Классный час «Природа не прощает ошибок» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Классный час «Природа не прощает ошибок» - страница №1/1

Классный час

«Природа не прощает ошибок». (9 класс)



Цель: расширить представление детей об экологических законах;

Способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

Побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.



Оформление:

А) на доске эпиграф: Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е.Евтушенко



Б)четыре закона экологии:

1.все связано со всем.

2.все должно куда – то деваться.

3.ничто не дается даром 4.Природа знает лучше.



План классного часа:

1.Вступительное слово.

2.Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»

3.Интерактивная беседа.

4.Информационный блок «Законы экологии».

5.Виртуальный экологический рейд «Законы экологии нарушены?»

6. Работа в группах « Обращение от имени природы»

7.Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя»

8.Подведение итогов.

Ход классного часа.


  1. Вступительное слово.

  2. Кл. руководитель. Тема нашего классного часа – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение- в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам. Единственное спасение - в экологической культуре.

  3. 2013 год объявлен годом экологии. Мы должны сделать все, чтобы спасти природу.

Мы сегодня дышим вволю,

Хоть газуют все машины,

Нам пока всего довольно,

И для грусти нет причины!

Скорость, ветер крутит нервы,

Мы несемся вместе с веком,

Кто скорей, кто будет первым-

И плевать, что грязь и копоть.

Мы- машины с человеком-

Мы природу покорили.

Жить хотим мы так сегодня.

Чтобы вечно недра были

Нам, нам, вам, вам.

Человек, оставь природу,

Будь разумным ее сыном.

И она простит неволю

И воздаст тебе по чину.

Есть на то свои причины:

Воздух ведь давно испорчен,

Смерть гуляет по планете-

Гибнет будущее – дети.
Мир и экология. Эти слова стали своеобразными символами современности, настоятельными призывами, обращенными ко всем народам и к каждому из нас. Да, наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь «болезнь» природы угрожает благополучию и жизни самого человека. Вот почему остро стоит сегодня вопрос экологии. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Одно из таких соглашений- Конвенция по ограничению торговли редкими исчезающими видами диких животных и растений. Созданв и создаются различные международные организации , служащие делу охраны природы. Одна их них- Международный союз охраны природы. Только сообща люди могут вылечить планету. Если люди погубят окружающую среду, они и сами не выживут. Загрязнение океана, уничтожение джунглей, гибель многих растений и животных, растущие груды мусора- все это признаки грозной опасности, которая нависла над природой и человеком. Только сообща люди могут «вылечить планету».
2. Проблемная ситуация.

Кл. руководитель.

Сегодня нам кажется , что не от нас это зависит. Все это дело государства, правительства. Нет, если так кто думает, то глубоко ошибается. Прежде всего, состояние планеты зависит от каждого из нас, именно сегодня.

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту нечисть»!- в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

Какой же экологический урок дал эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

-Если уничтожить комаров, то исчезнет вся рыба.

-В природе все связано.

Природа очень разумна.

Кл. руководитель. Да, в природе все закономерно, взаимосвязано. Эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

- Аральское море , которое обмелело и высохло от того, что из него забрали много воды на полив хлопка.

-В Китае были уничтожены миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в других странах.

-В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказалось, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит,

предотвращали эпидемию.
4.Информационный блок «Законы экологии».

Кл. руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет ее законов. А между тем, этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, Четыре закона экологии. Их сформулировал американский ученый Барри Коммонер.

Первый закон: «Все связано со всем».

Второй закон: «Все должно куда – то деваться».

Третий закон: «Ничего не дается даром».

Четвертый закон: «Природа знает лучше».

Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну , а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, а накапливаются и загрязняют ее. Вам приходилось наверное видеть массу валяющихся пакетов, пластмассовых бутылок, бумажек. Мы с вами не должны проходить мимо этого мимо. Прежде всего, нельзя самим разбрасывать этот мусор.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.


5.Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?»

Кл. руководитель. Сейчас мы проведем рейд по улицам по улицам нашего села и увидим, выполняют ли жители нашего села экологические законы. А вот и первый нарушитель, из труб нашего химического завода идет черный едкий дым. Чем это грозит жителям села?

Примерные ответы детей:

- куски сажи оседают на листьях растений, тяжело дышать больным людям, особенно, кто страдает астмой.

Центр села. Всюду полиэтиленовые пакеты, пластмассовые бутылки, бумажки.

Примерные ответы детей:

-Загрязняется почва.

Берег нашей реки Полной. Кроме пластмассовых бутылок, множество стеклянных бутылок, много различного мусора, хлама.

Примерные ответы детей:

- Можно порезать ноги, мусор вредит животным, которые обитают по берегу реки. Этот мусор во время дождя смывается в речку, погибают рыбы.


Гора волошинская, лес. Здесь тоже можно встретить множество мусора. Как это влияет на природу?
Примерные ответы детей:

- Это влияет на зеленые растения , дикорастущие цветы.
Район бывшего кирпичного завода.

Здесь организовали свалку. Но часто мусор высыпают не доезжая свалки, на обочину дороги. Ветер разносит его по полям. Чему это грозит?

Примерные ответы детей:

-Загрязняется почва, водой мусор смывается в речку, погибает в реке рыба и все живое.
И таких примеров можно привести много.

Кл. руководитель. В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «Биогумус». На упаковке написано , что удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвел его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учеными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая все это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он ест в сутки в два раза больше , чем весит, а еще он неприхотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от 4 градусов до плюс 40 градусов. Живет этот труженик целых 16 лет. Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей:

-Это, наоборот, выполнение законов экологии.

-Тут выполняется второй закон «Все должно куда- то деваться».

-А еще и четвертый закон «Природа знает лучше».
6.Работа в группах «Обращение от имени природы».

Кл. руководитель. Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают эти законы и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы природа могла говорить, чтобы она сказала своим детям. Давайте напишем письмо от имени природы. Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к ученым.

Четвертая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.


7.Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя»

Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов- важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна еще и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко. О чем говорит поэт?

Примерные ответы детей:

-Что нужно беречь природу.

-Что нельзя убивать зверей.

-Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашк Кл. руководитель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

-Это жадность, зависть, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие.

Кл. руководитель. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас- это плохие качества характера, которые мешают полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу. И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своем сердце, т. е. бороться с этими пороками. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.
8. Подведение итогов. (рефлексия)

Кл. руководитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

-Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

-Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и показал в ней комаров.

-Я еще не достаточно культурный, много зверей внутри меня.

Кл. руководитель. Давайте примем декларацию об экологии.
Декларация.
Наша жизнь и будущее зависит от каждого из нас. И надо действовать сегодня. Надо действовать сейчас!

-Пусть это будет посаженное твоими руками дерево.

-Или не загубленный уголок природы.

-Вовремя потушенный пожар или костер.

-Заботливо расчищенный ручеек.

-Защищенные гнезда и муравейники.

Сохранность природы зависит от нашей культуры, нравственности и милосердия. (Каждый подписывается под декларацией)
Кл.руководитель. «Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца, с великими сокровищами жизни. И охранять природу- значит охранять Родину». Так сказал в свое время Пришвин. Так давайте же охранять Родину!
«Благословляю я тропинку, по коей нищий, я иду, и в поле каждую былинку, и в небе каждую звезду…» (Иоанн Дамаскин).

Эти строки написаны более тысячи лет назад, а как звучат и сегодня как завет людям: живи и не вреди другому.

Бесконечно долгий путь прошла наша планета Земля,ь пока не появились на ней условия для живой и мыслящей жизни, пока не возникла природа- создатель и хранитель всей красоты мира, которая воспитывает в душах счастье и радость, - будь то душа мыслящего человека или что- то другое, присущее животным или растениям.

Живое тело Земли - плодородное и вечное. Это оно взращивает прекрасный мир лугов, лесов, полей и нивы, оберегает чистую воду и воздух. Живая природа дает пристанище миллиардам людей и животных. Она кормилица всего сущего и хранительница красоты земной и духовной. Русский поэт Тютчев более 150 лет назад написал:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…


В природу нужно входить как к другу: с чистыми помыслами и открытой душой, смотреть на ее зеленое убранство как на самый действенный фактор нашего здоровья и долголетия.

Вспомните, как шагая по тропинке босыми ногами , вы ощущаете холодок свежего и немного влажного дерна. Приятно, свежо и радостно на душе; настроение возвышенно прекрасное. Это ликование души и тела, счастливые минуты жизни. Мир зеленой красоты облагораживает человека, порождает в нем высокое духовное начало, милосердие, отзывчивость. В сосновом бору,

В березовой роще,

Где так многогранно

Желание жить,

Мне, сильному,

Только добрее и проще,

И человечнее хочется быть.


Природа отзывчива на человеческую доброту. Судьба всего живущего на Земле зависит от поведения человека. Если мы пренебрегаем лесом, полем, то теряем чистый воздух, которым дышим, воду , которую пьем, землю, которую возделываем, природные дары, которые используем в пищу.

Человеческие поступки не проходят бесследно. За необдуманные поступки человеку мстит жизнь. Тем, что убивает в нем самое лучшее- чувство справедливости, милосердие, доброту, любовь. Жизнь опустошает его изнутри, и человек становится несчастным при всем видимом благополучии. Мы и все живое на Земле из одной огромной семьи, и как бы хотелось научиться жить в мире.


Последний катаклизм.

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,



И божий лик изобразится в них! ( Ф.И. Тютчев, 1830 г.)