Похожие работы
|
Курс лекций по истории экономических учений, вопросы для зачета, тесты для самоконтроля - страница №3/3
II. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА
III. ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Одним из первых документов, регулирующих хозяйственную жизнь людей, был… а) кодекс царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне, б) произведение Платона «Государство», в) «Русская правда» Ярослава Мудрого, г) «Исследование о природе и причинах богатства народов» неизвестного автора. а) название кодекса царя Хаммурапи, б) яркий образец древнеиндийской экономической мысли, в) свод основных законов в Древнем Вавилоне, г) название основного труда Аристотеля. а) ее строго философскую направленность, б) ее исключительно прагматическую направленность, в) обсуждение вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую жизнь, г) защиту экономических прав общины. а) проблеме меновой ценности вещи, б) управлению и организации труда в различных хозяйствах, в) проблеме взаимовыгодности обмена при международной торговле, г) критике положения рабов. а) Правила управления домашним хозяйством, б) рациональное политическое устройство страны, в) знание основ бухгалтерского учета и отчетности, г) умение государства эффективно распоряжаться казной. а) противник рабства, б) ученик Аристотеля, в) автор концепции «человека политического» (homo politicus), г) автор одного из первых утопических проектов. а) искусство создавать блага, б) искусство управления государством, в) учение о богатстве вообще, г) искусство наживать состояние. а) равенстве затрат на производство обмениваемых товаров, б) равенстве потребностей владельцев обмениваемых товаров, в) согласованности работ и потребностей, г) верно все вышеперечисленное. а) учреждали правила торговли с городами Древней Греции, б) устанавливали государственное регулирование цен, в) касались вопросов землепользования и землеустройства, г) вводили систему рационального налогообложения. а) была тесно связана с концепцией «естественного права», б) была основана на каноническом праве, в) осуждала идеи «Домостроя», г) источником богатства страны провозгласила внешнюю торговлю и международное ростовщичество. а) автор одного из первых утопических проектов идеального государства, б) основатель школы меркантилизма, в) автор идеи «естественного порядка», г) основатель теории справедливой цены. а) потребительских займов, б) арендных займов, в) международных займов, г) считал неправомерным ни в каком случае. а) Томас Манн, б) Франсуа Кенэ, в) Адам Смит, г) Томас Сарджент. а) Идея о том, что богатство страны определяется запасами золота и сокровищ, б) концепция активного торгового баланса, в) идея о необходимости и целесообразности политики протекционизма, г) идея свободного рыночного обмена. а) ранние меркантилисты были противниками порчи монеты, а поздние ее приветствовали, б) ранние меркантилисты развивали идею «денежного баланса», а поздние – «торгового баланса», в) ранние меркантилисты источником богатства считали внешнюю торговлю, а поздние – развитую мануфактуру, г) ранние меркантилисты под богатством страны понимали природные ресурсы страны, а поздние – запасы золота и серебра. а) Ограничение ввоза дорогостоящих предметов роскоши, б) введение высоких пошлин на ввоз готовых изделий иностранного производства, в) введение высоких пошлин на ввоз иностранного сырья, г) введение высоких пошлин на вывоз отечественного сырья, необходимого для отечественной мануфактуры. а) Идея активного государственного регулирования экономики, б) идея о значимости политики протекционизма во внешней торговле, в) идея невмешательства государства в экономическую жизнь, г) идея рационального поведения потребителя. а) признание важности государственного регулирования экономики, б) признание действия объективных экономических законов, в) идея преобладания общего интереса над частным, г) идея преобладания биологического над социальным в жизни общества. а) сельское хозяйство, б) международное ростовщичество, в) внешнюю торговлю, г) промышленность. а) один из серьезных критиков теории А. Смита и Д. Рикардо, б) автор «закона рынков», в) представитель утопической экономической мысли, г) создатель «Экономической таблицы». а) меркантилисты, б) Ж.-Б. Сэй, в) Д.Рикардо, г) физиократы. а) трудом, затраченным на ее производство при худших условиях; б) трудом, обмениваемым на товар, - для общества, в котором существует разделение труда; в) ее редкостью; г) ее полезностью. а) Адаму Смиту, б) Альфреду Маршаллу, в) Джону Мейнарду Кейнсу, г) Карлу Марксу. а) К.Маркс, б) А.Смит, в) Ж.-Б. Сэй, г) Ксенофонт. а) А. Смит б) Д.Рикардо в) П. Буагильбер г) А. Маршалл. а) «Богатство Англии во внешней торговле, или баланс внешней торговли как принцип нашего богатства», б) «Принципы экономической науки», в) «Исследование о природе и причинах богатства народов», г) «Капитал». а) цена товара слагается из трех доходов: прибыли, зарплаты и ренты; б) чистый доход равен совокупному доходу за вычетом расходов на основной капитал; в) чистый доход равен нулю; г) чистый доход распадается на прибыль и ренту. а) она показывает колебания рыночной цены относительно естественной б) в ней естественная цена слагается из зарплаты, прибыли и ренты, включенных по естественным нормам в) согласно этой модели, в различных отраслях устанавливаются разные нормы оплаты труда, в зависимости от качества продукции г) согласно этой модели, во всех отраслях устанавливается одинаковая норма прибыли а) трудовая теория стоимости и закон народонаселения; б) закон рынков и трудовая теория стоимости; в) принцип сравнительного преимущества и теория дифференциальной ренты; г) закон рынков и принцип сравнительного преимущества. а) Ф.фон Визеру, б) Д.Рикардо, в) А. Маршаллу, г) К. Марксу. а) Уильям Петти, б) Томас Роберт Мальтус, в) Жан Батист Сэй, г) Фридрих Лист. а) А.Смиту, б) Ж.-Б.Сэю, в) Т.Мальтусу, г) Госсену. а) автор закона убывающей эффективности факторов производства, б) критик Д.Рикардо, в) автор книги “Новые начала политической экономии и налогового обложения”, г) автор закона народонаселения. а) Фредерик Бастиа, б) Роберт Оуэн, в) Е. Бем-Баверк, г) Фридрих Лист. а) А.Смиту; б) Ж.-Б. Сэю; в) Д.Рикардо; г) Антуану де Монкретьену. а) объясняла “парадокс воды и алмаза”; б) иллюстрировала закон спроса; в) разработана в контексте теории эффективного спроса Дж.М. Кейнса; г) объясняла тождество Сэя. а) А.Смиту, б) Ф.Рузвельту, в) Ф.Листу, г) К.Марксу. а) Признание необходимости изучения поведения потребителя и законов сферы потребления, б) использование функционального и графического анализа, в) разработка общей экономико-математической модели рыночного равновесия, г) развитие идей либерализма. а) применение аналитического метода исследования, б) развитие трудовой теории стоимости, в) развитие методов предельного анализа, г) создание концепции саморегулирующейся рыночной экономики. а) А.О. Курно, б) К. Менгер, в) Л. Вальрас, г) Ф.Лист. а) банковская школа, б) школа, соединившая трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности, в) учение А.Маршалла, г) анализ, основанный на изучении “предельных” величин. а) Кембриджской школы, б) Лозаннской школы, в) Австрийской школы, г) теории рациональных ожиданий. а) «худшие деньги вытесняют из обращения лучшие», б) «производство порождает равный себе спрос», в) «ежегодный темп прироста денежной массы должен равняться среднегодовому приросту реального ВВП», г) «желаемость блага убывает по мере увеличения его потребления». а) первый закон Г. Госсена, б) второй закон Г. Госсена, в) закон Э. Энгеля, г) закон возрастания альтернативной стоимости. а) А. Смитом, б) К. Марксом, в) Л. Вальрасом, г) А. Маршаллом. а) автор концепции «экономического человека», б) автор произведения «Общая теория занятости, процента и денег», в) ученый, заложивший основы современной микроэкономики, г) ученый, заложивший основы современной макроэкономики. а) в том, что он основал теорию предельной полезности; б) в соединении трех теорий стоимости; в) в критике кейнсианства; г) в применении эмпирического метода в экономике. а) А. Смит, б) А. Маршалл, в) М. Фридман, г) Е. Бем-Баверк. а) А.Смит, б) А. Тюрго, в) Аристотель, г) А. Маршалл. а) А. Маршалл, б) Л. Вальрас, в) Дж. М. Кейнс, г) М. Фридман. а) Неоклассическое направление, б) марксизм, в) кейнсианство, г) монетаризм. а) неоклассике, б) марксизму, в) кейнсианству, г) теории рациональных ожиданий. а) совокупность производственных отношений, б) совокупность производительных сил общества, в) единство производительных сил и производственных отношений, г) совокупность правовых и политических отношений. а) конфликт между производительными силами и производственными отношениями, б) конфликт между базисом и надстройкой, в) желание эксплуатируемых избавиться от эксплуататоров, г) изменения в политическом устройстве и правовом регулировании. а) изучение особенностей национального хозяйства, играющих решающую роль в социально-экономическом развитии, б) оба развивают концепцию эксплуатации труда капиталом, в) в обоих учениях существует теория производственных отношений, г) в обоих учениях существует теория производительных сил. а) затраты постоянного капитала, б) затраты переменного капитала, в) вмененная стоимость, г) прибавочная стоимость. а) называется нормой прибавочной стоимости. б) характеризует степень эксплуатации труда капиталом, в) показывает распределение рабочего дня на «работу на себя» и «работу на капиталиста», г) все перечисленное верно. а) появление марксизма, б) рост дефицита бюджета, в) мировой кризис перепроизводства, г) мировые стагфляционные кризисы. а) разработал теорию регулирования экономики на основе управления спросом, б) разработал программу поддержки предпринимательства, в) был сторонником золотого стандарта, г) являлся одним из основных критиков идей М.Фридмана. а) проведение ежегодной политики бездефицитного бюджета, б) увеличение предложения денег во время подъема, в) увеличение налоговых изъятий во время спада, г) увеличение стоимости денег (процентной ставки) во время подъема. а) были положены в основу экономической политики Ф.Рузвельта; б) доказали свою несостоятельность во время “великой депрессии”; в) применялись для борьбы со стагфляцией 70-80-х годов; г) поддерживаются современными монетаристами. а) Идея автоматически устанавливаемого рыночного равновесия, б) идея управления эффективным спросом, в) идея дискретного государственного регулирования экономики, г) идея возможности неполной загрузки мощностей и циклической безработицы. а) это ситуация, когда банки испытывают недостаток ликвидных активов б) это ситуация, когда государство неспособно снизить спрос на деньги в) это ситуация абсолютно эластичного спроса на наличность г) это ситуация, когда государство не способно увеличить предложение денег а) А.Смиту б) Дж.М.Кейнсу в) А.Маршаллу г) никому из них а) что глобальное равновесие достигается при отсутствии полной занятости, б) что предельная склонность к потреблению падает, в) соотношение между приростом инвестиций и приростом предложения, г) соотношение между приростом инвестиций и приростом дохода. а) 100 млрд.руб., б) 150 млрд.руб., в) 24 млрд.руб., г) 84 млрд.руб. а) потому что сбережения зависят от склонности к потреблению, а инвестиции - от нормы процента и предельной эффективности капитала, б) потому что сбережения зависят от нормы процента, а инвестиции - от предельной эффективности капитала, в) потому что и сбережения, и инвестиции зависят от инфляции, но эта зависимость разная, г) потому что государство может искусственно сдерживать норму процента на низком уровне. а) в недооценке роли государства, как стимулятора хозяйственной деятельности, б) в том, что инвестиции всегда равны сбережениям, в) в утверждении, что предложение автоматически порождает равный себе спрос, г) в недоучете функции потребления. а) Кейнсианцы развивают макроэкономику, а неоклассики применяют исключительно микроэкономический анализ, б) в отличие от неоклассиков, кейнсианцы противники рыночной экономики, в) в отличие от неоклассиков, кейнсианцы не используют предельный анализ, г) кейнсианцы признают необходимость активного циклического государственного вмешательства в экономику, а неоклассики – сторонники строгих правил. а) мировые кризисы перепроизводства 20-30-х годов, б) возрождение неоклассического направления экономической мысли, в) стагфляционные кризисы 70-80-х годов в Западной Европе и США, г) уменьшение доли государственного сектора в экономике ведущих стран в 50-60-е годы XX века. а) прекращение деятельности ОПЕК, б) введение высоких экспортных пошлин в мировой торговле, в) понижение мировых цен на энергоресурсы, г) повышение цен на нефть странами ОПЕК. а) Сочетание дефляции и спада производства, б) сочетание инфляции и спада производства, в) сочетание безработицы и экономического роста, г) повышение цен на энергоносители на мировом рынке. а) Историческая школа, б) школа рациональных ожиданий, в) монетаризм, г) «школа экономики предложения». а) Фискальную, б) кредитно-денежную, в) антициклическую, г) социальную. а) зависеть от стадии цикла, б) с некоторым лагом времени опережать производственный цикл, в) соответствовать среднегодовому приросту номинального ВВП, г) соответствовать среднегодовому приросту реального ВВП. а) Дж.М.Кейнсу, б) А.Лафферу, в) М.Фридману, г) Дж.К.Гэлбрейту. а) потому что она приводит к накоплению дефицита бюджета, б) потому что существует лаг времени между принятием решений и их эффектом, в) потому что она требует изменения налогово-бюджетного регулирования, г) потому что она сглаживает экономический цикл и снижает темп экономического роста. а) эффекта мультипликатора, б) эффекта вытеснения, в) эффекта храповика, г) действия не рациональных, а адаптивных ожиданий. а) автор теории “рациональных ожиданий”, б) основатель монетаризма, в) сторонник установления оптимальных налоговых ставок, г) автор концепции управления эффективным спросом. а) зависимость поступлений в казну от ставки налогообложения, б) зависимость налоговой ставки от темпа экономического роста, в) зависимость поступлений в казну от времени, г) зависимость экономического роста от ставки налогообложения. а) налоговую политику государства, б) кредитно-денежную политику государства, в) антимонопольную политику государства, г) социальную политику государства. а) новая классическая макроэкономика, б) монетаризм, в) школа «экономики предложения», г) институционализм а) институционализм, б) кейнсианство, в) маржинализм, г) «школа экономики предложения». а) У. Митчелл, б) К. Маркс, в) Т. Веблен, г) Р. Коуз. а) теория трансакционных издержек, б) теория прав собственности, в) теория контрактов, г) теория естественного уровня безработицы. а) неоинституционализм, в отличие от старого американского институционализма, не отвергал принципа методологического индивидуализма, б) неоинституционализм, в отличие от старого американского институционализма, основывался на идее частной собственности, в) неоинституционалисты придерживались принципа ограниченной рациональности, в то время как представители старого американского институционализма были сторонниками принципа совершенной рациональности, г) неоинституционалисты считали, что людьми управляют привычки, а не институты. а) экономического детерминизма, б) экономического империализма, в) оппортунистического поведения, г) ухудшающего отбора. а) издержки поиска информации и измерения атрибутов блага, б) издержки ведения переговоров и заключения договоров, в) издержки преобразования благ, их транспортировки, хранения и реализации, г) издержки защиты прав собственности и оппортунистического поведения. а) уклонение экономических субъектов от явных или подразумеваемых условий контракта, б) апеллирование к криминальным структурам для защиты прав собственности, в) проникновение методов экономического анализа в другие общественные науки, г) недобросовестное поведение граждан по отношению к государству (например, уклонение от налогов). а) рынку интеллектуальной собственности, б) рынку ипотечных кредитов, в) рынку подержанных автомобилей, г) ситуации найма государственных служащих. а) ухудшающий отбор, б) вымогательство, в) отлынивание, г) разбазаривание. а) Русская правда», б) «Судебник», в) «Домострой», г) «Соборное уложение». а) Нил Сорский, б) Федор Косой, в) Н.С. Мордвинов, г) И.С. Пересветов. а) «Домостроя», б) «Новоторгового устава», в) «Правительницы», г) «Устава о резах». а) А.Л. Ордын-Нащокин, б) И.Т. Посошков, в) Ф.С. Салтыков, г) В.Н. Татищев. а) обеспечивал ежегодный рост российского экспорта, б) обеспечивал приток иностранного серебра в Россию, в) вводил для иностранцев жесткие ограничения по оплате российских товаров, приобретаемых на ярмарках, г) все перечисленное – верно. а) вводил высокие пошлины для иностранных купцов, б) способствовал либерализации внешней торговли, в) расширял права купеческого сословия в городах, г) запрещал использование иоахимсталеров в расчетах с иностранными купцами. а) А.В. Чаянов, б) К.Д. Каверин, в) М.В. Ломоносов, г) И.Т. Посошков. а) изобретения «вымышленников», б) рациональное размещение производительных сил, в) праведные законы и управление страной, г) людские навыки и знания. а) А.П. Волынский, б) М.В. Ломоносов, в) А.Т. Болотов, г) П.И. Рычков. а) они являются основателями российской статистики как науки, б) разработали теорию трудового крестьянского хозяйства, в) являются авторами трудов по развитию купеческого дела и торговли, г) разработали программу крестьянской революции. а) И.В. Вернадский, б) Н.С. Мордвинов, в) Н.И. Тургенев, г) М.М. Сперанский. а) о значимости государственного протекционизма для развития промышленности, б) о необходимости укрепления аграрного строя в России, в) о важности свободной торговли для установления эффективного международного разделения труда, г) о том, что импортные тарифы не способствуют, а препятствуют развитию мануфактуры. а) автор «Общей теории занятости, процента и денег», б) противник развития капиталистических начал хозяйствования в России, в) автор одного из первых налоговых трактатов, где изложены принципы рационального налогообложения для России, г) последовательный сторонник движения декабристов. а) большие фермерские хозяйства, типа западных, б) личные семейные хозяйства, в) агрокомбинаты индустриального типа, г) самоуправляемые крестьянские общины. а) либеральное народничество, б) революционно-демократическое направление, в) западничество, в) буржуазный либерализм. а) революционное народничество, б) либеральное народничество, в) легальный марксизм, в) буржуазный либерализм. а) А.П. Заболоцкий-Десятовский, б) В.П. Воронцов, в) Н.Г. Чернышевский, г) И.В. Вернадский. а) теорию русского крестьянского социализма, б) концепцию оптимального налогообложения, в) «План финансов», г) теорию политэкономии трудящегося класса. а) А.И. Чупров, б) А.А. Чупров, в) М.Д. Чулков, г) А.В. Чаянов. а) энциклопедист, описавший историю российской фабрики, б) ученый создавший концепцию социального распределения доходов, в) один из первых российских экономистов, изучавших промышленные циклы и кризисы, г) все перечисленное – верно. а) авторы таблицы «затраты-выпуск» и межотраслевого баланса, б) разработчики основ линейного программирования, в) основатели первой экономико-математической школы в России, г) сторонники институционально-социологического направления экономической мысли в России. а) концепция трудопотребительского баланса, б) учение о трудовом крестьянском хозяйстве, в) учение о сельскохозяйственной кооперации, г) концепция сбалансированного потребительского бюджета. а) Чаянов доказывал устойчивость индивидуального крестьянского хозяйства, б) Чаянов доказывал, что оптимальный размер сельскохозяйственных предприятий не зависит от их отраслевой направленности, в) Чаянов был сторонником естественных форм кооперации, г) Чаянов считал, что деятельность трудового крестьянского хозяйства должна строиться на основе организационно-производственного плана и трудопотребительского баланса. а) А.В. Чаянов, б) Н.Д. Кондратьев, в) В.В. Леонтьев, г) М.И. Туган-Барановский. а) инвестициями в создание и обновление активов длительного пользования, б) инвестициями в обновление активной части основных фондов, то есть в машины и оборудование, в) инвестициями в создание запасов, г) появлением новых ресурсов и источников энергии. а) теории дифференциальных оптимумов, б) «единого экономического показателя конъюнктуры», в) матрицы полных затрат и технологических коэффициентов, г) концепции межотраслевых балансов и таблицы «затраты-выпуск».
Марина Юрьевна Малкина ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Учебно-методическое пособие Формат 6084 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Усл. п.л. 3,7 п.л. Уч.-изд. л. 4,8. тираж 300 экз. Заказ Издательство Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского 603950, Н. Новгород, пр. Гагарина, 23 Типография Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского Лицензия ПД № 18-0099 от 04.05.01 г. 603000, Н. Новгород, ул. Б. Покровская, д. 37 1 Хрематистика происходит от греческого слова «хрема» — имущество, владение. 2 Порча монеты – снижение содержания в ней благородных металлов путем добавления примесей, или уменьшение веса монеты при сохранении прежнего номинала. 3 Именно в это время появляется термин «политическая экономия», который ввел меркантилист Антуан де Монкретьен. Так называлась экономическая наука вплоть до конца XIX века, когда неоклассик А. Маршалл предложил переименовать ее в «экономикс». << предыдущая страница |
|