Международный научный инновационно-экспериментальный проект постдипломного обучения по музыкальной терапии и музыкальной психологии - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Международный научный инновационно-экспериментальный проект постдипломного обучения - страница №1/5

Международный научный инновационно-экспериментальный проект постдипломного обучения по музыкальной терапии и музыкальной психологии (2008-2009 гг.)
Логинова В.А.,

кандидат искусствоведения, проректор по научной работе и международным связям, профессор, заведующая кафедрой истории и теории музыки Оренбургского государственного института искусств

им. Л. и М. Ростроповичей
Возможность слышать и чувствовать

(план и реализация международного научного инновационно-экспериментального проекта постдипломного обучения

по музыкальной терапии и музыкальной психологии)
Оренбургский государственный институт искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей активно осуществляет деятельность, направленную на развитие и укрепление международных связей в области научной, творческой и социально-культурной сфер. Особым событием стал международный научный инновационно-экспериментальный проект постдипломного обучения по музыкальной терапии и музыкальной психологии. Большая заслуга в его организации и успешном осуществлении принадлежит ректору института, заслуженному деятелю искусств России, доктору искусствоведения, профессору Борису Порфирьевичу Хавторину. Благодаря его деятельной поддержке инициативы доцента, заведующей кафедрой камерного ансамбля и концертмейстерского мастерства Татьяны Борисовны Резницкой, бессменной переводчицы, в феврале - марте 2007 года, состоялся первый визит в Оренбург директора Института музыкальной терапии Высшей школы музыки и театра г. Гамбурга (Германия), доктора арт-терапии, профессора Ганса-Гельмута Декера-Фойгта. Он провел двухнедельные открытые лекции и семинары-практикумы по музыкальной терапии и музыкальной психологии. В числе первых участников (около 30 человек) были врачи, психотерапевты, психологи, педагоги, студенты вузов, корреспонденты СМИ и даже военные. Организационную помощь в размещении Ганса-Гельмута Декера-Фойгта в гостинице, предоставлении аудитории для лекций оказали Оренбургский благотворительный фонд «Евразия» (президент фонда – И.В.Храмов) и ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза» (директор – В.Н.Канюков). Новое для России направление – музыкальная терапия (шире – арт-терапия) и музыкальная психология – вызвало значительный интерес, и между Оренбургским и Гамбургским институтами было подписано предварительное Соглашение о сотрудничестве.

Позже, в октябре 2007 года, состоялся официальный визит ректора Оренбургского института искусств Б.П. Хавторина в г. Гамбург по приглашению президента Высшей школы музыки и театра Элмара Лампсона. В программе «Дней ОГИИ в Гамбурге» были многочисленные встречи с руководством Гамбургского вуза, Клиники Гут Винебюттелъ г. Люнебурга, «Русский вечер», на котором присутствовали представители научных и общественных кругов Гамбурга, посол России в Германии, русские студенты. В рамках установления научно-творческого сотрудничества 9 октября 2007 года был подписан Договор о совместной деятельности между Оренбургским государственным институтом искусств и Институтом музыкальной терапии Гамбургской Высшей школы музыки и театра для реализации двухгодичного научного инновационно-экспериментального проекта постдипломного обучения по музыкальной терапии и музыкальной психологии (2008-2009гг.).1

Руководство данным проектом осуществлял один из основателей научного подхода в современной музыкальной терапии Германии, директор Института музыкальной терапии Высшей школы музыки и театра г. Гамбурга, Президент Академии постдипломного обучения по музыкальной терапии Фонда Герберта фон Караяна в Берлине, доктор музыковедения и психологических наук, профессор Ганс-Гельмут Декер-Фойгт, который является соучредителем и членом правления Европейского института для обучающихся без отрыва от производства (г. Лёйк, Швейцария), почетным профессором Университетов городов: Тайпи (Тайвань), Будапешта (Венгрия), Таллина (Эстония) и Оренбургского государственного института искусств. Автор многочисленных научно-исследовательских и художественных книг, Ганс-Гельмут Декер-Фойгт более тридцати лет ведет активную писательскую и журналистскую деятельность, выпускает периодические издания: «Терапия и воспитание при помощи музыки» (серия книг с 1975 года), «Музыка и коммуникация» (серия книг с 1987 года), «Энергон. Музыка и здоровый образ жизни» (серия книг с приложением на компакт-дисках для людей с различными заболеваниями), «Музыка в терапии и медицине»; является одним из основателей Союза писателей и Общества музыкальных терапевтов Германии.

В России подобный проект был реализован впервые. Цель его - развитие музыкальной терапии как инновационного и перспективного научного направления и её практическое использование в решении социальных, прежде всего, и культурных проблем Оренбургской области. Проект, безусловно, способствовал укреплению российско-немецких отношений и интеграции европейской модульной модели высшего образования в рамках Болонского соглашения. Паритетное участие в реализации проекта принимали Областной психотерапевтический центр Оренбургской областной клинической психиатрической больницы №2 и Лечебно-профилактический Центр Клиники Гут Винебюттелъ г. Люнебурга, которые предоставляли клиническую базу для практического применения полученных знаний и обмена накопленным опытом. Весомый финансовый вклад в реализацию проекта внесла Немецкая Служба Академических Обменов - DAAD (г. Бонн). Патронат и финансовая поддержка осуществлялась министерством культуры, общественных и внешних связей, а также министерством здравоохранения и социального развития Оренбургской области. Проект был включен в областную целевую программу «Культура Оренбуржья на 2008-2010 годы». В ходе реализации проекта при содействии Оренбургского благотворительного фонда «Евразия» в Оренбург немецкая сторона безвозмездно направила уникальные музыкальные инструменты, предназначенные для музыкальной терапии, общей стоимостью около 20000 евро, которые успешно используются в Оренбургской областной клинической психиатрической больнице №2, Областном психотерапевтическом центре. Большую помощь в предоставлении аудиторий для открытых лекций оказала администрация Оренбургской областной универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской, в частности, работники отдела искусств.

Успешной реализации проекта способствовало объединение научных, творческих и организационных усилий многих людей и организаций. Руководитель проекта, ректор института Борис Хавторин возглавил оргкомитет; сопредседателем стал начальник управления развития культуры и образовательной политики в сфере искусства министерства культуры, общественных и внешних связей Орен­бург­ской области Виктор Васильевич Батеженко, научными руководителями – профессор Ганс-Гельмут Декер-Фойгт и кандидат искусствоведения, проректор по научной работе и международным связям, заведующая кафедрой истории и теории музыки института искусств, профессор Валентина Логи­нова.

Участниками проекта стали 19 человек - врачи, психологи, социальные педагоги, психотерапевты, музыканты. Программа двухгодичного курса постдип­ломного обучения по музыкальной терапии и музыкальной психологии включала прове­де­ние 6 сессий двухнедельных циклов лекций и семинаров-практикумов, которые прошли успешно и плодотворно:

1 сессия – 25 февраля - 9 марта 2008 года;

2 сессия – 7-20 июня 2008 года;

3 сессия – 11-24 ноября 2008 года;

4 сессия – 23 февраля - 8 марта 2009 года;

5 сессия – 7-18 сентября 2009 года;

6 сессия – 13-29 ноября 2009 года.

Общий объем курса - 440 часов, из них: 360 часов - музыкальная терапия и музыкаль­ная психология (Г.-Г. Декер-Фойгт); 30 часов - основы медицины и пси­хологии (дисциплины: супервизия, групповая музыкальная терапия, основы медицины, психоанализ как теория культуры, психоанализ – клинический семинар, психопатология возрастных групп, теория нарциссцизма) курсантам читали ведущие специалисты Областного психотерапевтического центра Оренбургской областной клинической психиатрической больницы №2 Сергей Михайлович Бабин и Татьяна Владимировна Шувалова; 50 часов - музы­кальные дисциплины (элементарная теория музыки и сольфеджио – основы музыкальной грамоты, фортепиано, игра на ударных инструментах, импровизация, ритмика и движение, работа с литературными источниками) вели преподаватели Оренбургского госу­дарст­венного института искусств: В.А. Логинова, Т.Б. Резницкая, Д.А. Ваганов, И.А. Калашникова.

Программа каждой сессии была насыщенна и отличалась особенностями организации и проведения, целями и задачами, но все запланированные сессии прошли на высоком научно-методическом и организационном уровне, включая, кроме лекций и семинаров-практикумов, обширную и разнообразную культурную программу – посещение театров, музеев, выставок, концертов, библиотек, экскурсии по городу, загородные поездки, в том числе в Саракташскую Обитель Милосердия, село Черный Отрог и многое другое. Особенно сблизили всех участников проекта неформальные встречи, открытое и дружеское общение на русском, немецком и английском языках, порой в их сочетании.

На пресс-конференции по итогам первой сессии (пресс-конференции были традиционными в конце каждой сессии) Г.-Г. Декер-Фойгт поделился с корреспондентами СМИ своими искренними и радостными впечатлениями о начальном этапе проекта. Он признался, что ему полюбился Оренбург с его белыми снегами и профессиональными, добро­желательными людьми, высказал признательность своим коллегам и помощникам и уверенность, что резуль­таты будут отличные, так как он приятно был удивлён работоспособностью своих слушателей, и ещё более тем, что они выражают удовлетворение от предельных нагрузок. Разумеется, во всём и всем помогала увлечённость делом, ведь музыка - врачующее искус­ство, она выражает то, что иначе быть выра­жено не может. Даже в самом дружеском общении каждый говорит своё, и только музицировать можно вместе.

Новым явлением в практике института искусств стал обмен не только делегациями, но и студентами. Так, весной 2009 года, в 4-ой сессии приняли активное участие четыре студента Высшей школы музыки и театра г. Гамбурга, впервые приехавшие в Россию: Инга Хюбген, Ангелика Штёр, Йетте Шнее, Кристофер Либих. С русскими студентами обнаружилось много общего – интерес к жизни, потребность в новых впечатлениях, открытость, стремление и заинтересованность в общении. Конечно, немного мешал языковой барьер, но музыка помогла преодолевать его, и словами одного из участников проекта Вячеслава Пономаренко: «Мы – на одной волне!», - можно выразить единодушное мнение.

Если человек талантлив, то он талантлив во всем. В течение двух лет оренбуржцы (врачи, педагоги, музыканты) постигают азы музыкотерапии на лекциях Ганса-Гедьмута Декера-Фойгта. 21 ноября 2008 года все присутствующие в Оренбургской областной научной универсальной библиотеке им. Н.К.Крупской имели возможность открыть для себя новые грани таланта этого выдающегося человека и познакомиться с его литературным творчеством. В переполненном читальном зале библиотеки состоялась презентация книг рассказов и новелл Г.-Г. Декера-Фойгта, организованная совместно с Оренбургским благо­творительным фондом «Евразия» и институтом искусств. Представленные книги, выпущенные в издательстве «Драхен ферлаг» в 2008 году, посвящены разным темам:

1. - «Du muss zuruecktreten, Junge» («Ты должен сдаться, парень!») Автобиографические повести и рассказы. 2. – «Selbstmord des Rufmoerders» («Самоубийство клеветника»). Рассказ. Тонкий психологический портрет человека, вынужденного противостоять неуправляемой машине преследо­вания, развернутого против него в интернете. 3. – «Als Tante Tea einmal weinte» («Как тетя Теа однажды расплакалась»). Необычные домашние истории, повествующие об истории его семьи, о соседях и близких людях.

Презентация книг Г.-Г. Декера-Фойгта в Орен­бурге состоялась на неделю раньше, чем в Германии. Присутствующие смогли насладиться замечатель­ной немецкой прозой, звучавшей как на языке оригинала, так и в русском переводе Игоря Хра­мова, позволяющей ощутить глубину проникно­вения автора в душевный, психологический мир своих героев, и его умение осмысливать судьбу конкретного человека в ее взаимосвязи с гло­бальными историческими событиями.

В свой первый приезд в Оренбург в 2007 году Ганс-Гельмут Декер-Фойгт подарил Оренбургской областной библиотеке семь книг, среди которых была как специальная музыкально-терапевтическая литература, так и небольшие рассказы. На этот раз её фонд пополнился велико­лепной художественной прозой известного совре­менного немецкого писателя, книги которого переве­дены на 11 языков мира. В Оренбург книги, которые лишь несколько недель ранее были отпечатаны в типографии, были доставлены экспресс-почтой специально к презентации. По 12 экземпляров каждой книги получили студенты оренбургских вузов – представители филологического факульте­та ОГУ, факультета иностранных языков ОГПУ, ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, а также немец­кий зал областной библиотеки. Теперь студенты, изучающие немецкий язык в оренбургских вузах, имеют возможность ближе познакомиться с творчеством современного немецкого писателя.

Необычно началась презентация. В качестве музыкального приношения прозвучали произведе­ния А. Вивальди, Г. Генделя, Л. Бетховена в испол­не­нии Хора мальчиков Специальной детской музыкальной школы Оренбургского института искусств. Художественный руководитель и дири­жер коллектива, первый проректор института искусств Юрий Вязьмин поздравил виновника торжества со знаменательным событием и, в свою очередь, вручил свой хоровой сборник «…И радост­но поет мальчишек хор…». Ганс-Гельмут Декер-Фойгт поделился своими воспоминаниями о том, как мальчишкой он также пел в хоре. Господин профессор поблагодарил каждого хориста почтительным рукопожатием.

Все три новые книги немецкого доктора и писателя, достав­ленные в Оренбург, в той или иной степени связаны с личной жизнью автора, историей его семьи, вплетенной в сложные исторические события прошлого столетия. Особенно поражает затронутая тема глобальной власти Интернета в рассказе «О самоубийстве преследователя. Домогательства в интернете», этого всемогущего средства объединения челове­чества, способного в наше время превратиться в руках нечистоплотных его пользователей в страш­ное орудие безнаказанного преследования. Для оренбуржцев эти фолианты просто бесценны. Они по-новому открывают нам вехи немецкой истории, расширяют языковой запас, а также раскрывают личность Ганса-Гельмута Декера-Фойгта с еще одной стороны как человека неуспокоенного, радею­щего душой за гармонию мира и мира в нашей душе.

А те, кто посетил выставку «Звуки Зазер­калья» в областном историко-краеведческом музее, убеди­лись: музыка - не единственное врачующее из искусств. Открывая её, главный психотерапевт Оренбургской области Сергей Бабин напом­нил: это не первая встреча оренбуржцев с изобрази­тельным творчеством людей, имеющих психиат­ри­ческий опыт. Коллекция выставлялась в Москве и Санкт-Петербурге и вызвала инте­рес как с художественной стороны - некоторые работы просто красивы, так и в медицинском плане. Работы представила руководитель сту­дий­­ной группы Анна Степанова и авторы, присутствовавшие на вернисаже, Нелли Ога­нова и Вольдемар Дедов.

«Встретившись с людьми, пережившими глубокую внутреннюю драму, депрессию, я захотела познакомить их с живописными возмож­ностями красок, - сказала Анна Влади­мировна. - И увидела: люди, выплеснув на бумагу переживания, чувствуют большое облегчение. Да, собственно, это нужно каждому из нас...». Ганс-Гельмут Декер-Фойгт побла­годарил устроителей выставки, подчеркнув, что таким способом они выносят свою деятельность из клиники в общество. Нелли призналась, что на одной из выставлен­ных картин она изобра­зила самый счастливый день своей жизни, но сегодняшний ещё счастливее! Это ли не высшая оценка коллективного труда? А счастливый день продол­жался: группа курсан­тов попро­­бовала озву­чить карти­ны. Это была им­про­ви­зация на темы рисун­ков, неожидан­ные и созвучные наст­роению, в них заключён­ному. Сначала «ткался» зву­ковой ковёр, затем по нему «выши­валась» мело­дия. Музы­кантов горячо при­вет­ствовали и ху­дожники, и зрители. Меж­дународный экспери­менталь­ный проект от сессии к сессии набирал силу и удивлял новыми идеями и формами – отмечала Е.А. Павлова (корреспондент газеты «Вечерний Оренбург»).

26 ноября 2009 года на торжественной церемонии закрытия проекта, по окончании обучения, 16 участников проекта, успешно сдавших экзамены по теоретической части и продемонстрировавших практическую работу с пациентами, получили Сертификаты Института музыкальной терапии Высшей школы музыки и театра г. Гамбурга, подписанные Гансом-Гельмутом Декером-Фойгтом и Борисом Порфирьевичем Хавториным. Счастливыми обладателями сертификатов стали: Асмоловская Ольга Евгеньевна, Бабин Сергей Михайлович, Белякова Елена Викторовна, Богомаз Анастасия Андреевна, Буева Наталья Юрьевна, Глазьева Маргарита Алексеевна, Искандеров Марат Наильевич, Заподобникова Маргарита Владимировна, Калиман Наталья Адамовна, Кузнецова Ольга Ивановна, Молчанова Ольга Викторовна, Петайкина Александра Павловна, Пономаренко Вячеслав Николаевич, Резницкая Татьяна Борисовна, Ряховская Влада Игоревна, Шувалова Татьяна Владимировна.

Значительный вклад в успешную реализацию международного проекта внёс доктор музыковедения и психологических наук, профессор Ганс-Гельмут Декер-Фойгт. Он смог влюбить в себя каждого, кто с ним имел счастье общаться, слушать лекции, работать на семинарах. Удивительно сильный духом, мужественный и доброжелательный человек, интересный и оригинально мыслящий писатель, тонкий психолог и выдающийся учёный, пропагандирующий музыкальную терапию во многих странах мира. На торжественной церемонии закрытия проекта Гансу-Гельмуту Декеру-Фойгту был вручен диплом «Почетного доктора Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей» (решение Учёного совета ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М, Ростроповичей» от 05.10.2009г., диплом серии ОИ, № 001) за укрепление научных контактов между Высшей школой музыки и театра г. Гамбурга (Германия) и Оренбургским государственным институтом искусств им. Л. и М. Ростроповичей (Россия); содействие распространению в России мировых инновационных достижений в области науки и образования; укрепление имиджа Оренбургского института искусств в европейском научно-образовательном сообществе.

В настоящее время по музыкальной терапии в России пока недостаточно учебной литературы на русском языке, тем более отрадно осуществление перевода с немецкого языка на русский учебника по музыкальной терапии и музыкальной психологии, вышедшего в Германии в 2008 году в издательстве «Reinhardt Verlag» (авторы: Г.-Г. Декер-Фойгт, Д. Оберэгельсбахер, Т. Тиммерманн; изд-во: УТБ, Рейнхардт; перевод Т.Б. Резницкой, редакторы: С.М. Бабин, В.А. Логинова) и его издание как научно-методического итога проекта. Издание русскоязычного учебника ведущих европейских ученых по данной специальности позволит систематизировать уже имеющиеся знания и явится серьёзным подспорьем не только для участников данного проекта, но и для всех профессионалов, работающих в области музыкальной терапии и музыкальной психологии, а также для всех интересующихся данным направлением.

Международ­ный проект получил широкое освещение в средствах массовой информации – в теле- и радиопрограммах, газетах и журналах. По мнению главного психотерапевта Оренбургской области, доктора медицинских наук, заведующего Областного психотерапевтического центра Оренбургской областной клинической психиатрической больницы №2 Сергея Михайловича Бабина, специалисты музыкальной терапии будут обязательно востребованы. Результаты новой методики в сочетании с медикаментозным лечением есть, они опубликованы, всё чаще обсуждаются на конференциях разного уровня. Программа возникла не на пустом месте, так как в Оренбурге сложился и собственный опыт. Теперь планируем расширить использование музыки в лечении не только больных с психиатрическим опытом, но и людей с пограничными расстрой­ствами, а также для профилактики в работе со здоро­выми людьми.

Главным итогом проекта стала заинте­ресованность специалистов и широкой общественности механизмом влияния музыки на душу, погружённую в хаос, и получили ответы на вопросы: как для каждого пациента нахо­дится врачующая музыка, какую роль играет её ритм и динамика, как помочь человеку ощутить себя в своей жизненной концепции, и можно ли помочь тем, кто лишён возможности слышать, но может чувствовать?

Ганс-Гельмут Декер-Фойгт,

профессор, доктор, директор Института музыкальной терапии Высшей школы (университета) музыки и театра г. Гамбурга, Президент Академии Фонда Герберта фон Караяна в Кёльне,

Почетный профессор, почетный доктор Оренбургского государственного института искусств

им. Л. и М. Ростроповичей

Резницкая Т.Б.,

соискатель, доцент кафедры камерного ансамбля и концертмейстерского мастерства

Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей

(перевод текста с немецкого языка)
Предисловие к итоговым экзаменационным сообщениям

сертифицированных музыкальных терапевтов

(о курсе постдипломного обучения музыкальной терапии

в Оренбурге с марта 2007 г. по ноябрь 2009 г.)
Предыстория
В конце 90-ых годов в Токио состоялось открытие самого крупного в Японии Конгресс-центра, рассчитанного на 5000 мест. На протяжении 14-ти дней здесь проходили концерты классической музыки, поп-концерты, научные доклады и мастерские по всем общественно-значимым темам, представляющим интерес для стран как восточного, так и западного полушария.

В один из вечеров виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович играл сюиты для виолончели соло И.С. Баха, в другой вечер я рассказывал о музыкальной психотерапии. Так мы встретились в торжественной обстановке открытия «Азия-форума», мы слушали выступления друг друга, виделись в гостинице. Так я имел возможность познакомиться с одним из величайших музыкантов моего времени, а также с одним из оригинальнейших и скромнейших. Хотя Ростропович был, пожалуй, единственным музыкантом мирового уровня, о котором ходили слухи, что он может позволить себе личного телохранителя. Однако обязанности вышеуказанного заключались в охране не самого виртуоза, но его виолончели.

Впоследствии летом я получил письмо из города Оренбурга от россиянки, которая прочитала одну из моих книг по музыкальной терапии, переведенную на русский язык. Будучи преподавателем Оренбургского государственного института искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей, она хотела узнать о возможности, в качестве стипендиата Немецкой Службы Академических Обменов, поучиться один семестр в моем институте в Гамбурге, для того, чтобы в дальнейшем внедрить музыкальную терапию в Оренбурге. Этот город, как я узнал позднее, не принадлежит к вновь присоединенным Федеральным землям Германии, чьи названия мы, жители Западной Германии, едва припоминаем, или учим заново. Оренбург – это город в России, насчитывающий около миллиона жителей и расположенный буквально на пороге Азии: вдоль города протекает река Урал, над которой курсирует кабина подвесной канатной дороги. Отправляясь на ней со стороны Оренбурга, турист читает информацию, что он покидает Европу, а по прибытии на другой берег его оповещают, что он находится в Азии. И наоборот: «Прощай Азия, добро пожаловать в Европу!»

С этого момента в моей душе обосновалось триединство «Ростропович – Оренбург – музыкальная терапия», образовав научный ландшафт, составивший одну из важнейших сфер моих впечатлений и жизненного опыта.



Официальные данные

В марте 2007 года ректор Оренбургского государственного института искусств, профессор, доктор искусствоведения Б.П. Хавторин заключил со мной предварительный договор о сотрудничестве, явившийся результатом открытых выступлений и лекций, прочитанных мною в Оренбурге в качестве приглашенного профессора Немецкой Службы Академических Обменов. Данный договор предусматривал организацию первого в России курса постдипломного обучения музыкальной терапии и музыкальной психологии, осуществляемого как макетный проект Оренбургским институтом искусств совместно с моим родным вузом, Высшей школой музыки и театра (президент – профессор Элмар Лампсон), где я с 1990 года руковожу Институтом музыкальной терапии.

Предусматривалось также, что этот первый, организованный на государственном уровне, курс постдипломного обучения по столь редкой специализации, как музыкальная терапия, с российской стороны будет осуществляться совместно с Оренбургским областным психотерапевтическим центром, которым руководит психиатр и психоаналитик, профессор, доктор медицины С.М. Бабин. И поскольку речь шла о международном соглашении, то центральной фигурой в организации процесса стала ответственная за науку и международную деятельность, проректор института, профессор, кандидат искусствоведения В.А. Логинова, наряду с переводчицей, пианисткой, проявляющей при этом интерес к психологии Т.Б. Резницкой.

Оплату дорожных расходов для осуществления, рассчитанного по учебному плану на два с половиной года, обучения музыкальной терапии взяла на себя Немецкая Служба Академических Обменов в Бонне (DAAD). Оренбургский институт искусств и Оренбургский областной психотерапевтический центр поделили между собой оставшуюся часть расходов, как например, оплату письменного перевода всей документации и устного перевода лекций, учитывая, что мое пребывание в России составило в целом почти 4 месяца, распределенные при этом на 2 года основного времени обучения, а также расходы, связанные с моим содержанием, проживанием и питанием в Оренбурге. Мой труд был, так сказать, «бесплатно предоставлен» моим вузом, при условии, что мои лекционные часы в Гамбурге будут выданы в полном объеме. Так я стал почти что «почетным гастарбайтером академического уровня».

Функции официального патроната курса постдипломного обучения взял на себя тогдашний министр культуры В.В. Ренев, которому я имел возможность в личной встрече подробно описать предполагаемый к осуществлению проект (позже, с лета 2009 года, министерство культуры, общественных и внешних связей), а также министерство здравоохранения Оренбургской области.

Каковы люди, таков и учебный план

Изначально группа участников проекта состояла из 19 человек. Трое из них по разным причинам покинули группу после первого года обучения. Оставшиеся 15 участников, чьи работы представлены в данном сборнике, и моя бессменная помощница, мой куратор и переводчица Татьяна Резницкая, по основной специальности являются врачами, психотерапевтами, психологами, музыкантами. Они получили сертификаты Гамбургской Высшей школы музыки и театра по специализации «музыкальная терапия».

Такой состав группы, изучающей музыкальную терапию в рамках типичной для людей с основной специальностью формы постдипломного обучения, является типичным для той новаторской ситуации, в которой находится музыкальная терапии в России. Так это было и в других странах, где я способствовал развитию этого перспективного направления, таких как Япония, Китайская республика / Тайвань, Венгрия, Эстония. В этом проявляется типичный для музыкальной психотерапии, да и для музыки, как особого выразительного средства в целом, междисциплинарный характер и выход за рамки одного направления.

Преподаваемые мной основные дисциплины по музыкальной терапии и музыкальной психологии (психология развития, обзор методов и техник) были дополнены предметами, которые вели преподаватели Оренбургского института искусств (основы исполнительства) и сотрудники Областного психотерапевтического центра (клиническая медицина). Таким образом, «маленький, да удаленький» междисциплинарный и международный проект стал моделью, в которой, впервые в России, объединились искусство (музыка) и система здравоохранения.

Дисциплины курса были ориентированы на структуру учебного плана для государственных вузов по специальности «музыкальная терапия», предписанную Болонским соглашением, - документом, регламентирующим структуру учебного процесса в высших учебных заведениях всех стран Европейского Союза. Это касается количества семестров, продолжительности изучения основных дисциплин и дисциплин специализации, количества специальностей, минимальных требований к качеству подготовки специалистов, характера и форм проведения промежуточных и итоговых экзаменов и т.д., и т.п.

Мы, европейцы, до 2010 года должны освоить Болонское соглашение, что и делаем, с болью расставаясь со старинными традициями академической свободы, существующими в высшем образовании Европы (включая и царскую Россию) на протяжении прошлых 800 лет, и переходя скорее к школьным структурам обучения. Пройдет еще много времени, пока в России, Германии и в Евросоюзе возникнут единые структуры всеобщего образовательного пространства. На это потребуется гораздо больше времени, чем это требуется сейчас министерствам здравоохранения наших стран, которые в результате усилий правительств России, Евросоюза и Германии на протяжении последних 10 лет находят все больше точек сближения. Это видно по регулярному сотрудничеству университетских клиник Москвы и Мюнхена, Санкт-Петербурга и Берлина.

Наш небольшой проект постдипломного обучения имеет свое символическое значение, связанное с опытом совместной работы, когда испытываешь радость от того, что немецкие учебники могут чем-то помочь, предложить что-то новое российским коллегам. Или радость и благодарность от того, что исследования российского ученого Кондратьева определили развитие европейских научных направлений.

Меня искренне радует то, что в результате проделанной работы у бывших участников группы возникли планы осуществления кандидатских исследований. Так, наряду с применением навыков музыкально-терапевтической работы на практике, возникает тема становления в этой сфере нового поколения ученых.



Аспекты дидактики и методики обучения

По мнению российских коллег, в данном проекте впервые в России речь шла об официальном сотрудничестве вузов художественного направления в России и Германии (в Оренбурге и Гамбурге) и учреждений здравоохранения. Характер этой совместной работы в точности соответствует названию и содержанию дисциплины, которая тщательно прорабатывалась в процессе изучения: музыкальная психотерапия, ориентированная на феноменологию глубинной психологии.

Тщательная проработка материала затрагивала также три сферы, касающиеся опыта каждого человека, его умения познавать, индивидуально развивать и использовать полученные знания.


  1. Онтологические аспекты: опыт, связанный с развитием собственного бытия, активизирующий связанные с самопознанием сферы, вплетающийся в процесс обучения, обуславливающий его.

  2. Гносеологические аспекты: опыт, связанный с развитием собственных познавательных навыков, умением прорабатывать, упорядочивать собственные знания и полученный научный материал.

  3. Методологические аспекты: опыт, связанный с развитием и структурированием собственной деятельности, позволяющий применить полученные знания, в данном случае в связи с оказанием терапевтической помощи пациентам:

- в амбулаторных условиях;

- в условиях стационара;

- на этапе реабилитации;

- в профилактических целях;

- в оздоровительных целях (салютогенез);

В процессе изучения теоретического материала проводились взаимосвязи с различными сферами и формами его практического применения (также при условии дальнейшего повышения квалификации):

- в краткосрочной терапевтической помощи;

- в длительной терапевтической работе;

- в разных сферах психологии развития, начиная с пренатального периода, и следуя далее по жизненному циклу человека от стадий младенчества и раннего детства, подросткового возраста, юношеского возраста, к периоду зрелости, центральным десятилетиям жизни, к пожилому и старческому возрасту.

Представленные в сборнике работы отражают широкий спектр музыкально-терапевтических впечатлений, ожиданий и планов, которые касаются самого важного, - наших пациентов, с их осложненными жизненными концепциями, а также относятся к нам самим, к нашему здоровому образу жизни и его профилактике.

Эти пациенты находились в центре нашего внимания во второй части экзаменационных испытаний, представляющую собой практическую работу в форме индивидуальной или групповой музыкальной терапии, которую должен был провести каждый из участников (методологический аспект).

Таким образом, пациенты остались в центре внимания и в письменной части экзамена, представленной в данном сборнике, которая в большей степени демонстрирует теоретическое обоснование той или иной деятельности (гносеологический аспект во взаимосвязи с онтологией).

Я благодарен коллегам из группы обучающихся музыкальной терапии, а также тем, кто преподавал дисциплины курса за полученные в совместной работе впечатления. Я надеюсь, что мне также удалось способствовать Вашему личностному росту и профессиональному развитию, как и Вам – повлиять на развитие моей личности и профессионализма за время нашего сотрудничества.

декабрь 2009 г.



Асмоловская О.Е.,

врач-психотерапевт Оренбургской областной клинической психиатрической больницы №2
Использование музыки как средства врачевания

(подход К.Б. Мюллера и Г.-Г. Декера-Фойгта)
Швейцарский врач-психоаналитик Жан Гебсер (Jean Gebser), изучавший культуру и историю цивилизаций, выделил 5 этапов (фаз) в её развитии:

1 этап - архаическая фаза, которую невозможно исследовать в настоящее время в связи с отсутствием сведений об этом временном отрезке;

2 этап - магическая фаза, в которой человек считал, что многое происходящее с ним исходит от окружающего мира (земли, воды, деревьев и т.п.);

3 этап - мифическая фаза, где понимание происходящих явлений связано с богом;

4 этап - ментальная фаза, в которой получают развитие науки, в частности естествознание. Толкование мира осуществляется с точки зрения сознания;

5 этап - интегральная фаза развития (началась около 70 лет назад).

Фазы развития общества можно сравнить с фазами (ступенями) развития человека. Мы можем так же наблюдать проявления фазного развития в отдельных областях, таких как медицина, архитектура, музыка. По мере развития цивилизации в соответствии с выделенными фазами изменялось как мнение о причинности возникновения заболеваний, так и способы соответствующего воздействия.

В магической фазе болезнь понималась как нарушение единства между телом и душой или нарушение единства между индивидуумом и сообществом. Исходя из этого, всё лечение было направлено на воссоздание единства с миром и всем сущим. Главными, кто выполнял функции целителя, были шаманы племён, которые с помощью трансовых техник добивались воссоединения души и тела, обеспечивали «связь» с духами-защитниками и могущественными животными (тотемами). Основным в их работе было наведение трансовых состояний, состояний экстаза с целью изгнания злых духов, достижения единства души и тела и получения помощи от духов-защитников.

В мифической фазе болезнь понимается как неверное смешение соков организма, как Божья кара за грехи. При устранении расстройства акцентировали внимание на организме человека в целом. В мифической фазе развития люди верили, что всё происходящее на земле исходит от Бога. Творили жрецы, врачи из сословия жрецов (в Египте) и священников, первые целители и ученые, чьи основные усилия были направлены на поддержку целительных сил, достижение гармонии соков организма, принятие человека Богом.

В ментальной фазе заболевание трактуется как нарушение обмена веществ, в его основе - изменение физиологических функций организма и поведения человека. Главное внимание и усилия в лечении направлены на отдельные части тела, функциональные системы и их деятельность. В ментальной фазе специалистом является врач (терапевт, хирург и др.) - эксперт в области диагностики и терапии, учёный. Задача терапии - устранение болезни и ее симптомов, нарушений, связанных с неправильным образом жизни и неправильным функционированием организма.

В настоящее время мы находимся в переходном периоде между ментальной и интегральной эпохами. В интегральную фазу болезнь понимается как нарушение жизненных функций (психических, соматических, социальных). В данной фазе внимание сосредоточено на взаимосвязи жизненного смысла и существования человека. Интегральная фаза включает в себя все предыдущие фазы развития, а вместе с ними методы и ритуалы предыдущих эпох, в том числе танец, музыку и т.п. В интегральной фазе творит любой, кто проявляет смекалку и интуицию, расширяет сознание. Творит терапевт, который предлагает лечение с использованием коммуникаций, игрового пространства, интеграции, выражения личных, индивидуальных переживаний. Основные цели, которые терапевт преследует: укрепить здоровье, расширить сознание клиента, развить личность, помочь клиенту определить жизненное назначение, возможность реализовать себя.

Использование музыки и других искусств как средства врачевания

К.Б. Мюллер и Г.-Г. Декер-Фойгт способствовали развитию учения об использовании музыки и других средств искусства как способов исцеления и врачевания в поэтапном развитии цивилизации.

В магической фазе преобладала ритмичная, монотонная музыка. Преимущественно это была игра на барабанах, шумовых инструментах, пение, хлопки, танец. Все эти элементы активно использовались в ритуалах. Шаманы, деятельность которых поддерживала вся община, вызывали у страждущих состояние транса с целью изгнания злых духов. Специфическое музыкальное сопровождение прямо способствовало достижению трансового, то есть измененного состояния сознания. И сегодня современные психотерапевты используют похожую музыку (в том числе «шаманскую» музыку) для облегчения достижения клиентом измененного состояния сознания.

В мифической фазе появляется одноголосное пение, речитация, применяются музыкальные инструменты, исполняющие мелодию, эпические, гимнические песнопения. Все эти формы реализуются в различных религиозных действиях и формализованных государственных церемониях, которые осуществляют жрецы, священники, солирующие певчие. Целью подобных церемоний является достижение внутренней, духовной гармонии, в том числе в ходе церковной службы.

В ментальной фазе появляется многоголосие, функциональная гармония, формируются такие понятия, как мажор-минор, консонанс-диссонанс, основные тоны, каденция. Но музыка, как и другая творческая деятельность, постепенно вытесняется из системы врачевания, переходя в области искусства и науки. Ранее обязательным было умение врача играть на музыкальных инструментах. Так, например, до 1849 г. в университетах Европы в изучение медицины включали искусства. Ведущими в этих новых областях (искусства) становятся люди, получившие художественное образование, композиторы, музыковеды. Соответственно на первый план выходят достижения в области собственно искусства, в частности, в музыкальном плане, функциональное воздействие на слух.

Однако постепенно, еще в ходе ментальной фазы, по мере дальнейшего развития науки и практической деятельности, музыка начинает возвращаться в медицину. Формируется понятие музыкальная терапия (психотерапия). В этой фазе ее содержанием является зависимость от диагноза, основой является клинико-медицинское понимание и лечение болезней, дефицитарных состояний и отдельных симптомов. Терапию, в том числе музыкальную, проводит врач или музыкальный терапевт. Цель музыкальной терапии - устранение симптомов, улучшение общего физического состояния, изменение эмоционального состояния (активизация или уменьшение или снятие напряжения). В плане метода мы можем говорить о музыкальной терапии (психотерапии) в качестве средства, аналогичного фармакологическому лечению с использованием диагностики и собственно терапии. Применяются преимущественно рецептивная музыкальная терапия (прослушивание музыки) и активная музыкальная терапия (игра на музыкальных инструментах).

В интегральной фазе в музыкальном плане активно используются политональность, полиритмия, открытость, многообразие в отношении инструментария, стиля и т.д. Акцент постепенно (переходный период) переносится с создания произведения искусства на опыт, сам творческий процесс. Терапевт, в этом случае, выступает в роли партнера, предлагающего лечение и выступающего в качестве ассистента клиента (пациента). Целью лечения является не только укрепление здоровья, но и развитие личности, самореализация клиента.

Содержанием интегральной фазы является восприятие и улучшение психической диспозиции пациента, упор делается на профилактику и целостную терапию для достижения полноценного здоровья, максимального развития жизненного потенциала человека. В интегральной фазе заниматься музыкальной терапией (психотерапией) могут не только врачи, но и другие специалисты (получившие соответственную подготовку) - педагоги, музыканты, социальные педагоги, воспитатели. Целью терапии является помощь клиенту в познании самого себя в контакте с музыкой, другими людьми, улучшение способности к самовыражению и коммуникации. При этом используются импровизация, различные игровые формы, связанные с получением определенного опыта, объединяющие музыку, движение, живопись, театр и т.д. Появляется возможность использования интегративных интермодальных форм психотерапии, таких как: танцевальная психотерапия в сочетании с музыкальной психотерапией, психодрама и музыкальная психотерапия, арт-проективный рисунок с музыкальной психотерапией и т.д.


Литература


  1. Декер-Фойгт, Г.-Г. Цикл лекций и семинаров-практикумов международного научного инновационно-экспериментального проекта постдипломного обучения по музыкальной терапии и музыкальной психологии. - Оренбург. 2008-2009 г.г.

  2. Decker-Voigt, H.-H., Oberegelsbacher, D., Timmermann T., (2008): Lehrbuch Musiktherapie. Ernst Reinhardt, Muenchen/Basel.



Бабин С.М.,

доктор медицинских наук, заведующий Оренбургским областным психотерапевтическим центром

Оренбургской областной клинической психиатрической больницы № 2
Николай Дмитриевич Кондратьев –

судьба и исследования
Данная статья посвящена трагической судьбе выдающегося российского ученого Н.Д. Кондратьева, чьи научные работы актуальны до сих пор и оказывают большое влияние на развитие экономики, здравоохранения и всего современного общества.

Николай Дмитриевич Кондратьев родился 4(17) марта 1892 г. в деревне Галуевская Кинешемского уезда Костромской губернии (ныне это — Вычугский район Ивановской области) в крестьянской семье. Он был старшим из десяти детей. Образование получил в церковно-приходской школе (1900–1903), в церковно-учительской школе (1906–1907), в училище земледелия и садоводства (1907–1908), а также на Петербургских общеобразовательных курсах (1908–1911). В 1911 г. Н.Д. Кондратьев сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в костромской гимназии и поступил на юридический факультет Петербургского университета. Его учителями были экономист М.И. Туган-Барановский, историк А.С. Лаппо-Данилевский, социолог М.М. Ковалевский, ближайшим другом - Питирим Сорокин (будущий выдающийся социолог). Он поддерживал контакты с Психоневрологическим институтом (проф. М.М. Ковалевский) (в настоящее время - Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева), представлявшим для него интерес, прежде всего из-за преподавания там молодой и непризнанной в России науки - социологии. В 1915 он окончил университет и был оставлен при кафедре политической экономии и статистики для подготовки к профессуре.

Подобно многим интеллигентам крестьянского происхождения, Н.Д. Кондратьев по своим политическим взглядам был близок к эсерам. Будучи еще подростком (13 лет), вступил в партию эсеров в 1905 г. В 1906 - член Кинешемского комитета ПСР (партии социалистов-революционеров), член забастовочного комитета текстильщиков, за революционную деятельность исключен из семинарии, около 7 месяцев провёл в тюрьме. Кружковую работу вёл вплоть до 1917. В 1913 вновь арестовывался, месяц находился в заключении.

В 1916 г., продолжая научную деятельность в университете, Н.Д. Кондратьев начал работать в качестве заведующего статистико-экономическим отделом Земского союза Петрограда - общественной организации, созданной во время войны для оказания помощи раненым и налаживания работы тыла. Февральскую революцию 1917 года Н.Д. Кондратьев встретил как активный участник. После учреждения Продовольственной комиссии Совета рабочих депутатов и Временного комитета Государственной думы он активно работал в центральном органе этой комиссии - Общегосударственном продовольственном комитете и стал товарищем председателя комитета. С этого поста 5 (18) октября 1917 г. Н.Д. Кондратьев был назначен товарищем министра продовольствия в последнем составе Временного правительства. Некоторое время он работал секретарём А.Ф. Керенского по делам сельского хозяйства, участвовал в подготовке и работе 1-го Всероссийского съезда Крестьянских Депутатов (4-28 мая) и был избран членом Исполкома Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов, а также в Учредительное собрание от Костромской губернии по списку партии эсеров.

Октябрьскую революцию воспринял как переворот, разрушительный по своим результатам. Участвовал в работе подпольного Временного правительства, пытавшегося функционировать до 16 ноября 1917 г. В издании «Большевики у власти. Социально-политические итоги Октябрьского переворота» (М., 1918) опубликовал статью «По пути к голоду» с резкой критикой большевиков: «Необходим коренной пересмотр всей экономической и продовольственной политики в соответствии с конкретными условиями настоящего. Всё, что без нужды и цели тормозит самодеятельность народа, его творческий дух предприимчивости, необходимо смело и решительно отмести. Нужно забыть думать, что равенство в голоде, нищете и безработице есть равенство социалистическое». Однако в дальнейшем, во всяком случае внешне, Н.Д. Кондратьев вынужден был изменить отношение к большевистскому режиму. В 1919 он вышел из ПСР и отошел от политики.

С 1918 Н.Д. Кондратьев живет в Москве. Он заведовал Экономическим отделом Совета сельскохозяйственной кооперации, преподавал в вузах. В Центральном товариществе льноводов познакомился со своей будущей женой - дочерью земского врача Евгенией Давыдовной Дорф (1893–1982), работавшей там референтом-переводчиком. Благодаря ее усилиям, в трудные годы сумевшей сберечь письма и некоторые рукописные материалы Н.Д. Кондратьева, мы имеем возможность восстановить детали его биографии, узнать о его творческих замыслах и попытках их реализации.

В 1920-1923гг. Н.Д. Кондратьев в Наркомземе - начальник управления сельскохозяйственной экономии и политики и «ученый специалист». В 1920 основал и стал директором (1920-28) Института по изучению народнохозяйственных конъюнктур (Конъюнктурного института), который сначала был маленькой научно-исследовательской лабораторией, а затем превратился в крупное научное подразделение Наркомфина (в его состав институт вошел в 1923 г.). Работал сельскохозяйственной секции Госплана СССР. Руководил разработкой 1-го перспективного плана развития сельского хозяйства РСФСР на 1923/24 - 1927/28 (так называемая «пятилетка Кондратьева»).

Однако даже в это относительно «благоприятное» время Н.Д. Кондратьев неоднократно подвергался различным преследованиям. В августе 1920 проходил по делу «Союза возрождения», был заключён в концлагерь «до конца Гражданской войны», но через месяц усилиями И.А. Теодоровича и А.В. Чаянова освобожден. Вторично арестовывался в августе 1922 года с целью высылки за границу, но по настоянию Наркомфина (В.В. Осинского) был оставлен в стране и выпущен из тюрьмы.

В первой половине 20-х гг. появились его первые работы, посвященные проблемам конъюнктуры. Это, прежде всего, книга «Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны», в которой впервые упоминаются большие циклы; статья «К вопросу о понятиях экономической статики, динамики и конъюнктуры»; первая статья, специально посвященная проблеме больших циклов, «Большие циклы конъюнктуры» и др. Признанием большого личного вклада Н.Д. Кондратьева в мировую науку стало избрание его членом ряда авторитетных иностранных научных обществ, в том числе Американской экономической ассоциации, Американского статистического и социологического обществ, Лондонского статистического и социологического обществ и т. д., включение в состав редакционных советов некоторых экономических журналов.

В 1924 г. Н.Д. Кондратьев совершил научную поездку за рубеж - в США, Великобританию, Канаду, Германию. Цель поездки - изучение организации сельскохозяйственного производства в развитых странах, знакомство с методами воздействия на него со стороны государства, выяснение тенденций развития сельского хозяйства в отдельных странах, оценка ситуации на мировом рынке сельскохозяйственной продукции, возможных изменений позиций стран-экспортеров с точки зрения перспектив укрепления на нем позиций СССР.

Провалы и неудачи социально-экономической политики ВКП (б) в конце 20 - начале 30 гг. вынудили партийное руководство переложить вину за срывы темпов индустриализации и коллективизации на «вредителей» из числа «классовых врагов». Соответственно ОГПУ сфабриковало три антисоветских подпольных партии: «Промпартию», «Трудовую крестьянскую партию» и «Союзное бюро ЦК РСДРП(м)».

В 1928 «кондратьевщина» была объявлена «идеологией кулачества», «реставрацией капитализма». 19 апреля 1928 Н.Д. Кондратьев отстранён от руководства институтом, который в 1929 был закрыт. В июле 1930 он был арестован. Ему предстояли полтора года изнурительного следствия, прежде чем, вслед за процессами над членами «промпартии» и «меньшевиками-контрреволюционерами», состоялся закрытый процесс по делу его «партии» - «трудовой крестьянской». Н.Д. Кондратьеву и целому ряду специалистов-аграрников (А.В. Чаянову. А.Н. Челинцеву, Н.П. Макарову, А.Г. Дояренко и др.) были предъявлены обвинения в саботаже в сельском хозяйстве, в протаскивании буржуазных методов в планирование, в ошибочных представлениях о сущности социалистического планирования, целом ряде других преступлений. Можно предположить, что причиной отказа от публичного суда послужило поведение на следствии Н.Д. Кондратьева, который, хотя и признал «прочность соввласти» и «правильность метода коллективизации», отвел обвинения в подготовке интервенции, а также волна протестов видных западных деятелей науки, литературы и искусства (А. Эйнштейн, М. Планк, Г. Манн и др.) против гонений на советских ученых.

В 1931 по сфабрикованному делу о так называемой «Трудовой крестьянской партии» Н.Д. Кондратьев осужден к 8 годам тюрьмы и заключен в лагерь 26 января 1932. За арестованных по делу ТКП ходатайствовал академик Н.И. Вавилов. Это обстоятельство, в частности, послужило в 1941 году основанием для обвинения его в том, что он «является одним из руководителей антисоветской организации, именовавшейся «Трудовая крестьянская партия».

Н.И. Вавилов - выдающийся российский генетик, растениевод, географ, создатель учения о биологических основах селекции и центрах происхождения и разнообразия культурных растений, академик АН СССР и АН УССР, академик и первый президент (1929-1935) ВАСХНИЛ - 6 августа 1940 г. был арестован, обвинён в шпионаже и вредительстве. Приговор по суду - расстрел. Решением Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1942 г. расстрел, в порядке помилования, заменили 20-ю годами заключения в исправительно-трудовых лагерях. 26 января 1943 г. учёный скончался от истощения (голода!) в тюремной больнице в г. Саратове. Похоронен был на Воскресенском кладбище в братской могиле, точное местонахождение которой неизвестно.

Н.Д. Кондратьев в 1938 году, после восьми лет заключения, был вторично осужден, приговорен военным трибуналом к смертной казни и в тот же день, 17 сентября 1938, расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1987 году, одновременно с А.В. Чаяновым.

В письмах Н.Д. Кондратьева из Суздальского политизолятора высказывается мечта написать «философию общественной и личной морали, рассмотреть карусель всемирной истории человечества», создать цикл философских стихотворений. Он сочиняет стихи и романсы жене, рисует карту звездного неба и пишет сказку в стихах на именины дочери. В фонде Н.Д. Кондратьева хранится сказка «Необыкновенные приключения Шамми», сочиненная и иллюстрированная им в период заключения в Суздальском изоляторе для его маленькой дочери Елены. Эта сказка - философская притча о путешествии зверей в поисках страны счастья и свободы. Дочь Н.Д. Кондратьева - специалист по физиологии и биохимии микроорганизмов, академик РАН (1992), лауреат Государственной премии (1988), заведующая кафедрой микробиологии (1989-1995) биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова - Е.Н. Кондратьева (1925-1995) и жена Е.Д. Кондратьева сохранили этот бесценный документ, а также подлинные письма выдающегося экономиста, в том числе и написанные в период заключения. Помимо научных интересов у Е.Н. Кондратьевой было в жизни другое, не менее сильное увлечение: конный спорт. Она входила в состав национального Олимпийского комитета. Но много лет ей запрещали участвовать в международных соревнованиях. Ученый с мировым именем и спортсменка экстра-класса была «невыездной».

К сожалению, основная часть написанного Н.Д. Кондратьевым в Суздальском политизоляторе утрачена, - возможно, безвозвратно. Однако и того, что удалось получить из застенков, достаточно, чтобы оценить великий подвиг ученого. Во время пребывания в Бутырской тюрьме (с июля 1930 г.) в ожидании судебного процесса Н.Д. Кондратьев написал рукопись «Основные проблемы экономической статики и динамики (предварительный эскиз)». Жена и дочь ученого сумели сохранить рукопись, которая была издана в 1991 году. Это фундаментальная работа, находящаяся на стыке социологии и экономики. В ней изложен подход автора к обществу и человеку как продукту не только природы, но и культуры, подчеркнута двойственность естественно-социальной природы человека. Отмечена склонность психофизической природы человека к изменчивости как одно из глубочайших условий изменчивости общества. Жизнь общества - массовый стихийный поток связей и взаимодействий между людьми, формирующих известный строй идей - научных, религиозных, правовых, эстетических.

Всем замыслам, которые возникли в нечеловеческих условиях заточения, не суждено было сбыться. Тяжелая болезнь, расстрел, рукописи уничтожены... Но из сказанного выше очевидно, какую огромную потерю понесла отечественная и мировая наука, и каких высот мог бы достичь Н.Д. Кондратьев, если бы ему дали возможность реализовать свои замыслы.


Большие циклы конъюнктуры

Н.Д. Кондратьев в 1926 г. опубликовал свою самую известную работу «Большие циклы конъюнктуры». Абсолютно революционной гипотезу Н.Д. Кондратьева считать нельзя: цикличность (более-менее равномерное чередование спадов и подъемов) в развитии экономики была известна задолго до его работ. Что же сделал Н.Д. Кондратьев и в чем состоит его основная заслуга? Прежде, чем выдвинуть свою гипотезу, им был проведен подробный анализ огромного количества статистических данных по Англии, США, Франции и Германии с 1790 г. по 1920 г. В единое целое было собрано все то, что имело какое-никакое отношение к экономике. Анализ развития экономик четырех ведущих стран мира позволил исследователю предположить существование больших циклов изменения экономической конъюнктуры длиной от 48 до 60 лет. Каждый цикл, по его предположению, состоял из повышающей («повышательной») и понижающей («понижательной») волн, каждая из которых имела одинаковую структуру.

Во-первых, перед началом и в начале повышательной волны каждого длинного экономического цикла наблюдаются глубокие изменения в условиях экономической жизни общества. Эти изменения связаны со значительными изменениями в технике (чему предшествуют, в свою очередь, значительные технические открытия и изобретения), а также вовлечением в мировые экономические связи новых стран. В 1780-1920 гг. Н.Д. Кондратьев выявил три фазы подъёма, каждая из которых характеризовалась какой-либо технической инновацией, всегда возникавшей в периоды депрессии. Так, он описал «большие циклы», связанные с применением паровой машины, железной дороги и электричества, длившиеся до тех пор, пока был возможен рост производительности в отраслях экономики, возникших в связи с этими инновациями.

Во-вторых, на периоды повышательной волны каждого большого цикла приходится наибольшее число социальных потрясений (войн и революций). Социальные потрясения повышательных волн намного превосходят таковые в периоды понижательных волн как по числу событий, так и (что более важно) по числу жертв и разрушений. Согласно ставшей классической теории больших циклов Н.Д. Кондратьева «Войны и революции возникают на почве реальных, и прежде всего экономических условий… на почве повышения темпа и напряжения конъюнктуры экономической жизни, обострения экономической конкуренции за рынки и сырье… Социальные потрясения возникают легче всего именно в период бурного натиска новых экономических сил».

В-третьих, периоды понижательной волны каждого большого цикла сопровождаются длительной и ярко выраженной депрессией сельского хозяйства. В-четвертых, в периоды повышательной волны большого цикла среднесрочные циклы характеризуются краткостью депрессий и интенсивностью подъемов, в периоды понижательной волны большого цикла наблюдается обратная картина.

следующая страница >>