Конспект лекций по курсу Методология научных исследований Тема Понятие и методология научного исследования Марк Блауг о научном мето - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса «Методология и методика научного исследования» 1 44.3kb.
Вопросы к экзамену по курсу "Методология и методика социологических... 1 60.34kb.
Семинар «Менеджмент научных исследований в области здравоохранения» 1 93.91kb.
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема... 4 1059.09kb.
Лекция 1 лекция 1 методология научного творчества 1 40.58kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Методология и методика... 3 998.89kb.
Краткое содержание лекций по курсу «Объектно-ориентированный анализ... 3 488.44kb.
3. методология научных исследовательских программ мы рассмотрели... 3 646.56kb.
Лекция тема10. Наука и методология. 2 597.69kb.
Исследование систем управления Содержание разделов и тем дисциплины... 1 101.99kb.
"Культурология"(магистр) аннотация примерной программы 1 341.28kb.
Проблема экспертной оценки знания в социологии и философии науки 1 353.95kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Конспект лекций по курсу Методология научных исследований Тема Понятие и методология - страница №1/1

Кликунов Н.Д.
Конспект лекций по курсу

Методология научных исследований

Тема 1. Понятие и методология научного исследования
Марк Блауг о научном методе:

- наука как череда бесконечных попыток опровергнуть существующие гипотезы и заменить их теми, что успешно противостоят фальсификации


- аддукция есть нелогическия операция перехода от царящего в реальном мире хаоса к интуитивной  догадке или пробной гипотезе о фактической взаимосвязи, существующей между набором релевантных переменных. Наука основана на аддукции с последующей дедукцией
- все "истинные" теории верны лишь условно, постольку поскольку на данный момент успешно сопротивляются опровержению; иными словами, вся доступная нам истина заключена в тех теориях, которые пока не были опровергнуты
- статистическую ошибку первого рода мы совершаем, если отвергаем верную гипотезу. Однако одновременно мы рискуем совершить и ошибку второго рода, то есть принять ложную гипотезу. В целом у нас нет возможности построить такой статистический тест, который не был бы в какой-то мере одновременно подвержен обоим этим рискам. Статистики рекомендут нам проверять статистическую гипотезу косвенно, через проверку  обратной к ней нулевой гипотезы - Н0. Тогда вероятность ошибки первого рода, или "уровень значимости" теста, равна вероятности отвергнуть нулевую гипотезу, если таковая верна, а вероятность ошибки второго рода равна вероятности принять ее, когда она ложна
-теория корроборируется не тем, что она согласуется со многими фактами,  тем, что мы неспособны найти какие-либо факты, ее опровергающие
Нау́чный ме́тод — совокупность основных способов получения новых знаний методоврешения задач в рамках любой науки

Метод включает в себя способы исследования, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов на основе эмпирических (наблюдаемых данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы роверяются экспериментом или сбором новых фактов.

Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование , исключающее толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём экспериментов, но и критически оценить степень адекватности экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.

Метод науки состоит в том, чтобы обнаруживать факты, которые могут опровергнуть теории. То, что мы называем проверкой теорий – это попытка установить, нет ли в них изъяна. Таким образом, несмотря на то, что факты подбираются с точки зрения теорий и подтверждают их до тех пор, пока теории выдерживают проверки этими фактами,, все же они представляют собой нечто большее, чем простое повторение этих ранее построенных теорий. Факты подтверждают теории в том случае, если они являются результатами неудачных попыток опровергнуть теоретические прогнозы, что убедительно свидетельствует в пользу той или иной теории. Поэтому я полагаю, что именно возможность опровержения или фальсификации теорий определяет возможность их проверок, а, следовательно, их научный характер.

(Поппер К. Открытое общество и его враги. – М.:Феникс, 1992. – Т.2. – С.300)

Тема2. Экономическая методология

Предпосылки исследования как различия в методологии:

Представление о человеке в социальных дисциплинах


Экономические предпосылки

Социологические предпосылки

Политологические предпосылки

Суверенитет (независимость)

Зависимость от прошлых решений и окружения

Зависимость от действий и характера социальных институтов

Эгоистичность

Альтруистичность

Подверженность влиянию авторитетов

Рациональность

Иррациональность (спонтанность и непредсказуемость поведения людей)

Эмоциональность (влияние сиюминутных настроений на принятие решений)

Информированность




Подверженность манипуляции

(Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. Пособие. – Аспект Пресс, 1997. – С. 16.)
Экономика – дедуктивный метод

Социология – индуктивный метод исследования.


В основе методологии научного исследования социальных процессов лежит процедура типизации, т.е. классификация явлений и процессов с учетом определения между ними сходных признаков. И лишь потом ищутся закономерности, которые используются при анализе и конструировании аналогичных объектов.
Выявление поведенческих стереотипов, т.е. комплекс представлений и идеалов, которые одобряются или не одобряются большинством членов общества, что стимулирует личностное развиитие
Тема 3. Методы научного исследования

Нау́ка — сфера человеческой деятельности , направленной на выработку и теоретическую систематизацию объективных о действительности. Основой этой деятельности является сбор научных их постоянное обновление и систематизация, критический , на этой базе, новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты научной деятельности:



  • научный труд;

  • научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

  • методы научно-исследовательской работы;

  • систему научной информации;

  • всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Алгоритм научного исследования:

  1. Определение основных целей исследования и ресурсов для достижения целей (что хочу?, что могу?).

  2. Описание проблемной ситуации. Определение предпосылок (аксиоматики) исследования.

  3. Предварительный анализ проблемной ситуации (качественный анализ)

  4. Формулировка научной проблемы с использованием принципа фальсификации.

  5. Выработка гипотезы исследования.

  6. Сбор и классификация информации (количественный анализ)

  7. Проверка достоверности исследовательских результатов (верификация теории)

  8. Подтверждение, опровержение или уточнение гипотезы исследования

Теоретические (обобщающие) науки интересуются проверкой универсальных гипотез, а прикладные обобщающие науки – предсказанием конкретных событий. (Поппер К. Открытое общество и его враги. – М.:Феникс, 1992. – Т.2. – С.303-304)


Тема 4. Формулирование цели и гипотезы научного исследования

Тео́рия (греч. θεωρία, «рассмотрение, исследование») — система знаний, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.

Стандартный метод проверки теорий — прямая экспериментальная проверка («эксперимент — критерий истины»). Однако часто теорию нельзя проверить прямым экспериментом (например, теорию о возникновении жизни на Земле), либо такая проверка слишком сложна или затратна (макроэкономические и социальные теории), и поэтому теории часто проверяются не прямым экспериментом, а по наличию предсказательной силы — то есть если из неё следуют неизвестные/незамеченные ранее события, и при пристальном наблюдении эти события обнаруживаются, то предсказательная сила присутствует.

Гипо́теза (от др.-греч. ὑπόθεσις — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка.

Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров) и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (см. теорема, теория), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.

Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

Зако́н — вербальное и/или математически сформулированное утверждение, которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом согласующимся с данными. Непроверенное научное утверждение называют гипотезой.


  • .


Тема 5. Организация научного исследования.

Научное исследование — процесс изучения, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

Виды научных исследований:



  • Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.

  • Прикладное исследование.

Моделирование — это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал. Предметное моделирование — создание моделей уменьшенных копий с определённым дублирующими оригинальными свойствами. Мысленное моделирование — с использованием мысленных образов. Знаковое или символическое — представляет собой использование формул, чертежей. Компьютерное — компьютер является и средством, и объектом изучения, моделью является компьютерная программа.
Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Выдвигает в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной возможность постановки эксперимента, прежде всего такого, который может дать опровергающий эту теорию результат.

Эксперимент делится на следующие этапы:



  • Сбор информации;

  • Наблюдение явления;

  • Анализ;

  • Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление;

  • Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане.

Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

Виды исследований: Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения. Прикладное исследование.

Наблюдение — это целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании. Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение.

Виды:


  • непосредственное наблюдение, которое осуществляется без применения технических средств;

опосредованное наблюдение — с использованием технических устройств

Тема 6. Качественные методы исследования

Свое название этот тип исследований получил вовсе не из-за того, что все остальные исследования дают некачественные результаты. Качественные исследования строятся на иных принципах, нежели Качественные исследования нацелены на получение глубинной мотивации потребителя, развернутой информации о предмете исследования. Качественные методы предполагают сбор информации в свободной форме; они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных, являются источником формирования гипотез и продуктивных идей.

Задача методов качественных исследований – получить разведочные данные, а не количественное распределение мнений. В качественных методах для того, чтобы объяснить, интерпретировать понятия используются не цифры, а слова. Полученные качественными методами данные не подлежат количественному анализу. Проще говоря, они отвечают не на вопрос «сколько», а на вопросы «что», «как» и «почему». Этот тип исследований не даёт оснований утверждать, что «25% наших потребителей думают так-то», зато качественные методы очень хорошо помогают в ситуации, когда необходимо получить информацию по плохо изученной проблеме, когда не совсем понятно, что именно нужно спрашивать у респондента.

В качественных исследованиях широко используются проективные и стимулирующие техники, которые помогают исследователю раскрыть мотивы, установки, отношения, предпочтения, ценности, степень удовлетворенности респондентов относительно продуктов или брендов. Проективные техники способствуют преодолению трудностей коммуникации, а также позволяют выявить скрытые мотивы, неявные установки и пр.

Большинство методов качественного исследования основаны на применении подходов, разработанными психологами, поэтому применение этих методов ограниченно, т.к. сбор данных должен осуществляться высококвалифицированным специалистом в области маркетинга во взаимодействии с профессиональным психологом.

Однако количественные и качественные методы – это вовсе не конкуренты, а скорее два инструмента, которые взаимно дополняют друг друга. Качественные методы позволяют понять суть проблемы, сформулировать задачи и понятийный аппарат для последующего количественного исследования.



Качественные исследования используются для сбора информации о наклонностях, мотивациях, ценностях, настроениях потребителей. Качественные методы обеспечивают более глубокое понимание процессов, происходящих в сознании потребителя, способствуют выявлению моделей и привычек потребления, дают возможность определить причину той или иной реакции на продукт, упаковку или рекламные материалы.

Качественные методы эффективно применяются в случаях, когда необходимо:

    • получить глубинное понимание моделей потребления, покупательского поведения и факторов, определяющих выбор потребителя; его привычек, предпочтений;

    • изучить процесс принятия решений о покупке;

    • описать отношение потребителя к продуктам, брендам и компаниям;

    • оценить степень удовлетворенности существующими продуктами.

Другой важнейшей для маркетинга областью применения качественных исследований является разработка новых продуктов, где эти исследования позволяют:

    • понять, существует ли на исследуемом рынке ниша для нового продукта;

    • оценить составляющее марки (продукта, упаковки, названия и т.д.);

    • выявить отношение к новым продуктам (или концепциям продуктов);

    • определить и уточнить стратегии позиционирования.

Третьей областью, в которой используются методики качественных исследований, является креативное развитие. К этому направлению примыкает использование качественных исследований на этапе стратегической разработке концепции бренда, обеспечивая возможность:

    • оценить концепцию бренда;

    • генерировать идеи относительно концепции позиционирования бренда;

    • генерировать идеи относительно креативного воплощения стратегических концепций;

    • провести оценку элементов маркетинговой коммуникации (название, логотип, упаковка, рекламные материалы и т.п.);

    • выбрать наиболее успешный вариант исполнения рекламы, упаковки, логотипа. Для тестирования могут быть предложены альтернативные варианты визуальных, текстовых и пр. элементов конкретного исполнения уже созданной рекламы, упаковки и пр.

Специалисты используют основные методики качественных исследований:

    • глубинные интервью (интервью в свободной форме на определенную тему);

    • полуформализованные интервью (сочетание формализованного и свободного интервью);

    • экспертные интервью;

    • фокус-групповые дискуссии;

    • наблюдение;

    • эксперимент.



Тема 7. Количественные методы исследования

Количественные исследования так называются по причине нацеленности на получение количественной информации о большом количестве объектов исследования (потребителей, предприятий). Главной задачей количественных исследований является получение численной оценки состояния рынка или реакции респондентов на некое событие. Такие исследования применяются, когда необходимы точные, статистически надежные численные данные.

В основе методик количественных исследований всегда лежат строгие статистические модели, используются большие выборки. Это позволяет не просто получить мнения и предположения, а выяснить точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей. То есть результаты количественных исследований статистически достоверны, их можно экстраполировать (распространять, обобщать) на все население региона или на ту группу, на которую направлено исследование.



Исследования с использованием количественных методов – это основной инструмент получения необходимой информации для планирования и принятия решений в случае, когда необходимые гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы

На основе результатов количественных исследований можно рассчитывать необходимые объемы производства, рентабельность, формировать цену, параметры продукта, находить незанятые ниши рынка и многое другое.

Основная заслуга количественных исследований в том, что они снижают риск принятия неправильных решений и выбора неточных параметров планирования. Уверенность в том, что и без исследований все известно о рынке, часто оборачивается недостаточно продуманными и недостаточно эффективными действиями на рынке и напоминает метод проб и ошибок.

Количественные исследования рекомендуется проводить:


    • для определения частоты и объема потребления товара;

    • при сравнении относительной эффективности нескольких готовых концепций рекламных кампаний;

    • для выявления источников получения информации;

    • при определении глубины проникновения товара на рынок и т.п.

Специалисты используют основные методики количественных исследований:



    • личные интервью

    • телефонные интервью

    • исследования розничной сети (retail audit, store-check)

    • холл-тесты


Тема 8. Верификация и фальсификация результатов исследовательской деятельности
Фальсифици́руемость (принципиальная опровержимость утверждения, опроверга́емость, крите́рий По́ппера)  Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой и, соответственно, научной) в том случае, если существует м возможность её опровержения путём постановки того или иного даже если такой эксперимент ещё не был поставлен. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно — если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым «методологическим решением») проверкам, результатом которых может быть их опровержение.

Иначе говоря, согласно критерию Поппера, — научная теория не может быть принципиально неопровержимой. Тем самым, согласно этой доктрин, решается проблема — отделения научного знания от ненаучного

Эта доктрина, согласно которой фальсифицируемость (опровергаемость) теории является необходимым условием ее научности, носит название фальсификационизм.

Даже очень большое число подтверждающих фактов в отношении того или иного утверждения, полученного путём индуктивного обобщения, делает его лишь весьма достоверным. При этом достаточно одного, но вполне бесспорного, опровергающего факта для того, чтобы это индуктивное обобщение было отброшено как негодное. Неодинаковые «силу» и роль в деле проверки осмысленности и истинности научных теорий, которые свойственны подтверждающим и опровергающим факторам, Поппер назвал «познавательной асимметричностью».

На основании этой «асимметричности» провозглашена замена «принципа» (то есть положительно осуществляемой проверки, иначе говоря, подтверждения), принципом «фальсификации» (то есть столь же реально осуществляемого опровержения). Он означает, что проверка научной осмысленности, а затем и истинности научных теорий должна осуществляться не через их подтверждение, а преимущественно (или даже исключительно) через их опровержение.

Критерий Поппера требует, чтобы теория или гипотеза не была принципиально неопровержимой. Согласно Попперу теория не может считаться научной только на том основании, что существует один, несколько или неограниченно много экспериментов, дающих её подтверждение. Так как практически любая теория, сформированная на основании хоть каких-то экспериментальных данных, допускает постановку большого количества подтверждающих экспериментов, наличие подтверждений не может считаться признаком научности теории.

По Попперу, теории различаются по отношению к возможности постановки эксперимента, способного, хотя бы в принципе, дать результат, который опровергнет данную теорию. Теория, для которой существует такая возможность, называется фальсифицируемой. Теория, для которой не существует такой возможности, то есть в рамках которой может быть объяснён любой результат любого мыслимого эксперимента (в той области, которую описывает теория), называется нефальсифицируемой.

Критерий Поппера является лишь критерием отнесения теории к разряду научных, но не является критерием её истинности или возможности её успешного применения. Соотношение фальсифицируемости теории и её истинности может быть различным. Если эксперимент, ставящий под сомнение фальсифицируемую теорию, при постановке действительно даёт результат, противоречащий этой теории, то теория становится фальсифицированной, то есть ложной, но от этого не перестанет быть фальсифицируемой, то есть научной.

В то время меня интересовал не вопрос о том, «когда теория истинна?», и не вопрос, «когда теория приемлема?». Я поставил перед собой другую проблему. Я хотел провести различие между наукой и псевдонаукой, прекрасно зная, что наука часто ошибается, и что псевдонаука может случайно натолкнуться на истину.

Научное познание и философия науки опираются на две фундаментальные идеи: идею о том, что наука способна дать и даёт нам истину, и идею о том, что наука избавляет нас от заблуждений и предрассудков. Поппер отбросил первую из этих идей и положил в основу своей методологии вторую[3].



Поппер пытался провести жёсткую линию демаркации между наукой и метафизикой на основе принципов фальсификационизма в 1930-1950-х годах, однако в дальнейшем смягчил свою позицию, признав, что предложенное им ранее различение между наукой и метафизикой было нереалистичным и формальным. Он выразил это в следующих словах: «...Ошибочно проводить демаркационную границу между наукой и метафизикой так, чтобы исключить метафизику как бессмысленную из осмысленного языка»
Тема 9. Апробация, презентация результатов научного исследования.
Апробация (. approbatio — одобрение, признание):

  • предыдущая, предэксплуатационная проверка в действии теоретически обоснованных технических, научных, финансово-экономических программ (проектов) и оценка эффективности их практической реализации;

  • методы оценки (одобрения) определенных проектов

  • проверка на практике, в реальных условиях теоретически построенных методов;

  • официальное одобрение, утверждение чего-либо после испытания, проверки

  • определение сортовых качеств семянс целью выбора лучшего из них