Классный час «Символы России» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Классный час «Символы России» - страница №1/1

Классный час «Символы России»

… Для полного счастья человеку


необходимо иметь славное Отечество …

Симонид Кеосский, древнегреческий поэт (550-469 гг. до н. э. )

Цель: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России

Задачи:

  1. проследить историю формирования государственной символики России и Курганской области;

  2. воспитать уважение к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране, к своему краю и городу;

  3. сформировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей и стремление воплощать их в повседневной практической деятельности;

Оборудование:

  • электронная презентация “Государственные символы” (созданная в Microsoft Office PowerPoint);

  • наглядные пособия: государственная символика России, официальная символика Курганской области;

  • фонозаписи гимнов России;

  • дидактическая игра;

Предлагаемая разработка ориентирована на средний школьный возраст (11-14 лет). Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учителя целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы. Возможен вариант замены мультимедийной презентации иллюстрациями.

К данному уроку можно привлечь учеников в качестве специалистов по символики, поручив озвучить некоторые слайды.

Форма проведения: урок применения, повторения и обобщения знаний.

Этапы:

  1. Актуализация знаний (вступительное слово учителя)

  2. Государственные символы России (защита презентаций)

  1. Герб

  2. Флаг

  3. Гимн

  1. Дидактическая игра «Символика России»

  2. Символы Курганской области

  3. Подведение итогов

1 слайд

Педагог:

Что такое Родина? С чего она начинается?

У каждого человека это чувство подобно реке. Но у каждой реки есть исток - маленький ручеек, с которого все начинается.

Память людей связана с тем местом, где проходит их детство. Память влечет домой, согревает сердце и делает человека счастливым. Или несчастным - если он потерял Родину.

Педагог:

«Что значит: Родина моя?» —

Ты спросишь. Я отвечу:

«Сначала тропочкой земли

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это - Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобой

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет».

2 слайд

Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - России.



3 -4 слайд

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы – символы США.

Какие символы России вы можете назвать?

(учащиеся предлагают свои варианты)



5-6 слайд

Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело –сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы.



7 слайд

А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

В разные периоды истории гербы имели разный вид, в них отражена история государства Российского.

8-9 слайд

В 11 веке начались первые крестовые походы на Восток. С криками «Бог того хочет!» рыцари, собирая отряды верующих во Христа, шли освобождать святой город Иерусалим. Закованным в железо с ног до головы рыцарям порой трудно было отличить в бою, кто есть кто. И тогда каждый стал себе придумывать какой-либо знак, который мог нести в себе самую главную информацию о его владельце. Именно крестовые походы положили начало созданию гербовой символики.

Сначала гербы были простыми, но с течением времени они становились сложнее, затейливее. Нужен был особый талант, чтобы составить толковый и красивый герб. Появились специальные люди - герольды, которые этим занимались. Короли, герцоги поручали им изготовление родовых гербов, чтобы даровать их своим подданным. Эти гербы переходили от отца к сыну из рода в род.

Гербами стали обзаводиться города и целые государства. Хороший герб мог о многом рассказать.

Первый герб России появился в конце XIV века. На нем изображался всадник с копьем, поражающий змея.

Давайте мысленно переместимся в XV век. Великие битвы и события, которые нас интересуют (Куликовская битва, 1380 г. и битва при Угре, 1480 г.) показали, что великое Московское княжество способно отстоять свою независимость. Наступает царствование Ивана III. Брак Ивана III с византийской царевной Софьей-Зоей Палеолог принес на Русь герб - двуглавого орла, а падение Византии сделало Москву единственным оплотом православия. До этого времени герба на Руси просто не существовало, а византийский герб с двуглавым орлом, который символично смотрит и на запад, и на восток понравился Ивану III. Когда пала Византия, Русь осталась единственной державой, которая владела таким гербом.

Двуглавый орел - один из древнейших в истории человечества символ власти, верховенства, силы и мудрости. Всадник на щите - символ столицы России.
10 слайд

Герб Российской Федерации представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона.



Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено?

(учащиеся высказывают свои предположения)



11-13 слайд: Давайте проверим верны ли наши предположения. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

14 слайд Где изображается герб Российской Федерации?

15 слайд:У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Символика любого государства является неотъемлемой и очень важной частью. Когда мы слышим фразу «Овеянный славою флаг наш», мы испытываем национальную гордость. Мы понимаем, что издавна воины шли в бой под флагом, давали присягу, целуя край флага, флаг ставили на завоеванную землю, Город, высоту. Тот, кто нес флаг, всегда считался лучшим человеком, это особая честь.

Кто может представить праздник без поднятия флага? Кто может представить парад без флага? Кто может представить государственное учреждение без флага?


16 слайд Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России.

17 слайд: Из истории флагов….

18 слайд: 20 января 1705 года Пётр I издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должен подниматься бело-сине-красный флаг. Трёхполосный флаг использовался и на военных кораблях до 1712 года, когда в качестве военно-морского флага был утверждён Андреевский флаг. Бело-сине-красный флаг становится коммерческим флагом (то есть флагом гражданских судов).

Однако употребление данного флага не ограничилось только торговым флотом. Бело-сине-красный флаг использовался как военно-полевой флаг подразделений русской армии: так, во время сражения при Нарве русские полки шли в бой под бело-сине-красным флагом с золотыми двуглавыми орлами. Кроме того, бело-сине-красные шарфы — были частью офицерской формы в русской армии с 1700—1732 года.

Несмотря на то, что Пётр I разработал за свою жизнь огромное количество флагов (различные варианты Андреевского флага, штандарты царя Московского и императора Всероссийского, варианты гюйсов и проч.), государственный флаг Российской империи им так и не был установлен.

19 слайд:

28 апреля 1883 года (7 мая 1883 года это решение было включено в Собрание узаконений Российской империи) Александром III было издано «Повеление о флагах для украшения зданий в торжественных случаях», предписывавшее использовать исключительно бело-сине-красный флаг. Чёрно-жёлто-белый с этого момента считался династическим флагом царствующего дома Романовых.

Последний российский император Николай II в 1896 году окончательно закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного государственного флага Российской империи.

20 слайд: Пристрастие русского народа к красному цвету известно давно. Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, красным бархатом были выложены изнутри царские суда и кареты, под красным балдахином появлялись цари перед народом. Именно красный цвет можно считать традиционным цветом русских царей и русской монархии до XIX века.

21 слайд Мы знаем, что до 1991 года флаг России был красного цвета.

22 слайд В конце 1980-х годов исторический флаг России стал одним из символов движения за реформы и против коммунистической идеологии. Во время так называемого «Августовского путча» российский триколор широко использовался силами, противостоящими ГКЧП. 22 августа 1991 года в дни путча ГКЧП Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление "Об официальном признании и использовании национального флага РСФСР", и флаг был поднят над Белым домом. А накануне председатель Совета министров РСФСР Иван Силаев разослал центральным и местным органам официальную телеграмму о введении нового флага, представляющего собой полотнище из трех равновеликих горизонтально расположенных полос: верхней белого, средней - синего, нижней - красного цветов. Указом Президента РФ от 20 августа 1994 г.  22 августа объявлен памятным днем и отмечается как «День государственного флага Российской Федерации».

23 слайд Что означают цвета флага?

Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного. Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

24 слайд:11 декабря 1993 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал Указ «О Государственном флаге Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Государственном флаге Российской Федерации. Описание государственного флага Российской Федерации, содержавшееся в Положении 1993 года, было без изменений повторено в статье 1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000. Закон «О Государственном флаге Российской Федерации» вступил в силу 27 декабря 2000 года.

25 слайд: Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

Кто из вас знает, что такое государственный гимн?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

26 -27 слайд:

В 1833 Николай I объявил закрытый конкурс на создание первого оригинального национального гимна, в котором победил вариант А. Ф. Львова и В. А. Жуковского, называвшийся «Молитва русского народа». Гимн понравился императору, поскольку обладал простой и запоминающейся мелодией и текстом, подобным европейским образцам (первый стих — калька с английского гимна). В конкурсе участвовал и М. И. Глинка с хором «Славься» из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Патриотической песней» на стихи В. А. Жуковского. Первое исполнение «Боже, Царя храни» состоялось 11 декабря 1833 в Большом театре в Москве на праздновании 31-й годовщины освобождения России от наполеоновского нашествия. Вскоре было объявлено о признании этого гимна официальным. Он должен был звучать на парадах, смотрах войск и во всех случаях, когда звучал прежний гимн с английской мелодией. С тех пор он звучал повсюду — и в войсках, и при дворе, и на гражданских торжествах.

Этот гимн звучал в России вплоть до 1917 г.  Итак, в XIX в. в России был создан официальный гимн Российской империи. До этого существовали несколько гимнов, которые, однако,не были признаны официально и не могли считаться официальным символом России. В результате гимном было признано музыкальное произведение, которое наилучшим образом выражало идею величия и мощи России. Он был спокоен и гармоничен, но одновременно исполнен внутренней силы.(Звучит гимн)

28 слайд Патриотический подъем в годы Великой Отечественной войны и изменившиеся отношения с западными державами-союзниками, которые негативно воспринимали идею всемирной борьбы за коммунизм в «Интернационале», потребовал принятия нового гимна. Задание формулировал лично И. В. Сталин. Председателем конкурсной комиссии стал К. Е. Ворошилов. В конкурсе участвовали поэты В. И. Лебедев-Кумач, С. И. Кирсанов, М. В. Исаковский, М. Ф. Рыльский, М. А. Светлов, Н. Н. Асеев, К. М. Симонов и др. В итоге за основу был выбран текст С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана, на который именитые композиторы Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, А. В. Александров писали варианты мелодий. На заключительном прослушивании различных вариантов мелодий выбрана музыка Александрова, созданная еще в 1936 как «Гимн партии большевиков». 1 января 1944 по радио прозвучал новый гимн.

После XX съезда КПСС гимн, в котором несколько раз упоминался Сталин, исполнялся без слов. Очередной, поправленный теми же авторами вариант слов утвердился в 1977 после принятия новой Конституции СССР. (Звучит гимн)


29 слайд: В 1991, после распада СССР, гимном России по указу президента Б. Ельцина стала мелодия «Патриотической песни» М. Глинки. Гимн исполнялся без слов и так не завоевал популярности среди россиян.

В 1999 был вновь объявлен конкурс на музыку и текст гимна РФ, в котором приняли участие известные поэты и композиторы. В декабре 2000 г. государственная комиссия рекомендовала утвердить в качестве гимна России мелодию Александрова на слова С. В. Михалкова. 8 декабря 2000 г. Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря — Совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В.В. Путин.  Впервые новый гимн прозвучал 1 января 2001.  Принятие нового-старого гимна вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Привычная для тех, кто родился и вырос в СССР музыка советского гимна должна была олицетворять преемственность современной России по отношению к советской эпохе, в то же время новые слова (в том числе немыслимое для коммунистического прошлого упоминание в гимне о Боге) были призваны символизировать новые ценности, утверждающиеся в Российском обществе. 


30 слайд: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России

(Звучит гимн)



Из опыта работы: целесообразно сопроводить прослушивание гимна слайдами, отражающими славные страницы российской истории.

Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

Итог урока:

Символы государства – это и история страны, и её сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, её отличия от других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Творческому усвоению истории символов государства мы классный час и работу над проектом. Учебная игра показала не только знания учащихся, но и умение применять их на практике. Ученики продемонстрировали, что разбираются в государственных символах, овладели историческими сведениями о них. Осмыслили этот материал и умеют сопоставлять, прослеживать связи, делать выводы на основе имеющихся знаний.