Место и роль самоактуализации в формировании индивидуальных компетенций личности - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Роль математического образования в формировании профессиональных... 1 52.14kb.
Роль семьи в формировании личности 1 83.68kb.
Деятельностная теория учения как основа формирования исследовательских... 1 179.01kb.
Роль литературы в формировании личности школьников 1 35.8kb.
Исследование самоактуализации личности в процессе профессионального... 1 63.29kb.
Кафедра экономики труда и управления персоналом 1 46.93kb.
Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии 1 91.51kb.
Истоки изучения самоактуализации 1 147.92kb.
«Роль диалога на уроке истории в формировании коммуникативной компетенции... 2 480.85kb.
Роль развития мелкой моторики в формировании личностных качеств первоклассников 1 62.51kb.
I. роль пищевых веществ в формировании качества продукции общественного... 1 93.26kb.
Самоактуализация 1 18.84kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Место и роль самоактуализации в формировании индивидуальных компетенций личности - страница №1/1

УДК 159.923

МЕСТО И РОЛЬ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЧНОСТИ
Маркелов Владимир Иванович, аспирант, admin@rgutis.net,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва



In the article the concept competence is analysed as one of the aspects of the self-actualizing personality. The determination of the competence conception is given on the basis on the behavioral (personality approach) and professional (activity approach) competence. The structure of competence and its difference from knowledge, experience and skills are described.

The idea of prop on self-development and self organization is proved from positions of humanitarian psychology, and the theory of self-organization is proved from the positions of humanitarian psychology and the theory of the self-actualization which supposes the most effective usage of human forces, abilities and skills.

В статье анализируется понятие компетентность как один из аспектов самоактуализирующейся личности. Дается определение концепции компетентности исходя из поведенческих (личностный подход) и профессиональных (деятельностный подход) компетенций. Описывается структура компетенции, отличие ее от знаний, навыков и умений. С позиций гуманистической психологии и теории самоактуализации обосновывается идея опоры на саморазвитие и самоорганизацию, которая предполагает максимально эффективное использование человеком всей совокупности своих сил, способностей и умений.

Keywords: self-actualization, competences, competence, student

Ключевые слова: самоактуализация, компетенции, компетентность, студент

Сложившаяся социальная ситуация выдвигает новые, более высокие требования к профессиональной подготовке и формированию личности будущего специалиста.

Традиционно цели высшего профессионального образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Обществу нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных знаний, умений и навыков, а от других качеств, для обозначения которых применяются обобщенные понятия «компетенция» и «компетентность».

Британский психолог Дж. Равен, описывая компетенции, использует следующие характеристики, считая их главными: «готовность, стремление, способность, склонность». Он вводит их не как знания, которыми должен обладать человек, не как умения и навыки, которые он должен освоить (например, чтения, письма, рисования), а как компоненты, «мотивированные способности», которые относятся к разным сферам и для эффективного поведения их можно использовать в разных комбинациях. Таким образом, компетенция не является чистым образовательным результатом [8].

Уровень образования и уровень компетентности – это принципиально разные системы оценки уровня достижений. Первое позволяет оценить место человека в мире знаний и его интеллект, формирует способность встраиваться в существующее, описанное, нормированное, стандартизированное. Уровень компетентности оценивает не место человека в меняющемся мире, а его способность к изменениям, оценке собственного поведения и действий.

Так, студенты прошедшие предметную подготовку, организованную в лекционных формах, способны к воспроизводству знаний. А освоение основ профессиональной деятельности происходит с использованием новых образовательных технологий (тренажеров, тренингов, деловых игр и т.п.).

Успешность студента, включенного в реальные работы, зависит от того, как он сможет самоорганизовáться, выделить способы и навыки, которые необходимы для данной деятельности и организовать собственные компетенции для эффективного поведения или осуществления данной деятельности.

Впервые концепция компетенции была изложена Р. Бояцисом в 1982 году [1, 5]. В его исследованиях отмечалось, что нет какого-то одного определяющего фактора, отличающего успешных специалистов от менее успешных, а существует целый набор таких факторов, включающих в себя: личностные качества, мотивы, опыт и поведенческие характеристики специалиста. Он определил компетенцию как сумму способностей, которыми обладает конкретная личность, направляющая её поведение на соответствие требованиям работы и достижение желаемых результатов.

Несмотря на возрастающую популярность использования термина «компетенция», все еще нет его общепринятого определения. Исследователей беспокоит вопрос, почему так трудно дать определение этому понятию. Ответ на него может лежать в области семантики. Понятие компетенция относится к символическим образам, которые не несут в себе соотнесенности к реально существующим объектам, стоящими за ними, в отличие от аналоговых образов, например, «дерево» или «рыба». За значением слова «компетенция» не стоит никаких конкретных примеров или образов. Указать на компетенцию невозможно, так как сама по себе она ничто. Есть только непрямые указания, в которых понятие компетенция связано с конкретными личностями.

Л.Ш. Каримова [3] проведя контент-анализ понятия «компетенция» в работах зарубежных ученых, отмечает, что существует несколько различных подходов к определению понятия «компетенция».

Американский подход направлен на выявление поведенческих характеристик компетенции, и основной вопрос, решаемый в его рамках, звучит так: какие личностные черты определяют успешные действия? Большая часть работ в США была сконцентрирована на определении компетенций, присущих работникам, добившимся наивысшей эффективности. Целью являлось выявление их компетенций, а также отбор, тренинг или иное развитие других людей для того, чтобы помочь им овладеть моделью поведения лучших исполнителей.

Англичане в своем определении сосредоточиваются не на личностных характеристиках, а на свойствах самой деятельности. Главный вопрос, решаемый в этом направлении, – каковы те основные, базовые элементы деятельности, выполнение которых является критерием достижения результата, удовлетворяющего заданным требованиям. В Великобритании компетенции применялись при разработке стандартов для основных профессиональных групп. Обобщая, можно сказать, что английская школа компетенций направлена на изучение характеристик деятельности и их выполнении, тогда как американская концентрируется на людях, которые эту деятельность выполняют. Противопоставление американской и английской школ также известно как компетенции против компетентности, процесс против результата и поведенческие компетенции против профессиональных.

По нашему мнению, противопоставление американского и английского подходов в изучении компетенций носит искусственный характер. Это разные аспекты одного процесса – компетентностного подхода к подготовке высококлассного специалиста, который должны совместно осуществлять педагогика (знания, навыки и умения) и психология (личностные качества).

Исходя из этого, компетенции − это совокупность знаний, умений, навыков при условии их активного использования и профессионально-важных качеств личности, набор которых определяется характером выполнения определенной работы.

Компетенция тесно связана с условиями ее реализации. Она мобилизует знания, умения и навыки в конкретном виде деятельности. Компетенция − это проявление умения, общая способность, которая основывается на знаниях и навыках, приобретенных в процессе обучения, обнаружить наиболее эффективный путь для решения проблемы, умение правильно действовать как в стандартной, так и в нештатной ситуации. Компетенции − это реализация знаний в виде осознанной деятельности в разных ситуациях при решении различного рода задач [3, с. 70].

Мы считаем, что центральной проблемой развития человека в настоящее время считается формирование необходимого набора компетенций. Сегодня ее пытаются решить педагогика и практическая психология через систему образования.

Гуманистическая психология и теория самоактуализации исходят из положений о том, что концепция развития человека основывается на идее опоры на саморазвитие и самоорганизацию, предполагает максимально эффективное использование человеком всей совокупности своих сил, способностей, навыков для самосовершенствования, развития своей социальной и индивидуальной компетентности, максимально возможное использование своего потенциала на благо общества и самого себя.

Концепция самоактуализации предполагает наличие у человека «самости» (человеческого потенциала), которая нуждается в «актуализации» (раскрытии, осуществлении) путем определенного вида работы над собой в процессе общественно значимой деятельности.

Для формирования ключевых компетенций наиболее важными являются пять основных потенциалов, которыми должна владеть личность:

1) познавательный – характеризуется психологическими качествами, способствующими высокому уровню когнитивной деятельности человека, объемом и качеством информации, которой владеет личность;

2) морально-нравственный – характеризуется наличием нравственно-этических норм, ценностей, устремлений, эмоционально-волевыми и интеллектуальными качествами;

3) творческийопределяется креативностью, комплексом умений и навыков, мерой их реализации в определенной сфере деятельности или общения;

4) коммуникативный – оценивается степенью общительности, характером и прочностью устанавливаемых контактов;

5) эстетический – характеризуется уровнем и интенсивностью художественных потребностей и тем, как они удовлетворяются.

Важным компонентом в структуре потенциалов являются психологические качества личности: когнитивность, интеллект, эмоционально-волевые механизмы, креативность, общительность, без развития которых формирование компетенций будет в значительной степени затруднено или невозможно. По нашему мнению, один из возможных путей реализации человеческого потенциала – самоактуализация личности.

Самоактуализация человека предполагает приобретение им компетенций, которые позволяют эффективно решать различные задачи повседневной жизни, в профессиональной, учебной и общественной деятельности. Высший уровень компетентности предполагает высокий уровень инициативы. Без личной заинтересованности и высокой мотивации компетентность не проявляется, что не позволяет человеку достичь оптимального результата в решении проблем и задач в определенном виде деятельности.

Профессиональная компетентность предполагает выполнение следующих условий:

- быть готовым в условиях личной конкуренции к совместной деятельности в группе;

- уметь сочетать личные и общие интересы в группе, подавлять свои интересы для достижения общего успеха;

- быть способным к продуктивной деятельности в условиях цейтнота и внешнего прессинга;

- быть готовым нести ответственность за свои действия по внедрению в жизнь своих решений.

Развитая компетентность предполагает высокий уровень самооценки, независимость от внешних влияний. По мнению Л. Первина, люди с высоким уровнем компетентности способны устанавливать собственные стандарты и цели, а не просто реагировать на требования среды, благодаря этому у них возможна саморегуляция деятельности [6, с. 455].

Самоактуализация студента происходит главным образом в образовательной среде, где возможны самые различные ситуации, в каждой из них он сталкивается с определенными проблемами, которые являются вызовами для него как личности и субъекта. Если человек принимает вызовы и эффективно решает проблемы, то он совершенствуется, развивается. У него появляется уверенность в собственных силах, и он выбирает более трудные, но соответствующие его потенциалу и уровню компетентности проблемы. Уклоняясь от вызовов, уходя от решения проблем или выбирая те, которые неадекватны его возможностям, человек, как правило, терпит поражения, попадает в стрессовые ситуации. Все это неизбежно порождает проблемы психосоматического характера, которые он будет вынужден решать. Все это подрывает уверенность человека в своих возможностях, отрицательно влияет на самостоятельность в принятии решений, а в случае неблагоприятного развития событий, потребует психологической или даже медицинской помощи.

Работая над собой в направлении развития и роста, человек самоактуализируется. По А. Маслоу, те способности, которые не используются, не применяются, не развиваются, постепенно угасают и безвозвратно теряются [4].

Именно поэтому сегодня возрастает значение системы образования, в условиях которой происходят наиболее важные события для процесса развития каждого человека. По нашему мнению, образовательная среда должна способствовать процессу самоактуализации и тем самым формированию индивидуальных и профессиональных компетенций.

Навыки, способствующие использованию приобретенных компетенций в ситуациях, не сходных с теми, для которых они предназначались, и способность к самообразованию часто считаются необходимыми для успешного перехода от учебы к профессиональной деятельности [10]. В связи с этим американские ученые Bowden и Marton предлагают в случаях, когда не известны обстоятельства и ситуации, с какими могут столкнуться студенты в будущей профессиональной деятельности, их необходимо учить тому, что они могут применить в любых ситуациях [9].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что если представления о развитии связываются с продвижением и приближением к какой-то цели, то средствами науки эту главную цель и промежуточные задачи можно обозначить только условно, с определенной долей вероятности. Отсюда следует вывод о необходимости воспитания особой, главной для человека компетентности, заключающейся в переходе с определенного момента жизни к саморазвитию и самоорганизации своей активности, деятельности, принятию на себя ответственности за свою жизнь и жизнь ближних [2].

В связи с этим в настоящее время концепция самоактуализации – это концепция развития человека и общества, основывающаяся на идее максимально возможной опоры на саморазвитие и самоорганизацию, предполагающая максимально эффективное использование человеком всей совокупности своих сил, способностей, умений и иных ресурсов (самости, потенциалов).

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы. 1. В настоящее время нет общепринятого определения термина «компетенция» и, исходя из семантики этого понятия, единственное и абсолютно истинное определение не будет найдено. Содержание и наполнение понятия «компетенция» зависит от контекста, в котором оно используется, цели его использования и позиции исследователей, применяющих его.

2. Следует различать определения «компетенция» и «компетентность». Компетенция — это комплекс поведенческих характеристик, необходимых работнику для успешного выполнения той или иной деятельности или каких-либо функций. Компетенция проявляется в поведении человека стабильно и регулярно в виде определенных действий, поступков. Компетентность отражает некий итог, свидетельствующий об эффективности работы специалиста в данной должности, его способности выполнять поставленные задачи.

3. Главным социально значимым результатом самоактуализации человека является приобретение им компетентности, заключающейся в переходе с определенного момента жизни к саморазвитию и самоорганизации своей активности, деятельности, принятию на себя ответственности за свою жизнь и жизнь ближних.

4. Принимая вызовы социума и решая проблемы, возникающие в процессе учебной деятельности, соответствующие его потенциалу и уровню компетентности, студент совершенствуется, развивается как личность и укрепляет уверенность в своих силах. Уклоняясь от вызовов и уходя от решения возникающих проблем, человек постепенно деградирует: те способности, которые не используются, не применяются, постепенно угасают и безвозвратно теряются.



Литература

  1. Бояцис Ричард. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. Пер. с англ. М.: ГИППО, 2008. 352 с.

  2. Вахромов Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека // Современные проблемы смысла жизни и акме. М.: ПИРАО, 2002. C. 147−164.

  3. Каримова Л.Ш. Контент-анализ понятия «компетенция» в работах зарубежных и отечественных ученых. // Ученые записки/ Науч.ред. К.Н. Пономарёв; Инст. соц. и гуманит. зн-ий. – Казань: Изд-во «Юниверсум», 2009. 311 с. С. 66−71.

  4. Маслоу А. Самоактуализация.// Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. 288 с. С. 108−117.

  5. Одегов Ю.Г., Никонова Т.В., Безделов Д.А. Банковский менеджмент: управление персоналом. Учебное пособие. М.: Изд-во «Экзамен», 2005. 448 с.

  6. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/ Пер. с англ. М. С. Жамкочьян / Под ред. В. С. Магуна. М.: Аспект Пресс, 2001. 607 с.

  7. Петровский В. А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010. 560 с.

  8. Равен Джон. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация». М., «Когито-Центр», 2002. 396 с.

  9. Bowden, J., &Marton, F. The university of learning: beyond quality and competence in higher education. London: Kogan Page. 1998.

  10. Everwijn, S.E.M. Het hoe, wat en waarom van competentiegerichtonderwijs [The how, what and why of competence based education]. In K. Schlusmans, R. Slotman, C. Nagtegaal, & G. Kinkhorst (Eds.), Competentiegerichteleeromgevingen [Competence based learning environments]. 1999. (63-78). Utrecht: Lemma.