Ларина наталия васильевна развитие образного мышления как одна из составляющих музыкального воспитания - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Ларина наталия васильевна развитие образного мышления как одна из составляющих музыкального - страница №1/1

ВКО г.Семей

Преподаватель Детской Музыкальной Школы при КГУ СОШК № 3

ЛАРИНА НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ОДНА

ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Совершенствование всей системы образования в мире направлено на формирование творческой личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Одной из задач системы образования в нашей стране является: «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности» [1].

В структуре общего психического развития человека особое место занимает образное мышление, обеспечивающее формирование обобщенных и динамичных представлений об окружающем мире, его социальных ценностях, эмоционально-потребностного отношения к явлениям действительности, их этической и эстетической оценке. Исследование психологической природы образного мышления, закономерностей его возрастного и индивидуального развития в онтогенезе, особенностей его становления и проявления в различных видах деятельности (учебной, трудовой, конструктивно-технической, художественной и т. п.) имеет, поэтому не только теоретическое, но и большое практическое значение.

Эмпирическая психология располагает огромным фактическим материалом, свидетельствующим о том, что создание умственных образов (представлений), оперирование ими является фундаментальной особенностью интеллекта человека, составляет содержание его образного мышления [2]. Мышление не всегда оперирует понятиями и протекает в логических и категориальных формах. Мышление может оперировать также образами вещей и явлений. Тогда оно протекает в форме представлений. Это – так называемое образное мышление.

Изучение механизмов создания образов, особенностей «манипулирования» в уме их сложными системами имеет методологическое значение, поскольку умственный образ составляет основное содержание психического. «Мир образов – существенный компонент внутреннего мира человека, результат его индивидуального опыта принятия и преобразования информации» [3].

Мышление в образах есть сложный психический процесс, в котором представлены результаты непосредственного чувственного восприятия реального мира (его наглядного изображения), их понятийной обработки и мысленного преобразования этих результатов под влиянием требований задачи, субъективных установок личности, особенностей прошлого опыта, профессиональных интересов и намерений.

Интерес к формированию образного мышления из-за природы образа, методических трудностей его изучения особенно ослаб в 1950 – 1970-х гг., когда психология развивалась на идеях жесткого, строго регламентированного управления психическими процессами и явлениями. Выпадая из их числа, образное мышление фактически перестало интересовать исследователей-психологов. Вместе с тем именно образное мышление составляет существенную особенность внутреннего мира человека, характеризует его субъектную активность.

Исследование механизмов формирования образного мышления в онтогенезе имеет большое значение для возрастной и педагогической психологии. Мышление в образах имеет место и у ребенка, и у взрослого, но качественно различны его содержание и уровни. Различие состоит не только в богатстве и разнообразии чувственных впечатлений, мере их обобщенности, но главным образом в кардинальном изменении содержания образов, логики их развития, всевозрастающей роли научных знаний. Мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были. В дошкольном и младшем школьном возрасте оно является доминирующим. Да и у взрослых этот вид мышления играет важную роль, особенно в так называемом обыденном житейском мышлении [4].

Мыслительный процесс протекает одновременно и в образах, и в понятиях (ибо нет образа вне понятия). В ходе усвоения предметного содержания знаний создание образов и оперирование ими слиты в единый процесс: создание образов предполагает их использование в решении задач; оперирование уже созданными образами обеспечивает создание новых образов. Нельзя поэтому думать, что создание образов в онтогенезе предшествует их оперированию. Образное мышление в школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере.

В психологии образное (или наглядно-образное) мышление выделяется как самостоятельный вид. Это мышление протекает, оперируя представлениями. Иногда их просто считают непосредственными образами вещей и явлений, которые воспроизводит наша память. Но психологические исследования показывают, что это не так. «Представления о вещах, как правило, довольно сильно отличаются от образов этих вещей, которые дает их непосредственное восприятие. В частности, представления обычно более бледны и схематичны в них воспроизводятся лишь некоторые черты объектов» [4]. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений [5]. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления – установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств [6].

Образное мышление «схватывает» наглядную ситуацию симультанно (одновременно), нередко интуитивно, то есть без развернутого анализа и рассуждения. При этом обладает способностью отображения в чувственной форме движения, взаимодействия сразу нескольких предметов. Поэтому к отличительным признакам образного мышления, кроме симультанности (одновременности), нужно добавить импульсивность и синтетичность. Спецификой образного мышления является наполнение его результатов личностным содержанием и смыслом.

Образное мышление является основой для понятийного (словесно-логического) мышления. В него уже заложены основы логического анализа, но только начальные. Оно является не только генетически ранним этапом в развитии по отношению к словесно-логическому мышлению, но и составляет у взрослого человека самостоятельный вид мышления, получая особое развитие в техническом и художественном творчестве.

Наиболее существенную роль в образном мышлении играют зрительные, слуховые и двигательные представления, что связано с необходимостью ориентации и преобразования различных сторон действительности, выполнения разнообразной деятельности. Деятельность представления, обеспечивающая создание образов, оперирование ими, перекодирование их в заданном (или произвольно выбранном) направлении, использование разных систем отсчета для построения образа, выделение в образе различных признаков и свойств объектов, значимых для человека, является психологическим механизмом образного мышления.

«В то время как восприятие дает нам образ предмета лишь в его непосредственном присутствии, в результате тех раздражений, которые падают от него на наши периферические рецепторные аппараты, представление – это образ предмета, который – на основе предшествовавшего сенсорного воздействия, – воспроизводится в отсутствие предмета» [9].

Формы схематизации, т. е. мысленной обобщающей обработки воспроизведенного образа-представления, – чрезвычайно разнообразны. Они дают многообразные виды обобщенных представлений. Особое значение имеют те виды обобщающей обработки представления, которые приводят к созданию художественного образа, соединяющего в себе характер индивидуализированности и типичности. В таком художественном образе определяющим является уже не воспроизведение, а преобразование, характеризующее деятельность не памяти, а воображения.

Музыкальный образ зарождается в сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения и затем воплощается в музыкальном произведении.

Восприятие музыки является важнейшим компонентом музыкальной культуры. Вне восприятия нет музыки, т.к. оно является основным звеном и необходимым условием изучения и познания музыки. На нем базируется композиторская, исполнительская, слушательская, педагогическая и музыковедческая деятельность. Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех этих видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует.

Особенности развития образного мышления зависят от специфики научного содержания учебного предмета, форм и средств наглядности и ее функций в усвоении знаний, конкретных методических приемов, используемых учителем. Поэтому формирование образного мышления школьников идет принципиально разными путями, зависит от конкретных педагогических целей и задач, причем часто этот процесс осуществляется стихийно, вне его целенаправленного воздействия со стороны педагога. Считается, что поскольку создание образов и оперирование ими вплетено непосредственно в процесс усвоения научных понятий, то вместе с введением и отработкой научного понятия возникает и система адекватных ему образов. Однако этот процесс не столь прост и однозначен и это было экспериментально показано в целом ряде исследований (Л. С. Выготский, 1982; Ж. И. Шиф, 1935; И. М. Соловьев, 1966; П. А. Менчинская, 1961; В. И. Зыкова, 1963; Е. Н. Кабанова-Меллер, 1968; Н. Г. Салмина, 1981; И. С. Якиманская, 1980, 1985). Научным понятием фиксируются, как правило, всеобщие, инвариантные свойства предметов и явлений. Изменение какого-либо признака, включенного в содержание понятия, приводит нередко к искажению этого понятия, к неправильному его усвоению. В образах же отражаются наиболее вариативные (изменчивые, подвижные) связи и отношения. Образ не может быть инвариантным к условиям его создания, которые изменчивы, а нередко и противоречивы. Отмечая специфику образа в отличие от словесно формулированного понятия можно подчеркнуть, что образ не просто основа, строительный материал, наглядная опора для формирования понятия. Он выполняет свою особую функцию в познании и преобразовании действительности (теоретической и практической), обеспечивая создание образа мира в его реальных (а не абстрактно изолированных) связях и отношениях, богатых своим фактическим содержанием, наполненных для субъекта личностным смыслом и значимостью. Не случайно образное мышление всегда рассматривалось как важный компонент любой творческой деятельности, основанной на использовании подвижных, гибких ассоциаций, что не допускается при оперировании понятиями в их строго научном содержания. В понятиях задается четкая система признаков и жесткая логика их использования. В образе отражается система признаков изменчивых, подвижных, что создает известную свободу при оперировании образом.

Процесс работы над образом довольно сложный. Он требует от человека не только внимания, волевых усилий, сосредоточенности, наблюдательности, эмоционального напряжения, но и владения способами создания образа, оперирования им. Пока в методике обучения и психологии не разработана технология создания образа (оперирования им).

Исходя из всего сказанного выше, я разработала собственные некоторые приемы (или, можно сказать, методы) для развития образного мышления, которые предлагаю ввести в содержание уроков вокала в Детской Музыкальной Школе.

Предлагаемые мною приемы (или методы) – это творческие задания для учеников:



  1. Придумать название произведению (работа проводится во время слушания музыки).

  2. Сочинить рассказ (или обрисовать образ) по прослушанному произведению (работа проводится во время слушания музыки).

Первое творческое задание проводится поэтапно (3 этапа), по определенной схеме:

  • прослушивание программного произведения;

  • беседа по прослушанному произведению с анализом средств музыкальной выразительности и объяснением или придумыванием названия произведения.

Второе творческое задание предполагает связь с изобразительным искусством. Работу также можно проводить в несколько этапов:

  • одновременное знакомство (с последующей беседой) с музыкальным произведением и с произведением изобразительного искусства, сходного по содержанию (ученик слушает произведение и при этом просматривает репродукцию картины);

  • просматривание произведения изобразительного искусства с последующей беседой, в процессе которой ученик должен рассказать о музыке, которую он «услышал», глядя на картину (репродукцию картины);

  • слушание музыкального произведения с последующей беседой, в процессе которой ученик должен устно «нарисовать» картину, которую он представил, слушая музыку.

С. Л. Рубинштейн в своем классическом труде «Основы общей психологии», в 10 главе, сказал: «Будучи различными уровнями или ступенями познания, образное и абстрактно-теоретическое мышление являются вместе с тем в известном смысле разными сторонами единого процесса и равно адекватными способами познания различных сторон объективной действительности. Понятие отвлеченного мышления отражает общее; но общее никогда не исчерпывает особенного и единичного; это последнее отражается в образе. Поэтому мысль, особенно последовательно проведенная в системе Гегеля, будто образ является только низшим уровнем познания, который на высшем должен и может быть безостаточно заменен понятием, является заблуждением рационалиста, ошибочно воображающего, что можно исчерпать действительность понятием. Мы поэтому различаем наглядно-образное мышление и абстрактно-теоретическое не только как два уровня, но и как два вида или два аспекта единого мышления; не только понятие, но и образ выступает на всяком, даже самом высшем, уровне мышления».

Музыка же в своих культурно-исторических образцах предоставляет нам уникальную возможность оживить в процессе исполнения и восприятия «окаменевшее время» прошлого и вновь сделать его длящимся и эстетически переживаемым. Нам и музыкальному образу наравне с нами удается распахнуть пространство сегодняшней культурной «ойкумены» в мир культурной всеобщности и тем самым преодолеть извечный трагизм исчезновения «наличного» бытия [10].


Использованная литература


  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III.

  2. Якиманская И. С. Основные направления исследований образного мышления. – «Вопросы психологии», журнал, 1985, № 5, с.5.

  3. Рубинштейн С. Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981. – С. 73.

  4. Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. – Владимир, 1972., 264 с.

  5. Теплов Б. М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981. – С. 147.

  6. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. – М.,1990. – 494 с.

  7. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М., Педагогика, 1991.

  8. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. - Мн.: Харвест; М.: ООО "издательство АСТ", 2000. - 896 с.

  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

  10. Суханцева В. К. Категория времени в музыкальной культуре. – К.: Лыбидь, 1990. – 184 с.