Курсы повышения квалификации по образовательной программе «Основы школьного музееведения» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения... 1 70.47kb.
Курсы повышения квалификации по работе с детьми-инвалидами в Мурманском... 1 77.75kb.
Курсы повышения квалификации «Управление образовательным учреждением... 10 3534.38kb.
Курсы повышения квалификации для ит-преподавателей вузов: повышение... 1 104.28kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 212.03kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 156.62kb.
Программа повышения квалификации старших вожатых Разработчик программы... 1 320.39kb.
Пояснительная записка к программе повышения квалификации начальников... 1 47.58kb.
Курсы повышения квалификации «Секреты организации успешного бизнеса» 1 14.36kb.
Предмет: специальное (коррекционное) образование Количество часов 1 44.57kb.
Модули повышения квалификации учителей и руководителей оу, рекомендованные... 1 50.3kb.
Организатор: администрации г. Барнаула Даты проведения: 07. 1 74.18kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Курсы повышения квалификации по образовательной программе «Основы школьного музееведения» - страница №1/1

Курсы повышения квалификации по образовательной программе «Основы школьного музееведения»

Специалистами Отделения туризма и краеведения ГБОУ СО «Дворец молодёжи» с 12 по 23 ноября 2012 г. были проведены курсы по ОП «Основы школьного музееведения». На курсах обучались 34 педагога из 16 муниципальных образований Свердловской области. 6 обучающихся из государственных образовательных учреждений: школ-интернатов, специальных коррекционных школ, 5 педагогов из учреждений дополнительного образования, остальные из муниципальных образовательных учреждений основного и среднего образования.



Цель программы: обеспечение теоретической и практической подготовки педагогов к руководству музеями образовательных учреждений.

Задачи:

1. Формирование системного подхода к организации работы с детьми в музее образовательного учреждения, посредством актуализации профильных знаний и умений.

2. Углубление представлений педагогов о концептуальных, нормативно-правовых аспектах деятельности музеев образовательных учреждений.

3. Развитие профессиональной компетентности педагогов системы основного и дополнительного образования в сфере краеведения и музееведения.

4. Создание условий для развития ценностных ориентаций, мотиваций к самообразованию у учащихся средствами музееведения, туризма и краеведения.

Программа «Основы школьного музееведения» познакомила слушателей с основами музейной педагогики и музееведения, основной акцент в ней делался на специфику школьного музея, включая особенности его исследовательской, фондовой, экспозиционной и образовательной деятельности. В программе успешно сочетались теория и практика. Лекционный курс дополнялся знакомством педагогов с опытом постановки работы в конкретных музеях Свердловской области, занятиями по комплектованию, учету и хранению фондов, экскурсиями, обсуждением новых форм работы с аудиторией.





В военно-историческом музее лицея № 130 г. Екатеринбург



В музее лицея № 12

Содержание и направленность данного курса обусловили подход к подбору специалистов для чтения лекций и проведения практических занятий. Наряду с профессиональными музееведами и краеведами к реализации программы были привлечены педагоги, обладающие уникальным опытом создания и руководства школьными музеями. Тем самым реализовался принцип взаимообучения, который особенно важен, когда речь идет о таком живом и практическом деле, как музей в школе.

По результатам входной диагностики слушателей было выявлено что:

41,6 % из них сталкиваются с такими трудностями как незнание основ музейного дела, нехватка программно-методического обеспечения и опыта работы в музее, неумение мотивировать детей на социально значимую деятельность и неумение планировать работу в музее, незнание основ проектировочной деятельности;

25 % не знают требований к оформлению музейной экспозиции;

39 % не умеют вести учетную музейную документацию.

Каждый слушатель курсов получил пакет методических рекомендаций по музееведению и педагогическому проектированию, в информационно-методическом центре отделения туризма и краеведения курсанты приобрели интересующую их литературу, например: «Фонды школьного музея» авт. Балашева Т.В., «Создание музейной выставки», «Сделай музей своими руками», «Организация и проведение тематического мероприятия в музее» авт. Козлова Л.Н., Швецова С.К., учебные программы для детей по музееведению и пр.

С большой заинтересованностью обсуждались на занятиях проблемы нормативной базы краеведческой деятельности, которым посвятила свое выступление начальник отделения туризма и краеведения К.А. Лузина.

Важной составляющей курсов повышения квалификации были практические занятия, проведенные на базе школьных и муниципальных музее: в школе № 1 г. Ирбит, школе № 1 г. Ревда, лицее № 130 и лицее № 12 г. Екатеринбург, в государственных и муниципальных музеях: в музее воздушно-десантных войск «Крылатая гвардия», в Свердловском областном краеведческом музее, в Музее истории Екатеринбурга и в новом музее МВД России по Свердловской области,



В МОУ СОШ № 1 г. Ирбит


На занятии в музее истории казачества школа № 1 г.Ревда
Комплекс важнейших профессиональных проблем музейной деятельности – ведение книги учёта основного фонда, этапы создания экспозиции, ее архитектурно-художественное решение – обсуждался на занятиях С.К. Швецовой, заведующей научно-методическим центром Свердловского областного краеведческого музея и О.С. Лобановой, директора «Уральского регионального института музейных проектов». На лекциях Манжола Г.А. и Боровиковой Н.А. – научных сотрудников Свердловского областного краеведческого музея и Музея истории Екатеринбурга обсуждались проблемы комплектования и описания фондов школьного музея, подготовки музейной экскурсии.

Темы, касающиеся технологий разработки педагогического проекта в школьном музее, осветила кандидат исторических наук Огоновская И.С.

За время курсов слушатели научились разрабатывать концепцию музейной экспозиции, составлять план работы музея, составлять этикетаж к экспонатам, работать с книгой учета основного фонда, описывать фондовые материалы музея, разрабатывать сценарии музейных мероприятий и учебную программу работы с детьми.



Музей Главного управления МВД



Свердловский областной краеведческий музей



Музей «Крылатая гвардия»

Итоговая оценка результативности курса, а также приобретенных педагогами умений и навыков происходила в ходе деловой игры «Создаем музей».

В ходе игры моделировалась ситуация создания экспозиции пяти школьных музеев: 4 группы слушателей выбрали темы будущих проектов – Музей Уральского добровольческого танкового корпуса, Музей новогодней игрушки, Музей-реконструкция «Школа военного времени», Музей финансовых пирамид. Пятый проект был представлен Масасиной Г.Г. из ГКООУ СО санаторная школа-интернат № 28 и был посвящен истории свадебного полотенца.

Каждая группа разрабатывала концепцию своей экспозиции, продумывала художественное оформление, составляла план работы и этикетаж к экспонатам, заносила в инвентарную книгу фондовые материалы будущего музея. В результате педагоги освоили новый вид деятельности – музейное проектирование, что позволяет говорить о практико-ориентированном характере зачётного мероприятия.

Оценивали деловую игру “Создаем музей» Хайрутдинова С.А., заведующая детским музейным центром Музея истории Екатеринбурга, Вопилова О.В., старший методист отделения туризма и краеведения и Зорина Л.И., к.и.н., сотрудник «Уральского регионального института музейных проектов».

Работа педагогов на курсах «Основы школьного музееведения» помогла им восполнить дефицит информации, общения, музееведческих знаний и дала стимул для профессионального роста.



Наиболее значимыми темами, по мнению слушателей курсов, были вопросы музееведения (комплектование и хранение фондов, экспозиционная и экскурсионная работа), нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение деятельности музея. Слушателями курсов были отмечены следующие преподаватели, чьи лекции и практические занятия их особенно заинтересовали: Лепаловская В.А., Швецова Е.Н.., Огоновская И.С., Лобанова О.С., Хайрутдинова С.А.

В целом курсы прошли успешно. В будущем желательно более активное сотрудничество учеными для теоретической обработки интересного опыта, накопленного педагогами-практиками в школьных музеях, для разработки новых моделей, образовательных и воспитательных технологий в музеях образовательных учреждений.