Методическая разработка урока «Типы химических реакций» Белорусова Марина Вадимовна, гбоу школа №501 г. Санкт-Петербурга, учитель хи - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока по теме «Типы химических реакций» 1 102.59kb.
Рекомендации к уроку 25 Классификация химических реакций (§ 19) 1 36.29kb.
Педанова Е. Е. Методическая разработка урока по биологии. Тема урока... 1 69kb.
Типы химических реакций 1 27.78kb.
Конспект урока Цели урока: Познакомить детей с достопримечательностями г. 1 92.81kb.
«Типы химических реакций» 1 85.04kb.
Тематический план лекций по биоорганической химии № Тема лекций и их 1 19.17kb.
Урок открытия нового знания. Цели урока: Обучающие 1 81.11kb.
Урок №39 Вид урока: комбинированный. Девиз урока: «В химии все возможно». 1 63.77kb.
Тема урока: Афины при Перикле Провела: Балакина Т. Д. учитель истории... 1 121.86kb.
Конспект урока Арифметические операции в позиционных системах счисления... 1 34.91kb.
Основный оксид 10 Кислотный оксид 1 122.56kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методическая разработка урока «Типы химических реакций» Белорусова Марина Вадимовна - страница №1/1

Учебно-методическая разработка урока

«Типы химических реакций»

Белорусова Марина Вадимовна,

ГБОУ школа №501 г. Санкт-Петербурга, учитель химии
Цели урока:

Обучающие:

  • Сформировать представление о понятии «классификация химических реакций».

  • Сформировать представление о понятиях «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции замещения», «реакции обмена».

Развивающие:

  • Сформировать умения классифицировать химические реакции на реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

  • Закрепить знания, умения и навыки учащихся по составлению уравнений реакций (расстановка коэффициентов).

Воспитывающие:

  • Развитие у учащихся навыков наблюдения, логического мышления, умений делать выводы и заключения.


Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, набор пробирок, спиртовка, спички, держатель для пробирки.


Реактивы:

Бихромат аммония, раствор хлорида меди, железный гвоздь, порошки железа и серы, соляная кислота, порошок оксида меди (II).


Тип урока: изучение нового учебного материала.
Вид урока: смешанный
Ход урока:

  1. Повторение материала.

Учитель предлагает учащимся вспомнить определение понятий «химическая реакция», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций». Посмотреть видеоопыты, иллюстрирующие признаки химических реакций (слайды 3,4,5).

  1. Вводная часть:

Никакой, даже самый современный компьютер, не смог бы подсчитать число возможных химических реакций. В природе, технике, в организмах растений и животных, в лабораториях и на заводах совершается множество медленных и быстрых химических взаимодействий. От образования минералов, которое протекает миллионы лет, до ядерных реакций, которые завершаются в доли секунды.

Ржавление железа, окисление резины – примеры медленно протекающих реакций. Взрыв пороха, вспышка паров бензина в двигателе автомобиля – примеры быстро протекающих реакций.

Можно растеряться от такого огромного числа химических реакций, однако, как и сами вещества могут быть объединены по определенным признакам (например, металлы и неметаллы), так и химические реакции можно классифицировать на разные типы. Таких классификаций существует много, их мы будем изучать в ходе дальнейшего изучения химии. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одной из таких классификаций. По этой классификации реакции можно разделить на 4 типа: реакции соединения, разложения, замещения, обмена.


  1. Основная часть урока.

  1. Учитель предлагает ребятам определить, о каком типе реакций пойдет речь и показывает демонстрационный эксперимент «Вулкан» (слайд 9)

Об извержении вулканов люди знают и говорят ещё с очень древних времён, процессы, происходящие при этом, занимают умы многих учёных…

Давайте мы тоже попробуем получить «вулкан» на лабораторном столе.

Мы возьмём для реакции порошок бихромата аммония и нагреем его.

Какие признаки химической реакции Вы наблюдаете? Ребята отмечают изменение окраски, выделение света, выделение газа, увеличение объёма вещества. Учитель записывает уравнение реакции. Ребята определяют, что тип этой реакции – реакция разложения.



  1. Записать определение реакции разложения (слайд 8).

Учитель приводит еще несколько примеров реакций разложения (слайд 9).

  1. Учитель предлагает ребятам из предложенного списка реакций выбрать реакции разложения. Предлагает учащимся самим расставить коэффициенты в уравнениях реакций (см. приложение).

  2. Учитель объясняет необходимость существования реакций соединения: «Если бы в природе протекали только реакции разложения, то сложных веществ не осталось бы вовсе, а они существуют, потому, что наряду с реакциями разложения, существуют и реакции соединения».

  3. Давайте попробуем провести реакцию соединения между железом и серой.

Учитель проводит демонстрационный эксперимент: «Получение сульфида железа (II)». Какие признаки химической реакции Вы наблюдаете?

Ребята отмечают изменение окраски, выделение света. Учитель записывает уравнение реакции. Ребята определяют, что тип этой реакции – реакция соединения.



  1. Записать определение реакций соединения (слайд 6).

  2. Учитель приводит несколько примеров реакций соединения. Предлагает учащимся самим расставить коэффициенты в уравнениях реакций (слайд 7).

  3. Учитель просит ребят из предложенного списка выбрать реакции соединения

(см. приложение).

  1. Учащиеся проводят самостоятельно лабораторный опыт: «Взаимодействие раствора хлорида меди с железным гвоздем». Какие признаки химической реакции Вы наблюдаете? (слайд 11)

  2. Записать определение реакций замещения (слайд 10)

  3. Учитель приводит примеры реакций замещения (слайд 12).

  4. Демонстрационный эксперимент: «Взаимодействие оксида меди (II) c соляной кислотой». Какие признаки химической реакции Вы наблюдаете?

(слайд 13)

  1. Записать определение реакций обмена (слайд 13)

  2. Учитель приводит примеры реакций обмена (слайд 14).

  3. Посмотреть видеоопыты, описывающие условия протекания реакций обмена до конца. Учащиеся обсуждают и записывают уравнения реакций вместе с учителем ( слайд 15).

IY. Обобщение и систематизация изученного материала.

  • Используя обобщающую таблицу, учитель еще раз вспоминает с учениками изученные типы реакций. (Слайд 16)

  • Домашнее задание: (Слайд 17)

  • Учебник «Химия – 8» , О.С.Габриэлян, § 2

Приложение

Дидактический материал по теме:

“Типы химических реакций”

1) Определить тип химической реакции

I вариант



Схема химической реакции

Реакция обмена

Реакция соединения

Реакция разложения

Реакция замещения

2NO + O2 → 2NO2

М

Л

Я

Р

Zn+ 2HCl → ZnCl2 + H2

С

Б

Р

А

2H2O → 2H2 + O2

О

Г

В

Ф

2Na + S  →Na2S

Н

У

Х

В

2NaOH + H2SO4→ Na2SO4+ 2H2O

А

Л

Ы

М

2Al + 3H2SO4→ Al 2(SO4)3 + 3H2

Е

Ш

Г

З

Na2 O + H2O→2NaOH

В

Ь

К

У

2NaOH + H2SO4→ Na2SO4+ 2H2O

Е

И

Р

Ш

II вариант

Схема химической реакции

Реакция обмена

Реакция соединения

Реакция разложения

Реакция замещения

2H2O2→ 2H2О + O2

М

Г

Л

Р

2KNO3 → 2KNO2 + O2

С

Б

О

А

Fe2O3 + 3H2→ 2Fe + 3H2O

О

Р

Ы

М

BaCl2 + H2SO4→ BaSO4 + 2HCl

О

Л

В

З

2H2O + 2Na→ 2NaOH + H2

А

К

Х

Н

4Al + 3O2→2Al2O3

В

О

Ы

Ц

2Cu + O2→ 2CuO

Ф

С

Н

Ж

2NaOH + ZnCl2→Zn(ОН)2 + 2NaCl

В

Е

Р

Д