страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Любить все живое - страница №1/1
Экологическое воспитание Беседа №1 Тема: Любить все живое Цели: воспитывать у детей умение любить все живое, дружить, помогать , быть терпимыми, доброжелательными, внимательными к окружающим. I . Чтение рассказа учителем: Я. Сербин ЛЕСНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ Вася и Петя, закинув головы, внимательно оглядывали каждое дерево и медленно шли в глубь бора. Вокруг чирикали воробьи, водили свои нежные мелодии зорянки и резво с ветки на ветку перепрыгивали чижики. Кто-то, словно молоточком, настойчиво стучал по дереву. Петя остановился. - Кто это стучит? - Дятел,— объяснил Вася,— обыкновенный серый дятел. Несет от пяти до семи беленьких яичек. В моей коллекции их два. - Ты собираешь коллекцию птичьих яиц? обираю. А что? - Да ничего... И много собрал? - Да у меня уже яички почти всех наших птиц есть, кроме, конечно, ракш… Никак не выдеру. Очень осторожные птицы... Я, брат, люблю все по-научному, книги о птицах читаю... Вася хотел еще что-то сказать, но Петя вдруг остановил его, указывая пальцем на невысокую суковатую сосенку, одиноко росшую на полянке. - Гляди, наверное, ракши. – Не ракши, авторитетно заявил Вася.— Это иволги. - Иволги? - Да. Тоже очень осторожные птицы. Но их яички у меня уже есть! - Да что, у тебя целый склад этих яиц? — не выдержал Петя.— И когда ты успел? Но Вася не ответил. Он вдруг подпрыгнул и прошептал: — Тс... Ракши... вон там... Петя сразу увидел их. Они спокойно сидели на сосновом сучке и словно дремали. Зелено-голубое оперение сверкало на солнце. Очевидно, заметив мальчиков, ракши тревожно взмахнули крылышками, крикнули «рек, рек!» и молниеносно перелетели на другую сосну. — Скажешь, что я лгу,— удовлетворенно прошептал Вася,— если где-то поблизости мы не найдем гнездо... Приглядевшись, они в самом деле на одной высокой сосне заметили дупло. — Оно! Давай гвозди,— сразу скомандовал Вася. Петя торопливо вынул из кармана толстые длинные гвозди, которые ему еще в лагере дал Вася. Внимательно осмотрев сосну, Вася сказал: — До первого сучка приблизительно шесть метров. Хватит. Только бы гвозди выдержали,— и вынул из-за пазухи молоток. Забивая гвозди в ствол сосны, Вася начал медленно подниматься вверх. Скоро он уже стоял на первом суку и гордо осматривал все вокруг. До дупла осталось несколько метров. — Теперь все пойдет по щучьему велению! — весело крикнул он и запустил молотком в ракш, которые все время кружились над дуплом, выкрикивая свое тревожное «рек, рек». Но, когда Вася попробовал сунуть руку в дупло, птички вдруг притихли, только их головки с толстыми клювами то и дело вытягивались вверх. Петя затаил дыхание. Что-то заскребло у него в горле и стало сердце... Ему стало жаль птиц. Он не выдержал и крикнул вверх:
— Ведь это не воробьи,— продолжал Петя.— Жалко... Они такие красивые!.. —Да замолчи ты! — сердился Вася.— Плакса несчастная! Петя знал, что Вася упрям и убедить его сейчас невозможно. Потому отвернулся, присел под сосной и, еще раз взглянув на притаившихся птиц, заплакал... — Есть одно! — воскликнул Вася.— Подставляй фуражку! Хотя нет, пусть лучше у меня останется. Снесли только два, будто знали, что мне как раз столько и надо.— И снова засунул руку в дупло.— Чего раскис?! Петя не отвечал. — Эх ты! Тонкокожий! —хихикнул Вася. Петя снова посмотрел на ракш. Сейчас они тревожно мотали голубиными головками. «И зачем я согласился идти в бор с Васей, — подумал Петя, — лучше бы с ребятами в поле пошел. Почти весь лагерь там, а я с этим придурковатым Васькой поплелся». По неожиданно его беспокойные мысли оборвал отчаянный возглас Васи: — Ой, не вылазит! Кажется, застряла...
- Что же теперь? Может, кричать? —беспомощно спросил Петя. —Что ты, что ты! — запротестовал тот.—Не смей. Я сам как-нибудь. Но как ни старался Вася сам освободить руку, ничего не получалось. Она все сильнее набрякала и ныла так, что и шевельнуть уже было невозможно. От боли Вася начал скулить. Петя вдруг сорвался с места и исчез в лесной чаще. Не слыхал он, как Вася, стоя сомлевшими ногами на сосновом суку, просил его вернуться. Петя бежал и бежал в лагерь, к пионервожатому, к друзьям... — Там на сосне,— завопил он,—Вася в гнезде! И рука в дупле. Быстрее, а то упадет... За Петей помчались все. Несли лестницу... Петя сопел, как загнанный жеребец, но бежал первым, чтобы показать, на какой сосне сидит Вася. — Вон там,—едва проговорил Петя и бессильно опустился на землю. Пионеры бросились вперед. ...Под сосной с забинтованной рукой сидел Вася. Вид у него был жалкий: штаны разорваны, рубашка тоже, глаза красные, чуб растрепан... Около него с лестницей на плече и долотом в руке стоял коренастый человек в форме лесничего. —Хорошо, что прибежали,— хмуро проговорил он,— дупло глубокое и узкое, насилу долотом раздолбил... Еще минута, и этому разбойнику — крышка... сорвался бы с сучка. Вася виновато поглядывал на пионервожатого, на пионеров, но пи в ком не нашел сочувствия. II. Беседа: - Какое впечатление произвел на вас рассказ? - Почему нельзя заниматься коллекционированием птичьих яиц? - Как отнеслись ребята к Васе? - Можно ли Петю назвать настоящим товарищем? - Обсудите поступок Васи не только в классе, но и с ребятами, с которыми встречаетесь во дворе. Беседа №2 Тема: Любить все живое Цели: воспитывать у детей умение любить все живое, дружить, помогать , быть терпимыми, доброжелательными, внимательными к окружающим. I . Чтение рассказа учителем: А. Дурова ЗА ЧТО? Кто из вас, ребята, не слыхал о Владимире Леонидовиче Дурове –замечательном дрессировщике, ученом, создавшем свой безболевой метод дрессировки животных? В. Л. Дуров в детстве мог часами наблюдать за голубями, за курами. Но один случай так подействовал на него, что он стал большим другом и защитником животных. Маленький Володя воспитывался в московской военной гимназии. У воспитанников была любимая собака Жучка. Но надзиратель их класса завел себе породистую собаку, а Жучку ошпарил кипятком. Тогда все воспитанники поклялись отомстить мучителю: они приговорили ни в чем не повинную собаку надзирателя к повешению. Бросили жребий, кому привести в исполнение приговор. Жребий пал на Володю Дурова. Поманив к себе собаку, Володя повел ее в сарай. Собака доверчиво пошла за ним, ласково помахивая хвостом. В полутемном сарае он накинул на нее петлю. Володя почувствовал, что совершает что-то чудовищное, страшное. Он был уже готов отпустить несчастную собаку, но мысль, что он клялся вместе с товарищами и что его сочтут трусом, заставила натянуть веревку. Володя с ужасом обернулся и увидел умирающую собаку, ее полные слез глаза, как бы спрашивающие: «За что?» Володя потерял сознание. В себя он пришел уже в лазарете. Он заболел нервной горячкой. На кого бы он ни смотрел — на врача, лежащих рядом больных,— он всюду видел глаза собаки, страдальческие, укоризненно вопрошающие. К счастью, собака осталась жива. С тех пор Володя понял, что животные, как и люди, страдают, радуются, что они имеют такое же право на жизнь, как и человек. Дуров научился понимать животных, управлять ими без кнута, без побоев подчинять их своей воле. Он понял, что животное никогда зря не обидит и не укусит человека. Кусаются звери только из самозащиты, привыкшие к тому, что человек их преследует, убивает. Никогда не надо к незнакомой собаке протягивать руку. Вы хотите ее погладить, а она поймет это движение как ваше желание причинить боль и, защищаясь, укусит. Но более верного друга, чем привыкшее к вам животное, трудно найти. Сколько интересных случаев было в нашей работе! В «Уголке» очень долго жила слониха Пунчи. За ней ухаживал и учил ее наш дрессировщик Карел Створа. И вот однажды в воскресенье в театре зверей было три спектакля, в которых Карел был занят, да еще в саду ему пришлось показывать Пунчи» Он очень устал, и, когда «Уголок» закрылся, Карел напоил Пунчи, присел на ступеньках вольера и крепко заснул. Наши артисты хотели потихоньку отнести его в артистическую комнату — не тут-то было. Пунчи не подпустила их к своему учителю. Слониха осторожно, обвив его хоботом, перенесла Карела к стене, засыпала его сеном и продежурила около него всю ночь. А обезьянка Микки! С ней тоже работал Карел Створа. Однажды перед спектаклем она выскочила из клетки и забралась на самое высокое дерево. Как ни звал ее Карел, предлагая лакомства и игрушки, Микки не собиралась спускаться. Мы все были в отчаянии и стояли толпой у дерева. Один из дрессировщиков, хлопнув Карела по плечу, сказал: «Эх, плохо твое дело!» Вдруг Микки угрожающе закричала. Тогда мы сделали вид, что бьем Карела. Этого Микки перенести не могла, она мгновенно соскочила па землю, бросилась к Карелу, вскочила к нему на плечо и, обняв одной лапой за шею, стала защищать его от нападения. А ведь этому ее никто не учил! Владимир Леонидович Дуров при жизни и теперь мы, его ученики, в своем «Уголке» стараемся научить людей любить, понимать и защищать животных. Дети, которые издеваются над животными, не понимают, что калечат не только кошку, что они отрывают голову не только у ласточки. Эти ребята прежде всего калечат свою душу, убивают сердце любовь ко всему живому. А жестокая и пустая душа - не самое ли это страшное наказание для человека? II. Беседа: - Какое впечатление произвел на вас рассказ? - Почему Дуров, дрессируя животных, никогда не применял кнута и побоев? - Понравились ли вам случаи со слонихой Пунчи и обезьянкой Микки? Почему? - Почему рассказ назван «За что?»? |
|