Конспект урока физики проведенного в 7 классе по теме: «Плавание тел» Учитель: Мозговая Галина Васильевна 6 марта 2007 г - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока в 5 классе по теме Отправляемся в путешествие! 1 73.13kb.
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Пирамида. Развёртка... 1 53.38kb.
Конспект урока физики в 8 классе 1 107.38kb.
Урок физики в 11 классе. Учитель Попова Т. П. Тема урока: Фотоэффект. 1 105.12kb.
Разработка урока по теме «Анализ художественного текста» 1 61.69kb.
Разработка урока по информатике, проведённого в 10 классе 21. 1 35.32kb.
Пасха. Конспект урока в 4 классе. Губанёнкова Лариса Алексеевна,... 1 53.03kb.
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов. 1 86.91kb.
Конспект урока в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» 1 81.82kb.
Конспект открытого урока в 5 классе по теме «Наземно-воздушная среда» 1 56.33kb.
Конспект урока по математике в 3-ем классе по теме: «Час. Минута. 1 53.59kb.
Физические основы проекта термоядерного реактора на основе открытой... 1 25.59kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Конспект урока физики проведенного в 7 классе по теме: «Плавание тел» Учитель: Мозговая - страница №1/1

План – конспект урока физики проведенного в 7 классе по теме: «Плавание тел»

Учитель: Мозговая Галина Васильевна

6 марта 2007 г.

Цели урока:

Образовательные цели:


• обобщить и систематизировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела;
• выяснить условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести;
• сформировать умения объяснять причины появления выталкивающей силы, производить расчет и измерение её опытным путём;
Развивающие цели:
• развить интерес к изучению физики на основе межпредметных связей с математикой, информатикой, литературой и историей;
• развить творческие способности учащихся в ходе выполнения творческих заданий;
• развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач;
• расширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике;
• развить способность к анализу и творческую активность, умение логически мыслить.
Воспитательные цели:
• формирование активной жизненной позиции, чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственность каждого за конечные результаты;
• воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.

Тип урока: комплексный

Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный.

Форма организации занятия: беседа, экспериментальная работа .

ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ, ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:



  • Компьютер;

  • операционная система Windows XР ;

  • компакт-диск “Открытая физика”, версия 2,5 (“Физикон”, 2002);

  • приложения к уроку: презентация «Плавание тел», карточки

  • мензурки, пробирки, стальной гвоздь, кусочки свинца, алюминия, оргстекло, пенопласт, пробка, парафин, два сосуда (с водой и маслом), деревянный и пенопластовый брусок, динамометр, 2 пробирки с песком, пластилин.

Хронометраж урока:

  1. организационный этап – 2 мин.

  2. постановка учебной проблемы и ее обсуждение – 3 мин.

  3. актуализация познавательной деятельности- 15 мин.

  4. проведение фронтального эксперимента – 15 мин.

  5. закрепление- 5 мин.

  6. итог урока – 3 мин.

  7. рефлексия – 2 мин.

Ход урока.

1. Организационный этап

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы проводим урок физики в компьютерном классе, поэтому давайте сначала вспомним правила поведения в кабинете информатики.



Ученики. Нельзя дотрагиваться до задней стенки системного блока и монитора, нельзя класть посторонние предметы на клавиатуру и системный блок, нельзя вставать и ходить по классу и т.д.
2. Постановка учебной проблемы.
Учитель. На экранах своих компьютеров вы видите презентацию нашего урока. По моему сигналу, мы будем переходить от одной страницы к другой.(Приложение 1)

Сегодня на уроке мы с вами обобщим наши знания о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела; выясним условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести, и попытаемся объяснить причины появления выталкивающей силы. Но сначала мы повторим ранее изученный материал.

И так перейдем к следующей странице.

3. Актуализация познавательной деятельности.

На этой странице вы видите вопросы. Они окрашены разными цветами: синим цветом окрашены легкие вопросы, зеленым посложнее и красным- сложные. Ваша задача выбрать себе вопрос соответствующего уровня сложности, быстро и правильно на него ответить.

Вопросы.


  1. В какой воде и почему легче плавать: морской или речной?

  2. Первоклассник и десятиклассник нырнули в воду. Кого вода выталкивает сильнее? Почему?

  3. Почему камень в воде легче поднимать, чем в воздухе?

  4. Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в соленой. Почему?

  5. Как зависит Архимедова сила от объема тела?

6. К чашкам весов подвешены два одинаковых железных шарика (рис. 1). Нарушится ли равновесие, если шарики опустить в жидкости?


  1. В сосуд погружены три железных шарика равных объемов (рис. 2). Одинаковы ли силы, выталкивающие шарики? (Плотность рис 1. жидкости считать одинаковой)




  1. В сосуде с водой (при комнатной температуре) плавает пробирка (рис. 3). Останется ли пробирка на такой же глубине, если воду слегка подогреть (охладить)?

рис. 2.

  1. В воду опустили две одинаковые бутылки: одну пустую, а другую с водой. Равны ли по модулю архимедовы силы, действующие на них?

  2. Кусок мрамора весит столько, сколько весит медная гиря. Какое из этих тел легче удержать в воде?

  3. Почему выталкивающая сила, действующая на одно и то же тело, в газах во много раз меньше, чем в жидкостях?

  4. В воду опущен медный кубик массой 10 г и тонкая медная пластинка массой 10 г. Одинакова ли выталкивающая сила в обоих случаях?

  5. к чашкам весов подвешены две гири- фарфоровая и железная- равной массы. Нарушится ли равновесие весов, если гири опустить в сосуд с водой


Учитель. Перейдем к следующей странице. Здесь вас ждет тест. Следуйте инструкции, написанной на этой странице. (ученики выполняют задания электронного теста)

(Приложение 2)

1. Вес стальной детали в воздухе равен 3 Н, а в воде 2,7 Н. Чему равна выталкивающая сила?

А) 5,7 Н; Б) 0,3 Н; В) 3 Н; Г) 2,7 Н.

2. Железный и деревянный шары равных объемов бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на эти шары?

А) На железный шар действует большая выталкивающая сила;

Б) Большая выталкивающая сила действует на деревянный шар;

В) На оба шара действуют одинаковые выталкивающие силы.

3. Железное и деревянное тела равных масс бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на каждое тело?

А) На железное тело действует большая выталкивающая сила;

Б) Большая выталкивающая сила действует на деревянное тело;

В) На оба тела действуют одинаковые выталкивающие силы.

4. К пружинному динамометру подвешено металлическое тело. В каком случае показания динамометра будут больше: если тело опустить в воду или в керосин?

А) Больше в воде; Б) Больше в керосине; В) Одинаковые.

5. Архимедова сила определяется формулой:

А) F=Pgh; Б) F=mg; Г) F=gPтVж; Д) F=gРжVт.



Учитель. А сейчас мы приступим к решению задач.  Вам   предлагаются карточки с задачами разной сложности. Выберите себе задачу по силам .  Посмотрите на доску. Сейчас это просто  белый листок с цифрами. К концу задания вас ждет сюрприз. Решив  задачу, подходите и приклеиваете карточку с задачей к ячейке с соответствующим ответом. (Если все карточки наклеены верно, вы соберете паззл с фотографией) (Приложение 3)

1. Вес фарфорового изделия в воздухе равен 23 Н, а в воде 13 Н. Определите плотность фарфора. (5 баллов) (Отв.2300 кг/м3 )

2. Какой силой можно удерживать в воде стальной рельс объемом 0,7м 3? (ρст.= 7800 кг/м3) (5 баллов) ( Отв. 47600 Н)

3. С какой силой выталкивается кусок дерева массой 800г, при его полном погружении в воду? (ρдер.=800 кг/м3) (4 балла). (Отв. 80 Н)

4. Определите выталкивающую силу, действующую на камень объемом 0,5 м3, находящийся в воде. (3 балла) (Отв. 5000 Н)

5. Какая выталкивающая сила действует на тело, если его вес в воздухе равен 170 Н, а в воде 150 Н? (3* балла) (Отв. 20 Н)



  1. Вес стеклянного изделия в воздухе равен 25 Н, а в воде 15 Н. Определите плотность стекла. (5 баллов) (Отв.2500 кг/м3)

  2. С какой силой выталкивается кусок парафина массой 900г при его полном погружении в воду? (ρпараф.= 900 кг/м3) (4 балла) (Отв.10 Н)

8. С какой силой выталкивается кусок льда массой 9 кг при его полном погружении в воду? (ρльда= 900 кг/м3) (4 балла) (Отв. 100 Н)

9. Определите выталкивающую силу, действующую на брусок объемом 0,7 м3, находящийся в воде. (3 балла) (отв.7000 Н)

10. С какой силой выталкивается кусок льда массой 18 кг при его полном погружении в воду? (ρльда= 900 кг/м3) (4 балла) (Отв. 200 Н)

Учитель. Что же у нас получилось? Фотография Архимеда. (Приложение 4) Так или иначе, но сегодняшнее занятие будет неразрывно связано с именем этого величайшего ученого древности. Я предлагаю с ним немного познакомиться ( с кратким сообщением выступает ученик)



4. Проведение фронтального эксперимента .

Учитель. Давайте сейчас рассмотрим основные положения теории плавания тел. Я вам предлагаю 7 вариантов заданий разной трудности. Т.е. каждый получает индивидуальное задание, выполняет его, анализирует результаты и делает вывод, который затем доводит до сведения остальных.

Результаты нашей деятельности мы будем заносить в таблицу сравнения.

ребятам раздаются карточки с заданиями: 7 вариантов задания разной трудности. открыть учебник стр. 45.

вариант 1. провести наблюдение: какие из предложенных тел тонут, а какие плавают в воде. найти в таблице учебника соответствующие плотности и сравнить их с плотностью воды. результаты оформить в виде таблицы.


плотность жидкости

плотность вещества

тонет или нет

 

 

 

для выполнения задания нужны сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, кусочки свинца, алюминия, оргстекло, пенопласт, пробка, парафин.

вариант 2. сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубика одинакового объема: выяснить, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. результат опыта представить на рисунке.

для проведения опыта необходимо: два сосуда (с водой и маслом), деревянный и пенопластовый брусок.



вариант 3.. сравнить архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки; сделать вывод на основании результата опыта.

необходимы: мензурка, динамометр, 2 пробирки с песком (пробирки должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).



вариант 3. заставить картофелину плавать в воде. объяснить результат опыта.

оборудование: сосуд с водой, пробирка с солью, ложка, сырая картофелина средней величины.

вариант 4. выяснить, изменится ли глубина погружения пробирки в воду, если:
а) пластилин положить внутрь пробирки;
б) прикрепить его к дну пробирки снаружи.

оборудование: сосуд с водой, пробирка, кусок пластилина.

вариант 5. добиться, чтобы кусок пластилина в воде плавал.

оборудование: сосуд с водой, кусок пластилина.

вариант 6. Пронаблюдайте, как изменится растяжение пружины, если прикрепленный к ней груз погрузить в жидкость. Опишите то, что вы увидите.

Оборудование: стакан с водой, груз на пружине, линейке.


Вариант 7. Что произойдет с карандашом, если его погрузить пальцем в воду, налитую в мензурку, а затем быстро отпустить? Проделайте эксперимент.

Ответьте на вопрос: Почему наблюдается такая картина?



Оборудование: Мензурка с водой, карандаш..

Переходим к обсуждению результатов.



выясним:

  • какие тела плавают, какие тонут?

ученик: если плотность вещества больше плотности жидкости, то тела не тонут. а если плотность вещества меньше плотности жидкости, тела плавают.

рв > рж – тонет;

рв < рж – плавает

посмотрим, как ведут себя тела, плавающие на поверхности жидкости. что вы заметили?



ученик: глубина погружения тел разная. Пенопласт плавает почти на поверхности, а дерево немного погрузилось в воду.

Что можно сказать о глубине погружения деревянного бруска, плавающего на поверхности воды и масла?



ученик: брусок погружался глубже в масле, чем в воде.

Глубина погружения тела зависит от рв и рж тела.



  • можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например, картофелину и пластилин?

Посмотрим опыт. Бросим эти тела в воду. Что наблюдается? (тонут.)

а у… картофелина плавает в воде. В чем дело?

Чтобы картофелина плавала, необходимо насыпать соли в воду.

Что же произошло?

У соленой воды увеличилась плотность, и она стала сильнее выталкивать картофелину. Плотность воды возросла, и FA увеличилась.

У ребят с пластилином соли не было. Как вам удалось добиться, чтобы пластилин плавал?

Мы сделали из пластилина коробочку, и она тоже плавает.

Почему?


У нее больше объем, чем у куска пластилина.

Итак, чтобы заставить плавать тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом изменяется и архимедова сила.



  • как вы думаете, есть ли какая-то связь между архимедовой силой и силой тяжести?

Мы погружаем в воду две пробирки с песком. Одна полегче, другая потяжелее. Обе они плавали в воде. Мы определили, что и в том и в другом случае архимедова сила примерно равна силе тяжести…

Молодцы! Значит, если тело плавает, то FA = FT . А если тело тонет в жидкости? А если всплывает?

Получили условие плавания тел: рв = рж.

Условия плавания тел

Поведение тела

Соотношения между силами

Соотношения между плотностями

Словесная запись

FT ? FA

Словесная запись

ρТ ? ρж

Тело тонет,
е
сли...

Сила тяжести больше архимедовой силы.

FT > FA

Плотность тела больше плотности жидкости

ρТ > ρж

Тело плавает, если...

Сила тяжести меньше архимедовой силы.

FT < FA

Плотность тела меньше плотности жидкости

ρТ < ρж

Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если...

Сила тяжести равна архимедовой силе.

FT = FA

Плотность тела равна плотности жидкости

ρТ = ρж

Средняя плотность живых организмов, населяющих водную среду, близка к плотности окружающей их воды. Это и делает возможным их плавание под водой. Большую роль в передвижении рыб играет плавательный пузырь. Меняя объём этого пузыря, рыба способна как увеличивать, так и уменьшать действующую на неё выталкивающую силу

А где учитывают эти условия в технике ?

При постройке кораблей. Раньше делали деревянные корабли и лодки рж > рв, и корабли плавали в воде.

Металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде. Здесь увеличивают объем, и архимедова сила увеличивается. Еще делают понтоны и лодки.

Итак, в судостроении используется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу. Приведите примеры использования условий плавания тел в технике.

Перейдем на следующий слайд и посмотрим фильм о подводной лодке.



5. Закрепление.

Учитель. Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и «переоткрыли» уже известный и открытый закон Архимеда. Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
А теперь попробуем ответить на веселые вопросы Григория Остера из его книги «Физика»:

1) Генерал нырнул в жидкость солдатиком и подвергся действию выталкивающих сил. Можно ли утверждать, что жидкость вытолкала генерала в шею?


2) Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти россказни?
3) Почему в недосоленном супе, ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь?
4) Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковородке?

6. Итог урока.

И так, урок подходит к завершению . Мне очень понравилось с вами работать.

А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. У каждого из вас есть оценочный лист, в котором вы ставили себе оценки за работу. Подведем итог. (Выставление оценок за урок)

Дом. задание: § 50. задача.

7. Рефлексия. (Приложение 5)

В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.



Вы видите рисунок, на котором изображен сосуд с водой. При выходе из кабинета нарисуйте в нем, пожалуйста, шарик на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок.