Кутлаева Наталья Владимировна пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый рабочая программа - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учитель Бондарева Любовь Николаевна 1 квалификационная категория п. 1 125.65kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе «Программы оу. 1 249.45kb.
Рабочая программа учебного предмета «География» для 6 класса 2 458.34kb.
Рабочая программа по литературе 5 класс 1 194.48kb.
Пояснительная записка История России XIX век и Новая история 1800-1900 гг 1 280.63kb.
Рабочая программа по геометрии (базовый уровень) 1 328.71kb.
Пояснительная записка к тематическому планированию по геометрии в... 1 22.38kb.
Рабочая программа «География России. Природа». для 8 класса уровень... 3 895.37kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Английский язык» 10 класс (базовый... 1 186.79kb.
Фогель Ольга Николаевна г. Новокузнецк 2011 пояснительная записка... 1 208.62kb.
Яблонская Любовь Вацлавовна 2012-2013 уч год пояснительная записка... 2 359.62kb.
Без ума от науки 1 110.8kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Кутлаева Наталья Владимировна пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый - страница №1/2


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района РТ

_______________Е.А.Марянин

Приказ №_____________

от «_____» _________________20____г.


«Согласовано»

Зам.директора по УВР МБОУ «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района РТ

_____________/_____________________________

от «_____» ____________________20_____г.



Рассмотрено на МО учителей-предметников МБОУ «Кадетская школа-интернат»

Спасского муниципального района РТ

Протокол № ______

от «_____» ________________________20____г

Руководитель МО

______________/_________________________




Рабочая учебная программа по

_____________________Литературе ____________________________

(наименование учебного предмета)



_________5__________

(класс)


Год разработки __2012_

Срок реализации программы ____1 год___

Составлена на основе ___ Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009, С.11-19).

Программу составила ___Кутлаева Наталья Владимировна


Пояснительная записка

Уровень рабочей программы – базовый.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009, С.11-19).

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развития эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской

культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных

понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по

истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Содержание каждой темы в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга художественная и учебная. Структурные элементы учебной книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.)

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч.)

Русский фольклор. Малые жанры. Коллективность творческого процесса в фольклоре. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представление о добре и зле. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Малые

жанры фольклора. Сказка как особый жанр фольклора. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказки. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Сказители. Собиратели сказок. Народная мудрость сказок «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. Художественный мир сказки «Царевна-лягушка», Иван царевич, его помощники и противники. Истинная красота Василисы Премудрой «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания

Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора –народа. Сказка о животных «Журавль и цапля». Народные представления о справедливости в сказках в сказках о животных. Иносказательный смысл сказки «Журавль и цапля». Животные как герои сказок. Бытовая сказка «Солдатская шинель» Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки от сказки о животных.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2ч.)

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летописного сказания. Фольклор и летописи

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (1 ч.)

М. В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные страницы в поэтической форме, стихотворение как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (30ч.)

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). Русские басни. Аллегория, мораль в басне. Басня и сказка Иван Андреевич Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк и Ягненок». Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок». Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали. Басни «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Басня «Волк на псарне». Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне»

как повествование о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке Василий Андреевич Жуковский. В. А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». История создания сказки «Спящая царевна». Черты народной сказки в произведении В. А. Жуковского. Сюжет и герои сказки. Литературная сказка как авторское произведение. Литературная сказка и сказка фольклорная. «Кубок». Понятие о балладе. История создания баллады «Кубок». Герои баллады. Нравственно- психологические проблемы баллады. Александр Сергеевич Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа Арины Родионовны. Мотив одиночества и грусти, скашиваемые любовью няни. Ее сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. Русская литературная сказка. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Система образов. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Понятие о стихотворной сказке. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Стихотворная и прозаическая речь. Ритм как структурная основа стиха. Рифма. Строфа. Способы рифмовки. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно- условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет. В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Слово о писателе. Сказка «Attalea Prinseps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости М. Ю. Лермонтова. Историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция, особенности повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино. Особенность восприятия героического сражения молодым солдатом и современным читателем. Изобразительно-выразительные средства стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Николай Васильевич Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет повести «Заколдованное место». Сюжет. Отражение народных обычаев. Поэтизация народной жизни в повести Н. В. Гоголя. Сочетание реального и фантастического, светлого и мрачного, комического и лирического в повести. Живописность языка гоголевской прозы. Понятие о фантастике

Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Понятие эпитет. «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослой жизни. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. Реальная основа рассказа «Муму». Герои рассказа. Герасим – «самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим и его окружение.

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное преображение героя. Счастье привязанности как смысл истории Герасима и Муму. Авторская позиция и способы ее выражения в рассказе «Муму». Сострадание к герою. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Сравнение в рассказе как способ авторской оценки героя. Понятие о литературном герое (начальное представление).Афанасий Афанасьевич Фет. Слово о поэте. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь». Воплощение красоты жизни Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». История создания рассказа «Кавказский пленник». Быль как форма повествования. Герои и сюжет рассказа. Два пленника: Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев. Прием контраста при создании характеров героев. Нравственные ценности в рассказе. Проблема

смысла жизни. Пейзаж глазами героя. Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе. Фёдор Иванович Тютчев. Ф. И. Тютчев – великолепный певец природы. Слово о поэте. Стихотворения Тютчева о временах года: «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной». Музыка стиха. Лирика Е.А. Баратынского, Н.М Языкова, А. В. Кольцова

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (21 ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы» - как поэтическое воспоминание о Родине. Человек и природа в рассказе. Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». События жизни писателя, нашедшие отражение в повести «В дурном обществе». Страдания судьи и муки его сына. Вася – «дикое деревце»: Вася и его отец. Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко. Две семьи. Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. Причины сближения Васи с детьми подземелья, их роль в жизни мальчика. Серый камень- символический образ мира, беспощадного к людям. Особенности портрета и пейзажа в повести. Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Образ серого сонного города и его роль в создании настроения повести. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Понятие о композиции литературного произведения Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями». Образ родного дома в стихах Есенина. Своеобразие языка есенинской лирики. П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы- мастера. Образ хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Реальность и фантастика в сказе. Понятие о сказе. Своеобразие языка, интонации сказа. Константин Георгиевич Паустовский. Роль пейзажа в сказке Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».

Природа и человек в рассказе «Заячьи лапы». Самуил Яковлевич Маршак. Слово о писателе. Драма как род литературы. Пьеса- сказка «Двенадцать месяцев». Своеобразие пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла. Художественные особенности пьесы-сказки. Традиции народных сказок в пьесе Маршака. Юмор в сказке. Андрей Платонович Платонов. Слово о писателе. Тема рассказа «Никита». Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». Мир глазами ребенка. Оптимистическое восприятие окружающего. Быль и фантастика. Виктор Петрович Астафьев - русский писатель, «сопричастный всему великому и живому» (слово о писателе, его любви к деревне, родине, детских годах). Черты характера героя рассказа «Васюткино озеро» и его поведение в лесу. Становление характера героя через испытание, преодоление сложных жизненных ситуаций. Образность и выразительность описания природы. Понятие об автобиографическом произведении. Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. Выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. И. Бунин. «Помню –долгий зимний вечер…». Дон-Аминадо. «Города и годы. А. Прокофьев. «Аленушка». Д. Кедрин. «Аленушка». Н. Рубцов. «Родная деревня» Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. К. М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…». А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Война и дети. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7 ч.)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя баллады «Вересковый мед» во имя сохранения традиций предков. Баллада (развитие

представлений о жанре). Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о сказочнике, его сказочном мире. Сказка «Снежная королева». Сюжет сказки «Снежная королева». Система образов: Кай и Герда. Два мира сказки «Снежная королева». Противопоставление мира людей и мира Снежной королевы. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Добро и зло в сказках Андерсена. Благородство. Ж. Санд. Краткий рассказ о писателе. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей Даниель Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Марк Твен: страницы биографии. «Приключения Тома Сойера». Время и место действия романа. Затеи Тома, его предприимчивость. Том и Бекки. Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев Марка Твена. Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». Детские впечатления. «Сказание о Кише» - повествование о нравственном взрослении подростка. Характер мальчика – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народаУчебное и учебно-методическое обеспечение по литературе (5 класс)

Учебно-методический комплект

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В2ч. – М.: Просвещение, 2009.



2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по литературе: 5 класс. – М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

  1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2009.

  2. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.

  3. Финтистова О. А. Олимпиадные задания по литературе. 5 класс. Волгоград. Учитель, 2006.

  4. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

  5. Учащиеся должны знать:

  6. -авторов и содержание изученных художественных произведений;

  7. -основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой;

  8. сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (литературные представления).

  9. Учащиеся должны уметь:

  10. -воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

  11. -отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

  12. -видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, конкретному произведению;

  13. -выявлять основную нравственную проблематику произведения;

  14. -определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно- следственные связи между ними;

  15. -прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении; -воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в

  16. произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах проявление авторского отношения к изображаемому;

  17. -различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

  18. -пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

  19. -ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);

  20. -выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

  21. -подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

  22. -словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

  23. -аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

  24. -видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

  25. -написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

  26. -сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.;

  27. -создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.


Учебно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе



Тема урока

кол-во час.

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля измерители

Планируемые результаты освоения темы

Домашнее задание

Дата проведения

























план

факт

1.

Введение. Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты


1

обобщение изученного, усвоение новых знаний

размышление о роли книги, работа с учебником, беседа по вопросам

терминологический диктант

познакомить со спецификой нового учебного предмета и учебника, дать представление о том, как устроена книга; понять роль книги в жизни человека

сочинение-размышление (по высказыванию о книге)

1-8 сентяб.




2.

Миф «Сотворение Земли». Восприятие мира нашими предками. Языческие представления о Земле и ее создании.

1

усвоение новых знаний

работа с учебником, пересказ фрагментов, беседа по вопросам

пересказ мифов

познакомить с особенностями славянской мифологии, дать представление о космогонических мифах

нарисовать иллюстрации к прочитанным мифам

1-8 сентяб




3

Развитие речи. Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский фольклор.


1

обобщение изученного, усвоение новых знаний

слушание, беседа, игра «Литературное лото»

заполнение таблицы «Жанры детского фольклора»

познакомить с терминами «фольклор» и «фольклористика», вспомнить известные пятиклассникам жанры детского фольклора

подобрать свои задания для карточек лото

10-15

сентяб.





4

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой.


1

обобщение изученного, усвоение новых знаний

работа с учебником, слушание, составление и запись памятки «Как рассказывать сказку»

план пересказа сказки

продолжить знакомство со сказкой как с фольклорным жанром, со сказителями, видами сказок, продолжить знакомство с волшебной сказкой, ее особенностями

рассмотреть иллюстрации, рассказать о том, какой эпизод изображен

10-15

сентяб.





5

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки.

1

усвоение новых знаний

составление диафильма, чтение, пересказ эпизодов

пересказ фрагментов с введением диалога

знакомство с сюжетом и художественным миром сказки

выразительное чтение в лицах (эпизоды встреч Ивана-царевича с животными)

17-22 сентяб.




6

Герои. Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка»


1

усвоение новых знаний

пересказ эпизодов, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями, выразительное чтение

развернутый ответ на вопрос «Чему учит сказка?»

знакомство с героями волшебной сказки, отражение в ней народных идеалов; развитие воображения и речи учащихся, умения мотивировать ответ

нарисовать свои иллюстрации к сказке

17-22 сентяб.




7

Сказка «Иван-царевич и чудо-юдо». Образ главного героя, его моральные качества.


1

усвоение новых знаний

чтение сказки, составление плана сказки, работа с текстом, художественный пересказ фрагмента

словарная работа

знакомство с волшебной и героической сказкой; развитие умения видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты

подготовить на пересказ фрагменты «Первая и вторая ночь в дозоре», «Решающий бой Ивана»

24-29 сентяб.




8

Герои сказки в оценке автора-народа.

1

усвоение новых знаний

работа с текстом, художественный пересказ фрагмента, сравнение финалов

художественный пересказ фрагмента

осмысление содержания сказки, развитие навыков художественного пересказа

прочитать самостоятельно 1-2 сказки, подготовить на пересказ

24-29 сентяб.




9

Внеклассное чтение. Русские народные сказки

1

закрепление новых знаний

работа с текстом, художественный пересказ фрагментов самостоятельно прочитанных сказок

сжатый пересказ прочитанной сказки

совершенствовать навыки анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников

подготовиться к сочинению

1-6 октября




10

Обучение сочинению по теме «Сказки»

1

выработка умений и навыков

подготовка к сочинению, обсуждение тем, подбор вступления и заключения


написание сочинения

развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение

Мой любимый герой народной сказки.

Почему я люблю читать сказки.

Добро и зло в народной сказке.


1-6 октября




11

Общее представление о древнерусской литературе

Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»



1

усвоение новых знаний

слушание учителя, работа с учебником, чтение отрывков древнерусской литературы

словарная работа

познакомить с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы и отдельными произведениями; дать представление о летописи как о жанре, познакомить с отрывком

пересказ статьи учебника (с.39)

дочитать летопись «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»



8-13 октября




12

М.В.Ломоносов. юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру»


1

усвоение новых знаний

обсуждение эпиграфа, работа с м/м презентацией, чтение и обсуждение стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру»

выразительное чтение стихотворения

знакомство с детством, годами учения и литературной деятельностью Ломоносова, юмористическим стихотворением

задание 2, стр.46

8-13 октября




13

И.А.Крылов. Жанр басни. Басня «Свинья под дубом»


1

обобщение ранее изученного, усвоение новых знаний

работа с эпиграфом, викторина, слушание, чтение и обсуждение басни

ответы на вопросы викторины

продолжить знакомство с биографией Крылова, жанровыми признаками басни на примере басни «Свинья под дубом»

биографию Крылова (пересказ), термины - выучить

15-20 октября




14

Аллегорическое отражение человеческих пороков в баснях Крылова («Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Ворона и лисица»)

1

усвоение новых знаний и их закрепление

чтение и обсуждение басен

выразительное чтение

продолжить знакомство с жанровыми признаками басни на примере басен «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Ворона и лисица»

выучить наизусть одну из басен

15-20 октября




15

Басни Крылова. Чтение наизусть.


1

закрепление новых знаний

словарная работа, исполнение и анализ басен

творческая работа

знакомство с другими баснями Крылова; развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль

подготовить сообщения об Эзопе, Лафонтене, Сумарокове

22-27 октября




16

Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы)

1

выработка навыков и умений

запись опорного конспекта, сообщения учащихся, чтение переводов и современных басен

сочиним басню

познакомить учащихся с предшественниками и последователями Крылова в жанре басни

попробуем сочинить басню (для желающих)

22-27 октября




17

В.А.Жуковский «Спящая царевна» как литературная сказка.


1

усвоение новых знаний

работа с м/м презентацией, чтение и обсуждение сказки

выразительное чтение

познакомить учащихся с началом жизненной и творческой биографии Жуковского, с его сказкой

составить словарик устаревших слов

29-3 ноября




18

Понятие о балладе. Жуковский «Кубок»

1

усвоение новых знаний

чтение и анализ баллады

чтение наизусть

познакомить учащихся с переводными балладами поэта

выучить наизусть отрывок из баллады

29-3 ноября




19

А.С.Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок.

1

обобщение ранее изученного, усвоение новых знаний

работа с учебником, чтение и обсуждение пролога к «Руслане и Людмиле», беседа, словесное рисование, словарная работа

описание картины Н.Рамазанова «Пушкин у Лукоморья»

познакомить учащихся с детством Пушкина, показать влияние народного творчества на будущего поэта; развивать речь и воображение учащихся




12-17 ноября




20

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Центральные образы сказок.


1

обобщение ранее изученного, усвоение новых знаний

чтение, беседа, словесное рисование, словарная работа, сопоставление с народными сказками и сказкой Жуковского

ответ на вопросы

ввести в мир пушкинской сказки, познакомить с историей рождения пушкинской сказки, с ее содержанием, развивать речь и воображение учащихся

выделить основные части сказки и озаглавить их, прочитать (вспомнить) содержание других сказок

12-17 ноября




21

Внеклассное чтение. Сказки А.С.Пушкина


1

закрепление новых знаний

художественный пересказ, ответы на вопросы, обсуждение

ответы на вопросы викторины по сказкам Пушкина

углубить знания учащихся о сказках А.С.Пушкина

нарисовать иллюстрацию к любимой пушкинской сказке

19-24 ноября




22

Теория литературы. Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа

1

усвоение новых знаний

опорная запись в тетрадях, анализ стихотворений

Письменная работа:

Добрые и злые силы в сказках Пушкина




познакомить с различием стихотворной и прозаической речи

написать сочинение по одной из тем:

В чем превосходство царевны над царицей?



Что помогло Елисею в поисках невесты?

19-24 ноября




23

М.Ю.Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.


1

усвоение новых знаний

работа с м/м презентацией, слушание, чтение стихотворения «Бородино»

словарная работа

познакомить учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался решительный и страстный характер; с «Бородино»

выучить наизусть отрывок

26-1 декабря




24

Развитие речи. Изобразительно-выразительные средства языка. Чтение наизусть.


1

выработка навыков и умений

анализ стихотворения «Бородино», изобразительно-выразительных средств языка стихотворения, запись в тетрадях

чтение наизусть

познакомить учащихся с изобразительно-выразительными средствами языка стихотворения

сообщение о жизни Гоголя

26-1 декабря




25

Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место»


1

усвоение новых знаний

слушание, работа с учебником, просмотр видео- фрагмента, чтение и обсуждения сказки

словарная работа с незнакомыми словами

знакомство с детством и юностью Н.В.Гоголя, своеобразием его первого сборника, сочетанием реального и фантастического, трагического и комического в повести

подбор слов для игры «Третий лишний»

3-8 декабря




26

Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа

1

усвоение новых знаний

слушание, работа с учебником, выразительное чтение, составление плана и работа с ним

составление плана

познакомить учащихся с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «На Волге»

письменно ответить на вопрос 4 , стр.167

3-8 декабря




27

Изображение судьбы русской женщины в поэзии Н.А.Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях».

1

усвоение новых знаний

слушание, работа с учебником, выразительное чтение, ответы на вопросы

анализ художественных средств

познакомить учащихся с поэтическим образом русской женщины, воссозданным Некрасовым

выучить наизусть отрывок из поэмы

10-15 декабря




28

И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. История создания рассказа «Муму».


1

усвоение новых знаний

слушание, работа с учебником, заочное путешествие, чтение рассказа

блиц-опрос

познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа, показать своеобразие Тургенева-повествователя

прочитать рассказ

10-15 декабря




29

Знакомство с героями «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

1

комбинированный урок

анализ начала рассказа, беседа

словарная работа

ввести в мир тургеневского рассказа

подготовить рассказы о Татьяне (1) и о Капитоне (2)

17-22 декабря




30

Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и Татьяна.

Превосходство Герасима над челядью барыни.



1

комбинированный урок

художественный пересказ, ответы на вопросы, обсуждение

художественный пересказ

через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, показать нравственное превосходство героя

пересказ эпизода «Муму в доме барыни»

17-22 декабря




31

Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе.


1

комбинированный урок

художественный пересказ, ответы на вопросы, обсуждение, сопоставительная характеристика

развернутый ответ на вопрос

продолжить сопоставительную характеристику Герасима в ситуациях «друзья» и «враги», развивать умение краткого пересказа, проследить за изменениями в главном герое

дать письменный ответ на вопрос «Как замкнутое жизненное пространство Герасима помогает понять драматизм его судьбы?»

24-29 декабря




32

Развитие речи. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»)


1

выработка навыков и умений

обсуждение отдельных глав и эпизодов

выразительное чтение пейзажных зарисовок

провести частичный анализ, показать мастерство Тургенева- портретиста и пейзажиста

подготовиться к сочинению

24-29 декабря




33

Развитие речи. Классное сочинение по рассказу «Муму»

1

выработка навыков и умений

обсуждение отдельных глав и эпизодов, подготовка черновиков

Что воспевает Тургенев в образе Герасима?

Друзья и враги Герасима.



В чем вина и беда барыни?

провести частичный анализ, подготовить учащихся к сочинению

дописать сочинение

11-12 января




34

Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

1

усвоение новых знаний, выработка умений и навыков

работа с материалами учебника, беседа, комментированное чтение

тестирование

дать общее представление о пути Л.Н.Толстого, обучение анализу эпического произведения, продолжение работы с литературоведческими терминами

прочитать рассказ до конца

14-19 января




35

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристики героев.


1

усвоение новых знаний, выработка умений и навыков

беседа, работа с текстом, работа с иллюстрациями

развернутый ответ на вопрос

обучение умению отбирать материал из текста для работы над темой, развитие навыков сопоставительной характеристики героев

ответить на вопрос «Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?»

14-19 января




36

А.П.Чехов. Юмористический и сатирический талант писателя. «Хирургия».

1

усвоение новых знаний

беседа, работа с текстом, комментированное чтение, работа с иллюстрациями

тестирование

знакомство с биографией Чехова, развитие читательских умений, введение понятий «юмор» и «сатира»

инсценирование, пересказ 1-2 самостоятельно прочитанных рассказа Чехова

21-26 января




37

Внеклассное чтение. Рассказы Антоши Чехонте

1

закрепление новых знаний

беседа, работа с текстом, комментированное чтение, пересказ, инсценирование

художественный пересказ

развитие навыков самостоятельного чтения и анализа художественного произведения

сочинение-миниатюра «О чем заставили задуматься юмористические рассказы Чехова?»

21-26 января




38

Русские поэты о Родине и родной природе (А.С.Пушкин, И.Никитин, И.Суриков и др.)


1

выработка навыков и умений, усвоение новых знаний

работа с учебной статьей , чтение и анализ стихотворений, словесное рисование

следующая страница >>