Коллекционирование как средство развития исследовательских умений младших школьников Вишнякова Галина Викторовна, учитель начальных - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Коллекционирование как средство развития исследовательских умений... 1 34.19kb.
Новое поколение выбирает жизнь 1 100.61kb.
Формирование духовной культуры младших школьников Немкова Елена Николаевна... 1 146.49kb.
«Формирование читательской компетентности как основы развития младших... 1 68.79kb.
Статья группы «Историки» Материал из Saratov fio wiki. Содержание... 1 21.27kb.
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя... 2 437.86kb.
Исследовательская работа Алёхина Евгения Викторовна моу «Лицей №174»... 1 16.36kb.
Выступление на мо учителей начальных классов моу сош №7 учителя начальных... 1 64.38kb.
Классный час «По лесным тропинкам» 1 47.52kb.
Моу сош «Веста» Бутакова В. Н. учитель русского языка и литературы 1 70.41kb.
Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического... 1 92.9kb.
Закона от 13 декабря 1996 г. N 150-фз "Об оружии" (далее Закон "Об... 1 16.07kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Коллекционирование как средство развития исследовательских умений младших школьников - страница №1/1

Коллекционирование как средство развития исследовательских умений младших школьников
Вишнякова Галина Викторовна,

учитель начальных классов МОУ «Лицей села Верхний Мамон»

Верхнемамонского района Воронежской области
Современный мир так динамичен и стремителен, что ориентирует педагогику на переоценку роли исследовательских методов в образовании. Сегодня уже понятно, что исследовательские умения, к которым относят умение формировать цель предстоящей работы, планировать свою деятельность для решения какой-либо задачи, анализировать ситуацию, выбирать наиболее регулятивный способ решения проблемы и др., необходимы не только людям, жизнь которых связана с наукой, но и каждому человеку в повседневной жизни. Формировать их необходимо уже в младшем школьном возрасте.

Ребенок рождается исследователем, жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире нормальное, естественное состояние ребенка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. Основой для формирования исследовательской культуры является именно начальная школа.

Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы В.И.Андреева, Н.А.Семеновой, В.П. Ушачева и др. Ученые выделяют их из общеучебных умений, подчеркивают исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются.

Под исследовательскими умениями мы будем понимать интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования (на доступном учащимся материале) и соответствующие этапам учебного исследования.

Современная школа снабжена большим арсеналом технологий, методов и средств для включения ученика в собственную деятельность. В то же время существуют увлечения школьников, которые раскрывают их индивидуальность. Одним из таких увлечений является коллекционирование. В Большой Советской Энциклопедии коллекционирование как целенаправленное собирательство, как правило, однородных предметов, имеющих научную, историческую или художественную ценность.

Младшие школьники часто коллекционируют наклейки, фантики, марки, игрушки. Собирая коллекцию, ученик расширяет кругозор, осваивает навыки исследовательского поиска. Восприятие предметов коллекции и создание макетов придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству учащихся. Ведь персонажи активизируют имеющиеся у школьников знания, опыт, придают направленность их творческим интересам.

В процессе коллекционирования развиваются процессы и умения, являющиеся ступеньками к творчеству: познавательные психические процессы (внимание, гибкость и нестандартное мышление), умение наблюдать, выделять главное, устанавливать аналогию и комбинировать.

Однако, чтобы такое увлечение учеников не было бессмысленным сбором , а способствовало развитию исследовательских умений, процессом коллекционирования необходимо управлять. Здесь неоценима помощь родителей.

У младших школьников нужно воспитывать бережное отношение к коллекции. Они должны понимать, что это необычные игрушки, а экспонаты, которые надо рассматривать, любоваться ими, в то же время нельзя их делать неприкасаемыми, тогда учащиеся потеряют к ним интерес. Они должны иметь возможность не только рассматривать, но и перебирать вещи, располагая их по-своему.

Истинное и полезное коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Стойкость к коллекционированию у младших школьников во многом зависит от того, культивируют ли взрослые(родители и учителя) его собирательство или гасят желание своим пренебрежительным отношением. Если родители и учителя поддерживают интересы школьника, направляют его познавательную деятельность, то это способствует формированию таких качеств, как любознательность, пытливость и наблюдательность, что придает активности младших школьников, четкую познавательную направленность.

Мы разработали следующие этапы учебного проекта "Коллекционирование":

-организационный этап

Организация работы на этом этапе способствовала формированию у младших школьников умений определять тематические рамки коллекций, выбирать объект интереса, ставить задачи в соответствии с темой коллекции.

-планирование работы

Этот этап способствовал формированию у младших школьников таких исследовательских умений, как составление плана деятельности, определение цели работы.

-выполнение проекта

У учащихся сформировалось умение выражать замыслы и вносить коррективы в ранее принятый план действий, систематизировать, наблюдать.

-представление результатов исследования

Этап способствовал выработке у учащихся умений рассуждать, делать выводы, выделять главное и второстепенное.

-оценка результатов своей работы



Важнейший заключительный этап, способствующий осмыслению учениками своих действий. Это очень важно для работы, так как помогает достичь нового, лучшего результата.