страница 1
|
|||||||||
Похожие работы
|
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста - страница №1/1
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» 1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В4 Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя — и окончил искренней злостью. Сперва это её забавляло, а потом испугало. — Вы опасный человек! — сказала она мне, — я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, — я думаю, это вам не будет очень трудно. — Разве я похож на убийцу?.. — Вы хуже... Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид: — Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моём лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я её отрезал и бросил, —тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей её половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочёл её эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять моё мнение: если моя выходка вам кажется смешна — пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало. В эту минуту я встретил её глаза: в них бегали слёзы; рука её, опираясь на мою, дрожала; щёки пылали; ей было жаль меня! Сострадание — чувство, которому покоряются так легко все женщины, — впустило свои когти в её неопытное сердце. Во всё время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, — а это великий признак! В1.Как называется повесть, из которой приведён данный отрывок? В2. Каким термином называется воспроизведение внутренней жизни персонажа, подробная передача различных душевных движений (размышлений, чувств и переживаний, эмоций и настроений)? В3. Каким термином в литературоведении обозначается развёрнутое высказывание героя, например речь Печорина? В4. Как называется приём противопоставления, с помощью которого герой воспроизводит протекание внутренней жизни: «я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже»; «я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть»? 2. Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5—10 предложений) CI, C2 С1. Как ремарка Печорина— «приняв глубоко тронутый вид» — корректирует содержание его монолога в глазах читателя? С2. Назовите авторов и произведения русской классики, в которых даются развёрнутые картины внутренней жизни героев, и укажите, в чём их сходство с романом М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Ответы:
С1. «Приняв глубоко тронутый вид», Печорин сознательно играет на чувствах Мери. Он не просто излагает подлинные причинно-следственные связи между событиями, повлекшими за собой нравственные «увечья» (схема верна — но лишь отчасти), — Печорин знает, что его рассказ обязательно вызовет сочувствие со стороны Мери, девушки чувствительной и доброй. От сострадания один шаг до влюблённости — а это полная победа Печорина над Грушницким. Такая «адресная» исповедь заставляет Печорина утрировать собственные переживания, острее обозначать противоречия собственной натуры. Записи в журнале — это исповедь перед самим собой, искренняя и беспощадная; монолог перед Мери — романтическая маска, условный образ, и цель его создания вполне прагматична — добиться того, чтобы девушка в Печорина влюбилась. С2. Мастерами психологической прозы были Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский; в «Войне и мире» и «Преступлении и наказании» внутренние монологи героев — важнейший приём изображения внутренней жизни персонажей. Л. Н. Толстой наследует лермонтовские принципы слежения за динамикой человеческих чувств и их осмыслением (внутренние монологи Андрея Болконского и Пьера Безухова вполне сопоставимы с записями Печорина); толстовская «диалектика души» есть не что иное, как совершенствование литературных приёмов, позволяющих фиксировать тончайшие душевные движения. Внутренние монологи героев Ф. М. Достоевского — это очень часто спор с самим собой, подтверждение и мгновенное опровержение только что выдвинутого тезиса, бесконечная «дискуссия» разных граней человеческого характера в рамках одной личности. В «Герое нашего времени» предметом размышлений Печорина была двойственность его характера; в «Преступлении и наказании» расколотость души и сознания главного героя впрямую переданы антитезами во внутренних монологах. Примером может служить размышление Раскольникова после убийства старухи: «Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу?» Любовь и ненависть соединяются в душе Раскольникова, споря на разные «голоса». |
|