Мбоу кривошеинская сош» Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы из опыта работы Ивановой Татьяны Пе - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Мбоу кривошеинская сош» Организация проектной деятельности на уроках русского языка - страница №2/2

Глава 3. Использование метода учебного проекта на уроках литературы

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов.

Литература как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре – дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта по литературе можно представить в виде схемы:


Учебный проект

Проблема проекта

“Почему?”

Актуальность проблемы – мотивация

Цель проекта

“Зачем?” (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

“Что?” (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

“Как?” (мы это можем делать)

Выбор способ и методов, планирование

Результат

“Что получится?” (как решение проблемы)

Ожидаемый результат

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

  1. Погружение в проект;

  2. Организация деятельности;

  3. Осуществление деятельности;

  4. Презентация результатов.

Следовательно, выполнение задания требовало от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений.

Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.

Проектные задания по литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.

Работа над различными проектами продолжается и в следующих классах.

Учебный проект, который возможно предложить обучающимся 8 класса, - сборник работ, объединенный названием “История моей семьи в истории Родины”, можно предложить после изучения рассказа В.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”. Отправной точкой к созданию проекта будет последняя фраза из рассказа: “Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история”.

Алгоритм работы над учебным проектом


Тема: “История моей семьи в истории моей Родины”, 8 класс

Тип проекта: творческий



Проблема

Мы плохо знаем свою родословную, историю своей семьи, своих предков

Почему?

Не интересуемся

Не сохранилось достаточно сведений

Отсутствие семейных традиций

Родители тоже плохо знают историю своей семьи

Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные


Что делать?

Изучить историю семьи

Как?

Узнать у родителей, бабушек, дедушек, родственников сведения о семье

Изучить документы, семейные реликвии, фотографии



Что получить? (результат)

Сочинение “История моей семьи в истории моей Родины”

Познавательный (знания об истории семьи, предках)

Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность)


Для решения возникшей проблемы учащиеся должны будут найти в семейных альбомах самую старую (или самую интересную, на их взгляд) фотографию, рассказать не только о том, где и когда она была сделана, но и узнать у родителей или бабушек и дедушек о людях, изображенных на ней, их судьбах и тем самым прийти к выводу о том, как история нашей страны, народа отразилась в судьбах их предков, какой вклад внесли они в историю своего народа. Подобная работа, во-первых, сближает старшее и младшее поколения, воспитывает и в тех, и в других взаимное уважение, во-вторых, пробуждает у обучающихся интерес к образу жизни предшествующих поколений, что в конечном итоге несколько снимает напряженность в разрешении вечной проблемы “отцов” и “детей”.

Кроме этого, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций.

Важен также и познавательный аспект, т.к. учащиеся, рассматривая старые фотографии, попытаются узнать, где и когда была сделана фотография, опишут костюмы начала и середины 20 века, что способствует развитию интереса к прошедшей эпохе, образу жизни людей.

В 9 классе самая значимая и объемная тема – “Жизнь и творчество А.С.Пушкина”, поэтому реализации цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над созданием проекта “Памятник А.С.Пушкину”. Работа над этим проектом подробно описана в журнале “Литература в школе” №6 за 1998 год (статья Р.Д.Мадер “Как мы создавали памятник Пушкину”). Реализация этого проекта поможет ученикам создать свой образ Пушкина, сделать его близким и даже “родным”.

Развитию информационной и коммуникативной компетентности обучающихся 10 класса будет способствовать подготовка проекта по лирике Ф.И.Тютчева. Как известно, поэзия Тютчева недостаточно глубоко понимается школьниками, не всегда находит эмоциональный отклик в их душах.

На 1-м этапе – погружении в проект – учитель должен пробудить у обучающихся интерес к теме проекта, очертить проблемное поле, расставляя акценты значимости. В результате проблематизации учитель совместно с учащимися определит цель и задачи проекта – поиск способов решения проблемы проекта.

На 2-м этапе учитель организует школьников в группы, определяя цели и задачи каждой из них. Например:



  • Представить краткий биографический очерк;

  • Собрать и представить материал о художественном мире поэта по различным направлениям:

    • Философские взгляды Тютчева и философская поэзия;

    • Природа в ранней и поздней лирике Тютчева;

    • Особенности композиции стихотворений;

    • Роль антитезы в стихотворениях поэта и др.

При определении заданий для каждой группы необходимо учитывать характер задания: реферативный, исследовательский или творческий. И в связи с этим используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности. На втором этапе происходит и планирование работы по решению задач проекта.

3-й этап – осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, при знакомстве с критической литературой в журналах, монографиях, в сети Интернет, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Когда детям не хватает знаний, каких-либо умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.

4-й этап - презентация проекта – как одна из целей проектной деятельности обязателен и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, т.к. именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Продуктом проектной деятельности учащихся станут тематические статьи реферативного характера, сочинения по личным впечатлениям, анализ стихотворений, статьи исследовательского характера по анализу различных аспектов мастерства поэта, иллюстрации к стихотворениям Тютчева.


Алгоритм работы над учебным проектом


Тема: “Поэзия Ф.И.Тютчева”, 10 класс

Тип проекта: исследовательский, творческий



Проблема

Поэзия Тютчева недостаточно глубоко понимается учащимися, не всегда находит эмоциональный отклик в их душах

Почему?

Недостаточно знаний о жизни и творчестве поэта

Философская поэзия трудна для восприятия учащимися 15-16 лет

Поэзия Тютчева недостаточно изучается в средних классах


Что делать?

Изучить жизнь и творчество поэта в доступной, привлекательной для учащихся форме

Как?

С использованием дифференцированных групповых заданий

С использованием современных педагогических технологий (ролевая игра)



Что получить? (результат)

Сборник работ обучающихся

Познавательный (знания о жизни и творчестве Тютчева)

Воспитательный (эстетическое, патриотическое воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность, общеучебные, специальные навыки, исследовательские умения)


Для успешной работы на этапе презентации нужно научить обучающихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Здесь понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. В связи с этим значительно возрастает роль учителя, который обобщает, резюмирует, дает оценку. Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использования источников.


Заключение.

Конечно, примерно треть обучаемых хотят учиться, но хотят делать это в знакомой им манере, они умеют учиться, но предпочитают это делать с помощью известных им средств и способов. Такая позиция обучающихся вполне объяснима, т. е. они субъективно трактуют эффективность обучения через безопасность, они хотят предсказуемости учебных действий. Познавательная мотивация в этом случае бывает высокой. В современных условиях преподаватель должен сделать все возможное, чтобы ученик испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Ученик же, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы действий в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем. Именно этому способствует метод проекта.

Основные требования к использованию метода проектов можно определить тремя вопросами:


  • зачем?

  • для чего (кого)?

  • как?

Первое требование – это наличие либо субъективно, либо социально значимой для ученика проблемы. Очень важный момент, что при использовании метода проектов проблема не предлагается ученикам в готовом виде, как это часто бывает в проблемных методах, а с помощью различных приемов, средств наглядности учащиеся подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения. Формулировка проблемы – это и есть ответ на вопрос “зачем?”.

Второе требование: необходима практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов, т.е. ученик должен осознавать, где и как он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением. Соотношение проблемы и практической реализации её решения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Третья важная характеристика метода проектов – его самостоятельность, которая определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта.

Каждый новый проект не только опирается на опыт работы учащихся над предыдущим проектом, на сформированные навыки, но и способствует приращению новых знаний и умений.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она


  • Личностно ориентирована;

  • Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

  • Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

  • Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

  • Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

В качестве заключения заметим, что невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказе “Профессия”, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, задача же учителей русского языка - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия.



Список использованной литературы

Альбеткова, Р.И. Игра на уроках словесности в 7 классе [Текст]/ Русская словесность, 2000, № 4, С.67 – 71.

Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н.В. Басова. – Ростов – на – Дону, 1999, С.111-115.

Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [ Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. – Краснодар, 2000. - 54 с.

Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно – ориентированного образования [ Текст]. - Ростов – на – Дону, 2000. – 352 с.

Гин, А. Приемы педагогической техники [Текст]/ «Вита – Пресс». – М.,

1999.- 125 с.

Кульневич, С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие [Текст] / С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Ростов – на- Дону, 2001, - 160 с.

Шоган, В.В. Модульная организация педагогической практики [Текст] / В.В. Шоган, Н.Н. Мкртчян, О.В. Третьякова .- Ростов – на - Дону, 2000, - 175 с.

Якиманская, И.С. Технология личностно – ориентированного образования [Текст] // Журнал «Директор школы». – 2000. - № 7. – 145 с.



Приложение.
Тема: Разоблачение идей механизированного общества в романе-антиутопии Евгения Замятина «Мы» (2 часа)

(урок защиты проектов)

(11 класс)

Эпиграф урока:

Только тот свободен, кто

самостоятельно мыслит и не

повторяет чужих слов, смысла

которых он не понимает.

Б. Ауэрбах

Цели:

- образовательные: содействовать формированию представ­лений учащихся о противоречиях в творческой судьбе писателя и романе Замятина «Мы»; спо­собствовать освоению новых форм поиска обработки и анализа информации; организовать деятельность учащихся по выявлению прогностической силы романа Е. Замятина в сопоставлении с другими произведениями;



-развивающие: способствовать формированию коммуникативной и исследовательской компетентности; создать условия для развития креативности на уроке и во время подготовки различных видов проектов;

-воспитательные: приобщить учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества и гражданской ответственности.

Оборудование: портрет Е. И. Замятина; иллюстрации к роману; групповые проекты на компьютере; таблица для оценки проекта; лозунги-цитаты из романа.

Словарь: утопия; антиутопия; оксюморон.

Методические приемы:

- работа в малых группах с выбранными проектами (информационный, исследовательский, творческий, игровой) по теме урока;

- выразительное чтение наизусть отрывков из романа;

- создание экспедиционного журнала в результате посещения Единого Государства;

- написание статьи в газету под рубрикой «Нельзя молчать!»

Учебник: «Русская литература XX века» под редакцией Коровина

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний и умений учащихся.

Форма организации учебной деятельности: защита проектов.



Ход урока

Организационный момент. Знакомство с темой и целями урока.

Учитель. Запишите тему урока, эпиграф и про­блему:

«Выстоит ли человек «нового мира перед все усилива­ющимся насилием над его совестью, душой, волей».

Вы уже познакомились с биографией писателя, его творче­ством, выбрали темы проектов и готовы к защите.

Итак, слово - творческим группам.


1-й проект

Информационный

Группа обобщает материал предыдущего урока.

Тема: Противоречия в судьбе и творчестве писателя.

Жанр и смысл названия «Мы». История публикации.



Проблема: почему роман, написанный более 80 лет назад, не потерял актуальности?

Евгений Иванович Замятин прожил недолгую (1884—1937 гг.), но до отказа наполненную событиями, размышлениями, творческую жизнь. Судьба его - одна из многих драм нашей культуры. Считался неугодным писателем, шел вразрез с господствующей Идеологией. После полувекового забвения, запретов произведе­ния Замятина нашли своего читателя только в 90-е годы XX века.

Вся его жизнь построена на противоречиях.


Писатель не принимал шаблонов в жизни, неустанно искал свежие образы, метафоры. Он мастер русской литературы.



Учитель. В курсе изучения литературы мы не раз встречались с утопией. Что это за жанр?

Утопия (греч. «и» - нет, «топос» - место, буквально: нет места) - литературный жанр, описывающий искусственно созданное идеальное государственное и общественное устройство.

Антиутопия - это показ идеального государства, которое дошло в своем развитии до абсурда.

Нам знакомы его черты. («История одного города» Салтыкова-Щедрина.)

Новый жанр был реакцией на политику тоталитарного го­сударства. Насколько прав был в своих предвидениях Замятин, считавший, что возникновение тоталитарных режимов вызвало серь­езные сомнения в существовании идеального общества. Поэтому и возник жанр антиутопии.

Писатель мечтал опубликовать «Мы» в России, но цензу­ра сказала: «Нет!» Роман получил известность за границей - в 1924 году тепло встречен американской критикой. Только в 1952 году был опубликован русский текст, но не на родине пи­сателя, а в США. Лишь в 1988 году, почти 70 спустя после его написания, роман вышел в России. И мы имеем возможность читать его, размышлять над его страницами.

Рамки романа - антиутопия, думается, для Замятина слишком узки. Иными словами, наличие фантастики порождено не только спецификой жанра, сколько стремлением художника выйти за пределы действительности и проверить истинность тех или иных идей.

А фантастический сюжет обретает «достоверность», поскольку основывается на античных мифах, библейских сюжетах.

Практическая значимость проекта.

Работая над данной темой, мы задумались над тем, почему роман «Мы» актуален сегодня, и пришли к выводу, что он пре­достерегает любое общество от опасности, в котором «Я» не су­ществует, разоблачает идеи механизированного общества. (Лица без эмоций, душа без лирики, люди запрограммированные.) Ка­ждый человек в России, да и вся страна в целом сегодня должны задуматься о сохранении своего имени - необычного, загадочно­го, индивидуального. Не хотелось бы вновь превратиться в се­рую маску.



Учитель. Прошу оценить защиту информационного проект по критериям:

- содержание;

- эмоциональность и речь;

- практическая значимость.



Учитель (подводит итог выступления группы). Вы показали свою компетентность при обобщении материала о Замятине, его произведении в виде схем. Чувствуется, что проведена большая поисковая и творческая работа.
2-й проект

Исследовательский

Тема: Модель идеального государства.

Взаимоотношения личности и государства.



Проблема: найдена ли долгожданная гармония общественного и личного. Решение свободы и счастья.

Практическая значимость проекта.

Выступления учащихся.

Учитель. Что является предметом изображения в романе Замятина «Мы»?

(Будущее 31-го века.)

Чтение и анализ романа.

Роман открывается объявлением в Государственной Газете: «Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА. Бли­зок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовь­ется в мировое пространство... Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах, - быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми.

От имени Благодетеля объявляется всем нумерам Единого Государства:

Всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трак­таты, поэмы, манифесты, оды и иные сочинения о красоте и ве­личии Единого Государства...

Да здравствует Единое Государство, да здравствуют нумера, да здравствует Благодетель!»

Не правда ли, эти лозунги напомнили нам социалистические: «Да здравствует Ленин! Партия! Народ!»

Анализ данного текста.

Познакомимся с моделью Единого Государства.

Преимущества Единого Государства перед «древними обще­ствами» (записи 3, 4, 20-я). Например, 3-я: «...наиболее оседлая форма жизни (наша) - есть вместе с тем и наиболее совершен­ная (наша). Если люди метались по земле из конца в конец, так это только во времена доисторические, когда были нации, вой­ны, торговли, открытия разных Америк. Но зачем, кому это те­перь нужно?

Я не могу себе представить жизнь, не облеченную в циф­ровые ризы Скрижали. О, Скрижаль, о сердце и пульс Единого Государства», - говорит один из героев.

Запись 4-я. «Недавно археологи откопали одну книгу 20-го века. В ней иронический автор рассказывает о дикаре и барометре... Вы смеетесь: но не кажется ли вам, что смеха гораздо более достоин европеец той эпохи...» Описание недавно изобретенного музыкометра. Вращая вот эту ручку, любой из вас производит до трех сонат в час. А с каким трудом давалось это вашим предкам. Они могли творить только доведя себя до припадков «вдохновения» - неизвестная форма эпилепсии. И вот вам забавнейшая иллюст­рация того, что получилось, - музыка Скрябина 20-й век».

Замятин прибегает к пародии для разоблачения идей меха­низированного общества, в котором 10 000 000 нумеров-аудитоpoв. «Каждое утро с шестиколесной точностью в один и тот же час и в одну и ту же минуту... встаем, как один. В один и тот жe час, единомиллионно. Начинаем работу - единомиллионно кончаем. И, сливаясь в единое, миллионнорукое тело в одну и ту ж, Скрижальную секунду, - мы подносим ложки ко рту, -и в одну и ту же секунду выходим на прогулку и идем в аудиториум, в зал тэйдоровских экзерсисов, отходим ко сну...»

Вывод: машинизирование обезличивает. Идеолог Пролет­культа поэт А. Гастев провозглашал: «Разве не напоминает это нам пролетарскую идеологию, когда нормированные тенденции (план рабочих часов, отдых, перерыв и так далее) внедряются в социалистическое творчество, питание, квартиры, эстетические запросы пролетариев?» (Статья «О тенденциях пролетарской культуры».)

Обращаемся к записи 2-й.

«Проспект полон: в такую погоду, как всегда, музыкальный Завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивали такт, шли нумера - сотни, тысячи Нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди - государственный нумер каждого и ка­ждый. И я - мы, четверо, - одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке».

Вывод. Это описание - пародия на общество, которое не дает возможности для индивидуального мышления, подчиняет общему режиму психологию целого класса.




я

мы

«Я» - единица, а не слагаемое»

Энтузиасты Единого Государства:

«Я растворился, я - бесконечно

«обезличенные, машиноравные»

малое, Я - точка» «Я - новое, невероятное, неви­данное...» «Я - пестрота красок и форм»

нумера, «винтики, болты, шесте­ренки, функции, кирпичики в фун­даменте» Единого Государства. «Мы» - от Бога, а «Я» - от Диавола.




«Мы» - счастливейшее среднее




арифметическое».




«Никто не «один», но «один из»


Вывод. Это не просто язык, это особый тип человеческого сознания, сознание которого, является достижением и главным преступлением Единого Государства, ибо в этом сознании про­изошла подмена всех человеческих ценностей. Все личные, род­ственные, семейные, товарищеские связи (что мы ценим сейчас, чем дорожим), они в этом обществе враждебны и деформирова­лись в сознании нумеров.

Путь к идеальному счастью: решены все материальные про­блемы и духовные запросы.

Финал: подвергаются Великой операции - удаляется фантазия.

Учитель. Ответ на проблемный вопрос: так найдена ли долго­жданная гармония общественного и личного?

(«Стопроцентное счастье Единого Государства оплачено утратой личности, отказом от отцовства и материнства, потерей культуры, изгнанием за пределы города, а главное - не­свободой. «Древняя легенда о рае... тем двум в раю был предос­тавлен выбор: или счастье без свободы - или свобода без сча­стья, третьего не дано. Они, олухи, выбрали свободу - и что же: потом века тосковали об оковах».)

Учитель. Так что же такое счастье для Единого Государства?

(Это избавление от мучений выбора между возможностью поступать так или иначе, это «идеальная» несвобода, это раб­ство, воспринимаемое как высшее счастье. Но в том-то и дело, что свобода и счастье — это ложная альтернатива, ибо без свободы нет счастья:)

Демонстрация рисунков, иллюстрации к произведению, комментарии к ним.

Практическая значимость проекта. Оценивается работа группы:

- содержание проекта;

- речь и эмоциональность выступающего;

- практическая часть.



Учитель. Результаты вашей деятельности позволяют прийти к выводу, что были решены серьезные проблемы. Ваша группа проявила компетенцию при анализе текста. Удачно противопос­тавлены «Я» - «Мы» в виде чаши весов, найдено много оксю­моронов. Спасибо.

- Попрошу группы показать лозунги Единого Государства. (Учащимся было дано предварительное задание на дом - выпи­сать их.)



(«Мы - счастливейшее среднее арифметическое».

«Единственное средство избавить человека от преступле­ний - избавить его от свободы».

«Великая сила логики очищает все, чего бы она ни коснулась».

«Быть оригинальным - это нарушить равенство».

«Нами введены в русло все стихии - никаких катастроф не может быть».

«Сны - это серьезная психологическая болезнь».

«Всякий из нумеров имеет право - как на сексуальный про­дукт - на любой номер».)

Учитель. Может ли быть счастливым человек в таком обществе?

(Счастье превращено здесь в какой-то абсурд. Оно бездушное и бездумное. Счастье — в несвободе.)

Учитель. Государство пошло не по пути удовлетворения духовных запросов, а по пути подавления, ограничения, строгой регламентации.

Человеческая жизнь перестала быть высшей ценностью. О чем свидетельствует испытание ИНТЕГРАЛА - 10 нумеров, погибших при испытании, повествователь называет «малой третье­го порядка».

Учитель. Но как чувствуют себя нумера в этом Государ­стве? Дадим слово героям.
3-й проект

Игровой

Тема: Геометрическая система персонажей.

Проблема: что победит: разум или чувства?

Герой Д-503 предлагает викторину «Узнай героя по деталям облика» (на экране вопросы).

1. Детская складочка на руке, милая, кругло обточенная. (О-90.)

2. Тонкая, резкая, упрямо гибкая. (И-330.)

3. Негрские губы. (Р-13.)

4. Волосатые руки. (Д-503.)

5. Огромные, чугунные руки. (Благодетель.)

6. Зигзагообразная фигура.(S-47U.)

Герои романа О-90, И-330, Р-13, Д-503 рассказывают о себе. Д-503 - фанат ЕГ:

Диагноз: по-видимому, у вас образовалась душа.

Итак, ЕГ, с его абсурдной логикой, противостоит пробуж­дающаяся душа, то есть способность любить, страдать. Она дела­ет нумера человеком, личностью, индивидуальностью.

Представляет любовные треугольники, герой говорит о себе (предисловие к роману, выводит формулу).



Анализ сцены «Беседа Великого Благодетеля с героем Д-503». (Запись 36-я.)



Вывод. Человек способен, по мысли Замятина, не сломаться внутренне, однако противопоставление злу - трагическое проти­востояние.
Практическая значимость проекта. Мы поняли, вот в чем раз­гадка такого, казалось бы, необъяснимого явления, как аресты Сталиным ближайших к нему людей - Молотова, Калинина, Поскребышева. Родственные связи враждебны тиранической вла­сти. Разрешалась только одна связь - между человеком и разного рода Благодетелями. Это была высшая проверка верности.

Учитель. Какие будут вопросы?

- Идея несвободы - одна из страшных идей в романе. Мне кажется, что здесь Замятин как будто спорит с Достоевским. Как вы думаете, в чем?



(В романе «Преступление и наказание» Достоевский гово­рит о гибельных последствиях свободы, вседозволенности и по­казывает это во сне Расколъникова и всеобщей мировой язве и конце мира. Явного спора нет. Есть сходства: Д-503; подобно Раскольникову, проходит раздвоение личности и совершает пре­ступление перед «нумерным» сообществом, затем - кризис (нака­зание) и своеобразие «воскрешения» - возвращение его в лоно Единого Государства.)

Учитель. Такой высокий уровень коммуникации дает воз­можность судить о серьезной подготовке, удачно выбрана сценка, актеры прекрасно справились со своею ролью.

Викторина оживила ваш проект. Стоит отметить и практиче­скую часть: рисунки сделаны просто великолепно. Молодцы!


4-й проект

Творческий

Тема: Надежда или беспросветный пессимизм?

Цель: познакомиться с бытом, поведением, мышлением, образом жизни Нумеров.

Итог экспедиции: выпуск телепередачи «За круглым столом».



Звучит композиция Георгия Свиридова «Время, вперед!». Ведущая садится за стол.
Ведущая. Здравствуйте! И вновь «Время» на Первом ка­нале. Почти два месяца российская общественность с нетерпе­нием ждала возвращения группы ученых, которые отправились в путешествие «во времени» в весьма отдаленное будущее. Се­годня эта экспедиция находится в нашей студии. Слово руково­дителю группы.

Герой. Добрый день! Мы действительно только что верну­лись из самого увлекательного путешествия всех времен и наро­дов. Оно позволило проникнуть в глубь незнакомого мира бу­дущего, того будущего, которое, вполне возможно, ожидает человечество. Цель, поставленная перед нами, была успешно выполне­на: мы исследовали непонятную цивилизацию и готовы поведать миру о результатах нашей работы.

Ведущая. Расскажите нам, пожалуйста, о людях и об обществе мира будущего.

Герой. Наверное, самым удивительным в нашем путеше­ствии оказалось общество - Единое Государство. В этом госу­дарстве все едино. Люди вместо имен носят нумера. И если вы встретите одного из них, то будьте уверены, что все остальные -такие же. Вы знаете, наблюдая за их жизнью, я с каждым днем все больше осознавала всю нелепость происходящего. Представ­ляете, нумера не знают, что такое простое человеческое счастье, любовь, дружба. По-моему, это просто ужасно.

Ведущая. А чем отличается Единое Государство от наше­го? Вам, наверное, есть что рассказать?

Герой. Вы знаете, основное отличие в том, что город окру­жен Зеленой Стеной, которая наглухо отделяет «машинный» совершенный мир от «неразумного» мира птиц, животных, деревь­ев... Такая замкнутость привела нас в ужас.

Герой. Ступив на мостовые этих стеклянных улиц, первое, что пришло в голову, - это всем известная поговорка: «Что име­ем - не храним, потерявши - плачем».

Герой. Ведь мы не почувствовали дуновения ветерка, не увидели солнечных бликов на лужицах асфальта, не услыша­ли щебетания птиц и шелеста листвы.

Герой. Все было искусственно, неправдоподобно. На долю секунды мне даже показалось, что я сплю и вижу сон, но никак не могу очнуться от этого кошмара.

Герой. Да, мы предвидели, что попадем в необычный мир. И более всего нашим ожиданиям соответствовали стеклянные дома, «стеклянная жизнь». Людям нечего скрывать друг от друга. За ними легче наблюдать, выискивая нарушителей порядка жизни.

Ведущая. Неужели все настолько одинаковы?

Герой. Нет. Не все! В Едином Государстве есть группа за­мечательных, отважных людей - бунтарей, которые не подчи­няются всеобщему порядку, отстаивая свободу личности. Они называют себя МЕФИ в честь героя легенды, человека с горя­щим сердцем, летящего к свободе. Члены этой организации со­противляются системе, выходят за стены города, говорят с внеш­ними людьми. Это потомки тех немногих, кто ушел после Великой Двухсотлетней войны в леса. Но их общество на примитивной стадии развития. Мефи ведут упорную борьбу за независимость. И, я уверен, они добьются своей цели - станут свободными.

Ведущая. Так все-таки: надежда или беспросветный пес­симизм?

Герой. Конечно, надежда!

Ведущая. А какова личная жизнь этих людей?

Герой. В Государстве существует надзор за частной жиз­нью граждан, включая и любовные отношения, которые устанав­ливаются законом, согласно которому мужчине или женщине выдаются розовые билетики. Но речь идет не о создании семьи. Только нумера с определенными физическими данными имеют на это право. Малейшее пробуждение души жестоко карается. Люди настолько терпимы ко всему, что совершенно безразличны и подавлены. Я считаю, что невозможно быть терпимым ко всему. Любовные отношения - это яркие странички в жизни каждого, они скрашивают нашу жизнь. Я уверена, что любовь - главный смысл человеческого существования.

Ведущая. Спасибо за такой увлекательный и познаватель­ный рассказ. А сейчас позвольте представить вашему вниманию статью газеты «ИНН» под заголовком «Нельзя молчать!».

«То, что увидели ученые в Едином Государстве, поразило все человечество. В том мире вся жизнь подчинена математиче­ским законам. Человек в этом государстве - абсолютно безлич­ная единица. Люди не могут фантазировать, они не свободны,

у них нет личной жизни. Все это похоже на лагеря, которые были при Гитлере, Сталине. Мы, журналисты, считаем, что не имеем права молчать и призываем уважать друг друга. Радоваться каждому дню, помнить о своих предках и относиться к ним с почтением. Надо сделать все, чтобы человечество было счастливо».
Учитель. Вы настолько увлекли меня своим проектом, что мне на минуту показалось, что я телезритель. Позвольте задать вопрос. Так выстоит ли человек перед все усиливающимся на­силием над его совестью, волей, душой?

Учитель. Знаменитый немецкий поэт Фридрих Рюккерт говорил: «Как ничтожен человек, при всем величии твоем, в срав­нении с вселенной! Как велик ты, при всей своей ничтожности, ты - частица вселенной». И этой частицей осознали себя неко­торые герои произведения, поэтому именно надежду, а не пес­симизм внушают они нам своими поступками. Замятин был убежден, что никогда не приживется в обществе этот механизи­рованный коллектив, не знающий ни любви, ни счастья, ни ра­дости в жизни.
Оценивается выступление по критериям.
Учитель (подводит итог). Работала группа профессио­нально. Вы попробовали расширить область социальной компе­тенции. Надеюсь, сумели расположить к себе телезрителей.

Учитель. Письменно ответьте на вопрос: что бы вы взяли в будущее из нашего общества?
Выборочно работы зачитываются.

Учитель (поводит итоги работы в группах, делает вывод). Сейчас вы ответили на тему урока и разоблачили идеи механизи­рованного общества: это и несвобода, и подавление личности, и вседозволенность. Все это ведет к деформации общества, и чело­век пытается выстоять перед все усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей.

Автор создал гротескную модель Государства, в котором идея равенства обернулась всеобщей уравниловкой. Благопо­лучная жизнь построена «именно на отказе от собственной лично­сти». В романе нет «я», существует только «мы». Но человече­ская природа не выносит безличного существования.

Содержание романа направлено против опасности, которая подстерегает любое общество, в котором произошло смещение ценностей, а значение отдельной личности нивелировано полно­стью, низведено до уровня «винтика в государственной машине». Однако Единое Государство не чувствует себя в полной безо­пасности. Не случайно в этой стране создана целая система по­давления инакомыслия.

Но почему же насилие над личностью вызывает не болевую реакцию, а восторг? Дело в том, что у ЕГ есть оружие пострашнее Газового Колокола. И это оружие - слово. Именно слово может не только подчинить человека чужой воле, но и оправдать насилие, рабство, заставить человека поверить, что несвобода - это и есть счастье.



И все же никакие деформации не смогли уничтожить живую душу народа, убить в нем стремление к свободе, полноте чело­веческого бытия. И в этом мы убедились сегодня на уроке, слу­шая ваши проекты.
Домашнее задание. Сочинение-эссе «Мое впечатление от ро­мана Замятина».


<< предыдущая страница