Концепция модуля оценки и выбора информационных ресурсов для поддержки принятия решений в образовании - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекция Системы поддержки принятия решений Тем Системы поддержки принятия... 1 101.41kb.
Принципы построения систем поддержки принятия решений для оценки... 1 91.04kb.
Система поддержки принятия решений многокритериального выбора на... 1 94.37kb.
Программа дисциплины «Информационные системы поддержки принятия решений» 1 294.46kb.
«Влияние информационных технологий на развитие систем поддержки принятия... 2 392.21kb.
Средства моделирования на основе темпоральных сетей петри для интеллектуальных... 1 103.04kb.
Гибридная система поддержки принятия решений для процессов очистки... 1 28.56kb.
Маркетинговые информационные системы 1 187.29kb.
Перспективы создания информационной системы поддержки принятия решений... 1 27.3kb.
И методы интеллектуальной поддержки процессов принятия решений 4 1382.86kb.
Анализ и разработка схемы принятия решений в организации 1 136.89kb.
Не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед 1 62.37kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Концепция модуля оценки и выбора информационных ресурсов для поддержки принятия решений - страница №1/1

концепция модуля оценки и выбора информационных ресурсов для поддержки принятия решений в образовании

Трейбач А.Л.


На сегодняшний день существует большое количество показателей оценки качества образования, уровня подготовки специалистов, эффективности организации образовательных процессов. Но для каждой конкретной ситуации необходим определенный набор критериев для проведения оценки. Порой собирается значительное количество статистической информации по различным направлениям, а реально используется только малая ее доля, при этом на сбор данных тратятся финансовые и трудовые ресурсы.

Менеджмент должен быть эффективным во всех сферах деятельности, именно поэтому для повышения результативности управления образовательными процессами, было принято решение о разработке инструментария, позволяющего помочь лицу принимающему решение в данной области определиться с набором критериев (статистических показателей), которые бы позволили ему провести достаточный анализ, выявить связи между процессами.

Предполагается создание предметной онтологии описывающей систему образования России, процессы в ней протекающие, связи между ними, существующие критерии оценки. Данная онтология будет являться базой знаний для сети агентов, которые, проведя семантический анализ описания проблемной ситуации, вводимого в систему пользователем (лицом, принимающим решение) предлагают список критериев, а также вопросов для опросных листов, проведя анализ по которым можно будет экспертно оценить изображаемую ситуацию. Данная задача будет решена с использованием программного средства Magenta Toolkit.

Цель работы: создание концепции модуля оценки и выбора информационных ресурсов для поддержки принятия решений в образовании, функционирующего на базе онтологии «Система образования РФ», позволяющей выявлять подмножество критериев оценки образовательной системы для каждой конкретной ситуации, описанной пользователем.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:



  1. Определение критериев оценки системы образования.

  2. Отражение структуры Российского образования в систему классов объектов и агентов.

  3. Создание предметной онтологии «Система образования России».

  4. Выявление параметров, которые необходимых для ввода ЛПР для оценки агентом проблемной ситуации и однозначного понимания целей.

  5. Создание интеллектуальных агентов, реализующих анализ предметной области.

Данный модуль должен помочь лицу, принимающему решение о выборе статистических показателей для оценки проблемной ситуации в области образования. Эксперт, введя в модуль описание проблемной ситуации должен в итоге получить список рекомендованных ему статистических индикаторов, схема работы модуля представлена на рисунке 1. Разрабатываемый модуль является развивающимся, список хранимых в нем индикаторов может пополняться и расширяться. По предложенной схеме возможна оценка не только проблемных ситуаций в области образования, но и в других, необходимо лишь разработать соответствующую онтологию.

Рисунок 1 – Схема работы модуля


По результатам изучения критериев, по которым на данный момент происходит мониторинг системы образования России можно выявить следующие направления, по которым происходит оценивание: преподаватели, учащиеся, уровень профессиональной подготовки, образовательный кредит, образовательные цели и программы, степени выполнения образовательных программ, работодатели, материальная база, цены на услуги, бюджетное обеспечение, домохозяйства, вспомогательный персонал. Критерии каждого из классов имеют ту или иную степень отношения к другим выделенным классам оценки системы образования. Таким образом, в итоге получаем полный гиперграф их взаимодействия. На рисунке 3 выделены наиболее сильные связи между классами.

Рисунок 2 - Связи между классами критериев оценки системы образования


На основании выделенных классов критериев оценки системы образования была разработана предметная онтология, концепты данных классов были наделены атрибутами (рис. 3).

Рисунок 3 - Атрибуты онтологии «Оценка системы образования РФ»
Следующим этапом работы явилось создание мультиагентной сети, функционирующей на базе разработанной онтологии. Мультиагентная система поддержки принятия решений является системой состоящей из агентов возможностей и, соревнующихся или кооперирующихся между собой, в зависимости от ситуации, с целью дать возможность системе выполнить поставленную задачу.

При этом главной особенностью подхода становится самоорганизация между потребностями и возможностями системы. Вместо централизованного решения задачи и построения полностью оптимального плана действий, каждая потребность и каждая возможность должны самостоятельно принимать решение, какой из возможных вариантов взаимодействия им подходит, и своевременно изменить принятое ранее решение, если находится вариант для его улучшения. Концепция сети «потребности – возможности», для решаемой задачи представлена на рисунке 4.


Рисунок 4 - Концепция сети «потребности – возможности»


Для создания онтологии виртуального мира онтологии «Оценка системы образования РФ» необходимо создание агентов возможностей (ресурсов) и потребностей (заказов). Для решения задачи необходимо создать один агент потребности, который будет отражать критерии, предъявляемые лицом принимающим решение к необходимым ресурсам (критериям оценки системы образования), таким образом, ЛПР описывает исследуемую предметную область. Для каждого критерия оценки системы образования России необходимо создать агента ресурса (рисунок 5).

Рисунок 5 – Агенты ресурсов и потребностей класса «Учащиеся»


На следующем этапе задаются отношения между разрабатываемой мультиагентной системы, представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 – Отношения матчинга между агентами класса «Учащиеся»


Последним этапом создания мультиагентной сети является моделирование процесса принятия решения. Для этого на сцену в программе Magenta Toolkit наносятся программные агенты, задаются параметры принятия решений и сцена запускается на моделирование. В итоге пользователь может просмотреть лог переговоров между интеллектуальными агентами (рисунок 7), а также и результат этих переговоров, т.е. рекомендуемые критерии для оценки конкретной ситуации в образовательной системе России (рисунок 8).

Рисунок 8 – Окно лога переговоров между агентами


Рисунок 9 – Результат принятия решений группой

интеллектуальных агентов

Современный мир слишком сложен и изменчив, чтобы исследовать его, а тем более управлять им с помощью традиционного, жестко организованного программного обеспечения. Все связано между собой, и часто очень трудно провести четкие грани между разными элементами этого мира: экономика и политика, политика и социальные процессы – примеры тесно интегрированных, постоянно взаимодействующих и изменяющихся процессов.

Один из путей создания нового программного обеспечения, способного приблизить к адекватному описанию окружающего мира, связывается с применением мультиагентных систем (МАС).

Модуль «Оценки и выбора информационных ресурсов для поддержки принятия решений в образовании» может развиваться, список хранимых в нем индикаторов может пополняться и расширяться. Предложенная концепция позволяет проводить оценку и выбор информационных ресурсов не только для поддержки принятия решений в образовании, но также и в других областях.



ЛИТЕРАТУРА

067.06.01-08.АX Разработка модуля интеллектуальной обработки данных в системе поддержки научных исследований. Конкурс молодежных грантов Правительства Челябинской области 2008 г.

Андреев В.В., Минаков И.А., Пшеничников В.В., Симонова Е.В., Скобелев П.О.. Основы построения мультиагентных систем // Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики. Самара, 2007, 151 с

Индикаторы экономики образования. – Режим доступа: http://education-monitoring.hse.ru/

Лисьев Г.А. Автоматизированная система поддержки научных исследований в области экономики образования II Труды Международных научно-технических конференций «Интеллектуальные системы» (АI’08) и САПР» (САИТ-2ОО8).// Научное издание в 4-х томах. — М.: Физматлит, 2008, Т. 1. — С. 280—285.

Открытые мультиагентные системы для принятия решений в задачах динамического распределения ресурсов / Д.В. Абрамов, В.В.Андреев, Е.В.Симонова, П.О.Скобелев. Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики. Самара, 2008, 215 с.

Пальчунов Д.Е. Решение задачи поиск информации на основе онтологий //Бизнес информатика №1-2008г. - стр3.

Трейбач А.Л. Исследование проблем принятия решений в образовательных процессах факультета информатики МаГУ// Материалы регионально научно-практической конференции «Студент и наука - 2009». – Магнитогорск: МаГУ, 2009.



Федеральная Служба Государственной Статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru/