Конкурс проектных работ Номинация «Умелые руки» (народное прикладное творчество) Лоскутная сказка - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Конкурс проектных работ Номинация «Умелые руки» (народное прикладное творчество) - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17 г. Вольска Саратовской области»



Конкурс проектных работ

Номинация

«Умелые руки»

(народное прикладное творчество)

Лоскутная сказка c:\documents and settings\admin\рабочий стол\новая папка\dsc06247.jpg

Автор проекта ученица 4 «А» класса МОУ «СОШ №17» Петрушина Лиза Руководители проекта Петрушина М.В., Гришанина Ю.В.


2012 год
Паспорт проекта.

1. Название проекта: «Лоскутная сказка»

2. Руководители проекта: учитель русского языка и литературы Петрушина М.В.,

учитель информатики и рисования Гришанина Ю.В.

3. Учебный предмет: технология

4. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литература, изобразительное

искусство

5. Возраст учащихся: 10 лет

6.Тип проекта: творческий

7. Цели проекта: дать сведения о приёмах работы с лоскутами, развивать стремление к углублению знаний использования лоскутной техники , способствовать развитию творческого воображения, научить изготавливать своими руками картины из лоскутов.

8. Задачи проекта:



  • освоить технологические знания, технологическую культуру с опорой на сведения, полученные при изучении других образовательных областей и предметов и на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладеть общетрудовыми умениями и умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда;

  • развивать творческие, коммуникативные и организаторские способности в процессе различных видов технологической деятельности;

  • воспитывать трудолюбие и культуру созидательного труда, ответственность за результаты своего труда;

приобрести опыт применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

9. Вопросы проекта:

Проблемный вопрос

Как можно определить ту грань, где кончается ремесло и начинается искусство? Возможно ли сочетание различных техник и фактур в одном изделии? Каковы возможности применения лоскутного шитья?

Учебные вопросы

1.Как применялось лоскутное шитье на Руси ?

2. Как используется лоскутное шитье в современном быту

3. Почему люди занимаются рукоделием?

4.Почему лоскутное шитьё не устарело в наше время?

5 Почему лоскутная техника доступна каждому?

6. Какова технологическая последовательность изготовления изделия в лоскутной технике?

7. Какие материалы и инструменты понадобятся?

4. С чего начать работу над изделием?

5. Какие правила цветоведения нужно соблюдать, составляя композицию?

6. Какие бывают техники лоскутного шитья?

7. Какие швы используются при изготовлении?

8. Как, не распарывая швов, по ходу работы исправить ошибку?

9. Как рассчитать нужное количество материал

10. Необходимое оборудование: лоскуты разной цветовой гаммы, нитки для вышивания, основа для нашивания лоскутов.

11 Актуальность проекта.

В ходе работы над проектом учащиеся приобретут много полезных навыков по работе материалом, узнают, какие изделия можно выполнять из лоскутов. Содержание данного проекта направлено на проектирование и создание оригинальных изделий из лоскутков.

В ходе занятий у детей происходит знакомство с историей лоскутного шитья, развивается воображение, формируется интерес к декоративно-прикладному творчеству. Проект ориентирован на формирование навыков работы с лоскутным шитьем. Способствует развитию познавательного интереса к предмету технологии. Предлагаемый проект учебной деятельности направлен на формирование навыков: В результате выполнения проекта учащиеся познакомятся с лоскутной техникой, видами техник, технологической последовательностью изготовления изделия из лоскутков. Закрепят умения находить информацию из различных источников.

Данный проект напрямую связан с литературой. В 2012 году исполняется ровно 170 лет со дня смерти великого русского классика А.С.Пушкина. Поэтому было принято решение изготовить своими руками лоскутные картины по сюжетам сказок А.С.Пушкина.

После завершения проекта учащиеся смогут самостоятельно изготовить изделие, начиная от эскиза, выбора материала до его защиты. Получат представление о проектной деятельности, о представлении результатов своей деятельности через сеть Интернет.

Продукт проекта: лоскутная картина

«Что за прелесть эти сказки!»

12. Этапы работы над проектом



Организационно-подготовительный этап

  1. Предварительное знакомство детей с содержанием проекта.

  2. Приглашение педагогов и родителей для презентации будущего проекта (раздача буклетов, показ презентации о творчестве А.С.Пушкина) , призыв оказывать поддержку в ходе реализации проекта, обсуждение организационных моментов.

  3. Выбор тематики проекта

  4. Проведение школьным библиотекарем викторины на тему: «Что за прелесть эти сказки!» (по творчеству А.С.Пушкина)

  5. Выбор иллюстраций к сказкам А.С..Пушкина для изготовления лоскутной картины.

  6. Организационное занятие по работе в сети Internet.

  7. Подбор необходимого оборудования для наиболее эффективной работы над проектом.

Основной этап.

За основу работ взяли иллюстрации разных художников к сказкам А.С.Пушкина.

Мы поставили перед собой задачу создать серию лоскутных работ, каждая из которых должна передать образ, созданный художником в картине, взятой за основу. При этом сходство с оригиналом, конечно, было не обязательно.

1. Разработка критериев оценивания итоговых работ, выдача памяток.



  1. Проведение консультаций по группам.

  2. Организация своевременного выполнения учениками самостоятельных и практических работ.

Заключительный этап.

3 месяца шла работа над этим проектом. Как женщина, с любовью и трепетом ждущая рождения своего ребенка, так и мы с огромной радостью шли к завершению нашей работы.

Мы многому научились. Старались в своих работах применять различные технические приемы, совмещать различные виды рукоделий (батик, вышивку и т.д.). Но вместе с тем старались, чтобы работы были разные по исполнению. По окончанию работы у нас получились не копии картин художников (хотя некоторые работы почти копии), а вполне самостоятельные произведения, потому что мы их как бы пережили, наделили своими ассоциациями


  1. Проведение итогов.

  2. Проведение выставки изделий в школе для учащихся школы и родителей.

  3. Награждение победителей и отбор лучших работ на муниципальный конкурс проектов.

Оглавление.

1. Введение.

2. Основная часть

а) История лоскутного шитья

б) История пэчворка.

в) Техника пэчворка

г) История художественных квилтов

д) Лоскутная аппликация

е) Цветовая палитра в лоскутных работах

3. Заключение

4. Список используемой литературы

5. Визуальный ряд работ

Прекрасные минуты созиданья,
Сродни творенью – только волшебство!


Валерий Захаров

Введение.

Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.

Лоскутное шитье - удивительно теплый, домашний и женский вид творчества. Настоящие мастера, чтобы создать подлинное произведение искусства, используют уже не старые, выцветшие лоскутки, а специально подбирают и покупают красивые яркие ткани.

Мал лоскуток, а нужен!

Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные мозаичные картины.

В доме умелой хозяйки постепенно накапливаются лоскутки и еще много всякой всячины.

Почти все ткани можно использовать для лоскутного шитья, но начинающей мастерице лучше всего работать с хлопчатобумажными тканями. Они хорошо стираются и прекрасно утюжатся. Это, прежде всего сатин, ситец и лен. Шьют также из шелка, атласа, сукна, драпа, из плотного вязаного полотна, тканей других видов, лишь бы они не плавились под утюгом.

Сшивая лоскуты, часто приходит учитывать, где у них долевое направление нитей.

Кроме этого необходимо владеть цветовой гармонией, которая поможет избежать грубых ошибок при создании лоскутной «живописи».



1. История возникновения лоскутного шитья

Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (пэчворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. А создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера? Разве это не лоскутное шитье?

Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станом, пяльцами. Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане женщины вручную ткали ткань. Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.

В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.

Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных.

Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.

В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.

Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика».

С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира.

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.

Чтобы овладеть всеми тонкостями этого искусства, нужно время и терпение. Главные условия успеха - художественный вкус и аккуратность. Составляя из лоскутков мозаику, важно, чтобы они гармонировали по цвету, иначе композиция будет рябить в глазах. Дополнительные сложности возникают в работе с пестрыми лоскутками, которые, кроме основного тона, имеют и другие цвета. Собирая разные кусочки ткани в единое полотно, мастер всякий раз проверяет получаемый эффект. При этом он больше опирается не на теорию цветовых сочетаний, а на свою интуицию.

Начинать лучше с самых простых, небольших изделий, например с прихваток. Нужно научиться соединять два одинаковых по размеру, но разных по цвету прямоугольных треугольника в квадрат, затем из квадратов составить полоску, несколько полосок сшить в лоскутную пластину. Освоить первые шаги помогут книги по лоскутному шитью, переводные и отечественные. Их вы найдете в магазинах.

Трудоемкую лоскутную технику можно усовершенствовать, применяя прозрачную линейку для лоскутного шитья и ножи для раскроя ткани. Они продаются в специализированных магазинах.

Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием и многоцветном лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет).



2. История лоскутной техники пэчворк

Patchwork — лоскутная работа; сшитый из лоскута. Происходит от англ. patch — заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work — работа.

История пэчворка восходит к очень отдаленным временам. Так в музее Булат в Каире выставлен образец орнамента, датированный 980-м годом до нашей эры и выполненный из кусочков кожи газели одной тональности. В Токийском музее костюмов представлена одежда периода Майома Эдо (15б9 - 1867), украшенная узорами из кусочков различной ткани. Б IV - IX веках н.э. паломники, совершавшие восхождение к храму (пещера тысячи Будд, находившаяся на древнем шелковом пути), оставляли там кусочки своих одежд. Из этих многочисленных оставленных ктсочков служители храма делали ковер, напоминавший о паломничестве множества людей. Ковер этот был обнаружен лишь в 1920-м году археологом сэром Артуром Штейном.

Необычайно красивый декоративный покров хранится в Петсамском монастыре (ХГХ век), выполненный в мягких тонах Востока и таинственной Византии. В мае 1540-го года Катерина Ховард, одна из жен Генриха VD3 (английского) получила 23 килта из королевского гардероба в знак благоволения короля перед свадьбой.

В Лондонском музее одеял хранятся великолепные изделия, выполненные женами первых поселенцев в Америке.

Очень живучий на Востоке, пэчворк пришел в Европу, вероятно после крестовых походов, когда рыцари привозили из Палестины трофейные флаги, знамена, ковры, выполненные в этой технике и необычайно красивые.

Но в Европе техника эта распространялась очень медленно и хорошо оправдывает свою этимологию «сделанный из кусочков ткани и ... труда».

Когда в XVIII веке в Северную Америку стали прибывать эмигранты из Англии, Голландии и Германии, они оказались по прибытии в весьма бедственном положении. Денег не хватало даже на покупку новой одежды или ткани для нее. Стоит вспомнить, что в те отдаленные времена путешествие из Старого Света в Новый занимало достаточно много времени!

Но женщины нашли выход из положения. Хорошие куски от старой одежды складывались в мешки, а позже, собравшись вместе, из них шили одежду, одеяла, покрывала, коврики и т.д. Подобная работа объединяла людей, оторванных от родного крова, от своих корней. А возникший энтузиазм, вдохновение, позволяли создавать подлинные шедевры. Ведь жены английских пуритан, прибывших на берега Америки, привезли с собой не только любовь к уюту и мастерство вышивки, известной в Англии уже в XIII веке, но и умение экономить.

Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork*. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье

Печворк сейчас необычайно актуален, хотя мода на это декоративно-прикладное искусство была всегда. Еще наши бабушки предусмотрительно собирали различные разноцветные кусочки ткани, казалось бы, ненужные, и сшивали их таким замечательным образом, что получались очень красивые вещи.



3. Техника пэчворка

Из лоскутов можно соорудить абсолютно все: от пояса до покрывала, от панно до подушки. Технику пэчворк можно условно разделить на три категории:

1. Подбор лоскутов

Следует подбирать контрастные, хорошо сочетающиеся между собой лоскуты ткани, которая может быть хлопком, льном, тафтой и т.д. Если у Вас имеются два не сочетающихся лоскута, то можно выйти из положения, если между ними вставить серединный нейтральный лоскут. Он свяжет воедино всю экспозицию. Единственное условие – ткань не должна быть сильно эластичной, трикотаж плохо подходит для печворк.

2. Схема

Будь то плед или подушка, необходимо правильно выкроить лоскуты, чтобы затем получился рисунок или узор. При выкраивании обращайте внимание на то, что Вам потребуется лишних 1-1,5 сантиметров ткани на сшивание. Желательно нарисовать схему на бумаге, чтобы не запутаться.

3. Шитье

Начините сшивать куски ткани, а по завершении нужно пристегать получившееся полотно к подкладке. Делать это лучше по линиям швов. Если Вы используете технику вязального печворка, тогда отдельные фрагменты нужно связывать контрастной нитью.



4. История художественных квилтов

Квилтинг – более широкое понятие, чем пэчворк ( quilting – сшивание, простёгивание). Он включил в себя несколько видов техник рукоделия, включая лоскутную технику пэчворк, аппликацию, вышивку, традиционные для квилтинга стежки и строчки. Готовые работы, выполненные в этой технике, принято называть квилтами, а людей, которые занимаются этим видом рукоделия – квилтёрами.

В долгой истории лоскутного шитья художественные квилты занимают особое место. Возникнув на основе простых мотивов аппликаций середины XIX века, в настоящее время они представляют собой уникальные произведения текстильного искусства.

Большинство ранних квилтов - это, как правило, стеганые одеяла, которые изготавливались из одного или нескольких кусков ткани или из мелких лоскутков, сшиваемых либо беспорядочно, либо в виде узора и соединяемых со слоем прокладки и подкладочным материалом. Слои прошивались простым швом, получившим название стежки, которая прокладывалась в виде различных узоров или узнаваемых рисунков. Очень часто мастерицы обращались к изображениям растений и животных, поэтому на многих чудесных квилтах середины XIX века можно увидеть наивные, стилизованные их очертания, особенно цветов и листьев, которые легко были приспособлены для выполнения аппликацией. Когда в Европе в XVIII веке вошли в моду набивные ткани, как, например, индийские ситцы, портнихи часто выполняли из них узоры и нашивали на однотонную ткань, чтобы сэкономить дорогую модную материю. На некоторых квилтах, созданных в такой технике (персидская вышивка), кусочки ситца располагались далеко друг от друга, а фон часто простегивался, нередко с прокладыванием шнура.

Иногда изделие состояло из нескольких частей: вокруг центрального блока располагались фрагменты с каймой - от стилизованных изображений постепенно переходили к наиболее реалистичным мотивам, которые с течением времени все более усложнялись. Свою самостоятельную ценность художественные квилты получили только с середины XIX века.

5. Лоскутная аппликация

Аппликация-вид декоративно-прикладного творчества. Аппликация От латинского слова- прикладывание, заключается в вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале (фоне).

Одним из самых доступных, выразительных и вместе с тем древних способов выполнения художественных работ — аппликации (от латинского слова applicatio — прикладывание). Картины из соломы, засушенных растений или тополиного пуха — это аппликация из природного материала. Большой простор для фантазии в области аппликации дают бумага и ткань. Так, с помощью аппликации выполняются орнаменты, украшающие национальную одежду, без которой не обходится ни один праздник. Аппликациями из ткани украшают детскую одежду, нашивая на нее цветных собачек, птичек, орнаменты.

Материалами для тканевой аппликации могут служить всевозможные натуральные и синтетические ткани разной фактуры — гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр.

Аппликация из ткани — это разновидность вышивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы на определенном фоне из тканиукреплять кусочки другой материи пришиванием или приклеиванием.

Лоскутную аппликацию используют в оформлении предметов домашнего обихода и одежды — салфеток, детских ковриков, сумочек, подушек и фартуков, грелок на чайник, кухонных рукавичек и прихваток, детских курточек и платьиц и тому подобного.

Для того чтобы при вырезании аппликации и ее пришивании края ткани не осыпались, лоскут крахмалят: лоскуты из ситца, сатина, бумазеи — жидким клейстером из картофельной муки (отжимают насухо и гладят с изнанки горячим утюгом); лоскуты из шелка, батиста, кружева, синтетических тканей — желатином (сухие лоскуты растягивают на доске и обрызгивают раствором желатина, затем просушивают, но не гладят).

Аппликации могут быть как простыми, так и сложными, состоящими из нескольких или множества элементов. Но в любом случае элементы аппликаций — цветы, деревья, птицы, звери и т. д. — должны быть стилизованными, без лишних деталей, с четким правильным контуром.

Аппликации выкраиваются по выкройкам или шаблонам. Для изготовления простых симметричных аппликаций можно сделать шаблоны-половинки аппликации, по которым выкраивают аппликацию, наложив их на сложенную вдвое ткань.

Часто образцами для аппликации служат иллюстрации из журналов, открытки, орнаменты на предметах декоративно-прикладного искусства. Многие рукодельницы пытаются уменьшить или увеличить иллюстрации. Не умеющие рисовать могут перевести рисунки по клеточкам в соответствии с заданным масштабом. Для этого иллюстрацию разбивают на равные квадратные клетки, а на листе бумаги, где должен быть увеличенный или уменьшенный рисунок, делают сетку из того же количества квадратов, но большего или меньшего размера, и на них переносят рисунок. Можно перенести на бумагу отдельные элементы рисунка, чтобы получить затем выкройки этих элементов.

Для выполнения сложной аппликации нужно обязательно сделать эскиз аппликации и выкройки отдельных деталей. Эскиз необходим для контроля. Заготовленные бумажные выкройки накладываются на материю, прикрепляются к ней булавками, а если фигура крупная и сложная, ее приметывают и затем вырезают из материи по контурам бумажной выкройки. К некоторым выкройкам надо делать прибавки в тех местах, где одна деталь заходит на другую, например, если надо присоединить кофту с юбкой, то к концу кофты следует сделать прибавку и на нее пришить юбку. Если в узоре одинаковые фигуры встречаются несколько раз, то материю можно сложить в несколько раз и по бумажной выкройке раскроить сразу несколько экземпляров. Кроить фигуры, особенно крупные, нужно обязательно по долевой нити, иначе, они деформируются (растянутся).

Вырезанные фигуры, раскладывают на основе в нужных местах эскиза, уточняют форму, совместимость фона и цвета фигур, после чего приступают к закреплению аппликации на основе.

Начинают работу с эскиза картины. Его рисуют в натуральную величину. Затем на основу из плотной, хорошо отутюженной ткани через копировальную бумагу наносят рисунок. Далее готовят выкройки для отдельных элементов эскиза и вырезают по ним детали из подкрахмаленных и отглаженных тканей. Прибавки на швы делают в том случае, если края детали необходимо подогнуть и пришить вручную. Для машинного шва «зигзаг» припуск на шов не оставляют.

Я выполняла свои работы, применяя технику лоскутной аппликации.

6. Цветовая палитра в лоскутных работах

В лоскутных работах, как в мозаике, можно добиваться невероятных эффектов, сочетая различные цвета и оттенки. Здесь нет однозначных правил, а потому просто невозможно дать общий совет на все случаи жизни. Однако все же необходимо знать некоторые свойства цветов.

Цвет предмета зависит от его способности пропускать, поглощать или отражать лучи света. Предмет белого цвета полностью отражает все лучи, а черный их поглощает. Белый цвет, проходя через призму, разлагается на радугу, или спектр, где выделяют семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Три из них являются основными: красный, желтый и синий. Они существуют сами по себе. Остальные образуются в результате их смешивания и являются промежуточными. Например, при смешивании желтого с синим получаем зеленый, синий и красный дают фиолетовый, а оранжевый – это смешанные желтый и красный. Меняя пропорции основных цветов, можно получить различные оттенки промежуточных.

Цвета делятся на теплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый). Зеленый цвет при преобладании в нем желтого можно отнести к теплым, а синего – к холодным.

Цвет активно влияет на человека, и к его выбору надо подходить обдуманно. Холодные тона успокоят, снимут раздражение, а теплые, солнечные - поднимут настроение.

Красный, например, увеличивает мускульное напряжение, способствует повышению кровяного давления, учащению сердцебиения. Голубой же, напротив, снижает давление и успокаивает. Зеленый позволяет расслабиться , отдохнуть утомленным глазам. Оранжевый вызывает легкое возбуждение, способствует повышению аппетита. Желтый стимулирует умственное напряжение и оказывает успокаивающее действие при некоторых нервных заболеваниях. Фиолетовый возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает их сопротивляемость к нагрузкам.

Вот несколько советов, которые помогут вам в выборе цветов для лоскутной мозаики:

1. Учитывайте назначение и габариты помещения , для которого создается пэчворк, и желаемое эмоциональное воздействие.

2. Теплые цвета отражают больше света, поэтому они зрительно выступают вперед, а холодные, наоборот, удаляются.

3. Не перегружайте композицию контрастными сочетаниями, достаточно одного-двух контрастных цветов. Обычно участвуют один основной, два-три близких ему и один контрастный.

4. Количество каждого цвета не должно быть одинаковым, иначе работа распадется на несколько частей, абсолютно не связанных между собой.

5. Резкие контрастные цвета лучше разделить более спокойными.

6. Подбирайте цвета при одном и том же освещении, учитывая, что при искусственном свете синие и зеленые оттенки становятся более яркими, а красные – более тусклыми.

7. Комбинации хорошо сочетающихся цветов:

белый – красный - черный;

белый – желтый – коричневый;

белый – голубой – синий – черный – серый.

Присмотритесь к природе и вы заметите много подсказок для правильного выбора цветовой палитры.

7.Заключение

Выполненные из лоскутов своеобразные и многоцветные картины преобразят и украсят ваш дом, придадут ему уютный вид, станут изюминкой его . интерьера. Красивые, нарядные панно будут одинаково хорошо смотреться в кухне и гостиной, детской и спальне, станут оригинальным подарком для друзей и родных.

Основной принцип декоративного изображения – достижение максимальной выразительности изображаемого, то есть достоверность отходит на дальний план, а на первый план выходят такие аспекты как: нарочитость – выявленная активность изображаемого, приукрашенность.

Декоративные произведения демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются материальные и духовные интересы людей. И хотя сегодня изделия прикладного искусства выпускаются художественной промышленностью, они в значительной мере сохраняют национальные особенности. Все это позволяет говорить о том, что в декоративном искусстве определенной исторической эпохи ярко выражены черты стилевого единства.

Искусство лоскутного шитья можно сравнить с живописью. Только краски нам заменяет ткань, а кисть – иголка с ниткой. И как по волшебству из-под легкой руки мастера выходит шедевр. Своеобразные лоскутные вещи преображают дом, добавляя тепла и уюта. Они применимы и для кухни (скатерти, салфетки, прихватки), для гостиной (диванные подушки, декоративное панно), для спальни (покрывала, наволочки на подушки). Эти вещи сделаны своими руками, в них частичка души мастерицы. Они уникальны и других таких нет во всем мире.

Безусловно, при значительном опыте и фантазии можно декоративно изобразить любой мотив, а без наличия опыта более логично выбирать мотивы, отличающиеся своей выразительностью, как бы запоминающиеся глазу.

Для развития любого творчества важны общение и обмен опытом между представителями разных школ и направлений. Продолжая и развивая традиции, современные мастера разрабатывают новые, удивительные узоры и находят необычные цветовые сочетания.

Включение в повседневную жизнь людей декоративного искусства, наряду с дизайном и архитектурой, эстетически ее обогащает, является источником эстетического воспитания.

Лоскутная техника настолько увлекательна, что сшив одну вещицу своими руками, тут же хочется попробовать что-нибудь новое. Тем более что существует множество форм лоскутков (треугольники, квадраты, полосы и соты), которые складываются в тысячи различных рисунков и орнаментов. Преимущество пэчворка состоит и в том, что материалом для шитья могут служить обрезки из старой одежды, поэтому можно смело экспериментировать без лишних затрат. Желаем вам творческих успехов и удачных экспериментов!

Список использованной литературы:

1. Калинина Е. «Натура и фантазия в декоративной композиции» . Журнал «Юный художник», 1994г.

2. Рондели Л.Д. «Народное декоративное прикладное искусство»

М., Просвещение, 1984г.

3. Хворостов А.С. «Декоративно-прикладное искусство в школе».

М., Просвещение, 1988г.

4. Мартынова Л. «Художественная роспись тканей» , 1996г.

5. Памела Мастер «Ослепительный квинт» 2001 г.

6. М.Максимова, М.Кузьмина «Мозаика лоскутных узоров» 2003г.

ПЭЧВОРК



КВИЛТ






МОИ РАБОТЫ

ЛОСКУТНАЯ АПЛИКАЦИЯ

«Что за чудо эти сказки!»



c:\documents and settings\admin\рабочий стол\новая папка\dsc06236.jpgc:\documents and settings\admin\рабочий стол\новая папка\dsc06242.jpgc:\documents and settings\admin\рабочий стол\новая папка\dsc06241.jpg

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\новая папка\dsc06239.jpg

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\новая папка\dsc06247.jpg