Конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс Педагогического творчества - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического... 1 99.74kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического... 1 52.06kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогического... 1 42.14kb.
Конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического... 1 44.93kb.
Конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического... 1 23.13kb.
Конкурс работников образования Всероссийский интернет конкурс педагогического... 1 110.35kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс 1 66.73kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс 1 67.47kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс 1 87.21kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет- конкурс 1 110.79kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс 1 85.75kb.
Название предприятия 2 276.12kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс Педагогического творчества - страница №1/1

Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет-конкурс Педагогического творчества

(2012-2013учебный год)
Департамент образования и науки Приморского края

Муниципальное казённое образовательное учреждение Основная общеобразовательная школа № 12 с. Тереховка Надеждинского района Приморского края


Номинация конкурса:

Организация праздников и мероприятий в средней школе

Название работы:

Литературный вечер «Я до секунд всю жизнь свою измерил…»


Автор: Тулупова Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы, МКОУ ООШ № 12 с. Тереховка Надеждинского района Приморского края, высшей квалификационной категории
Место выполнения работы: МКОУ ООШ № 12 с. Тереховка Надеждинского района Приморского края улица Ленина д. 9-б

Литературный вечер
«Я до секунд всю жизнь свою измерил…»

( памяти В.Высоцкого)
Цели: ознакомить учащихся с поэтическим миром В.Высоцкого, заинтересовать их творчеством поэта; развивать творческие способности учащихся

Оборудование: портреты Высоцкого; стенды, посвященные творчеству поэта; выставка книг с поэзией и прозой Высоцкого; цикл грампластинок, кассет и дисков с записью песен Высоцкого.

Приложение: презентация
Учитель: Владимир Высоцкий… сегодня не найти человека, который бы не знал этого имени. Актер, бард, поэт композитор, актер, Человек. Поговорим с ним и о нем. (слайд)

Ученик: Из автобиографии:

«У меня в семье не было никого из актеров и режиссеров. Но мама очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу – лет до тринадцати-четырнадцати – водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе каждого человека остается маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству.

Пишу я очень давно. С восьми лет писал я всякие вирши… а потом, когда стал немножко старше, писал всевозможные пародии».

Ученик: (слайд) красивый светловолосый сероглазый ребенок на увеличенной фотографии вопросительно смотрит в объектив. Возле него – большая овчарка. Это в Германии, в маленьком городке, где стоит гарнизон советских войск. Мальчику семь лет.

Мать, прожив с Володей всю войну, решила на время поручить сына отцу. Его новая жена, Женя, сразу полюбила Володю. (слайд)

Десяток офицерских семей живет под перекрестным наблюдением. Все, что разрешалось русскому мальчику в своей стране, там почти совсем запрещалось. И все преимущества, о которых мать мечтала, отправляя сына в Германию, обернулись для Володи серьезными потерями. (слайд)

Поэтому острее, чем ребята его поколения, Володя чувствует на себе сталинские наставления, клевету, чванство, произвол. Все это потом будет заклеймено в его песнях.

А пока – одиночество, детские переживания, душевные страдания, изгнание.

Учение: Из автобиографии: (слайд)

«Родители хотели, чтобы я стал нормальным советским инженером, и я поступил в Московский строительный институт имени Куйбышева на механический факультет. Но потом почувствовал, что мне это… словом, невмоготу, и однажды залил тушью чертеж, в шестой раз переделанный, и сказал своему другу, что больше в институт не хожу.

С большим трудом поступил в студию МХАТ. Считалось, что мой голос не приспособлен для сцены, и пытались даже отчислить из студии за профнепригодность из-за голоса. Но закончил студию в числе нескольких лучших учеников.

Мне казалось, что я пишу для очень маленького круга – человек пяти-шести – своих близких друзей – и так оно будет всю жизнь. Это были люди весьма достойные, компания была прекрасная. Мы жили в одной квартире в Большом Каретном переулке. Мы собирались вечерами и жили так полтора года. Можно было сказать только полфразы, и мы друг друга понимали в одну секунду, где бы мы ни были; понимали по жесту, по движению глаз – вот такая была притирка друг к другу». (Слайд дома, где жил поэт)


Звучит песня «Большой Каретный» (слайд)
Ученик: Гитара у Владимира Высоцкого появилась не сразу. Сначала он играл на рояле, потом – на аккордеоне. Пел дворовые песни. А потом – услышал пение Окуджавы.

Его песни произвели на Высоцкого удивительное впечатление, поразило воздействие стихов Окуджавы, которые он читал под гитару. Высоцкий стал писать песни в этом стиле – как стихи под гитару.



Звучит песня «У меня гитара есть…» (слайд)

Ученик: Из интервью Высоцкого:

«Мы с Булатом работаем в одном жанре, и обычно в этом случае возникает какое-то соревнование. У нас с ним соревнований нет. Я пишу очень разные песни, но я не хочу сравнивать, скажу только, что отношусь к нему с большим уважением, просто я его люблю – и стихи его, и как он это делает, и вообще как личность, - это само собой. Он мой духовный отец и в этом смысле остается для меня самым светлым».

В подражание Булату Окуджаве Высоцкий пишет «Притчу о Правде».

Ученик: (читает «Притчу о Правде и Лжи»
Нежная Правда в красивых одеждах ходила,

Принарядившись для сирых, блаженных, калек.

Грубая Ложь эту Правду к себе заманила:

Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.

И легковерная Правда спокойно уснула,

Слюни пустила и разулыбалась во сне.

Грубая Ложь на себя одеяло стянула,

В Правду впилась – и осталась довольна вполне.

И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью,

Баба как баба, и что ее ради радеть?

Разницы нет никакой между Правдой и Ложью,

Если, конечно, и ту, и другую раздеть.

Выплела ловко из кос золотистые ленты

И прихватила одежды, примерив на глаз.

Деньги взяла, и часы, и еще документы,

Сплюнула, грязно ругнулась – и вон подалась.

Только к утру обнаружила Правда пропажу

И подивилась, себя оглядев делово:

Кто-то уже, раздобыв где-то черную сажу,

Вымазал чистую Правду, а так – ничего.

Правда смеялась, когда в нее камни бросали:

«Ложь это все. И на Лжи одеянье мое…»

Двое блаженных калек протокол составляли

И обзывали дурными словами ее.

Стервой ругали ее, и похуже, чем стервой,

Мазали глиной, спустили дворового пса…

«Духу чтоб не было, - на километр сто первый

Выселить, выслать за двадцать четыре часа!».

Тот протокол заключался обидной тирадой,-

Кстати, навесили Правде чужие дела, -

Дескать, какая-то мразь называется Правдой,

Ну, а сама пропилась, проспалась догола.

Чистая Правда божилась, клялась и рыдала,

Долго болела, скиталась, нуждалась в деньгах.

Грязная Ложь чистокровную лошадь украла

И ускакала на длинных и тонких ногах.

Некий чудак и поныне за Правду воюет –

Правда, в речах его правды – на ломаный грош:

«Чистая Правда со временем восторжествует,

Если проделает то же, что явная Ложь!»

Часто, разлив по сто семьдесят граммов на брата,

Даже не знаешь, куда на ночлег попадешь.

Могут раздеть – это чистая правда, ребята, -

Глядь, а штаны твои носит коварная Ложь.

Глядь – на часы твои смотрит коварная Ложь.

Глядь - а конем твоим правит коварная Ложь.


Ученик: Из интервью Высоцкого: (слайд)

«Первые мои песни – это дань времени. Это были так называемые дворовые, городские песни, еще их почему-то называли блатными. В каждой из первых песен была одна, но пламенная страсть: в них – извечное стремление человека к свободе, к любви, к моей женщине, к друзьям, к близким людям. Помните песню:

За меня невеста отрыдает честно,

За меня ребята отдадут долги.

Это - о друзьях, это мне очень близко: я и сам в то время точно так же к дружбе относился, да и сейчас стараюсь. Я жил, живу и продолжаю жить для своих друзей и стараюсь писать для них, даже для ушедших и погибших».

Звучит песня «За меня невеста отрыдает честно…» (слайд)

Ученик: Первая жена Высоцкого – Иза Жукова. Она училась в Школе-студии МХАТ, на два курса старше Владимира. Когда Высоцкий еще учился, Иза уже работала в Киеве в театре имени Леси Украинки. Два долгих года были врозь, хотя часто ездили друг к другу, почти каждый день писали. Когда Иза Высоцкая приехала из Киева, привезла с собой посылочный ящик Володиных писем. К сожалению, все письма пропали.

Свадьба была на Большом Каретном, в той самой коммунальной квартире, очень многолюдная, очень веселая.



Ученик: Из воспоминаний Изы Константиновны:

«Тогда мы казались себе взрослыми, это было очень забавно. В сущности, мы были все-таки еще дети. Мы очень весело и интересно ссорились, еще веселее мирились. Мне просто повезло: в моей жизни было большое счастье. И не только в те годы, когда я была женой Володи, но и потом – все наши отношения всегда были неожиданными, нам их дарила судьба. И когда мы расстались. У меня было такое ощущение, что женщины должны быть с ним очень счастливы. Потому что у него был такой дар – дарить! Из будней делать праздники».



Звучит песня «Лирическая»

Ученик: Ленинград. Съемки картины «713 просит посадку» (слайд). Здесь произошло знакомство Владимира Высоцкого с Людмилой Абрамовой, женой и матерью двух его сыновей: Аркадия и Никиты. Слайд Л.Абрамовой

Вот как об этом вспоминает Людмила Абрамова: «Я увидела перед собой незнакомого выпившего человека – и пока я думала, как обойти его стороной, - он попросил у меня денег. У Володи была ссадина на голове, и, несмотря на холодный дождливый вечер, он был в расстегнутой рубашке с оторванными пуговицами. Я как-то сразу поняла, что этому человеку надо помочь. Обошла нескольких знакомых, которые жили в гостинице, ни у кого ничего не было.

И тогда я отдала Володе свой золотой с аметистом перстень – бабушкин, фамильный. Володя отнес перстень в ресторан с условием, что утром он его выкупит. После этого он поднялся ко мне в номер – там мы и познакомились. А познакомились на том, что войдя в номер, Володя предложил мне стать его женой. В 1962 году родился Аркадий, в 1964 – Никита. А расписались мы только в июле 1965 года , расстались через два года»

Ученик: День-деньской я с тобой, за тобой –

Будто только одна забота,

Будто выследил главное что-то –

То, что снимет тоску как рукой.

Это глупо – ведь кто я такой?!

Ждать меня – никакого резона.

Тебе нужен другой – и покой,

А со мной беспокойно, бессонно.

Сколько лет ходу нет – в чем секрет?

Может, я невезучий – не знаю!

Как бродяга, гуляю по маю,

И прохода мне нет от примет.

Может быть, наложили запрет?

Я на каждом шагу спотыкаюсь:

Видно, сколько шагов – столько бед.

Вот узнаю, в чем дело – покаюсь.


Ученик: В это время у Высоцкого разрыв с Людмилой Абрамовой, безденежье. Цепь бесконечных унижений ковалась год от года. Ему запрещали выступать на концертах, печатать стихи, в фильмах его песни пели другие певцы.

В порыве отчаяния Высоцкий пишет письмо Л.И.Брежневу, в котором прямо ставит вопросы о своем неопределенном положении художника-гражданина, о бездуховности современного искусства. Но это был глас вопиющего в пустыне.

В этом случае Высоцкий лишь продолжил традицию советских деятелей культуры, обращавшихся с подобными вопросами. Вспомним отчаянные письма М.Булгакова, Е.Замятина. а счет этим письмам открыл в 1923 году Сергей Есенин: «Тошно мне, законному сыну российскому, в своем государстве пасынком быть…»
Ученик: В ответ на запрещение авторских вечеров, отказы редакций печатать его стихи у Высоцкого появились горькие строки:

Если трудно идешь – по колено в грязи,

Да по острым камням, босиком по воде

По студеной…

Пропыленный, обветренный, дымный, огнем

Опыленный –

Хоть какой, - доберись, добреди, доползи.

При жизни Высоцкого не было напечатано ни одно его стихотворение…


Ученик: Владимир Высоцкий полностью растворяется в своих песнях, в театре. А помог ему в этом главный режиссер театра на Таганке Юрий Петрович Любимов. Он с уважением отнесся к песням Владимира и предложил ему работать в спектаклях как автору текстов и музыки.

Так были созданы: «Добрый человек из Сезуана», «Десять дней, которые потрясли мир», «Что делать?», «Пугачев», «Жизнь Галилея», «Гамлет». (слайд театра; из спектакля «Пугачев»)


Ученик: Из книги Марины Влади «Владимир, или прерванный полет»: слайд

«На сцене неистово кричит и бьется полураздетый человек. От пояса и до плеч он обмотан цепями. Ощущение страшное. Сцена наклонена под углом к полу, и цепи, которые держат четыре человека, не только сковывают пленника, но и не дают ему упасть.

Это шестьдесят седьмой год. Я приехала в Москву на фестиваль, и меня пригласили посмотреть репетицию «Пугачева», пообещав, что я увижу одного из самых удивительных исполнителей – некоего Владимира Высоцкого. Как и весь зал, я потрясена силой, отчаянием, необыкновенным голосом актера. Он играет так, что остальные действующие лица постепенно растворяются в тени. Все, кто был в зале, аплодируют стоя.

На выходе один из моих друзей приглашает меня поужинать с актерами, исполнявшими главные роли в этом спектакле. Мы встречаемся в ресторане. Он подходит, молча берет мою руку и долго не отпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз.

Я знаю, что это – ты. Ты совершенно не похож на ревущего великана из спектакля, но в твоем взгляде чувствуется столько силы, что я заново переживаю все то, что испытала в театре. А вокруг уже возобновился разговор. Ты не ешь, не пьешь – ты смотришь на меня.

- Наконец-то я встретил Вас».


Ученик: Наверно, я погиб: глаза закрою – вижу.

Наверно, я погиб: робею, а потом –

Куда мне до нее, она была в Париже,

И я вчера узнал – не только в нем одном!

Какие песни пел я ей про Север дальний!

Я думал: вот чуть-чуть – и будем мы на ты.

Но я напрасно пел о стороне нейтральной –

Ей глубоко плевать, какие там цветы.

Я спел тогда еще – я думал, это ближе –

«Про счетчик»», «Про того, кто раньше с нею был»…

Но что ей до меня – она была в Париже,

Ей сам Марсель Марсо чевой-то говорил!

Я бросил свой завод – хоть, в общем, был не вправе, -

Засел за словари на совесть и на страх…

Но что ей до того – она уже в Варшаве, -

Мы снова говорим на разных языках…

Приедет - я скажу по-польски: «Прошу, пани,

Прими таким как есть, не буду больше петь…»

Но что ей до меня – она уже в Иране, -

Я понял: мне за ней, конечно, не успеть!

Она сегодня здесь, а завтра будет в Осле

Да, я попал в просак, да я попал в беду!..

Кто раньше с нею был, и тот, кто будет после, -

Пусть пробуют они - я лучше пережду!


Ученик: Из книги Марины Влади:

«Нам по тридцать лет, у нас большой опыт жизни – несколько жен и мужей, пятеро сыновей на двоих, профессиональные успехи и неудачи, взлеты и падения, слава. А мы очарованы друг другом, как дети, впервые узнающие любовь».


Звучит песня «Баллада о любви»
Ученик: Из книги Марины Влади: (слайд)

«Мы счастливы. Власти пока закрывают глаза на нашу идилию.

Однажды вечером я жду тебя. Ужин остывает на кухонном столе. Я смотрела скучную программу по телевизору и уснула. Среди ночи просыпаюсь от настойчивого звонка телефона; «Он здесь, приезжайте, его надо забрать, приезжайте быстрее!»

Я с трудом разбираю адрес, мне страшно, хватаю такси, бегом поднимаюсь по едва освещенной лестнице подъезда. Я вижу тебя. Ты лежишь на диване и жалко морщишься. Пол уставлен бутылками и усеян окурками. Я беру тебя в охапку и тащу домой.

Это мое первое столкновение с тем, другим миром, впервые я увидела, как засасывает людей омут мертвой пьянки. Ты очнулся больной, злой, но полный надежды.

Это продолжалось несколько часов. И ты остановился. Хватило одного моего присутствия. А ведь никому до сих пор не удавалось остановить это безумие, в котором ты тонул. Отныне я – порука твоей выдержке».



Звучит песня «Белое безмолвие»

Ученик: Из книги Марины Влади:

«Как только я возвращаюсь к себе в Мэзон-Лаффит, звонит телефон. Это ты. Ты провел эти несколько часов на почте и, ожидая, пока тебя соединят с Парижем, написал стихотворение и читаешь его мне. А тем временем заказанные минуты разговора истекают, и ты едва успеваешь прокричать: «Возвращайся скорей!»


Ученик: Нет рядом никого, как ни дыши.

Давай с тобой организуем встречу!

Марина, ты письмо мне напиши –

По телефону я тебе отвечу.

Пусть будет так, как года два назад,

Пусть встретимся надолго иль навечно,

Пусть наши встречи только наугад,

Хотя ведь ты работаешь, конечно.

Не видел я любой другой руки,

Которая бы так меня ласкала.

Вот по таким тоскуют моряки –

Сейчас твоя душа затосковала.

Я песен петь не буду никому –

Пусть, может быть, ты этому не рада,

Я для тебя могу пойти в тюрьму –

Пусть это будет за тебя награда.

Не верь тому, что будут говорить,

Не верю я тому, что люди рады,

И как-нибудь мы будем вместе пить

Любовный вздор и трепетного яда.


Ученик: Десять лет у Марины и Владимира был ангел-хранитель – телефонистка Люся. Она помогала общаться во время вынужденных разлук и непредсказуемых ссор.
Ученик: Из воспоминаний Марины Влади:

«Мы многим обязаны ей, потому что, живя в разлуке несколько месяцев в году, могли слышать друг друга. Этой женщине, Люсе, удавалось соединить нас не только проводом, но часто прямым вмешательством. Сколько раз, слыша, как я рычу от бешенства, она говорила мне: «Успокойтесь, подумайте, это не так серьезно. Я вас вызову через час».

Сколько раз она прерывала твой нечленораздельный монолог, сказав только: «Я разъединяю. Мы позвоним завтра, когда будем лучше себя чувствовать».

Сколько раз, когда я в отчаянии искала тебя в другом конце страны, мне удавалось связаться с нашей доброй знакомой. Она успокаивала меня, и через несколько минут я знала, где ты находишься, как тебя найти и привезти домой.

Я знала, что могу связаться с тобой из глубины Полинезии, из Нью-Йорка. Из Афин. Она была той тонкой нитью, которая связывала нас с тобой и в горе, и в радости, да самого последнего разговора.

Обладательницу нежного голоса я увидела лишь много лет спустя. Ее лицо, опухшее от слез, когда ее участие уже не могло помочь нам отыскать друг друга».

Песня «07» - это песня о Люсе.

Звучит песня «07»

Ученик: Как пишутся песни? Бывает так: иногда просыпаешься от того, что в тебе звучат слова, вскакиваешь и записываешь, боясь забыть.

А иногда закроешь глаза и попадаешь в свой мир – цветные картины с шумами, запахами, множеством персонажей. Владимир Высоцкий называл их «снами наяву». Обычно они предшествуют большому стихотворению. Так были написаны и «Кони привередливые», и «Купола», и «Как по Волге-матушке».



Звучит песня «Как по Волге-матушке»

Ученик: Иногда стихи пишутся под сильным впечатлением от увиденного. Так, увидев по телевизору документальный фильм об охоте на волков с вертолета, Владимир не мог прийти в себя. Ему долго мерещились обезумевшие животные, которые стараются зарыться в снег, поднимают искаженные отчаянием морды к ревущим машинам, откуда дождем льется смерть.

Так пишется песня «Охота на волков» - из-за теста которой на Таганке запретили спектакль «Берегите ваши лица».



Ученик: Рвусь из сил и из всех сухожилий,

Но сегодня опять, как вчера:

Обложили меня, обложили,

Гонят весело на номера!

Из-за елей хлопочут двустволки,

Там охотники прячутся в тень.

На снегу кувыркаются волки,

Превратившись в живую мишень.

Идет охота на волков, идет охота –

На серых хищников, матерых и щенков.

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Не на равных играют с волками

Егеря, не дрогнет рука!

Оградив нам свободу флажками.

Бьют уверенно, наверняка.

Волк не может нарушить традиций:

Видно в детстве – слепые щенки,

Мы, волчата, сосали волчицу

И всосали: нельзя за флажки!

И вот - охота на волков, идет охота

На серых хищников, матерых и щенков.

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Наши ноги и челюсти быстры,

Почему же, вожак, дай ответ

Мы затравленно мчимся на выстрел

И не пробуем - через запрет?

Волк не может, не должен иначе,

Вот кончается время мое:

Тот, которому я предназначен,

Улыбнулся и поднял ружье.

Идет охота на волков, идет охота –

На серых хищников, матерых и щенков.

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Я из повиновения вышел –

За флажки, жажда жизни сильней!

Только сзади я радостно слышал

Удивленные крики людей.

Рвусь из сил из всех сухожилий,

Но сегодня – те так, как вчера:

Обложили меня, обложили –

Но остались ни с чем егеря!

Идет охота на волков, идет охота –

На серых хищников, матерых и щенков.

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу и пятна красные флажков.


Ученик: И как продолжение, пишется «Охота с вертолета»
Ученик: Много песен Высоцкий посвятил теме войны. И всегда, в самые счастливые минуты, он вспоминал о страшном времени, о войне, о тех, кому плохо.
Ученик: Из воспоминаний Марины Влади: (слайд)

«В семьдесят третьем году мы едем в Западный Берлин. Всю дорогу ты сидишь мрачный и напряженный. Мы идем по улице, и мне больно на тебя смотреть. Медленно, широко открыв глаза, ты проходишь мимо этой выставки невиданных богатств – одежды, обуви, машин, пластинок – и шепчешь:

- И все можно купить, стоит лишь войти в магазин.

В конце улицы мы останавливаемся у витрины продуктового магазина: полки ломятся от мяса, колбасы, фруктов, консервов. Ты бледнеешь как полотно и вдруг сгибаешься пополам.

Когда мы возвращаемся в гостиницу, ты чуть не плачешь:

- Как же так? Они ведь проиграли войну, и у них все есть, а мы победили, и у нас ничего нет!

Эта первая, такая долгожданная встреча с Западом вызывает непредвиденную реакцию. Это не счастье, а гнев, разочарование, осознание того, насколько хуже живут люди в твоей стране, чем в Европе».
Ученик: в ту ночь Владимир не сомкнул глаз. Долго молчал, уставившись в потолок. Потом, как в бреду, произносит Марине долгий монолог:

«Война: потерявшиеся дети, сироты, женщины, на которых легла вся тяжесть мужской работы.

Долгие месяцы ужаса и отчаянного мужества. Несколько миллионов калек с изувеченными телами и душами.

Мужчина тридцати пяти лет потерял обе руки и обе ноги. Таких называют «самовар». Его поднимают, переодевают, моют, кормят. Его укладывают в кровать, похожую на коробку, а он не спит.

Его жена, которой принесли с войны этот мешок страданий, выходила его. Ей сообщили, что ее беспомощный муж проживет еще сто лет. Он здоров, сердце, освобожденное от обязанности подводить кровь к рукам и ногам, будет биться еще очень долго. Она любит его, хочет, чтобы он жил, даже такой ценой. Поначалу он отказывался говорить. Но вдруг однажды вечером он начинает задавать вопросы о доме, о жизни в квартале. Женщина счастлива, она взахлеб рассказывает о наполовину придуманных событиях.

Жизнь продолжается. Мужчина говорит, что хочет посмотреть, как люди живут, только из своей коробки ничего не видно.

Женщина подтаскивает его к окну. Так он может смотреть на солнце, цветущие деревья. Это весна. Соседи привыкают видеть за окном лицо мужчины. становится теплее, можно открывать окна. Сильная женщина заботливо усаживает беспомощного мужчину у окна, а сама уходит на работу.

Мужчина наклоняется, цепляется зубами за занавеску в цветочек, нечеловеческим усилием вынимает себя из стула, раскачивается, переваливается через подоконник, и, разжав зубы, навсегда освобождается от обязанности жить…»



Звучит песня «Кто сказал: «Все сгорело дотла»?»

Ученик: Высоцкий пишет песни о горах и исполняет их в фильме «Вертикаль».

(слайд)

Однажды он присутствовал при гибели известного альпиниста Живлюка в группе ЦСКА. Они шли на штурм пика Вольная Испания, и их побило камнями. В альпинизме не должно быть соревнований. Группа хотела «взять» вершину первой. Они трое суток находились на узком карнизике. «Ребята ведут себя там удивительно, как в бою, и обстановка приближена к боевой.

Ученик: Ну вот, исчезла дрожь в руках, теперь – наверх!

Ну вот, сорвался в пропасть страх навек, навек.

Для остановки нет причин – иду, скользя…

И в мире нет таких вершин, что взять нельзя!

Среди нехоженых путей один путь – мой!

Среди невзятых рубежей один – за мной!

А имена тех, кто здесь лег, снега таят…

Среди непройденных дорог одна – моя!

Здесь голубым сияньем льдов, весь склон облит,

И тайну чьих-нибудь следов гранит хранит…

И я гляжу в свою мечту поверх голов,

И свято верю в чистоту снегов и слов.

И пусть пройдет немалый срок – мне не забыть,

Что здесь сомнения я смог в себе убить.

В тот день шептала мне вода: удач - всегда!

А день, какой был день тогда? Ах да, среда!..



Ученик: Владимир Высоцкий: «Дело в том, что там не только красиво и чистый воздух. Там замечательный народ. Там есть возможность понять, что ты за человек, понять лучше людей, которые с тобой. Проверить себя – можно с тобой пойти в разведку или нет. Ведь есть ты, есть люди, которые идут с тобой в связке. И есть случай – его величество Случай» (идут слайды о скалах)

Под впечатлением написана песня «Здесь вам не равнина…». Звучит песня.


Ученик: Прошел год. Высоцкий снова приехал в горы и увидел, что слова этой песни высечены на могиле трех погибших ребят. Позже он пишет песню «К вершине», посвященную погибшему в Альпах альпинисту Михаилу Хергиани, которого английская королева называла «Тигр скал». (слайды)
Ученик: Ты идешь по кромке ледника,
Взгляд не отрывая от вершины.
Горы спят, вдыхая облака,
Выдыхая снежные вершины.

Но они с тебя не сводят глаз,


Будто бы тебе покой обещан,
Предостерегая всякий раз
Камнепадом и оскалом трещин.
Горы знают: к ним пришла беда,
Дымом затянуло перевалы.
Ты не отличал еще тогда
От разрывов горные обвалы.
Если ты о помощи просил,
Громким эхом отзывались скалы.
Ветер по ущельям разносил
Эхо гор, как радиосигналы.
И когда шел бой за перевал,
Чтобы не был ты врагом замечен,
Каждый камень грудью прикрывал,
Скалы сами подставляли плечи.
Ложь, что умный в горы, не пойдет.
Ты пошел, ты не поверил слухам —
И молчал гранит, и таял лед,
И туман у ног стелился пухом.
Если в вечный снег навеки ты
Ляжешь — над тобою, как над близким,
Наклонятся горные хребты
Самым прочным в мире обелиском.
Ученик: Владимир Высоцкий снялся в тридцати художественных и телевизионных фильмах, в двенадцати исполнял главные роли, для пятнадцати написал песни.
Ученик: В 1987 году Владимиру Высоцкому присудили Государственную премию за создание образа Глеба Жеглова и авторское исполнение песен (посмертно) слайд
Ученик: Владимир Высоцкий работал в Театре имени Пушкина, Театре миниатюр. С 1964 года – в Театре на Таганке, где сыграл более двадцати ролей.
Ученик: К ролям в театре Высоцкий относился трепетно. Особенно подробно хочется рассказать о последней роли в Театре на Таганке.

Владимир Высоцкий мечтал сыграть Гамлета. Роль начинали репетировать трое: Золотухин, Филатов и Высоцкий. Но после первых репетиций стало ясно, что у Высоцкого свое видение этой роли. (слайд)


Ученик: Из интервью Леонида Филатова:

«Однажды Володя выходит со сцены, весь в поту, и я ему говорю: «Володя, еще только первый акт. Ты подумай, ты сейчас так расходуешь себя, как же ты будешь играть дальше? Нельзя же так…» (слайд)

Он повернулся, внимательно посмотрел – очень жестко, такой уставший, мокрый. И сказал мне фразу: «Не будь дураком», не объясняя ничего».
Ученик: Высоцкий всегда играл «Гамлета» как в последний раз. Играл в любом состоянии здоровья. На последних спектаклях за кулисами дежурили врачи. (слайд)
Ученик: Что-то мистическое чувствуется в судьбе Владимира Высоцкого… Его измотанное сердце перестает биться. В первый раз – 25 июля 1979 года, на концерте в Бухаре. Он падает на сцене. Клиническая смерть. Прямой укол в сердце возвращает Высоцкого к жизни.

Год спустя – день в день – 25 юля 1980 года в 4 часа 10 минут утра встреча со смертью состоялась.

27 июля Высоцкий должен был играть «Гамлета». Спектакль был отменен. За пропавшие билеты деньги возвращать не пришлось: каждый сохранил свой как священную реликвию.

Больше на сцене театра на Таганке этот спектакль не шел никогда.


Ученик: За две недели до смерти Владимир Высоцкий посвящает Марине Влади стихи. Это его последние строки:

И снизу лед, и сверху – маюсь между:

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно, всплыть и не терять надежду.

А там – за дело в ожиданье виз.

Лед надо мною, надломись и тресни!

Я весь в поту, как пахарь от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песни,

Все помня, даже старые стихи.

Мне меньше полувека – сорок с лишним.

Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть, чем оправдаться перед Ним.
Ученик: 28 июля 1980 года. Москва пуста. Олимпийские игры в самом разгаре. Ни пресса, ни радио, ни телевидение ничего не сообщили. Только четыре строчки в «Вечерке» отметили уход…

И все же на Таганской площади собралось почти 400 тысяч человек. (слайд)

Это был первый народный митинг, хоть и молчащий. Это была многокилометровая очередь, которая стояла ночь, оберегая поминальные свечи, стояла день, оберегая от палящего солнца цветы.
Ученик: Жарким июлем его хоронила Москва, из распахнутых окон на всю катушку гремели его песни. Эти строчки каждый знал наизусть. И ни одна из них, ни одна не была напечатана.

Директор Ваганьковского кладбища добился лучшего места для могилы Владимира Высоцкого. Он тут же был уволен. (слайд)


Ученик: Марина Влади, войдя в кабинет Высоцкого, ужаснулась. Все было перерыто. Но рукописи не пропали. Сотни листочков она уложила в чемодан и спрятала у друзей.

Через год, в 1981 году, с помощью Иосифа Кобзона издана первая книга спасенных стихов Владимира Высоцкого под названием «Нерв». Составителем был Роберт Рождественский.


Ученик: И в завершении нашего вечера давайте послушаем песню учителя Высоцкого Булата Окуджавы. (слайд)

О Володе Высоцком я песню придумать решил:

Вот еще одному не вернуться домой из похода.

Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил…

Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.

Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом

Отправляться и нам по следам по его по горячим.

Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,

Ну а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.

О Володе Высоцком я песню придумать хотел,

Но дрожала рука и мотив со стихом не сходился…

Белый аист московский на белое небо взлетел,

Черный аист московский на черную землю спустился.

(слайд)

Использованная литература:




  1. Влади М. Владимир, или Прерванный полет: Пер.с фр. – М.:Советский писатель, 1990.

  2. Высоцкий В.С. Стихи и песни. – М.:Искусство, 1988.

  3. Высоцкий В.С. Я жив! Стихотворения, проза, письма, воспоминания. – М.:ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2000

  4. Высоцкий Н.В. Ловите ветер всеми парусами (стихотворения), Амфора,

С-Петербург, 2012.

  1. DVD. Четыре встречи с Владимиром Высоцким. Выпуск 1-2. ООО «Мастер Тэйп Интернейшнл», 2009.

  2. Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого/Интервью и литературная запись В.Перевозчикова.- Ставрополь: ИПФ Ставрополье, 1992.

  3. http://qorumira.ru