пособие содержит сведения о квалификационных требованиях к оформлению научно-исследовательских работ школьников, принципах написания исследования по историческому краеведению, правилах и особенностях работы в архивах. Пособие предназначено школьникам, учителям истории, краеведения и всем интересующимся историей.
СТРУКТУРА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
В формализованном виде структура научно-исследовательской работы - это план. Структурно любое исследование должно содержать: введение, несколько глав, заключение, список литературы, приложения (если необходимо). Это самые общие требования к структуре курсовой работы.

Внешне содержание (НЕ оглавление) должно выглядеть приблизительно таким образом:



Введение

Глава I. Название

§ 1. Название

§ 2. Название

Глава II. Название

§ 1. Название

§ 2. Название

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение включает в себя следующие части:

  • Актуальность темы (научный интерес к проблеме; почему именно сейчас Вы начали изучать тему по истории региона, города и т.п.). По объему актуальность – это 5-6 предложений, в которых можно апелировать к использованию опыта прошлого на современном этапе и интересу научного сообщества и простых граждан к данной проблеме.

  • Историография проблемы – краткий обзор литературы (книги и статьи, которые написаны по Вашей теме). Как правило при написании историографии не характеризуют каждую книгу, а выделяют либо хронологические периоды, либо проблему и дают ей общую оценку, при этом указывают фамилии авторов, которые внесли вклад в их решение. В итоге историография должна показать, что до Вас эту проблему не изучали, либо Вы изучите ее в новом ракурсе.

  • Цель (результат, к которому Вы стремитесь, что Вы изучаете). Формулируется цель следующим образом (наиболее простая форма): Глагол + название темы.

  • Задачи (конкретизируют цель; обычно задач в работе столько, сколько параграфов – каждый параграф показывает решение одной задачи). Формулировка задач , как правило, начинается со слов «изучить», «проанализировать», «выявить», «рассмотреть» и т.д.

  • Объект и предмет исследования. Объект – то, на что направлено исследование. Предмет детализирует объект, обращает внимание на конкретную проблему, поставленную в исследовании.

  • Источниковая база исследования. Краткая характеристика всех использованных в работе видов исторических источников и их роль / значение в исследование. Исторические источники можно классифицировать на две группы: опубликованные и неопубликованные. К неопубликованным источникам относятся архивные и музейные материалы, личный архив респондента. К опубликованным – сборники документов, статистических данных, воспоминания (которые уже опубликованы), периодические издания (газеты, журналы по изучаемому периоду).

  • Структура работы – заключительный элемент введения. Как правило, используется фраза «Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений».

Самая важная часть в структуре курсовой работы - главы. Количество глав и параграфов может быть больше чем две. Названия глав и параграфов должны указывать на то, о чем в ней (нем) пойдет речь и соответствовать теме. Название, как правило, лаконично (коротко). Обратите внимание на то, что объем глав и объем параграфов должен быть примерно одинаков. Соблюдайте пропорции исследования. В научном обществе учащихся г. Магнитогорска стандартный объем работы 15 листов без приложений, следовательно, каждый параграф должен быть 2 – 2,5 листа машинописного текста, введение - 2 листа, заключение – 1 лист.

Каждый параграф должен быть написан научным стилем, локонично, четко. В тексте можно использовать цитаты из источников (НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ СНОСКИ НА ЦИТАТЫ). В заключение параграфа или главы необходимо сделать небольшой вывод, подвести итог.

Заключение - наряду с введением обязательная часть структуры научной работы. Здесь даются ответы на все поставленные во введении задачи, делается общий вывод и дается заключение о достижении цели курсовой

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ


шрифт - TimesNewRoman,

кегль – 14,

интервал - 1,5,

поля: левое - 3, правое - 1,5, верхнее и нижнее - по 2 см.

Основной текст должен располагаться «по ширине страницы»; абзацы выделяются красной строкой (автоматически).

Нумерация страниц должна быть сквозная. Титульный лист считается, но на нем номер не ставится. Приложения, если есть, не нумеруются.

Расположение структурных частей. За титулом идет содержание, за содержанием - введение, главы, заключение, библиографический список и приложение (если есть) - все эти части начинаются с новой страницы и имеют заголовки, написанные, как правило, заглавными буквами; точка в конце не ставится; переносы не допускаются.

Заголовки частей располагаются посередине строки и после них идет пустая строка. Заголовок выделяют жирным шрифтом; заголовки параграфов располагаются «по ширине» с отступом красной строки; пишутся строчными буквами, начиная с большой; переносы не допускаются. Заголовок также выделяют жирным. Текст параграфа идет сразу после заголовка. После параграфа одна-две пустые строки и далее идет следующий параграф.



Список источников и литературы

В научно-исследовательской работе обязательно нужно представить библиографический список (список литературы): названия располагаются строго по алфавиту в соответсивии с ГОСТОМ - Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Весь перечень использованных материалов должен быть класифицирован на источники и исследования. Первыми в списке идут источники: архивные материалы, периодическая печать, сборники документов, мемуары; далее литература, в которой также можно выделить подразделы, например, справочные издания.
Образцы оформления списка литературы
Архивные материалы

Номер фонда. Название фонда. Номер описи. Номера использованных дел. (Ф. 10. Горсовет. Оп. 1. Д. 1, 5, 8, 10.)



Газеты, журналы

Название. Годы. (которые были изучены в ходе работы) (Например, газета: Правда. 1935-1937; журнал: Работница. 1950 – 1953.)



Описание книги одного автора

Ефимова О.В. Финансовые анализы / О.В. Ефимова. – М. : Бухгалтерский учет, 1999. – 351 с.

Хачатуров К.А. Латиноамериканские уроки для России = Latinoamericanas para Rusia / К.А. Хачатуров ; Дипломат. акад. МИД Рос. Федерации. – М. : Междунар. отношения, 1999. – 394 с.

Эриашвили Н.Д. Экологическое право : учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили. – М. : ЮНИТИ, 2000. – 415 с.



Описание книги 2, 3-х авторов

В заголовке описания книги двух или трёх авторов приводят фамилию одного автора, как правило, первого из указанных на титульном листе:

Донцова Л.В. Анализы бухгалтерской отчетности / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – М. : Дело и Сервис, 1999. – 298 с.

Бочаров Г.Н. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма / Г.Н. Бочаров, В.П. Выголов. – М. : Искусство, 1983. – 336 с.

Цыпкин Ю.А. Агромаркетинг и консталтинг : учебное пособие для вузов / Ю.А. Цыпкин, А.Н. Люкшинов, Н.Д. Эриашвили ; под ред. Ю.А. Ципкина. – М. : ЮНИТИ ДАНА, 2000. – 637 с.

Eckhouse R.H. Minicomputer systems. Organization, programming and application / R.H. Eckhouse, H.R.Morris. – New York, 1999. – 491 p.



Описание книги 4-х и более авторов

Долой библиотечные стандарты! / С.Д. Ильенкова, А.В. Бандурин, Г.А. Горбовцов и др.; под ред. С.Д. Ильенкова. – М. : ЮТА, 2000. – 583 с.



Книга под заглавием

Проблемы азиатско-тихоокеанского региона и внешняя политика России : сборник научных статей / Рос. акад. наук, Ин-т междунар. экон. и полит. исслед, Центр азиат. исслед. ; отв. ред. : М.Е. Тригубенко. – М. : ЭПИКОН, 2000. – 104 с.

Россия и США после "холодной войны" / Ю.П. Давыдов, В.А. Кременюк, А.И. Уткин и др. ; отв. ред. В.А. Кременюк. – М. : Наука, 1999. – 141 с.

Многотомное издание (под именем индивидуального автора)

Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений : в 4 т. / М.Ю. Лермонтов ; отв. ред. В.А. Мануйлов ; АН СССР, Ин-т рус. лит. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : Наука, 1999.



Отдельный том (под общим заглавием)

Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. Поэмы / М.Ю. Лермонтов ; ред. Т.П. Голованова. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : Наука, 1999. – 575 с.



Многотомное издание (под заглавием)

Внешняя политика и безопасность современной России (1991–1998) : в 2 т. / Моск. обществ. науч. фонд ; редкол. : Арбатов Г.А. и др. – М. : Изд. центр науч. и учеб. прогр., 1999.



Отдельный том (под общим заглавием)

Внешняя политика и безопасность современной России (1991–1998). В 2 т. Т. 2. Документы / сост., авт. введ. и коммент. Шаклеина Т.А. – М. : Изд. центр науч. и учеб. прогр., 1999. – 509 с.


Составная часть книги

Крюков Б.В. Вопросы проектирования информационных систем / Б.В. Крюков, Н.П. Хозин // Технические средства обработки информации. – М., 1976. – С. 11-25.

Губарь А. М. Формализованный метод организации справочных массивов / А.М. Губарь, Г.И. Ревунков, В.В. Чистов // Организация и управление научными исследованиями в технических вузах. – М., 1979. – Вып. 3. – С. 53-59.

Описание сборников

Хочу все знать! / Госкомстат. – СПб. : Петербургкомстат, 1999. – 21 с.

Много будешь знать – скоро состаришься! : сборник научных трудов / МГУ. – М. : Изд-во МГ, 1998. – 105 с.

Описание статей из газет, журналов, сборников

Насыров М. Мальчик хочет в Тамбов / М. Насыров // Новейшая газета. – 1998. – 21 марта.

Горький А.М. А был ли мальчик? / А.М. Горький, И. Хватов // Истоки. – 2000. – № 1. – С. 30-41.

Критиканов И.Т. Поле чудес в стране… / И.Т. Критиканов, В.Н. Обяанов, Е.В. Русанов // Бухгалтерский учет. – 1996. – № 38. – С. 30-34.

Кому на Руси жить хорошо? / Б.А. Березов, В.А. Гусев, А.Б. Дубов и др. // Эксперт. – 1996. – № 14. – С. 40-52.

А ты сдал книги в библиотеку!? // Библиотечное дело. – 1996. – № 4. – С. 49-56.



Описание электронных ресурсов

Нераспространение оружия массового уничтожения : план действий «группы восьми», Эвиан, 1-3 июня 2003 г. [Сайт]. Режим достпа. http: // www.mid.ru. Последнее посещение: 10.10. 2010.



Требования к тезисам

Тезисы – это положение, кратко излагающее идею, а также основные мысли исследования.

Требования к содержанию тезисов.

1.Обоснованность актуальности и новизны темы проекта.



  1. 2. Цели и задачи исследования.

  2. 3. Краткое изложение основной идеи исследования.

Тезисы принимаются на бумажном и электронном носителях.

Требования к оформлению тезисов на бумажном носителе

В направляемых тезисах обязательно должны быть отражены:



  1. Название секции.

  2. Название работы.

  3. Фамилия, имя, отчество автора.

  4. Название учреждения, класс.

  5. Фамилия, имя, отчество руководителя с указанием должности.

  6. Объём не более одной страницы.

ПРАВИЛА ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ С ДОКУМЕНТАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ


Как правило, в каждом областном (краевом, республиканском) центре существует не один, а два архива:

  1. 1. государственный архив

  2. 2. центр документов новейшей истории (бывший партийный архив).

В районных центрах находятся городские архивы или филиалы областных. Хранящиеся в архивах документы рассредоточены по фондам.

Архивные фонды в государственных архивах

Архивные фонды в государственных архивах, в основном, делятся на три основных категории: фонды местных государственных учреждений, фонды общественных организаций (в том числе политических партий) и личные фонды. Последняя категория фондов – это семейные или персональные архивы частных лиц, принятые на государственное хранение. В этой группе материалов вам могут встретиться личные фонды дворянских фамилий, почетных граждан вашего края – ветеранов войны и труда, деятелей науки и культуры. Часто попадаются в архивах фонды писателей, журналистов, краеведов, историков, а также тематические коллекции документов. Помимо государственных учреждений, в региональных архивах хранятся фонды предприятий и колхозов, иногда – фонды церковных епархий, учебных заведений, органов печати.

Московские и петербургские архивы

В Москве и Петербурге, помимо перечисленных архивов, находятся еще центральные государственные архивы, крупнейшим из которых является Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), расположенный по адресу: Большая Пироговская улица, д.17. По соседству с ним, по этому же адресу находится и другой «гигант» – Российский государственный архив экономики. Военные архивы рассредоточены по разным местам: в Москве существуют два военно-исторических архива, один из которых хранит документы до конца I мировой войны, а другой – до начала Великой Отечественной войны. В подмосковном Подольске располагается Центральный архив Министерства обороны, хранящий документы, начиная с 1941 г., а центральный военно-морской архив находится в Петербурге. В Москве сосредоточен еще ряд центральных архивов, в том числе Центральный архив ФСБ и два крупнейших бывших архива КПСС. В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ, бывший Центральный партийный архив) хранятся документы до 1953 г., а в Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ, бывший текущий архив ЦК КПСС) – партийные документы после смерти Сталина. В составе фондов РГАСПИ сейчас находятся и все материалы Центрального архива комсомола.

Архивы Урала

В Уральском регионе расположено значительное число архивов. В данном разделе мы расскажем об основных.

Екатеринбург: Государственный архив Свердловской области (ГАСО), расположенный по адресу г. Екатеринбург ул. Вайнера, 17.

Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО) – бывший партийный архив. г. Екатеринбург ул. Пушкина, 22.

Челябинск: Объединенный государственный архив Свердловской области (ОГАЧО) – этот архив объединяет два ранее самостоятельных учреждения – партийный архив, расположенный по адресу: г. Челябинск ул. Васенко, 45 и государственного архива (пр. Свердловский 30а).

Пермь: Государственный архив Пермского края: г. Пермь, ул. Студенческая, 36.

Магнитогорск: Муниципальное учреждение Магнитогорский «Городской архив» (Первомайская, 7). Архив работает два дня в неделю: понедельник и среда с 8.30 до 17.00. Перерыв с 12.30 до 13.15.

Доступ к архивным документам и порядок работы с ними

Согласно действующему законодательству «Об Архивном фонде РФ и архивах», «документы государственной части Архивного фонда Российской Федерации и справочники к ним предоставляются для использования всем юридическим и физическим лицам» (статья 20 Закона № 5341-1 от 07.07. 1993 г.). Заметим, что никакие ограничения к доступу в архивные учреждения по возрасту в законе не оговорены.

Если школьник пойдет в архив самостоятельно, без родителей и наставников, то ему, прежде всего, понадобится письмо-отношение, адресованное в дирекцию данного архива. В этом письме, завизированном печатью школы или училища и подписью директора, должна содержаться просьба о допуске школьника для работы с архивными документами. В нем также должны быть оговорены тема исследования, приблизительные хронологические рамки и цель работы.

Получив разрешение от дирекции архива на работу с документами, школьник должен сначала изучить путеводитель по архиву и выписать номера заинтересовавших архивных фондов и затем заказать в читальном зале описи (как называют списки-перечни документов) этих фондов. Ознакомившись с ними и выписав номера интересующих единиц хранения, можно приступать к заказу конкретных дел. При работе с архивными делами или единицами хранения исследователь должен делать записи в листе использования, в котором указывается тема исследование и номера листов, из которых взята информация. В архиве исследователю могут понадобится увеличительное стекло, карта изучаемой местности, словари или справочная литература. Ими пользоваться в архиве не возбраняется. Естественно, исследователь может обращаться за справками и к научным библиотекам, которые имеются во многих архивах. Часто в них хранятся подшивки старых газет. Не исключено, что именно в них можно обнаружить какие-то «ключи» для дальнейшего поиска.

По закону пользователь архива имеет право беспрепятственно получать любые документы, не содержащие сведения о личной жизни граждан (об их здоровье, семейных и интимных отношениях, имущественном положении), но, если такие сведения в интересующих исследователя документах имеются, то со времени их создания должно пройти не менее 75 лет. Если же речь идет о документах, касающихся родных, то следует захватить с собой в архив копии с метрических документов о рождении родителей, дедушек и бабушек, и тогда установленный законом срок давности не будет распространяться на документы родственников. В любом случае на все документы первой четверти ХХ века и, разумеется, на более ранние, ограничения распространяться не должны. Такой порядок работы с документами присущ всем государственным архивам, а также Центрам хранения документов новейшей истории, тоже относящихся к системе Федеральной архивной службы.

Ведомственные архивы

Помимо государственных архивов, у нас в стране существуют еще ведомственные архивы по всем отраслям жизнедеятельности государства (экономика, наука, силовые структуры и т.д.). Федеральный закон устанавливает 30-летний срок секретности документов, содержащих государственную или иную тайну. Однако ведомства (к примеру, ФСБ, МВД, Министерство иностранных дел или Министерство обороны) имеют право продлевать этот срок давности. Это приводит к тому, что задерживается передача ведомственных документов в государственные хранилища. Вот почему многие материалы, например, по Великой Отечественной войне до сих пор засекречены.

Не просто обстоит дело и с архивами Федеральной службы безопасности. Некоторые региональные управления ФСБ в течение последних лет передали часть своих документов (архивно-следственные дела) в государственные архивы, и они стали более или менее доступны историкам. В Москве они поступили в ГАРФ, а в других городах (Воронеж, Тверь и т.д.) – в центры документов новейшей истории.
Поиск информации

Если нужно выяснить судьбу какого-то репрессированного человека, наставник или сам учащийся должен, прежде всего, послать в местное Управление ФСБ официальный запрос по поводу судьбы интересующего лица и выяснить, где хранится его следственное дело. Дальнейшие действия зависят от того, поступил ли фонд архивно-следственных дел в вашем областном (краевом, республиканском) центре в архивный центр документов новейшей истории, тогда нужно обратиться туда. Если еще не поступил, то родители или наставник могут обратиться с запросом в службу регистрации и архивных фондов местного Управления ФСБ. Чтобы получить непосредственный доступ к архивно-следственному делу человека, не являющегося вашим родственником, понадобится доверенность его прямых или близких боковых родственников (детей, внуков, племянников), заверенная нотариусом, либо личное присутствие кого-то из них при ознакомлении с делом. По закону без доверенности разрешается снимать ксерокопии с некоторых следственных документов: с ордеров на арест, анкет, протоколов допросов, обвинительных заключений, заявлений подследственных и осужденных.

В случае же, если вас интересует судьба человека, арестованного в другой области или увезенного куда-либо для следствия после ареста, вы можете послать письменный запрос в Управление регистрации и архивных фондов ФСБ по адресу: 101000, г. Москва, УРАФ ФСБ РФ, или же в службу регистрации и архивных фондов конкретного областного Управления ФСБ. Например, вы знаете, что священник вашего села в Курской области был сослан в Томскую область, а впоследствии до односельчан дошли сведения о его новом аресте и расстреле в 1937 г. Значит, вы должны вести поиск не только в Курске, но и обратиться с запросом в Управление ФСБ по Томску и Томской области.

Открытые фонды

Впрочем, в областных государственных архивах существуют и открытые фонды, отражающие историю репрессий в ранний период Советской власти. Если вы занимаетесь изучением истории какого-либо крестьянского восстания времен Гражданской войны, то вам надо поработать, во-первых, с фондом местного (уездного, волостного) исполкома, и, во-вторых, с фондом губернского революционного трибунала. В составе фондов революционных трибуналов находятся как следственные дела, так и материалы судебных процессов.

Множество материалов, отражающих все сферы жизни, вы отыщете в фондах губернских исполкомов и губкомов партии. Сюда попадали даже секретные сводки ВЧК-ОГПУ о политическом и экономическом состоянии губернии, отношении населения к тем или иным социальным явлениям, политическим дискуссиям, экономическим трудностям. Огромный интерес представляют письма рядовых людей «во власть», которые могут хранится повсюду – от отдела социального обеспечения (собеса) и редакции газеты до горкома партии. В архивах небольших городов, безусловно, имеются интересные документы, порой изученные гораздо хуже, чем материалы центральных и областных архивов, где регулярно работают «взрослые» историки и студенты. Например, в фонде городского совета в районном архиве встречаются списки «лишенцев», документы о закрытии церквей.


Сведения генеалогического характера (о рождении, крещении, венчании, прописке, смерти) нужно искать в метрических книгах церковных приходов, домовых книгах, фондах ЗАГСов, которые есть и в районных, и в областных архивах. Если вы разыскиваете материалы о людях, состоявших в коммунистической партии, то на так называемых «номенклатурных» работников, то есть тех, кто занимал определенные посты, должны существовать личные дела. В зависимости от уровня, они хранятся в центрах документов новейшей истории. В отношении партийных руководителей, директоров заводов и крупных учреждений, военного командного состава могут существовать разные дела – как в областном центре, так и в РГАСПИ в Москве.

Запросы о героях исследований в центральные архивы можно посылать напрямую, а в архив Министерства обороны лучше всего – через военкомат. Не отчаивайтесь, если искомые вами материалы обнаружатся не вдруг и не сразу. Порой историки ведут свои поиски по многу лет. Но если даже не удастся найти ничего нового о вашем герое, работа в архиве поможет учащемуся глубже «погрузиться» в изучаемую эпоху и познать явные и тайные механизмы решений, которые принимала власть. 



ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Исследовательская работа не литературное эссе, а историческое исследование, поэтому исторические источники – важнейшая ее часть. Все исторические источники, письменные или устные, архивные документы или магнитофонные записи были откуда-то получены, поэтому совершенно необходимо указать их адрес. Например, если в архивах работал не сам школьник, а его наставник, в этом нет ничего плохого, надо лишь в сноске указать, что это документы из такого-то архива и они были предоставлены школьнику тем-то и тем-то. Если документы взяты вами из семейного архива, это тоже следует указать. Если учащийся ссылается на сделанное им интервью или прямо его цитирует, надо указать дату и место его проведения. Если используется чужая запись, тем более это следует пояснить. На какие бы документы или воспоминания ни ссылался автор работы, необходимо указывать, опубликованные это источники или нет.

Всякий чужой текст, приводимый в работе, должен быть выделен кавычками или особым шрифтом, если работа выполняется на компьютере, и обязательно снабжен сноской, в которой следует указать имя автора, название книги или статьи, год издания и страницу. Кстати, это очень важно и в цитировании сделанных учащимся записей устных рассказов, чтобы понять, где идет его собственный текст, а где рассказ его собеседника.

Если используются документы из частных и семейных архивов, необходимо получить разрешение владельцев на использование предоставленных документов. То же самое необходимо делать в отношении интервью. Собеседник должен разрешить школьнику использовать запись беседы.

Опыт «Мемориала» показывает, что с каждым годом все больше становится исследовательских работ, в которых приложением служат аудио- и видеокассеты. На этих кассетах, как правило, записаны интервью с героями работ или (на видео) сюжеты, посвященные зданиям, улицам, церквям и памятникам, о которых идет рассказ. Конечно, создание настоящего видеофильма по исторической теме – дело очень непростое, требующее специальной подготовки и специального умения. Такая работа может быть выполнена лишь целым коллективом участников. Однако и сама исследовательская работа может быть выполнена как видеофильм, где текст (или подробный сценарий) может, наоборот, являться только приложением. Но в любом случае текстовая основа видеофильма обязательно должна быть представлена.

Любую работу очень украшают приложенные к ней фотографии и документы. Однако с попавшими в руки автора работы оригиналами надо обращаться чрезвычайно бережно. Прилагать их к конкурсной работе надо лишь в том случае, если вы хотите, чтобы эти оригиналы оказались потом в том месте, где будет храниться работа. Но тогда это надо специально оговорить и обязательно оставить себе копии.

Кроме того, все приложения не могут существовать сами по себе, они должны быть непременно тесно увязаны с текстом исследования.

Важно, чтобы все документы были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Это, собственно, и есть главный критерий оценки работы, хотя оценивается и сам исторический материал, и умение участника конкурса излагать свои мысли.

Мы призываем педагогов и школьников стать собирателями того, что хранит в себе народная память. Ведь мы присутствуем при исчезновении целого исторического и социального уклада и все сталкиваемся со «стихией забвения».

«Забывается все – от государственной идеологии и образа жизни до облика улиц и кухонной утвари. Неосведомленность новых поколений о прошлой жизни грозит обернуться полным взаимонепониманием» (С. Гандлевский).

Одна из целей исследовательской работы учащихся – сохранение связи между поколениями.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Необходимо активнее использовать такие испытанные инструменты исследования, как сравнительный, количественный методы, системный подход.

2. Несмотря на то, что системный подход в последние десятилетия был очень модным, в краеведческой литературе он востребован мало, а если и востребован, то в неполном объеме понятия системы. Всякое историческое событие рождается, существует и гибнет (либо становится причиной другого исторического события) не только в результате внутреннего саморазвития, но и в результате взаимодействия с внешней средой. Оно связано с нею несметным количеством невидимых нитей. Эти связи в совокупности с субстанциями системы плюс связи внутри самих субстанций и есть система. Словом, системный подход такой метод, когда внимание обращается не столько на сами объекты (хотя и на них тоже), сколько на отношения между ними.

3. Часто объект исследования представляется как явление самоценное, безотносительно к истории страны.

4. Чаще всего акцентируется связь с жизнью выдающихся людей, искусствами, ремеслами, архитектурой, уникальными предприятиями.

5. Нередко повествование носит комплиментарный характер, так как часто книги выходят в свет по случаю юбилейных дат в истории регионов и субрегионов, когда авторы замечают лишь приятные стороны жизни родного края. На наш взгляд, это недостаток: подлинное знание требует объективности.

6. Авторы не высказывают собственных оценок описываемым событиям. Иногда позиция беспристрастного хроникера объясняется жанром сугубо научного сочинения, иногда – жизненной позицией краеведов, не желающих быть судьями над прошлым.

7. К сожалению, количественные методы исследования не популярны у краеведов, видимо, потому, что они требуют много времени и кропотливого труда.

8. Для придания научности работе по краеведению желательно применение историко-сравнительного метода: сопоставление одновременных явлений в разных регионах (или разновременных в одном и том же) с целью нахождения сходства и отличия; использование диаграммы дает возможность убедиться в высокой точности метода сравнения одних и тех же процессов у разных субъектов, протекавших в одно и то же время.

Алгоритм историко-краеведческого исследования


Приступив к работе, необходимо

1. Сформулировать проблему, которая наиболее четко отражает сущность темы исследования.

2. Выбрать несколько респондентов (3-4 человека), что позволит использовать методы научного исследования (наблюдение, сравнение, анализ).

3. Самостоятельно сравнивать, сопоставлять и систематизировать как данные источников, так и содержание исторической литературы.

4. Грамотно, адекватно поставленным вопросам делать выводы, правильно применять термины и понятия, не повторяя чужие слова и оценки.

5. Выбрать подход и методы исследования.

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Собрать и обработать информацию.



8. Проанализировать и обобщить полученную информацию, оформить ее в письменной форме.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Барг М. О роли человеческой субъективности в истории // История СССР. 1989. № 3.

  2. Буртин Ю. О частушках // Новый мир. 1968. № 1.

  3. Виноградов В. М., Рябов А. В. «Устная история» и комплектование государственных архивов. Постановка проблемы //Актуальные проблемы советского архивоведения. М., 1986.

  4. Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Первые годы Калининградской области в воспоминаниях и документах. СПб., 2002.

  5. Гринченко Г.Г. “Устные истории” и проблемы их интерпретации (на примере устных интервью с бывшими гостарбайтерами Харьковской области) // Век памяти, память века. Опыт обращения с прошлым в XX столетии. Челябинск, 2004.

  6. Гуревич А. Я. Историческая антропология: проблемы социальной и культурно истории // Вестник АН СССР. 1989. № 7.

  7. Гомаюнов С.А. Местная история: Проблемы методологии //Вопросы истории, 1996, № 9.

  8. Дмитриев А. В., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. М.,1997.

  9. Илизаров Б.С. Роль ретроспективной социальной информации в формировании общественного сознания // Вопросы философии. 1985. № 8.

  10. Ильина Т. А. Устное воспоминание – исторический источник // Советские архивы. 1973. № 2.

  11. Маловичко С.И., Булыгина Т.А. Современная историческая наука и изучение локальной истории // Новая локальная история. Вып.1.-Ставрополь, 2003.

  12. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. - М., 1982.

  13. Методика сбора устных исторических источников. Барнаул, 1992.

  14. Методологические проблемы истории : учеб. пособие для студентов, магистрантов и аспирантов ист. и филос. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / В.Н. Сидорцов. - Мн., 2006.

  15. Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3.

  16. Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1993.

  17. Поршнева О.С. Методология и методы изучения культурной памяти // Век памяти, память века. Опыт обращения с прошлым в XX столетии. Челябинск, 2004.

  18. Гаряева М.А. Эпохи в зеркале писем. – М., 1990.

  19. Проблемы устной истории в СССР. Киров, 1990.

  20. Репина Л.П. Новая локальная история // Горизонты локальной истории Восточной Европы в ХIХ-ХХ веках. Сборник статей / под ред. И.В. Нарского. - Челябинск. 2003.

  21. Репина Л.П. Образы прошлого в памяти и истории // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени / Отв. ред. и сост. Л.П. Репина. М., 2003.

  22. Рожанский М. Я. «Устная история» – философия памяти // Общественные науки. 1990. № 6.

  23. Ромм М. И. Устные рассказы. М., 1990.

  24. Рощин С. К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня //Психологический журнал. 1990. № 5.

  25. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. - М., 2003.

  26. Урсу Д. П. Методологические проблемы устной истории // Источниковедение отечественной истории. 1989. М., 1989.

  27. Хубова Д.Н. Память для забвения, забвение для памяти? // Век памяти, память века. Опыт обращения с прошлым в XX столетии. Челябинск, 2004.

  28. Шмидт С.О. "Устная история" в системе источниковедения исторических знаний // Шмидт С.О. Путь историка. - М., 1997.

  29. Щербакова И.Л. Память ГУЛАГа. Опыт исследования мемуаристки и устных свидетельств бывших узников // Век памяти, память века. Опыт обращения с прошлым в XX столетии. Челябинск, 2004.



Памятка-руководство

к проведению биографического интервью


  • Прежде чем приступить к выполнению работы Вам необходимо приобрести все материалы (подготовить блокнот, ручку, или диктофон), которые могут помочь в проведении интервью.

  • Внимательно ознакомьтесь с требованиями выполнения работы.

  • Рассчитайте время, которое Вам необходимо на проведение заданий. Не откладывайте работу на последний день, лучше сделать ее заранее.

  • Определите круг респондентов (людей, с которыми вы будете беседовать). Хорошо, если это будут Ваши родственники. Если таковых нет, то присмотритесь к соседям, знакомым Ваших родителей, узнайте о возможных респондентах у друзей, знакомых. Заранее узнайте об особенностях и привычках респондента, возможно о распорядке дня.

  • Заблаговременно договоритесь о встрече. Место проведения интервью должно быть таким, чтобы респондент чувствовал себя непринужденно. Почти всегда лучше проводить интервью наедине с информантом.

  • Прежде чем идти на встречу, детально изучите «Вопросник». Во время беседы вы не должны читать вопросы. Кроме того, Вы сами должны знать то, о чем Вы спрашиваете (если какой-либо вопрос вызвал непонимание, проконсультируйтесь с научным руководителем). Можно лишь изредка подглядывать в лежащий перед вами листок, чтобы корректировать и направлять беседу.

  • В самом начале беседы, нужно установить социальный контакт: представьтесь, объясните цель интервью, поинтересуйтесь настроением и самочувствием респондента и лишь после этого задавайте первый вопрос.

  • Рекомендуется первую встречу сделать ознакомительной.

  • Выясните, есть ли у респондента фотоальбомы, возможно, сохранилась переписка, дневники и т.д. Этот материал очень ценен для Вас как для исследователя. Фотографии, письма, грамоты, дневники и т.д. позволят респонденту воскресить многие события, а вам будет легче задавать вопросы, интересуясь датами, событиями и людьми, запечатленными на фото и упоминающимися в документах. В ходе беседы выберите наиболее интересные материалы и в конце разговора очень осторожно и вежливо попросите их взять на время для копирования. Возможно, в качестве залога вам придется оставить какой-нибудь документ (заранее позаботьтесь об этом). Если у вас нет средств для качественного копирования (цифровой фотоаппарат, сканер), обратитесь за помощью к руководителю практикой.

  • Проявляя интерес к респонденту, позвольте ему говорить, сколько он хочет, не прерывая его постоянно, но в то же время, при необходимости как-то направляя ход его рассуждений, подсказывая, о чем надо говорить. Это предполагает атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения. Вопросы следует задавать уверенным тоном, не смущаясь.

  • Во время второй встречи сфокусируйте внимание на наиболее выигрышном блоке вопросов. Не перебивайте респондента. Фиксируйте всю возможную информацию. Помните, для историка нет лишней информации о прошлом! Вы можете вернуться к какому-то пункту разговора после того, как собеседник отклонится от темы, используя, например, фразу: «Раньше вы говорили...» или «Перед тем, как продолжим разговор...». Но если информант хочет перейти к новому сюжету, вы не должны ему мешать.

  • Задавая вопросы, уточняйте временные рамки ответа (говорит человек о своей молодости, зрелости или о сегодняшнем дне). Не забывайте, что Вы беседуете с человеком, прожившим более полувека и видевшим смену не одного правителя. На протяжении всего интервью, как только вы сталкиваетесь с упоминанием о каком-либо важном факте, можно вставить поощрительное восклицание, вроде: «Это интересно!», или в более простой форме: «Как? Почему нет?» и т.д. Иногда стоит попробовать сформулировать дополнительный вопрос или пояснить уже заданный. Вопросы необходимо формулировать ясно, просто и неторопливо.

  • Во время беседы могут возникнуть паузы. Простое молчание иногда сказывается благоприятно на ход беседы: оно позволяет респонденту собраться с мыслями, передохнуть. Но неловкое молчание, когда тема полностью исчерпана, действует обескураживающе. Следует, не дожидаясь этой стадии, задать следующий четкий вопрос.

  • Демонстрируйте свой интерес к рассказу на всем протяжении интервью, с помощью мимики, улыбки, жестов: кивком, поднятием бровей, участливым взглядом.

  • Обсуждение прошлого иногда может воскресить болезненные воспоминания, по-прежнему вызывающие сильные эмоции, часто способные расстроить респондента. Если такое случилось, не смущайтесь слез или извинений: поддержите собеседника естественно и мягко, как друга, и после паузы спросите, хочет ли он продолжить.

  • Длительность интервью в обычных условиях составляет 1,5-2 часа максимум. После того, как сеанс окончен, не спешите уйти, проявите такт и благодарность за полученную информацию. В связи с этим обязательной частью финала должно быть не только выражение благодарности интервьюеру, но и заверение его в том, что интервью было очень ценным. Если не успели задать все необходимые вопросы, договоритесь о новой встрече. Несколько встреч поможет вам безболезненно для респондента скопировать источниковый материал.

  • Хорошей формой завершения интервью является финальное резюме, которое нередко позволяет получить какую-то дополнительную информацию или сделать обобщения. Резюме может быть высказано либо респондентом по просьбе интервьюера, либо самим интервьюером с просьбой к респонденту его прокомментировать, ответив на вопросы, правильно ли оно, верно ли в нем расставлены акценты, не упущено ли что-либо существенное и т.п.

  • После обработки текст интервью целесообразно давать респондентам для уточнения. Это желательно как с этической точки зрения, так и с точки зрения уточнения полученной информации.

Желаем успехов!
Список использованной литературы


  1. Виноградов В. М., Рябов А. В. «Устная история» и комплектование государственных архивов. Постановка проблемы //Актуальные проблемы советского архивоведения. М., 1986.

  2. Гринченко Г.Г. “Устные истории” и проблемы их интерпретации (на примере устных интервью с бывшими гостарбайтерами Харьковской области) // Век памяти, память века. Опыт обращения с прошлым в XX столетии. Челябинск, 2004.

  3. Гомаюнов С.А. Местная история: Проблемы методологии //Вопросы истории, 1996, № 9.

  4. Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1966.

  5. Ильина Т. А. Устное воспоминание – исторический источник // Советские архивы. 1973. № 2.

  6. Маловичко С.И., Булыгина Т.А. Современная историческая наука и изучение локальной истории // Новая локальная история. Вып.1.-Ставрополь, 2003.

  7. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. - М., 1982.

  8. Методика сбора устных исторических источников. Барнаул, 1992.

  9. Методологические проблемы истории : учеб. пособие для студентов, магистрантов и аспирантов ист. и филос. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / В.Н. Сидорцов. - Мн., 2006.

  10. Методические рекомендации по архивной практике : учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделения, обучающихся по специальности «История» / сост. Н.Н.Макарова, Н.В.Чернова. – Магнитогорск, 2008. – 21 с.

  11. Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3.

  12. Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1993.

  13. Поршнева О.С. Методология и методы изучения культурной памяти // Век памяти, память века. Опыт обращения с прошлым в XX столетии. Челябинск, 2004.

  14. Проблемы устной истории в СССР. Киров, 1990.

  15. Репина Л.П. Новая локальная история // Горизонты локальной истории Восточной Европы в ХIХ-ХХ веках. Сборник статей / под ред. И.В. Нарского. - Челябинск. 2003.

  16. Рожанский М. Я. «Устная история» – философия памяти // Общественные науки. 1990. № 6.

  17. Ромм М. И. Устные рассказы. М., 1990.

  18. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. - М., 2003.

  19. Урсу Д. П. Методологические проблемы устной истории // Источниковедение отечественной истории. 1989. М., 1989.

  20. Хубова Д.Н. Память для забвения, забвение для памяти? // Век памяти, память века. Опыт обращения с прошлым в XX столетии. Челябинск, 2004.

  21. Шмидт С.О. "Устная история" в системе источниковедения исторических знаний // Шмидт С.О. Путь историка. - М., 1997.