страница 1страница 2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Лекция Понятия множества и элементы множества. Способы задания множеств - страница №1/2
Лекция 1. Понятия множества и элементы множества. Способы задания множеств.Понятие множества является неопределяемым понятием. Его смысл разъясняется на примерах. Можно говорить о множестве жителей города Саратова, о множестве домов на конкретной улице, о множестве букв в слове «командир», о множестве натуральных чисел, меньших 20 и т. д. Множества принято обозначать большими латинскими буквами, например, А, В, С, … , Х, Y, Z. Объекты, из которых состоит множество, называются его элементами . Их принято обозначать маленькими латинскими буквами: a , b , c , d . Если множество А состоит из элементов a , c , k , то записывают это так: А = { a , c , k }. Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки, - Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. "Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. - Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!" Расселись, начали Квартет; Он все-таки на лад нейдет. "Постойте ж, я сыскал секрет? - Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем". Послушались Осла: уселись чинно в ряд; А все-таки Квартет нейдет на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье. "Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть, Скажи лишь, как нам сесть!" - "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, - Им отвечает Соловей, - А вы, друзья, как ни садитесь; Всё в музыканты не годитесь". Множество может быть задано перечислением всех его элементов или описанием характеристического свойства его элементов. Характеристическим свойством называется такое свойство, которым обладают все элементы данного множества и не обладают никакие другие объекты. Например, запись А = { х | х – житель Саратова } означает, что множество А состоит из жителей Саратова. Множества, состоящие из чисел, называют числовыми множествами. Задания для самостоятельной работы по теме 1:Назовите и запишите множество зверей из басни И.А. Крылова «Квартет», используя способ: а) перечисления элементов; б) задания характеристического свойства. Принадлежит ли Соловей этому множеству? Приведите примеры множеств, элементами которых являются : а)неодушевленные предметы, б)геометрические фигуры, в)животные, г)растения. Задайте множество с помощью перечисленных элементов: X={x/x N, 0 x 4} X={x/x N, -2 x 6} X={x/x Z, -3 x 5} X={x/x Z, 0 x 4} В данном множестве все элементы, кроме одного, обладают некоторым свойством. Опишите это свойство и найдите элемент, не обладающий им: а) { треугольник, квадрат, трапеция, круг, правильный шестиугольник }; б) { лев, лисица, гиена, слон, рысь }; в) { бежать, смотреть, синий, знать, читать }; г) {2, 6, 15, 84, 156}; д) {1, 9, 67, 81, 121}. Лекция 2. Отношения между множествами. Операции над множествами. Разбиение множества на классы.Между двумя множествами существует пять видов отношений. Если множества А и В не имеют общих элементов, то говорят, что эти множества не пересекаются и записывают этот факт в виде А∩В =∅ . Например, А = { a , c , k }, В = { d , e , m , n }, общих элементов у этих множеств нет, поэтому множества не пересекаются. Если множества А и В имеют общие элементы, т.е. элементы, принадлежащие одновременно А и В, то говорят, что эти множества пересекаются и записывают А∩В≠∅ . Например, множества А = { a , c , k } и В = { c , k , m , n } пересекаются, т. к. у них есть общие элементы c , k . Множество В является подмножеством множества А, если каждый элемент множества В является также элементом множества А. Пустое множество является подмножеством любого множества. Само множество является подмножеством самого себя. (пишут В⊂ А) Пустое множество и само множество называют несобственными подмножествами . Остальные подмножества множества А называются собственными. Для каждого множества, состоящего из n элементов можно образовать 2 n подмножеств. Если рассматривают лишь подмножества некоторого множества U, то U называют универсальным множеством. Если множества А и В состоят из одних и тех же элементов, то они называются равными. Например, А = { a , c , k , m , n } и В = { m , n , a , c , k }, А = В. Существует пять случаев отношений между двумя множествами. Их можно наглядно представить при помощи особых чертежей, которые называются кругами или диаграммами Эйлера-Венна. а) б) в) г) д)
Пересечение множеств А и В обозначают А∩ В. Таким образом, по определению, А ∩ В = { х | х ∈ А и х ∈ В}. Например, если А = { a , c , k , m , n } и В = { a , b , c , d , e }, то А ∩ В = { a , c }. Если изобразить множества А и В при помощи кругов Эйлера-Венна, то пересечением данных множеств является заштрихованная область (рис. 3). Для пересечения множеств выполняются следующие свойства. 1) Переместительное или коммутативное свойство: А ∩ В = В ∩ А. 2) Сочетательное или ассоциативное свойство:(А ∩ В) ∩ С = А ∩ (В ∩ С). 3) А ∩ ∅ = ∅ (пустое множество является поглощающим элементом). 4) А ∩ U = А (универсальное множество является нейтральным элементом). 5) Если В ⊂А, то А∩В = В Объединение множеств А и В обозначают А∪ В. Таким образом, по определению, А ∪ В = { х | х ∈А или х∈В}. Например, если А = { a , c , k , m , n } и В = { a , b , c , d , e }, то А ∪ В = { a , c , k , m , n , b , d , e }. Если изобразить А и В при помощи кругов Эйлера-Венна, то объединением данных множеств является заштрихованная область (рис. 4).
Для объединения множеств выполняются следующие свойства. 1) Переместительное или коммутативное свойство: А ∪ В = В ∪ А. 2) Сочетательное или ассоциативное свойство:(А ∪ В)∪ С = А ∪ (В ∪ С). 3) А ∪ ∅= А (пустое множество является нейтральным элементом). 4) А ∪ U = U (универсальное множество является поглощающим элементом). 5) Если В ⊂А, то А∪В = В Операции объединения и пересечения множеств связаны законами дистрибутивности или иначе распределительными свойствами: (А ∪ В) ∩С = (А∩С) ∪ (В∩С) и (А∩В) ∪ С = (А ∪ С) ∩(В ∪ С). П р и м е р 1. Пусть А – множество различных букв в слове «математика», а В – множество различных букв в слове «стереометрия». Найти пересечение и объединение множеств А и В. Р е ш е н и е. Запишем множества А и В, перечислив их элементы: А = { м, а, т, е, и, к }, В = { с, т, е, р, о, м, и, я }. Буквы м, т, е, и принадлежат и множеству А, и множеству В, поэтому они войдут в пересечение этих множеств: А∩В = { м, т, е, и }. В объединение этих множеств войдут все элементы множества А и несовпадающие с ними элементы из множества В: А ∪ В = { м, а, т, е, и, к, с, р, о, я }. П р и м е р 2 . В классе английский язык изучают 25 человек, а немецкий – 27 человек, причем 18 человек изучают одновременно английский и немецкий языки. Сколько всего человек в классе изучают эти иностранные языки? Сколько человек изучают только английский язык? Только немецкий язык? Р е ш е н и е. Через А обозначим множество школьников, изучающих английский язык, через В – множество школьников, изучающих немецкий язык. Изобразим эту ситуацию с помощью диаграммы. Два языка изучают 18 школьников, поставим это число в пересечение множеств А и В. Английский язык изучают 25 человек, но среди них 18 человек изучают и немецкий язык, значит, только английский язык изучают 7 человек, укажем это число на диаграмме. Рассуждая аналогично, получим, что только немецкий язык изучают 27 – 18 = 9 человек. Поместим и это число на диаграмму. Теперь известно количество элементов в каждой части множеств, изображенных на диаграмме. Чтобы ответить на главный вопрос задачи, нужно сложить все числа: 7 + 18 + 9 = 34. Ответ: 34 человека в классе изучают иностранные языки. Определение. Разностью множеств А и В называется множество, содержащее те и только те элементы, которые принадлежат множеству А и не принадлежат множеству В. Разность множеств А и В обозначают А \ В. Таким образом, по определению разности А \ В = { х | х ∈ А и х ∉В}. Например, если А = { a , c , k , m , n } и В = { a , b , c , d , e }, то А \ В = { k , m , n }. Если изобразить А и В при помощи кругов Эйлера-Венна, то разность данных множеств является заштрихованная область (рис. 5). Определение. Пусть В является подмножеством множества А. В этом случае разность множеств А и В называют дополнением подмножества В до множества А и обозначают В'А. Дополнение можно изобразить как показано на рис. 5. Если В – подмножество универсального множества U, то дополнение подмножества В до U обозначают В'. Например, если В – множество однозначных натуральных чисел, то В'– множество неоднозначных натуральных чисел, если С – множество равнобедренных треугольников, то С' – множество треугольников, у которых все стороны имеют разную длину. Разность множеств и дополнение к подмножеству обладают рядом свойств. 1) (А \ В) \ С = (А \ С) \ В. 2) (А∪В) \ С = (А \ С) ∪ (В \ С). 3) (А \ В) ∩ С = (А ∩С) \ (В ∩ С). 4) (А ∪ В)' = А' ∩ В'. 5) (А ∩ В)' = А' ∪В'. Четвертое свойство формулируется так: дополнение к объединению двух множеств равно пересечению дополнений к этим множествам. Пятое свойство формулируется аналогично. П р и м е р 1. А – множество натуральных чисел, кратных 3, В – множество натуральных чисел, кратных 5. Задать описанием характеристического свойства множество А \ В и назвать три числа, принадлежащих этому множеству. Р е ш е н и е. По определению разность данных множеств состоит из натуральных чисел, кратных 3 и не кратных 5. Поэтому разности множеств А и В принадлежат числа 9, 24, 33. П р и м е р 2. Найти дополнение к множеству А в множестве натуральных чисел, если: а) А = { х | х = 2 k + 1, k∈N }; б) А = { х | х = 3 k , k ∈ N }. Р е ш е н и е. а) Числа вида х = 2 k + 1, k ∈ N представляют собой нечетные натуральные числа, следовательно, дополнение А' – это четные натуральные числа: А' = { х | х = 2 k , k ∈ N }. б) В виде х = 3 k , k∈N записаны натуральные числа, кратные 3, или числа, дающие при делении на 3 остаток 0. В дополнение к этому множеству войдут числа, не кратные 3, или дающие при делении на 3 остаток 1 или 2. Запишем А' = { х | х = 3 k + 1 или х = 3 k + 2, k ∈ N о }.
Говорят, что множество Х разбито на попарно непересекающиеся подмножества или классы , если выполнены следующие условия: 1) любые два подмножества попарно не пересекаются; 2) объединение всех подмножеств совпадает с исходным множеством Х. Разбиение множества на классы называют классификацией. Классификацию можно выполнять при помощи свойств элементов множества. Если выбирается только одно свойство, то такую классификацию называют дихотомической . Например, натуральные числа можно разбить на четные и нечетные. Буквы русского языка можно разбить на гласные и не гласные. Вообще, если на множестве Х задано одно свойство А, то это множество разбивается на два класса: первый класс – объекты, обладающие свойством А, второй класс – объекты, не обладающие свойством А. Если элементы множества обладают двумя независимыми свойствами, то все множество разбивается на 4 класса. Например, на множестве натуральных чисел заданы два свойства: «быть кратным 2» и «быть кратным 3». При помощи этих свойств в множестве N можно выделить два подмножества А и В. Эти множества пересекаются, но ни одно из них не является подмножеством другого (рис. 6). Тогда в первый класс войдут числа, кратные 2 и 3, во второй – кратные 2, но не кратные 3, в третий – кратные 3, но не кратные 2, в четвертый – не кратные 2 и не кратные 3. Рис. 6
П р и м е р 1. Пусть Х – множество четырехугольников, А, В и С – его подмножества. Можно ли говорить о разбиении множества Х на классы А, В и С, если: а) А – множество параллелограммов, В – множество трапеций, С – множество четырехугольников, противоположные стороны которых не параллельны; б) А – множество параллелограммов, В – множество трапеций, С – множество четырехугольников, имеющих прямой угол? Р е ш е н и е. а) Множества А, В и С попарно не пересекаются. Действительно, если у четырехугольника, противоположные стороны не параллельны, то он не может быть параллелограммом или трапецией. В параллелограмме противоположные стороны попарно параллельны, поэтому он не может принадлежать ни множеству В, ни множеству С. Наконец, в трапеции две противоположные стороны параллельны, а две другие не параллельны, поэтому трапеция не может принадлежать ни множеству А, ни множеству С. Объединение множеств А, В и С даст все множество четырехугольников. Условия классификации выполнены, множество всех четырехугольников можно разбить на параллелограммы, трапеции и четырехугольники, противоположные стороны которых не параллельны. б) Множества А и В не пересекаются, но множества А и С имеют общие элементы, примером может служить прямоугольник, множества В и С тоже пересекаются: общим элементом является прямоугольная трапеция. Следовательно, нарушено первое условие классификации. Не выполняется и второе условие, так как некоторые четырехугольники не попадают ни в одно из подмножеств А, В или С, таким является четырехугольник с непараллельными сторонами и непрямыми углами. В этом случае множество Х на классы А, В и С не разбивается.
2. Образуйте все подмножества множества букв в слове «крот». Сколько подмножеств получилось? 3. Даны множества А = { a , b , c , d , e , f , k } и В = { a , c , e , k , m , p }. Найдите А ∪ В , А ∩ В , А \ В , В \ А . 5. Имеется множество блоков, различающихся по цвету (красные, желтые, зеленые), форме (круглые, треугольные, прямоугольные), размеру (большие, маленькие). На сколько классов разбивается множество, если в нем выделены подмножества: А – круглые блоки, В – зеленые блоки, С – маленькие блоки? Сделайте диаграмму Эйлера и охарактеризуйте каждый класс. 6. Известно, что А – множество спортсменов класса, В – множество отличников класса. Сформулируйте условия, при которых: а) А ∩В=Ø б)А U В=А 7. Пусть Х= { x N/ 1 x 15}. Задайте с помощью перечисления следующие его подмножества: А – подмножество всех четных чисел; В – подмножество всех нечетных чисел; С – подмножество всех чисел, кратных 3; D – подмножество всех чисел, являющихся квадратами; E – подмножество всех простых чисел. В каких отношениях они находятся? следующая страница >> |
|