Конспект урока по теме «Особые формы глагола. Понятие о деепричастии» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»... 1 38.8kb.
Конспект урока по теме «Типы химических реакций» 1 102.59kb.
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов. 1 86.91kb.
Конспект урока в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» 1 81.82kb.
Конспект урока по теме: «Кибертерроризм, основанный на межличностных... 1 29.04kb.
Конспект урока физики проведенного в 7 классе по теме: «Плавание... 1 112.42kb.
Конспект урока по теме «изучение производной в средней школе» 1 213.61kb.
Конспект урока по теме «Льюс Кэрролл «Алиса в Стране чудес» 1 33.01kb.
Конспект открытого урока в 5 классе по теме «Наземно-воздушная среда» 1 56.33kb.
Конспект открытого урока 1 99.72kb.
Конспект урока чтения в 3 классе по теме «С. Есенин. Черемуха» умк... 1 64.46kb.
Переводы c немецкого 1 71.79kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Конспект урока по теме «Особые формы глагола. Понятие о деепричастии» - страница №1/1

Конспект урока по теме « Особые формы глагола. Понятие о деепричастии»

Генкина Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы



Тип урока: комбинированный. (Обобщение и систематизация по теме «Причастие». Новая тема. Понятие о деепричастии).

Форма: интегрированный урок с применением системы мультимедиа.

Метод: исследовательский.

Цели урока:

  1. Обобщение и систематизация знания ,полученных учащимися по теме «Причастие».

  2. Формирование понятия о деепричастии как особой формы глагола.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Проверка качества усвоения учащимися темы «Причастие»

  • Ознакомление с лексическими, грамматическими, синтаксическими особенностями деепричастий, введение понятия деепричастного оборота.

  • Отработка навыка определения основного и добавочного действия, грамматических и морфологических особенностей деепричастий.

Развивающие:

  • Создание мотивационной основы для восприятия учебного материала.

  • Развитие речи учащихся, мышления.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к русскому языку.

  • Воспитание интереса к литературно-художественному и изобразительному искусству.

Учебные:

  • Расширение знаний, умений и навыков.

  • Проверка усвоения материала при использовании системы мультимедийной презентации.

  • Формирование практических навыков по теме.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Этап « включения» в урок.

Здравствуйте! У нас сегодня необыкновенный урок. На нем присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

  1. Сообщение темы и цели урока.



Сегодня наш урок будет состоять из 2 частей.

Первая часть урока будет посвящена большой и сложной теме «Причастие». Мы должны подвести итоги, обобщить и систематизировать знания, полученные по данной теме.

А во 2 части урока познакомимся с новой темой. А будем мы говорить еще об одной неопределенной форме глагола – деепричастии.

1 часть.


Начнем с проверки домашнего задания.

Домашнее задание к сегодняшнему заключительному уроку по теме «Причастие» выполнялось вами постепенно в несколько этапов.

В его основе лежит ваша исследовательская, проектная работа по описанию картин великого художника-мариниста И.К.Айвазовского.

Давайте вспомним, как это было.



h:\русский музей\dsc_0324.jpg

h:\русский музей\dsc_0369.jpg

h:\русский музей\dsc_0386.jpg

h:\русский музей\dsc_0385.jpg

1 этап


Мы посетили Русский музей. Познакомились с полотнами И.К. Айвазовского.

Разделились на 4 команды, каждая из которых должна была найти нужную картину и выполнить мои задания.

Подобрать к описанию существительные, глаголы, прилагательные, наречия, причастия, составить словосочетания , предложения с причастными оборотами. Рассказать, что изображено на картине. Описать картину по предложенному плану.

1гр.-«Волна» ; 2гр. ––«Вид Одессы в лунную ночь» ,3 гр.-«Девятый вал» ; 4гр.»Лунная ночь».

2 этап.

Домашнее задание было подобрать стихотворение ,отражающее настроение вашей картины.



Уже на следующем уроке , вооружившись впечатлениями и собственными наработками ,мы продолжили работу. Так же в группах вам предстояло написать коллективное сочинение-описание по картине, обязательно использовав в нем причастия и причастные обороты.

3 этап.


Составить для команд класса вопросы и задания по теме «Причастия», опираясь на тот материал ,с которым вы работали.

4 этап.


Заключительный. И это было вашим домашним заданием.

Презентовать все вышеизложенное. У 4 команды было очень ответственное задание подвести итоги нашему проекту « Изучая причастие».

Начнем!

3.Работа с презентациями.



4. Подведение итогов работы с презентациями учащихся. (презентации прилагаются)

2 часть урока.

1.Сегодня я вас хочу познакомить еще с одной картиной А.К. Айвазовского. «Прощание Пушкина с морем» 1887 г. Находится она во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге. Это полотно еще называют « Прощай, свободная стихия…». Помните, у Александра Сергеевича есть такие строчки:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой!

«К морю»


Картина была создана в год 50-летия со дня гибели поэта. Работал Айвазовский в содружестве с еще одним великим мастером – Ильей Репиным.

Надо сказать, что море изобразил Айвазовский, а вот фигуру Пушкина И. Репин ( Айвазовский считал, что сам не силен в портретах).

Личность Пушкина была чрезвычайно интересна Айвазовскому. Он создал более 20 картин, где изобразил поэта на фоне Черного моря.

Два художника были лично знакомы и восхищались друг другом. Их встреча состоялась на выставке работ Айвазовского в Петербурге в 1836 году.

На картине Айвазовский изобразил море не спокойным и тихим, а бушующим.

Морские волны не голубые, как в стихотворении Пушкина, а темные. Волны грозно наваливаются на берег, разбиваясь о прибрежные скалы.

Взгляд Пушкина обращен к морю, в нем грусть, сожаление, обещение помнить вечно. Это действительно последняя их встреча.

Пушкин стоит на скале у самой воды. Лицо поэта светло и спокойно. Он ,прощаясь, как будто говорит что-то морю. Быть может читает ему свои стихи: «Прощай, свободная стихия!....» Заканчивается Южная ссылка , а впереди поэта ждет уже новая – Северная в Михайловское (родовое поместье его матери)

2.Задание №1

Сравните


Задание №2



Объясните значение слов.

Стихия – явление природы, отличающееся разрушительной силой.

Рокот – однообразные раскатистые звуки.

Предвидение – способность предвидеть будущее, предугадывать, что должно произойти.

Задание №3

Давайте назовем слова, помогающие увидеть картину движения.

Найти основное и добавочное действие.

Задать вопрос.

Какая часть речи отвечает на тот же вопрос? Как? Каким образом?

Что такое наречие?

Посмотрим, изменяется ли слово ,обозначающее добавочное действие?

Какая часть речи не изменяется в русском языке?



Итак, перед нами слова, которые как и глагол обозначают действие, но при этом, как наречия не изменяются и отвечают на те же вопросы, соответственно являются таким же членом предложения, что и наречия.

А называются они ДЕЕПРИЧАСТИЯ(особая форма глагола). Тема нашего урока. Запишем в справочники.









Задание №4



Продолжим нашу запись в справочник.

Отвечает на вопросы…….



Задание №5



Задание №6



Что такое деепричастный оборот?



Выделяю и подчеркиваю деепричастный оборот .Обращаю внимание на то, что деепричастный оборот и одиночные деепричастия выделяется всегда запятыми в отличии от причастного. Конечно есть исключения, но о них мы будем говорить на след. уроках.

Задание №7



Синтаксический разбор предложения..

Задание №8

Хочу вас познакомить со стихотворением Роберта Саути , английского поэта-романтика 19 века. «Лодорский водопад»

А.Пушкин высоко ценил его творчество и даже подражал. В. Жуковский перевел несколько его стихотворений.





САУТИ РОБЕРТ

Лодорский водопад

Как падают воды в Лодоре?
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Свиваясь,
Вздуваясь,
Вздымаясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!http://ini-fb.dvgu.ru/photos/chudaki/f92.jpg

Перевод А. Шмульяна Поэт-переводчик, писатель-фантаст) 1940 год.

Задание №9

Задание №10

Слайд

В чем необычность стихотворения?( Состоит из 48 деепричастий и 1 д.о.).



Какой художественный Эффект достигается использованием такого количества деепричастий?

? Почему записано столь необычно?

? Найти деепричастие, определить вид

? В чем особенность деепричастий?



= все несовершенного вида, обозначают постоянность действия.

? А если заменить все деепричастия глаголами того же вида? Что исчезнет?



= напряженность действия, созданная картина резко падающей воды.

Какие приемы еще использует автор?





Задание№11





Итоги урока. Оценки за урок.