Лекция Политология как наука и учебная дисциплина Лекция История политической мысли - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Лекция Политология как наука и учебная дисциплина Лекция История политической мысли - страница №1/6

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет

технологии и дизайна»


В. Ф. Цымлов, Г. А. Чурилова, Н. И. Соловьев

Политология: опорный конспект лекций


Санкт-Петербург

2009

Утверждено



На заседании кафедры

12.05.2008

Протокол № 5

Содержание


Лекция 1. Политология как наука и учебная дисциплина

Лекция 2. История политической мысли

Лекция 3. Политика и ее роль в жизни современного общества

Лекция 4. Политическая власть

Лекция 5. Политическая система

Лекция 6. Государство и политические режимы

Лекция 7. Политические партии, элиты, политическое лидерство

Лекция 8. Социальная и национальная политика

Лекция 9. Гражданское общество

Лекция 10. Международные отношения и мировая политика


Лекция 1. Политология как наука и учебная дисциплина.

1. Политика как сфера социальной жизни.

2. Предмет политологии и объект ее исследований.

А) структура политического знания,

Б) законы, методы, принципы, категории науки о политике.

3. Парадигмы политического знания: теоретические, прикладные и прогностические функции.



1. Предмет политологии и объект ее исследований.

Политическая наука занимает одно из важных мест в современном обществознании. На протяжении всей истории цивилизации политика и, особенно, государство оказывали большое влияние на судьбы стран и народов, на личность отдельных людей.

Наука о политике известна с древности: древнегреческое – politika – понималось как государственное или общественное дело, как искусство управления государством. Однако долгое время политология развивалась без выделения самостоятельной дисциплинарной формы. Потребности в распространении знаний о политике, как искусстве управления, необходимость выявления закономерностей в общественно-политическом развитии настоятельно потребовали выделения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину. Во второй половине XIX в. в Колумбийском колледже США начинают читать курс лекций по политической истории, а, позже, там же, создается Школа политических наук. В конце XIX в. термин "политическая наука" появляется в Европе. В 1896 г. итальянский ученый Гаэтано Моска опубликовал свой фундаментальный труд "Элементы политической науки". В начале XX в. политология оформляется в самостоятельную науку, где ведущие позиции занимают американские ученые-политологи.

В России история становления политологии прошла длительный и своеобразный путь. Современный облик наука приняла в конце XIX – начале XX в. Свой вклад внесли русские ученые М. М. Ковалевский, Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, М. Я. Острогорский. В практике революционной борьбы в России побеждает марксистское представление о политике, о путях, методах и способах завоевания власти. Теоретические разработки и организаторская политическая работа русских марксистов Г. В. Плеханова, В. И. Ленина и их последователей привели к победе социалистической революции, созданию государства советского типа. После 1917 г. развитие политологии как науки в Советской России было прервано, ее отнесли к "лженаукам", "буржуазных наукам". Тем не менее, отдельные проблемы политологии объективно продолжали развиваться в рамках других наук.

С крушением Советского государства с конца 80-х годов политология стала оказывать все большее влияние на политическую практику и политическую жизнь современной России. Интегрированности политологии в международную жизнь общества и координации научных поисков во многом способствует созданная в 1949 г. по решению ЮНЕСКО Международная Ассоциация политической науки.

В современной политологии нет единого мнения о том, что должен включать в себя предмет научного и практического интереса политической науки. Крайние точки зрения либо толкуют предмет политологии расширительно: включая все и всякое знание о политике (политическая философия, политическая социология, политическая психология и. т. д., но это самостоятельные науки, хотя и близкие к политологии). Другие толкуют политологию как науку о государстве, его организации, механизме реализации власти. Однако в обществознании уже давно выделилась наука – государствоведение. Есть тенденция понимать политологию как тождественную политической социологии, т. е. как прикладную науку.

Объективный подход к пониманию предмета политологии позволяет выделять понимание как в широком, так и в узком смысле слова. Политология, в широком смысле слова, понимается как вся система научного знания о политике и политическом, как вся совокупность политических наук.

В узком смысле слова – как одна из политических наук, имеющей собственный предмет исследования. Таким образом, предметом политологии в строгом смысле слова, являются тенденции и закономерности формирования и развития политической власти, форм и методов ее функционирования и использования в государственно-организованном обществе.

В результате исторической эволюции в политологии сложилось три уровня знаний:

1. Политическая философия – как система идеальных, универсальных понятий о фундаментальных политических, социальных ценностях: власть, государство, свобода, собственность. Она является общей методологической базой политологических исследований, определяет смысл различных концепций, выявляет универсальные принципы и законы в сфере исследований.

2. Политическая теория – исследует законы функционирования и развития конкретных политических систем, институтов, т.е. исследует политику как таковое со своими структурными и функциональными особенностями. Такой уровень изучения называют академическим, т.к. акцент делается на анализ наиболее базисных свойств, на фундаментальных проблемах политического знания.

3. Эмпирическая политология – изучает частные политические явления: ориентация, мотивы поведения, популярность различных субъектов политики, т.е. здесь идет процесс накопления, сбора материала, на основе непосредственного наблюдения (бихевиоризм), эксперимента, опроса участников политических событий и процессов, анализ документов, данных статистики и т. п. В эмпирической политологии принято выделять прикладную и сравнительную политологию.

По своим целям и задачам политологические исследования делятся на фундаментальные и они направлены на построение и совершенствование теории и методологии и на прикладные. Прикладные исследования в политологии направлены на исследование и решение вопросов преобразования политической жизни: разработку практических рекомендаций, урегулирование политических конфликтов, достижение политического согласия в обществе, разработку теории и практики политических переговоров, организации избирательных кампаний, формирование общественного мнения, использование СМИ в политической жизни.

Характер прикладных исследований могут носить как эмпирические, так и теоретические исследования. Таким образом, прикладная политология – это область политико-практических, управленческие приложений теоретического и эмпирического знания, политологической методологии и методов исследования.

В сравнительной политологии выводы политической теории опираются на результаты сравнительной политологии, как специального направления политических исследований. Суть сравнительной политологии – в сопоставлении различных политических институтов, выявлении характерной модели функционирования отношений власти.

Сравнительная политология сопоставляет однотипные политические процессы, выявляет их общие черты, закономерности, общую специфику. Она также выявляет наиболее эффективные формы политической организации или оптимальные пути решения политической задачи.

Вместе с тем, политологические знания структурно неоднородны, многоуровневы, у них различные ракурсы изучения проблемы.

Являясь, по сути, единой дисциплиной, политология внутри себя дифференцирована, включает в себя ряд более частных дисциплин. Среди них: учение о политических институтах, теория международной политики, политическая история, политическая социология, политическая антропология, политическая психология, политическая география, и, даже, политическая астрология.



Учение о политических институтах включает теории политической организации общества, государства, права, политических партий и т. д. Это направление также имеет ряд самостоятельных дисциплин, таких как учение о государстве и праве, ряд родственных ей общегуманитарных юридических дисциплин. Теория международной политики как предмет изучения рассматривает возникновение и деятельность международных организаций, например, ООН, НАТО, ОБСЕ, Социнтерн и т. д.; внешнеполитическую деятельность государств, партий, объединений, общественных организаций и движений; проблемы войны и мира, урегулирование международных конфликтов, формирование нового мирового порядка. Политическая история – изучает политические институты, теории, взгляды, события в хронологическом порядке, в связи друг с другом. История человечества – это история прошлого политики и, поэтому, все политические исследования в той или иной степени, обращаются к истории. Политическая социология – наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами. Она выясняет влияние общества на политику, проблемы и последствия дифференциации общества, используя для этого социологические подходы изучения на микро- и макро уровнях. Политическая психология – изучает субъективные механизмы политического поведения, влияния на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентаций и установок. Эта наука и ее результаты широко применяются в политической реальности для изучения электорального поведения, проблем политического лидерства, политических конфликтов и проблем "сотрудничества". В последние годы в самостоятельное направление выделился политический психоанализ. Политическая антропология – изучает зависимость политики от родовых качеств человека, биологических, культурных, интеллектуальных, религиозных. Также, предметом изучения является и анализ обратного влияния политики на личность, исследуются развитие элементов политики в примитивных обществах, этноплеменах, родоплеменной строй. В современной практике наука также занимается исследованием возникновения партий, электората, политической этногеографией. Политическая география – изучает взаимозависимость политических процессов с их пространственным положением, например, близость к океану, или к сильным государствам, влияние территориальных, экономико-географических, климатических и других природных условий на политику. В истории человечества и в истории политических отношений всегда присутствовала и политическая астрология – изучающая влияние космоса, расположение светил, солнечную активность и фазы Луны на принятие политических решений, выбор политического лидера, будущее народа и государства. Но выводы астрологов носят гипотетический характер, предсказания зачастую не сбываются. Сегодня – увлечение политиков астрологией – скорее дань моде, создание имиджа, хотя, наука не отрицает влияние солнечной активности, например, на поведение людей в кризисной ситуации.

Политология как наука основана на определенных законах, имеет свои принципы, категории, оперирует своими методами и выполняет определенные функции. Система закономерностей включает:

- законы (закономерности) выявляют возникновение, функционирование и развитие политических интересов, взглядов, концепций, теорий;

- закономерности становления, функционирования и изменения характера и содержания политической власти;

- закономерности развития политического процесса, политических

отношений, политической деятельности;

- закономерности возникновения и развития военно-политической сферы общества, формирования и реализации военной политики, использование военной силы субъектами политики.

Принципы политологии основаны на:

- приоритете прав и интересов личности над интересами и правами государства;

- верховенстве закона в политической жизни – как основы демократии;

- приоритете общечеловеческого над классовым в политике;

- разделении ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) как условие их оптимального функционирования;

- политическом плюрализме: равноправном функционировании и развитии политических партий и общественных движений в рамках парламентской демократии и т. д.



Категории политологии – это основные, наиболее общие фундаментальные понятия, которые отражают существенные стороны науки.

В науке нет единого взгляда на понятие "категории политологии". Одно направление считает, что в политологии нет собственных категорий, т.к. здесь используется категориальный (понятийный) аппарат других фундаментальных наук: социальной философии, политической экономии, политической социологии, истории. Из этих наук заимствованы категории: цивилизация, общество, общественные противоречия, народ, свобода, культура, социальный прогресс, образ жизни, революция, эволюция, военная доктрина, национальная безопасность и т. п.

Свое влияние на формирование категорий политологии оказали и категории наук, находящихся на стыке с политологией: право, политическая социология, политическая психология с категориями: теория права, естественный договор, правовое государство, государственная собственность социальные силы, политический конфликт и др. Вместе с тем, политология имеет и свои собственные политологические категории: политика, политическая власть, политическая организация, политическая система, политический режим, политический плюрализм, политическое сознание, политические интересы, политические ценности, политические нормы, политическая партия, субъект политики, политическая культура и т. д.

Каждая категория имеет свое собственное содержание. В политических исследованиях и в реальной политической жизни важно правильное понимание содержания каждой категории.

В политологии, применяются три группы научных методов, как способов для добывания и изучения научного знания: 1. общие методы доследования; 2. общенаучные (общелогические); 3. методы эмпирического исследования.

Общие методы (подходы) – включают:

1. Социологический подход выявляет зависимость политики от общества, влияние на политическую систему экономических отношений, от политической культуры, идеологии.

2. Нормативный или нормативно-ценностный подход выясняет политических явлений для общества и личности, их оценку с позиции "общего блага", справедливости, свободы, этические оценки политики.

3. Структурно-функциональный подход рассматривает политику как целостную систему со сложной структурой, где каждый ее элемент играет важную и самостоятельную роль в политике.

4. Системный подход рассматривает политику как сложный, самоорганизующийся организм, который находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через "вход" – поддержка граждан или их неодобрение действий властей и "выход" – принятые политические решения и действия. В 50-60-е годы американские ученые Т. Парсонс и Д. Истон ввели системный подход в научный оборот. Политическая система – как верховная власть в обществе – определяется следующими функциями: распределение ценностей и ресурсов, обеспечение принятия гражданами этих распределяющих решений как обязательных.

5. Антропологический подход (метод) – обусловливает понимание политики родовыми, природными факторами, взаимосвязь между потребностями человека не только в пище, одежде, жилье, безопасности, но и в свободе существования, духовном развитии. Такой подход позволяет учитывать в политике не только рациональное (разумное), но и иррациональное: инстинктивные, этологические мотивы политического поведения.

6. Определенное сходство можно отметить и у психологического подхода, который ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, изучение индивидуальных качеств и черт характера, бессознательных психических процессов. Это – один из самых древних методов, его использовали еще Конфуций, Н. Макиавелли, психоанализ З. Фрейда.

7. Деятельный подход рассматривает политику как специфический вид живой деятельности, как циклический процесс, имеющий свои стадии,

этапы развития.

8. Критическо-диалектический метод ориентирует на критический анализ политики, выявление противоречий, как источника ее самодвижения. Такой подход активно применяется в конфликтологии. В политической жизни он активно используется в марксизме и неомарксизме, в социал-демократической и либеральной идеологии.

9. Сравнительный метод широко используется в политологических исследованиях при сопоставлении программ и деятельности политических партий, сравнении политических систем. Этот метод позволяет выделить не только общие черты, но и особенности, специфику проявления их в жизни общества. С помощью данного метода политологи стремятся выявить более эффективные формы политической организации общества, избежать повторения чужих ошибок. Как специальная отрасль здесь появилась сравнительная политология.

10. Субстанциальный (онтологический) подход является наиболее традиционным в науке. Он направлен на выявление первоосновы политической власти, отношений господства и подчинения.

11. Исторический подход также является одним из наиболее давно применяемым в научных исследованиях. Он предполагает изучение явлений в последовательном, временном развитии. Он позволяет выявить прошлое, проанализировать настоящее и прогнозировать будущее политических явлений.

Общелогические методы – принадлежат всей науке в целом и включают такие подходы как индукция и дедукция, анализ и синтез, исторический и логический анализ, моделирование, мысленный эксперимент, математические, кибернетические, прогностические и другие методы. В политологии применение, например, метода политического анализа, позволяет провести исследование путем разделения на составные части, выделить источник, структуру, действующие силы, основные факторы и логику действий участников политического процесса.

Методы эмпирического исследования – предполагают получение первичной информации о политических фактах. К ним относятся методы статистики, анализа документов, анкетный опрос, лабораторный эксперимент, деловая игра. Методы необходимы особенно для прогнозирования электорального поведения населения.

Особое место среди этих методов занимает метод наблюдения, заимствованный в середине ХХ в. из психологии или так называемый метод бихевиоризма. Он позволяет ввести в науку личностное, измерение политики, наблюдать за коллективными, групповыми действиями в политике; делает акцент на доминировании психологических мотивов в политическом поведении; позволяет провести разграничение в науке фактов и нравственных ценностей. При этом, исследователь должен быть свободен от личной пристрастности и политических симпатий, исследуя только факты и логику процесса.

Метод контент-анализа предполагает использование математических методов, компьютерных технологии при комплексном изучении политической конструкции, программ политических партий, правовых актов, политической литературы.

Метод факторного анализа предполагает использование методик многоуровневой математической статистики. С позиций такого метода возможно создание когнитивных карт (матрицы), например, для прогнозирования будущего политического поведения лидеров.

Свое предназначение в обществе политология как наука реализует через определенные функции, главная из которых – гносеологическая, т. е. функция познания, объяснения и прогнозирования.

Аксиологическая (оценочная) функция позволяет дать оценку развитию политических институтов или отдельных стран, регионов. В демократических государствах политология выполняет функции политической социализации, формирования гражданственности, воспитания политической культуры населения.

Влияние на воспитание масс, привитию им навыков и основ правовой и политической культуры оказывает политология и через мотивационно-регулятивную функцию.

Функция рационализации политической жизни является основной для политического строительства, проведения политических реформ.

Однако, политика – это процесс чрезвычайно многообразный, в нем постоянно присутствует и фактор иррационального, зачастую вмешательство людей меняет и смешивает все научные прогнозы и карты политиков.

2. Парадигмы политического знания

На протяжении многих лет использование многообразных теоретических методов привело к возникновению различных научных направлений - школ. Для обобщения характеристики подходов, к анализу и объяснению политических процессов в науке используется понятие "парадигма" – от греческого – paradeigma – пример, образец. В науке – это общепризнанное научное направление, которое в течение некоторого времени определяет лицо науки. Парадигма дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Понятие "парадигма" ввел в научный оборот американский ученый Т. Кун, выдвинув концепцию научных революций, как смены парадигм.

В истории политической мысли в различные эпохи выделялись различные парадигмы:

- религиозная (теологическая) – о божественном происхождении мира и всего общественно-политического;

- натуралистическая – где и человек, и политика рассматривались как часть природы, имея естественное происхождение;

- социальная – определявшая влияние на политику факторов экономики, культуры;

- рационально-критическая, где сущность всего политического определялось его внутренней природой, например, классовой борьбой, как объективным процессом;

- парадигмы конфликтов и консенсусов, где политика рассматривается и выявляет себя через конфликты или же отражает связь политической мысли с философическими системами в том или ином историческом времени.

Смена парадигм – естественный процесс в науке и его торможение или подмена пропагандистскими призывами и лозунгами может нанести вред развитию политической науки и развитию политического знания.

Научное знание о политике принято делить на теоретическое и прикладное (экспертное). Прикладное политическое знание своей главной целью ставит изучение конкретной политической ситуации; выработку рекомендаций для принятия управленческих решений; в том числе, и в последующих ситуациях; при этом рекомендации адресованы конкретным участникам политического процесса, с доказательствами преимуществ того или иного вида решений; рекомендации содержат реальные способы, приемы и действия. Прикладная функция политологии способна определять и краткосрочные прогнозы. Различают два вида политических прогнозов:

- поисковый прогноз – для выявления определенных устойчивых мотивов поведения людей, например, на выборах;

- нормативный прогноз – нацелен на выявление реакции и поведения людей вследствие, например, принятия нового закона или норм права.

Кроме того, характер изучаемых явлений, их масштаб позволяет выделить различные уровни действия политологии: микрополитологии, где изучение политических процессов может идти даже на уровне изучения поведения личности; мезополитологии, ориентированной на изучение отдельных политических институтов, организаций и структур; макрополитологии, где ведется изучение политических систем, политических режимов, общества в целом; мегаполитологии, ведущей изучение глобальных политических: проблем, международных отношений и т. п.

Политология как наука одновременно и, с одинаковым интересом, изучает все эти уровни, не выделяя какой-либо как приоритетный. Политология не только наука, но и учебная дисциплина, которая изучается во всех вузах России в соответствии с основными требованиями Государственного образовательного стандарта.

Дополнительная литература:

1. Алексеева, Т. А. Современные политические теории. – М.: Прогресс, 2001.

2. Маенгей, Д. Б., Рич, Р. К. Политология: Методы исследования. – М.: Наука,1997.

3. Политическая наука: новые направления./ Под ред. М. Гудина. – М.: Наука, 1999.

4. Политология. Хрестоматия. / Сост. Б. А. Исаев, А. С. Тургаев, А. Е. Хренов – СПб: Питер, 2006.

5. Чилкот Р. Х. Теории сравнительной политологии. – М.: Юрайт-М, 2001.



Лекция 2. История политической мысли.

Современная политическая наука складывалась на основе накопленного обществом за тысячелетия знаний о политическом развитии. Эти знания отражали и мечты об идеальном государстве, правителе, переплетались с мифами и верованиями. Научные знания о политике развивались в русле философской мысли в разные эпохи: Античности, Средневековья, Нового времени. Свой вклад внесли мыслители как Запада, так и Востока. Свое историческое место в истории развития политической мысли занимают русские философы и общественные деятели.



а). История политических ученей Запада.

В античной философии Древней Греции государство понималось как величайшее воплощение разума. Идеальной моделью такого государства-Разума являлся, по мнению древних греков – полис.

Древнегреческими философами были разработаны многие понятия и категории, которые и сегодня активно используются в политике: полис, монархия, аристократия, олигархия, демократия. Они сформулировали важные нормы морали в политике: "Человек – есть мера всех вещей" (Протагор), "Что законно, то и справедливо" (Сократ).

Платон (427-347 до н. э.) считая идеальной – формой государства то, где власть принадлежала бы философам, обладателям истинного знания и добродетели. Он неодобрительно относился к демократии, называя ее бедой общества, т. к. она может привести к тирании. Устойчивым он считал общество, построенное на жесткой иерархии, где правители – правят, воины – защищают, крестьяне и ремесленники – трудятся.

Аристотель (384-322 до н. э.) понимал политику как самостоятельную отрасль знания. С его точки зрения государство – "естественное образование", а человек – «существо политическое». Он же разделил все государственные образования на правильные и неправильные в зависимости от того, сколько людей участвует в принятии управленческих решений и чьи интересы защищает государство. К "правильным" он отнес монархию, аристократию и политию (лучшую). К неправильным – тиранию, олигархию, демократию.

В Древнем Риме – Марк Туллий Цицерон (106-43 г. до н. э.) утверждал, что естественное право появилось раньше, чем государство. Государство есть воплощение справедливости и права. Лучшей формой государственного устройства он считал сочетание власти царской с властью оптиматов и демократии. Воплощение этой формы он видел в Римской республике.

В эпоху Средневековья на развитие политической мысли оказывало сильное влияние христианская церковь. В основе лежит высказывание апостола Павла (первая половина II в.) о происхождении государственной власти от Бога. Эта мысль получает свое развитие в трудах теологов Аврелия Августина Блаженного (354-430 г.) «О граде Божьем», где он призывает к смирению и покорности жителей Града земного перед лицом церкви, как представителя Града Божьего на Земле, утверждает верховенство Божьих законов над людьми и главенство церкви над светской властью.Фома Аквинский (1226-1274 г.) утверждал, что Бог является основой всего сущего на земле. По образу его правления лучшей формой государства он считал монархию, но правитель должен быть мудрым, справедливым, добрым. В противном случае, его подданные имеют право на сопротивление тирану. Однако, лучше, если это возмездие придет от церкви.

Христианская мораль Средневековья сформировала не только мысли и идеологию покорности, смирения, но и такие важные общественные постулаты как забота государства об общем благе, ответственность правителей, справедливые законы.

Мыслителями Нового Времени (ХVIII-ХIХ вв.) сделан акцент на развитие гражданской и социальной концепции государства, права и свободы граждан.

Никколо Макиавелли (1469-1527 г.) в своей труде «Государь» впервые перевел политику в плоскость реальной жизни, отделив ее от морали и нравственности, позволив использовать все средства (коварство, ложь, подкуп, хитрость, измену) для сохранения власти и государства. Политика, по его мнению, должна основываться на моральных принципах, она подчиняется достижению определенных целей.

Одним из достижений политической мысли Нового времени стали теории естественного права и общественного договора, разработанные английскими и французскими мыслителями ХVII-ХVIII вв. В учениях Томаса Гоббса (1588-1679 г.) и Джона Локка (1632-1704 г.) утверждается, что «склонность людей вредить самим себе – естественна, это "война всех против всех", где не может быть победителей».

Основой для существования человечества является общественный договор людей, который может быть реализован только через власть и государство. Именно государство ставит на место законов природы – законы обществ. У Дж. Локка политика также – естественное состояние, но это состояние не войны, а свободы. Он предупреждает об опасности понимания свободы как произвола правителя. Он впервые сформировал теорию разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и федеративную.

Основной идеей Ш. Л. Монтескье (1689-1755 г.) и Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 г.) является ученее о разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, ученее о двух типах законов: естественные, отражающие принципы отношений человека и природы, и позитивные, созданные людьми и установленные законодателем. Идеи гражданского общества, прямой демократии, права и свободы человека и гражданина были реализованы в ходе буржуазных революций ХVII – ХVIII в. в Англии и Франции и в создании нового государства в ХVIII в. – Соединенных Штатов Америки.

Джеймс Мэдисон (1751-1836 г.) – один из «отцов-основателей» США, сформулировал идею "народ – источник власти", доказывал, преимущества представительной демократии над прямой, последовательно выступал за разделение власти, став одним из основателей теории сдерживания и противовесов в политике и государственном управлении.

Алексис Токвиль (1805-1859 г.) исследовал перспективы развития демократии как будущего политического равенства и устойчивости общественного развития. Особое внимание он уделял вопросам утверждения представительской демократии, считая, что это дает большие возможности для политического равенства и политической активности граждан, обеспечивает более полную политическую реализацию свобод.

В учении Джона Стюарта Милля (1806-1873 г.) демократия также рассматривается как самая предпочтительная форма государства, которое должно заботиться о просвещении своих граждан, их политическом и нравственном воспитании. Он утверждал, что существует неразрывная связь между свободой, благом отдельного человека и благом общества в целом.

Появление в эпоху Нового времени новых классов (буржуазии и пролетариата, обострение социально-экономических отношений) вызывает к жизни и новые теории, по-своему дающие трактовку состоянию и перспективам развития государства и общества.

Карл Маркс (1818-1883 г.) рассматривал политику как надстройку над экономическим базисом. Он понимает политику как разрешение непримиримых (антагонистических) интересов в обществе. Он создает учение о классовой борьбе и теорию социалистической революции.

Идеальное общество, в теории марксизма, – коммунизм, как бесклассовый общественный строй, с единой общенародной собственностью на средства производства и государственным распределением благ в обществе равных (братских) отношений.

В конце XIX – начале ХX в. на развитие политической мысли оказали сильное влияние социологические теории М. Вебера (о необходимости освобождения науки от идеологических и ценностных факторов), O. Конта, Э. Дюркгейма (о возможности учения политической реальности методами естественных наук) и др.



б). Развитие русской политической мысли.

Политическая мысль России возникла фактически вместе с русской государственностью и отражала ее эволюцию и развитие История России чрезвычайно своеобразна, и, чтобы понять ее уникальность, нужно учитывать прежде всего:

1) особую роль географического и геополитического факторов;

2) роль принятия православной религии.

Влияние данных факторов на политическую жизнь России рассматривали многие ученые ХIХ в. независимо от их идеологических пристрастий. Так, по мнению Б. Н. Чичерина (историка, юриста и социолога западнической ориентации), громадность территории России, ее малая заселенность, однообразие и простота занятий населения, постоянная угроза внешних нападений обусловили жизненную потребность в крепкой центральной власти. Другой российский историк – С. Соловьев в природно-климатических условиях центрального пространства России увидел решающий фактор, повлиявший на характер деятельности и форму организации населения. «Скупая на дары» природа этих мест приучала жителей к упорству и твердости, не обещая скорой награды за вложенный труд. В сравнении со средой обитания западноевропейских народов суровую природу Центральной России Соловьев называл «мачехой», а не «матерью» для коренных ее жителей, В неравенстве изначальных условий развития он видел и естественные причины отставания России от Западной Европы. Русскому народу пришлось вести жестокую борьбу за выживание и в полном смысле слова отвоевывать жизненное пространство у природы. Это наложило особый отпечаток на весь уклад его жизни. Роль религиозного фактора в русской истории также отмечали многие русские мыслители самых различных направлений: от Чаадаева и славянофилов до И. А. Ильина и евразийцев.

Различные факторы оказали свое влияние на формирование жесткой и строго централизованной политической системы российского общества, на развитие политической культуры в целом. Развитие политической мысли России в свою очередь оказало большое влияние на судьбу государственности и становление устойчивых традиций политической жизни. В России не произошло реформации подобно европейской и эпицентр политического осмысления мира не переместился на человека. В XVI-XVII вв. в российскую политическую мысль проникло манихейство с его характерной верой в непримиримость борьбы добра и зла. Это означало деление всех в обществе на своих и чужих, исключало признание законности интересов противостоящих сторон.

В XIX в. развитие политической мысли России во многом осуществлялось под воздействием тех же условий, это проявилось в непримиримой борьбе западников и славянофилов, в широком распространении консерватизма и радикализма в массовом сознании интеллигенции.

Классического в западном понимании либерализма в России не сложилось, так как большинство представителей этого направления продолжало оставаться сторонниками конституционной монархии. Одним из первых теоретиков правового государственного строя в России был М. М. Сперанский (1772-1839). Сперанский выдвинул концепцию разделения властей в рамках монархии: наверху монарх; исполнительная власть (в лице министерств); законодательная власть (Государственная Дума); суды.

Он разработал идею суда присяжных, хотя реализована она была тоже лишь после его смерти в ходе судебной реформы 1860-х гг. Он явился автором реформы системы образования: создание лицеев для подготовки политической элиты (именно в таком лицее учился А. С. Пушкин).

Он стал первым в России создателем концепции элит, выделив пять групп: наследственная знать и духовенство, относил их к консерваторам; чиновничество, нарождающаяся буржуазия и интеллигенция – прогрессивные группы элиты.

Н. М. Карамзин (1766-1826) – сторонник либерального консерватизма. В личном отношении был близок со Сперанским, но идейно они серьезно расходились. Карамзин стал создателем первого в России политического трактата «Записка о древней и новой России...», построенного на критике либерально-реформаторских планов Сперанского. В отличие от него Карамзин был сторонником медленных эволюционных реформ; он считал, что форма государства и его политическое развитие определяются конкретно-историческим опытом, традициями, обычаями и характером народа; самодержавие рассматривал как надклассовую структуру, обеспечивающую единство общественного развития, как просвещенный абсолютизм.

К общественно-политическому течению славянофилов принадлежали И. С. Аксаков и К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков и ряд других мыслителей. Каждый из них олицетворял свою линию в славянофильстве, но общим для них было то, в чем они расходились с западниками.

Славянофилы исходили из органической концепции общества, в соответствии с которой все политические институты естественно вырастают из культуры, а она зависит от религиозных мировоззрений. Западники же делали акцент на рациональном осмыслении этих институтов и приведении их в соответствие с осознанными научными законами развития общества, которые, по их мнению, носят универсальный характер.

В основе политической концепции славянофилов лежала антропология, т. е. учение о человеке. Они пытались найти золотую середину между коллективизмом и индивидуализмом с их специфическими недостатками и видели выход в развитии индивидуально-нравственных начал.

В русской крестьянской общине славянофилы видели тот институт, который мог бы избавить Россию от пороков Запада и его катаклизмов.

Славянофилы критиковали индивидуализм и своекорыстие западного понимания свободы и противопоставляли ему общинное понимание. Общинная свобода осуществляется по принципу хора, когда каждый поет по-своему, но вынужден подчиняться общей тональности, чтобы не было диссонанса

Ориентация на западные ценности проявилась в деятельности целой плеяды ученых различных отраслей наук. Среди них П. В. Анненков, И. В. Вернадский, Т. Н. Грановский, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин и др. Они популяризировали идеи и институты западной демократии и относились к представителям либерализма в России.

К. Д. Кавелин (1818-1885) первым сформулировал концепцию государственного подхода к русской истории, разрабатывал проблему политического консенсуса, рассматривал вопросы политической психологии, а также участвовал в подготовке проекта отмены крепостного права.

Б. Н. Чичерин (1828-1904) – один из самых влиятельных идеологов консервативного либерализма, представитель государственной историко-юридической школы. Его исследования роли политических партий и политических институтов явились одними из первых политологических работ в русской науке. Ключевыми понятиями либерализма для Чичерина является сочетание порядка и свободы. Он доказывал, что политические реформы нельзя проводить в условиях серьезных социальных сдвигов. На определенном этапе монархию нужно дополнить представительными элементами, но для России этот момент еще не наступил. В то же время Чичерин развивал теорию общности истории России и Европы, обосновывая идейные предпосылки единства их политических принципов. Он был одним из немногих русских теоретиков, которые выступили против социализма вообще, доказывая, что именно он приведет Россию к краху.

Концепцию гражданского общества как идеала для России развивал Франк С. Л. (1877-1950). Но в отличие от западных представлений главным для гражданского общества он считал не столько способ удовлетворения интересов отдельных личностей, сколько обеспечение социального партнерства.

П. И. Новгородцев (1866-1924), анализируя классические представления о либеральном государстве, вплотную подошел к идее социального государства. Задачу и сущность права он видит в охране личной свободы, но для достижения этой цели необходимо обеспечение материальных условий свободы, без которых она может остаться пустым звуком, недосягаемым благом для людей. Закрепленная юридически, она может быть отнята у них фактически. Поэтому право должно взять на себя заботу о минимуме гарантированного достойного человеческого существования. М. Н. Катков (1818-1887) начинал как либерал-западник, но перешел на консервативно-охранительные позиции. Один из сильных критиков самодержавия справа во имя его укрепления и развития, В историю русской политической мысли вошел как исследователь роли общественности и общественного мнения. Явился основателем классической системы образования. Гимназии стали делом его жизни. Российский консерватизм также был неоднозначным и неоднородным. Кроме реформаторски настроенных славянофилов, для которых обращение к прошлому было основанием поиска органичного самобытного общественного совершенствования, было еще консервативное течение, для которого обращение к прошлому было основой сохранения настоящего. Его суть сформулировал граф Уваров, министр просвещения: «Православие, самодержавие, народность». Доказывалось, что русский народ религиозен, мистичен, покорен царю, хозяину. Соответственно, ему присуща преданность идее самодержавия и моральное слияние с ним.

Обер-прокурора синода К. П. Победоносцева традиционно относили к реакционерам, по вине которых введение конституционной монархии в России опоздало на четверть века. Однако с учетом трагического опыта российской политической истории XX в. необходимо по-новому оценить его наследие. Глубокий аналитический ум и широкая образованность позволили Победоносцеву увидеть основные направления начинающегося развала Российской империи в конце ХIХ в. Его консервативные монархические взгляды основывались на глубокой религиозности и понимании традиционных основ политического строя России.

Если на Западе радикально-революционное направление развития политической мысли стало терять свое значение уже во второй половине XIX в., то в России в этот период произошел ее настоящий взлет. Призыв к светлому социалистическому будущему совмещался у них с отрицанием исторически существующих форм государственности в том числе и основанных на принципах буржуазной демократии. Так В. Г. Белинский (1811-1848), критикуя систему парламентаризма усматривал в ней только способ господства капиталистов. Кроме того, для большинства из них характерно представление, что к социализму можно прийти только в результате насильственного свержения существующего строя. Развернутое обоснование политического устройства нового общества в трудах Чернышевского и Герцена отсутствует.

Основными чертами идеологии народничества являлись: негативное отношение к капитализму и его политическим институтам; представление о возможности прогрессивного движения вперед, минуя данную стадию общественного развития.

Они считали, что нужно свергнуть самодержавие, очистив общину от противоречащих ее сути наслоений, превратить ее в социалистическую ячейку общественного производства и потребления.

В рамках этой идеологии было несколько направлений: заговорщицкое (И. Н. Ткачев), пропагандистское (П. Л. Лавров) и анархистское (М. А. Бакунин). Объединяло их отрицание необходимости государства, в котором они видели абсолютное зло – насилие над человеком.

Социал-демократическая политическая мысль (особенно в ее большевистском варианте) также пренебрегала государственностью как ценностью, приобретаемой и совершенствующейся поколениями. В обосновании государства диктатуры пролетариата в полной мере проявилась традиция правового нигилизма и полного разрыва с буржуазной демократией. Насилие было возведено в ранг основного инструмента строительства нового общества без насилия и эксплуатации. Идейно-политическое течение евразийства среди русских эмигрантов существовало в 20-30-е гг. XX в. Его представителями были Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Л. П. Карсавин, Г. В. Вернадский и др. Евразийство – это геополитическая концепция, в которой Россия представляет собой не страну, а особый мир, континент. Носителем этот мира является евразийский народ, основа которого – русское племя. В центре концепции – идея-правительница. Смысл ее заключается в том, что каждая культура, чтобы выжить, должна развивать систему ценностей, присущую этому народу. Новый тип идеологии только тог да имеет шанс на успех, когда адекватен сущностным ценностям народа. После большевиков Россией будет править идея, в основе которой – православие. Носителем этой идеи должны быть самые достойные, глубоко прочувствовавшие ее. В целом концепция евразийцев была четко антизападнической. Запад рассматривали как хозяев всего мира, а Россию – защитницей интересов всего третьего мира.

Еще одним замечательным русским мыслителем, который вынужденно эмигрировал в 1922 г., был И. А. Ильин. Его исследования – это правовая теология, т. е. религиозно-правовая концепция. К фундаментальным основам любого государства, особенности политической истории России обусловили и своеобразие ее научного осмысления. Развитие политической мысли осуществлялось по ряду противоборствующих и непримиримых направлений и в свою очередь усиливало раскол в массовом общественном сознании и нации в целом.

В отечественной и мировой политической мысли особая роль принадлежит В. И. Ленину, в идейно-теоретическом наследии которого содержатся основополагающие мысли, идеи по всей политологической тематике, нацеленные на практическое их осуществление в ходе социалистической революции и построение общества социальной справедливости без эксплуатации и утвержденного народовластия в форме Советов рабочих и крестьянских депутатов.

Достаточно назвать только некоторые принципиальные положения о политике как концентрированном выражением экономики, как фактической судьбе миллионов людей (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41, – С. 406, Т. 40, – С. 132, Т. 42, – С. 278), о политической власти как организованном насилии одного класса для подавления другого, о публичной власти, отделенной от массы народа при капитализме и власти народа – диктатуре пролетариата, социалистической демократии как высшей форме демократии. Причем В. И. Ленин подчеркивал, что сущность "диктатуры пролетариата не в насилии, ее цель – создать социализм (ПСС. Т. 1 – С. 439, Т. 34, – С 141, Т. 38, – С. 385 и др.). Говоря о Советах, В. И. Ленин подчеркивал, что путь, найденный массами трудящихся – это русская форма пролетарской диктатуры (ПСС Т. 38, – С. 88, Т. 7, – С. 187, Т. 37, – С. 267).

Большое внимание В. И. Ленин уделял вопросу роли и значению государства в политической системе общества и во всей жизни, а также партии нового типа, теорию которой разработал ее основатель.

в). Политические течения и школы современности.

Политическая наука XX в. аккумулирует в себе многовековую традиционную политическую мудрость человечества. Основная сфера приложения сил современных ученых-политологов – это знание, которое должно помочь людям вырабатывать политические решения, касающиеся их жизни и судьбы будущих поколений.

Развитие политической науки в начале XX в. связано с именами таких крупных представителей европейской политической традиции, как М. Вебер, Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс и др. Внимание этих исследователей политики концентрировалось на макропроблемах, источниках и результатах значительных социоэкономических и политических изменений. Они акцентировали свое внимание на изучении таких проблем, как "класс", "элита", "бюрократия". Огромное влияние на дальнейшее развитие политического знания оказал Вебер. Его определениями политики, государства, власти, методологией исследования бюрократии до сих пор оперируют многие политологи. Концепции элит Моски, Парето и Михельса положили начало широким теоретическим и эмпирическим исследованиям групп, управляющих обществом или претендующих на выполнение данной функции.

С середины XX в. происходит довольно быстрое и плодотворное развитие политической науки, что в значительной степени было связано с появлением в американской политической науке бихевиористского подхода, что способствовало созданию эмпирической политической науки, оперирующей методами не только общественных, но и естественных наук.

С внедрением новой методологии политических исследований стал широко внедряться системный, структурно-функциональный и количественный анализ социальной практики. Системный анализ прогрессирует в политической науке благодаря работам американских ученых Истона, Алмонда и др. Исследователи разрабатывают функциональную теорию государственного управления, выясняют, как политическая система изменяется от традиционной к современной.

Следует особо подчеркнуть, что во многом благодаря новым методам исследования – бихевиористскому, системному, структурному функционализму – стало возможным появление современной сравнительной политологии. Истон, Алмонд, Дойч ввели понятие "система" в качестве макроединицы для сравнительного анализа. Это позволило не только сравнивать крупные субъекты политики, но и включать в анализ любую единицу (государство, член федерации, группа давления, профсоюз, церковь и т.д.) как дифференцированное целое взаимосвязанных компонентов, выполняющих функции политической системы. Работы современных известных политологов – это, как правило, сравнительные (компаративистские) политические исследования.

С середины XX в. интенсивно развивается процесс изучения качества политической системы, т. е. политических режимов (тоталитарного, авторитарного, демократического), большой вклад в создание теории тоталитаризма внесли Хайек, Арендт, Бжезинский, Поппер и др. В последние годы проявляется значительный интерес к проблеме демократической трансформации тоталитарных и авторитарных режимов. Именно эволюция таких режимов заставила ученых обратиться к ее анализу. Вероятно, опыт модернизации стран СНГ и Восточной Европы существенно обогатил политическую науку в этом вопросе.

Исследование демократии в трудах американских и европейских политологов – наиболее характерная черта современной политической науки. При этом учитывается опыт прошлых десятилетий. Подъем фашизма с его относительно высоким уровнем участия масс, установление тоталитарных режимов не без их помощи – все это свидетельствовало о том, что участие как форма демократии может открыть путь авторитаризму. В свое время Вебер и Михельс делали серьезные оговорки по поводу классической демократии, политического участия в сложных бюрократических индустриальных обществах.

Политическая наука в наше время быстро и успешно развивается. Вопросы, которые еще недавно стояли в экономической науке: Сколько? Как быстро? Насколько вероятно? – поднимаются сегодня и в науке о политике. И довольно часто на них можно услышать убедительный и обоснованный ответ. Такое положение вещей во многом стало возможным благодаря интеллектуальным усилиям политологов современности. Среди них Г.Алмонд (1911) – американский политолог, профессор Стэнфордского университета. В своих работах "Политика развивающихся регионов", "Сравнительная политика: концепция развития", "Сравнительная политика сегодня" Алмонд разработал основные понятия современного структурного функционализма.

З. Бжезинский (1928) – американский политолог и активный политический деятель. С 1977 по 1981 гг. был советником президента Дж. Картера по проблемам национальной безопасности.

В дебатах о внешней политике США Бжезинского отличают оригинальное мышление и конструктивность предложений, что позволяет считать его одним из ведущих американских стратегов. Книга "В поисках национальной безопасности" – это глубокое понимание не только мировой истории и современного глобального баланса сил, но также той политики США, в результате осуществления которой страна сможет защитить свои интересы и остаться великой державой в будущем.

М. Вебер (1864-1920) – немецкий политический экономист и социолог. Оказал огромное влияние на развитие социологии и политологии. Вебер определял политику как "стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти между государствами, внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает".

Государство, по мнению Вебера, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство. Следуя своей идее о том, что рационализация социального действия является тенденцией исторического процесса, Вебер анализировал и формы демократии без вождя. Ее цель – свести к минимуму господство человека над человеком путем выработки системы рационального представительства интересов, механизма коллегиальности и разделения властей.

М. Ганди (1869-1948) – лидер национально-освободительного движения Индии утверждал, что любовь – единственная истинная форма отношений между людьми, "закон нашего бытия". Он пытался показать смысл этой формы человеческих взаимоотношений в различных сферах жизни. Основной вклад Ганди в политическое учение заключался в его критике насилия, в разработке концепции ненасильственного общества и нового метода политического действия – гражданского неповиновения. Человек, подчеркивал он, и только он, с его моралью, разумом – высшая ценность на Земле.

Р. Дарендорф (1929) – немецкий социолог и политический деятель, разработал теорию социальной стратификации и теорию конфликта. Причину формирования конфликтных групп в обществе он видит в отношениях господства и подчинения. Господство определяется как возможность добиться послушания данной группы людей определенному приказу.

К. Дойч (1912) – немецкий политолог анализирует политическую жизнь семи крупных политических систем: США, СССР, Британии, Франции, Японии, Китая, а также развивающихся стран: Нигерии, Индии, Египта, Ирана, Кубы, Мексики, Бразилии. Дойч подчеркивает, что для нашего времени характерна растущая политизация. Политику он определяет как выработку решения общественными средствами, такими, как выборы, референдумы, законы, административные регуляторы и т.д.

Многие свои работы Дойч посвятил проблемам национализма, международных отношений, интеграции политических сообществ. В книге "Национализм и его альтернатива" Дойч, утверждая, что национализм – мощная политическая сила в современном мире, пытается разобраться, что такое национальное, как возникает, что усиливает и ослабляет его и что может занять его место.

М. Дюверже (1917) – французский социолог политики, в книге "Идея политики, применение власти в обществе" сравнивает политику с "двуликим Янусом". С одной стороны, политика – это конфликт, в котором власть позволяет тому, кто ею владеет, получать от этого выгоду и управлять обществом. С другой стороны, политика – это попытка внести в жизнь общества правила порядка и справедливости, где власть гарантирует общий интерес и всеобщее благо против давления частных интересов.

Д. Истон (1917) – канадский политолог, впервые применил системный метод в политологии. Трилогия "Политическая система", "Концептуальная структура для политического анализа", "Системный анализ политической жизни" – это эмпирически ориентированная политическая теория, огромный вклад в практику использования системного анализа в политологии. Истон приводит убедительные доводы возможности и необходимости существования всеобщей теории в политической науке, разрабатывает концептуальную структуру теории, излагает основные категории и понятия, которыми могла бы оперировать данная теория.

Г. Моска (1858-1941) – итальянский социолог политики, утверждал, что все общества разделены на два класса: правящий "политический класс" (элита) и управляемый класс. Правящий класс монополизирует власть, используя законные и незаконные методы для ее поддержания. Моска полагал, что политическая наука способна открыть законы, которые выявят определенные постоянные тенденции развития общества. При этом он отвергал объяснения, предложенные марксистами, эволюционистами и расистами.

В. Парето (1848-1923) – итальянский экономист и социолог. Его основные научные достижения – теория равновесия и теория социального выбора. "Трактат по общей социологии" – главный социологический труд Парето, который критиковал демократию и социализм, вместе с Моска создал теорию элитизма.

Теория элит – основной вклад Парето в политическую науку, но в то же время эта теория – только часть его большого труда об обществе. Он делил действия людей на логические, когда цели и – средства объективно связаны между собой, и нелогические, когда цели и средства не согласованы.

Ф. Хайек (1899) – австрийский экономист и политический философ, в своих исследованиях пришел к выводу, что «социализм не состоятелен фактически и даже логически».

Он отвергает идею социальной справедливости и акцентирует внимание на традиционном понимании справедливости как уважение закона и установленных прав. Он также критикует плюралистическую политику заинтересованных групп. Творчество Хайека во многом способствовало возрождению интересов к классическому либерализму британской политической мысли.

С. Хантингтон (1927) – американский политолог, директор института стратегических исследований в Гарвардском университете.

В своих произведениях он доказывает, что "институционализация" политических организаций и процессов важнейший критерий политического развития. Хорошо институционализированному государственному устройству присущ высокий уровень адаптации, автономии и согласованности. Только такое устройство может гарантировать приспособление к постоянно меняющимся социальным целям.



Дополнительная литература

1. Гаджиев К.С. Политология: учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2003. – С.8-37.

2. Панарин А. С., Василенко И. Л. Политология. Общий курс: пособие для вузов. – М.: Логос, 2003. – С. 15-53.

3. Политология: учебник для вузов. / Под ред. проф. В. И. Буренко, проф. Журавлева – М.: Экзамен, 2004. – С. 4-63.

4. История политической мысли в России с древнейших времен до XIX века. – СПб.: Изд-во СПГУТД, 1997.

5. Современная политическая мысль / Под ред. В. Ф. Цымлова, – СПб.: СПГУТД, 1997.

следующая страница >>