страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Литературная игра по повести «Капитанская дочка» - страница №1/1
Урок литературы в 8 классе Тема: Литературная игра по повести «Капитанская дочка». Цели:
Тип урока: урок обобщения с элементами игры. Методы: слово учителя, беседа, тестирование. Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести «Капитанская дочка» Эпиграф: «В "Капитанской дочке" все не только самая правда, но еще как бы лучше ее». (Н.В. Гоголь) Литература:
Ход урока
Итак, мы прочли последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 г. На этот день как приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея - последняя, на которой присутствовал Пушкин. И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении « Капитанская дочка» - удивительное произведение. - Кому книга показалась сложной? Простой? И все ли так просто в романе, как кажется на первый взгляд? Наша - задача - разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
- Давайте вспомним страницы романа. 1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович.) 2. Служил при графе... (Минихе). 3. Сколько было крепостных у отца Гринева и в какой губернии была его деревня? (Триста крепостных; в Сuмбирской губернии.) 4. Сыну был пожалован в дядьки... (стремянный Савельич). 5. Выучился Петруша грамоте… (на двенадцатом году). 6. …. и мог очень здраво судить о… (свойствах борзого кобеля). 7. Был нанят француз ... (мосье Бопре). 8. … который в отечестве своем был ... (парикмахером). 9. … в Пруссии ... (солдатом). 10. … а потом приехал в Россию, чтобы ... (стать учителем, не очень понимая значения этого слова). 11. Батюшка вошел на урок ... (географии). 12. В это время Гринев ... (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды). 13. А Бопре… (спал на кровати сном невинности). 14. Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?..» (Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии... да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.) 15. Шаматон - это ... (бездельник, шалопай). 16. Капитан Миронов и его жена были люди самые ... (почтенные). 17. Иван Кузмич вышел в офицеры из... (солдатских детей) 18. Он был необразованный и простой, но самый... (честный и добрый человек). 19. В Марье Ивановне «я нашел...» (благоразумную и чувствительную девушку). 20. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миpоновa ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» (пару серег). 21. Что ответил Швабрин на вопрос Гринева: «А почему ты об ней такого мнения?» («Знаю по опыту ее нрав и обычай».) 22. Как ответил Гринев? («Ты лжешь, мерзавец, ты лжешь самым бесстыдным образом!») 23. Позднее он скажет: «Вместо грубой и непристойной насмешки увидел я в его гнусных словах...» (обдуманную клевету). 24. «Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце... года». (1773 г.) 25. С некоторого времени яицкие казаки «были для правительства…» (неспокойными и опасными подданными).
28 ...учинил непростительную дерзость. (Принятием на себя имени покойного императора Петра III.)
30. Кто «сидел под образами в красном Кафтане, в высокой и важно подбочась»? (Пугачев.) 31. «Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородкой и голубой лентой через плечо». (Капрал Белобородов.) 32. «Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими глазами... нос без ноздрей». (Афанасий Соколов – Хлопуша). 33. «Схвачен был башкирец с... » (возмутительными листами). 34. «Я взглянул на него и содрогнулся... Ему казалось лет семьдесят. У него не было... » (ни носа, ни ушей). 35. «Но узенькие глаза его еще...» (сверкали огнем). 36. «Юлай взял плеть и замахнулся, - тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот… (в котором вместо языка шевелился короткий обрубок
а) автора; б) повествователя; в) Маши Мироновой; г) Петра Гринева; д) Пугачева. 2. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью а) композиции; б) эпиграфов; в) вставных элементов; г) прямой авторской оценки; д) выбора героя.
а) Фридрих II; б) граф Миних; в) Григорий Орлов; г) Екатерина I; д) Елизавета I; е) Екатерина II. 4. Назовите художественные приемы, которые Пушкин использовал для создания образа Пугачева. а) прямая авторская оценка; б) портрет; в) эпиграфы; г) речевая характеристика; д) отношение других персонажей; е) вставные элементы. 5. В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова -... а) единственный женский персонаж повести; б) стоит в центре сюжета; в) носительница высокой нравственности и чести; г) дочь погибшего русского офицера. 6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета. а) экспозиция б) завязка в) кульминация г) развязка
7. С какой целью в повесть вводится сон Гринева? а) характеризует Гринева; б) предвещает развитие отношений двух персонажей; в) характеризует Пугачева; г) подчеркивает кровожадность Пугачева. 8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный... »? а) автору; б) Екатерине П; в) Савельичу; г) Петру Андреевичу Гриневу - автору мемуаров. 9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы. а) Пугачев; 1) оренбургские генералы; б) Швабрин; 2) Екатерина П; в) «енералы» Пугачева; 3) Гринев. 10. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачева? а) былины; б) загадки; в) сказки; г) песни; д) пословицы, поговорки; е) мифы. 11. Какую главу предваряет собой эпиграф: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. "Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?"- спросил он ласково». (А. Сумароков) . а) «Суд»; б) «Арест»; в) «Приступ»; г) «Незваный гость»; д) «Мятежная слобода».
а) проблема любви; б) проблема чести, долга и милосердия; в) проблема роли народа в развитии общества; г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства.
а) забитым, безгласным крепостным; б) послушным, рабски преданным своим господам; в) глубоким, наделенным чувством собственного достоинства; г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком. 14. Отметьте верное суждение. Литературный характер – это… а) образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени; б) художественное изображение человека; в) персональные черты, присущие герою. 15. Какие символические образы используются А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка»? а) путь, дорога; б) могила; в) буря, буран; г) орел, ворон; д) кинжал; е) виселица. 16. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачева? а) ум, сметливость; б) лень, бездеятельность; в) удальство, широта натуры; г) склонность к пьянству; д) память на добро, благодарность. 17. Чей это портрет? «Она была в белом yтpeннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...» а) Марии Мироновой; б) Василисы Егоровны; в) Екатерины II; г) Авдотьи Васильевны. 18. На военном совете в Оренбурге решено было действовать: а) наступательно; б) путем подкупа; в) оборонительно. 19. «Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок» - это портрет: а) Гринева; б) Пугачева; в) Швабрина. 20. Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги. а) Пугачев; б) капитан Миронов; в) Гринев.
Роман А.С.Пушкина внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки. Загадки романа – это загадки жизни, которые Пушкин учит нас видеть и понимать. Д/з. Индивидуальное задание: подготовить сообщение по темам «Биография М.Ю.Лермонтова», «Творчество М.Ю.Лермонтова», «История создания поэмы «Мцыри»». |
|