Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс Педагогического... 1 202.36kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического... 1 52.06kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогического... 1 42.14kb.
Конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического... 1 44.93kb.
Конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического... 1 23.13kb.
Конкурс работников образования Всероссийский интернет конкурс педагогического... 1 110.35kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс 1 66.73kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс 1 67.47kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс 1 87.21kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет- конкурс 1 110.79kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс 1 85.75kb.
1. Взаимоотношения отцов и детей 1 225.31kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества - страница №1/1

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012 – 2013 г.)
Областное государственное бюджетное образовательное  учреждение

«Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

(ОГБОУ «Шегарская школа-интернат VIII вида,

Митрофанова Евгения Анатольевна, учитель истории)

Адрес: 636143, Россия, Томская область, Шегарский район, посёлок Победа, улица Коммунистическая, 57.

Телефоны: (8-38247)-42 204, 42 462, факс 42- 312   

E-mail: uchshkola@melnikovo.tomsknet.ru

Номинация конкурса – Педагогические идеи и технологии

Бинарный урок в 9 классе

«Герои Великой Отечественной войны.

Борис Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»»
Подготовила: Митрофанова Евгения Анатольевна, учитель истории

Цели урока:


  1. Активизировать интерес к изучению истории России, развивать чувства гордости и уважения к воинам – защитникам Отечества;

  2. Воспитывать любовь к Родине

  3. Проанализировать содержание художественного произведения (тема, художественный образ, основная мысль).

4. Развивать умения обучающихся давать развёрнутые, связные ответы, расширять их кругозор, развивать творческие способности.

5. Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, уважения и гордости за героическое прошлое нашей страны.



Форма проведения – бинарный урок с применением ИКТ.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядная презентация учебного материала из 22 слайдов, созданная при помощи программы Microsoft Office PowerPoint; книжная выставка; портреты для проведения физминутки.

Ход урока:
Организационный момент.
Учитель истории

- Здравствуйте. Присаживайтесь!

- Сегодня у нас не совсем обычный по форме урок – бинарный, т.е. двойной. На протяжении всего урока история и чтение будут шагать рука об руку.
2. Введение в тему. Постановка темы урока
- И эпиграфом к нашему уроку будут такие слова:
Умирая, не умрёт герой –

Мужество останется в веках.

М. Джалиль

- Как вы думаете, о ком пойдёт у нас речь на уроке?


- Кого называют героями? Как вы думаете?

- Ребята, где мы сможем найти определение слова герой?

(ответ: в Толковом словаре Ожегова и Даля).

- Ребята разделимся на 2 группы, одни ребята будут искать определение слова герой в словаре Даля, другая группа- в словаре Ожегова. Вам минуточка, чтобы найти значение слова герой. Кто найдёт поднимает руку.

- Давайте посмотрим, как объясняется значение этого слова в словаре русского языка Владимира Ивановича Даля?


(Герой - витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин).

Витязь- герой в Древней Руси

Доблесный воитель - мужественный, отважный человек с военным характером
- А как трактуется слово герой в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.

(Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности).

Совершенно верно, герой - это человек, совершивший выдающиеся заслуги перед своей родиной нетолько в вовремя боевых действий, но и в мирное время.
3. Работа по теме урока.
Героизм у русского народа занимал особое место всегда и проявлялся каждый раз, как только наступали лихие времена. Великая Отечественная война была самой тяжёлой и самой жестокой из всех войн, пережитых нашей Родиной.
- Кого из героев ВОВ ребята вы знаете?

- Молодцы!


Учитель чтения.
- Имена героев ВОВ золотыми буквами вписаны в нашу историю, им посвящены многие замечательные художественные произведения. Некоторые из них представлены на нашей книжной выставке.
- Но сегодня мне бы хотелось обратить ваше внимание на рассказ Бориса Николаевича Полевого «Последний день Матвея Кузьмина».
- Этот рассказ можно назвать документальным. Почему?

(В его основу положены реальные события. О них Б. Полевому, как военному корреспонденту газеты «Правда», рассказывали жители одной из деревень, которая оказалась на оккупированной немцами территории).
-Кто является главным героем рассказа? Расскажите о нём?

(Внешность, характер, занятия, отношения с односельчанами).
1. Перевалило за 80 лет, лысоват, седые волосы, борода, плохо слышал.
2. Нелюдим, замкнут, угрюм, необщителен.

(Нелюдим- дикарь, затворник, угрюмый, хмурый, замкнутый, отшельник.

Чурается - сторонится, избегает).
3. Сторожил, охотничал, воспитывал сироту внучонка Васю.
4. Сторонились, побаивались.
- Что мы узнаём про деревню, где жил Матвей Кузьмин?

(Оказалась на оккупированной немцами территории).
- С каким поручением обратился к деду Матвею командир немецкого батальона? (Стать старостой – выборное или назначенное лицо для ведения дел небольшого общества, коллектива).
- Как вы думаете, что должен был делать староста при фашистах?

(Помогать немцам, доносить на односельчан).
- Согласился ли Матвей Кузьмин? Как он объяснил свой отказ?
- Что же заставило немцев вновь обратиться к деду Матвею?

(Понадобился проводник, знающий лесные тропы, чтобы помог вывести в расположение советской армии и атаковать без боя).
- Что предложили немцы Матвею за работу?

(Двустволка – ружьё с двумя стволами).
- Почему Матвей ухмылялся, когда шёл домой?
- Как отреагировали колхозники, наблюдавшие за Матвеем?
- Согласны ли вы с тем, что в этой части рассказа Матвей кажется нам предателем, изменником?
- Почему он взял деньги? Почему не сказал, что задумал доброе дело?
- Удалась ли попытка немцев прорваться в расположение советских войск?
- Кто помог деду Матвею выполнить задуманное дело?

(Внук Вася, бойцы советской армии).
- В какой момент становится понятно, что Матвей не предатель?
Батальон- подразделение или воинская часть, численностью 350-500 человек.

Целина - место, где не ходили люди.

Авангард – передняя часть отряда.

Маскхалат – военная одежда для маскировки.
- Зачем Матвей так долго водил немцев по лесу?
- Почему старик не выглядел уставшим, а немцы падали от усталости?

(Эта прогулка по лесу была для Матвея прощанием с Родиной).
- Как ведёт себя Матвей Кузьмин последние минуты жизни?
- Чем заканчивается рассказ?
- Почему 80-летнего старика хоронили с военными почестями «как бывалого солдата»?

(Потому что Матвей Кузьмин совершил подвиг, спас русских солдат от немецкой дивизии. Дед Матвей не продался немцам, он остался верен своему народу, несмотря на смерть).
- Можно ли назвать Матвея Кузьмина героем?
- Как вы думаете, почему Борис Полевой именно так назвал свой рассказ?

(Последний день жизни Матвея Кузьмина доказал, что он был патриотом. Мы понимаем, что за его нелюдимостью, хмуростью скрывалось доброе сердце, храбрость, смелость, мужество, умение горячо любить свою Родину).
- Как бы вы сформулировали основную мысль рассказа?

(Человек, любящий Родину, не боится врага. Не страшна смерть человеку, который выполнил свой долг перед Родиной)
Зрительная гимнастика.
- А сейчас небольшая зрительная гимнастика. Вы, наверное, обратили внимание, что у нас в классе развешаны портреты знаменитых людей. О ком-то из них мы сегодня упоминали, о ком-то нет.

1. Найдите, пожалуйста, глазами портрет автора рассказа «Последний день Матвея Кузьмина» (Борис Полевой).

2. Переведите взгляд на портрет лётчика, главного героя рассказа Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» (Алексей Петрович Маресьев).

3. А сейчас посмотрите на портрет ещё одного лётчика, Героя Советского Союза Виктора Васильевича Талалихина.

4. Лётчик, повторивший подвиг Николая Гастелло, направивший свой горящий самолёт в колонну немецкой техники. Кстати, могила мамы этого героя находится на нашем сельском кладбище (Иван Черных).

5. Найдите глазами портрет главного героя рассказа Б. Полевого «Последний день …» (Матвей Кузьмин).


Учитель истории.
- На месте подвига Матвея Кузьмина установлен обелиск, на мраморной плите которого надпись: «Здесь 14 февраля 1942 г., повторив подвиг Ивана Сусанина, героически погиб Кузьмин Матвей Кузьмич».
- Ребята, давайте с вами вспомним, а кто такой Иван Сусанин?
- закрепить наши знания поможет видеофильм. Внимание! на экран!
IV. Просмотр видеофрагмента «Иван Сусанин».

(вы поняли, что Иван Сусанин - это герой, патриот совершивший подвиг в 16 веке, спасая жизнь царя, ценой собственной жизнью).
- История свидетельствует, что на протяжении длительной борьбы нашего народа против врага, подвиг Ивана Сусанина был повторён многими патриотами. Установлено более 60 случаев, причем 50 из них - в Великую Отечественную войну.
- Сейчас мы послушаем рассказы, которые приготовили ребята о некоторых героях-сусанинцах времён ВОВ.
V. Сообщения учащихся.
1. 68-летний Иосиф Юрьевич Филидович в декабре 1942 г. увёл на болота более 300 (трёхсот) фашистов, приказавших показать партизанский госпиталь. Один за другим фашисты проваливались в болотную трясину. Оставшиеся в живых каратели убили своего проводника.
2. 18 лет было Рае Толстовой из Краснодарского партизанского отряда. Будучи в дозоре, Рая заметила отряд фашистов, идущий в партизанский тыл. Она увела их в другую сторону. Когда обман раскрылся, фашисты расстреляли девушку.
3. Коле Молчанову из Черниговской области и Ване Фролову из Тульской было по 12 лет, когда они отдали жизнь за Родину. Коля в сентябре 1943 г. завёл врагов в болото, Ваня в декабре 41-го - в глухой лес. В одесских катакомбах благодаря 16-летнему Трофиму Прушинскому в апреле 1944 года осталось более 50 (пятидесяти) гитлеровцев.
4. На минные поля увёл фашистов лесник Савелий Угольников. В глухое ущелье Кавказа завёл немцев Серго Лурашвили.

5. Фамилия Анны Андреевны из Ровенской области - неизвестна. Ей было около 70 лет. Она работала поваром в немецкой столовой и передавала партизанам ценные сведения. Гитлеровцы заставили женщину вести их в партизанский лагерь. На рассвете она привела врагов под пули партизан. Фашисты из леса уже не вышли, но один из них успел застрелить Анну Андреевну.


- Более семидесяти лет назад люди разных возрастов, среди которых были мужчины, женщины, старики и дети, спасали наше Отечество, уводя фашистов в леса, болота, в засады. Спасали ценой собственной жизни.
- Ребята, что присваивали герою за свой подвиг?
(они были удостоены почётного звания Героя Советского Союза и награждены медалью Золотая Звезда)
Учитель чтения.
- За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Кузьмину Матвею Кузьмичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Он является самым старшим носителем этого звания. Матвей Кузьмич Кузьмин совершил свой подвиг в возрасте 84 лет.


- Заканчивая работу над рассказом Б. Полевого, я предлагаю задание по группам: составить синквейн о герое рассказа Б. Полевого. Помните правила его составления?

Правила составления синквейна:
1. Первая строка – одно слово, определяющее тему синквейна (имя существительное: кто? что?).

2. Вторая строка – два слова, характеризующих данное понятие (имена прилагательные: какой? какая? какое? какие?).

3. Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия (что делает?).

4. Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

5. Пятая строка – одно слово, через которое человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием (имя существительное: кто? что?).
(Матвей Кузьмин

Храбрый, хитрый

Спасает, жертвует, помогает

Всегда надо помогать людям

Герой)

VI. Подведение итога урока.
Учитель истории.
-Урок подходит к концу. Подводя его итог, давайте ответим на три очень важных вопроса:
О КОМ мы сегодня говорили на уроке?

(О Матвее Кузьмине, его внуке, бойцах советской армии, Иване Сусанине, героях, совершивших героические подвиги).



О ЧЁМ?

(О войне, о подвигах, о мужестве, о любви к Родине).


И главный вопрос ЗАЧЕМ мы подняли эту тему?

(Чтобы рассказать о войне, чтобы знать и помнить её героев, чтоб учиться у них любить родную землю).


- Ведь не случайно эпиграфом нашего урока были слова:
Умирая, не умрёт герой –

Мужество останется в веках.
- Каждый из нас должен знать о событиях Великой Отечественной войны, помнить о подвигах, совершённых во имя Победы, и гордиться тем, что мы с вами живём в стране, у которой есть такие герои.
- Наш урок закончен.

- Всем спасибо.