Консультация «Как развивать самостоятельность ребёнка дошкольного возраста» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Консультация для родителей 1 31.84kb.
Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» 1 31.78kb.
5 Психологическая готовность ребенка к школьному обучению 1 78.55kb.
Психология дошкольного детства 1 18.42kb.
«Физическое развитие ребенка: с чего начать?» 1 43.68kb.
Учебно-тематический план особенности социализации детей дошкольного... 1 34.64kb.
Психокоррекционная работа по развитию самовосприятия детей дошкольного... 1 127.28kb.
Консультационно-методический центр «Развитие» Консультация для специалистов... 1 57.3kb.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий... 1 15.59kb.
Светская и духовная музыка 1 37.22kb.
Практическая работа по сопровождению детей раннего возраста строится... 1 65.16kb.
Учебник для психолога по жизни». Козлов Н., Изд. «Аст пресс», М. 1 211.54kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Консультация «Как развивать самостоятельность ребёнка дошкольного возраста» - страница №1/1

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Как развивать самостоятельность ребёнка дошкольного возраста»

(для родителей)

2013 год


г. Ноябрьск

Воспитатель: Яркова Т.Г.

Как развивать самостоятельность ребёнка дошкольного возраста?

В семье растёт малыш. Как хочется нам, родителям, чтобы он стал успешным и счастливым. С самого раннего детства мы не жалеем ни средств, ни сил, чтобы развивать его способности. Однако всегда ли добиваемся ожидаемого результата?

Надо помнить, что любые способности или конкретные умения маленьких детей развиваются только в процессе интересной для них игровой деятельности.

Успешность ребёнка в разных видах деятельности существенно зависит от развития его общей способности действовать самостоятельно. Однако нередко именно развитие самостоятельности малыша менее всего беспокоит родителей. И они с удивление обнаруживают, что ребёнок отстаёт от сверстников, только когда начинают, например, водить его в детский сад. С некоторыми детьми возникает масса проблем, потому что они почти ничего не умеют – они привыкли, что каждый момент их жизни – от одевания и кормёжки, до прогулки и налаживания контактов с другими детьми обеспечивается взрослыми.

У таких детей просто нет никакого опыта самостоятельной деятельности, и педагогам приходиться учить их элементарным навыкам самообслуживания и общения. Практика показывает, что главная причина недостаточной самостоятельности ребёнка лежит, прежде всего, в условиях его домашнего воспитания, как относятся к проблеме самостоятельности ребёнка, его родители, а так же другие взрослые в семье. Если деятельность ребёнка успешна и подкрепляется поощрением взрослых, у него естественно растёт и углубляется уверенность в собственных силах, развивается способность в дальнейшем проявлении самостоятельности.

Подчас родители сетуют, что готовы предоставить ребёнку свободу для проявления активности, но он «сам не хочет». Может быть он «уже» не хочет, поскольку раньше многократно получал негативный опыт и просто не рискует снова его повторять?

Иначе говоря, воспитывающая деятельность взрослых часто носит запрещающий характер и тем самым тормозит активность ребёнка. Важно вовремя оказать ребёнку необходимую помощь, чтобы возникшие трудности не оказались не преодолимыми, а случайные, но яркие негативные эмоции « не отбили охоту» не стали бы «камнем преткновения» на пути развития самостоятельности.

Вместе с тем не менее важно, так сказать, «не перестараться», то есть, помогая ребёнку, избежать другой крайности – не делать того, что ребёнок вполне уже может делать сам. Незначительные усилия ребёнка необходимы для его дальнейшего развития. Их надо всячески поддерживать. Известный врач и педагог Бенджамин Спок советует: Следует научиться подавлять желание бросаться на помощь ребёнку всякий раз, когда он вовлекает себя в опасные «мероприятия».

Определённые качества и способности у ребёнка появляются постепенно, по мере освоения разных видов деятельности. Поэтому для развития тех или иных желаемых качеств недостаточно говорить о них – необходимо определённым образом организовать, выстроить повседневную жизнь и, главное, деятельность ребёнка, причём с самого раннего детства.

Воспитывая ребёнка, каждый взрослый в своих требованиях к нему вынужден «балансировать» между двумя полосами: безоговорочное послушание или неограниченная свобода. Необходима некоторая «золотая середина», предполагающая некоторый « коридор свободы», с определёнными правилами и ограничениями.

Принципиально подход к развитию самостоятельности такой же, как при формировании любой способности:

Необходимо создать условия, которые требуют от ребёнка постоянного проявления самостоятельности. При этом конечно важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребёнка: особенности нервной системы, конституции тела, всё это, безусловно, оказывает ущественное влияние на сам процесс деятельности. Поэтому в одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален, ведь каждый ребёнок - особый мир, неповторимая личность.

Если самостоятельность постоянно «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в конечном итоге «закрепляются» как положительный личный опыт ребёнка и тем самым становиться качеством его личности. Для развития самостоятельности не важно, что именно делает ребёнок, главное, чтобы он делал это сам. Необходимо предоставлять ему как можно больше самостоятельности на всех этапах - от принятия решения что - то сделать до исполнения задуманного и оценки полученного результата. Хотя содержание действий играет вспомогательную, второстепенную роль очень важен положительный настрой и, конечно, успешный результат – чтобы ребёнок переживал радость, удовольствие, как от самого действия, так и от полученного результата.

Яркая игрушка вызывает желание её потрогать. Ребёнок радостно тянется (бежит) к ней. Но если ряд попыток приводит к неудаче, наступает негативная реакция (слёзы) и может возникнуть отказ от повторных усилий.

А если просто дать ребёнку всё, что он хочет, предупреждая каждое его желание? Да, конечно, он постепенно оставит попытки добиваться чего – либо самостоятельно, но зато привыкнет получать, а затем и требовать от родителей исполнения своих возрастающих потребностей. И если мама вместе с бабушкой продолжают ублажать растущее чадо, немедленно откликаясь на все его нужды, неизбежно вырастает инфантильное и нередко весьма требовательное существо, целиком зависимое от своих «кормилиц». Они, может быть, уже тяготятся своей выбранной ролью, мечтают увидеть своего выросшего ребёнка самостоятельным и успешным, но продолжают решать за него все жизненные проблемы, потому что он практически мало что может.

Человек как личность формируется в основном уже к пяти – шести годам. Сегодня уже доказано, что человек может развиваться и совершенствоваться всю свою жизнь, до глубокой старости. Главное чтобы у него было желание изменять себя, творческое отношение к жизни и уверенность в своих силах.

Фундамент такого позитивного, созидательного отношения личности (как основа его будущей успешности) закладывается в раннем детстве, когда всё ещё только начинается.

Поэтому, лучшее, что могут дать родители своим детям, - это возможность с раннего детства поверить в свои силы и постоянно расширять область своей реальной, практической самостоятельности.

Семь правил, выполнение которых поможет родителям развивать самостоятельность ребёнка:


  1. Включать ребёнка в такую деятельность, где он может добиться успеха, и не требовать выполнения пока ещё трудного дня него задания.

  2. Постепенно расширять круг достижений ребёнка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры».

  3. Помогая преодолевать трудности, не делать за ребёнка то, что он уже может делать сам.

  4. Позволить ребёнку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности.

  5. Подсказать ребёнку, когда он может помочь кому – либо, защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями, чтобы ребёнок получал опыт самоутверждения (умение отдавать – признак позитивной силы).

  6. Поддерживать в ребёнке чувство самооценки и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий (плохой поступок).

  7. В любой ситуации оставаться прежде всего любящими родителями, в чутком отношении которых - главный источник душевных сил ребёнка его успешного психического развития.


Используемая литература:

  1. А.Ф. Островская «Учите детей трудиться» М.: 1983г.

  2. Журнал «Дошкольная педагогика» №2 – 2007г.

  3. Т.А. Макарова «Детский сад и семья» М.: 1986г.

  4. Н.Ф. Виноградова «Воспитателю о работе с семьёй» М.: 1989г.

Художественные произведения для детей, для воспитания у них самостоятельности и самообслуживания.

В формировании у детей навыков самообслуживания, в воспитании у них самостоятельности большую помощь могут оказать художественные произведения:

Л.Н. Воронкова «Маша растеряша»

В. Осеева «Лекарство»

К. Чуковский «Мой додыр»

А. Барто «Девочка чумазая»

З. Александрова «Что взяла, клади на место»

И. Муравейка «Я сама»

С. Капутикян «Кто скорее допьёт»

Ю. Тувима «Письмо ко всем детям, по одному очень важному делу»