Методическая разработка контрольного урока по предмету «Слушание музыки» для учащихся 2 класса Детской хореографической школы. Тема - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка урока по геометрии и английскому языку для... 1 43.05kb.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. 1 128.8kb.
План-конспект урока музыки в 4 классе 4 четверти урок №2 Тема урока... 1 47.36kb.
Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме 1 76.82kb.
Конспект урока №46 (2) по волейболу для учащихся 7 класса Тема урока... 1 18.21kb.
Конспект урока по физической культуре для учащихся 2 класса. 1 84kb.
Поурочная схема форм и видов работ по предмету «Слушание музыки»... 1 122.36kb.
Конспект урока музыки в 5 классе по теме: " Времена года в музыке... 1 137.08kb.
План-конспект урока по предмету «Английский язык» 8 «А» класс гбоу... 1 37.78kb.
План урока экономики для учащихся 11 класса Тема урока: «Экономический... 1 113.66kb.
Конспект открытого урока по предмету «Окружающий мир» Тема урока. 1 89.15kb.
Путешествие в мир танца 1 73.61kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методическая разработка контрольного урока по предмету «Слушание музыки» для учащихся - страница №1/1

Эльмира Сагидовна Фасхутдинова

МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа», г.Набережные Челны

Методическая разработка контрольного урока по предмету «Слушание музыки» для учащихся 2 класса Детской хореографической школы.
Тема «Опера и балет»


План – конспект занятия

Тип урока: фронтальный опрос с использованием игровых технологий (элементы театрализации)

Цели:

  • оценка результатов уровня усвоения учащимися теоретического материала, сформированности умений и навыков с целью привнесения в технологию обучения тех или иных изменений.

Задачи:

  • ответить на вопросы преподавателя и композитора по теме «Опера и балет» (работа с мультимедийным оборудованием)

  • определить известных, получивших мировое признание артистов балета после просмотра видеофрагментов с их участием

  • узнать и дать определения балетным терминам, после просмотра видеофрагментов

  • развивать внимание, мышление, память

Оборудование и ТСО: мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук), телевизор, видеоаппаратура, DVD диск с записью известных российских артистов балета и балетных терминов.

Наглядный и раздаточный материал: красные и синие нотки из картона

(для самоанализа результатов деятельности)



Кадровые условия: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и учащийся 2 класса в роли композитора

Используемые приемы и методы обучения:

- словесный – опрос фронтальный, беседа

- наглядный – проектор и экран, телевизор и DVD

- практический – вопросы, выполнение заданий, устная проверка знаний

- игровой – ребенок в роли композитора

Учитель: Доброе утро, ребята. Сегодня наше занятие пройдет в форме опроса по пройденным темам. Это опера и балет.

А помогать мне сегодня будет один, очень важный человек. Это тот, кто сочиняет музыку. Кто это? Правильно, композитор!

Но он настолько важный, что приходит только тогда, когда слышит аплодисменты в его честь.

(аплодисменты детей)



Учитель: Добрый день, господин композитор!

Композитор: Добрый день, дамы и господа! Вы правы, я композитор. В моей душе всегда звучит музыка и я перекладываю ее на ноты (изобразить как пишет ноты).

Учитель: Итак, сообщаю вам, господин композитор, тема нашего занятия «Опера и балет» и все, что касается этих жанров. А вы, господин композитор, надеюсь, нам поможете и зададите несколько вопросов.

Композитор: Разумеется, это мои любимы жанры. В таком случае первый вопрос мой. Итак, первоначально этот жанр назывался drama per musica – «драма с музыкой». О чем идет речь?

(ответы учащихся)



Учитель: Что такое опера? Дайте определение и перевод этого слова.

(ответы учащихся)



Композитор: Кто делает оперу? Кто участвует в создании оперы?

(ответы учащихся)



Учитель: Друзья, посмотрите видеофрагменты и определите основные типы женских и мужских голосов.

(ответы учащихся)



Учитель: Молодцы! А теперь мы переходим к балету.

Композитор: Постойте, постойте друзья, а как же мои коллеги – композиторы? Назовите их имена, назовите их оперы!

Учитель: Ну, разумеется, как же мы могли упустить столь важный момент. Благодарим вас, господин композитор.

(ответы учащихся)



Учитель: Что такое балет? Дайте определение этому слову.

(ответы учащихся)



Композитор: Какое красивое искусство и какой титанический труд! О! Кто же они? Кто дарит нам эту красоту на сцене? Кто исполняет балет?

(ответы учащихся)



Учитель: Балет – это синтетический вид искусства. Объясните почему.

(ответы учащихся)



Учитель: А кто же является музой танца?

(ответы учащихся)



Композитор: (пишет ноты) Готово, сочинил! Надеюсь, очередной шедевр. Догадываетесь, что это?

Учитель: Я, да. А вот у ребят можно спросить.

Композитор: Итак, то, что я написал, исполняется в самом начале оперы и балета. И это слово переводится, «вступление, открытие, начало»

(ответы учащихся)



Учитель: Верно, увертюра.

Учитель: Что такое пачка и что такое пуанты? И как зовут балерину, которая впервые продемонстрировала их публике?

(ответы учащихся)



Композитор: «Музыка - душа танца». Так говорил не я, а французский балетмейстер Новер. Но я к нему присоединяюсь.

Учитель: И я кстати тоже. Ведь именно музыка определяет характер танца, создает эмоциональную атмосферу балета. Ребята, назовите все балеты, которые сочинил известный русский композитор П.И. Чайковский.

(ответы учащихся)



Учитель: Успех балета состоит из многих составляющих.

Композитор: Например, от того кто его исполняет. А потому мы вспомним, выдающихся мастеров балетного искусства в России.

Учитель: Предлагаю посмотреть видеофрагменты и назвать их имена.

(ответы учащихся)



Композитор: Ах, как отрадно видеть ребят, которые так много знают об опере и балете. Я наслышан, что вы занимаетесь танцами, друзья.

Учитель: Да- да, господин композитор, и более того, наши ребята уже знают некоторые танцевальные термины, которые им обязательно пригодятся на следующий год на уроке «Классического танца».

Композитор: Браво – браво! Дамы и господа, продемонстрируйте. Я желаю видеть это своими глазами!

Учитель: Дорогие ребята, предлагаю рассказать и показать 1. Основные позиции рук и ног,

2. Что такое плие, ронд де жамб партер, ронд де жамб анлер, батман тондю, па – де – де, па – де – труа.



Учитель: Вот как много, господин композитор, мы уже знаем о балете и опере. Благодарим Вас. Вы нам сегодня очень помогли!

Композитор: Премного благодарен за приглашение! Друзья, помните, нет ничего превыше искусства. А опера и балет – это ее лучшие проявления! Прощайте, дамы и господа, au revoir. (поклоны)

Учитель: Полагаю, композитор ждет аплодисментов. Благодарим Вас, господин композитор.

Учитель: Дорогие друзья, на этом наш урок окончен.

Ребята, прежде чем попрощаться, предлагаю сейчас, выходя из класса взять самостоятельно из этой коробочки себе нотку. Красную или синюю. Красная означает – работал на уроке активно и отвечал правильно, синяя – отвечал в целом хорошо, но были ошибки и есть над чем работать.

Предлагаю себя оценить самостоятельно и взять нотку соответствующего цвета.

А мое мнение таково: работой вы меня сегодня очень порадовали. Я вас всех благодарю. Спасибо, вы можете быть свободны.



Ответы на вопросы

  1. Первоначально этот жанр музыкально-драматического искусства назывался drama per musica - «драма с музыкой». О каком жанре идет речь?

Ответ: Опера.

  1. Дайте определение слову «Опера».

Ответ: Опера - музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра. Слово «опера» в переводе с итальянского – труд, работа.

  1. Кто участвует в создании оперы?
    Ответ:

Композитор – пишет музыку
Либреттист – сочиняет либретто, литературный текст
Дирижер – управляет симфоническим оркестром
Режиссер-постановщик – ставит действия в опере, помогает артистам понять образ героя
Художник-декоратор – разрабатывает костюмы и сценические декорации для оперы
Художник осветитель – разрабатывает свет на сцене
Исполнители – солисты, певцы, хор, оркестр, (балетная группа)


  1. Назовите 6 основных типов женских и мужских голосов

Ответ:

Женские голоса: Сопрано - самый высокий, меццо – сопрано - средний, альт - низкий.

Мужские голоса: Тенор – самый высокий, баритон – средний, бас – низкий.

  1. Великие композиторы и их знаменитые оперы
    Ответ:

В.А. Моцарт «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро».

Ж.Бизе «Кармен»

Д. Верди «Травиата»
М. Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»
М. Мусоргский «Борис Годунов»
П. Чайковский «Евгений Онегин», «Пиковая дама»


Н. Римский-Корсаков «Снегурочка»
С. Прокофьев «Война и мир» и другие.


  1. Дайте определение слову «балет»

Ответ:

Балет (от итальянского «ballo» - танцую) – это музыкальный спектакль, где основным

выразительным средством служит танец.

  1. Кто исполняет балет?

Ответ:

Балерины – солисты

Танцоры – солисты

Кордебалет – ансамбль танцовщиков и танцовщиц, исполняющих в балете, опере,

оперетте, мюзикле массовые танцевальные номера (массовые танцы)

Дирижер - руководитель оркестра

Симфонический оркестр

  1. Балет это - синтетический вид искусства. Объясните почему.

Ответ:

Потому что в создании балета участвуют следующие виды искусств -



Музыка

Литература

Хореография

Живопись

Театр и актерское мастерство

  1. Кто является по древнегреческой мифологии музой танца?

Ответ: Терпсихора.

  1. Это инструментальная пьеса, которая исполняется в самом начале оперы и балета (в переводе - «вступление, открытие, начало»)

Ответ: Увертюра

  1. Что такое па́чка и пуанты?

Ответ:

Пачка — жёсткая юбка, используемая в балете для танцовщиц. Первая пачка была

сделана в 1839 для Марии Тальони по рисунку. Стиль и форма пачки со временем

менялись.

Пуанты (от французского «кончик») - специальные балетные тапочки, в которых балерина танцует, опираясь на кончики пальцев ног. Впервые на сцену в пуантах-тапочках с жесткой пробковой прокладкой вышла 3 июля 1830 года Мария Тальони.

  1. Назовите все балеты П.И.Чайковского.

Ответ: Лебединое озеро, Щелкунчик, Спящая красавица.

  1. Выдающиеся мастера балетного искусства в России.

Ответ: Анна Павлова, Галина Уланова, Екатерина Максимова, Майя Плисецкая, Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова, Владимир Васильев, Николай Цискаридзе и другие.

  1. Балетные термины:

Плие - приседание на выворотных стопах (деми и гран плие)

Ронд де жамб партер – круговое движение ногой по полу

Ронд де жамб анлер – круговое движение ногой по воздуху

Па – де – де (Pas-de-deux) – исполнение двух танцовщиков

Па – де – труа (Pas-de-trois)– исполнение трех танцовщиков

Батман – отведение и приведение ноги в танцевальном движении.

Батман тандю - сгибание в исходную позицию и разгибание стопы скольжением по полу до

положения пуанте́ (нога, сохраняя выворотную позицию, мягко касается вытянутым носком



пола). Во время выполнения упражнения центр тяжести находится на опорной ноге.

Выполняется из I или V позиции вперед, в сторону и назад.