М. Вебер об основных этапах развития института политических партий - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
"История политических партий России" 1 6.68kb.
Создание политических партий в России в начале XX в 1 22.05kb.
Закон о гарантиях равенства политических партий, представленных 1 86.37kb.
Законом от 11. 07. 2001 №95-фз «О политических партиях» 1 375.94kb.
Ессеи – одна из трех основных еврейских религиозно-политических партий... 1 132.21kb.
Информация о проведенной встрече Главы Конышевского района с руководителями... 1 29.16kb.
Общественно-политическое движение во второй половине XIX – начале... 1 34.81kb.
Общественно-политическое движение во второй половине xix-начале XX... 1 26.75kb.
Идейные рельефы в платформах российских политических партий 1 234.66kb.
Гунтхард Вебер кризисы любви 11 4252.18kb.
Одиннадцатая Социология Макса Вебера Макс Вебер и его время 3 861.38kb.
36. Англия в XVIII в. Формирование парламентской системы 1 6.59kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

М. Вебер об основных этапах развития института политических партий - страница №1/1


  1. М. Вебер об основных этапах развития института политических партий.

В политической науке широко распространена предложенная М. Вебером (трактат Политика как призвание и профессия) классификация этапов в истории становления политических партий: а) аристократические кружки (котерии); б) политические клубы; в) массовые партии. Такая классификация, действительно, помогает лучше представить рассматриваемый процесс. Вместе с тем необходимо заметить, что в своём развитии три называемых Вебером этапа становления прошли очень немногие партии (к таким партиям можно отнести либеральную (виги) и консервативную (тори) партии Великобритании). Обычно формированию политической партии предшествует деятельность политических клубов (кружков) или общественно-политических движений. Основной социальной предпосылкой для возникновения политических клубов в Европе в XVII – XVIII вв. явилось становление буржуазии как класса, что разрушило единство правящих кругов и вызвало острейшую идейную и политическую конкуренцию. Политические клубы обычно возникали как центры формирования и пропаганды буржуазной идеологии. В Великобритании они сформировались в 30-е годы прошлого века: тори основали “Чарлтон Клаб” (1831), а виги – “Реформ Клаб” (1836). Первоначально клуб тори был связан с традиционно земельной аристократией, а клуб вигов – с либеральной буржуазией.

М. Вебер рассматривал партию как ассоциацию добровольных членов, цель деятельности которых обеспечить власть внутри корпоративной группы для своих лидеров, с тем, чтобы добиться духовных или материальных преимуществ для своего активного членства. В марксистском понимании партии акцент делается на классовый характер. Партия в этом случае рассматривается как политическая организация, выражающая интересы общественного класса или слоя, наиболее активная, сознательная и организованная его часть.

Можно назвать две основные причины возникновения массовых политических партий: 1) распространение всеобщего избирательного права, существенно расширившего сферу участия в политике; 2) организационное развитие рабочего класса, что проявлялось двояко: организующийся пролетариат создавал массовые партии, защищавшие его интересы в парламенте и вне его; конкурентная необходимость традиционных политических группировок противопоставить растущей численности пролетарских партий, соответствующим образом трансформированные собственные организационные структуры.


  1. Понятие, признаки и функции политических партий.

Политическая партия - организованная группа единомышленников. представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных социальных слоев и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении.

В политической системе общества политические партии выполняют следующие основные функции:



1. Определяют политическую цель. Разрабатывая идеологию и программы, партии стремятся определить стратегии и убедить граждан в возможности альтернативных или иных действий.

2. Выражают и агрегируют общественные интересы. Выражать интересы могут и группы, однако лишь партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения центральных государственных органов.

3. Мобилизируют и социализирует граждан. Создают долгосрочную социальную и идейно-психологическую основу партийной деятельности. Формируют соответствующее общественное мнение, используя для этих целей СМИ.

4. Формируют правящую элиту, местные органы власти, вначале теневой, а затем и реальный состав правительства, других центральных органов власти; обеспечивают связи между представительными органами власти и обществом; формируют вместе с другими политическими институтами механизм государственного и общественного управления; обеспечивают стабильность правительственных структур и механизмов.

По законодательству РФ П. п. признается общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах гос. власти и органах местного самоуправления (ч. 1 ст. 3 ФЗ "О политических партиях" от 11 июля 2001 г.). П. п. должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной П. п.; в П. п. должно состоять не менее 50 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов РФ П. п. должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов.



  1. Типология политических партий.

Современные типологии партий основываются, как правило, на классификации, разработанной в середине ХХ в. французским исследователем М. Дюверже. Он предложил подразделить партии на два основных типа - "кадровые" и "массовые".

"Кадровые" и "массовые" партии, по типологии М. Дюверже, различаются по количеству членов, организационной структуре, основным направлениям деятельности и типу связей, соединяющих граждан с партией.

"Кадровые" партии представляют собой партии "нотаблей" то есть авторитетных в обществе лиц, умелых организаторов избирательных компаний, крупных финансистов. По существу, это партия активистов или функционеров с малым числом рядовых членов партии, аморфной организационной структурой. У кадровых партий есть свои источники финансирования и политические элиты. Руководящая роль, как правило, принадлежит парламентариям. Эти партии децентрализованы. В качестве примера можно привести европейские либеральные и консервативные партии, Республиканскую и Демократическую партии в США.

"Массовые" партии характеризуются многочисленностью состава, более тесной и постоянной связью своих членов, централизованной иерархизированной организационной структурой. В свою очередь, массовые партии подразделяются (Ж. Блондель) на три вида:

представительные партии западного типа:

коммунистические,

популистские.

Однако в 60-е годы нашего столетия появились партии, которые не вписывались в данную типологию. Авторитетные политологи - Ла Паломбара, Дж.Сартори, не отвергая схему М.Дюверже, предложили дополнить ее, выделив третий тип партий - "партии избирателей". Эти партии, не являясь массовыми, ориентировались на объединение максимального количества избирателей самой различной социальной принадлежности вокруг своей программы для решения основных вопросов текущего момента. Позже такие партии получили название "универсальных". В последние годы этот тип партий стал наиболее динамично развивающимся в Европе и в Америке. В значительной степени это было обусловлено ослаблением идеологических разногласий, ростом интереса граждан к универсальным, общечеловеческим ценностям. Многие политологи считают, что универсальным партиям принадлежит будущее в постиндустриальном обществе. Наблюдается в последнее время определенная трансформация и традиционных партий в универсальные.

Кроме этой типологии встречаются и другие. В зависимости от социального состава партии подразделяются на буржуазные, рабочие, крестьянские и т.п. Партии различаются и по отношению к общественному строю:

консервативные, стремящиеся сохранить общество в неизменном виде;

реакционные, ориентирующие на возвращение прошлого;

реформаторские, ориентирующиеся на изменение общества посредством реформ;

революционные, стремящиеся радикально изменить общественную систему в целом.


  1. Понятие и типология партийных систем.

Понятие партийной системы отображает способ взаимодействия различных партии в борьбе за власть. Старейшим (и наиболее популярным посей день) критерием, используемым для классификации партийных систем, является количественный: выделяют беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. Первые две разновидности возможны лишь в сочетании с авторитарными режимами и могут названы партийными системами условно, ибо значимое политическое взаимодействие между партиями здесь отсутствует.

Количественная классификация выделяет лишь две партийные системы, которые связаны с либеральной демократией - двухпартийную и многопартийную.



  1. М. Дюверже о политических партиях и партийных системах.

М. Дюверже о типологии политических партий.

Партии кадровые (консерваторы в англо-саксонских странах, с партийной верхушкой, но без централизации и постоянного членства) и массовые (электорат, симпатизирующие организации , активисты и постоянные члены) партии. Кадровые партии являются порождением цензового избирательного права, массовые - всеобщего. Дюверже разделил партии на архаичные и современные.

М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический, фашистский.

1. Социалистические партии. Первичными организациями социалистических партий являются секции по месту жительства в несколько сотен человек. Они объединяются в федерацию. Партия превращается в своеобразный государственный аппарат с разделением властей, где законодательная власть принадлежит конгрессу (или национальному совету), исполнительная – исполкому (или национальному секретариату), а юридическую власть проводит контрольная комиссия.

2. Коммунистические партии создают свои первичные организации (ячейки) по месту работы. Они более однородны и ограничены по размеру. Это позволяет партиям контролировать свой социальный состав, регулировать численность и устанавливать жёсткую партийную дисциплину. Организационным принципом партий является «демократический централизм». На практике иерархическая и централизованная организация существенно ограничивает демократию. Выборы руководителя превращаются в формальность, поскольку их подбор, как и принятие решений, осуществляет централизованное руководство партий.

.3. Фашистские партии имеют много схожего с коммунистическими:

- вертикальные связи;

- централизация власти;

- жёсткая структура.

Однако фашистские партии отличаются от коммунистических по социальному составу, доктрине, философии.

Возникая из полувоенных формирований, они культивировали жестокость и насилие. Первичной организацией фашистских партий является штурмовой отряд численностью от 4 до 12 человек. Входя в более многочисленную группу, штурмовые отряды создают партийную пирамиду по типу кадровой партии.

М. Дюверже о типологии партийных систем.

Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям.

По КОЛИЧЕСТВЕННОМУ КРИТЕРИЮ выделяют:

1) однопартийную систему, где существует одна монопольно властвующая партия. Обычно эта система характерна для тоталитарных и авторитарных р-ежимов. Примером может служить партийная система в бывшем СССР с Коммунистической партией;

2) двухпартийную систему, состоящую из нескольких партий, однако с заметным преобладанием двух, наиболее влиятельных. Так, классическим примером двухпартийной системы является Великобритания с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий. Хотя в стране существуют и социал-демократическая, и коммунистическая, и другие партии, однако их влияние на общество очень ограничено;

3) многопартийную систему, которая предполагает активную роль в политической жизни двух и более пар-тий. Количество партий отражает наличие разветвленной системы социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску компромиссов (лат. compromissum - соглашение, достигнутое путем взаимных уступок), поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием. Примером многопартийности являются партийные системы стран Западной Европы. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии - более 20 и т.д.

По КАЧЕСТВЕННОМУ КРИТЕРИЮ (по политическому весу) действующие на политической сцене партии различаются масштабом влияния на общество и власть. Политическое влияние партии складывается из -трех переменных:

а) из числа членов партии;

б) из количества избирателей, проголосовавших за нее;

в) из числа депутатских мандатов, полученных партией на выборах.

В зависимости от распределения депутатских мест в парламенте партии различаются по степени их влияния на процесс принятия политических решений, т.е. по политическому весу.

По ПОЛИТИЧЕСКОМУ ВЕСУ выделяют четыре типа партий:



мажоритарная партия, т.е. получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса;

партия с мажоритарным призванием, т.е. в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах;

доминирующая партия, т.е. получившая относительное большинство депутатских мест;

миноритарная партия, т.е. имеющая минимальное число мандатов.

  1. Партийная система современной России.

Процесс образования современных партий и общественно-политических движений в России фактически начался в 1989–1990 гг. в ходе подготовки и проведения выборов на демократической, альтернативной основе. С принятием новой редакции ст. 6 Конституции СССР (1990) и вступлением в силу с 1 января 1991 г. Закона СССР “Об общественных объединениях” политические партии получили официальное право на свое существование и деятельность. Членскую базу новых партий и движений составили преимущественно активисты дискуссионных клубов, объединений избирателей, народных фронтов, возникших в годы перестройки, сторонники различных течений, сложившихся внутри КПСС, и вышедшие из ее состава известные политики. [c.274] В п. 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации говорится: “В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность”. В п. 4. Конституции РФ отмечается, что “общественные объединения равны перед законом”.

В конце 90-х гг. Министерством юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 90 политических партий. Функционируют также небольшие по численности политические организации, не регистрирующие свою деятельность, а также партийные формирования, которым было отказано в регистрации по причине несоответствия отдельных положений их программных и уставных документов нормам действующего законодательства.

Для современного этапа развития партийной системы в России характерно наличие большого количества малочисленных организаций, не обладающих широкой известностью, не говоря уже о политическом влиянии. Многие из них представляют собой политические организации-однодневки.

Следует обратить внимание и на другие известные политические партии и движения, хотя и не набравшие во время выборов в 1995 г. в Госдуму по партийным спискам искомые 5% голосов избирателей, но почти достигшие этого “рубежа”. Среди них: Аграрная партия России, “Демократический выбор России”, движения “Женщины России”, “Трудовая Россия” и др.

В России наблюдается весь спектр идейно-политических ориентации. К “умеренным левым”, относятся Коммунистическая партия Российской Федерации, Социалистическая партия трудящихся и др. Левоцентристской идеологии, тяготеющей к общинным, коллективистским традициям русского крестьянства, придерживается Аграрная партия России. В центре – Партия самоуправления трудящихся, “Женщины России” и др. От центра вправо расположились “Яблоко” и “Демократический Выбор России”. Интересы правящей элиты во многом представляет движение “Наш дом – Россия”. [c.275] Особое место в партийной системе России занимает Либерально-демократическая партия России, выступающая с позиций радикализма на державно-патриотической почве за унитарное государство. Существуют также различные анархистские, националистические и монархические организации.

Российская многопартийность пока еще находится в стадии становления. Немногочисленные партии, не имеющие прочных корней в обществе и апеллирующие к абстрактным идейным ценностям, а не к реальным интересам социальных групп, скорее всего исчезнут с политической карты. Выдержать конкуренцию смогут только те политические партии, которые найдут поддержку в широких социальных слоях российского общества, будут представлены во властных, а также финансово-промышленных структурах, смогут выдвинуть из своей среды и “поддержать” сильных и ярких политических лидеров, пользующихся влиянием у всех основных слоев и групп населения России.



  1. Либеральные и консервативные политические партии: общая характеристика.

  2. Социал-демократические и коммунистические политические партии: общая характеристика.

Долгое время было принято разделение партий на левые (сюда относили коммунистов, социал-демократов), центристские (те, что пытались отстаивать интересы большинства), правые (выступавшие за элитарное понимание политики). Однако, поскольку в 20 в. большинство политических партий переориентировались на средний класс, стали выделять всего лишь два их вида: правоцентристы и левоцентристы. При этом сама шкала ранжирования осталась прежней.

В современной политической науке к партиям правоцентристского толка принято относить

1. Консервативные партии ( Это республиканцы и демократы в США, в России раньше – НДР, теперь – ЕР). Ранее их классифицировали как буржуазные политические партии. Все их объединяет положение о том, что управлять должны профессионалы - элита.

2. Конфессионные политические партии. Долгое время они были праворадикальными, «успокоение» произошло примерно в начале 70-х гг. прошлого века. В основном, они ориентируются на средний класс, выступают за внедрение религиозных заповедей в политику.(Партия верного пути в Турции, ХДС, ХСС в Германии). Однако в последние годы активизировались исламские движения, ориентированные на бедные слои. Однако немногие из них партийно оформлены. В большинстве своем такие партии борются за преобладание духовной власти над светской (например. Исламская партия в Иране).

3. Либеральные партии. Однако это категория самая условная. ЛДПЯ (Японии) – больше консерваторы. ЛДПР - авторитарна по программе. Многие либералы также выступают за элитарное видение политики. («Яблоко», «Партия свободы» в Бельгии и т.д.)

К левоцентристскому блоку относят следующие группы партий:

1. Социально-демократические (лейбористы в Великобритании и др.)

2. Они ориентированы на людей наемного труда. Их идеалы – справедливость, солидарность. Порой их группируют по странам Северной Европы (в скандинавских странах – социал-демократы по воззрениям) и Южной ( Франция, Испания, Португалия – здешние социал-демократы ближе к либералам)

3. Мелкобуржуазные (аграрные) Защищают социальные группы в связи с определенным видом занятий.

4. Коммунистические. После событий в восточной Европе и СССР в 80-90 гг. произошел кризис коммунистических партий. Выступают за приоритет государства и общества перед личностью. В России довольно много коммунистических партий ( РКРП, КПРФ, ВКПб и др.)

5. Транснациональные (Европейские партии, которые ведут борьбу против ядерного оружия. за экологию и др.) 6. Националистические 7. Зеленые (хотя имеют черты правых) 8. Курьезные (партии любителей пива и др.)



  1. Правовые основы современной российской многопартийности.

Точкой отсчета на пути формирования правовых основ российской многопартийности стала отмена ст. 6 Конституции СССР. Это лишило КПСС статуса "руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы" и открыло возможность для участия других политических партий в выработке государственной политики, в управлении государственными и общественными делами. Отмена названной статьи означала легализацию тех зачатков многопартийности, которые уже с конца 1985 г. начали стихийно возникать в виде так называемых альтернативных общественных движений, народных фронтов и иных неформальных объединений.

Следующей вехой на пути правового признания многопартийности стало принятие в октябре 1990 г. Закона СССР "Об общественных объединениях"1, определившего основные правовые параметры создания и деятельности политических партий и придавшего дополнительный импульс процессам их формирования и развития.

В это же время (а именно в период выборов 1990 г. в органы государственной власти союзных республик) на арену борьбы за власть выходят такие новые субъекты политического действия, как избирательные блоки. Несмотря на то что в большинстве республик их деятельность не была законодательно урегулирована, этим неформальным самодеятельным объединениям граждан удалось заметным образом мобилизовать и консолидировать своих сторонников. Так, избирательный блок "Демократическая Россия" смог, как известно, успешно противостоять коммунистам и на выборах народных депутатов РСФСР, и на выборах первого российского Президента.

Однако бурная политическая активность последних лет перестройки, приобретшая уже явно выраженную антикоммунистическую направленность, во многом носила поверхностный характер и не была еще способна подорвать ведущие позиции КПСС, сохранившей в целом свои прежние государственно-властные полномочия2. В период, когда маховик исторических событий в России только начинал еще раскручиваться, шансы демократического движения на заметный успех в его противоборстве с КПСС казались небольшими. Коммунисты явно неплохо подготовились к переменам. В то время как одна часть партии с неожиданной для общества предприимчивостью включилась в инициируемые ею же процессы разгосударствления социалистической собственности (сумев даже убедить определенные круги на Западе и часть отечественной демократической общественности, что преобразование собственности в СССР возможно лишь путем номенклатурной приватизации), другая ее часть заняла позицию критики всякой приватизации и готовилась к тому, чтобы, используя неизбежное недовольство широких масс несправедливостями приватизации, вновь выступить в роли защитника обездоленных и создать мощную социальную базу для возрождения коммунистического движения.

Решающую роль в утверждении реальной многопартийности и преодолении всевластия коммунистической партии сыграло то обстоятельство, что для российского депутатского корпуса, для Председателя Верховного Совета РСФСР Б. И. Ельцина, для широкого спектра российских политических объединений борьба с КПСС слилась с борьбой против диктата союзного центра. Не случайно, что именно в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой первым Съездом народных депутатов РСФСР, впервые были провозглашены гарантии равных правовых возможностей участия в управлении государственными и общественными делами для всех граждан, политических партий, массовых движений, общественных и религиозных организаций1.

12 июня 1991 г. Б. И. Ельцин был избран Президентом Российской Федерации, а уже 20 июля 1991 г., опираясь на решения первого Съезда народных депутатов РСФСР, он издал Указ "О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений РСФСР" от 20 июля 1991 г.2 Последовавший вскоре после этого августовский путч привел к коренному изменению соотношения сил на политической арене. После путча страна вступила в посткоммунистический период своего развития.

Серией указов Президента Российской Федерации деятельность КП РСФСР была приостановлена, а ее имущество взято под контроль Советами народных депутатов. Вскоре после этого М. С. Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС и призвал ЦК принять решение о самороспуске. Завершающую точку на том этапе поставил Указ Президента РСФСР от 6 ноября 1991 г. "О деятельности КПСС и КП РСФСР"1, предписывавший прекращение деятельности и роспуск организационных структур КПСС И КП РСФСР на территории РСФСР. Последовавший в декабре 1991 г. распад СССР и образование независимого государства — Российской Федерации — еще более упрочили положение антикоммунистических сил в российском политическом спектре и во властных структурах.

После крушения КПСС процесс становления многопартийности в России вступил в качественно новую стадию. Если раньше политическая активность партий и движений самой разной ориентации была по преимуществу направлена против КПСС и отождествлявшегося с ней союзного центра, то теперь они были вынуждены искать новую основу для самовыражения и самоидентификации. Это прежде всего касалось тогдашнего "демократического движения", которое возникло как объединение "против", а не "за": слово "демократия" в тех условиях было лишь приемлемым для народного слуха демагогическим названием всего антикоммунистического. Правда, коммунисты тоже апеллируют к демократии, но к демократии пролетарской, социалистической, т. е. неправовой, тоталитарной по своей сути, использующей массы как средство установления диктатуры, подавления независимого индивида, свободной личности1. Антикоммунистическая же демократия — это демократия буржуазная, т. е. правовая, либеральная, основанная на принципах защиты прав меньшинства, свободы индивида. А для такой демократии (т. е. демократии в позитивном либерально-правовом смысле, а не просто в антикоммунистическом значении) в России пока что условий нет: нет гражданского общества и нет среднего социального слоя, который мог бы быть реальным носителем основных ценностей современной либеральной демократии — свободы, собственности и права.

Эклектичность и внутренняя противоречивость российского демократического движения обнаружились очень быстро. После августа 1991 г. началась серия расколов единого прежде блока "Демократическая Россия" и выхода из него сначала патриотически настроенных организаций, затем партий социал-демократической и социал-либеральной ориентации.

Важное значение для укрепления позиций левых сил имели принятые 30 ноября 1992 г. решения Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ряда указов российского Президента3. В целом конституционным был признан лишь Указ о приостановлении деятельности КП РСФСР. В вопросе об имуществе КПСС и Компартии РСФСР суд согласился с позицией Президента лишь в части, касающейся имущества, собственником которого являлось государство. Применительно же к имуществу, принадлежащему КПСС на правах собственности, а также к имуществу, которое на момент издания указа фактически находилось во владении, пользовании и распоряжении КПСС и КП РСФСР, но собственник которого не был определен, указ был признан неконституционным. Вопрос о собственности в каждом конкретном случае предстояло решать в судебном порядке. Неконституционными суд счел и положения указа "О деятельности КПСС и КП РСФСР", касающиеся тех первичных организаций КП РСФСР, которые были образованы по территориальному признаку.

Таким образом, российским коммунистам удалось сохранить не только часть своего имущества, но, что более важно, и свои территориальные партячейки. Во многом именно благодаря удержанию коммунистами хорошо налаженной за годы советской власти разветвленной системы территориальных партийных звеньев мы имеем сейчас ситуацию, при которой более половины массового низового актива российских политических объединений ориентировано на левые политструктуры, главным образом на принадлежащие КПРФ1. То обстоятельство, что КПРФ в значительной мере опирается на прежние организационные структуры, является существенным аргументом в пользу позиции судьи Конституционного Суда Т. Г. Морщаковой, считающей, что решение Конституционного -Суда не было исполнено, поскольку российские коммунисты вовсе не создали новую партию в феврале 1993 г., а лишь восстановили старую, руководящие структуры которой были признаны неконституционными.


  1. Правовые основы избирательных кампаний в современной России.

Российское избирательное законодательство не является неизменным, так как находится в стадии становления. Поэтому к действующим законам принимаются поправки и дополнения, которые адаптируют законодательство к изменяющимся политическим реалиям. Так в 2006 г. были приняты федеральные законы о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка выдвижения кандидатов на выборные должности в органах государственной власти и в части отмены голосования против всех кандидатов.

Основные цели внесенных изменений в избирательное законодательство - стимулирование развития политических партий, усиление их роли и ответственности в избирательном процессе; корректировка норм, не оправдавших себя на практике или провоцирующих применение негативных технологий.

За десятилетний период применения на парламентских выборах смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системы выявлен ряд существенных недостатков. Так, нередко на выборах в одномандатных избирательных округах число голосов избирателей, отданных за победившего кандидата, оказывалось намного меньше числа голосов, отданных в сумме за других кандидатов. В результате мнение значительного числа избирателей фактически не учитывалось. Кроме того, часто депутаты-одномандатники, которые были самовыдвиженцами и провозглашали себя независимыми кандидатами, что привлекало голоса избирателей, после выборов присоединялись к парламентским партийным фракциям, меняя свои политические установки и таким образом фактически обманывая проголосовавших за них избирателей. На выборах 2003 г. претендентов на места в Государственной Думе, которые называли себя независимыми кандидатами, было 67 человек, а в конечном итоге, когда они стали депутатами Государственной Думы, только 7 остались в статусе независимых, а остальные вошли в различные фракции.

Пропорциональная система, которая теперь будет применяться на выборах в Государственную Думу, предусматривает уменьшение общефедеральной части партийного списка до 3 человек (раньше - в пределах 18 человек). Вся остальная федеральная часть списка должна быть разбита как минимум на 100 региональных групп кандидатов. Это требование будет стимулировать партии на поиск соответствующих кандидатов практически во всех регионах Российской Федерации. Предусмотрена возможность включать в партийные списки не только членов партии, но и беспартийных, а также членов других партий.

Особое значение придается требованиям к порядку формирования федеральных списков кандидатов. При этом преследуется цель повысить информированность избирателей не только о лидерах, возглавляющих партийные списки, но и обо всех претендентах на депутатские мандаты.

С целью структурирования и дальнейшего поступательного развития российского политического пространства повышен заградительный барьер на выборах в Государственную Думу с 5 до 7% голосов избирателей, преодолев который партии смогут получить депутатские мандаты. Повышение планки прохождения в парламент будет способствовать объединению партий, стоящих на близких платформах. При этом в любом случае в парламенте должны быть представлены партии, которые в сумме получили не менее 60% голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании. Такое требование позволяет при определенных обстоятельствах понижать 7% барьер. Например, если по итогам выборов с участием 10 партий 7% барьер преодолели 3 партии, набравшие в сумме лишь 58%, то в такой ситуации к распределению депутатских мандатов допускается и четвертая партия, у которой меньше 7%.

Характеризуя последние изменения в российском законодательстве председатель Центризбиркома России А.Вешняков выделяет среди важнейших следующие:

— начиная с 2006 года, установлены единые дни голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - второе воскресенье марта и второе воскресенье октября;

— отменен институт избирательных блоков на выборах всех уровней, так как практика показала, что блоки зачастую демонстрируют свою нестабильность, неработоспособность, приводящие к прекращению их существования;

— установлено ограничение величины заградительного барьера на выборах депутатов региональных парламентов с применением пропорциональной системы - не более 7%, чтобы не нарушать представительный характер органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.[8]

Новые законы расширяют права СМИ по освещению избирательных кампаний. Журналисты теперь имеют право находиться в помещении для голосования в течение всего времени работы избирательного участка, производить фото- и видеосъемку.

В целях поддержки деятельности политических партий и обеспечения их большей независимости от «теневого» финансирования государственная финансовая поддержка политических партий увеличена в десять раз - до 5 рублей за голос избирателя, полученный партией на федеральных выборах. Такую поддержку ежегодно будут получать политические партии, за которые на выборах в Государственную Думу или за выдвинутых ими на президентских выборах кандидатов проголосовало более трех процентов избирателей.

Согласно новым нормам Федерального закона «О политических партиях», возросли требования к численности партийных рядов - с 10 тыс. до 50 тыс. человек, причем более чем в половине субъектов Российской Федерации в состав ее регионального отделения должны входить не менее 500 членов. С 1 января 2007 года те партии, которые не будут соответствовать этим параметрам, прекратят свое существование или перейдут в разряд общественных объединений.

В соответствии с новым законодательством осуществляется формирование органов местного самоуправления. Число муниципальных образований в ходе реформы местного самоуправления увеличилось с 12,5 тысяч до 24 тысяч, при этом общее число депутатов представительных органов местного самоуправления составило более 250 тысяч человек. Практически все выборы во вновь образованных муниципальных образованиях были проведены в установленный законом срок до 1 ноября 2005 года. Сформированная публичная власть на муниципальном уровне с 1 января 2006 года приступила к своим полномочиям.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации существует прошедшая этапы становления и совершенствования, нацеленная на дальнейшее развитие демократических институтов нормативно-правовая база проведения выборов и референдумов, соответствующая международным избирательным стандартам.


  1. Партии как субъекты избирательного процесса.

Без сомнения, на нынешнем этапе развития политической системы России важнейшим субъектом избирательного процесса стали политические партии; и их роль в предстоящих выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва высока как никогда.

Федеральный закон «О политических партиях» определяет политическую партию как единственное общественное объединение, которое имеет право выдвигать кандидатов, списки кандидатов в депутаты. Хотя по ранее действовавшему законодательству, если вы помните, такое право принадлежало не только политическим партиям, но и избирательным блокам, кроме того, выдвинуть свою кандидатуру мог также сам кандидат (самовыдвижение). Нынешняя редакция закона о партиях, как и всё избирательное законодательство, в этом плане претерпела, как видим, существенные изменения.

Что же такое политическая партия? Это общественное объединение, созданное в целях участия граждан России в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Выходит, именно политические партии — посредники между государством и гражданами, они обеспечивают представительство различных социальных интересов в парламенте, выражают волю избирателей относительно политического курса и экономического развития страны.

Исходя из этого, закон установил обязательные требования к организационному оформлению партий, чтобы они не были «однодневками» и чётко выполняли свою общественную функцию. Политическая партия обязана иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, и численность этих отделений должна быть не менее пятисот человек. В целом в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов. Руководящие и иные органы партии, её региональных отделений и иных структурных подразделений должны находиться исключительно на территории России.

Закон определяет основные цели политической партии: формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти и местного самоуправления. Так что избирателям в ходе подготовки к выборам следует изучить, как действует та или иная политическая партия на их территории, каковы результаты её работы — с тем чтобы тщательно взвесить, какой из партий и почему они готовы отдать своё предпочтение.

Отметим, что политическая партия вправе свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи, участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, участвовать в выборах и референдумах. Кроме того, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия — в формах, установленных законодательством РФ.

Широкие права, данные партиям как субъектам избирательного процесса, накладывают на них обязанность повышать политическую грамотность граждан страны — это едва ли не основная их роль в обществе.



  1. Динамика развития партийной системы России в период с 1993 по 2010 г.г.

Решающее значение для становления политических партий и формирования партийной системы имеет опыт участия в выборах. Современная партийная система выдержала четыре избирательные кампании, трансформируясь каждый раз в определенный формат, демонстрирующий место и статус каждой партии и соотношение партийно-политических сил. Итак, после периодов зарождения протопартий (1987–1989), распада КПСС и формирования политических партий (1990-1991), становления партийной системы (1991-1993) партийная система современной России в 1993 г. вступила в период функционирования, который ознаменовался участием партий в выборах и естественной (то есть в зависимости от воли избирателей) реструктуризацией партийной системы. На этом этапе российские политические партии четырежды подвергались испытаниям выборов в Думу (1993, 1995, 1999, 2003) и трижды (1996, 2000, 2004) - выборов президента.

Выборы 1993 г. проходили в обстановке высокой активности избирателей и жесткого противостояния трех партийных коалиций:

1. Пропрезидентского блока в составе партий: «Яблоко», ПРЕС (Партия российского единства и согласия), «Выбор России», РДДР (Российское движение демократических реформ), поддерживавшего курс реформ президента Б.Н.Ельцина;

2. Блока конструктивной оппозиции, состоявшего из Гражданского союза и ДПР (Демократической партии России), служившего опорой вице-президенту А.Н.Руцкому;

3. Контрпрезидентского блока, состоявшего из КПРФ и АПР, находившегося в непримиримой оппозиции правительственной политике.

По результатам выборов победил пропрезидентский блок, набравший 34,2% голосов избирателей. Контрпрезидентский блок получил 20,4% голосов, Блок конструктивной оппозиции – всего 1,93%.

Среди политических партий победительницей оказалась ЛДПР, занимавшая позицию вне блоков и набравшая 22,92% голосов избирателей. Кроме ЛДПР в Думу, миновав 5% барьер, прошли следующие партии: Выбор России (15,51%), КПРФ (12,4%), Женщины России (8,13%), АПР (7,99%), Яблоко (7,86%), ПРЕС (6,73%), ДПР (5,52%).

Если все партии, участвовавшие в первых выборах по партийным спискам, можно разделить на левые (КПРФ, АПР, партия «Кедр», избирательные объединения «Достоинство и милосердие», «Гражданский союз») центристские (ДПР, ПРЕС, партии «Яблоко», «Выбор России», избирательные объединения «Женщины России», «Будущее России – новые имена») и правые (ЛДПР) силы, то победу на этих выборах одержали центристы, набравшие в сумме 49,08% голосов, левые и правые набрали соответственно 23,78 и 22,92%.

В Государственной Думе, с учетом выборов по одномандатным округам и создания на этой основе депутатских групп система парламентских партий выглядела следующим образом:

Центристские, пропрезидентские силы, сторонники реформ: фракция «Выбор России» (лидер Е.Гайдар) получила с учетом голосов, набранных в одномандатных округах 74 депутатских места, фракция ПРЕС (С.Шахрай) – 31 место, фракция «Яблоко» - 29 мест, фракция «Женщины России» - (А.Федулова, Е.Лахова) – 23, фракция ДПР (Н.Травкин) – 15, депутатская группа «Союз 12 декабря» (Б.Федоров, И.Хакамада) - 32, депутатская группа «Новая региональная политика» (В.Медведев) - 60.

Левые антипрезидентские силы, противники реформ: фракция КПРФ (Г.Зюганов) – 45, фракция АПР (М.Лапшин) – 55, депутатская группа «Российский путь» (С.Бабурин, А.Лукьянов) - 15;

Правые силы, критики президента, сторонники реформ: фракция ЛДПР (В.Жириновский) – 64 места.

Эти партии и силы и составили первый формат партийной системы России в 1993 -1995 гг.



Выборы в декабре 1995 г. проходили в обстановке продолжавшегося жесткого противостояния центристских и левых сил. Партии и избирательные объединения, избравшие промежуточную политическую позицию между сторонниками и противниками рыночных и либеральных реформ, такие как «Держава» (лидер А.Руцкой), Партия Святослава Федорова, Блок Ивана Рыбкина, «Женщины России» не смогли пройти 5% барьер.

Партии реформаторской ориентации набрали в общей сложности 21,63% голосов («Наш дом Россия» - 10,13%, «Яблоко» – 6,89%). Не прошли в Думу партии ПРЕС и Выбор России, которые взяли на себя ответственность за все неудачи реформ.

Коммунисты пожали плоды выгодности своего положения критики трудных и непопулярных реформ: КПРФ получила 22,3% голосов и заняла первое место в борьбе по партийным спискам, но другая антиреформаторская партия – АПР не прошла в Думу, набрав всего 3,78% голосов.

Из правых партий 5% барьер прошла лишь ЛДПР (11,18% голосов). Кроме того, уже в Думе были организованы несколько депутатских групп.

Новый, второй формат системы парламентских партий, как видим, приобрел следующую структуру:

- левые силы: фракция КПРФ (138 депутатских мест), депутатская группа «Народовластие» (38), Аграрная депутатская группа (35). Итого: 211 мест;

- центристские силы: фракция НДР (65 мест), фракция «Яблоко» (46), депутатская группа «Российские регионы» (43). Итого: 154 места;

- правые силы: фракция ЛДПР – 51 место;

- независимые депутаты – 34 места.

Следующий, третий формат партийной системы современной России образовался после очередных думских выборов 1999 г. Выборы по партийным спискам дали следующие результаты: КПРФ – 24,29% голосов, «Единство» - 23,32%, «Отечество вся Россия» (ОВР) – 13,33%, Союз правых сил (СПС) – 8,52%, Блок Жириновского (ЛДПР) – 5,98%, «Яблоко» - 5,93%

Система парламентских партий приобрела следующий вид:

- левые силы: фракция КПРФ (лидер Г.Зюганов) – 85 депутатов, Агропромышленная депутатская группа (Н.Харитонов) - 42;

- центристские силы: фракция «Единство» (В.Пехтин) – 83 депутата, фракция ОВР (Е.Примаков) - 46, фракция СПС (Б.Немцов) - 33, фракция «Яблоко» (Г.Явлинский) - 19, депутатская группа «Регионы России» (Союз независимых депутатов) (О.Морозов) - 45, депутатская группа «Народный депутат» (Г.Райков) - 60;

- правые силы: фракция ЛДПР (В.Жириновский) – 14 депутатов.



Четвертый формат второй партийной системы России оформился после думских выборов 2003 г., которые дали следующие результаты: партия «Единая Россия» - 37,57% голосов, КПРФ – 12,61%, ЛДПР – 11,45%, «Родина» - 9,02%. Система парламентских партий после этого приобрела следующий вид:

- левые силы: фракция КПРФ (Г.Зюганов)- 47 мест; фракция «Родина» претерпела раскол на фракцию «Родина» Д.Рогозина – 33 места и фракцию «Родина» С.Бабурина – 9 мест;

- центристские силы, наоборот, объединились в одну фракцию «Единство» (Б.Грызлов, В.Володин, О.Морозов), насчитывающую 303 депутата;

- правые силы: фракция ЛДПР (В.Жириновский) – 35 мест.



Как видим, динамика партийной системы отражает социально-экономические и политические процессы, происходившие в современной России. Известно, что влияние радикалов, то есть крайне левых и крайне правых сил, возрастает с ухудшением экономического положения, снижением уровня жизни, увеличения безработицы. И, наоборот, с подъемом экономики, сокращением числа безработных, ростом жизненного уровня большинства населения влияние левых и правых сил падает. Кроме того, популярности левым и правым добавляла их «патриотическая» позиция после распада СССР, возникновение в российских регионах и по границам России этнических и национальных конфликтов. Левые силы России имели наибольшее влияние в III Думе (1995-1999), правые силы наибольших успехов добились на выборах в I (1993) и II (1995) Думы, когда трудные и непопулярные реформы совпали с экономическим спадом и снижением уровня жизни.

Центристские силы и, в первую очередь, реформаторские партии имели успех в начале реформ, на выборах в I Думу, когда ожидания избирателей были связаны именно с успешными реформами. Далее их ожидало снижение поддержки избирателями на выборах во II Думу ввиду падения уровня жизни, неэффективной работы социальной сферы, явившихся первым результатом реформ. С началом экономического роста в 1999 г., оживлением деятельности всех сфер российского общества, ростом реальных доходов населения центристские партии увеличили свое представительство в российском парламенте. Кроме того, они сумели объединиться в единую думскую фракцию и предложить обществу путь не конфронтации, а интеграции.