Конспект занятия по нравственному воспитанию «Беседа о дружбе» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект занятия по правовому воспитанию с использованием мультимедийной... 1 83.18kb.
Методическая разработка по русскому языку «Традиции эпистолярного... 1 306.16kb.
Семинар по духовно-нравственному воспитанию ипк 1 49.73kb.
Конспект занятия с учащимися вокальной студии «Art-Side» ( руководитель... 1 76.32kb.
План-конспект занятия профессии «Повар» педагога дополнительного... 1 61.74kb.
Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил? 1 69.17kb.
Конспект внеклассного занятия по теме: «Прогулка в лесное царство» 1 58.63kb.
«Система работы по духовно-нравственному воспитанию» 1 125.36kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса построена... 1 213.81kb.
Секция №4 модератор Кирильчик А. М., зам директора мбоу сош №32; 1 55.42kb.
Урок знаний «мои одноклассники» 1 72.58kb.
Советы психолога для подростков (11-15 лет) 1 35.32kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Конспект занятия по нравственному воспитанию «Беседа о дружбе» - страница №1/1

Государственное казенное образовательное учреждение Владимирской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Муромский детский дом №1»

Конспект


занятия по нравственному воспитанию

«Беседа о дружбе»

Подготовили и провели:

Воспитатели

ГКОУ ВО «Муромский

Детский дом №1»

Ляхова Т.В., Кокурова И.А.

Муром, 2011 год

Беседа о дружбе

Цель беседы:

Понятие дружбы, об основах, обязанностей дружбы, о мнимых друзьях. Воспитывать у детей дружеские, товарищеские взаимоотношения, учить уступать друг другу.

Формировать выдержку, уравновешенность, показывать свое отношение к положительному нравственному направлению, создать особую установку на работу всех участников беседы: живой, эмоциональный, насыщенный контакт.

В процессе обыгрывания педагогических ситуаций вызывать новые формы переживаний, воспитывать положительные чувства по отношению к сверстникам, к самому себе.



Предварительная работа:

Чтение книг о дружбе, использование пословиц, загадок, игровые эксперименты, обыгрывание педагогических ситуаций, групповых дискуссий.



Наглядный материал:

Тексты песен, стихотворения Е. Евтушенко «Люди сильны друг другом», Э. Асадова «Доброта», Н.П. Огарева «Первая дружба», роман А. Дюма «Три мушкетера».



«Кто мне скажет правду обо мне,

если не друг? А слышать о себе

правду от другого необходимо ».

В.Г. Белинский

Юношам и девушкам свойственно яркое выраженное стремление к общению, и потребность в дружбе со сверстниками для них так же характерна.

Сегодня мы с вами поговорим о дружбе, о воспитании в себе выдержки, терпения, о товарищеских взаимоотношениях.

Дружба – это высшая степень товарищества. Ведь не случай на пословица «Друзья познаются в беде». Истинные друзья делают друг для друга все, что могут.

Человечество с древних времен высоко ценило товарищество и особенно дружбу, как силу, являющуюся надежной опорой людям в горе и радости, в будни и праздники.

«Человек без друзей, что дерево без корней», - говорится в народной пословице.



Вопрос: «А какие пословицы вы знаете?»

  1. Дерево живет корнями, а человек – друзьями.

  2. Без друга в жизни туго.

  3. Согласье крепче каменной стены.

  4. Без друга на сердце вьюга.

  5. Беда не страшна, где есть друзья.

  6. Сам пропадай, а товарища выручай.

  7. Друзья познаются в беде.

  8. Один в поле не воин.

  9. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

В подлинной дружбе нет места эгоизму, безразличию, корысти. Иногда

друзьями называют тех, с кем мы ходим на дискотеку, проводим свободное время. Но уже давно известно, что дружба проверяется испытаниями, а не развлечениями. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, собраннее, сильнее. В юности велика тяга к общению.



Без друзей просто не прожить, иметь друга – это великое богатство.

У поэта Е. Евтушенко есть прекрасное стихотворение:



«Люди сильные друг другом».

Люди сильны друг другом

Так словно севером юг

Так словно пахарь плугом

Так словно пахарем плуг.

Люди сильны друг другом

Что равнодушья верней

Люди сильны испугом

Вдруг потерять друзей.

Вопрос: Скажите, есть ли у вас хороший друг или подруга? Почему вы считаете их своими друзьями? Какие качества в них вы цените?

Настоящей дружбой можно гордиться. Понятие «дружба» никогда не стареет, а потому дружба современных людей должна быть такой же как сто и двести лет назад.

Настоящий друг всегда поможет в беде, будет переживать вместе с ним, научит тому, что сам умеет и постарается понять его то, что нравится товарищу.
Хотите иметь друга, будьте и сами другом на равных. Воспринимайте радости и горести товарища как свои собственные и помогите ему стать счастливым.

Вопрос: Как Вы считаете, лучше дружить вдвое или целой компанией? С мальчиком или с девочкой? Почему?

Что лучше, когда ты любишь, или когда любят тебя?

Человек, который не может любить, наверное, самый несчастный. Даже безответное чувство делает человека богаче. Многие стихи и поэмы великих поэтов рождались на основе неразделенной любви.

Если человек сможет оказаться выше своего желанного чувства, если он обладает способностью быть терпимым к другим, то он всегда может разделить живой интерес своего друга к другим товарищам.

Допустим, в вашей компании произошел спор, и все разделились на две группы, каждая их которых убеждена в своей правоте. Что тогда делать?

Древнейший философ писал так: «Платон мне друг, но истина дороже». Надо спорить, убеждать, биться за правду. Тогда и придет настоящая дружба, настоящая «совместимость».

В психологии есть такое понятие «совместимость», т.е. у детей, которые дружат, есть общие взгляды, вкусы, убеждения. Совместимость предполагает два взаимодополняющих качества. Первое – это умение быть терпимым, умение принять в целом товарища, даже если в нем что-то не нравится. И еще умение разрешать противоречия, умение спорить, убеждать друг друга. Но если вы все-таки разошлись, это не значит, что надо причинять боль друг другу. А не случалось ли тебе задумываться о такой «дружбе», где нет ни равенства, ни понимания, ни радости, ни веселья? А может быть некоторые ребята путают с дружбой что-то совсем другое, унизительную зависимость?

Вопрос: Есть ли у вас такие «друзья», и как бы вы поступили на их месте?

А сейчас мы с вами поиграем: представьте, что это происходит с вами.



Обыгрывание педагогических ситуаций. Ролевые игры по теме «Дружба».

1 сценка:

Маша и Лена – подруги, встречаются на улице.

Маша: - Привет, Лена! Какая хорошая погода на улице! Пойдем на каток?

Лена: - Я бы с удовольствием пошла, но завтра у нас контрольная о математике. А ты же знаешь, что я плохо решаю задачи. Мне бы надо посидеть, позаниматься.

Маша: - да ты не переживай. Я тебе помогу – дам на контрольной списать., у нас же один вариант.

Лена: - Ой, Маша, спасибо! Теперь я знаю, что ты настоящая подруга.

Оживленно болтая, девушки идут на каток.

Обсуждение сценки.

Подведение итогов обсуждения педагогом: «В этой ситуации Маше необходимо было н давать списывать, А объяснить Лене решение задач перед контрольной после прогулки, чтобы у девочки закрепились знания. В данном же случае Маша прежде всего думала о себе, а не о подруге».



2 сценка:

Тома и Маша встречаются на улице.

Маша: - Как у тебя дела, Тома? Что-то ты без настроения.

Тома: - Дело в том, что… Ну ладно, Маша, я тебе расскажу, ты же моя лучшая подруга. Я поссорилась с Игорем. Он стал курить, связался с нехорошей компанией. Я попыталась поговорить с ним, но ничего не получилось. Мы расстались с ним, кажется, навсегда. Я так переживаю!

Маша: - Да ты не переживай, пройдет время – все образуется.

Тома: - Спасибо, Маша. Поговорила с тобой, легче на душе стало легче. Только ты об этом никому не говори, хорошо?

Маша: - Ну как ты можешь так говорить? Ведь мы же доверяем друг другу.

Девочки прощаются. Идя по улице, маша встречает Лену.

Маша: - Лена, привет! Сейчас встретила Тому, она мне такое рассказала!

Девочки шепчутся.

Лена: - Вот это да! Никогда бы не подумала! Ну ладно, пока.

Обсуждение сценки.

Подведение итога обсуждения педагогом: «В этом случае Машу нельзя назвать преданной подругой. Настоящий друг никогда не даст в обиду, все тайное останется между друзьями, а Маша все рассказала лене, а Лена – подругам. Я уверена в том, что настоящей дружбы после этого случая между девочками не будет никогда. Тома не поделится самым сокровенным, тайным со своей « подругой».

А сейчас я опишу педагогические ситуации, а вы постараетесь обсудить их.


  1. Наташа лежит в больнице. У девочки много подруг, с которыми она гуляет, ходит на дискотеки, делится своими переживаниями, доверяет им. Но никто из них не навестил Наташу в больнице, объясняя тем, что были заняты зачетами, подготовками к контрольной.

Вопрос: настоящие ли друзья у Наташи?

  1. Лена и Ира дружат с первого класса. Им очень интересно друг с другом, у них практически нет секретов друг от друга. Лена поделилась с Ирой переживаниями по поводу ссор со своим парнем Васей. Через некоторое время весь класс знал все подробности взаимоотношений Лены и Васи.

Вопрос: имела ли право Ира все рассказывать классу?

  1. Жора и Валера дружат. Валера – отличник по математике, а у Жоры с ней большие проблемы. Валера «помогает» другу, давая списывать контрольные работы.

Вопрос: а как бы вы помогли своему другу в подобной ситуации?

Подводя итог всему сказанному, необходимо запомнить основной «Закон дружбы»: не оставляй друга в беде. Быть верным дружбе – значит делить с товарищем не только радости, но и горе. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Нельзя отвернуться от друга в тяжелую для него минуту.

Как бы в подтверждение этим словам хочется прочитать стихотворение Э. Асадова «Доброта».

Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести

Это горько, но это горе

Ты потом ему все же прости.

В жизни всякое может случиться,

И коль дружба у Вас крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не дай ей зазря разбиться.

Если ты с любимою в ссоре,

А любовь по ней горяча,

Это тоже еще не горе,

Не спеши, не руби с плеча.

Пусть не ты явился причиной

Той обиды и резких слов,

Встань над ссорою, будь мужчиной,

Это все же твоя любовь.

И чтоб после себя не корить,

В том, что сделал кому-то больно,

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно.

Мотив дружбы звучит в стихах А.С. Пушкина, когда он написал о своих друзьях-лицеистах: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Приключенческий роман А. Дюма «Три мушкетера» посвящен подвигам четырех друзей – Атоса, Портоса, Арамиса и д’Артаньяна. Подлинными героями выступают не короли, герцоги, кардиналы, обладающие властью и богатством, а простые друзья-мушкетеры, те, кто силен взаимовыручкой, мужеством, решительностью, отвагой и смекалкой. Это союз четырех пламенных сердец и неотразимых шпаг. Друзья, с их прекрасным девизом «Один за всех и все за одного», преодолевают любые преграды. И в самом деле, четверо таких людей, готовых друг для друга пожертвовать всем – от кошелька до жизни, - всегда поддерживающих товарища и никогда не отступающих, должны пробить себе дорогу к намеченной цели, как бы далека она не была.

Секрет немеркнущего обаяния славной четверки в том, что она воплощает храбрость, великодушие, самоотверженность истинной дружбы.

Дружба с детства остается в памяти на долгие годы. Как прекрасно звучат строки Н.П. Огарева «Первая дружба»:

Я помню строки с кудрявой головой

С большими серыми и грустными глазами

Тропой росистою мы шли с горы крутой,

В тумане за рекой был город перед нами:

И дальний колокол кого-то звал к мольбе;

А мы, обнявшиеся, при утренней деннице,

Мы дружбы таинство поведали тебе,

И чистая слеза блеснула на реснице.

Расстались мы детьми…

Не знаю, жив ли он…

Но дружбы первый миг хорошо я и доныне

В воспоминании – как мой весенний сон,

Как песнь сердечную, подобную святыне.

В заключение занятия давайте вместе споем песню В. Шаинского «Улыбка», от которой становится светлее, теплее, уютнее. Действительно, дружба начинается с улыбки.

Художественная литература, рекомендованная детям для самостоятельного чтения:

1. В.Каверин «Два капитана» - Владимир, 1993 г.

2. «О любви и дружбе: избранные стихи поэтов 19 века» - Москва, 1960г.

3. Н.Носов «Два друга» - Москва, 1971 г.

4. Сборник «Дружба» - Москва, 1970 г.

5. В.Крапивин «Оруженосец Кашка» - Москва, 1970 г.

6. А.Дюма «Три мушкетера»

Беседы, проводимые в семьях по теме «О дружбе»:

1. Друг – это значит другой «Я».

2. О товариществе и лжетовариществе.

3. Примеры великой и искренней дружбы.



4. Три товарища. Третий «лишний».

Литература, использованная при подготовке к беседе:

  1. Богданова О.О., Гурова Р.Г. «Культура поведения школьника» - М., 1993 г.

  2. Горшении Л.Г. «Подросток, характер, проблемы» - М., 1993 г.

  3. Диагностика характера подростка. Психодиагностика детей и подростков. – Форум, 1994 г.

  4. Коротаева А.А. «Золушка становится принцессой: книга для девочек» - М., 1992 г.

  5. Орлов Ю.М. «Самосознание и самовоспитание характера» - М., 1987г.

  6. Субботинский Е.В. «Ребенок открывает мир» - М., 1991 г.

  7. Тимощенко Л.Н. «Воспитание старшеклассниц» - М., 1990 г.