Конспект урока в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урока: формирование умения и навыка правильной постановки тире между... 1 47.15kb.
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов. 1 86.91kb.
Конспект открытого урока в 5 классе по теме «Наземно-воздушная среда» 1 56.33kb.
Конспект урока по математике в 3-ем классе по теме: «Час. Минута. 1 53.59kb.
Конспект урока физики проведенного в 7 классе по теме: «Плавание... 1 112.42kb.
Конспект урока по математике в 4 классе по теме «Перестановка и группировка... 1 64.64kb.
Конспект урока в 5 классе по теме Отправляемся в путешествие! 1 73.13kb.
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Пирамида. Развёртка... 1 53.38kb.
Конспект урока чтения в 3 классе по теме «С. Есенин. Черемуха» умк... 1 64.46kb.
Конспект урока по алгебре в 9 классе по теме «Чётные и нечётные функции» 1 14.42kb.
План-конспект урока по теме «Движение тел в гравитационном поле» 1 72.93kb.
Урок «Праздник Славянской письменности и культуры» 1 59.57kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Конспект урока в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» - страница №1/1

Конспект урока в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»
Цели:

1 . Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме «Главные члены предложения»

2 . Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении

3 . Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас

4 . Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету

Оборудование:

Медиапроектор, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации


Ход урока

СЛАЙД 1

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Откройте тетради, запишите в них число, классная работа.

-А вот о чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:



Я минус в математике,

Но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе,

Меня зовут… тире.

- О каком же знаке мы продолжим говорить на уроке? (тире)



СЛАЙД 2

Итак, мы продолжим работу по постановке тире между подлежащим и сказуемым



2.Запишите ТЕМУ урока в тетрадь «Тире между подлежащим и сказуемым»

Сегодня на уроке мы будем:(Цель)


  • Повторять ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме «Главные члены предложения»

  • Углублять знания я о постановке тире в простом предложении

  • Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас

  • Воспитывать бережное отношение к слову, к предмету


СЛАЙД3

3.А сейчас обратимся к ЭПИГРАФУ на доске

  • К уроку я приготовила эпиграфы А.П.Чехова и К.Г.Паустовского (послушайте их и подумайте, как вы их понимаете?)

  • Соотносятся ли они с темой нашего урока?




  • А сейчас я предлагаю вам познакомиться с некоторыми сведениями из истории русской пунктуации

СЛАЙД4

4. ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИО знаке препинания тире

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались безвсем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.



Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Наиболее распространённымзнаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении».Заимствованы были названия только двух знаков:дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французскогоtiret, tїrer (тянуть)

Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.

Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи.Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации.
Я А вот как появилось тире между подлежащим и сказуемым , нам поможет понять лингвистическая сказка (инсценировка)

(Лингвистическая сказка)



Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.

Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.

Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.

На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.
ЯСпасибо, ребята.
5. РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ

А к доске идет выполнять:



  • Поморфемныйразбор слов: луноход, поверхность, пространство, прилуниться, испытатель

ПРОВЕРКА(лун-о-ход,по-верх-н-ость, про-стран-ств-о, при-лун-и-ть-ся,ис-пыт-а-тель)


  • В это время по карточкам работают (нужно выделить грамматическую основу предложений, поставить знаки препинания, определить виды сказуемых)

  • Книга – это лучший подарок

Книга, конечно, лучший подарок

Хорошая книга как друг

Плохая книга не подарок

Библиотека у него дай Бог каждому

Хорошая книга понятна и доступна

Купить хорошую книгу – сделать хороший подарок


  • А мы с вами запишем предложение Космонавт – это образованный человек, специально подготовленный для совершения полетов в космическом пространстве.

( поставить знаки препинания, объяснить постановки знаков препинания, выписать все словосочетания, определить тип связи)

ПРОВЕРКА

* примыкание - специально подготовленный

*управление - подготовленный для полетов, для совершения полетов, полетов в пространстве

*согласование - образованный человек, подготовленный человек, в космическом пространстве
ЯНа предыдущем уроке мы рассмотрели случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым. Скажите, какой случай представлен в нашем предложении?

(Начнем разбор с характеристики предложения по цели высказывания, по интонации, количеству грамматических основ - простое, по степени распространенности, осложненности)


Я В предложении был дан 1 случай постановки тире между главными членами, вспомните другие случаи

СЛАЙД 6

  • Когда ставится тире




  1. гл. н.ф. гл. неопр.формы

  2. существ.гл. неопр. формы

  3. существ.существ. в имен. падеже

  4. существ.числительн.в имен. падеже

  5. числит.числительн. в имен. падеже

  6. При помощи слов – это, значит, вот, это значит

  7. Сказуемое выражено фразеологическим оборотом


Вывод
СЛАЙД 7

  • Ребята, но есть и случаи, когда тире не ставится; назовите их, когда тире не ставится




  1. Подлежащие выражено личным или вопросительным местоимением

  2. Между подлежащим и сказуемым стоит

  • Вводное слово,

  • Союз( как, точно, будто, что, все равно как)

  • Наречие

  • Частица (не, лишь)

  1. В предложениях разговорного стиля

  2. При обратном порядке следования главных членов предложения

  3. Авторское тире


Вывод

СЛАЙД 8

6.ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

    • Расставьте знаки препинания

  • интересная особенность жирафа это его длинная ...

  • Огромный кит вовсе не ...

  • Его огромная пасть не ...

  • ... окраска хамелеона это средство ...

  • Быстрые ноги зайца его единственное ...

  • Многие змеи совсем не ...

  • ... рассказал что вулкан это очень ...


Вывод

СЛАЙД 9

    • Переделайте предложения

  • Для кавалериста конь является настоящим другом, который в трудную минуту выручит, не даст погибнуть.

  • Человека считают царем природы не случайно.

  • Серые журавли в нашем крае стали редкостью.

  • Эвкалипты считаются самыми высокими в мире деревьями.

  • Хозяин в поле трактор.



7. ФИЗМИНУТКА
СЛАЙД 10

ЯПродолжаем нашу работу

СЛАЙД 11
8. РАБОТА С ТЕКСТОМ

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима» - радостно говорят люди.
Вопросы для анализа

1.Чтение текста уч-ся

2.Тема, озаглавьте

3.Стиль - доказать

4.Тип текста - доказать

5.Основная мысль текста

6. Объясните знаки препинания, охарактеризуйте предложения

7.Из 1 абзаца выписать слово с чередующейся безударной гласной в корне слова –касаются, загораются, зарослей



8.Попробуйте переделать предложения так, чтобы подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.

*Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу

* Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются.


СЛАЙД 12

8. РЕФЛЕКСИЯ

  • На уроке я задумался над…

  • Я открыл для себя…

  • Урок помог мне…

  • Мои чувства по уроку можно выразить словами…

СЛАЙД 13
10.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • сочинение – рассуждение по эпиграфу А.П.Чехова(объем-50 слов)

«Почему, по мнению А.П. Чехова, знаки препинания можно назвать «нотами при чтении»?
11. ОЦЕНКА. ВЫВОД

Ребята, сегодняшний современный человек стремится продолжить дело, начатое основателями космической эры Циолковским, Гагариным, Королевым и другими. И мы, молодое поколение, должны покорять неизведанное пространство, пустьхотя и учебное

СЛАЙД 14
Человек рождается на свет,

Чтоб дерзать, творить, а не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый свет

И решать все трудные задачи.

Человек рождается на свет…

Для чего?.. Ищите свой ответ.