Конспект интегрированного урока учителя начальных классов моу сош №13 Никитиной Светланы Анатольевны Тема: Музыка утра Цели: 1 всест - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Выступление на мо учителей начальных классов моу сош №7 учителя начальных... 1 64.38kb.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. 1 128.8kb.
Памятка для учителя по психолого-педагогическому наблюдению за деятельностью... 1 174.4kb.
План-конспект открытого урока по физической культуре в 3 классе мбоу... 1 105.59kb.
Пасха. Конспект урока в 4 классе. Губанёнкова Лариса Алексеевна,... 1 53.03kb.
Статья группы «Историки» Материал из Saratov fio wiki. Содержание... 1 21.27kb.
Классный час «По лесным тропинкам» 1 47.52kb.
Н. А. Урок информатики в 9 классе Тема: Решение систем уравнений... 1 246.81kb.
Конспект открытого интегрированного урока (физическая культура +... 1 109.78kb.
План-конспект урока по предмету «Английский язык» 8 «А» класс гбоу... 1 37.78kb.
Новое поколение выбирает жизнь 1 100.61kb.
Урока: Познакомить детей с жанром изобразительного искусства пейзажем 1 53.34kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Конспект интегрированного урока учителя начальных классов моу сош №13 Никитиной Светланы - страница №1/1




КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
Учителя начальных классов

МОУ СОШ № 13

Никитиной Светланы Анатольевны

Тема: Музыка утра

Цели: 1) всестороннее развитие личностного потенциала на основе формирования его эстетической культуры;

2) раскрытие преобразующей силы искусства, его влияния на эмоциональную сферу человека, на отношение к окружающему на нравственные принципы, на формирование жизненной позиции;

3) овладение образным языком искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков с целью постижения связи разных видов искусств.

Задачи: 1) продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства;

2) осуществление художественного познания мира учащимися через собственную созидательную деятельность;

3) развитие интегрированных качеств восприятия;

4) формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственного творческого опыта.

Оборудование:

для учителя: а) литературные произведения: А.Фет «Я пришел к тебе с приветом…», А.С.Пушкин «Зимнее утро», И.Бунин «Утро», К.Ушинский «Утренние лучи»;

б) музыкальные произведения: П.И.Чайковский альбом «Времена года», Э. Григ сюита «Пер Гюнт», Д.Б.Кабалевский кантата «Утро весны и мира» ;

в) изобразительный ряд: И.Шишкин «Утро в сосновом лесу», Н.Рябушкин «Зимнее утро», И.Айвазовский «Туманное утро»;

г) изображение Музыки (в женском образе), Мастер Изображения (герой уроков изобразительного искусства; в образе художника), Мастер Слова (в образе поэта);



для учащихся: альбомные листы, акварельные краски, кисточки, баночки для воды.

Ход урока

  1. Орг. момент (2 мин)

а) Приветствие

б) Проверка готовности к уроку

II. Введение в тему

- Тихо, тихо сядем рядом –

Входит Музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг:

Пляшут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки

Тают в дымке голубой…

Это Музыка торопит и ведет нас за собой.



(Учитель читает стихотворение на фоне музыки П.И.Чайковского)

- Сегодня Музыка приглашает нас в Мир Искусства, чтобы встретить с ней рождение нового дня – утро. Вместе с нами отправятся в путь Мастер Изображения и Мастер Слова.

- Ребята, кто из вас встречал рассвет в природе? Что происходило в это время вокруг вас? (ответы детей)

- Нам пора в путь. Закрываем глаза и полетели! (Звучит отрывок темы Э. Грига. Дети закрывают глаза и изображают полет, покачиваясь из стороны в сторону и кружась.)

III. Беседа по теме урока

- Ребята, мелодия, которая помогла нам перенестись в Мир Искусства, написана норвежским композитором Э. Григом и посвящена наступлению нового дня. Прослушайте ее еще раз (Звучит произведение Э.Грига)

- Какой характер у этой мелодии? Как она звучит? Какое настроение было у автора, когда он сочинял свое произведение? Что вы представили, слушая эту музыку? Какую особенность утра удалось передать композитору через музыку? (Ответы детей)

- Мастер Изображения предлагает вам познакомиться с утром, которое увидел и нарисовал И.Айвазовский в картине «Туманное утро» (показ репродукции).

- Что изобразил художник? Какие цвета красок он использовал? Какой характер у его утра? Представьте, что вы стоите на берегу, какие звуки вы слышите? Какие признаки утра вы видите в картине?

- Познакомьтесь с еще двумя картинами, изображающими утро: И.Шишкин «Утро в сосновом лесу», Н.Рябушкин «Зимнее утро» (показ репродукций). В этих картинах художники тоже запечатлели утро.

-Рассмотрите все три произведения. Что в них общего? Какие между ними различия?

- Какие средства выразительности использовал И.Шишкин? Н.Рябушкин?

- Как вы думаете, какая картина созвучна мелодии Э.Грига?

- Ребята, Мастер Изображения дарит нам репродукции картин, изображающих утро. Кому больше понравилась картина И. Айвазовского, сядьте на первый ряд, кому ближе произведение И.Шишкина – на второй ряд, а почитатели Н.Рябушкина – на третий ряд (Перед каждым рядом вывешивается на доску соответствующая репродукция).

- С чего начинается утро? (с восхода солнца) А кто знает, в какой стороне света встает солнце? (на востоке)

- Послушайте, историю про солнечные лучи, которую расскажет вам Мастер Слова (К.Ушинский «Утренние лучи»):

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи – будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-реку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и – зум-зум-зум! Полетела собирать медок с душистых цветов.

- Такое утро увидел писатель К.Ушинский.

- Мир Искусства – волшебная страна. Сейчас вас ждет превращение. Закройте глаза: раз, два, три!.. Сколько солнечных лучиков собралось в нашем классе! Вот лучик-Вика, там лучик-Алеша, а чуть дальше лучик-Витя. Каждый лучик светит на свою картину. Что же видит каждый из вас? Начните рассказ так: «Я лечу по небу, касаюсь … и …» (Дети, изображая лучики, рассказывают, что они видят на той картине, которая им больше понравилась, например: Я лечу по небу, касаюсь верхушек деревьев, и они становятся золотыми. Или: Я лечу по небу, вокруг туман. От моего прикосновения он становится розовым).

- Молодцы, лучики, хорошо потрудились, всех разбудили. А теперь послушайте, какое утро однажды встретил композитор П.И.Чайковский (слушание).

- Какой характер у этой мелодии? Как она звучит? Что вы представили, слушая эту музыку? К какой картине ближе по настроению произведение П.И.Чайковского?

- Мастер Слова приглашает вас поиграть. Сейчас вы прослушаете три литературных произведения. Отгадайте, какое стихотворение к какой картине подобрал Мастер Слова.

***

Я пришел к тебе с приветом,



Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…



А.Фет
Зимнее утро

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами

великолепными коврами,

блестя на солнце, снег лежит…

А.Пушкин
Утро

Светит в горы небо голубое,

Молодое утро сходит с гор.

Далеко внизу – кайма прибоя,

А за ней – сияющий простор.
С высоты к востоку смотрят горы,

Где за нежно-млечной синевой

Тают в море белые узоры

Отдаленной цепи снеговой


И в дали, таинственной и зыбкой,

Из-за гор восходит солнца свет –

Точно горы светлою улыбкой

Отвечают братьям на привет.



И.Бунин

(Учащиеся соотносят произведения слова с произведениями изображения, поясняя свой выбор)

- Какими средствами воспользовались поэты, чтобы передать настроение, краски и музыку утра?

- Ребята, прислушайтесь, … еще одно доброе утро рождается (звучит музыка Д.Б.Кабалевского)

- Что вы представили, слушая эту музыку? Как звучит музыка в начале и в конце произведения? Какую особенность утра удалось передать композитору через музыку? (Ответы детей)

- К какой картине утра подходит произведение Д.Б.Кабалевского? Почему вы так считаете?

- Ребята, скажем «большое спасибо» Музыке, Мастеру Слова и Мастеру Изображения. Нам пора возвращаться в класс, а наши друзья останутся в Мире Искусств ведь у них еще много работы: подметить прекрасное в обычных вещах и передать это нам через свои произведения.

- Раз, два, три, лети! (Звучит мелодия Д.Б.Кабалевского)

IV. Обобщение

- Вот мы и вернулись в класс. В какой стране мы побывали? (В Мире Искусств)

- Для чего нас туда пригласила Музыка? (Встретить рождение нового дня – утра)

- Какие произведения искусства нам помогли увидеть красоту утра? (картины художников, мелодии композиторов, стихотворения поэтов)

- Почему в Мире Искусств мы не встретили двух одинаковых изображений утра?

-Сегодняшнее утро не похоже на вчерашнее, а завтрашнее утро не будет похожим ни на сегодняшнее, ни на послезавтрашнее. От чего это зависит? (От погоды, времени года, места, твоего настроения)

- Давайте вместе с вами сделаем подарки для Музыки: «нарисуем» утро, к тому музыкальному произведению, которое вам больше понравилось, передав с помощью красок его настроение.

- В классе будут по очереди звучать мелодии Э.Грига, П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевского. Наберите краску на кисть, закройте глаза, вслушайтесь в музыку. Рисуйте пятнами и цветными линиями. (К музыке можно добавить повторное прочтение стихотворений)

V. Итог урока



(Выставка работ учащихся; свободный обмен мнениями)