Концептуальные аспекты изучения психологических особенностей личности при формировании умений делового общения у студентов спо - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Семинар-тренинг «Деловой этикет и имидж преуспевающей личности» 1 25.75kb.
Учебной дисциплины «Этика и психология делового общения (коучинг) 1 10.52kb.
Английский язык делового общения 6 442.56kb.
Исследование психологических 1 101.7kb.
Самопрезентация элемент социально-психологической компетентности... 1 69.18kb.
Утверждено 1 115.55kb.
Учебно-методическое пособие для студентов 10 944.89kb.
Деловое общение, его виды и формы 4 Недостатки при ведении делового... 1 284.96kb.
Методические рекомендации для студентов по выполнению психологических... 2 604.12kb.
Кузнецова Екатерина Викторовна студент группа эо-3-09 1 89.92kb.
Осуществление контроля знаний и умений по разделу: «Древний Восток» 1 18.68kb.
Особенности и основные направления психологического исследования... 1 30.85kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Концептуальные аспекты изучения психологических особенностей личности при формировании - страница №1/1

Концептуальные аспекты изучения психологических особенностей личности при формировании умений делового общения у студентов СПО


Ю.Е. Олисова,

заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель

Научный руководитель Иванов А.И., д.п.н., профессор

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности»

Потребность в общении относится к числу базовых потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение - необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX вв.

Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, в его процессе ставятся конкретные задачи, которые требуют своего решения, или реализуются определенные цели.

В современном обществе общение между людьми, как важнейшая сторона их совместной жизни и деятельности всегда, так или иначе, осмысливалась ими сначала на уровне их житейского, обыденного сознания, а затем и на более глубоком, теоретическом уровне. На сегодняшний день многие выдающиеся мыслители разных исторических эпох и разных стран высказали глубокие суждения о сущности и содержании человеческого общения в тех или иных сферах общественной жизни, его субъективных и объективных сторонах. В связи с этим они высказывались о педагогической, психологической, а также и нравственной стороне человеческого общения и соответствующих свойствах людей как субъектов межличностного общения, в том числе об их моральных свойствах.

Широко используются работы, в которых, так или иначе, рассматриваются проблемы делового общения. Работы, вышедшие главным образом в последние десятилетия в США, странах Европы, а также пока немногие труды отечественных авторов.

Само по себе, понимание делового общения подразумевает осмысление ряда проблем. Однако это касается, прежде всего, психологических качеств личности как субъекта общения, а также психологических характеристик межличностного общения людей.

Подчеркивая уникальность каждого человека, швейцарский психолог Карл Густав Юнг писал: «Ни одно автономное психическое содержание не является внеличностным, или объективным. Объективность, внеличностность - это категории сознания. Все же автономные психические факторы имеют личностный характер».

Смена и чередование эмоциональных переживаний, аффективных реакций, разнообразных инстинктов, мотиваций и установок позволяет психике личности адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. А такие ситуации, как правило, довольно часто возникают в деловом общении.

Так, например, личности с активной и динамичной психикой склонны следить за своими действиями и действиями партнера, выявляя сильные и слабые стороны, как собственных поступков, так и всей сложившейся ситуации. В случае неудачи они, не колеблясь, берут ответственность на себя за то, что приложили недостаточно усилий для установления делового контакта. Напротив, личности с пассивной и менее дееспособной психикой более склонны винить в неудаче различные внешние обстоятельства или своих деловых партнеров.

Различные модификации социального поведения деловых партнеров свидетельствуют о наличии существенных отличий в их психической структуре. Сама же по себе психологическая структура выступает как знак личности, выражает ее индивидуальные особенности.

По своей сущности психологическая структура не является неизменной, а скорее представляется движущим и текущим процессом. Тем не менее, для нее характерна определенная целостность, включающая комплекс довольно устойчивых признаков: инстинкты, темперамент, чувствительность, способности, мотивации, установки. Все эти признаки определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения, когда он приспосабливается к различным жизненным ситуациям.

Описать структуру личности пытались многие педагоги и психологи. Одни из них сделали попытку выявить ее биологическую детерминацию. Например, теории Э. Кречмера и У. Г. Шелдона связали характер реакций человека с его физической конституцией. Другие теории сделали главный упор на выявление соотношения различных элементов, уровней и систем структуры. К таким теориям можно отнести психоаналитическую концепцию Зигмунда Фрейда и аналитическую психологию Карла Юнга.

Основные подходы к анализу личности (психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая, когнитивная) были разработаны в 30 - 60-е годы XX в. В настоящее время существует множество теорий личности. Они позволяют прогнозировать личностные характеристики индивида, его поведенческие реакции и мотивации, а также характер и способы межличностных отношений. При этом все современные теории личности принято подразделять на три типа.

Первый тип - это психодинамические теории. К ним можно отнести теории 3. Фрейда, К. Юнга и их современных последователей. Они объясняют динамику личности на основе взаимодействия структурных элементов психики: бессознательных мотиваций, влечений, комплексов и архетипов.

Второй тип - социодинамические теории. Ведущую роль в развитии личности они отводят социокультурным детерминантам: социальным условиям существования личности, ее социальному окружению и предметной деятельности. Такая позиция доминирует в деятельностном подходе С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, теории оперантного научения Б. Скиннера.

Третий тип составляют интеракционистские теории личности. Они объясняют динамику психики личности на основе взаимодействия. Так, например, согласно представлениям Э. Кречмера и У. Г. Шелдона, высокие и худые люди обладают заторможенной психикой и склонны к робости и одиночеству; сильные и мускулистые люди имеют динамичную психику и отличаются стремлением к доминированию, властвованию.



В практике делового общения многообразные подходы к анализу особенностей индивида должны использоваться как основа при формировании умений делового общения у специалистов среднего звена.