Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее мордовии» Поттериана - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное будущее... 2 491.05kb.
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) 1 258.23kb.
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное будущее... 1 142.63kb.
Полезные Интернет-ресурсы для 1 43.03kb.
«Подруга дней моих суровых…» По творчеству А. С. Пушкина 1 136.13kb.
Конкурс исследовательских работ обучающихся «Человек. Город. 1 241.72kb.
Исследовательская работа «Вклад российских немцев в развитие Российского... 1 155.46kb.
Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги... 1 79.94kb.
Тематика учебно-исследовательских работ в Институте инновационного... 1 36.21kb.
План научно-исследовательских работ 1 27.9kb.
Информация о достижениях в творчестве и спорте учащихся 1 180.6kb.
Ежемесячная денежная компенсация выплачивается 1 25.82kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее - страница №1/1



Министерство образования Республики Мордовия

Региональный учебный округ



Конкурс исследовательских работ учащихся

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ (ИННОВАЦИОННОЕ)

БУДУЩЕЕ МОРДОВИИ»

Поттериана

Выполнила: Кузнецова Ирина

ученица 8Б класса
Руководитель: Чиранова Т.С.,

учитель русского языка и литературы

Саранск

2013 год


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Большеелховская средняя общеобразовательная школа»

Директор школы: Афроськин Александр Михайлович

Почтовый адрес школы: 431503 с. Большая Елховка,

ул. им. В.П.Вакала, д.17

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

Е-mail: shkola@moris.ru

Сайт школы: http://elhoschool.ru

Автор работы: Кузнецова Ирина Николаевна

431514 Республика Мордовия,

Лямбирский муниципальный район,

с. Большая Елховка,

ул. Фабричная, д.57, кв. 50

тел. 895303303149

Руководитель работы: Чиранова Татьяна Сергеевна

Аннотация

Кузнецова Ирина, ученица 8 Б класса является автором работы «Поттериана». Это её первые шаги в области исследования художественного произведения.

Работа состоит из вступления, четырех глав, заключения, списка литературы. В данной работе ученица попыталась выявить художественные особенности романа Д. К. Роулинг «Гарри Поттер». Ирина представляет в работе интересные факты из биографии Д. К. Роулинг, анализирует жанровое своеобразие романа, останавливается на особенностях изображения главного героя, затрагивает сюжет и композицию произведения. Привлекает внимание кропотливая работа над языком романа, ученица находит причину необычной привлекательности книги: языковую игру, подробно описывает все моменты. В работе представлен сравнительный анализ первой книги о Гарри Поттере и художественного фильма.

Данная работа, несомненно, привлечет внимание сверстников автора, может быть полезной учителям для проведения классных часов, библиотекарям.



Чиранова Т.С., учитель русского языка и литературы

МОУ «Большеелховская СОШ»

.

Содержание

с.

Введение 5



Биография Джоан Роулинг и история создания произведения 7

Художественные особенности романа 9

Сравнительный анализ первой книги Джоан Кэтлин Роулинг

«Гарри Поттер и философский камень»

и одноименного художественного фильма 19

Это интересно 21

Заключение 22

Список литературы 23



Введение
«Купил книгу, не успел прочитать до половины, как эту книгу у меня отняли знакомые. Купил вторую книжку, не успел дочитать до середины, как отняли мои собственные дети, которые не очень-то любят читать. Наконец, я купил трехтомник и понял, что это колоссальное явление. Эта книга встряхнет мозги всех сегодняшних литераторов. Всех!» - так писал Эдуард Успенский. О какой же книге с таким вдохновением пишет Успенский, неужели сегодня, в век сверхплоских экранов и цифровых технологий кто-то еще читает книги?! Да, читают! А Эдуард Успенский пишет о знаменитом романе Дж. Роулинг «Гарри Поттер».

Сегодня газеты, радио, телевидение, Интернет публикуют заметки о мальчике-волшебнике. Тенейджеры играют в квиддич, а взрослые обсуждают с огромным интересом достоинства и недостатки очередного фильма о Гарри Поттере.

Поттериана – явление невиданное в мире литературы: разошлись по миру сотни миллионов книг на шестидесяти пяти языках, включая зулу и латынь. Причём за полмесяца после выхода последнего тома, бил выбит кассовый чек на восемь миллионов экземпляров. Серию про юного волшебника называют мифологией двадцать первого века, и она стала бестселлером уже много раз.

Серьёзные и начитанные люди, образованные и культурные, приходят на собрания любителей Гарри Поттера, облачённые в плащи, заострённые шапки, чёрные капюшоны, держа в руках характерные жезлы. Почему так гипнотически влияет на окружающих мальчик, сражающийся с колдунами, монстрами и всякой потусторонней нечистью?

Не секрет, что в любом из нас таится подсознательное желание раскрыть неведомый, свободный и совершенный мир.

Я – поклонница данного произведения или поттероман. Поэтому с большим интересом и огромным желанием взялась за эту работу.


Цель данной работы: выявить художественные особенности романа Д.К.Роулинг «Гарри Поттер», сопоставить первую книгу «Гарри Поттер и философский камень» и одноименный художественный фильм.
Задачи:

  • перечитать все семь книг о Гарри Поттере;

  • ознакомиться с литературой о данном произведении;

  • рассмотреть жанровое своеобразие романа; особенности изображения главного героя; композицию и сюжет; язык романа; проблематику произведения;

  • выполнить сравнительный анализ первой книги Джоан Кэтлин Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» и одноименного художественного фильма.


Предмет исследования: роман о Гарри Поттере.
Объект исследования: художественные особенности романа.

Биография Джоан Роулинг и история создания произведения
Джоан Кэтлин Роулинг родилась 31 июля 1965 года в небольшом городке Иэйт на западе Англии. Её родители Энн и Пит познакомились примерно за год до этого события. Больше всего Энн любила читать детям книги. К пяти годам Джоан едва ли не наизусть знала все детские книжки, а в шесть лет показала матери свой первый рассказ о приключения кролика по имени Кролик.

Если Джоан не сочиняла или не читала, то играла с соседским мальчиком, которого звали Ян. А фамилия его была…Поттер.

Джоан Мюррей, до замужества Роулинг, наиболее известная под псевдонимом – Дж. К. Роулинг (Джоан Кэтлин Роулинг). Перед первой публикацией издательство опасалось, что мальчики будут неохотно покупать книгу, написанную женщиной. Поэтому Роулинг попросили воспользоваться инициалами вместо полного имени. При этом требовалось, чтобы инициалы состояли из двух букв. У Джоан не было второго имени, и она воспользовалась именем бабушки – Кэтлин. В 2001 году писательница вышла замуж и взяла фамилию мужа – Мюррей, но писать продолжила под именем Дж. К. Роулинг.

Роулинг создала прекрасный волшебный мир, который очень понравился читателям, привлекал и очаровывал детей.

Книги о Гарри Поттере:
Гарри Поттер и философский камень (1997 г.)
Гарри Поттер и тайная комната (1998 г.)
Гарри Поттер и узник Азкабана (1999 г.)

Гарри Поттер и кубок огня (2000 г.)


Гарри Поттер и орден феникса (2003 г.)
Гарри Поттер и принц-полукровка (2005 г.)
Гарри Поттер и Дары Смерти (2007 г.)

Гарри Поттер: предыстория (2008 г.)

Есть и другие произведения, написанные Дж. К. Роулинг: «Квиддич с древности до наших дней» (2001 г.), «Сказки барда Бидля» (2007 г.).

Идея написания популярной книги Джоан Кэтлинг Роулинг «Гарри Поттер» возникла у автора в 1990 году. 25-летняя Джоан ехала на поезде из Манчестера в Лондон. Жизнь казалась безоблачной: мама была еще жива, Джоан жила в Лондоне, у нее была работа и близкий друг. Поезд безнадежно опаздывал. Джоан провела несколько часов, размышляя о книге, которую давно задумала. Постепенно история мальчика-волшебника выстраивалась во всех подробностях: «В какое-то мгновение отдельные кусочки встали на свои места, и я увидела картинку!». Добравшись, наконец, до Лондона, она постаралась побыстрее записать все, что пришло ей в голову. Фамилия главного героя была заимствована у Яна Поттера – товарища по детским играм, прототипом Гермионы стала маленькая Джоан, а Рон со временем становился похож на ее давнего друга Шона. Ей нравилось работать над «Гарри Поттером» в своем любимом кафе в Эдинбурге за чашкой кофе.

Пока она писала книгу, ей пришлось пережить смерть матери от рассеянного склероза, переезд в Португалию, чтобы преподавать английский язык, замужество, рождение дочери, развод с мужем, возвращение в Англию, где она жила на пособие по безработице, и жуткую депрессию. Именно в это время у нее возникла идея дементоров – существ, высасывающих из человека радость. А смерть ее матери поспособствовала рождению темы о смерти родителей Гарри Поттера.

Книгу не хотело брать в печать не одно издательство (представляете, как они об этом пожалели чуть позже?). В 1995 году маленькое издательство «Блумсберри» приняло рукопись. Книга о маленьком волшебнике появилась на свет 26 июня 1997 года и с тех пор шествует по миру победным маршем.



Художественные особенности романа
Жанр

«Гарри Поттер» - это, прежде всего, волшебная сказка. Для нее характерны такие признаки: вымышленная реальность, волшебные события, волшебные герои, предметы-помощники. Действие романа в основном происходит в школе волшебства и чародейства Хогвартс. Все волшебники живут в особом мире, который не видят простые люди. В мир волшебства можно попасть через барьер на вокзале Кинг-Кросс на платформе 9 ¾. Любимая игра волшебников – квиддич, в которую играют на летающих метлах с мячами. В школе ученики изучают непривычные для нас предметы: зельеваренье, защиту от Темных искусств, трансфигурацию, травологию. С героями постоянно происходят волшебные события. Гарри и его друг Рон летают на волшебном фордике, с помощью оборотного зелья превращаются в других людей, сражаются с троллями и дементорами. Героям в их необыкновенных приключениях помогают волшебные предметы. У каждого волшебника есть своя волшебная палочка, которая сама выбирает себе хозяина. В школе Хогвартс есть шапка, отбирающая первокурсников на подходящий для них факультет. Гарри Поттеру помогает в особых случаях быть незаметным мантия-невидимка. У каждого ученика школы есть животное, обладающее некими магическими способностями: У Невила Долгопупса – жаба, у Гермионы – кот Живоглот, у Рона – Сычик.

При внимательном прочтении романа «Гарри Поттер» обнаруживаются черты не только литературной волшебной сказки, но и фэнтези.

Фэнтези (от англ. fantasy — «фантазия») — вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов.

Так, например, в романе использованы мифологические образы: птица Феникс, которая известна в мифологии разных культур как существо, способное возродиться из пепла; единорог, являющийся символом целомудрия; кентавры – полулюди, полукони, занимающиеся воспитанием героев. В вымышленной реальности романа «Гарри Поттер» фигурируют мифические существа: эльфы, тролли. Основа сюжета каждой книги – поиски волшебного предмета, места, человека или знания. В первой части герои ищут философский камень, во второй части – тайную комнату, в третьей и шестой части – человека, в седьмой части - крестражи.

Жанр фэнтези, в свою очередь, удовлетворяет желание человека раскрыть мир по-новому, как неведомый, совершенный и свободный. Подсознательно мы пытаемся раскрыть тайны нашего реального мира и хотим понять силы, которые в нем действуют.

В романе «Гарри Поттер», можно найти и черты детектива.

Детектив (англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки.

Во второй части романа «Гарри Поттер и тайная комната» происходят преступления, в результате которых пострадавшие оказываются окаменевшими. Исследуя эти таинственные события, Гарри и его друзья выясняют, что существует тайная комната, в которой скрываются Том Реддл и василиск, совершившие все эти преступления.

«Гарри Поттер» - это еще и роман воспитания. У романов воспитания есть общие черты: их герой обычно сирота, воспитывается у родственников или вообще у кого попало, и на его долю выпадает множество несправедливых гонений, испытаний и всяческих приключений. Но он всё это выдерживает, сохраняя достоинство, взрослеет и через все испытания проходит с честью, и в зрелости находит любовь и создаёт счастливую семью. Классик этого жанра Диккенс "Оливер Твист", в американской литературе герои этого жанра - Том Сойер и Гекльберри Финн, оба сироты. В советской - Санька Григорьев из "Двух капитанов" Каверина, и конечно, бессмертная «Золушка» братьев Гримм. А потом был большой перерыв, чуть не полвека в этом жанре в классической литературе не появлялось практически ничего, и книга Дж. Роулинг заполнила это пробел. Кроме того, у маленьких читателей есть возможность взрослеть вместе с взрослением главного героя.

В книгах о Гарри Поттере нельзя точно определить жанр, поэтому мы считаем отличительной особенностью данного произведения – синтез жанров

Особенности изображения главного героя

Главный герой романа - Гарри Поттер – это герой-волшебник. Он вырос в семье обычных людей, где никто и никогда его не уважал и не любил. О своих способностях Гарри и не подозревал. Они проявлялись в те моменты, когда мальчик был зол, или расстроен, или недоволен чем–либо. Так, например, он мог заставить быстро расти свои волосы, обрезанные коротко. Понимал язык змей, об этом он узнал, посетив зоопарк. Но однажды в его жизни появляется Хагрид, открывший ему мир магии. Гарри Поттер оказался талантливым волшебником. Доказательством этому служит то, что во всех схватках с Волан-де-Мортом он всегда выходит победителем, несмотря на свой юный возраст. В романе «Гарри Поттер и Орден Феникса» герой становится предводителем отряда Дамблдора, учит ребят защите от Темных искусств. Не случайно Гермиона назвала Гарри великим волшебником.

У Гарри Поттера необычная судьба. Он остался сиротой после того, как на его родителей напал злой маг Волан-де-Морт. Но убить Гарри он не смог. От этого нападения на лбу у мальчика остался шрам в виде молнии.

Гарри Поттер - неординарная личность. В Хогвартсе существует традиция распределения учеников на факультеты с помощью шляпы. На Пуффендуй попадали честные, трудолюбивые студенты. В Когтевране учились «быстрые умом». Слизеринцы отличались хитростью, а гриффиндорцы – смелостью, храбростью, доблестью. На распределении учеников по факультетам шляпа высказалась о Гарри так: «Трудно. Крайне трудно. Очень храбрый, это видно. Но и сообразительный. Талант, да, бог ты мой, конечно же - и большое желание проявить себя, вот ведь что интересно... Куда же мне тебя отправить?» Эта оценка, данная Гарри Потеру распределяющей шляпой, раскрывает чрезвычайно сложный характер героя, который постепенно раскрывается перед читателем.

Одним из главных качеств Гарри является храбрость. В первой книге он не побоялся противостоять Волан-де-Морту и не отдал философский камень. «…ты отсрочил возвращение Волан-де-Морта во всей полноте его могущества. Это был подвиг, достойный взрослого мужчины», - такова оценка поступка мальчика директором школы Хогвартс Дамблдором. Во второй книге Гарри победил василиска. Его храбрость и смелость подтверждается еще и тем, что василиска он победил мечом великого волшебника Годрика Гриффиндора, который он достал из шляпы. Дамблдор объясняет, что сделать это может только настоящий гриффиндорец, то есть человек по-настоящему храбрый.

Ценным качеством Гарри является его умение дружить. Его лучшие друзья - Рон Уизли и Гермиона Грейнджер. Ради друзей он готов пожертвовать жизнью. Одним из испытаний Турнира Трех Волшебников было спасение близкого человека. Им для Гарри оказался Рон, которого он спас. Он поддерживал Рона, когда того приняли вратарем в команду по квиддичу. Настоящий друг будет радоваться успеху товарища. Так было и с Гарри, когда он узнал о том, что Рона назначили старостой факультета. Гарри понимал, что он более достоин этого звания, но смог принять превосходство своего друга.

В Гарри есть поистине редкое качество – благородство. Например, оно проявляется в четвертой книге на Турнире Трех Волшебников. В последнем испытании, когда нужно было пройти лабиринт и найти кубок огня, Гарри помог своему сопернику спастись от смерти, хотя он мог спокойно взять кубок и победить.

Гарри Поттер – человек чести. Злодею позволено напасть из-за угла, обмануть, предать и украсть, что делают приверженцы Волан-де-Морта. Положительному герою, каким является Гарри Поттер, не позволеносовершать подлые поступки, правда, ему разрешено сплутовать, особенно если это для пользы дела. Ему присущи щедрость, вера в справедливость и защита слабых, служение добру. Щедрость проявляется в том, что Гарри отдал деньги братьям Уизли на открытие магазина, когда выиграл денежный приз на Турнире Трех Волшебников. Во второй книге ради Джини Уизли Гарри открыл Тайную комнату и спас её от гибели. Гарри всегда верит в победу справедливости, поэтому никогда не сомневается в том, на чьей стороне быть.

Но образ Гарри Поттера был бы неинтересен читателю, если бы характер героя состоял только из положительных качеств. В Гарри есть и качества обычного подростка: лень, легкомыслие, нежелание подчиняться установленным правилам. Как обычный подросток Гарри не любит делать уроки, иногда невнимательно слушает объяснения учителя, некоторые действия совершает импульсивно, под влиянием сильных чувств, о чем герой признается сам. Очень часто Гарри приходится нарушать школьные правила и различные правила волшебного мира. Герой вместе с друзьями варит запрещенное Оборотное зелье, разгуливает по школе по ночам, ходит в Запретный лес, пользуется волшебством в обычном мире людей. Но все эти нарушения по большому счету оказываются полезными для раскрытия различных тайн.

Ролинг угадала самую отзывчивую, самую тонкую струну ребячьей души: страстное желание, будучи простым и обыкновенным, стать могучим и волшебным. Секрет Гарри Поттера в том и состоит, что он мало похож на героя – на того, на кого трудно было бы равняться, кто мог бы устыдить не слишком ловкого, не слишком быстрого и не слишком находчивого своей всепобеждающей умелостью и превосходством. Он – такой, как все! И каждый ребенок может сказать: «А ведь Гарри Поттер – это я! Вот только бы и мне поучиться чуть-чуть в такой же волшебной школе – и тогда я тоже смогу все на свете!»

Таким образом, Гарри Поттер обладает такими качествами, которые может отыскать в себе каждый подросток.

Композиция и сюжет

Композиция - это построение художественного произведения. Роман состоит из семи книг, которые рассказывают о семи годах обучения Гарри Поттера в школе Хогвартс. Романы Роулинг о Гарри Поттере написаны по принципу серии, каждое последующее произведение начинается кратким изложением истории героя, его непонимания семейством Дурслей и столкновения с Волан-де-Мортом. Книги о Гарри Поттере можно читать по отдельности, а можно вместе, перелистывая страницы в нетерпении: что же будет дальше? Принцип сериальности, магическая формула «продолжение следует» была изобретена более ста пятидесяти лет назад, в 1829 г., доктором Вероном для газеты «Ревю де Пари». И не всякий писатель преуспевал в этом жанре, хотя литература знает его блистательные образцы, например, трилогию о мушкетерах А.Дюма или романы Ж.Верна, детективные рассказы К.Дойла или романы А.Кристи. Каждая книга романа «Гарри Поттер» – это новое приключение героя и его друзей. Но при этом все романы Роулинг не похожи друга на друга. В них прослеживается непрерывная эволюция героев. Эволюция составляет важнейшее отличие «Гарри Поттера» от литературных сериалов. Мальчик, который выжил, взрослеет на наших глазах. Вместе с взрослением детей более проработанными оказываются и взрослые персонажи. Клубок проблем в многодетном семействе Рона Уизли выписан очень правдоподобно и жизненно. А безупречный волшебник Дамблдор признается, что стареет, что он переоценил свои силы и на многое закрывал глаза. Еще пример - перемена обстановки в доме дяди и тети Гарри. В первых романах семейство Дурсли выглядело комичным сборищем шаблонных негодяев. В "Ордене Феникса" до тех пор безнадежный кузен Дадли худеет и начинает заниматься боксом. Тетя Петунья, как выясняется, добровольно согласилась воспитывать осиротевшего племянника и делала это не лучшим образом в силу своей ограниченности, а не патологической злобности. Всё это делает роман привлекательным для читателя.

Во всех семи книгах все события показаны через призму восприятия Гарри. И хотя повествование ведется не от первого лица, мы оцениваем все происходящее именно его глазами. По-моему, этим и обусловлены различия между книгами. Каждая следующая книга серьезнее и «взрослее» предыдущей. Растет главный герой, а вместе с этим меняется и взгляд на мир, и его оценка, и общее настроение. В «Ордене Феникса» Гарри уже пятнадцать лет. В этом возрасте человеку свойственно задумываться о жизни, размышлять над последствиями своих поступков. Неудивительно, что это отразилось и на композиционном строе книги: динамическое повествование теперь часто сменяется внутренними монологами и размышлениями. Это естественно для взрослеющего человека, и Роулинг удалось передать это на уровне композиции.

Элементы композиции помогают автору дать какую-либо оценку персонажей. Например, в пятой книге «Гарри Поттер и Орден Феникса» дан портрет Долорес Амбридж, заместителя министра магии: «Он подумал, что она поразительно похожа на здоровенную бледную жабу… Даже крохотный бантик из черного бархата, торчащий над короткими завитыми волосами, показался ему большой мухой, которую она почти схватила своим длинным липким языком». Внешний вид этой женщины не вызывает у читателя никакой симпатии. И не случайно: автор хотел внушить читателю отвращение к этой женщине, скрывавшей за вполне безобидной внешностью амбициозность, жестокость и грубость. Описание обстановки также помогает раскрыть характер героев. Например, кабинет Амбридж «весь в кружавчиках и сушеных цветочках, с этими котятами, которые были так омерзительны, что Гарри, остолбенело, таращился на них». Такое описание помогает автору раскрыть слащавость и в то же время омерзительность характера героини. Пейзажные описания тоже помогают передать душевное состояние героев. Так, например, в пятой книге описан бесконечный унылый осенний дождь, который все идет и идет, и конца ему не видно. Этот образ помогает передать подавленное состояние Гарри, которому никто не верит, которого считают все чуть ли не сумасшедшим. Ведь он объявил, что Волан-де-Морд жив и вернулся. Вспомним первую книгу романа «Гарри Поттер и философский камень» и первое появление хранителя ключей Хагрида. Он появляется во время бури, подчеркивающей его силу и мощь.



Фабула произведения невероятно проста и схематична, понятна как десятилетнему читателю, так и читателю постарше. Создавая сюжет, Дж. Роулинг использует прием занимательности. Сюжет произведения очень динамичен, насыщен событиями, невероятными приключениями, что помогает удержать внимание читателя.

Сюжетная линия книг о приключениях юного волшебника Гарри Поттера по сути является детективной, о чем я уже писала. Расследование загадок волшебного мира, а также невероятные чудеса не позволяют читателю скучать. Ещё одной особенностью сюжета является и то, что в любой книге, как в настоящем детективе, развязка всегда непредсказуема. Например, во второй книге романа «Гарри Поттер и Тайная комната» до конца непонятно, кому принадлежит дневник и кто такой Том Реддл. Никто не подозревает, что маленькая тихая Джинни Уизли и есть тот самый человек, который пишет кровью на стенах грозные предупреждающие слова. Лишь в финале раскрываются все тайны. В третьей книге «Гарри Поттер и Узник Азкабана» читатель уверен, что Сириус Блек преследует Гарри Поттера и хочет его убить, но в финале оказывается, что он крестный отец Гарри и не желает ему зла.

Язык романа

Роман написан ярким и увлекательным языком, насыщенным авторскими неологизмами. Языковая игра как доминирующий авторский прием является одной из причин необычайной привлекательности книг Дж. Роулинг о Гарри Потере. Языковая игра – это игра слов. Очень часто, не подозревая об этом, к языковой игре прибегают дети, придумывая новые слова, непохожие на обычный язык людей. Наверное, поэтому приемы языковой игры часто встречаются именно в произведениях, предназначенных для детей.

Достаточно распространенным видом языковой игры произведения «Гарри Поттер» является использование приема единоначатия, т. е. повтора первых согласных. Часто имена и названия в романе начинаются на один и тот же согласный. Например, Батильда Бэгшот, Северус Снегг, Минерва МакГонагал, Гермиона Грэйнджер, Гордик Гриффиндор, грегорий Гойл, Дедалус Дингл и другие.

Автор создает окказиональные слова (это слова, созданные с нарушением языковых норм, причем это нарушение является осознанным), в которых главным приемом является единоначатие. Например, "Пуляющие пушки", или «Пушки Педдл» - это название команды по квиддичу, в котором словосочетание создано с нарушением речевых норм – тавтологии. Также Роулинг придумывает новые слова, отражающие внутреннюю сущность предмета. Например, профессор Златопупст Локонс – фамилия и имя как бы высмеивают пустую сущность профессора, его привычку к самолюбованию. Грозный Глаз Грюм – назван так из-за того, что был знаменитым мракоборцем, был изранен, имел волшебный глаз.

Отдельным частным проявлением языковой игры произведения «Гарри Поттер является искажение отдельных слов (оговорки). Например, одной из многочисленных оговорок мистера Уизли является слово «эскалатор» (имеется в виду эскалатор в метро). Вместо него он произносит слово «эскапатор» или «экскалатор». «Выхлопная труба» - «выхлопная пурга»; «сантехник»- «сотейник».

Анаграмма занимает исключительно важное положение в ряду языковых приемов произведения «Гарри Поттер». Дж. Роулинг использует анаграммы как один из способов кодирования информации. Например, имя Том Нарволо Реддл при перестановке букв означает Лорд Волан-де-Морт». ЖАБА – жутко академическая блестящая аттестация

Для текста произведения «Гарри Поттер» характерно частое использование многоточия, тире, заглавных букв и курсива. Так, например, помимо отдельных слов или фраз, курсивом выделены заклинания, названия школьных дисциплин, учебников и так далее. Графика выполняет не только функцию воссоздания живой речи, смыслового выделения слова, передачи интонации, но и своего рода инструмента воздействия на эмоциональное восприятие и сферу чувств читателя, поскольку помогает ему ощутить определенный спектр эмоций персонажа.

Создание текста, не расчлененного междусловными пробелами, выполняет в произведении «Гарри Поттер» функцию передачи живой ускоренной или нечленораздельной речи. Например, «Сстосусилоссь? – спросил Гарри неразборчиво, как пьяный». Кроме того, в «Гарри Поттере» встречается прием нерасчлененного текста, который частично расчленяется посредством дефиса или многоточия, подчеркивая ироничность высказывания., «Что…что такое? – сонно пробормотал Гарри», «Ч-чего? – сонно пробормотал Гарри».

Дж. Роулинг использует прием намеренного нарушения грамматических норм. Так, например, в целях описания социального статуса лесничего Хагрида использован разговорный стиль или просторечия: «как я погляжу», «субчики», «на ум взбредет», «допёр», «но раздери меня совсем», «ну один в один просто», «вылитый папаша», «прям хоть кричи!», «а ну валите все отсюдова!», «чо ты тут делаешь», «а чой-то», «знаменитей всех», «по-ихнему» и другие.

Итак, язык романа прост, понятен и близок читателю 11-15 лет.

Проблематика романа

В романе Дж. Роулинг затрагивает разнообразные проблемы. Мы выделили следующие:



  1. Борьба добра и зла

  2. Взаимоотношение взрослых и детей

  3. Проблема саморазвития

  4. Проблема сложности человеческой натуры

  5. Проблема толерантного отношения к людям

  6. Отношение к чуду

  7. Проблема дружбы

  8. Проблема власти и ответственности

  9. Проблема известности, славы

Правда, не стоит отдавать предпочтение одной из проблем: все они дополняют друг друга, представляют комплекс идей произведения.

На наш взгляд, идея борьбы добра со злом всё же основополагающая в романе. Представителем зла в нем является черный маг Лорд Волан-де-Морт. Он использует самое изощренное оружие, а убивает не ради самозащиты или защиты тех, кого любит. Принципов, которые действуют, например, на войне, для него не существует. Он убивает хладнокровно, иногда для удовольствия, иногда ради новых достижений. Постепенно шаг за шагом Гарри Поттер понимает: именно в нем заключена та сила, которой придется выступить против зла, лорда Волан-де-Морта, и это - сила добра.

Но не всё так просто в романе английской писательницы. Борьба добра и зла идет и в душе самого героя. Да, как это ни странно звучит, но и личности Гарри присущи негативные, злые черты. Вот Гарри покупает волшебную палочку на Диагон-аллее. И ему достается "родная сестра" той палочки, которой владеет воплощение зла - лорд Волан-де-Морт. Причем, палочка сама выбирает себе волшебника. Первое указание на присутствие сил зла в душе Гарри Поттера. И это только начало. Во время процедуры распределения первокурсников по колледжам шляпа-сортировщица говорит Гарри, что ему лучше всего было бы учиться в Слизерине, колледже, пользующемся дурной славой, из которого вышло немало черных магов, в том числе и лорд Волан-де-Морт. А вот, посмотрите, какой совет дает Дамблдор, когда Гарри говорит о своем страхе не оправдать ожидания тех, кто видит в нем героя, победившего могучего чародея. «Просто будь собой!» - говорит директор школы Гарри Поттеру. Не стань лучше, учись, стремись, борись, а стань самим собой. Несмотря на схожесть Гарри Поттера с Волан-де-Мортом (в первом «есть многие качества, которые Салазар Слизерин высоко ценил в своих тщательно отбираемых учениках. Его собственный редкостный дар, змееустость - находчивость - решительность - некоторое пренебрежение к установленным порядкам») внутренне мальчик не похож на черного мага. Дамблдор очень мудро объясняет причину этого: «Ведь только избираемый нами путь, Гарри, показывает нашу истинную сущность, гораздо лучше, чем наши способности». Таким образом, только от человека зависит, добро или зло победит в его душе – вот урок, который должен усвоить читатель.

Быть верным, уметь доверять и, самое главное, чувствовать потребность изо всех сил сопротивляться злу – это нравственные проблемы, которые объединяют все семь историй, их главная мораль.

В книге вообще много говорится о человеческой душе – о том, благодаря чему она остаётся целой и невредимой, и о мере зла, необходимой для того, чтобы расколоть её на части. Всё начинается с утверждения, что любовь может спасти от смерти, и заканчивается заявлением, что самопожертвование во имя любви способно вернуть к жизни. «…твоя мать пожертвовала собой ради твоего спасения, - говорит Дамблдор Гарри, - она дала тебе такую надёжную защиту, какой он (Волан-де-Морт) и представить себе не мог, и она по сей день тебя оберегает». В последней книге мы видим столкновение двух очень разных, диаметрально противоположных душ, им предстоит сразиться во имя нового мира. Душа Гарри искалечена и почти потеряла то, что отличает настоящую человеческую душу, способность любить. Волан-де-Морт обесчеловечил себя намеренно. Гарри уязвим, он страдает, но все еще жив, он все еще борется, надеется и верит в любовь. И любовь становится в очередной раз тем, что способно спасти героя, вернуть его к жизни.

В романе явно противопоставление детского мира и взрослого. Детским персонажам Роулинг приходится проживать и решать совсем уже не детские проблемы, и с каждой книгой это становится все более явно и все более важно. Она ставит перед детьми задачи, которые им не всегда под силу, раскрывает в решении этих вопросов эмоциональный мир своих героев. Она противопоставляет мир детский и взрослый, как сказочный и реальный - ведь в сказке все решилось бы взмахом волшебной палочки, а в реальности приходится думать о последствиях каждого поступка и взвешивать каждый шаг. Наверное, и в этом часть секрета Роулинг - она не дает возможности все проблемы решить волшебством, а заставляет своих героев и читателей думать над решением и чувствовать вес каждого такого решения. Дети, наконец, предстают здесь не как образцы идеальности, невинности. Детство в «Гарри Поттере» не волшебный мир, в который взрослым хочется вернуться, но сложный, с массой своих проблем, период жизни человека.

Автор очень дружелюбно пишет о людях разных национальностей из разных стран, чем и формирует положительное отношение к ним. Здесь нет стереотипов, нет предвзятых взглядов, каждый человек хорош по-своему, и неважно, какие у него глаза и какого цвета кожа и волосы. Таким образом в юном читателе формируется толерантность, уважение к чужим взглядам и интересам.

Джоан Роулинг так много пишет о дружбе, верности, доблести, что нельзя, прочитав книгу, не задуматься об этом. К сожалению, сейчас многие, хотя и не все, стали забывать о поступках во имя дружбы, о честности - как перед собой, так и перед другими. Немало примеров таких поступков можно найти в «Гарри Поттере» - скажем, в четвертой книге «Гарри Поттер и кубок огня», где герой пытается спасти не только своего друга Рона, но и всех оставшихся под водой.



Еще одна не менее важная проблема интересует автора романа - проблема власти и ответственности. Лишь тот, кто чувствует ответственность, не сможет злоупотребить властью, использовать ее во вред другим. Таким является директор школы чародейства и волшебства Хогвартс Дамблдор. Он чувствует свою ответственность прежде всего за судьбу Гарри, поэтому старается уберечь его от излишней информации, которая может ранить юного мальчишку. Напротив, Долорес Амбридж, заместитель министра магии только и мечтает занять кресло директора школы Хогвартс. Став же директором, превращается в настоящего тирана для всех учащихся и преподавателей, замучив их инструкциями, запретами и проверками.

Сравнительный анализ первой книги Джоан Кэтлин Роулинг

«Гарри Поттер и философский камень» и одноименного художественного фильма


Книга

Художественный фильм

Вернон Дурсль видел Минерву Макгонагалл в виде кошки, хотя и не понял, что это она.

Вернон Дурсль не видел профессора Макгонагалл в виде кошки.

Тетя Петунья описывается «тощей блондинкой с шеей почти вдвое длиннее, чем положено при ее росте».

Петунья Дурсль брюнетка

Фигурирует Пирс Полкисс, лучший друг Дадли.

Пирса Полкисса не было

Емко описан разговор тети Петуньи и дяди Вернона о письмах Гарри.

Не было разговора.

Гарри Поттеру предоставляют комнату, которая ранее была предназначена для вещей Дадли.

Такого нет

В магазине Олливандера Гарри был вместе с Хагридом.

Гарри был один.

Встреча Гарри Поттера и Драко Малфоя В магазине мадам Малкин.

Встречи не было.

На поезд в Хогвартс Гарри провожали Дурсли и оставили его одного искать платформу 9 и 3/4

Гарри провожает Хагрид, но не говорит о том, как искать платформу 9 и 3/4

Встреча Малфоя и Поттера в поезде.

Встречи не было.

Первокурсники бурно обсуждают, на какой факультет они попадут; говорят о том, каким образом будет происходить отбор.

Данных разговоров нет.

Учителя и учащиеся исполняют гимн школы Хогвартс.

Гимн не исполняется.

Фигурировал полтергейст Пивз.

Такого персонажа нет.

Сон Гарри Поттера о Драко Малфое и Северусе Снег.

Сна нет.

Хагрид написал письмо, в котором приглашал Гарри в гости.

Гарри, Рон и Гермиона пошли к Хагриду, когда распутывали загадку о философском камне.

Малфой вызвал Гарри на дуэль, а сам не пришел

Малфой не назначал дуэли

Происходит стычка Драко Малфоя и Рона Уизли. Насмешка Драко над семьей Гарри.

Этого нет.

Присутствует персонаж – мадам Пинс. Она была библиотекарем.

Мадам Пинс не было.

Рождество Гарри отмечал с Роном, Фредом, Джорджем и Перси. Мама Рона связала свитер для Гарри и передала его через Рона.Поттер получил мантию-невидимку.

Рождество Гарри праздновал только с Роном. И получил Гарри только мантию-невидимку.

Гарри позвал Рона смотреть на зеркало Еиналеж только на следующий день.

Гарри позвал друга сразу же, как только узнал о зеркале.

Гарри узнал информацию о Николасе Фламеле на карточке из-под конфеты. И только потом Гермиона нашла книгу, в которой говорилось больше.

Гермиона принесла книгу, где была информация о Фламеле

Встреча Снегга и Квирелла в лесу.

Этой встречи не было.

Хагрид посетил библиотеку, желая получить информацию о драконах. Там его увидели друзья и заподозрили что-то неладное.

Хагрид не ходил в библиотеку.

Гарри, Рон и Гермиона навещали Хагрида в течение нескольких дней, пока дракон не вылупился

Дракон вылупился, только тогда друзья узнали о нем.

Гермиона и Гарри отправили дракона в Румынию сами.

Дракона в Румынию отправил Дамблдор

Описана встреча Хагрида и кентавров

Встречи не было

Чтобы поймать ключ, друзья летали на метлах все вместе.

Гарри летал на метле один

Описывается испытание, которое приготовил для учащихся профессор Снегг: нужно было выбрать правильное зелье и выпить его. Головоломку разгадала Гермиона.

Не показано испытание профессора Снегга.


Это интересно
1. Когда Артур Уизли ведет Гарри в министерство магии на слушание, они набирают секретный код на телефонной панели. Вводят цифры: 62442. Буквы под этими цифрами на стандартной клавиатуре мобильного телефона дают слово MAGIK (волшебный).

2. Патронус Гермионы Грейнджер – выдра, потому что Дж.К. Роулинг нравятся эти животные, и она видит в Гермионе себя.

3. Дж. К. Роулинг назвала водителя и кондуктора в автобусе «Ночной рыцарь» в честь своих дедушек Эрни и Стэнли.

4. Сириус Блэк получил свое имя по названию самой яркой звезды на ночном небе, которая также называется Собачьей звездой. Очень мудро, так как Сириус, анимаг, перевоплощается в большого черного пса.

5. Пивз никогда не был живым человеком. Он не привидение, неразрушимый дух хаоса, который может сеять суматоху.

6. Четыре факультета в Хогвартсе соответствуют четырем элементам: Гриффиндор – огонь, Когтевран – воздух, Пуффендуй – земля, Слизерин – вода.

7. Профессор Флитвик такого маленького роста, потому что у него в роду были гоблины.

8. Животное, в которое превращается анимаг, отражает его характер.

9. Война в мире волшебников была примерно в то же время, когда и в мире маглов шла Вторая мировая война. В 1945 году, когда пал Гитлер, Дамблдор победил злого волшебника Грин-де-Вальда.

Заключение
«Гарри Поттер» - это приключенческая эпопея из семи книг о маленьком волшебнике, созданная английской писательницей Джоан Кэтлинг Роулинг. Каждая из семи частей книги описывает один год жизни мальчика - волшебника Гарри Поттера. Все семь романов создали сумасшедший бунт популярности, каждый из них стал бестселлером и был переведен на множество языков, в том числе на русский.

Последняя книга была выпущена 21 июля 2007 года, при этом в русскоязычном варианте – 13 октября 2007 года. Общий тираж «Гарри Поттера» составляет более 325 миллионов экземпляров, это рекордное количество выпущенных экземпляров в печати детских книг. «Гарри Поттер» читали дети, которые раньше не читали книги вообще. И это не удивительно.

Джоан Кэтлинг Роулинг создала прекрасный волшебный мир, используя синтез жанров, сложность, неоднозначность характера главного героя, эволюцию персонажей, переданную на уровне композиции, занимательность сюжета, яркий, увлекательный язык произведения, комплекс нравственных и философских проблем.

Дж. К. Роулинг подарила миру волшебный мир с Гарри Поттером. Миллионы детей в мире стали фанатами самой писательницы, актеров фильма, героев и персонажей книг, школы чародейства и волшебства Хогвартс. Созданы множество фан-клубов, где дети всего мира обсуждают волнующие их темы, обмениваются интересными ссылками, фанфиками, музыкой, играми, видео, статьями, анимациями, фанартами, новостями о приключениях Гарри Поттера и его друзей.

Существуют фан-клубы Гарри Поттера и Дэниэла Редклиффа, Эммы Уотсон и Эрмионы Гренджер, Руперта Грина и Рона Уизли, Бонни Райт и Джинни Уизли, Тома Фелтона и Драко Малфоя, Ричарда Харриса и Альбруса Дамблдора, Алана Рикмана и Северуса Снейпа, а также практически всех актеров и героев, у которых были более или менее значительные роли.

Так же существует множество фан-клубов писательницы Дж. К. Роулинг, ее книг, фильмов по ее книгам, школы волшебства Хоргвартс. Последние книги вышли в печать, известно окончание волшебной истории, сняты основные части Поттеровской саги из семи фильмов, но поклонники и фанаты по всему миру не хотят прощаться с Гарри Поттером. В своих клубах они создают огромный ажиотаж Гарри Поттеру и всему, что с ним связано.



Список литературы


  1. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Дары Смерти. ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2007.

  2. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Кубок огня. ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2002.

  3. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Орден Феникса. ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2003.

  4. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Принц Полукровка. ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2005.

  5. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Тайная комната. ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2001.

  6. Ролинг Дж. Гарри Поттер и узник Азкабана. ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2001.

  7. Ролинг Дж. Гарри Поттер и философский камень. ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2001.



Интернет-ресурсы:

  1. http://ru.harrypotter.wikia.com - проект свободной энциклопедии о Гарри Поттере.

  2. http://ru.wikipedia.org – Википедия – свободная энциклопедия.

  3. http://www.iaclub.ru - Статья «Гарри Поттер: в чем причина популярности?» Автор Виктория Дегтярёва.

  4. http://rutracker.org - Биография Дж.К. Роулинг.

  5. http://harrypotter-2.narod.ru - проект Независимого Интернет Издательства «Гарри Поттер».