Мбоу «Сугутская сош» Батыревского района Чувашской республики Первая актриса Тани Юн гордость чувашского народа. - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Иванова О. И., учитель химии мбоу «Напольнокотякская сош» Канашского... 1 59.01kb.
Богу-душу, жизнь-отчизне, долг-себе, честь-никому. «Вестник кадетов» 1 101.82kb.
Богу-душу, жизнь-отчизне, долг-себе, честь-никому. «Вестник кадетов» 1 101.34kb.
Простые числа… Так ли проста их история? 1 147.77kb.
Министерство здравоохранения и социального развития чувашской республики... 1 179.57kb.
Образовательная программа основного общего образования мбоу «сош д. 2 933.38kb.
Природная характеристика Шумерлинского района Чувашской республики... 1 117.77kb.
Пояснительная записка к проекту постановления Кабинета Министров... 1 22.89kb.
Секция №4 модератор Кирильчик А. М., зам директора мбоу сош №32; 1 55.42kb.
Решением педсовета мбоу «сош с. Маскара» 1 30.33kb.
Мбоу«Кунашакская сош» Сайдуллина Р. Ж 3 1281.29kb.
Знаменательные даты и праздники. Октябрь 2009 года 1 471.19kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Мбоу «Сугутская сош» Батыревского района Чувашской республики Первая актриса Тани - страница №1/1

МБОУ «Сугутская СОШ»

Батыревского района Чувашской республики

Первая актриса Тани Юн -

гордость чувашского народа.

Выполнили: ученицы 7 класса

Елагина Виктория,

Григорьева Надежда.

Руководитель: учитель истории и КРК

Ксенофонтов Н.В.

Сугуты-2013г.

Содержание.

1. Введение

2 .А были ли чувашские фильмы?

3. Тани Юн - псевдоним Бурашниковой Татьяны Степановны, первой чувашской киноактрисы.

4. Дорога Тани Юн в киноискусстве

5. Итоги опроса школьников 7-11 классов.

6. Заключение. Выводы.

Тезисы:

1. 28 декабря 1895 года во Франции, в Париже, был снят и показан первый кинофильм.

2. В наших краях первый кинотеатр «Патэ» появился в Алатыре в 1908 году.

3. О существовании чувашских фильмов знают всего 10% опрошенных нами знакомых.

4. Тани Юн- первая чувашская киноактриса. 28 января 2013 года ей исполнится 110 лет со дня рождения.

5. Наша республика стала первой и единственной автономной республикой, имевшей своё кинопроизводство. Это случилось в 20-30 годы 20 века.

6. «Волжские бунтари»-первый чувашский фильм, режиссер Петров - Бытов.

7. Второй фильм был постановлен по произведению «Зора» Гарина-Михайловского.

8. Тани Юн- исполнительница главной роли в фильме «Сарпике», который демонстрировали за рубежом.

9. Чувашский фильм «Аппайка» -боевик того времени (1930год).

10. А «Священная роща» об острой классовой борьбе во время коллективизации.

11. Осенью 1930 года «Чувашкино» прекратило своё существование.

12. Почти все чувашские фильмы были уничтожены в известные 37-е годы.

13. Есть надежда, что чувашские фильмы будут выкуплены из-за границы: из Германии- фильм «Волжские бунтари»,а из Америки- фильм «Сарпике»?

14. Итоги опроса школьников 8-11 классов.

15. Вера в добро и уважение к прошлому.



Введение.

С 2001 года директором чувашского «Дома кино» работает наш односельчан «Заслуженный работник культуры Чувашской Республики» Медведев Николай Ильич. Он очень часто приезжает в наш сельский Дом Культуры с различными современными артистами, которые рассказывают о своей жизни, о кинофильмах, где они снимались Однажды мы задали вопрос Николаю Ильичу о том, были ли чувашские фильмы. И он нам рассказал о первой чувашской киноактрисе Бурашниковой Татьяне Степановне, которая снялась в фильмах «Вихри на Волге», «Ял», и другие.

Мы решили сами узнать о ней, о её работе и рассказать обо всём ребятам. Так появилась наша исследовательская работа. Начали мы с того, что написали письмо в деревню Чербаи Ядринского района, где родилась будущая киноактриса. Полученные материалы мы используем в своей работе.

Актуальность работы состоит в том ,что знания нашего прошлого, страниц истории чувашского народа поможет нам в настоящем и будущем.

Цели работы:1) пробудить живой интерес к культуре чувашского народа;

2) выяснить, были ли чувашские фильмы и кто является первой чувашской актрисой;

3) изучить творческий путь первой чувашской киноактрисы Тани Юн.

А были ли чувашские фильмы?

Знаете ли вы, в каком году был снят и показан первый кинофильм?

Это было 28 декабря 1895 года в Париже во Франции. Братья Огюст и Луи Жан Люмьеры засняли и показали двухминутный черно-белый фильм. Он назывался «Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота». Рассказывали, это было удивительное зрелище (когда смотрели этот фильм, некоторые зрители, увидев приближающийся поезд на экране, вскакивали с мест и бросались к выходу: они испугались, что поезд наедет на них, и они окажутся под колесами). Движущиеся фотографии впоследствии назвали «кино», от греческого - двигаю, двигаюсь.

Через полгода уже в России в Санкт-Петербурге показали свои работы под названием «Коронация царя Николая Второго», и «На Нижегородской ярмарке» кинематографисты В.Санин и А.Федицкий.

Вскоре после первого показа фильмов в Санкт-Петербурге и Москве «великий немой» появился и в наших краях. Впервые увидели его алатырцы. Здесь частный предприниматель Ф.Блохин в 1908 году открыл в своем каменном торговом доме кинотеатр «Патэ» по названию одноименной французской фирмы, у которой было приобретено оборудование и скупались киноленты.

Кинофильмы в Чебоксарах начали показывать в 1914 году. Специальных помещений не было. Вначале фильмы демонстрировались только летом, в так называемом Летнем театре, на берегу Волги. А позже и зимой в помещении Чувашского театра в свободное от спектаклей вечера. Фильмы были как отечественные, так и зарубежные.

А были ли чувашские фильмы?

Этот вопрос нас заинтересовал тогда, когда мы начали более глубже изучать культуру чувашского народа.

Не странно ли, мы можем долго и интересно рассказывать, особенно, по зарубежные фильмы, часто любуемся фотоснимками зарубежных артистов, благо, их теперь везде достаточно, и на обложках дневников, тетрадей. А своих-то и не знаем. И мы захотели узнать.

Работу начали с небольших исследований. Составили анкеты с интересующими нас вопросами и попросили ответить на них учащихся 7-11 классов нашей школы и 6 взрослых. В опросе участвовало 40 парней, 48 девушек и 6 женщин.. 75% мальчиков и девочек признаются, что смотрят фильмы часто. Около 79% школьников смотрят кинофильмы по телевизору, а кинотеатры посещает в Чебоксарах -21%. Зарубежные фильмы смотрят 70% , а российские - советские - 30%. Мальчики смотрят боевики, а девочки про любовь. Большинство людей смотрят взрослые фильмы, 31% опрошенных любят мультики, а 2% признались, что предпочитают эротику всем остальным жанрам, хотя этот вопрос не был включен…

Основные вопросы, которые нас интересовали, были про чувашские фильмы. О существовании чувашских фильмов знают всего 10%), 40% не знают основателя чувашской киностудии - И.С.Максимова- Кошкинского - это нас огорчило. Имя первой чувашской киноактрисы правильно выбрали 80%, это нас не удовлетворило, т.к. опрашиваемые догадались по характерному для чуваш псевдониму. Мы решили сами узнать и рассказать всем про чувашских артистов. Еще большим желанием возгорелись узнать про жизнь и творчество первой чувашской киноактрисы после просмотра фильма «Вихри на Волге» или «Ял». Этот фильм, мы думаем, каждый воспринял по-своему, но главное - никто после него не остался равнодушным.

Поразила героиня Марье женщина, ничуть не хуже нынешних красавиц, с серьгами и добрыми глазами, с правильными чертами лица, высокая, стройная играла правдоподобно, жизненно. Эта была Тани Юн.

28 января 2013 года ей исполняется 110 лет. Этому юбилею и посвящена наша работа.
Тани Юн - псевдоним Бурашниковой Татьяны Степановны, первой чувашской киноактрисы.

Тани Юн - псевдоним Бурашниковой Татьяны Степановны. «Юн» в переводе с чувашского означает «кровь». Кровь, которая должна течь всегда, не останавливаясь... «Кровь кипит», говорят про неутомимого человека. Такой же и была Тани Юн.

Родилась Татьяна Степановна Бурашникова в Ядринском районе в деревне Чербаи. Росла трудолюбивой, проворной и выносливой девочкой. Наравне с мальчиками ходила в ночное пасти лошадей, с малых лет приучалась к труду. Отец и мать отправляют дочку в школу учиться в Ядрин. После школы Таня едет учиться в Москву и возвращается, получив специальность спортивного инструктора.

А о театре мечтает с детства с тех пор как увидела первый раз спектакль в Ядрине некого драмкружка, которым руководил Николай Мордвинов (впоследствии известный артист, исполнитель ролей: Арбенина в к/ф «Маскарад», Богдана Хмельницкого в одноименных картинах).

Мечта сбылась в 1924 году. Ее желание стать артисткой и талант заметил Иоаким Степанович Максимов-Кошкинский, впоследствии ее муж, с кем посчастливилось прожить более 50-и лет вместе. По его советам Татьяна заканчивает студию при театре, начинает работать на сцене чувашского театра и не пропускает ни одной кинокартины, которые показывали в Чебоксарах. И когда Татьяна увидела на экране игру известной всему миру талантливой итальянской актрисы Франчески Бертини, потеряла покой: «Возможно ли такое?!».

Сверлила еще голову мысль: «Снимают свои фильмы армяне, грузины и другие народы страны, а почему мы не можем? Мы что, хуже других?»

Этими мыслями она поделилась со своим мужем Иоакимом Степановичем Максимовым-Кошкинским, организатором Чувашского театра и его художественным руководителем. Вначале он не придал этому особого значения, а потом, когда вопрос: «А почему мы не можем?» - стал звучать все настойчивее, тоже серьезно задумался.

На такое грандиозное дело не было ни денег, ни сценариев, ни мастеров, ни актеров, но родилось огромное желание.

У чувашской интеллигенции в то время желания было много - образование автономии всколыхнуло душу народа, пробудило чувство национального самосознания.

Чуваши задумались и хотели знать: кто они, кем были и есть, на что способны и как выглядят среди других народов страны. И как жить дальше? Заговорило чувство национальной чести. Появились свои ученые, писатели, поэты, композиторы. Этот духовный подъем не остудил даже страшный голод 1921 года. Бросалось в глаза то, как чуваши торопливо начали изучать свой язык, историю, собирали национальные песни - как бы хотели восполнить пробел столетий.

В такой обстановке и возникла мысль о создании чувашских кинокартин. Наша республика стала первой и единственной автономной республикой, имевшей свое кинопроизводство. Это случилось в середине 20-ых годов , благодаря неутомимой энергии и организаторским способностям И.С.М.-Кошкинского и его супруги Тани Юн (Т.С.Бурашниковой), подержанных руководством республики.

Создание фильма по тем временам стоило 25 тыс.рублей (при долевом участии). Сумма - огромная. Но желание иметь чувашскую картину было так велико, что Областной исполком принял энергичные меры. Трижды рассматривали вопрос. Деньги были найдены, договор подписан с киностудией «Севзапкино» (ныне «Ленфильм»). Вопрос решили очень оперативно, за 11 дней. Сценарий Максимовым- Кошкинским был уже написан и утвержден для первого фильма «Волжские бунтари». Режиссером назначен Петров-Бытов.

В этом фильме основные роли исполняли русские артисты, в эпизодических ролях были заняты некоторые чувашские. Мечтавшей сыграть роль Элиме, Тани Юн роль не доверили, сказав, что нет актерского опыта.

Неутомимая Татьяна ходила смотреть как снимают фильм, училась, наблюдала, помогала. И режиссер предложил ей небольшую роль матери, которая во время бунта, в сутолоке событий потеряла сына. Каратели по всей деревне рыщут, убивают, стреляют, лошади ржут, вокруг визг, стоны - очень тревожные моменты, но этого женщина не замечает - она ищет своего сына. Наконец нашла свое чадо, убитого от пули карателя. Такая нестерпимая, душевная боль в глазах, такой гнев...



Дорога Тани Юн в киноискусстве

С этого эпизода начинается дорога Тани Юн в киноискусстве. О фильме были самые восторженные отзывы. «Чувашская кинокартина! Легко сказать... А если вдуматься поглубже, поймешь, насколько мы шагнули вперед в своем развитии и открывается простор нашим мечтам о еще лучшем будущем!» - писал в газете «Канаш» один из зрителей.

Второй фильм был поставлен по произведению «Зора» Гарина- Михайловского. Русский сюжет в сценарии был перенесен на чувашскую почву, т.к. другого литературного материала в то время не было. И.С.Максимов-Кошкинский написал сценарий, он и рассчитывал на успех фильма и не ошибся. Режиссером был Фрелих, оператор - Винклер. В главной роли «Сарпике» играет Тани Юн - уже никто не сомневается в ее таланте. Сам И.С.Максимов-Кошкинский в роли свата. В массовых сценах, их было много, снимались крестьяне из близлежащих деревень. Съемки шли скоро, с большим вдохновением. Были и приключенческие моменты. Однажды при съемках эпизода свадьбы, конь, на котором сидела Татьяна (конечно же, без седла), испугался и понесся во всю прыть. Все ахнули: не удержится Татьяна Степановна, разобьется. Но Тани Юн не зря ходила в ночное, она была отличной наездницей и сдержала коня.

После этого фильма чувашские зрители начали называть ее Сарпике. В этом фильме Максимов-Кошкинский придумал приукрасить свой черно-белый фильм. Эпизод ночного луга он покрасил в сине-голубой цвет, а сцену пожара в оранжево-красный (не зря учился в Казанской художественной школе). Эффект для кинозрителей тех лет был поразительным. Фильм «Сарпике» пользовался громадным успехом, его демонстрировали и за рубежом. Но острыми критиками стали чувашские зрители. У них в голове не укладывались некоторые эпизоды: как может чувашская девушка в летнюю страдную пору разгуливать с любимым по лугам? И не могла она проявлять при людях своей любви к парню, идти за чувствами.

Режиссер Фрелих и приглашенные артисты со стороны не были знакомы с национальными особенностями и строгими этическими нормами Чувашии. Для Максимова-Кошкинского это был уроком.

Таня Юн исполнила главные женские роли в фильмах «Черный столб» и «Вихрь на Волге». Как сама Таня Юн вспомнила в книге «Дни и годы минувшие»: «Любила я играть девушек как Марья, очень смелые, веселые. Такие герои радовали зрителей и вдохновляли бороться с врагами.

В 1930 году началась демонстрация пятого чувашского фильма «Аппайка». Героиня его простая чувашская женщина - прачка (которых презрительно называли «аппайками») Таиса. Она смелая, бойкая. Фильм назвали боевиком того времени. Тани Юн очень талантливо изобразила эту женщину, особенно в эпизодах, связанных с ее братом. Она тайная связистка красноармейцев, брат-офицер белогвардеец. И работает Таиса прислугой у брата, не догадываясь, что он родной. А брат это знает. Острый сюжет фильма, захватывающая игра основных исполнителей обеспечили фильму успех.

В 1930 году, когда чувашская деревня встала на путь коллективизации, «Чувашкино» приступает к съемке фильма «Священная роща», о колхозном строительстве и острой классовой борьбе. Татьяна Степановна в этом фильме играла роль снохи Василия

Васильевича, середняка крестьянина, со своей дочерью Изидой. Злободневность темы и своевременность выпуска на экраны сыграли большую роль в агитации крестьян в коллективное хозяйство.

Этот фильм был предпоследним. Осенью 1930 года «Чувашкино» влилось в начавшую работать организацию «Востоккино» и прекратило свое существование.

Последний чувашский фильм «Асту!» («Помни!») снят «Востоккино» по сценарию Н.Мранька в 1932 году. Тани Юн играла роль председателя колхоза, который борется с сектантами, вредящими колхозному хозяйству. Фильм был снят в Крыму. Главных действующих лиц - деревенских крестьян чувашей там не было. Отрыв от родной среды оказался не в пользу.

Громоздкая студия, куда должны были войти на паевых началах 21 автономная республика и область, вскоре прекратила свое существование.

Жизнь Тани Юн многогранна, в свое время известность была далеко за пределами.

О фильмах «Чувашкино», о звезде чувашского киноэкрана Тани Юн, кроме ведомственных изданий - газеты «Кино» и журнала «Советский экран», сообщали американские, немецкие и египетские газеты. Германия закупила фильм «Волжские бунтари». По некоторым данным, американцами был закуплен фильм «Сарпике», копия которого хранится и до сих пор, но выкупить, говорят, очень дорого.

Но судьба не пожалела и Тани Юн. Известные 37-ые годы...Оклеветанные были арестованы И.С.Максимов-Кошкинский, Тани Юн и обвинены в засилии в чувашском кино и популяризации себя в иностранных журналах. Страшная трагедия - смерть 34-х летней дочери Изиды в автокатастрофе - все это пришлось выдержать в жизни.

Рассказывая о Тани Юн, нельзя не говорить о Максимове- Кошкинском и наоборот. Их невозможно отделить друг от друга. Эти люди, горевшие одной мечтой, 50 лет были рядом.

К сожалению, из 7-ми художественных и 3-х документальных фильмов, отснятых в то время, сохранилось немногое: «Священная роща», одна часть фильма «Волжские бунтари» и документальные: «Страна чувашская» и фрагмент о И.Я.Яковлеве. Фильмы были уничтожены в известные 37 годы, когда Максимова-Кошкинского посадили за решетку и начали переписывать историю театра и кино, исключая фамилию основателей.

Киноискусство, как величайшее средство духовного воздействия на людей, прошло огромный путь. «Великий немой» сменился звуковым. Вместо черно-белых появились цветные, вместо плоскостных - объемные, привычными стали широкоэкранные и широкоформатные. Появилось телевидение и интернет.

Как вспоминала Тани Юн: «Про меня говорят - первая чувашская актриса. «А я спрашиваю: «А кто вторая»? Здесь хочется отметить мужество и волевой характер актрисы, бескорыстно любящей окружающих и искусство.

Хочется верить, что появится и среди нас актриса, которую будут снимать на обложку российских и зарубежных журналов, будут печатать фотографии и писать о ее таланте. Может быть, вырастет богатый человек, который поможет выкупить фильм из-за рубежа. А нужны ли они вообще? Конечно, да - для истории. Чтобы мы могли гордиться достижениями своих земляков и брали с них пример для хороших, нужных, полезных дел.



Итоги опроса школьников 7-11 классов

В своей школе мы познакомили учащихся 7-8 классов с режиссером и создателем киностудии Максимовым-Кошкинским и с вдохновителем и участником в создании кинолент и талантливой актрисой Тани Юн. В ходе рассказа мы просили заполнять листы с вопросами. 90% признались, что им интересно было узнать своих патриотов. Многие захотели посмотреть чувашские фильмы, некоторые предлагали устраивать фестивали или дни показа чувашских фильмов.



Результаты опроса




Смотрят фильмы







Сколько

часто

48

75%

редко

28

25%

Где

В кинотеатрах

12

21%

По TV или видео

60

79%

Какие

Российско-советские

20

28%

зарубежные

50

69%

Про что

Про взрослых

45

62%




Про детей и мультики

22

31%




Про любовь( эротика)

14

21%




Про войну и боевики

41

57%




Детективы и комедии

15

20%

Про чувашские фильмы






Что


знают

Знают Максима-Кошкинского

43

60%

Знают Тани Юн

61

80%

Хотят посмотреть чувашские фильмы

30

40%

Заключение.

Мы надеемся, те, кто их посмотрит, обязательно приобщится к нашей культуре, и пробудится у нас желание или зажжется огонек в душах, пробуждая в нас веру в добро и уважение к прошлому.



Использованная литература

  1. Антонов М.К. Из истории «чувашкино», газета «Советская Чувашия»,28.29.31августа. 2 сентября.1995г.

  2. Максимов-Кошкинский И.С. «Жилось не так. Как хотелось», газета «Советская Чувашия» 15 сентября 1993 г.

  3. Сорокин В.Е. «Кино искусствин чаваш сершывечисул-йере.» Тавн Атал,№1.1997с.

  4. Тани Юн. « Иртне кун сулсем»Шупашкар.Чаваш кенеке издательстви.

  5. Тани Юн «Аса илес килменнисем» К, Кириллов пухна.»хыпар» кенеки, нарас,1993с.

  6. Кинофилм «одна.но пламенная страсть…» сценарист Антонов М.К.

Тани Юн в роли Сарпиге в одноимённом фильме. 1927 г.




Афиша кинокартины «Сарпиге». 1926 г.