Конспект урока литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов. - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» 1 81.82kb.
Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока. Датский волшебник... 1 102.98kb.
Конспект открытого урока в 5 классе по теме «Наземно-воздушная среда» 1 56.33kb.
Конспект урока по математике в 3-ем классе по теме: «Час. Минута. 1 53.59kb.
Конспект урока физики проведенного в 7 классе по теме: «Плавание... 1 112.42kb.
Конспект урока по математике в 4 классе по теме «Перестановка и группировка... 1 64.64kb.
Конспект урока в 5 классе по теме Отправляемся в путешествие! 1 73.13kb.
Разработка урока по теме «Анализ художественного текста» 1 61.69kb.
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Пирамида. Развёртка... 1 53.38kb.
Конспект урока чтения в 3 классе по теме «С. Есенин. Черемуха» умк... 1 64.46kb.
Конспект урока по алгебре в 9 классе по теме «Чётные и нечётные функции» 1 14.42kb.
Сценарий урока «Отечественная война 1812 года» 1 452.47kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов. - страница №1/1

Конспект урока литературы в 5 классе по теме

«М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая

основа и патриотический пафос стихотворения».
Цель урока: осмысление содержания стихотворения, художественный анализ текста, наблюдение за развитием сюжета и поведением героев.
Задачи урока: 1) обучающие: развитие навыков и умений работы с текстом;

2) развивающие: развитие умения анализировать, осознавать;

3) воспитательные: воспитание уважения к великому

прошлому России, формирование нравственных качеств.


Вид урока: урок изучения нового материала.
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая.
Оборудование: мультимедийный проектор, репродукции картин Герасимова «М.И.Кутузов под Бородином», Ф. Рубо «Бородинская панорама», презентация, иллюстрации картин, посвящённых событиям 1812г.
План урока.

1. Вступительная беседа.

2. Слово о поэте.

3. Историческая справка о Бородинском сражении.

4. Словарная работа.

5. Прослушивание стихотворения.

6. Работа над содержанием.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание.

Ход урока.
I.Учитель сообщает цель урока. Вступительная беседа.

- Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

-А бывает ли, на ваш взгляд, что-то, что является предметом гордости всего народа?

(Безусловно, одним из ответов на этот вопрос будет упоминание о великих исторических событиях. Учитель, обобщая сказанное, подчеркнёт, что темой разговора сегодня как раз будет одно из таких событий - Бородинское сражение 1812 года, которое запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова.)


II.Знакомство с автором.

Подготовленные ученики рассказывают об известных фактах биографии

М.Ю.Лермонтова. Рассказ сопровождается показом репродукций картин.

           1-ый ученик: М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца маленький Миша видел редко - бабушка не любила зятя.

 

Я сын страданья. Мой отец


Не знал покоя под конец.
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я.

 

            2-ой ученик: Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.



 

            3-ий ученик: 17 января 1837 года состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год, но через некоторое время ссылка повторилась. С Кавказа поэт уже не вернулся, в 1841 году он был убит на дуэли.

 

           4-ый ученик: Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, был великолепным рассказчиком, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом: он мечтал вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. И это он достиг, хотя прожил всего 27 лет.



 

           5-ый ученик: Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Известно, что только за время пребывания в Гроднинском полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы. (На партах находятся репродукции картин “Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби”, и “Военно-Грузинская дорога близ Мцхета”, которые рассматриваются учениками).

 

III. Историческая основа стихотворения «Бородино».

 

           Учитель: Прежде чем говорить об этом стихотворении, давайте окунемся в те исторические события, которые описываются в нем.

Итак, начало 19 века, а точнее 1812 год. Чем знаменит этот год? Почему он вошел в историю?

          

          1-ый ученик: Ответим на этот вопрос подробнее. Наполеон вторгся в Россию без объявления войны. Русские войска были разделены на три армии. Наполеон решил воспользоваться этим и разгромить их, зажав каждую по отдельности в тиски. Русские планировали заманить французскую армию в ловушку и уничтожить ее. Но ни французскому, ни русскому планам не суждено было сбыться.

 

          2-ой ученик: Во главе русской армии становится генерал Кутузов. Его первый приказ был “Отступать!” в 125 км. От Москвы, близ села Бородино, Кутузов решил дать французам генеральное сражение, которое началось 26 августа. Бородинская битва- одна из величайших в истории битв, самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского народа. Бородино - великое поражение Наполеона, начало его заката и гибели его “непобедимой” армии, к тому времени захватившей почти всю Западную Европу. Огромный размах приобрело в России партизанское движение. Отступавшие французские войска подвергались нападению партизан, которые уничтожали врагов, брали их в плен. На картине В. В. Верещагина “ Не замай- дай подойти!” изображена засада партизан, поджидающих отступающую вражескую колонну. Обратите внимание, партизаны - это простые крестьяне, объединившиеся против общего врага. Эти люди были вооружены вилами, топорами. Но не смотря на это, они были настроены очень решительно.



 

          3-ий ученик: На другой картине этого же художника, которая называется “ На большой дороге. Отступление, бегство...”, мы видим, как жалки остатки, отступавшей из России французской армии, подходили границе. Русские войска и партизаны энергично добивали вражеские части. Весь путь отступления французов был завален трупами, зарядными ящиками, пушками, повозками. Наполеон, окруженный гвардейцами, часть дороги шел пешком, но в ночь на 06.12.1812 года бросил свою армию и тайком уехал во Францию.

 

         4-ый ученик: И еще обратимся к одной картине. Это картина И. И. Прянишникова “В 1812 году”. Она посвящена действиям партизанских отрядов. Здесь художник подчеркнул величие подвига русского народа, изгнавшего захватчика из родной земли. Обратите внимание, по заснеженному полю уныло бредут жалкие и оборванные, в женских шубах и шалях, “завоеватели”. Их конвоируют крестьяне с вилами и топорами. Крестьяне спокойны и уверены, они выполняют священный долг - очищают землю от врагов. На этой картине видно, что на защиту своего Отечества поднялись не только мужчины, но и женщины.



 

         5-ый ученик: Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость. С военной точки зрения оборона Москвы была невозможна. Это понимал только М. И. Кутузов. На картине А. Д. Кившенко “ Военный совет в Филях в 1812 году” мы видим избу, в которой было принято решение оставить Москву. Художник правдиво воспроизводит обстановку Совета. Посмотрите, как решительно отстаивает свою точку зрения Кутузов, одни офицеры смотрят на него недоуменно, другие снисходительно, а третьи негодующе. Но Кутузов доказал свою правоту, и Москва досталась Французам. Войдя в город, наполеоновская армия увидела, что почти все население покинуло город вслед за армией, а следовательно французы не нашли здесь не пропитания, ни лошадей.

 

          При Бородине французская армия расшиблась об русскую. Русская армия обескровила французов и нанесла им невосполнимые потери: было убито 58 тыс. человек, в том числе 47 генералов, русские войска потеряли 38 тыс. человек, в том числе генерала.



 

          Этот день станет вечным памятником мужества и отличной храбрости русских воинов.

 




IV. Словарная работа.

- Как об этом событии рассказывает поэт М.Ю.Лермонтов?

«Бородино»- отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.


Сейчас мы будем слушать стихотворение "Бородино”.

Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова – военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, потому что прошло 200 лет с того времени.

кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;

булат – оружие булатной стали, сабля;

лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

улан, драгун – солдаты конных полков;

редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;

картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

бивак – стоянка войск под открытым небом;
V.Прослушивание чтения фрагмента стихотворения в записи.
VI. Беседа с учениками по тексту стихотворения «Бородино».

- О каком событии рассказывается в стихотворении?

- Какова его тема? (О войне 1812 года, о Бородинском сражении).

- Кто рассказывает о сражении? Почему он начинает свой рассказ?

(Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя- это распространённое в нашей стране обращение к незнакомому старому человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.)

-В чём особенность построения произведения? (Деление на строфы, диалог)

-Когда происходит разговор: сразу после сражения или через много лет?

(Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком)

-Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином?

(чтение 1 строфы)

-С чего начинает свой рассказ старый солдат-артиллерист? О чём он сожалеет?

-Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»?

Поэт не даёт в стихотворении описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит. Каким вы представляете

рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Прошло после битвы 25 лет. (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный. Чтение 7строфы.)

-Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.

а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:

«Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);

б) решительность: «Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?» (3 строфа);

в) мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);

г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой…

Как наши братья умирали…» (9 строфа)

«…наш рукопашный бой!» (12 строфа)

-Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?

(гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них).

Вывод: лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении.

-От какого лица ведёт повествование старый солдат?

(Речь неспешная, эмоциональная, соединение «я» и «мы»).

«я»- это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверным:

«Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа);

«Два дня мы были в перестрелке…» (6строфа);

«Мы ждали третий день…» (6 строфа);

«Забил заряд я в пушку туго…» (5 строфа);

«И умереть мы обещали…» (9 строфа).

-Каким был бой?

(Тяжёлый, он потребовал мужества от солдат, скольких жизней стоила победа).

-Какие чувства выражены в стихотворении?

(Гордость за русских солдат и скорбь о погибших)

-В чём, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?

(Русские люди не жалеют ничего для победы над врагом. Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Стихотворение создаёт торжественное настроение.

Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной).


VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание.

1. Выразительное чтение наизусть стихотворение «Бородино» (отрывок).



2. Составить характеристику героя-рассказчика (письменно).