Лекционный материал к теме по дисциплине «Основы философии». Философия эпохи Возрождения. - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дисциплины «Основы искусства эпохи Возрождения» 1 32.18kb.
Лекция №16 Лекционный материал 1 Практический материал и материал... 1 47.2kb.
Контрольная работа по учебной дисциплине «Основы философии» 1 54.04kb.
Программа дисциплины Философия для направления 030900. 62 «Юриспруденция» 2 601.76kb.
Учебная программа дисциплины «Философия» Раздел История философии... 1 193.68kb.
Вопросы к экзамену по философии для выпускников естественнонаучных... 1 43.16kb.
«Сравнительный анализ развития ментальности высших сословий в Древней... 1 27.06kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по общенаучной дисциплине «история... 1 48.37kb.
Реферат по теме «Предмет философии. Философия и мировоззрение. 1 257.59kb.
Семинар по философии №15 Немецкая классическая философия как продолжение... 1 42kb.
Основы философии 10 5352.19kb.
Укажите способ прихода к власти Екатерины II 1 17.6kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Лекционный материал к теме по дисциплине «Основы философии». Философия эпохи Возрождения. - страница №1/1

Лекционный материал к теме по дисциплине «Основы философии».

Философия эпохи Возрождения.

(Набойщикова Л.В.)

Современная цивилизация прошла длительный путь развития. Европейская цивилизация уходит корнями в античную культуру, средневековье. Основой современной цивилизации стала система ценностей, выработанных в Новое время, толчком к которому и стала эпоха Возрождения. Поэтому изучение процессов и идей этой эпохи так важно для понимания нашего времени.


О ФИЛОСОФСКОМ СМЫСЛЕ ТЕРМИНА «ВОЗРОЖДЕНИЕ»

Термин «Возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой почве античное культурное наследие, особенно философию. А для этого необходимо было детально изучить греческий язык. В эпоху Возрождения греческий язык изучали с не меньшим рвением, чем сейчас английский. Презрительное раннесредневековое отношение к античной философии изживает себя. В термине «Возрождение» (по-французски ренессанс) отчетливо слышатся мотивы преемственности.

Новые философские идеи не возникают на пустом месте они сохраняют преемственность со своими историческими предшественниками. Старые идеи не канут в вечность, их жизнь продолжается. В истории развития философских идей всегда имеется то, что часто называют связью времен.
Основные идеи возрожденческой философии

1) Антропоцентризм.

В средневековье господствовал теоцентризм, те­перь наступает час антропоцентризма. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Лео­нардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор и др. (XV-XVI вв.)

Возникла новая система ценностей, где на первом ме­сте стоят человек, а затем религия с ее пробле­мами.

2) Секуляризация.

Человек — природное существо. Отсюда другая осо­бенность ренессансной культуры и философии — «секуляризация» — освобождение от церковного влияния. Постепенно и проблемы государства, морали, науки пе­рестают рассматриваться всецело сквозь призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существо­вание, законы которого могут изучаться светскими наука­ми. Сказанное вовсе не означает, что религиозные пробле­мы, касающиеся бытия Бога, добра и зла, спасения души, забыты. Просто они не находятся более в центре внима­ния философии.



3) Гуманизм.

Эпоха Возрожде­ния восстановила творческий дух античности и дала новый импульс для развития европейской цивилизации, для утверждения идеалов гармонии и красоты. Культура Возрож­дения породила новую мировоззренческую ценность - гума­низм (т.е. человеческий), суть которого - признание чело­века целью, а не средством бытия. Гуманизм как принцип мировоззрения получил свое дальнейшее развитие в эпоху Но­вого времени в многочисленных философских трудах выдаю­щихся мыслителей.



Гуманизм (от латинского гуманос — человечный) — есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творчество Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека. Жизнь дается один раз, прожить ее надо для себя, а не для Бога. Петрарка.

Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому! Человек могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусст­ве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Возрождение – это эпоха титанов. Леонар­до да Винчи — живописец и изобретатель, Микеланджело — жи­вописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

4) Эстетизм.

Эстетическое — доминирующий аспект философии Возрож­дения. В средние века к телесно-природ­ному, способному, как считалось, умалить достоинство божест­венного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.

Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита слабо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достига­ет живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (напри­мер, серия картин на потолке Сикстинской капеллы в Ватика­не), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера («Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он делил на 1800 (!) частей. Эстетическое, что в переводе с греческого означает относящееся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.



5) Пантеизм.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Специфической чертой натурфилософии Возрождения является пантеизм - философское учение, отождествляющее мир и Бога. В нем христианский Бог утрачивает свой внеприродный характер, сливается с природой, которая тем самым обожествляется. Бог растворен в природе. Это попытка примирить еще влиятельную религию и набирающую вес науку.

Натурфилософы эпохи Возрождения заимствовали из античной философии идею мировой души, которую пытались поставить на место христианского Бога. Тем самым они стремились устранить идею творения, сотворенности мира Богом. Мировая душа представала как изначально присущая самой природе. Жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.

6) Научно-материалистическое понимание мира.

Новое, научно-материалистическое понимание мира. Натурфилософское направление. Это время становления опытных естественных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.).

Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.

Несмотря на преследования ученых со стороны церкви, именно свобо­домыслие способствовало развитию наук: учения Николая Кузанского (1473—1543) о гелиоцентризме, Джордано Бруно (1548-1600) о бесконечности миров, Галилео Галилея (1564—1642), развившего гелиоцентрическую систему Коперника и создавшего первый телескоп.

Наряду с авторитетом Священного писания признается авторитет античной мудрости. Занимаясь наукой, все они оставались глубоко верующими людьми и верили в то, что делают дело, угодное Богу.

Значимость идей этих ученых была усилена их личностным подвигом: свои достоинства исследователя и ценность своих научных открытий они поставили выше собственной жизни.



7) Реформация.

Как известно, духовная культура средневековой Европы находилась под строгим надзором католической церкви. И свободомыслие с самого начала начало борьбу с ней. Вскоре оно стало довольно широким общественным движением, ох­ватившим Западную и Центральную Европу, Это движение называлось Реформацией (от лат, «реформации» — преобра­зование). В XVI в. оно получило поддержку в самых различ­ных слоях населения. Конечно, это было обусловлено и неко­торой потерей церковью своего могущества и влияния на политическую и духовную жизнь общества. Рост науки, обра­зованности, книгопечатания, появление университетов делало церковь, с ее обрядностью, традициями, лицемерием, тягой к роскоши и помпезности, — анахронизмом. Церковь рассмат­ривали как институт, сдерживающий свободу духа и свободу мысли. Духовность папской церкви казалось сомнительной. В среде европейских гуманистов крепло убеждение, что истин­ная духовность — в индивидуальности, в личности, а не в церковной организации.

Все эти настроения привели к массовому выступлению за реформирование церкви, идеологом которого в Германии стал Мартин Лютер (1483—1546 гг.), Его протест против индуль­генций (т.е. отпущений грехов за пожертвования в пользу цер­кви) явился отражением народного недовольства церковью. Спасение человека, как утверждал Лютер, не покупается, а даруется Богом: оно зависит от личной веры, а не определя­ется церковью. Истина содержится в Священном писании, именно оно — источник веры, а не церковь с ее иерархией и культом, святыми, иконами и предписаниями пап. Лютер призвал к созданию новой церкви, в которой должен быть один наставник - пастырь, проповедник, разъясняющий Евангелие.

Другой идеолог немецкой Реформации — Томас Мюнцер (Германия).

В Швейцарии примерно в то же время действовал еще один идеолог Реформации — Жан Кальвин (1509—1564 гг.). Вера была приближена к практической жизни, к миру. Про­изошло так называемое «обмирщение веры». Из нравственных заповедей Евангелия особое признание получили те, которые призывали к бережливости, преуспеванию, благодеянию. Каль­винизм рекомендовал использовать свое «мирское предназна­чение» и направить усилия на преуспевание. Превозносилась святость труда и деловитость в противовес бедности и лености.

Кальвинизм сыграл осо­бую роль в формировании мировоззрения новой эпохи. Это была вера не в абстракт­ные потусторонние ценности и воздаяние в загробном мире, а вера в честный и упорный труд, который оку­пится здесь, на земле.

Евангельские заповеди, правиль­но понятые и истолкованные идеологами Реформации (каль­винистами), а не католической церковью, служили формиро­ванию облика бережливого хозяина. До сих пор церковная мораль превозносила бедняка, который нуждался, но не стре­мился работать, теперь же, с приходом протестантской этики, стали превозноситься индивидуальные деловые качества и трудолюбие. «Ви­дел ли ты человека, проворного в, своем деле? — Он будет стоять перед царями». То есть мастер славится своим трудом более, чем царь — богатством.

Таким образом, этические принципы кальвинизма как иде­ологии Нового времени сыграли большую роль в дальнейшем развитии экономических отношений Европы.



8) Возрождение интереса к проблемам общества и государства.

Формирование первых буржуазных государств дало импульс политическим учениям. Макиавелли: человек изначально зол, поступками людей правит эгоизм. Для обуздания эгоизма и было создано государство. Правитель: обман и лицемерие. Цель оправдывает средства.



9) Появление идей социального равенства.

Зарождение раннего капитализма вызвало к жизни утопический социализм. Утопия. Проекты идеального государства. Нет частной собственности, все люди трудятся, все равны. Т.Мор, Т. Кампанелла.

Философия эпохи Возрождения является новым этапом развития философии. Она подготовила интенсивное развитие философских достижений Нового времени.
В философии же эпохи Воз­рождения два центра — Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Но­вому времени. Теперь не Бог, а человек по­ставлен в центр исследований.

Философия эпохи Возрождения.

(Набойщикова Л.В.)

Современная цивилизация прошла длительный путь развития. Европейская цивилизация уходит корнями в античную культуру, средневековье. Основой современной цивилизации стала система ценностей, выработанных в Новое время, толчком к которому и стала эпоха Возрождения. Поэтому изучение процессов и идей этой эпохи так важно для понимания нашего времени.


О ФИЛОСОФСКОМ СМЫСЛЕ ТЕРМИНА «ВОЗРОЖДЕНИЕ»

Термин «Возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой почве античное культурное наследие, особенно философию. А для этого необходимо было детально изучить греческий язык. В эпоху Возрождения греческий язык изучали с не меньшим рвением, чем сейчас английский. Презрительное раннесредневековое отношение к античной философии изживает себя. В термине «Возрождение» (по-французски ренессанс) отчетливо слышатся мотивы преемственности.

Новые философские идеи не возникают на пустом месте они сохраняют преемственность со своими историческими предшественниками. Старые идеи не канут в вечность, их жизнь продолжается. В истории развития философских идей всегда имеется то, что часто называют связью времен.
Основные идеи возрожденческой философии

1) Антропоцентризм.

В средневековье господствовал теоцентризм, те­перь наступает час антропоцентризма. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Лео­нардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор и др. (XV-XVI вв.)

Возникла новая система ценностей, где на первом ме­сте стоят человек, а затем религия с ее пробле­мами.

2) Секуляризация.

Человек — природное существо. Отсюда другая осо­бенность ренессансной культуры и философии — «секуляризация» — освобождение от церковного влияния. Постепенно и проблемы государства, морали, науки пе­рестают рассматриваться всецело сквозь призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существо­вание, законы которого могут изучаться светскими наука­ми. Сказанное вовсе не означает, что религиозные пробле­мы, касающиеся бытия Бога, добра и зла, спасения души, забыты. Просто они не находятся более в центре внима­ния философии.



3) Гуманизм.

Эпоха Возрожде­ния восстановила творческий дух античности и дала новый импульс для развития европейской цивилизации, для утверждения идеалов гармонии и красоты. Культура Возрож­дения породила новую мировоззренческую ценность - гума­низм (т.е. человеческий), суть которого - признание чело­века целью, а не средством бытия. Гуманизм как принцип мировоззрения получил свое дальнейшее развитие в эпоху Но­вого времени в многочисленных философских трудах выдаю­щихся мыслителей.



Гуманизм (от латинского гуманос — человечный) — есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творчество Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека. Жизнь дается один раз, прожить ее надо для себя, а не для Бога. Петрарка.

Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому! Человек могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусст­ве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Возрождение – это эпоха титанов. Леонар­до да Винчи — живописец и изобретатель, Микеланджело — жи­вописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

4) Эстетизм.

Эстетическое — доминирующий аспект философии Возрож­дения. В средние века к телесно-природ­ному, способному, как считалось, умалить достоинство божест­венного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.

Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита слабо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достига­ет живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (напри­мер, серия картин на потолке Сикстинской капеллы в Ватика­не), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера («Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он делил на 1800 (!) частей. Эстетическое, что в переводе с греческого означает относящееся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.



5) Пантеизм.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Специфической чертой натурфилософии Возрождения является пантеизм - философское учение, отождествляющее мир и Бога. В нем христианский Бог утрачивает свой внеприродный характер, сливается с природой, которая тем самым обожествляется. Бог растворен в природе. Это попытка примирить еще влиятельную религию и набирающую вес науку.

Натурфилософы эпохи Возрождения заимствовали из античной философии идею мировой души, которую пытались поставить на место христианского Бога. Тем самым они стремились устранить идею творения, сотворенности мира Богом. Мировая душа представала как изначально присущая самой природе. Жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.

6) Научно-материалистическое понимание мира.

Новое, научно-материалистическое понимание мира. Натурфилософское направление. Это время становления опытных естественных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.).

Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.

Несмотря на преследования ученых со стороны церкви, именно свобо­домыслие способствовало развитию наук: учения Николая Кузанского (1473—1543) о гелиоцентризме, Джордано Бруно (1548-1600) о бесконечности миров, Галилео Галилея (1564—1642), развившего гелиоцентрическую систему Коперника и создавшего первый телескоп.

Наряду с авторитетом Священного писания признается авторитет античной мудрости. Занимаясь наукой, все они оставались глубоко верующими людьми и верили в то, что делают дело, угодное Богу.

Значимость идей этих ученых была усилена их личностным подвигом: свои достоинства исследователя и ценность своих научных открытий они поставили выше собственной жизни.



7) Реформация.

Как известно, духовная культура средневековой Европы находилась под строгим надзором католической церкви. И свободомыслие с самого начала начало борьбу с ней. Вскоре оно стало довольно широким общественным движением, ох­ватившим Западную и Центральную Европу, Это движение называлось Реформацией (от лат, «реформации» — преобра­зование). В XVI в. оно получило поддержку в самых различ­ных слоях населения. Конечно, это было обусловлено и неко­торой потерей церковью своего могущества и влияния на политическую и духовную жизнь общества. Рост науки, обра­зованности, книгопечатания, появление университетов делало церковь, с ее обрядностью, традициями, лицемерием, тягой к роскоши и помпезности, — анахронизмом. Церковь рассмат­ривали как институт, сдерживающий свободу духа и свободу мысли. Духовность папской церкви казалось сомнительной. В среде европейских гуманистов крепло убеждение, что истин­ная духовность — в индивидуальности, в личности, а не в церковной организации.

Все эти настроения привели к массовому выступлению за реформирование церкви, идеологом которого в Германии стал Мартин Лютер (1483—1546 гг.), Его протест против индуль­генций (т.е. отпущений грехов за пожертвования в пользу цер­кви) явился отражением народного недовольства церковью. Спасение человека, как утверждал Лютер, не покупается, а даруется Богом: оно зависит от личной веры, а не определя­ется церковью. Истина содержится в Священном писании, именно оно — источник веры, а не церковь с ее иерархией и культом, святыми, иконами и предписаниями пап. Лютер призвал к созданию новой церкви, в которой должен быть один наставник - пастырь, проповедник, разъясняющий Евангелие.

Другой идеолог немецкой Реформации — Томас Мюнцер (Германия).

В Швейцарии примерно в то же время действовал еще один идеолог Реформации — Жан Кальвин (1509—1564 гг.). Вера была приближена к практической жизни, к миру. Про­изошло так называемое «обмирщение веры». Из нравственных заповедей Евангелия особое признание получили те, которые призывали к бережливости, преуспеванию, благодеянию. Каль­винизм рекомендовал использовать свое «мирское предназна­чение» и направить усилия на преуспевание. Превозносилась святость труда и деловитость в противовес бедности и лености.

Кальвинизм сыграл осо­бую роль в формировании мировоззрения новой эпохи. Это была вера не в абстракт­ные потусторонние ценности и воздаяние в загробном мире, а вера в честный и упорный труд, который оку­пится здесь, на земле.

Евангельские заповеди, правиль­но понятые и истолкованные идеологами Реформации (каль­винистами), а не католической церковью, служили формиро­ванию облика бережливого хозяина. До сих пор церковная мораль превозносила бедняка, который нуждался, но не стре­мился работать, теперь же, с приходом протестантской этики, стали превозноситься индивидуальные деловые качества и трудолюбие. «Ви­дел ли ты человека, проворного в, своем деле? — Он будет стоять перед царями». То есть мастер славится своим трудом более, чем царь — богатством.

Таким образом, этические принципы кальвинизма как иде­ологии Нового времени сыграли большую роль в дальнейшем развитии экономических отношений Европы.



8) Возрождение интереса к проблемам общества и государства.

Формирование первых буржуазных государств дало импульс политическим учениям. Макиавелли: человек изначально зол, поступками людей правит эгоизм. Для обуздания эгоизма и было создано государство. Правитель: обман и лицемерие. Цель оправдывает средства.



9) Появление идей социального равенства.

Зарождение раннего капитализма вызвало к жизни утопический социализм. Утопия. Проекты идеального государства. Нет частной собственности, все люди трудятся, все равны. Т.Мор, Т. Кампанелла.



Философия эпохи Возрождения является новым этапом развития философии. Она подготовила интенсивное развитие философских достижений Нового времени.
В философии же эпохи Воз­рождения два центра — Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Но­вому времени. Теперь не Бог, а человек по­ставлен в центр исследований.