страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Литература Название курса: Постмодернизм в русской литературе ХХ века - страница №1/1
Автор материала: Смирнова Е.В., ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ Изучение программы элективного курса «Постмодернизм в русской литературе ХХ века» поможет в решении задач профильной подготовки учащихся в области гуманитарных наук. Курс направлен на формирование представлений об основных явлениях и тенденциях развития русской литературы последних десятилетий в контексте современной культуры. Школьники смогут ориентироваться в постоянно меняющемся и противоречивом мире современной культуры и литературы, самостоятельно оценивать разнохарактерные литературные явления и уметь эту оценку адекватно обосновывать. ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОСТМОДЕРНИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного курса «Постмодернизм в русской литературе ХХ века» рассчитана на учащихся 10 – 11-х классов. В программе дана целостная система представлений о постмодернизме в русской литературе конца 60-90-х годов. Программа элективного курса направлена на выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно-богатой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культур, способной в будущем на участие в духовном развитии общества. Программа направлена на формирование грамотного читателя, свободно владеющего словом. Цель курса:
Основные задачи курса:
Принципы отбора и структурирования материала:
Изучаемые произведения соответствуют цели программы, способствуют решению обозначенных задач. В программе осуществляется принцип вариативности, который дает учителю право выбора авторов и произведений, а также путей изучения конкретной темы. Произведения доступны читательскому восприятию учеников, соответствуют интересам и возрастным особенностям школьников. Предлагается два круга чтения и изучения: в классе для чтения и обсуждения, а также самостоятельно. Эти круги чтения могут варьироваться в зависимости от конкретных условий. Исходя из возможностей библиотечного фонда, уровня подготовленности школьников, преподаватель вправе сократить или скорректировать предполагаемый материал. Программа курса включает обзорные и монографические темы. Некоторые постмодернистские произведения, неприемлемые для текстуального изучения в классе из-за радикальности языка, сцен насилия или откровенно эротического содержания, могут быть упомянуты учителем в обзоре. Большое внимание уделяется изучению терминологии. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫТема 1. Представление о постмодернизме. Основные черты русского постмодернизма. Понятие постмодернизма. Причины возникновения постмодернизма на Западе и в России. Начало русского постмодернизма. Статья В.Ерофеева «Поминки по советской литературе» - манифест «новой литературы». Три этапа развития постмодернизма в России: период становления (конец 60-х- 70-е годы) - (Андрей Битов «Пушкинский дом» (1964 - 1971), Венедикт Ерофеев, Саша Соколов, Иосиф Бродский, Всеволод Некрасов, Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов); период утверждения русского постмодернизма как литературного направления (70-е- 80-е годы) - (Евгений Попов, Виктор Ерофеев, Вл. Сорокин, Михаил Берг); период легализации (конец 80-х- 90-е годы) - (Тимур Кибиров, Вл. Друк, Иосиф Бродский, В. Кривулин, Дмитрий Пригов, В. Коркия, Вл. Сорокин, Л. Петрушевская, В. Пелевин и др.). Поиски синтеза между искусством и массовой культурой. К/р: входная диагностика для измерения уровня обученности. Возрождение института меценатства. Учреждение в России Букеровской премии (1992). Российские букераты. Тема 3. Крушение культурных табу (запретов). Стирание границ между высокой и массовой литературой. Произведения Тимура Кибирова, Виктора Ерофеева - употребление обсценной (ненормативной лексики). Адрей Саломатов «Синдром Кандинского» (1994) - обсуждение в литературе проблем наркотиков. Евгений Харитонов «Слезы на цветах» (1994) - о сексуальных меньшинствах. Тема 4. «Альтернативная культура» (1960-е- 1980-е годы). Андеграунд. Существование вне официальной культуры как «второй культуры», «другой литературы»: «Тамиздат» (публикация произведений за пределами СССР), «Самиздат» (самодельные рукописные или напечатанные на машинке книги, альманахи). Альманахи: «Метрополь» (1978 - 1979), «Эпсилон-салон» (1985 - 1989); журналы: «Синтаксис», «37», «Часы», «Антология советской паталогии» (1962), полулегальное «подвально-кухонное» существование. Тема 5. Проза вымысла, или fiction-проза.Фантазийная литература, «сменные сказки». Изобретение новых абсолютно неправдоподобных, художественных реальностей. Fiction- литература пятого измерения, создающая виртуальные художественные миры- квазигеографические и псевдоисторические. Тема 6. Фантомность реальности в повести В. Пелевина «Омон Ра» (1992). Антифантастика. Открытие фальшивой, фантомной природы советской реальности, фальшь системы, проникающая даже в космос. Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по повести В.Пелевина «Омон Ра» и его анализ. Тема 7. Проза Татьяны Толстой как яркое явление постмодернизма. «Любишь - не любишь», «На золотом крыльце сидели», «Свидание с птицей», «Факир». Сказочность, праздничность, яркость в необычных, неожиданных сравнениях и метафорах. Творческая лаборатория. Анализ рассказа Т. Толстой (по выбору). Тема 8. «Новый автобиографизм» Сергея Довлатова. С. Довлатов - родоначальник одного из течений постреализма «нового автобиографизма». Поиск компромисса между абсурдом действительности и устоявшейся жизненной нормой, между литературой и действительностью. Отсутствие «положительных» и «отрицательных» героев. Отказ от трагической традиции и утешительного пафоса русской литературы. Творческая лаборатория. Изобразительно-выразительные средства языка в рассказе С. Довлатова «Когда- то мы жили в горах». Тема 9. Поэзия Иосифа Бродского. Лауреат Нобелевской премии (1987). Виртуозное владение стихом, служение «поэзии ради поэзии». Обилие цитат, аллюзий (намеков на известное литературное произведение или историческое событие), ассоциаций, скрытых ссылок на великих предшественников. Творческая лаборатория. Анализ стихотворения И. Бродского (по выбору). Московский неформальный клуб «Поэзия» (1986) (Юрий Арабов, Евгений Бунимович, Вл. Друн, А. Еременко, И. Иртеньев, Нина Искренко, Виктор Коркия). Четкая гражданская поэзия и ирония, адресованная советскому обывателю. Поэзия «потерянного поколения». Соц-арт - художественный способ разрушения культуры социалистического реализма путем ее концептуального переосмысления, разложения этой культуры на составляющие ее элементы: лозунги, культурные мифы и разговорные клише советской эпохи, или концепты (Дмитрий Пригов, Тимур Кибиров «Любовь, комсомол и весна», Вл. Сорокин). Имидж Д.А. Пригова. Образы «маленького человека» и «великого русского поэта». Поэтика «всеядности». Использование вещей не по назначению, строительство из чужого материала - принцип концептуализма. Лев Рубинштейн. Жанр картотеки. Попытка исследовать феномен стереотипного мышления. Минимализм- поэзия минимального авторского присутствия и воздействия. Поэзия живой речи Всеволода Некрасова - реакция на фальшь казенной советской литературы. Поэзия, сосредоточенная на языковых играх, на поисках новых приемов художественной выразительности. Поэзия имиджа: творческая деятельность митьков. Неоклассическая поэзия. Метареалистическая поэзия Ольги Седаковой, Виктора Кривулина. Метареализм - интеллектуальная поэзия. Новая попытка создания сакральной поэтической речи. Попытка воссоздания реальности, обретения единомирия в его гармонии физического и духовного, «здешнего» и «потустороннего». Творческая лаборатория. Семинар по новейшей русской поэзии. Выходная диагностика: защита рефератов. Изучение программы элективного курса строится на следующих ведущих принципах:
Элективный курс организуется как цикл лекций, систематизирующий материал, предлагаемый для чтения и анализа. Кроме этого можно использовать такие формы обучения, как: рассказ, беседа, семинар, практикум, самостоятельная работа. Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество- сотворчество- знание и умение, в программе предлагается система коммуникативно-творческих работ, обозначенных как «Творческое задание», «Самостоятельный анализ выбранного произведения», «Анализ лирического стихотворения». Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, разнообразным видам устных и письменных работ:
Особое внимание уделяется развитию умений дискутировать, доказывать свою мысль и корректно опровергать оппонентов. СПИСОК ИЗУЧАЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
СПИСОК ПИСАТЕЛЕЙ, ЛАУРЕАТОВ БУКЕРОВСКОЙ ПРЕМИИ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРНЕТА
http://www.pelevin.info/pelevin_136_0.html http://www.netslova.ru/balod/ra.html http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Engl/F/Fukuyama/index.html http://lib.ru/CULTURE/ILIN/poststrukt.txt http://extrotur.narod.ru/liudosite/constantes.htm http://bankrabot.com/work/work_28622.html http://vipdisser.com/work/work_28622.html http://culture.niv.ru/doc/poetics/rus-postmodern-literature/027.htm http://www.zubreshka.ru/index4.phtml?id=22864&from=350 http://www.mmnt.ru/cache/bea94d2901da1547204ce6763d12c378.html |
|