Место человека в природе Царь ли природы человек? - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Место человека в природе Царь ли природы человек? - страница №1/1

Урок учителя истории и обществознания

I квалификационной категории МОУ СОШ №30

Шкода Людмилы Евгеньевны



Тема урока: Место человека в природе – Царь ли природы человек?

Вид урока: урок изучения нового материала.

Тип урока: урок конструирования познавательного конфликта.

Форма проведения урока: организация индивидуально - групповой деятельности учащихся.

Цель урока:

Определить место человека в природе, выделить основные положения философских представлений о роли и месте человека в природе.



Задачи:

  1. Объяснить взаимосвязь человека и природы, иллюстрируя это конкретными примерами.

  2. Продолжить развитие у учащихся умений синтезировать и анализировать, обобщать и делать выводы – таким образом развивать у них основные составляющие логического, продуктивного мышления.

  3. Продолжить формирование экологической культуры учащихся.

Формы организации деятельности учащихся:

    • индивидуальная;

    • фронтальная;

    • групповая.

Оборудование урока:

  • учебник;

  • лекция «Философы и мыслители о месте и роли человека в природе».

  • Инструкционные карты «Правила ведения дискуссии».

  • Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание» 8-9 классы под ред. Л.Н.Боголюбова.


I.Мотивация учебной деятельности учащихся - лейтмотив урока – ролевая сценка «Спор природы с человеком».

Человек: Я, Человек, имеющий разум, умеющий мыслить, могу всё: читать книги и даже писать их, строить дома, производить машины и управлять ими, вырабатывать электроэнергию и многое другое.

Природа: Хорошо, мой почтенный Человек, я признаю твой ум. Ты многое умеешь, и написал много книг. Но позволь с тобой поспорить. Вот ты читаешь, познаёшь тайны. А какую книгу ты читаешь? Не книгу ли Природы? А что познаёшь? Не премудрости ли Природы?

Человек: Согласен. Я познаю премудрости Природы. Так ведь я сам их открываю.

Природа: Ну да, ты их открываешь, а я, Природа, их устанавливаю. Твой разум не может вместить всего того, что сокрыто во мне, в Природе. Ты только можешь увидеть и убедиться, что всё здесь правильно, красиво, премудро и разумно.

Человек: Вот – вот, именно разумно, а разум есть только у человека. Его нет ни у камней, ни у птиц и зверей, ни у кого милостивая Природа.

Природа: Это вы люди, так считаете, что птицы, звери, растения не имеют разум.

А давайте и мы с вами ребята, попытаемся сегодня выяснить - кто же прав человек или Природа.



II. Основная часть урока:

1.Исторический экскурс – взаимоотношения человека и природы глазами представителей различных эпох и учений. Мысли о том, какое место занимает человек в природе, интересовало людей с давних пор. Ещё древние китайцы располагали все живые существа в виде лестницы:

Античные философы высказывали мысль о единстве человека и природы. В эпоху Возрождения на первое место выходит человек. Человек ставится в центр Вселенной и выступает как творец самого себя. Это не просто природное существо, но господин Природы. В эпоху Нового времени Природа перед наукой и техникой выступает главным образом как технический материал труда, объект производственной эксплуатации.

В России XIX века возникает течение русского космизма (представители И.Киреевский, В.Соловьёв, Л.Толстой, Ф.Достоевский). Основные черты данного направления:


  • человек – основная часть природы;

  • человека и природу не надо противопоставлять, а рассматривать в единстве;

  • человек и всё что его окружает – это части Целого;

  • ответственность разума перед Природой.

Сегодня природа поставщик, а человек заказчик. В XX век появляется новое учение, учение о ноосфере. Впервые термин ноосфера (сфера разума) был использован в 1927 году Э.Леруа. Но особо этот вопрос был исследован русским учёным В.Вернадским. Под ноосферой понимают область планеты, охваченную активностью человека, его разумной деятельностью. Вернадским были выделены три важнейших закона:

  • закон взаимообусловленности развития отдельных элементов геосферы;

  • закон возрастающего воздействия человека на природную среду;

  • закон возрастающей зависимости общества от природной среды.

2.Постановка учебной задачи урока. Давайте же и мы поразмышляем, как и философы разных эпох над проблемой – Царь ли Природы Человек?

3. Конструирование познавательного конфликта.

Этап первый – возникновение познавательного конфликта. Существует две противоположные точки зрения на проблему взаимодействия человека и природы:

1 точка зрения 2 точка зрения

«Человек – царь природы» «Человек – звено в долгой цепи эволюции»

Этап второй – определение источников получения информации и подготовка сообщения с помощью метода заданных альтернатив. Организация работы в малых группах по предложенным заданиям (распределение социальных ролей в группе: докладчик, спорщик, конструктивный критик, измеритель температуры).

Задания для организации групповой деятельности:

Группа 1 – на основе текста учебника аргументируйте позицию «Человек царь природы».

Группа 2 – на основе текста учебника аргументируйте позицию «Человек – звено в долгой цепи эволюции».

Группа 3 – выделите общее в двух противоположных точках зрения «Человек – царь Природы» и «Человек – звено в долгой цепи эволюции».



Этап третий – представление и защита своей точки зрения (учащиеся выступают с сообщениями, аргументируя свою точку зрения).

Этап четвёртый – организация дискуссии по теме урока.

Правила проведения дискуссии:

  • критикуй не оппонентов, а идеи;

  • вовлечение всех учащихся в дискуссию;

  • каждый имеет право высказывать свою точку зрения;

  • обсуждению подлежат все позиции;

  • обязательное подведение промежуточных и конечных результатов дискуссии.

4. Этап закрепления – организация групповой деятельности учащихся по созданию собственной лестницы эволюционного развития.

5. Рефлексия в форме методического приёма «Шляпа мышлений».

Выразите своё отношение к теме сегодняшнего урока в нетрадиционной форме. Представьте, что вы надели шляпу, но не простую, а определённого цвета:

Белая шляпа - нейтральная информация.

Чёрная шляпа – аргументы против.

Жёлтая шляпа – прогноз.

Синяя шляпа – размышление.

Зелёная шляпа – поиск, изобретение.

Красная шляпа – эмоции, чувства.



III. Домашнее задание:

Параграф 8, подготовить сообщения об экологических катастрофах XX века.