Механизм формирования социокультурных ценностей средствами устного народного творчества - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Знакомство с разными жанрами устного народного творчества 1 67.85kb.
«Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии... 4 1353.19kb.
Конспект совместной деятельности для среднего возраста «В гости к... 1 58.15kb.
В. Б. Кошаев Онтология народного искусства 1 194.03kb.
Тематическое планирование курса литературы в 11 классе 4 часа в неделю... 1 199.49kb.
«Образ матери в живописи, в музыке и литературе.» 1 101.99kb.
Некоторые проблемы взаимодействия народного и профессионального творчества... 1 62.67kb.
Декоративно-прикладное искусство в жизни детей дошкольного возраста 1 88.62kb.
«обитатель ↔ [принципы и способы формирования пространственные характери­стики]... 1 598.73kb.
Маркетинговый механизм формирования имиджа промышленного предприятия 1 332.32kb.
Государственные заказчики 1 97.37kb.
Нарком госбезопасности масср врид. Прокурора мар. Асср 1 114.67kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Механизм формирования социокультурных ценностей средствами устного народного творчества - страница №1/4



МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

(в рамках специальностей «социология» и «конфликтология»)

Предлагаемое пособие представляет собой результат совместной научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава кафедры социологии управления и студентов второго курса специальности «социология» и третьего курса специальности «конфликтология» РАНХиГС.

В рамках курса социальной педагогики работа студентов социологов второго курса была посвящена анализу ценностных установок народов, проживающих в Волгограде и Волгоградской области. Студентам было предложено проанализировать на выбор особенности менталитетов 2-3 национальностей из 130, проживающих на указанной территории, используя народные сказки, былины или предания. Будущие социологи должны были уделить основное внимание вопросу о том, на чем делает акцент народная мудрость в том или ином произведении, какие ценности культивируются и как можно использовать эту информацию для социокультурной интеграции народов, проживающих в г. Волгограде и области. Как использовать данную информацию в рамках социальной педагогики, чтобы воспитывать социум в контексте толерантности и желания познавать друг друга средствами народной метафоры.

Студенты конфликтологи третьего курса, получив уже обработанную социологами второго курса информацию, проанализировали ее с точки зрения социального конфликта, который в той или иной степени обязательно представлен в каждом произведении. Перед ними также стояла задача скорректировать собственный анализ с анализом студентов социологов и выработать рекомендации внедрения технологий предупреждения межнациональных конфликтов; разработать упражнения по решению конфликтов, предлагаемых в анализируемых сказках; составить анкету по изучению степени готовности жителей г. Волгограда и области к межнациональному взаимодействию как на уровне устного народного творчества, так и в реальной жизни.

Профессорско-преподавательский состав кафедры социологии управления обобщил полученный материал и предложил совместный со студентами список возможных мероприятий научно-исследовательского и социально-культурного характера, позволяющих в той или иной степени управлять процессами воспитания широкой общественности в рамках толерантного отношения к представителям разных национальностей, проживающих в непосредственной близости. При работе над корректировкой текста, важно было сохранить характер изложения студентами анализируемых материалов, пусть даже где-то наивный и не вполне профессиональный.

Цель данной работы: показать возможные пути социально-педагогической деятельности в рамках межнационального взаимодействия для студентов, обучающихся на специальностях «социология», «конфликтология», «государственное и муниципальное управление», «связи с общественностью», «социальная работа».



Структура пособия представляет собой индивидуальный анализ представленных произведений устного народного творчества каждым студентом третьего курса специальности «социология», комментарии к ним студентов конфликтолов четвертого курса и обобщения профессорско-преподавательского состава, включающие также и практические задания.
Всего одиннадцатью студентами социологами и девятью студентами конфликтологами было проанализировано 23 произведения устного народного творчества, созданных мудростью 15 национальностей, представители которых проживают на территории г. Волгограда и области.


Азранина Светлана

социолог – 3 курс

Украинские народные сказки
Как дед в школу ходил
Жил-был бедный дед. Как-то собрался он и пошёл в сельскую управу. Встретил там учителя с сигарой в зубах. Говорит ему дед:
- Курите! Всё курите!
- Может, и вы бы закурили, дедушка? И угостил деда сигарой. Спрашивает дед:
- Скажите мне, пан учитель, как это вы курите дорогие сигары, а у меня не на что купить и простого табака?
- Потому, что я в школе учился - ответил учитель.
Идёт дед и думает: "Пойду-ка и я завтра в школу". На следующий день приходит в школу.
- Что вам, дедушка? - спрашивает учитель.
- Да вот пришёл в школу.
- Э, дедушка, опоздали вы малость.
- Ну, тогда будьте здоровы...
На другой день дед ранёхонько встал и опять в школу.
- Что вам, дедушка?
- Вот пришёл я в школу пораньше, а то вы вчера сказали, что опоздал малость. Учитель смеётся:
- Да не так я говорил, дед! Не к уроку ты опоздал, а учить тебя уже поздно - больно стар.
- И то правда.
Повернул дед домой. Идёт и на дороге находит сумку. Взял её, открыл - а сумка полна денег. Зажили дед с бабой припеваючи.
Только как-то поссорились они. Стукнул дед бабу по затылку. Рассердилась баба, да и донесла, что дед забрал чужую сумку с деньгами.
Таскают деда в полицию, допрашивают, бьют. Нашёлся и пан - хозяин той сумки.
И вызывают деда в суд. Судья спрашивает:
- Нашёл ты, дед, деньги?
- Нашёл.
- А когда нашёл?
- Да когда в школу ходил.
Посмотрел судья: деду уже лет семьдесят, а пан совсем молодой. "Нет. Деньги не этого пана". И остались деньги у деда.
Социально-педагогическое значение заключается в том, что:

  1. В данной сказке поднимается проблема образования (в первую очередь), но и также проблема везения, настойчивости, хитрости, взаимоотношений в семье, мудрость судьи.

  2. Метафоры: слова учителя «- Э, дедушка, опоздали вы малость.»; метафоричен разговор деда с судьей «- Нашёл ты, дед, деньги? - Нашёл. - А когда нашёл? - Да когда в школу ходил». Т.О. удача косвенно связывается с образованием.

  3. В национальном менталитете эта сказка формирует осознание того, что учиться никогда не поздно; несмотря на возраст или другие обстоятельства, быть настойчивее и не сдаваться.

  4. Сказка может сыграть большую роль в интеграции народов, так как она может быть близка всем - и взрослым и детям разных народностей и наций, проживающим не только на территории г. Волгограда и области, но во всей России, так как сама идея образования интернациональна, особенно в настоящее время – время формирования информационного общества.


Социокультурные ценности, которые можно выделить в данной сказке:

- уважение к знанию, к образованным людям и, в частности, к учителю;

- образование гарантирует благосостояние, а профессия учителя обеспечивает не только уважение, но и благосостояние;

- удача как немаловажный элемент решения проблем;

- предательство (бабка в пылу ссоры донесла о находке деда);

- мудрость судьи как представителя Закона.


Точка зрения конфликтолога

Журбина Екатерина

конфликтолог – 4 курс
Социальные конфликты, которые можно дополнительно выделить:

- межпоколенческий конфликт (учитель-дед)

- межстатусный конфликт (учитель – дед)

- внутриличностный конфликт (дед стремиться разбогатеть за счет получения образования)


Игра на предупреждение конфликта:

Группа делится на части, каждой части (или индивидуально) раздаются роли: «Дед», «Бабка», «Пан», «Судья». В ходе игры должен найтись другой, отличный от сказки, выход из данного конфликта.

Игра-дискуссия продолжается до тех пор, пока не найдется приемлемый для всех вариант решения конфликта.

Конфликтологическое значение игры заключается в отрабатывании значимости утрачиваемых в современном обществе традиций.



Как пастух перехитрил царевну
У царя была дочь невиданной красоты и необыкновенного ума. Много женихов приходило просить её руки, но ни один из них не мог сравниться умом с царевной. И тогда царь объявил по всем землям, что выдаст дочь за того, кто загадает ей три загадки, которые она не сумеет разгадать.
Но и в других царствах-государствах не нашлось достойного жениха.
Про необыкновенную царевну услышал пастух с Карпатских гор.
- Что за диво живёт в царских палатах? А вдруг я перехитрю её и возьму себе в жёны?! - сказал пастух товарищам.
С этими словами сел пастух на коня и поехал во дворец. Захотелось ему воды попить. Прилёг у колодца, зачерпнул шапкой воды и пьёт. Пока пил, конь хлеб в торбе съел.
"Есть одна загадка!" - подумал пастух и поехал дальше.
В тёмном лесу сбился с дороги. Стал к деревьям присматриваться, с какой стороны мох растёт, чтобы дорогу найти. Нашёл и подумал:
"Есть вторая загадка!"
И поехал дальше. Очень хотелось ему найти в лесу ещё и третью загадку. И видит пастух охотника, который целится в зайца.
"Есть и третья загадка!" - обрадовался хлопец.
Прошло много дней, много ночей, пока добрался пастух до царского дворца.
- Приехал я, добрый царь, дочь у тебя сватать!
- Мою дочь? - удивился царь.- Многие хотели иметь её своей женой, да ума-разума у них не хватало!
- А я засватаю!
Царю понравился хлопец, и велел он открыть перед пастухом царские ворота. Привели его к царевне. Она даже не посмотрела на пастуха. Говорит:
- Слушаю твои загадки!
- Первая загадка: хлеб съел коня.
Сколько ни гадала царевна, разгадать не могла.
- Не знаю! - говорит.
- Хлеб съел коня, царевна моя, это так: был у меня конь, я заслужил его за многие годы работы. Раз съел он хлеб из моей торбы, а хлеб был отравленный. Вот и погиб мой бедный конь - выходит, хлеб его съел.
Выслушала царевна небылицу и сказала, что такое могло быть.
- Хорошая загадка. Я бы никогда не разгадала.
- Вторая загадка: глухие и слепые, а дорогу показывают. Думает царевна, думает и опять не может разгадать.
- И эту не разгадаю.
- Это деревья, царевна,- ответил пастух. - Мы в лесу по деревьям узнаём, где север, а где юг.
Опять согласилась царевна, что загадка правильная.
- Какая же третья загадка? - спрашивает она.
- Есть и третья: мясо убежало, а железо осталось на месте.
Сколько ни ломала голову умная царевна, но разгадать и третью загадку не смогла.
- И этой не отгадаю призналась девушка.
- Охотник стрелял в зайца - говорит хлопец. - Заяц убежал, а охотник с ружьём остался на месте.
Хотел царь или не хотел, но отдал дочь за простого хлопца с Карпатских гор, который был умнее царских сыновей.
Социально-педагогическое значение заключается в том, что:

1) В данной сказке поднимаются проблемы неравенства (пастух и царевна), первоначальное недоверие отца-царя к пастуху, а также проблемы хитрости, наблюдательности и сообразительности.

2) Метафоричными являются все загадки пастуха, указывающие на важность развития умения мыслить неординарно и абстрактно.

3) В национальном менталитете, особенно у детей, формируется понятие о том, что любое социальное неравенство преодолимо, главное быть сообразительным, наблюдательным и верным себе.

4) В интеграции народов эта сказка может сыграть очень большую роль, так как у всех народов есть сказки, смыслом которых является покорение принцессы.
Социокультурные ценности, которые можно выделить в данной сказке:

- Самые трудные загадки загадывает жизнь. Кто не знает жизни (например, царевна), тот плохо социализирован, не готов к жизненным трудностям.

- Умение использовать ситуации, предлагаемые жизнью, для решения собственных проблем, не нарушая прав и свобод окружающих (даже если приходится прибегать к хитрости).

Точка зрения конфликтолога

Братанич Анастасия

конфликтолог – 4 курс

Население Волгограда и Волгоградской области многонациональное. Волгоград является достаточно терпимым регионом, для него не характерна крайняя межнациональная и межэтническая вражда. Но в последнее десятилетие можно отметить явный активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтогенности. Параллельно с негативными тенденциями, развиваются и позитивные: возрождение интереса к национальной культуре, народному творчеству, родному языку, к обычаям и традициям предков.

Украинское население в Волгограде составляет приблизительно 35%. Это достаточно весомая цифра. Традиции украинцев и россиян в чем–то схожи, народное творчество часто переплетается в своих сюжетах.

Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказки. Интересен метод сказкотерапии. Сказкотерапия - направление психотерапевтического воздействия на человека с целью коррекции поведенческих реакций, проработки страхов и фобий, развитие творческих способностей.

Возможности сказкотерапии:

1. Сказка, как инструмент передачи опыта, умений навыков, глубинного смысла жизни, понимания добра и зла.

2. Сказкотерапия как метод коррекции определённых состояний, страхов, фобий. В методе сказкотерапии используются и более глубинные методики, эффективные не только для детей, но и для взрослых.

3. Сказкотерапия может выступать инструментом для выяснения глубинных деформаций в душе человека, помогая установить причины внешних состояний, которые беспокоят клиента.

4. Ресурсность сказкотерапии проявляется, как правило, на тренинговых практиках. Одна из методик - "Совместная сказка", когда сюжет формируется по кусочку, по очереди каждым участником тренинговой группы. Феномен этой методики состоит в том, что сказку сочиняют чужие друг другу люди, но на выходе мы получаем чёткую картину - ответ на запрос клиента. На таких тренингах также создаются сказки по очереди для каждого участника. Из своей сказки каждый из участников зачастую находит решения поставленных задач, выраженные в метафорической форме, получает ресурс для продвижения к цели. Объяснения феномена написания сказки, точно отвечающей мыслям клиента, описывающей его жизнь, скрытую от других участников тренинга, поясняется работой коллективного бессознательного.

Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Но существует определенная коллективная схема размышления над сказками. Это и есть технология предупреждения конфликтов, конфликтов межнациональных, в том числе. А именно: в любой сказке тем или иным способом рассматриваются различия между героями, персонажами, действующими лицами, будь то сословное положение, возраст, национальная принадлежность и т.д. Все это метафорично можно перенести на национальную почву. Так как все люди различны во многих аспектах, как в обыденных, так и в национальных. Сказки учат преодолению различий, путем самосовершенствования, развития толерантности и разумного поведения. Ни в одной сказке не воспевается насилие, а злодеяния осуждаются. Вот в таком простом восприятии мира сказками, рождаются базовые человеческие ценности, истины и основы поведения.

В каждой сказке заложен конфликт, конфликтная ситуация. Сказкотерапия - метод решения, как сказочного конфликта, так и реального, связанного с ценностным аспектом. Предлагаемое упражнение по решению конфликтов, в данных сказках – это глубинный анализ с обсуждением (в виде тренинга).

Работа со сказками начинается с анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизация, рисование.



Упражнение по решению конфликтов, предлагаемых в сказках.

СХЕМА РАЗМЫШЛЕНИЯ



Общий план:

Вопросы участникам обсуждения.

1. Создать настрой на совместную работу. Его можно создать путем коллективного упражнения. Например, все участники сказкотерапевтической работы передают друг другу мячик, и говорят какой у них любимый сказочный герой и почему.

Приветствие, знакомство с участниками обсуждения.

2. Ознакомиться с текстом сказки, если же сказка читалась вне тренинга, вспомнить её в кратком содержании.

Расскажите, пожалуйста, краткое содержание сказки? Все ли согласны с данным пересказом сказки? Кто-то хочет дополнить? Не упущены ли какие-либо детали сказки?

3. Основная тема, идея сказки.

О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Какие стили поведения нам передаются через основную идею сказки?

4. Линия героев сказки.

Мотивы поступков. Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Как герой преодолевает трудности? С кем он взаимодействует? Какой способ решения проблемы герой выбирает? Пассивный или активный? Какой тип конфликтного поведения демонстрируют персонажи? Все трудности он преодолевает сам или перекладывает ответственность на другого? Обсуждение способов решения проблемы, например, использование волшебных предметов, хитрость, нападение и т.д. Сравнение с реальностью. Задать участникам обсуждения вопрос о том, какие способы выхода из трудной ситуации в жизни наиболее эффективны.

5. Актуализация сказки.


Обсуждение эмоционального фона сказки. Какие чувства сказка оставляет после прочтения? Какие моменты в сказке вызвали раздражение? страх? радость?

6. Связь с реальностью.


Встречались ли подобные ситуации в жизни участников обсуждения? Как вели себя участники в данных ситуациях? Какие полезные уроки преподносит сказка?


Работа с текстом сказки «Как дед в школу ходил»

Рассмотрим ключевые моменты обсуждения на примере сказки «Как дед в школу ходил».



1. О чем эта сказка?

- о подарке судьбы (сумка с деньгами) и о том, что делают с ним неподготовленные люди;

- о случайностях, которые обычно происходят «закономерно»;

- о взаимоотношениях в семье, также о взаимоотношениях между образованным и необразованным слоями населения, между престарелым и молодым представителями населения, между властным и невластным персонажами.



2. Основные конфликты представленные в сказке.

- сословный (между богатыми и бедными);

- семейный, бытовой конфликт;

- юридический (между правоохранительными органами и человеком).



3. Чему нас сказка учит?

- гибкости при решении новых или трудных ситуаций.

- не давать человеку того, что он не готов получить и не сможет этим воспользоваться с умом.

- гармоничным отношениям в семье, дабы не доводить отношения до предательства.

- простому отношению к жизни, сказка учит говорить правду.

При обсуждении сказки наша основная задача – подвести человека к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны. Для этого мы поворачиваем сказочную ситуацию как кристалл, в разные стороны и рассматриваем ее грани. Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек зрения, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень гуманистических проблем и образные способы их решения.


Работа с текстом сказки «Как пастух перехитрил царевну»
Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи, которые очень важны с точки зрения национального аспекта:

1. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

2. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

3. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно–образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально–педагогических средств формирования личности. Каждая сказка обладает частью энергии своего автора и содержит информацию о его внутренних процессах, если сказка народная, то она несет в себе ещё больший информационный поток. Таким образом, каждый человек, читающий или слушающий сказку, соприкасается с ее энергоинформационным полем. Энергоинформационное поле включает в себя, те завуалированные ценности, которые несет в себе каждая сказка и то, каким образом эта информация, начинает жить, то есть в какую энергию трансформируется сказка для слушателей. Данное поле может оказывать на нас определенное воздействие - влиять на психическое состояние, настроение, мыслительные процессы и наши действия.

Рассмотрим ключевые моменты обсуждения на примере сказки «Как пастух перехитрил царевну».



1. О чем эта сказка?

- о личностном потенциале и возможностях самореализации;

- о том, что нет ничего невозможного для человека, наделенного смекалкой, умом и сообразительностью;

- о взаимоотношениях в семье.



2. Основные конфликты, представленные в сказке:

- сословный (между богатыми и бедными);

- конфликт стереотипического мышления;

3. Чему нас сказка учит?

- гибкости при решении новых или трудных ситуаций;

- прислушиваться к своему внутреннему ритму и умению ждать. Всему свое время;

- гармоничным отношениям с людьми;

- идти, несмотря ни на что, к поставленной цели;

- жизнь и собственное стремление помогает каждому человеку занять свое место.

Таким образом, сказка - это путь от конфликта к согласию. От распри, агрессии к уважению, принятию многообразия культур нашего мира. От эгоцентрических установок сознания к формированию толерантного сознания, к сближению разных культур.

Сказка – это гармония в многообразии.


Васильева Надежда

социолог – 3 курс

Казахские сказки
Ловкий обманщик как Алдар женился
Однажды    Алдар-Косе     нашел     в степи обглоданную баранью лопатку. Поднял он ее и зашел в юрту к жадной старухе. Старуха варила мясо. Сказал Алдар-Косе: — Положи    и   мою   лопатку   в котел со своим мясом. - Давай,— согласилась старуха. -Только   смотри,    чтобы    твой    котел    не    съел    ее. Удивилась старуха его словам: —  Разве котел может съесть кость или мясо? Не бойся, клади, пусть варится. Мясо в котле сварилось, а лопатка оказалась без мяса. На ней и прежде его не было. Подивилась старуха такому чуду. Делать нечего, отдала взамен лопатку с мясом. Взял Алдар-Косе ее и говорит: —  Я повешу свое мясо здесь, а завтра возьму. —   Повесь, где хочешь. Не пропадет.
Повесил Алдар-Косе лопатку с мясом на стене над ягнятами и сказал: —   Бабушка, как бы твои ягнята не съели мясо. Старуха даже рассердилась: —  Что ты  глупости  говоришь!   Ягнята  мяса не   едят! Наступила ночь. Когда все заснули, Алдар-Косе встал, объел дочиста мясо с лопатки, а жиром намазал  ягненку рот. Потом лег спать. Утром Алдар-Косе сказал: —   Бабушка! А ведь твой ягненок съел мое мясо! Видит   старуха — у   ягненка жирные   губы.   Не   стала спорить, отдала ягненка за съеденное мясо. Пошел Алдар-Косе с ягненком в гости к баю. Спрашивает хозяина: —  Можно пустить моего ягненка в твое стадо? —  Можно,— согласился бай. —   Боюсь только, как бы бараны его не съели. —  Не слыхал я, чтобы бараны ели друг друга,— сказал бай.— Не бойся, не съедят. Пустил Алдар-Косе ягненка в стадо, а сам остался ночевать у бая. Наступила ночь. Пастух заснул. Алдар-Косе пришел в стадо, зарезал своего ягненка и спрятал, а кровью вымазал рот самым жирным баранам. И опять спать лег. Утром пошел Алдар-Косе в стадо за своим ягненком. Не нашел его и говорит баю: —  Должно  быть,   съели   моего   ягненка   твои   бараны! Пошел бай в стадо. Заметил кровь на губах некоторых баранов и подумал: должно быть, на самом деле сожрали. Сказал он Алдару-Косе: —  Бери себе тех баранов, на губах которых есть кровь. Отобрал  Алдар-Косе  восемь  баранов   и  отправился   в путь. По дороге встретил он человека, везущего умершую девушку. Предложил ему Алдар-Косе: —  Отдай мне мертвую девушку, а я  тебе дам восемь баранов! Человек согласился. Взял он восемь баранов и отдал Алдару-Косе тело мертвой девушки да еще лошадь в придачу добавил. Алдар-Косе продолжал свой путь. Вот подъехал он к своему аулу. Одна девушка увидела его и сказала подругам: —  Алдар-Косе везет свою невесту. Выбежали девушки посмотреть. Тогда Алдар-Косе вынул шило и ударил лошадь в бок. Испугалась она и сбросила с себя Алдара-Косе и мертвое тело. Поднялся Алдар-Косе, пошел к аксакалам в аул и сказал: —  Вот, отцы,  что наделали ваши дочки. Испугали лошадь, сбросила она мою жену и ушибла насмерть. Обсудили аксакалы его слова и решили: —  Наша вина,  и должны мы тебя  вознаградить.  Выбирай себе любую из тех девиц в жены. Алдар-Косе того и ждал. Выбрал он самую красивую девушку и женился на ней.

Как Жиренше женил своего сына
Однажды девушки отправились собирать дрова. Собрали они по вязанке. Вдруг пошёл дождь. Все побросали свои дрова и убежали в юрты; только одна осталась в поле, прикрыла подолом свою вязанку и сидит. В это время проезжал известный острослов    Жиренше-Шешен    и спросил девушку,  почему  она,  как другие,  не  убежала,  а сидит под дождем, мокнет. Девушка ответила: — Хотя меня и замочит дождь, зато я приду с сухими дровами, зажгу огонь, скоро высохну и обогреюсь.
Жиренше не спросил ее имени и уехал. Прошло немного времени, и Жиренше решил отыскать умную девушку, чтобы женить на ней своего сына. Взял он сына, поехал с ним по аулам и в каждом ауле бил его. Когда Жиренше спрашивали, за что он бьет сына, он отвечал: «За то его бью, что он все делает, как ему скажешь». Все удивлялись глупости отца, одна только девушка сказала: — И бей его: его нужно бить, пока он не станет поступать по своему уму-разуму. Тогда Жиренше узнал, что это та самая девушка, которую он ищет. Взял он ее замуж за своего сына.

Социально-педагогическое значение.
Алдар Косе – наиболее заметный и широко известный персонаж казахского устного фольклора, которого недаром обрекли на славу как представителя менталитета всех народностей Казахстана. И сегодня похождения этого хитреца вызывают интерес у молодого поколения. Снимаются фильмы по мотивам народных сказок, даже поступило предложение сделать 1 апреля днем рождения Алдара-Косе. А это значит, что Алдар является примером для подражания и качества, которыми он обладает также ценны и необходимы для современного казаха.

Чтобы лучше разобраться в этом персонаже, обратимся к другим сказкам, посвещенным Алдару-Косе. Родился герой в семье бедного пастуха Алдана, которому на жизненном пути попадались одни лишь обманщики. Алдан очень боялся, что его сыну будет уготована такая же судьба, что он позволит мощенникам обманывать себя. Поэтому Алдар пообещал отцу, что когда он вырастет, то будет ездить по аулам и мстить всем мощенникам. Так Алдар Косе и стал казахским Робин Гудом.

Главный герой второй сказки – мудрец Жеренше Шешен. Жиренше Шешен занимает особое место в казахском устном народном творчестве как пример тонкого ума и сообразительности. Сказки, рассказы о Жиренше встречаются в казахском фольклоре, начиная с ХV века. Любопытно, что такой человек действительно существовал. Жиренше Шешен – это оратор, имя которого стало легендой и который известен в народе своим красноречием и умом. Судя по легендам и приданиям, он жил в период становления Казахского ханства (XV-XVI вв.).

Обе сказки акцентируют наше внимание на такой проблеме, как человеческая глупость. В первой истории можно наблюдать противопостовление хитрости и глупости, где хитрость представлена Алдаром-Косе, а глупость – всеми остальными героями, во второй же сказке глупости противопоставляется мудрость, находчивость девушки и Жиренше.

Помимо этого у сказок общий финал – женитьба, не смотря на то, что к этому событию герои пришли совершенно разными путями. Можно сказать, что Алдар-Косе женился случайно, ведь вся история началась с того, что он случайно нашел обглоданную баранью лопатку, да и не мог он предугадать, что ему встретиться путник, везущий мертвую девушку. И главным критерием выбора невесты для героя была красота. Во второй сказке жену для сына Жиренше выбрал заранее и уже искал конкретную девушку. Критерием выбора здесь был ум. И еще одно ключевое отличие – в первой сказке герой выбирал себе жену сам, во второй – отец выбирал жену сыну.


Чему учат эти сказки (социокультурные ценности, которые можно выделить).
В первой сказке особое внимание уделено воспитанию такого качества как гостепреимство, которое проявляли и старуха, и бай. Также можно увидеть и то, что для казахов гостя нельзя ни в коем случае обижать, ведь когда Алдару-Косе был «нанесен ущерб», оба хозяина возместили его сполна, несмотря на абсурдность обстоятельств. Жизнь кочевника сформировала особенный менталитет, чертами которого являются интеллект, философичность и демократичность. Чертами казахской нации является её открытость, дружелюбие, гостеприимство, незлопамятность и т.д.

Имеется немало примеров радушия и гостеприимства казахов во все времена. В этом отношении особенно показательной и наглядной является давняя дружба казахов с другими народами. В настоящее время в Казахстане проживают более ста различных национальностей.

Но не только по отношению к гостю казахи ведут себя справедливо и честно, ведь в сказке главному герою взамен «убитой» невесты, была предложена другая.

Персонаж Алдар-Косе – достаточно сложная, сточки зрения социально-психологической характеристики, фигура. Он учит оставаться самим собой, но при этом использовать окружающую действительность в свою пользу; показывает, как социальное неравенство заставляет людей приспосабливаться, меняя свою жизнь к лучшему. Хитрость, расчет и изворотливость всегда дают свои плоды. При этом герой не прибегает к волшебным силам или предметам. Ему достает собственного ума, чтобы пользоваться глупостью и жадностью людей дабы менять ситуации в свою пользу. (В данном контексте необходимо учитывать, что подобные качества развиваются у людей в условиях ярко выраженного социально-экономического неравенства, что актуально для современной России и отношений между национальностями).

С точки зрения социальной педагогики данная информация не имеет цены, так как в относительно коротком тексте метафорически излагается, можно сказать, «поведенческий кодекс», помогающий не только понять целый народ, но и научиться внимательнее относиться к себе и особенностям окружающих нас людей.

Вторая сказка учит подрастающее покаление уважению к старшим. Ведь сын Жиренше не стал противится решению отца по поводу его женитьбы, да и то обстоятельство, что мудрец бесприпятственно бил своего сына в каждом ауле, говорит о том, что казахи не перечат старшим. Но с другой стороны, Жиренше бил своего сына как раз за то, «что он все делает, как ему скажешь». Поэтому нужно слушать старших, но поступать по «своему уму-разуму». Таким образом, в сказке предлагается решение и конфликта между поколениями, что также носит социально-педагогический характер.

В первой сказке задействованы также и животные, что не случайно, ведь основное богатство кочевников – скот. Овцы – символ материального богатства, обеспеченности. Баран считался, по представлениям казахов, единственным животным, побывавшим в раю. Поэтому его чаще приносят в жертву.

Женская мудрость и ум являются главной смысловой составляющей этой сказки. Именно девушка с такими личностными качествами имеет большую возможность успешного замужества и дальнейшей жизни. Но и рассмотреть такую девушку тоже искусство, которым и обладает ни кто-нибудь, а «известный острослов Жирен-Шишен».

Сказка учит важности самостоятельно принимать решение, несомненно, является весьма актуальной социально-педагогической проблемой и в наши дни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в сказках, безусловно, отражается менталитет народа. И посколько наша страна и наша область многонациональны, мы должны находить общий язык с разными нациями и народностями. И один из путей, который может привести нас к взаимопониманию – это знакомство с народным творчеством, в том числе и со сказками, содержащими важнейшую социально-педагогическую информацию, прошедшую испытание веками.

 

Точка зрения конфликтолога



Володина Ирина

конфликтолог – 4 курс
В данной сказке, с точки конфликтологии, стоит такая проблема как конфликт поколений. Родители не дают свободы действий своим детям, чрезмерно опекают их. Сказка учит принимать решения самостоятельно, искать компромисс, что, по большому счету, одновременно является и проблемой социализации.

Сравнивать поколения трудно. В каждом поколение есть и будут разные взгляды людей, основанные на часто непреодолимых отличиях в традициях, нормах, ценностях. Поэтому в основе таких конфликтов лежит ригидное поведение, когда участники трудной ситуации склонны абсолютизировать собственные привычки и вкусы, поэтому, как у многих представителей старшего поколения, так и у молодежи на первый план часто выступает потребность внешнего проявления своих социальных потребностей, не учитывая внутренние побудительные причины конфликтной ситуации.


Упражнение, которое может в некоторой степени решить этот конфликт или предотвратить его.

Стоят два стула. Посредник просит сесть двух участников на стулья, которые по ходу упражнения меняются ролями. Например, сын становиться отцом и наоборот. Им предлагается вести себя соответственно поведению своего отца, но нельзя придумывать, преувеличивать, анализировать это поведение. Участник говорит так, как ему кажется, ведет себя родитель. Затем они меняются местами, и родитель проходит ту же процедуру.

В результате упражнения участники анализируют поведение друг друга и обсуждают проблему вместе. Посредник должен только направлять и почти не вмешиваться в само упражнение, но по окончании необходимо помочь найти конструктивный путь решения проблемы или дать профессиональные рекомендации.

Для предотвращения межнациональных конфликтов может подойти тренинг на сплочение. Могут помочь упражнения «Поменяйтесь местами по…», «Поиск сходства» и другие.



Говорова Алёна

социолог – 3 курс

Грузинская народная сказка
Две пощёчины
Жил на свете бедняк. Ничего у него не было: ни земли, ни скотины, ни птицы, одна только кошка в пустой лачуге. Всю жизнь он голодал, с голоду чуть не помирал. «Пойду-ка я к царю, поведаю ему про свою нужду»,— решил бедняк.

Посадил голодную кошку в мешок и отправился в путь. Легко сказать, да нелегко к царю попасть. Остановил бедняка у входа злой страж, не пускает во дворец. Долго просил его бедняк и упрашивал, пока тот наконец согласился.

— Так и быть, пропущу, но с уговором: дашь мне половину того, что сам получишь от царя!

Вошёл бедняк в царский зал и выпустил кошку из мешка. Забегала, замяукала голодная кошка.

— Зачем пожаловал, зачем кошку принёс?— спрашивает царь.

— В доме у меня ни крошки, даже мыши разбежались, не подыхать же кошке,— говорит бедняк.— Возьми её себе, а мне взамен дай две оплеухи!

Удивился царь. Слыхом не слыхивал, чтоб кошку на пощёчины меняли, но просьбу бедняка исполнил — влепил ему пощёчины.

Бедняк поблагодарил царя и пошёл из дворца. Кинулся за ним страж, загородил дорогу.

— Что получил? Давай скорее половину! Бедняк дал ему пощечину, и завязалась драка.

Царь услышал шум и вышел посмотреть, что происходит.

— Не впускал меня твой страж во дворец,— объяснил бедняк,— пока не обещал я ему половину того, что получу сам. Потому и попросил у тебя две оплеухи, надо же было поделиться с ним!

Рассмеялся царь и щедро одарил находчивого бедняка.


Социально-педагогическое значение заключается в том, что:
На мой взгляд, эта замечательная сказка показывает, как следует вести себя в сложной ситуации. Поставив перед собою цель, человек всегда должен идти к ней, преодолевая все преграды на своем пути. Данная сказка говорит о том, что преодолеть проблемы, вставшие на вашем пути, можно с помощью смекалки и находчивости, которые, как правило, всегда вознаграждаются. И даже с «врагом» стоит поделиться, чтобы ему это стало уроком.

Я считаю, очень метафоричен образ кошки, которая символизирует то дорогое, что есть у каждого: друзья или родственники, любимый человек. И сказка нам говорит о том, что даже если у тебя ничего нет, нужно продолжать заботиться о них, дорожить ими, отдавать себя, ведь все это вернется обязательно, и, причем, в двойном размере.

В национальном менталитете, на мой взгляд, сказка формирует такие ценные качества, как смелость (не каждый нищий решится обратиться к царю), находчивость, заботливость и щедрость, а также умение оценить способности даже самого простого человека, не взирая на его социальное положение.

Точка зрения конфликтолога

Журбина Екатерина

конфликтолог – 4 курс

Социальные конфликты, представленные в данной сказке:

1. Межстатусный конфликт (стража-бедняк)

2. Взяточничество как социальное явление и как пример социальной деформации.


Игра: поставить перед группой задачу найти «то», что мог бы еще бедняк взять у царя, чтобы поделиться со стражей.

Подумать, чем отличаются понятия «хитрость» и «ум»; какие выводы мог сделать царь для себя как для правителя; какие конфликты может вызывать бедность как социальное явление (политические, организационные, семейные…)?



Точка зрения конфликтолога
Кушнир Юлия

конфликтолог – 4 курс
Социальный конфликт данной сказки - конфликт бедности, вечный конфликт в истории всего человечества. Эта не первая сказка, в которой поднимается данная проблема. Где же, как не в сказке можно подшутить и осмыслить глубину социальных противоречий!
«Бедность - не порок» - эти слова мы все знаем с детства.

Главный герой сказки голоден, но он очень богат духовно. А что как ни богатство души может спасти человека. Чувство справедливости выдвигается на первое место. За скупость главный герой и наказал охранника.

Конфликт социального неравенства существовал всегда. Чтобы снизить уровень конфликтности нужно в 1ую очередь бороться с бедностью населения. В нашей стране упорно идет борьба с бедностью, что делает подобные сказки актуальными в процессе воспитания детей.
Предлагаем использовать следующую анкету для выявления социальных проблем в социуме.

следующая страница >>