Конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет о региональных 1 220.61kb.
Охрана природы в Беларуси. Охраняемые территории: Национальный парк... 1 41.44kb.
[enwl-inf] философы дикой природы и природоохраны 2 689.04kb.
Формирование системы природоохранительной функции России в период... 1 175.53kb.
Школьный этап конкурса «Учитель года» Урок: окружающий мир Класс... 1 49.14kb.
Отчет о работе Общества охраны амфибий и рептилий при нроо экологический... 1 203.58kb.
Островский а н. Тёмное царство в драме островского «гроза» дикой... 1 46.8kb.
Урок: Система природы Карла Линнея 1 44.6kb.
Урок тема «категория времени в русской исторической живописи XIX... 1 303.88kb.
Календарь знаменательных и памятных дат 2010 1 44.06kb.
В. Е. Борейко Классики концепции абсолютной заповедности 2 431.52kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому... 1 174.78kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» - страница №1/1

Предлагаемая методическая разработка — участник конкурса
Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.)


Более подробную информацию о конкурсе можно найти на сайте:
http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/news/020908.html

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 40

Ленинского района городского округа город Воронеж

Урок о русской выхухоли

(для учащихся 5-7 классов, 11-13 лет)

Подготовила и провела учитель биологии и экологии

Шацких Марина Алексеевна

Адрес: 394052 г. Воронеж

Ул. Краснознамённая 74

МОУ СОШ № 40

Shkola40@comch.ru.

Воронеж, 2008.



Задачи урока:

Сформировать представление о новом предмете экологическое краеведение; развивать познавательный интерес к предмету; углубить и расширить знания учащихся о влиянии деятельности человека на численность животных; познакомить учащихся с экологическими проблемами на примере жизни русской выхухоли; формирование активной позиции в отношении охраны природы.



Оборудование:

-видиоматериал «Экология и культура – будущее России» предоставлен Центром экологической политики и культуры;

- фильм «Русская выхухоль» (Центр охраны дикой природы);

- фотографии выхухоли.


План урока.

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Показ фрагмента видеоматериала «Экология и культура – будущее России» (5 минут)

  3. Внешний вид выхухоли и ареал обитания.

  4. Показ фильма «Русская выхухоль»

  5. Причины сокращения численности зверька.

  6. Законы Барри Коммонера. Показать действие этих законов на примере жизни русской выхухоли.

  7. Пути сохранения русской выхухоли.

  8. Подведение итогов. Домашнее задание.



  1. Наш земляк Василий Песков писал «Видеть весной косяк пролетающих журавлей; слышать пение соловья, кукушки: вспугнуть невзначай лося в лесу и знать, что где-то в уссурийской тайге ходит живой, а не плюшевый тигр – это великая радость жизни. За одну эту радость надо бороться, пока не поздно…»

Сегодня мы с вами начинаем знакомство с новым предметом «Экологическое краеведение» о чём же этот предмет? О разнообразии природного и культурного окружения человека, об истории становления взаимоотношений природы и человека, его преобразующей роли в окружающей среде, о нашем родном крае в прошлом и настоящем. Наш предмет сочетает в себе два направления: краеведение и экологию.

Краеведение – изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей.

Экология (наука о доме) – наука о взаимосвязях живых организмов между собой и с окружающей их средой.

В последнее время всё чаще говорят об экологии и экологических проблемах. Давайте разберёмся в этом.



  1. Просмотр видеоматериалов «Экология и культура – будущее России».

  2. Посмотрев фильм, вы увидели, что чаще всего человек является виновником многих экологических проблем.

А сколько с планеты исчезло зверья,

Растений, и это восполнить нельзя.

И если теперь не спасти нам остатки,

Мы завтра в Сахаре проснёмся, ребятки!


Я хочу вам сегодня рассказать о проблемах одного маленького зверька, который живёт в нашей области, занесён в Международную Красную книгу и Красную книгу России.(во время рассказа демонстрируются фотографии русской выхухоли) Зверёк этот появился на нашей планете около 5 мил. лет назад, поэтому его считают ровесником мамонтов и живым ископаемым. Называется это животное – русская выхухоль. Выхухоль может жить только в очень чистой воде, поэтому присутствие в водоёме этих зверьков служит индикатором его экологического благополучия, а также наличия в нём рыбы и других водных и околоводных обитателей.

Этот зверёк из отряда насекомоядных приходится родственником ежу и кроту. Но в отличие от них выхухоль - полуводное животное. Жилище устраивает на суше, обычно выкапывая нору в обрыве выше уровня воды, а пищу добывает в реке или озере.

Животное это небольшое, длиной около 20 см и массой примерно в полкилограмма. Острая мордочка заканчивается вытянутым хоботком с ноздрями. На нём растут чувствительные усы-вибриссы, обеспечивающие великолепное обоняние зверька. А вот видит и слышит выхухоль неважно.

Питается «хохуля» - так ласково называют зверька местные жители – моллюсками, личинками насекомых, червями, пиявками. Охотно поедает мелкую рыбу, лягушек и их икру. Не отказывается от растительной пищи: стрелолиста, тростника, рогоза, кувшинок. Причём аппетит у зверька отменный. За сутки он съедает почти столько же, сколько весит сам.

Охотясь и возвращаясь домой, выхухоль передвигается под водой по специальным дорожкам, которые превращаются в своеобразные траншеи глубиной до 25 и шириной до 15 сантиметров. К этим подводным охотничьим тропам, где находится больше кислорода, собираются многочисленные обитатели водоёмов, служащие для зверьков добычей.

Еще триста лет назад выхухолей в России было много. Они водились даже в окрестностях Москвы. Их шкурки, ценившиеся выше бобровых, вывозились на ярмарки. Но постепенно, в результате неограниченного промысла, численность зверьков пошла на убыль.



Сегодня они сохранились лишь в некоторых местах бассейна Днепра, Волги, Дона и Урала. Их численность, по оценкам зоологов, составляет не более 25 тысяч особей. А почему же численность этих удивительных животных сокращается? Я предлагаю ответить вам на этот вопрос после просмотра фильма, который нам предоставил Центр охраны дикой природы.

  1. Показ фильма «Русская выхухоль»

  2. Каковы же причины сокращения численности русской выхухоли? (ответы учащихся).

В фильме было показано несколько таких причин: использование лесочный сетей, застройка прибрежной части водоёмов, домашний скот и другие. Одна из главных причин уменьшения численности хохуль – массовое использование при ловле рыбы лесочных сетей и электроудочек. Эти браконьерские орудия лова наносят огромный урон не только выхухоли – от этого страдают многие представители водной и околоводной фауны.

  1. В начале 70-х годов 20 века американский эколог Барри Коммонер сформулировал четыре положения, раскрывающие суть взаимоотношений человека и природы. Эти положения стали называть «законами», хотя правильнее было бы назвать их «экологическими поговорками»: ведь любая поговорка отражает опыт и чему-то учит неопытного. Давайте попробуем применить эти законы и мы, связав их с жизнью выхухоли.

Первый закон «Всё связано со всем». Приведите примеры, которые покажут как деятельность человека может повлиять на жизнь зверька (вырубка пойменного леса, осушение пойменных угодий, застройка берегов водоемов, выпас скота вблизи водоема, создание водохранилищ - приведёт к уничтожению мест обитания зверька и его гибели).

Второй закон «Всё надо куда-то девать». Представим себе, что мы оставим на берегу пластиковые бутылки и другой мусор, что произойдёт? (загрязнение водоёма и гибель выхухоли) человек бросил в реке использованную и ненужную ему сеть, что произойдёт дальше? (выхухоль попадая в сеть задохнется). Поэтому человеку важно помнить, что отходы надо куда-то девать.

Третий закон «За всё надо платить». Как человек заплатил за уничтожение выхухоли? Финансирование на содержание заповедников и других природоохранных территорий. Загрязнил водоем – заплати за его очистку.

Четвёртый закон «Природа знает лучше». Посмотрите, как хорошо приспособлен зверёк к своему полуводному образу жизни. Не стоит стремиться «улучшить природу». Всё могущество человека – в познании законов природы и умении их применять.

  1. В настоящее время выхухоль охраняется на территории таких заповедников, как Воронежский, Хопёрский, Мордовский, Окский, Керженский, Вороненский. Что еще необходимо сделать для сохранения этого зверька?

  • Очищать водоёмы, в которых обитает выхухоль, от сетей, а прибрежные зоны - от антропогенного мусора.

  • Формировать позитивное отношение к русской выхухоли в обществе, повышать уровень информированности населения о причинах сокращения численности этого вида.

  • Продолжать развитие сети ООПТ и охотничьих хозяйств, специализирующихся на охране выхухоли,

  • Удалять рекламу запрещённых орудий лова рыбы из Интернета, газет и журнаов.

  1. Для успешной охраны и восстановления численности этого вида очень важно повышать уровень экологической грамотности населения о причинах его исчезновения. Необходимо объяснять людям, какие действия могут причинить выхухоли вред. К сожалению, очень часто люди наносят урон природе просто из-за незнания того, какие последствия будут иметь их действия.

  2. Если вы хотите внести свой вклад в благородное дело спасения русской выхухоли, то нарисуйте информационные листовки и плакаты, рассказывающие о проблемах этого зверька. Пусть это будет вашим домашним заданием.

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живём,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

Ты – тоже часть её чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течёт,

И по весне сирень цветёт.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.


Примечание для учителя
1. Урок можно дополнить одной из разработанных к урокам о выхухоли презентаций, размещенных на сайте ЦОДП в разделе «Дополнения для уроков»: http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/proj05-06/action.html
2. Домашнее задание нарисовать информационные листовки и плакаты в защиту выхухоли рекомендуется совместить с раздачей каждому ученику листовки ЦОДП «Защитим русскую выхухоль!». При этом посоветовать ребятам использовать листовку ЦОДП в качестве примера листовки и как источник информации, которую они смогут задействовать в своих работах. На следующем уроке можно провести выставку работ с награждением авторов лучших работ.

При раздаче листовок ЦОДП «Защитим русскую выхухоль» можно сказать примерно следующее:

«Ребята! С 2000 года специалисты профессиональной природоохранной организации Центр охраны дикой природы реализуют программу, направленную на сохранение русской выхухоли в природе. Но помочь выхухоли выжить могут не только специалисты, но и каждый из нас. Сейчас я раздам вам листовки с краткой информацией о проблеме исчезновения этого зверька. Эти листовки можно размножить на ксероксе или скачать из Интернета и распечатать на принтере. Пожалуйста, сделайте несколько копий этих листовок и разместите их на досках объявлений в посещаемых вами местах. Раздайте их вашим родителям, расскажите им о выхухоли, попросите их отнести эти листовки на работу. Этим вы внесете свой вклад в дело спасения этого уникального животного.
Полезные ссылки к уроку:
http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/gallery/video.html

1. Фильм «Русская выхухоль», телестудии «Брянский лес» (11 мин., рус. и англ. язык)

2. Фильм «Знакомьтесь: русская выхухоль», видеостудия заповедника «Керженский» (13 мин., рус. язык)

3. Видеоролик социальной рекламы, посвященный борьбе с использованием для лова рыбы лесочных сетей и защите русской выхухоли (35 секунд).


http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/proj05-06/action.html

Комплект информационных материалов к уроку о русской выхухоли, разработанный Центром охраны дикой природы. В комплект входят научно-популярные фильмы и статьи о русской выхухоли, научная монография, карты ареала, рекомендации по сохранению вида, тест на проверку полученных знаний, фотографии и ряд других материалов. Также здесь размещен набор планов к уроку о русской выхухоли, разработанный профессиональными педагогами для школьников разных возрастов, а также приложенные к планам учебные игры и красочные презентации, которыми можно дополнить ваш урок.



http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/vyhuh-leaflet.doc

Информационная листовка, кратко освещающая проблему катастрофического уменьшения численности русской выхухоли.