Материалы лекций Философия Нового Времени о природе человека и его места в мироздании. 17-18 вв. Бэкон 1561-1626 Декарт 1596-1650. Л - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Родился 22 января 1561 года, Лондон; скончался 9 апреля 1626, Хайгет. 1 33.55kb.
Билет 22 Френсис Бэкон. Теория Познания Френсис Бекон (1561-1626) 1 22.4kb.
Хесле В. Философия и экология. М.: «Ками», 1994, 192 с 1 118.88kb.
Конспект лекций по психологии для иностранного студента. (13 лекций) 2 463.5kb.
Семинар по философии №15 Немецкая классическая философия как продолжение... 1 42kb.
Темы лекций 3 1582.54kb.
Тематическое планирование по новой истории 7 класс 1 128.8kb.
ДЕ. 04. Философия Нового времени и Просвещения 1 42.59kb.
Учебно-методический комплекс по всем направлениям и специальностям... 2 514.26kb.
Интегрированный урок истории и биологии Подвиг русских генетиков 1 173.63kb.
Европейская культура Нового времени 1 231.8kb.
Общая психология, психология личности, история психологии 1 15.32kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Материалы лекций Философия Нового Времени о природе человека и его места в мироздании. - страница №1/1

Материалы лекций
Философия Нового Времени о природе человека и его места в мироздании. 17-18 вв.
Бэкон 1561-1626

Декарт 1596-1650.

Лейбниц. 1646-1716
Научные открытия.

Деятельность научных обществ в Англии - Лондонское Королевское общество и во Франции в Париже – естественнонаучная академия играют важную роль в развитии европейской науки.



Развитие науки подготовило революцию в умах людей.

Коперник 1473-1543. Польский священник. Профессор математики, астроном. Солнце – центр мироздания. Земля имеет двойное движение: суточное вращение и годовое вокруг солнца. «Об обращении небесных сфер 1543 – год его смерти была опубликована. Это была гелиоцентрическая теория. Книга была посвящена папе. Церковь была в то время более либеральной. открыл три закона движения планет.

Галилей 1564-1642. Основатель динамики. Астроном. Ускорение, движение, падение тел. Закон инерции. Отстаивал гелиоцентрическую концепцию. Осуждён инквизицией дважды. Отрёкся.

Кеплер.


Ньютон 1642-1727. На основе открытых предшественниками законов сформулировал закон всемирного тяготения. Отсюда – движение планет и их спутников, орбиты комет, приливы.

Изобретение телескопов, барометра (Торричелли). Открытие бактерии, кровообращение, сперматозоиды (Левенгук).

Дифференциальное и интегральное исчисление – Ньютоном и Лейбницем.

Аналитическая геометрия – Декарт.

В 1700 г мировоззрение всех образованных людей было современным, хотя ещё в 1600 – средневековым.

Эти открытия подрывали религиозные догмы. Источник движения мира в самом мире. Законы это доказывали. Люди почувствовали себя живыми людьми, а не несчастными грешниками. (Подробнее Рассел – с 492-504).

Человек рассматривается не только как духовное и не только как творческое существо, но и как существо деятельное, способное изменить мир на основе научного знания. Идея научного знания является глобальной.

Фрэнсис Бэкон. Сын лорда. В 23 года – член парламента. Государственный муж. Юрист. Философ.

Сторонник экспериментального метода познания. Индуктивный метод ставил выше дедукции.

Недооценивал роли математики и дедукции в научном познании. Недостаточно подчёркивал значение гипотез.

«Те, кто занимаются науками, были или эмпириками или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и пользуются собранным. Догматики же в чрезмерном уповании на роль разума очень походят на пауков из самих себя ткущих паутину. Пчела в своих действиях избирает средний способ: она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его сообразно уже своему умению и намерению. (экспериментатор). Не отличается от этого и подлинное дело философии».



О знании вещей

«Истинное знание – сила».

«Есть четыре вида призрако (Идолы – ложные образы), которые осаждают умы людей и приводят к ошибкам.

Призраки рода. Их основания находятся в самой природе человека, в самом роде людей. Ложно утверждать, что чувство человека есть мера Вещей. То же можно сказать и о человеческом уме, который способен вести себя, как неровное зеркало, отражая вещи в искривлённом виде.

Призраки пещеры. Они суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого из нас есть своя, нарисованная Платоном пещера, которая разбивает и искажает свет природы.

Призраки рынка. Эти проистекают как бы из взаимной связанности и сообщества людей. Люди объединяются речью. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом берёт в осаду разум. Слова прямо насилуют разум, мешая всё и ведя людей к пустым и бесконечным спорам.

Призраки театра. Они вселились в людей из разных догматов философии, а также из превратных законов и доказательств. Сколько изобретено философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры».

«Природу побеждают только повинуясь её законам»

«Человек – слуга и истолкователь природы».

О человеке:

«Нельзя отрицать того, что внешние обстоятельства способствуют счастью человека.

Но главным образом судьба человека находится в его собственных руках».

«Хромой бегущий по дороге опережает того, кто бежит без дороги»

«Природу человека легче всего обнаружить в уединении, ибо тут он сбрасывает с себя всё показное; в порыве страсти, ибо тогда забывает он свои правила; а также в новых обстоятельствах, ибо здесь покидает его сила привычки».

«Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным».

«Чувственно воспринимаемое всегда производит более сильное воздействие на память и легче запоминается в ней, чем интеллигибельное».

«Подозрений у человека тем больше, чем меньше он знает»



Рене Декарт. «Начала философии». «Философские опыты», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления».

Размышляющий субъект – исходная точка философии Нового времени.



Его считают основателем современной философии, родоначальником философии Нового времени. Философ, математик, физик, физиолог.

Картезианство – термин для обозначения философии рационализма 17-18 века – философии Декарта.

1. Проблема познания. «Важнейшее из всех проблем, требующих решения, есть уразумение природы и границ человеческого познания».

«Невозможно достигнуть никакого знания иначе, как путём интуиции ума и дедукции». Для него важен поиск достоверности знания.

Декарт обращается к человеку – носителю интеллекта.



«Я мыслю, следовательно, существую». (Отсюда: Я существую только тогда, когда размышляю). Основанием всякой достоверности суждений – есть наличие размышляющего субъекта.

Началом дедукции (движение от общего к частному) является интеллектуальная интуицияпрямое непосредственное рациональное постижение сути.



2. Проблема бытия: Субстанция – базовое основополагающее понятие, характеризующее сущность бытия. (лат. сущность, нечто лежащее в основе). (Объективная реальность со стороны её внутреннего единства).

Субстанция – то, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чём кроме самого себя. Согласно Декарту таковым качеством может обладать только Бог – он вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Он творит мир (идей, вещей) состоящий из субстанций. Сотворённые субстанции также самодостаточны но по отношению к Богу – они вторичны, производны. Декарт делит их на два рода: субстанции духовные, главным атрибутом, (т.е. неизменным свойством) которой является мышление субстанции материальные, телесные – их свойство - протяжённость.



Модусы – это остальные свойства субстанций – например, материальной С-ции- форма, движение, положение в пространстве. Они бесконечно делимы.

Духовные суб-ции обладают свойствами мышления – неделимы: чувства, желания, ощущения.



Итак, Декарт исходит из признания 2-х субстанций – материальной и духовной.Такая позиция в философии носит название – дуализм.

Человек – единственное существо, в котором обе субстанции соединяются. Человек тем самым возвышается над природой.

3. Метод Декарта, необходимый для отыскания истины, достоверного знания во всех областях — дедукция (в философском смысле, а не в математическом).

Четыре правила метода Декарта (или приемы научного исследоания):

1. «Никогда не принимать за истинное ничего, что не познано таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется нашему уму столь ясно, и столь отчётливо, что не даёт уже никакого повода подвергать их сомнению». (Используй только проверенные факты, положения, доказанные разумом и логикой).

2. Следует делить каждое из исследуемых нами затруднений на столько частей, сколько это возможно для лучшего их преодоления. (Сложную проблему — задачу дели на более простые задачи).

3. Придерживаться желательно определённого порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых, постепенно восходя к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи. (иди от простого-известного, доказанного к неизвестному, недоказанному, соблюдая логическую цепь).

4. Полезно составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений (набирай эмпирический материал).

Декарт из опыта собственной жизни:

«Уединение нужно искать в больших городах».



Декарт о себе:

«Свобода и досуг … Этими двумя вещами я обладаю в такой полноте и ценю их в такой степени, что нет в мире монарха, который был бы настолько богат, чтобы купить их у меня».



Готфрид Лейбниц.

Завершает философию 17 века. Энциклопедист. Философия. Математика. Логика. Теология.



Монадология. (Монада – единица, единое).

Существуют мир умопостигаемый, истинный (метафизическая реальность) и мир чувственный, только являющийся, феноменальный).

Реальный мир состоит из монад, бесчисленных, деятельных субстанций.



Монады Лейбница это психические субстанции, элементы бытия.

Бестелесные «простые субстанции», «истинные атомы природы», «элементы вещей».



Им свойственны:

1. Неделимость, неуничтожимость, нематериальность, «неповторимость», «неаффецируемость» (они не имеют окон – не проницаемы).

2. Самодостаточность, саморазвитие, психическая активность – способность к восприятию и стремлению. (perception, appeticon).

Иерархия монад:


  1. примитивные (малые перцепции, бессознательные восприятия),

  2. монады-души (ощущения и память),

  3. монады-духи (сознание-апперцепция).

Каждая монада обладает собственной индивидуальной программой развития. Все действия монад взаимосвязаны. Любая монада воспринимает всё, а также и друг друга и является живым зеркалом Вселенной. Это идея «предустановленной гармонии».

Монада Лейбница – это внутренняя активная сущность вещей, которая проявляется, а значит и доступна познанию. (Даёт философский перевод математическому смыслу дифференциального исчисления). Философия Лейбница подготовила почву для рождения субъективной философии И.Канта. Она оказала сильнейшее влияние на развитие европейской философии.



Монадология оказала влияние на философию персонализма, ф-ю Гуссерля, Уайтхеда.